Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

РАЗВИТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СЧЕТ / ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Зухра Залимхановна, Маказиева Зара Даутовна, Эльсанукаева Макка Сайтхасановна

В статье анализируется развитие вычислительных способностей учащихся начальных классов. Отмечается, что в связи с реформой учебных программ произошли серьезные изменения в требованиях к преподаванию математики в начальной школе, поскольку новые стандарты учебных программ требуют, чтобы в процессе преподавания математики в начальной школе уделялось внимание не только формированию базовых математических знаний, но и развитию способности к математическим вычислениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Зухра Залимхановна, Маказиева Зара Даутовна, Эльсанукаева Макка Сайтхасановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMPUTATIONAL ABILITIES OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The article analyzes the development of computational abilities of primary school students in mathematics. It is noted that in connection with the reform of the curriculum, there have been major changes in the requirements for teaching mathematics in primary school, since the new curriculum standards require that in the process of teaching mathematics in primary school, attention be paid not only to the formation of basic mathematical knowledge, but also to the development of the ability to mathematical calculations.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_5_150 УДК 37

РАЗВИТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Магомедова Зухра Залимхановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Magameovna-1975@mail.ru

Маказиева Зара Даутовна,

старший преподаватель кафедры уголовного права, процесса и национальной безопасности, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: Zara6756@mail.ru

Эльсанукаева Макка Сайтхасановна,

магистрант кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Mk.els@mail.ru

В статье анализируется развитие вычислительных способностей учащихся начальных классов. Отмечается, что в связи с реформой учебных программ произошли серьезные изменения в требованиях к преподаванию математики в начальной школе, поскольку новые стандарты учебных программ требуют, чтобы в процессе преподавания математики в начальной школе уделялось внимание не только формированию базовых математических знаний, но и развитию способности к математическим вычислениям.

Ключевые слова: математика начальных классов; младшие школьники; математический счет; вычислительные способности; обучение.

UDC 37

DEVELOPMENT OF COMPUTATIONAL ABILITIES OF PRIMARY

SCHOOL STUDENTS

Magomedova Zukhra Zalimkhanovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Magameovna-1975@mail.ru

Makazieva Zara Dautovna,

Senior Lecturer, Department of Criminal Law, Procedure and National Security, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: Zara6756@mail. ru

Elsanukaeva Makka Saithasanovna,

Master student of the Department of Special Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Mk.els@mail.ru

The article analyzes the development of computational abilities of primary school students in mathematics. It is noted that in connection with the reform of the curriculum, there have been major changes in the requirements for teaching mathematics in primary school, since the new curriculum standards require that in the process of teaching mathematics in primary school, attention be paid not only to the formation of basic mathematical knowledge, but also to the development of the ability to mathematical calculations.

Педагогические исследования

Keywords: primary school mathematics; younger students; mathematical account; computing ability; education.

Для учащихся младших классов начальной школы уровень их вычислительных способностей является не только отражением эффективности изучения математики, но и основой для освоения предмета в будущем.

В статье рассматривается вопрос улучшения способностей к математическим вычислениям учащихся начальной школы в младших классах, анализируются текущие проблемы и причины проблем в процессе математических вычислений, предлагаются меры решения проблемы.

Рассмотрим проблемы, возникающие в процессе математических расчетов у учащихся младших классов начальной школы.

1. Учащиеся начальных классов, как правило, не умеют считать.

На этом этапе способность к математическим вычислениям учащихся начальной школы низкая, что в основном отражается в том факте, что скорость математических вычислений не высока. Многие учащиеся тратят при выполнении математических расчетов много времени. При работе с большими числами и некоторыми сложными вычислительными задачами учащимся часто требуется слишком много времени [4].

Большинство учащихся младших классов не имеет возможности быстро вычислить правильный ответ только с помощью устного вычисления и должны использовать письменные вычисления.

Медленный расчет является распространенной проблемой, существующей сегодня в процессе математических вычислений для учащихся младших классов начальной школы, решение которой принципиально необходимо для улучшения вычислительных способностей учащихся младших классов.

2. Частота ошибок в результатах вычислений высока.

В процессе обучения математике необходимо не только обращать внимание на медленную скорость счета учащихся начальной школы при выполнении математических расчетов, но и на точность вычислений [5].

Большинство учащихся начальной школы имеют высокую частоту ошибок в вычис-

лениях. Они часто неправильно понимают вопросы в процессе расчета. У некоторых учащихся запоминание расчетных формул также может быть неточным во время расчетов, или они могут использовать неправильные расчетные формулы [3].

