Научная статья на тему 'Непрерывная профессиональная подготовка педагогов для учреждений дополнительного образования'

Непрерывная профессиональная подготовка педагогов для учреждений дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
696
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ / КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Алла Павловна

В статье рассматриваются теоретические основы непрерывной профессиональной подготовки будущих педагогов для учреждений дополнительного образования, раскрывается специфика их подготовки. Дается описание модели трехзвенной системы профессиональной подготовки (школа-училище-вуз), обосновываются теоретические подходы для разработки такой системы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Алла Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывная профессиональная подготовка педагогов для учреждений дополнительного образования»

УДК 378 ББК 74.580.22 З 17

А.П. Зайцева

Непрерывная профессиональная подготовка педагогов для учреждений дополнительного образования

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассматриваются теоретические основы непрерывной профессиональной подготовки будущих педагогов для учреждений дополнительного образования, раскрывается специфика их подготовки. Дается описание модели трехзвенной системы профессиональной подготовки (школа-училище-вуз), обосновываются теоретические подходы для разработки такой системы обучения.

Ключевые слова:

Непрерывное профессиональное образование, дополнительное образование, подготовка специалистов, образовательное пространство, интегрированность, культуросообраз-ность, творческое саморазвитие, профессиональное самоопределение

Непрерывное профессиональное образование, как никогда актуальное сегодня, развивается в нашей стране, опираясь, прежде всего на принцип многоуровневости профессиональных образовательных программ. Современный этап становления системы многоуровнего профессионального образования характеризуется стандартизацией профессиональных образовательных программ. Каждый уровень профессионального образования является самостоятельно функционирующим и осуществляет подготовку специалистов на основе ГОС с определенным содержанием обучения.

Концепция непрерывного образования исходит из того, что каждому человеку должны быть предоставлены необходимые условия для систематического образования и самообразования, повышения профессиональной квалификации, приобщения ко всем ценностям общечеловеческой культуры.

Во всем мире эффективность функционирования системы непрерывного образования является одной из центральных педагогических проблем. Данный интерес вызван тем, что система непрерывного профессионального образования позволяет создать гибкую структуру профессиональной подготовки специалистов.

До 90-х годов ХХ века в нашей стране образование имело устоявшуюся и стабильно функционирующую систему, которая удовле-

творяла запросы государства. Каждый гражданин, по достижению определенного возраста, включался в систему непрерывного образования, начиная с дошкольной подготовки и заканчивая высшим учебным заведением. Сам процесс образования рассматривался как прочно сформировавшийся непрерывный цикл, который отвечал всем политическим требованиям данного периода.

Существовал целый ряд учреждений дополнительного образования, в которых на начальном этапе осуществлялся отбор будущих возможных абитуриентов, дети получали необходимые знания, формировались умения и навыки профессиональной деятельности. К перечню этих заведений можно отнести музыкальные и спортивные школы, студии, кружки в домах и дворцах культуры, дома пионеров, творческие лаборатории при институтах культуры и искусства, консерваториях и тд. Каждый, выбирая определенный вид творчества, имел возможность повышать свои профессиональные навыки в среднеспециальных и высших учебных заведениях, т.е. приобретать профессию. Это являлось важным принципом, который отражал общественные тенденции развития в области непрерывного образования того времени.

Процесс осмысления непрерывного образования в отечественной педагогике активизи-

ровался в 70-х годах ХХ века в контексте разработки методологических, психолого-педаго-гических, организационно-управленческих,

экономико-правовых аспектов. В современной действительности это направление является ключевым во всех осуществляющихся или планируемых образовательных реформах.

Сложившаяся система непрерывности в обучении, позволяет создать единое образовательное пространство внутри которого обеспечивается взаимосвязь, интегрированность учебно-воспитательного процесса на всех его этапах, что в последствии сказывается на качестве подготовки специалиста. К сожалению, консерватизм, устаревшие стереотипы мышления чиновников тормозят возможность внедрения новых теоретических и практических разработок в развитие системы непрерывного педагогического образования.

Нередко непрерывность образования трактуется как процесс, не имеющий перерывов, что упрощает саму идею новых перспектив в образовательной деятельности, и сводит понятие «учение длинною в жизнь», «образование через всю жизнь» в более упрощенный вариант

- «образование на всю жизнь».

В основу данного направления заложены такие понятия, как целостность и интегрированность всех ступеней и этапов образования с акцентированием на главный приоритет - личность. Профессиональная направленность личности, а точнее высокий уровень ее сформиро-ванности выступает в качестве компонента и цели педагогического процесса. Таким образом, проблема формирования профессиональной направленности личности - это одновременно и проблема результативности, эффективности процесса профессионального высшего образования.

В перспективе профессиональное непрерывное образование видится глубоко интегрированным в многоуровневые системы, что дает возможность обеспечить органичную преемственность, как с общим, так и с дополнительным образованием. Главной задачей в этом направлении является взаимосвязь между разными системами, звеньями и учебными заведениями. Но есть возможность подойти к этой проблеме и с другой стороны.

