Научная статья на тему 'МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гачаев Ахмед Магомедович, Элипханов Абдул-вахид Имляевич, Маказиева Зара Даутовна

В статье представлены основные проблемы математического образования и преподавания в высшем профессиональном образовании при современной форме развития образования, а также показаны важность, методы и стратегии внедрения математической культуры в математическое образование и преподавание в высших профессиональных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гачаев Ахмед Магомедович, Элипханов Абдул-вахид Имляевич, Маказиева Зара Даутовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATHEMATICAL CULTURE AND MATHEMATICAL EDUCATION IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The article presents the main problems of mathematical education and teaching in higher professional education in the modern form of education development, and also shows the importance, methods and strategies for introducing mathematical culture into mathematical education and teaching in higher professional institutions.

Текст научной работы на тему «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Научная статья УДК 378.147

doi: 10.47576/2949-1894_2023_2_21

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Гачаев Ахмед Магомедович

Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова Академия наук Чеченской Республики Грозный, Россия, Gachaev-chr@mail.ru

Элипханов Абдул-Вахид Имляевич

Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия, vakhid85@mail.ru

Маказиева Зара Даутовна

Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия, Zara6756@mail.ru

Аннотация. В статье представлены основные проблемы математического образования и преподавания в высшем профессиональном образовании при современной форме развития образования, а также показаны важность, методы и стратегии внедрения математической культуры в математическое образование и преподавание в высших профессиональных учреждениях.

Ключевые слова: математическая культура; математическое образование; инновационные способности; мышление.

Для цитирования: Гачаев А. М., Элипханов А.-В. И., Маказиева З. Д. Математическая культура и математическое образование в высшем профессиональном образовании // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2023. - № 2. -С. 21-25. https://doi.org/10.47576/2949-1894_2023_2_21.

Original article

MATHEMATICAL CULTURE AND MATHEMATICAL EDUCATION IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Gachaev Ahmed M.

Grozny State Oil Technical University named after Academician M. D. Millionshchikov; Academy of Sciences of the Chechen Republic, Grozny, Russia, Gachaev-chr@mail.ru

Eliphanov Abdul-Vakhid I.

Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, vakhid85@mail.ru Makazieva Zara D.

Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, Zara6756@mail.ru

Abstract. The article presents the main problems of mathematical education and teaching in higher professional education in the modern form of education development, and also shows

the importance, methods and strategies for introducing mathematical culture into mathematical education and teaching in higher professional institutions.

Keywords: mathematical culture; mathematical education; innovative abilities; thinking.

For citation: Gachaev A. M., Eliphanov A.-V. I., Makazieva Z. D. Mathematical culture and mathematical education in higher professional education. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2022, no. 2, pp. 21-25. https://doi.org/10.47576/2949-1894_2023_2_21.

На развитие высшего профессионального математического образования и преподавания влияют некоторые нерешенные проблемы. В последние годы продолжает снижаться порог поступления в высшие профессиональные учреждения, базовые математические способности учащихся и всесторонняя грамотность не соответствует установленным стандартам, что серьезно препятствует плавному развитию высшего профессионального математического образования.

Также на большинство студентов в нашей стране влияет ориентированное на экзамен образование, а содержание учебных знаний полностью предназначено для экзамена, отсутствуют глубокие исследования и инновации типов математических вопросов, и трудно повысить уровень всесторонней математики. Режим преподавания на курсах математики в высшем профессиональном образовании относительно однообразен, а скучная атмосфера в классе серьезно снижает энтузиазм студентов в посещении занятий.

Отсутствие взаимодействия и общения между преподавателями и студентами в процессе обучения является довольно серьезной проблемой, которая не может заставить студентов почувствовать истинный смысл изучения математики и не поможет совмещать теоретические знания с практикой в обучении математике высшего профессионального образования.

Также необходимо обратить внимание на некоторые проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели. Преподаватели по математике высших учебных заведений находятся под влиянием традиционных концепций обучения, а их учебные планы не являются полными и всеобъемлющими. Отмечается серьезный недостаток способности к инновационному мышлению. Существует много учебных модулей по математике в высшем профессиональном образовании, но

относительно небольшое количество учебных планов связанных курсов вызвало серьезные конфликты.

В результате соответствующих исследований было обнаружено, что некоторые преподаватели высших профессиональных учебных заведений также хотят вводить новшества в модели обучения, чтобы улучшить математические эффекты учащихся, но ограничены специальными модулями и количеством учебных часов [1].

Отметим важность внедрения математической культуры в преподавание математики в высшем профессиональном образовании:

1. Всесторонне усилить внедрение качественного образования.

