Научная статья на тему 'Использование различных форм работы на уроках математики в начальной школе'

Использование различных форм работы на уроках математики в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1889
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ / TEACHING MATHEMATICS / ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ / FORMS OF WORK IN THE CLASSROOM OF MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касумова Б.С.-А.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с организацией различных форм работы на уроках математики в начальной школе. В младшем школьном возрасте закладывается базис математического образования. В связи с этим, начальная школа большое внимание уделяет вопросам, связанным с процессом обучения математики, который является одним из основных в образовательном процессе. Математика обеспечивает изучение смежных предметов, развивает волю и умственные способности, требует полной концентрации внимания и расширяет кругозор учащегося и, тем самым, развивает личность. Автор делает вывод о том, что выбор определённой формы зависит от запланированных учебно-воспитательных задач, от объёма и сложности учебного материала, от уровня способностей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIFFERENT FORMS OF WORK AT LESSONS OF MATHEMATICS IN ELEMENTARY SCHOOL

The article deals with the issues related to the organization of various forms of work in mathematics lessons in primary school. In the early school years lay the basis for mathematics education. In this regard, primary school pays great attention to issues related to the process of learning mathematics, which is one of the main tasks in the educational process. Mathematics provides the study of related subjects, develops the will and mental abilities, requires full concentration and expands the students’ horizons and, thereby, develops a personality. The author concludes that the choice of a certain form depends on the planned educational tasks, on the volume and complexity of the educational material, on the level of abilities of students.

Текст научной работы на тему «Использование различных форм работы на уроках математики в начальной школе»

2. Bajburina R.Z., Galieva D.A., Petrova E.A. Anglijskijyazyk dlya kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii. Moskva: DGSK MVD Rossii, 2011.

3. English for Law student (Anglijskij yazyk dlya yuristov). Moskva: COKR MVD Rossii, 2009.

4. Vaskina E.A. Professional'naya napravlennost' obucheniya inostrannomu yazyku v ramkah kompetentnostnogo podhoda. Sbornik materialov mezhvuzovskogo kruglogo stola. Orel: OYuI MVD Rossii, 2012: 180 - 182.

5. Gajdukova M.A. Mnemotehnika kak intensivnyj metod prepodavaniya aviacionnogo inostrannogo yazyka v vuze. Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. 2016; 5: 251 - 260.

Статья поступила в редакцию 09.04.18

УДК 371

Kasumova B.S.-A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Methods of Primary Education, Chechen State

Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: marina-gazieva@yandex.ru

THE USE OF DIFFERENT FORMS OF WORK AT LESSONS OF MATHEMATICS IN ELEMENTARY SCHOOL. The article deals with the issues related to the organization of various forms of work in mathematics lessons in primary school. In the early school years lay the basis for mathematics education. In this regard, primary school pays great attention to issues related to the process of learning mathematics, which is one of the main tasks in the educational process. Mathematics provides the study of related subjects, develops the will and mental abilities, requires full concentration and expands the students' horizons and, thereby, develops a personality. The author concludes that the choice of a certain form depends on the planned educational tasks, on the volume and complexity of the educational material, on the level of abilities of students.

Key words: primary school students, teaching mathematics, forms of work in the classroom of mathematics.

Б.С.-А. Касумова, канд. пед. наук, доц. каф. методик начального образования, Чеченский государственный

педагогический университет, г. Грозный, Е-mail: marina-gazieva@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассмотрены вопросы, связанные с организацией различных форм работы на уроках математики в начальной школе. В младшем школьном возрасте закладывается базис математического образования. В связи с этим, начальная школа большое внимание уделяет вопросам, связанным с процессом обучения математики, который является одним из основных в образовательном процессе. Математика обеспечивает изучение смежных предметов, развивает волю и умственные способности, требует полной концентрации внимания и расширяет кругозор учащегося и, тем самым, развивает личность. Автор делает вывод о том, что выбор определённой формы зависит от запланированных учебно-воспитательных задач, от объёма и сложности учебного материала, от уровня способностей учащихся.

