Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ'

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Намаева Милана Мусаевна, Маказиева Зара Даутовна, Амерханова Фатима Шаарановна

В статье рассматривается концепция формирования у студентов проектной деятельности. Отмечается, что проектное обучение - это инновационная модель профессионального образования, носителем которой являются проекты, а движущей силой рабочие задачи, органично сочетающие теорию и практику, позволяющая обучающимся учиться на практике и выполнять рабочие задания. Делается вывод об актуальности проектного обучения в воспитании у студентов способности к профессиональным действиям и всестороннему развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Намаева Милана Мусаевна, Маказиева Зара Даутовна, Амерханова Фатима Шаарановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE FORMATION OF PROJECT ACTIVITIES AMONG STUDENTS

The article discusses the concept of the formation of project activities among students. It is noted that project-based learning is an innovative model of vocational education, the carrier of which are projects, and the driving force is work tasks that organically combine theory and practice, allowing students to learn by doing and perform work tasks. The conclusion is made about the relevance of project-based learning in educating students’ ability for professional actions and comprehensive development.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ»

Педагогические исследования

DOI 10.47576/2949-1878_2023_6_151 УДК 378

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У СТУДЕНТОВ

Намаева Милана Мусаевна,

старший преподаватель кафедры информатики и вычислительной техники, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова, г. Грозный, Россия, e-mail: Namaeva _mila@mail.ru

Маказиева Зара Даутовна,

старший преподаватель кафедры уголовного права, процесса и национальной безопасности, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: Zara6756@mail.ru

Амерханова Фатима Шаарановна,

преподаватель кафедры изобразительного искусства, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Fatima. amerkhanova. 85@bk.ru

В статье рассматривается концепция формирования у студентов проектной деятельности. Отмечается, что проектное обучение - это инновационная модель профессионального образования, носителем которой являются проекты, а движущей силой рабочие задачи, органично сочетающие теорию и практику, позволяющая обучающимся учиться на практике и выполнять рабочие задания. Делается вывод об актуальности проектного обучения в воспитании у студентов способности к профессиональным действиям и всестороннему развитию.

Ключевые слова: проектный метод обучения; учебная деятельность; практические способности; теория и практика.

UDC 378

THE CONCEPT OF THE FORMATION OF PROJECT ACTIVITIES

AMONG STUDENTS

Namaeva Milana Musaevna,

Senior Lecturer, Department of Informatics and Computer Engineering, Grozny State Oil Technical University named after Academician M. D. Millionshchikov, Grozny, Russia, e-mail: Namaeva _mila@mail.ru

Makazieva Zara Dautovna,

Senior Lecturer, Department of Criminal Law, Procedure and National Security, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: Zara6756@mail. ru

Amerkhanova Fatima Shaaranovna,

Lecturer, Department of Fine Arts, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Fatima.amerkhanova.85@bk.ru

The article discusses the concept of the formation of project activities among students. It is noted that project-based learning is an innovative model of vocational education, the carrier of which are projects, and the driving force is work tasks that organically combine theory and practice, allowing students to learn by doing and perform work tasks. The conclusion is made about the relevance of project-based learning in educating students' ability for professional actions and comprehensive development.

Keywords: project teaching method; educational activity; practical abilities; theory and practice.

Проектный метод обучения - это ориентированный на действие метод обучения, который в целом пользуется уважением и признанием в профессиональном образовании. Он относится к конкретной деятельности, выполняемой для достижения цели обучения на определенном этапе учебного процесса.

Характеристика метода проектного обучения заключается в том, что от формулировки плана проекта, реализации проекта до принятия и оценки проекта студенты являются основной частью, что в значительной степени мобилизует энтузиазм студентов для обучения.

Выполняя конкретные задания, относящиеся к специальности, студенты развивают способность анализировать и решать проблемы, тем самым улучшая свои профессиональные способности.

Основная цель метода проектного обучения - развитие практических способностей учащихся. Преподавание проекта должно опираться на рыночную экономику, усиливать обучение практическим способностям студентов, направлять студентов к активному участию в практических курсах и позволять студентам эффективно применять полученные теоретические знания на практике.

В процессе практики студенты могут лучше закрепить полученные теоретические знания, а также получить хорошую отработку своих практических навыков, чтобы они могли начать накапливать практический опыт в высших учебных заведениях, тем самым закладывая хороший фундамент для будущей работы [4]. Это делает студентов более конкурентоспособными в будущем трудоустройстве. Поэтому нельзя недооценивать силу практики для метода проектного обучения. Это также следует рассматривать как важный аспект в разработке курса.