Высокая частота ошибок в результатах вычислений является серьезной проблемой, поскольку является не только отражением результатов обучения учащихся, но и сказывается на заинтересованности в изучении математики. Решение этой проблемы стало актуальной задачей начальной школы начального уровня обучения математике.

3. Большинство учащихся начальных классов не в восторге от математических вы -числений.

Судя по современной ситуации с преподаванием математики в начальных классах, большинство учащихся начальных классов не проявляют особого энтузиазма к математическим расчетам, можно сказать, что многие учащиеся не очень интересуются математическими расчетами.

Отсутствие мотивации также является одной из основных причин, по которой атмосфера в классе математики в начальной школе слишком низкая, а обучающий эффект математических вычислений не очевиден.

Конкретные причины низкой способности к счету учащихся младших классов начальной школы следующие:

1. Слишком скучные курсы математики приводят к низкому интересу учащихся к учебе.

Многие младшие школьники отмечают, что первое, что приходит на ум при изучении математики, это скучные цифры и символы. Школьники находятся в активном возрасте, им трудно слишком долго концентрироваться на чем-то одном. Они хотят играть, а не учиться.

Многие учителя не уделяют внимания важности повышения интереса в классе на уроках математики, делают акцент только на передаче учащимся знаний, не подбирают методы обучения, направленные на повышение интереса к изучению математики и выполнению математических расчетов.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

2. Младшие школьники в силу возраста плохо адаптируются.

Математика начальной школы предъявляет высокие требования к обучаемости учащихся, но их незрелость вызывает трудности при изучении математики, особенно при выполнении математических расчетов.

3. Недостаточное внимание к ученикам со слабыми математическими навыками.

К причинам слабой способности к математическим вычислениям нынешних младших школьников в начальной школе относятся низкий интерес к учебе, вызванный скучными курсами математики, и плохая адаптивность, вызванная юным возрастом.

В настоящее время хорошая привычка к учебе, как правило, не сформирована, что влияет на усвоение математических знаний учащихся [2].

Предложим меры по улучшению вычислительных способностей учащихся начальных классов, изучающих математику:

1. Обогащение форм и содержания курсов математики, чтобы стимулировать интерес учащихся к изучению вычислительной техники. С точки зрения компьютерных форм обучения, чтобы сделать их более богатыми, учителя могут использовать мультимедийное оборудование и больше примеров из реальной жизни.

2. Применять более научные методы обучения.

Чтобы эффективно развивать и улучшать способности учащихся начальной школы к математическим вычислениям, необходимо использовать научные методы обучения, особенно уделять внимание тренировке способностей учащихся к устным вычислениям, потому что устные вычисления могут эффективно заставить учащихся думать. И мозг становится более активным, и способность реакции ученика будет значительно улучшена с увеличением количества устных вычислений [1].

3. Учителя должны помочь учащимся развить хорошие навыки работы с компьютером.

Таким образом, в начальной школе важно развивать способности к математическим вычислениям у младших школьников, чтобы повысить эффективность занятий по математике в будущем. В ходе исследования также была обоснована важность проведения устного счета в начальной школе. Устный счет присутствует везде, целенаправленно развивая познавательные способности, как сенсорные, связанные с восприятием предметов и их внешних свойств, так и интеллектуальные: пространственное воображение, память, логическое и алгоритмическое мышление, восприятие, внимание и т. д.

Список литературы_

1. Борода, Л. Я., Борисов А. М. Некоторые формы по привитию интереса к математике // Математика в школе. 2010. С. 39-44.

2. Ефимов В. Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников // Начальная школа. 2009. № 2. С. 38-43.

3. Желдаков М. И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс. М. : Новое знание, 2003. 152 с.

4. Куличкова О. П., Уланова К. Формирование вычислительных навыков в процессе игры // Начальная школа. 2007. № 8. С. 31-33.

5. Ксензова Г Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. М. : Педагогическое общество России, 2005. 128 с.

References _

1. Beard, L. Ya., Borisov A.M. Some forms of instilling interest in mathematics. Mathematics at school. 2010. Pp. 3944.

2. Efimov V. F. The use of information and communication technologies in primary education of schoolchildren. Elementary school. 2009. No. 2. Pp. 38-43.

3. Zheldakov M. I. Introduction of information technologies into the educational process. Moscow: New knowledge, 2003. 152 p.

4. Kulichkova O. P., Ulanova K. Formation of computational skills during the game. Elementary school. 2007. No. 8. Pp. 31-33.

5. Ksenzova G. Yu. Innovative technologies of teaching and upbringing of schoolchildren. Moscow: Pedagogical Society of Russia, 2005. 128 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.