Ключевые слова: учащиеся начальных классов, преподавание математики, формы работы на уроках математики.

Современный этап развития общества определяется рядом особенностей, предъявляющих новые условия школьному образованию.

Поурочная система в классе предусматривает разнообразные виды организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа, экскурсии, практические занятия, внеклассная учебная работа, факультативы, консультации. Но основной формой в организации обучения школы является урок [1].

На данный момент большое внимание уделяется проблеме преподавания математикив начальной школе. Это связано с интенсивными процессами во всех сферах общественной жизни. Поэтому перед современным обществом стоит сложная задача, которая состоит в том, чтобы уметь мыслить теоретически, проявлять находчивость в принятии и выполнении принципиально новых задач, ориентироваться в огромном потоке научной информации, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям обучения.

Математика - это интеграция наук, которая изучает величины, количественные отношения, а также формы пространства. Основа математической грамотности закладывается в школе.

К основным требованиям в процессе обучения математике в младшем школьном возрасте относят:

1) чёткость и целенаправленность урока;

2) соответствующее организационное и материальное обеспечение урока;

3) оптимальный психологический порядок урока;

4) оптимальный темп и ритм работы на уроке;

5) систематическая последовательность и преемственность в учебных ситуациях;

6) логическая завершенность операций;

7) экономия времени на уроке;

8) неустанный контроль и самоконтроль;

9) закрепление и усовершенствование знаний и умений;

10) постоянное совершенствование учебного процесса [2, с. 64].

Согласно ФГОС НОО основной задачей предмета математики является развитие математической речи, логического и алго-

ритмического мышления, воображения, обеспечение начальных представлений о компьютерной грамотности [3].

Основные положения, характеризующие урок, заложены еще в XVI - XIX веках в трудах Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского.

Эффективность и успех проведения урочного занятия во многом зависит от применения индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы. Рекомендуется смешивать эти формы обучения. С помощью их сочетания можно узнать, как учащиеся усвоили теоретические и практические умения и навыки, которые используются в математике. Здесь особое значение имеет позиция учителя, от которого зависит правильность и корректность выбора того или иного вида деятельности, раскрытие возможности в индивидуальной, групповой и фронтальной формах работы на уроках математики, определения их влияния на развитие личности ребенка.

Известно, что основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися является урок. Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века. Эта педагогическая форма очень жизнеспособна - в наше время урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе [4].

В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой урок обозначается, как организационная форма обучения, при помощи которой учитель ведет занятия в классе со всеми учащимися, которые владеют ориентировочно одинаковым уровнем физического и умственного развития, по установленному расписанию и порядку. Автор, со своей стороны, обозначает урок, как форму организации учебно-воспитательного процесса, которая динамична и разнообразна. Этот процесс идет в точно определенных границах времени, в ходе которого учитель занимается со всем классом по выверенному распорядку, при этом применяя разнообразные методы и средства обучения, решая поставленные задачи образования, развития и воспитания [5].

Обозначив все выше перечисленные термины урока, мы заключили, что урок-это целостная и законченная часть образовательного процесса, которая представляет собой систему

элементов учебно-воспитательной деятельности (содержание, средства, методы, приемы, организационные моменты) и которая ограниченна определенными границами времени.

Результат урока зависит от того, как старательно учитель подходит к выбору учебно-воспитательных значений. Урок представляет собой непростой психолого-педагогический процесс, творчество и мастерство учителя.

Среди основных характеристик урока важную роль отводят образовательным, воспитательным, развивающим целям.

Учебная работа на уроке математики строится на определенном сотрудничестве учителя и ученика, а также взаимодействии учащихся между собой. Учитель с помощью слов, жестов, мимики, интонации и пр. влияет на учащихся, а они, в свою очередь, реагируют на эти воздействия. На основе того, как учащиеся воспринимают и реагируют на эти факторы, учитель составляет свою дальнейшую работу и обозначает дальнейшую форму работы на уроке.