В процессе проектного обучения преподаватель не должен максимально участвовать, а соответствующие знания перед этим должны быть переданы студентам. Педагог только дает тему и рамки, а все остальное делают сами студенты. Преподаватели редко вмешиваются и судят, но больше поощряют учащихся, полагая, что они могут добиться большего успеха [5].

Руководство при выполнении проектных заданий развивает не только профессиональные способности студентов, но и мето-

дологические и социальные, которые можно назвать профессиональными действиями, тем самым улучшая общее качество студентов.

Способность к профессиональным действиям включает в себя профессиональные, методологические и социальные способности. Под профессиональными способностями понимается целенаправленная способность самостоятельно решать задачи и проблемы и оценивать результаты в соответствии с профессиональными требованиями и определенными методами.

Профессиональные, методологические и социальные способности воплощают в себе общее качество студента. Задачей профессионального образования является не только развитие профессиональных способностей студентов, но и, что более важно, развитие методологических и социальных способностей студентов.

Поскольку методологические и социальные способности являются межпрофессиональными, они являются неявными способностями, которые студенты не могут получить из лекций преподавателей, не говоря уже об оценке методологических и социальных способностей студента на экзаменах. Она должна быть получена в результате конкретной работы, а методические и социальные способности студентов могут быть оценены по результатам работы, особенно рабочего процесса [3].

Таким образом, для того чтобы проектное обучение играло более важную роль в воспитании у студентов способности к профессиональной деятельности и улучшении всестороннего качества учащихся, необходимо переосмыслить и умело использовать проектные методы обучения, чтобы лучше направлять практику.

Полный процесс обучения проекту делится на следующие этапы:

1. Тема дизайн-проекта.

Это формулирование темы проекта. Инициатива проекта может исходить от студентов, преподавателей или от внешней среды вуза. Важно задать тему или профессиональный вопрос, связанный с жизненной средой, и спланировать тему проекта вокруг развития способностей учащихся, например, организация маркетинговой акции для студентов, обучающихся по специальности

Педагогические исследования

«Маркетинг» и т. д., и в то же время, проект должен быть в состоянии полностью мобилизовать все интересы студентов.

Преподаватели мотивируют студентов и знакомят их с целями и предпосылками проекта. В первую очередь необходимо обсудить со студентами реализуемость проекта, возможные проблемы и составить примерный план. Различные идеи могут быть собраны посредством мозгового штурма на этом этапе.

2. Цели и планы проекта.

Этот шаг может быть выполнен студентами самостоятельно, а преподаватель будет контролировать и обеспечивать необходимое руководство, формулируя цели, определяя различные интересы, подтемы и задачи и ожидаемые результаты.

Внимание должно быть обращено на реалистичные условия и ограничения (такие как капитальные вложения, признание руководством вуза и соответствующими отделами, а также то, будут ли определенные аспекты проекта нарушать соответствующие системы или правила).

3. Реализация проекта.

На этом этапе в основном выполняется конкретная работа. Студенты выполняют плановую работу с разными организационными формами (например, индивидуальная работа, групповая работа и т. д.), а преподаватель участвует в качестве консультанта и посредника в конфликте [6]. Это открытый учебный и рабочий процесс, который позволяет студентам участвовать лично. В процессе теория, практика и социальное обучение сливаются воедино.

4. Оценка проекта.

Оценка проекта предназначена для проверки результатов проекта и извлечения уроков для будущих проектов. На этапе рефлексии необходимо обсудить опыт и прогресс участников. Рефлексия проекта является важным элементом оценки. Она проводится участниками самостоятельно, а преподаватель может помочь в руководстве.

5. Отчет о проекте.

После завершения разработки проекта преподаватели могут оформить все в форме отчета, что позволит студентам сообщить о результатах собственного проектирования.

В процессе отчетности преподаватели должны организовать студентам для прове-

дения взаимной оценки и позволить им понять недостатки в своих проектах, а также обобщить основные моменты и опыт в проектах других людей.

Проектное обучение придает большое значение отчету о результатах. Как проект планируется, как реализуется, каковы результаты и какие проблемы возникают - все это должно быть подготовлено и подробно описано. Могут быть приглашены руководители, преподаватели и студенты вне проекта для участия в докладе [2]. После доклада будет защита и ответы на различные вопросы.