Существует опыт подготовки педагогов дополнительных учреждений через систему

непрерывного образования, который на практике реализуется в стенах Государственного института искусств и культуры г. Волгограда. Идея создания единого образовательного пространства для подготовки педагогов дополнительных учреждений исходит из необходимости реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в которой подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального, а также и профессионального самоопределения детей и молодежи с учетом основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации.

Кроме того, еще А.К. Бруновым было отмечено, что основное внимание в системе дополнительного образования детей сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и время их усвоения; развитие видов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы; совершенствование личностно-деятельного характера образовательного процесса, способствующего развитию стремления личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению и самореализации. Дети, посещающие данные учреждения, часто свою будущую профессию связывают именно с деятельностью выбранного ими дополнительного образования. Они стремятся не только удовлетворить свои интересы, но и добиться успеха, реализовать себя сначала как исполнитель, а затем уже и как педагог этой сферы. Это спортсмены, танцоры, певцы, музыканты, художники и т.д. Поэтому создание условий для их творческого развития, с одной стороны, а с другой - возможность получить профессиональное образование является приоритетным направлением работы данного образовательного учреждения.

Для осуществления эффективной деятельности такого учреждения необходимо создание интегративных многоуровневых образовательных программ. При разработке таких программ учитывается целостность содержания, преемственность, как между различными этапами, так и формами работы, с определением актуальных

возможностей педагогической среды учреждения.

В таком образовательном пространстве, по мнению М.Р. Катунова, «выстраиваются возможные варианты образовательного маршрута для воспитанника в единой педагогической среде» [2]. В построении любого вида программ дополнительного образования необходимо опираться на личностно-

ориентированный подход, что создает как для педагогов, так и для воспитанников такие условия, которые направляют их к саморазвитию индивидуального и коллективного творчества. «Если в советское время, - справедливо отмечает В.И. Андреев, - воспитание в коллективе и через коллектив часто приводило к тому, что личность нивелировалась, т. к. воспитывалась для коллектива, то в современных условиях личность воспитанника даже в условиях коллективного воспитания должна получить простор и реальную возможность для проявления своих существенных сил и способностей» [1].

В нашей модели непрерывное профессиональное образование педагогов дополнительных учреждений представляет собой трехзвенную структуру:

1-е звено - школа;

2-е звено - училище (среднее специальное образование);

3-е звено - вуз (высшее профессиональное образование).

В соответствии с целями и задачами каждого звена разрабатываются соответствующие программы, обеспечивающие единый подход к профессиональной подготовке специалиста, осуществляется обеспечение благоприятного психологического и эмоционального климата, создание единого воспитательного и образовательного пространства.

В таком варианте с наименьшими проблемами решаются вопросы по материальнотехнической базе, укомплектованности преподавательским составом, обеспеченности методической и научной литературой. Еще на первом этапе с минимальными потерями проходит тщательный отбор одаренных детей, что позволяет в дальнейшем готовить высококвалифицированных специалистов. В первый год обучения, учащиеся совместно с преподавателем имеют возможность обозначить для себя индивидуальные маршруты, например,

- на профессиональную ориентацию дальнейшего обучения: училище - вуз,

- создание единого профессионального подхода к процессу обучения от школы до вуза,

- возможность перехода с одного факультета на другой из-за сложившихся непредвиденных обстоятельств (потеря голоса, медицинские противопоказания, изменение взглядов на будущую профессию и т.д.), что позволяет сохранить будущего специалиста в рамках данной профессии,

- выстраивание единой информационной среды.

Такой подход требует переосмысления методов организации образовательного процесса, поиска, конструирования и применения таких технологий, которые позволяют учащемуся достигнуть высокого индивидуального уровня развития своего творческого потенциала, получить соответствующее профессиональное образование. Программа, реализуемая в учебном учреждении, направлена на удовлетворение государственных, общественных, и личных запросов, что обеспечивает процесс и результат развития личности в реально функционирующей системе непрерывного образования.

Образовательные программы взаимосвязаны и взаимодополняемы, что обеспечивает преемственность между школой и училищем, училищем и вузом. Условием для возникновения подобных направлений в образовании является социальный заказ. Исходя, из социального заказа формируется содержание, определяются формы и методы организации образовательного процесса, которые продиктованы конкретными социально-экономическими условиями. Стремительно меняющийся облик современного социума способствует развитию динамичности и открытости образовательных систем, а также стимулирует поиск новых образовательных стратегий в реально сложившихся условиях, направленных на достижение единой образовательной цели - формирование личности будущего специалиста.

Ни одна образовательная программа в рамках единой системы школа - училище - вуз не должна являться тупиковой, что возможно лишь в условиях интеграции между образовательными программами всех уровней. Такой подход разносторонне и гармонично развивает личность, способствует активной социальной

адаптации, самостоятельному выбору дальнейшей профессии, самосовершенствованию и самообразованию. Приоритетными направлениями данной структуры являются:

- предоставление каждому учащемуся в соответствии с индивидуальными запросами и профессиональными интересами возможности реализовать себя в творческой деятельности;

- усиление стартовых возможностей личности с первого года обучения;

- содействие в реализации жизненных планов с учетом способностей и интересов учащегося.