Во время проведения урока математики иногда бывают трудности, это объясняется тем, что учитель, при взаимодействии совсем классом, должен управлять процессом научения каждого отдельно взятого учащегося. Учитываются также возможности самих учащихся, в независимости от того, что они находятся примерно в одних и тех же возрастных категориях и обучаются по одинаковой программе. Но каждый ученик имеет различный уровень сформированности знаний, умений, навыков и индивидуальных черт характера.

На уроке математики рекомендуется применять индивидуальные, групповые и фронтальные работы. Они помогут сделать урок интереснее и увеличат возможности самого занятия. Рассмотрим каждый вид работы отдельно.

Индивидуальная работа на уроке предусматривает каждому ученику самостоятельное задание, учитывая его подготовку и возможности.

В качестве таких заданий могут выступать:

- работа с учебником или с другой учебной и научной литературой;

- решение задач, примеров;

- ведение различных наблюдений и т.д.

Индивидуальный подход в учебном процессе предполагает

действенное внимание к каждому ученику, развитие его творческой индивидуальности в условиях поурочной схемы. Индивидуальный подход динамичен, она проявляется в учете личностных особенностей, склонностей и интересов на различных этапах обучения [6].

Индивидуальная форма работы на уроках математики может быть дифференцированной и недифференцированной. Организация дифференцированных заданий на уроках математики позволяет охватить возможности всех детей, а также организовать учебный процесс, который будет универсален для всех. Материал учебника по математике позволяет распределять задания для детей с учетом их способностей.

Под групповым обучением понимается одна из форм де-ятельностного метода обучения, во время которого в классе создаются небольшие микрогруппы из 4-7 учащихся для совместного выполнения учебного задания, для дифференциации.

Основной целью работы в группе является развитие мышления учащихся и включение каждого школьника в процесс усвоения выданного материала.

Эффект от работы в группах проявляется в быстром выполнении задач, а также в формировании навыков организаторской работы, в формировании рефлексивных способностей учеников. Поэтому, групповая работа считается одной из самых продуктивных форм работы в учебном сотрудничестве учащихся и учителей.

Библиографический список

Спецификой организации работы на уроках математики в группе являются:

- разбивка класса на малые группы для выполнения определенных учителем конкретных учебных задач;

- каждой группе дается определенное задание (одинаковое оно будет для всех групп или дифференцированное - зависит от того, по какому принципу класс разделен на группы) и выполняет его под прямым наблюдением и руководством старшего в группе или учителя;

- задания в группе выполняются таким образом, который позволяет производить учет и оценку индивидуального вклада каждого члена группы [7, с. 74].

Имеются разные точки зрения на выполнение фронтальной работы учащихся на уроке математики. Одни полагают, что фронтальный способ организации учебной работы предусматривает одновременное выполнение учащимися под наблюдением учителя одинакового задания. Другие полагают, что фронтальной является работа, которую выполняют все без исключения учащиеся одновременно, но содержание может быть общим для всех или различным.

При выполнении фронтальной работы учителю следует принять во внимание индивидуальные характеристики учащихся. Так, учащиеся, обладающие низкими учебными возможностями, отстают от своих товарищей, не успевают за общим темпом работы и, если учитель снизит темп работы, чтобы подстроиться под них, он сдержит более сильных учеников, которые могут эту же работу выполнить быстро. Если же учитель будет ориентироваться на сильных учащихся, возникнет ситуация, при которой ученики с низкими учебными возможностями не в состоянии будут обстоятельно усвоить и проработать учебный материал. Так могут возникнуть противоречия, которые невозможно решить в ходе подобной организации учебной деятельности среди учащихся.

Одной из форм при организации учебного взаимодействия является дискутирующий класс. Это определенно новый уровень фронтального вида учебного процесса, в котором дети для действий со своими содержательными сложностями применяют способы организации и сотрудничества, усвоенные ими на предыдущих этапах фронтального и группового взаимодействия [7, с. 118].