Оценка проекта в основном основана на оценке процесса с упором на то, улучшились ли способности студентов в результате выполнения конкретного проекта, а не просто на оценке на основе результатов проекта.

Например, оценка рекламной деятельности не должна измеряться просто тем, прибыльна она или нет. Архивирование соответствующих документов после презентации - неотъемлемая часть проекта и основа для презентационной и PR-работы.

В процессе внедрения метода проектного обучения следует отметить, что планировщику проекта очень важно достичь соглашения с участвующими профессиональными коллегами и руководителями вуза.

Для межпрофессиональных проектов необходимо усилить сотрудничество между преподавателями разных специальностей; при необходимости координировать свои действия с предприятиями или связанными с ними подразделениями для получения их поддержки; преподавателям следует обратить внимание на гибкое распределение времени и не противоречить обычному учебному плану вуза; преподавателям следует полностью доверять студентам и не вмешиваться чрезмерно.

В учебном процессе профессионального образования проектное обучение может в полной мере проявить инициативу учащихся в обучении, чтобы они могли не только приобретать знания, но и осваивать методы обучения, а также могли эффективно развивать способность учащихся к самостоятельному обучению и на протяжении всей жизни.

Только в полной мере поощряя инициативу учащихся в обучении, можно воспитать у них интерес к обучению, мобилизовать их инициативу, энтузиазм и творческий потен-

циал в обучении и изменить их отношение и концепции в обучении.

Обучение на основе проектов также может активировать атмосферу в коллективе, позволяя студентам активно общаться и обсуждать, помогать друг другу учиться и вместе добиваться успехов [1].

В проектной педагогической деятельности преподаватели должны разъяснять цель обучения, выделять ключевые моменты, подробно объяснять и в то же время мобилизо-вывать инициативу и энтузиазм студентов, а также направлять их к овладению знаниями и развитию способностей посредством самостоятельного мышления.

Учебная программа проектного обучения должна рассматривать студентов как основную часть действий по реализации учебной программы. Под руководством практических проектов студенты должны быть обучены активно учиться, получать опыт и практиковать, а также развивать профессиональные способности при приобретении профессиональных знаний.

Учебный процесс проектного обучения идентичен или подобен рабочему процессу

сотрудников на предприятиях, так что студенты могут не только приобретать знания, повышать профессиональные качества, проявлять работоспособность, но и накапливать определенный опыт работы.

Подводя итог, отметим, что проектный метод обучения не ограничивается определенной профессиональной сферой, это педагогическая деятельность, предполагающая межпрофессиональную и разнонаправленную деятельность. Считается, что если его правильно использовать в процессе профессионального образования, он сможет достичь цели развития способности студентов к профессиональным действиям и улучшения всесторонних качеств студентов.

Следовательно, организация проектной деятельности студентов вуза помимо практической подготовки к проектной деятельности и развития студентов как субъектов преобразовательной деятельности должна решать задачи по формированию проектной культуры (проектное мировоззрение и мышление; потребность в проектной деятельности, высокие мотивы этой деятельности и пр.).

Список литературы _

1. Панчук Т. А. Формирование готовности к проектной деятельности студентов факультетов технологии и предпринимательства : дис. ... канд. пед. наук. Бийск, 2014. 185 с.

2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М. : Академия, 2018. 368 с.

3. Бреднева Н. А. Проектная деятельность студентов в условиях междисциплинарной интеграции : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2019. 25 с.

4. Усатая Т. В. Развитие художественно-проектной деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов университета : дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2014. 175 с.

5. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. Казань: Центр инновационных технологий, 2008. 500 с.

6. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 480 с.

References _

1. Panchuk T. A. Formation of readiness for project activity of students of faculties of technology and entrepreneurship: dis. ... candidate of pedagogical Sciences. Biysk, 2014. 185 p.

2. Polat E. S., Bukharkina M. Yu. Modern pedagogical and information technologies in the education system. Moscow: Academy, 2018. 368 p.

3. Brezhneva N. A. Project activity of students in the conditions of interdisciplinary integration: abstract. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences. M., 2019. 25 p.

4. Usataya T. V. Development of artistic and project activity in the process of professional training of university students: dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences. Magnitogorsk, 2014. 175 p.

5. Andreev V. I. Pedagogy of higher school. Innovation and prognostic course. Kazan: Center of Innovative Technologies, 2008. 500 p.

6. Zimnaya I. A. Pedagogical psychology: studies. stipend. Rostov n/A: Phoenix, 1997. 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.