Обучение математической культуре является важной частью повышения качества преподавания. В ходе опроса об овладении математическими знаниями студентов высших профессиональных учреждений можно обнаружить, что базовый уровень все еще не соответствует стандарту, и, если преподаватель использует только учебники в качестве основного содержания в объяснениях на уро -ках, это будет затруднительно для студентов, чтобы освоить знания по математике.

Поэтому, с точки зрения преподавания, необходимо сначала улучшить качество преподавания базовых математических знаний, улучшить способность учащихся к новаторскому мышлению [7].

2. Стимулировать интерес учащихся к обучению.

Расширение и углубление математических культурных знаний может повысить энтузиазм и уверенность учащихся в изучении высшей профессиональной математики, стимулировать интерес учащихся к изучению математики, помочь им найти свои методы обучения на протяжении всего учебного процесса и развивать привычку к обучению.

Преподаватели должны расширять каналы сбора данных и накапливать педагогический опыт для постоянного улучшения целей

обучения и разработки программ, а также изучать и обсуждать важные и сложные проблемы в ходе курса в форме групповых дискуссий, чтобы выяснить, с чем они связаны.

Первым шагом в изучении математики в высших профессиональных учебных заведениях является воспитание интереса к математике, а затем настоящая интеграция в нее, чтобы постоянно улучшать мышление и инновационные способности учащихся, а также осуществлять всестороннее развитие знаний, навыков и качества [6].

3. Эффективно повышать качество преподавания математики в высших профессиональных учебных заведениях.

Математика в высшем профессиональном учреждении является узкоспециализированным предметом, а содержание используемых теоретических знаний относительно комплексным, что отличается от изучения других предметов. Содержание обучения относительно замкнуто, отсутствует разумное распределение учебного времени, что также доставляет неудобства преподавателям математики высших профессиональных учебных заведений, которые выбирают для объяснения только более важные моменты знаний, игнорируя усвоение знаний учащимися.

Если математическая культура должным образом внедряется в преподавание математики в высшем профессиональном образовании, учащиеся могут воспринимать другой культурный мир математики с разных сторон, испытывать абстракцию и визуализацию математики и, что более важно, овладевать различными методами решения задач. Запоминание ключевых моментов знаний по высшей профессиональной математике способствует обеспечению эффективной гарантии качества высшего профессионального образования.

4. Содействие всестороннему развитию учащихся.

Из-за влияния концепции экзаменацион-но-ориентированного мировоззренческого образования учащиеся высших профессиональных учреждений нашей страны односторонне подходят к изучению математики [5].

Только небольшое количество высокопрофессиональных должностей требует использования большого количества математических знаний. Большинство должностей не

связаны с содержанием математики, но искусственный дух в математической культуре стоит изучить каждому. Это способствует совершенствованию идейно-эмоциональных и нравственных качеств, с тем чтобы способствовать всестороннему развитию учащихся.

Выделим стратегии проникновения математической культуры в преподавание математики в высших учебных заведениях:

1. Проникновение математической культуры в детали учебного плана.

У студентов высших профессиональных учреждений общие проблемы в изучении математики: инновационный режим мышления не поспевает за ними, базовый уровень относительно низкий, интерес к учебе не может быть повышен, что влияет на формирование у учащихся комплексных навыков.

При организации обучения необходимо использовать самые современные и разнообразные методы преподавания [4].

Внедрение математической культуры может помочь учащимся сформировать правильный взгляд на жизнь и ценности и посвятить себя изучению высшей профессиональной математики.

2. Проникновение математической культуры в прикладную сферу.

Прикладное значение математики относительно велико, и оно будет задействовано и в других областях. Большинство учащихся недооценивают прикладное значение математики, думая, что некоторые математические знания вообще не нужно изучать и редко используются в реальной жизни [2].

Преподаватели высшего профессионального образования должны подчеркивать при -кладную ценность математики в процессе преподавания математики и демонстрировать явления в реальной жизни на примерах, чтобы изменить прежний образ мышления учащихся и стимулировать их к активному обучению.

Например, исчисление взаимосвязано с реальной жизнью. Сейчас общество находится на стадии экономического развития, которое выступает за рациональное использование и оптимизацию ресурсов. Использование различных затрат должно основывать -ся на предпосылке получения максимальной выгоды. Сочетая соответствующие знания производных, может помочь людям регулировать расходы, и многие детали в жизни

также необходимо проверить с помощью теории исчисления.

3. Создать новую систему оценки.

Создание полной системы оценивания может отражать освоение учащимися математических знаний в каждой детали, чтобы учащиеся могли вовремя находить собственные недостатки и улучшать детали, что играет направляющую и мотивирующую роль для учащихся. В традиционной системе оценки есть некоторые нерешенные проблемы. Это всего лишь простая оценка всесторонних способностей учащихся, которая уже не может удовлетворить текущую развивающую форму обучения.