Ученики учатся вести обсуждение, учитель организует содержательное взаимодействие между детьми («Спроси его об этом», «Попробуй по-другому объяснить»), вырабатывает у детей умение выслушать иное мнение, сравнить его со своим, быстро найти дополнение, найти в содержании ошибки, исправить их и подготовить правильный ответ.

Таким образом, индивидуальные, групповые и фронтальные формы в организации учебной работы применимы на разных этапах процесса обучения. Им свойственны все части процесса обучения. Эти формы отличаются друг от друга по количеству учащихся и способам организации работы.

При фронтальном обучении все в классе работают над одной учебной задачей. Подобная форма позволяет держать всех учащихся в одном темпе работы и вести к единой цели.

При групповой форме работы класс разделяется на группы. При этой форме управление учебной деятельностью требует высокого профессионализма учителя. Ему нужно определить задания группам, обеспечить контроль за их учебной направленностью. При индивидуальной работе каждый ученик работает самостоятельно, проявляя при этом инициативу и прилежание.

Таким образом формы отражают процесс обучения со всеми его взаимосвязанными компонентами. Выбор определенной формы зависит от запланированных учебно-воспитательных задач, от объема и сложности учебного материала, от уровня способностей учащихся.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Available at: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm

2. Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников. Начальная школа. 1990; 6: 26 - 28.

3. Урок как главного для учителя вида педагогической деятельности. Available at: http://litterref.ru/merotrqasrnajgeqas.html 05.06.2015.

4. Урок математики в начальных классах. Available at: http://metodmat.narod.rU/Metod/C/G5/1.htm

5. Кузьминский А.И., Омельяненко В.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие для студ. высш. учеб. зав. Москва, 2006.

6. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия. Составители 3.А. Михайлова и др. Москва, 2008.

7. Будницкая И.Г. Ребёнок идет в школу. Москва, 2012.

References

1. Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart. Available at: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm

2. Shabalina Z.P. Differencirovannyj podhod v obuchenii mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola. 1990; 6: 26 - 28.

3. Urok kak glavnogo dlya uchitelya vida pedagogicheskoj deyatel'nosti. Available at: http://litterref.ru/merotrqasrnajgeqas.html 05.06.2015.

4. Urok matematiki v nachal'nyh klassah. Available at: http://metodmat.narod.ru/Metod/C/G5/1.htm

5. Kuz'minskij A.I., Omel'yanenko V.L. Pedagogika v voprosah i otvetah: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zav. Moskva, 2006.

6. Teorii i tehnologii matematicheskogo razvitiya detej doshkol'nogo vozrasta. Hrestomatiya. Sostaviteli 3.A. Mihajlova i dr. Moskva, 2008.

7. Budnickaya I.G. Rebenok idet vshkolu. Moskva, 2012.

Статья поступила в редакцию 23.04.18

УДК 37

Kindrya N.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Language Training, Financial University

under the Government of the Russian Federation Russia (Moscow, Russia), E-mail: nkindrya@mail.ru

LEXICAL ASPECT IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE. The current aspect of teaching of RCTs for students of the initial stage is the mastering of vocabulary of the Russian language, as well as the question of approach to the selection of a certain volume of vocabulary, the formation of semantic blocks, the training of foreign students in the understanding and use of lexical units of the Russian language. Since vocabulary is an integral part of language learning in all its living diversity, current state and practice of use, the article also pays much attention to the aspect of phraseology, since the use of vocabulary without phraseology will greatly impede the ability of foreign-speaking students to communicate with native speakers of the Russian language. Lexical and phraseological units should be selected so that the student has an idea not only about the lexical composition of the language, but also about culturology, ethnic features, mentality and regional concepts.

Key words: formation of communicative competence, study of lexical and phraseological units, intercultural dialogue, lexical errors.