Главной целью непрерывного образования в существующей программе является развитие конкретного человека, а основной ценностью становится уровень профессиональной подготовки учащегося. В этой связи необходимо отметить, что для более эффективной работы всей педагогической системы требуется грамотная организация образовательного процесса. Программы выстраиваются на гибкой и содержательной основе, с учетом:

- приоритетных направлений в образовании в любом из звеньев (школа - училище -вуз)

- определения целей и задач на каждом из этапов,

- адаптированных учебных планов под данную систему образовательного процесса;

- предоставления профориентированной базы практики.

Преемственность, последовательность, научность, обеспечивает взаимосвязь профессиональной и образовательной подготовки будущего специалиста, обогащает содержание обучения за счет объединения усилий педагога и учащегося, создает атмосферу сотрудничества. Более разнообразным и завершенным становится процесс подготовки на различных этапах, предоставляется возможность коррекции содержания обучения, актуализируется вероятность самостоятельного осознанного стремления к самосовершенствованию в процессе обучения.

Практическая подготовка студентов создает основу для фундаментального овладения основными умениями, формирования навыков профессиональной практической деятельности, обогащает специально-предметную и дидактическую компетентность студента, создает усло-

вия для реализации теоретических основ изучаемых наук при решении конкретных практических задач. Эффективность функционирования модели во многом определяется степенью взаимодействия между педагогическим учебным заведением и базой практики.

Так, при институте созданы и успешно работают детский хореографический ансамбль «Улыбка» и ансамбль «Юг России», возглавляемые Заслуженным деятелем искусств РФ, художественным руководителем государственного учреждения культуры «Волгоградская областная детская филармония», доцентом, заведующей кафедрой хореографии Т.П. Мироновой. Эти коллективы стали основной базой практики для студентов кафедры хореографии.

Не менее интересная работа по профориентации ведется кафедрой «Социально культурной деятельности» совместно с межрегиональной общественной организацией детей-инва-лидов «Аленький цветочек», созданной

В.Н. Корчагиной и Волгоградской региональной общественной организацией содействия детям-инвалидам, руководителем которой является Л. И. Евдокимова. Результатом такой совместной деятельности является поступление бывших участников и волонтеров общественных движений и объединений в институт на специальность «социально-культурная деятельность и народно-художественное творчество».

Абитуриенты, прошедшие такую практику, осознанно выбирают свою профессию и видят себя в дальнейшем специалистами в области дополнительного образования. В условиях непрерывного обучения студенты - будущие преподаватели, ориентированы на педагогическую работу, они редко меняют профессию. Органически взаимодействуя с социумом, осваивая образовательное пространство и совершенствуясь в нем, они в большей степени нацелены на дальнейший процесс профессионального и творческого саморазвития и самообразования, что делает их конкурентоспособными и востребованными на современном рынке труда.

Из всех форм организации учебной работы педагогическая практика оказывает наиболее существенное влияние на процесс формирования личности будущего педагога, поэтому данному разделу работы уделяется особое внимание.

Волгоградский государственный институт искусств и культуры реализует идею непрерывного профессионального обучения учащихся на основе интеграции и преемственности различных образовательных звеньев при подготовке будущих специалистов, что положительно отразилось на качестве профессиональной подготовки студентов. При разработке модели непрерывного профессионального образования мы исходили из понимания образования как культуросообразного процесса, опирались на принципы связи образования и культуры (С.И.Гессен), целостности образовательного процесса, единства типа культурных впечатлений, поддержки индивидуальности (В.В.Розанов), свободы (Н. И. Бердяев), приоритета воспитания перед обучением (В.В.Зень-ковский) и др. [3]. Основным методом проектирования непрерывного образования для подготовки педагогов дополнительного учреждения стал культурологический подход, реализация которого потребовала пересмотра всех компонентов образования, т. е. повороту к культуре и личности как ее творцу и субъекту, способному к культурному творческому саморазвитию. Институт искусств и культуры как бы изначально призван решать проблемы культурного личностного развития, создания условий для поддержания творческой индивидуальности и самобытности, интериоризации общечеловеческих и профессиональных ценностей, обретения смысла жизни, принятие другого как ценности.

Модель спроектирована таким способом, что конечным результатом является получение педагога способного работать в любых учреж-

дениях дополнительного образования. Большое значение в данном подходе уделяется развитию личности самого будущего педагога, его целенаправленному и постепенному приобретению опыта работы в дальнейшей профессиональной деятельности.

Личностная направленность образовательного процесса создает условия для глубокого проникновения педагога в индивидуальные особенности воспитанника, учета его жизненного опыта и опоры на него при изучении специальных дисциплин, педагогической поддержки творческого развития и саморазвития личности, переоценки и переосмысления собственных позиций по отношению к личности учащегося. Направленность учебного процесса на формирование системы общекультурных знаний, на овладение предметными практическими знаниями и умениями определяется требованием гармоничного развития личности.

Примечания:

1. Андреев, В А. Эвристика для творческого саморазвития / В А. Андреев. - Казань, 1994.

2. : . -бие для высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - С. 84.

3. , . . -

: .- .

учителей и классных руководителей, студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / СБ. Кульневич. - Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.