Необходимо сосредоточиться на оценке всего учебного процесса, увеличить разнообразие методов оценки и постоянно улучшать функциональные эффекты системы оценки, чтобы преподаватели и студенты

могли понять прогресс преподавания и изучения математики в первую очередь [3].

Таким образом, путем анализа приведенных выше аргументов можно обнаружить, что во всем процессе высшего профессионального математического образования и обучения очень важно проникновение математических культурных знаний, включая математическое мышление и технологии, профессиональные методы и методы через конкретные объяснения учителей и в соответствии с тематическими модулями, помогать учащимся быстрее интегрироваться в преподавание математики в высшем профессиональном образовании и актуализировать прикладную ценность различных уровней математики, чтобы постоянно накапливать математический опыт и улучшать свои способности к инновационному мышлению, что очень полезно для будущего обучения и развития.

Список источников

1. Воронина Л. В. Математическая культура и особенности ее формирования у дошкольников // Современные проблемы математического образования : вопросы теории и практики / под общ. ред. И. Г Липатниковой. Екатеринбург, 2011.

2. Евдокимов П. А. О математической культуре в высшем профессиональном образовании // Материалы научно-методической конференции северо-западного института управления / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. М., 2012. № 1. С. 120-131.

3. Евдокимова Г С. Формирование стохастической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза // Известия Смоленского государственного университета. 2010. № 2. С. 281-292.

4. Мельников Ю. Б., Боярский М. Д., Локшин М. Д. Формирование математической культуры выпускника экономического университета как средство повышения его профессиональной компетентности // Современное образование. 2017. № 1. С. 99-111.

5. Насыпаная В. А. Математическая культура учащихся: основные характеристики, функции и компоненты // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. СПб.: Свое издательство, 2017. С. 42-45.

6. Розанова С. А. Математическая культура студентов высших учебных заведений естественнонаучного и инженерно-технического профилей // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Фундаментальное естественнонаучное образование. 2013. № 8. С. 41-51.

7. Снегурова В. И. Технология использования индивидуализированной системы задач как средство развития математической культуры учащихся (на примере изучения алгебры) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998.

References

1. Voronina L. V. Mathematical culture and features of its formation in preschoolers. Modern problems of mathematical education: questions of theory and practice / under the general ed. by I. G. Lipatnikova. Yekaterinburg, 2011.

2. Evdokimov P. A. On mathematical culture in higher professional education. Materials of the scientific and methodological conference of the Northwestern Institute of Management / Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. Moscow, 2012. No. 1. Pp. 120-131.

3. Evdokimova G. S. Formation of stochastic culture of the future teacher in the educational process of the university. Proceedings of the Smolensk State University. 2010. No. 2. Pp. 281-292.

4. Melnikov Yu. B., Boyarsky M. D., Lokshin M. D. Formation of mathematical culture of a graduate of the University of Economics as a means of increasing his professional competence. Modern education. 2017. No. 1. Pp. 99-111.

5. Nasypanaya V. A. Mathematical culture of students: main characteristics, functions and components. Aspects and trends of pedagogical science: materials of the II International Scientific Conference St. Petersburg: Its publishing house, 2017. Pp. 42-45.

6. Rozanova S. A. Mathematical culture of students of higher educational institutions of natural science and engineering profiles. Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Fundamental Natural Science Education. 2013. No. 8. Pp. 41-51.

7. Snegurova V. I. Technology of using an individualized system of tasks as a means of developing the mathematical culture of students (by the example of studying algebra): abstract. dis.... Candidate of Pedagogical Sciences. SPb., 1998.

Сведения об авторах

ГАЧАЕВ АХМЕД МАГОМЕДОВИЧ - кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой высшей и прикладной математики, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова; Академия наук Чеченской Республики, Грозный, Россия, Gachaev-chr@mail.ru ЭЛИПХАНОВ АБДУЛ-ВАХИД ИМЛЯЕВИЧ - старший преподаватель кафедры математического анализа, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия, vakhid85@mail.ru

МАКАЗИЕВА ЗАРА ДАУТОВНА - старший преподаватель кафедры уголовного права, процесса и национальной безопасности, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия, Zara6756@mail.ru

Information about the authors

GACHAEV AKHMED M. - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Higher and Applied Mathematics, Grozny State Oil Technical University named after Academician M. D. Millionshchikov; Academy of Sciences of the Chechen Republic, Grozny, Russia, Gachaev-chr@mail.ru

ELIPHANOV ABDUL-VAKHID I. - Senior Lecturer, Department of Mathematical Analysis, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, vakhid85@mail.ru

MAKAZIEVA ZARA D. - Senior Lecturer, Department of Criminal Law, Procedure and National Security, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, Zara6756@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.