Н.А. Киндря, канд. филол. наук, доц. Департамента языковой подготовки, Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Е-mail: nkindrya@mail.ru

ЛЕКСИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

В данной статье рассматривается актуальный на данный момент аспект преподавания РКИ для учащихся начального этапа - это освоение лексики русского языка, а также вопрос подхода к отбору определенного объема лексики, составлению смысловых блоков, обучения иноязычных учащихся пониманию и использованию на практике лексических единиц русского языка. Поскольку лексика представляет собой неотъемлемый элемент изучения языка во всем его живом многообразии, современном состоянии и практике использования, то в данной статье также значительное внимание уделяется таком аспекту, как фразеология, поскольку использование лексики без фразеологии будет сильно затруднять возможность иноязычных студентов коммуницировать с носителями русского языка. Лексические и фразеологические единицы при обучении иноязычных учащихся должны быть подобраны таким образом, чтобы ученик имел представление не только о лексическом составе языка, но и о культурологии, этнических особенностях, менталитете, страноведческом концепте.

Ключевые слова: формирование коммуникативной компетенции, изучение лексических и фразеологических единиц, межкультурный диалог, лексические ошибки.

В современной реальности преподавание в общем и преподавание такой дисциплины как РКИ в частности опирается в первую очередь на личностно-ориентированный подход, учёт индивидуальных особенностей личности каждого учащегося, а также на компетентностный подход, в преподавании языков крайне важен такой аспект компетентностного подхода, как формирование коммуникативной компетенции. Она представляет собой «способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся и общества задачи общения из бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения» [1, с. 122]. С учётом первостепенной важности формирования коммуникативной компетентности иноязычных учащихся преподавание РКИ в первую очередь должно учитывать организацию учебного процесса в соответствии с ориентацией на коммуникацию и коммуникативный подход обучения.

Говорить о том, что иноязычный студент способен полноценно и эффективно осуществлять коммуникацию на изучаемом языке с его носителями можно только тогда, когда в практике такой коммуникации он показывает выполнение задачи по достижению взаимопонимания и эффективного общения с выполнением поставленных в коммуникативной ситуации целей в соответствии с нормативной системой общения, особенностями культуры и менталитета представителя языковой среды. Важнейшая задача - эффективно коммуницировать с носителями языка - ля студентов-инофонов может быть решена только при использовании корректной, точной, емкой и образной с точки зрения лексики и фразеологии речи. Соответственно, наиболее важная задача на начальных ступенях изучения РКИ для иноязычного студента - обрести необходимый лексический запас,

а на более высоких, продвинутых уровнях обучения - познакомиться с фразеологическими единицами [2, с. 105].

Без понимания не только лексического компонента, но и знания фразеооборотов иноязычный студент не сможет полноценно и эффективно коммуницировать с носителями языка, поскольку различные коммуникативные ситуации будут требовать знание фразеологизмов, используемых в разных коммуникативных ситуациях, соответственно, студент должен знать не только лексический минимум, но и минимальный запас фразеологических единиц, что позволит ему, возможно, не столько применять их в речи, сколько понимать своего собеседника. Перечисленные факторы обуславливают внимание к изучению лексики, и в ее составе - фразеологии в процессе преподавания РКИ.

Актуальность изучения лексических и фразеологических единиц во взаимосвязи при изучении РКИ в первую очередь обусловлено переосмыслением проблематики культурно-социального аспекта изучения языка. Поскольку сейчас задача учащегося-инофона не освоить лексику на таком уровне, чтобы понимать тексты, аудирование, говорение с использованием активного словаря, а в первую очередь - решить задачу обеспечения эффективной коммуникации с носителем языка, с учетом его менталитета, культуры, особенностей и норм коммуникации в данной стране, то лексика то должна включать в себя и фразеологию как неотъемлемую часть выражения национальной культуры и мировоззрения носителей русского языка. Этого взгляда придерживается ряд современных исследователей: например, такая точка зрения представлена в трудах Е.М. Костомарова, В.Г. Верещагина, Ю.Е. Прохорова и др.

Обычно методика преподавания РКИ опирается преимущественно на лексический пласт, необходимый для эффективной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.