Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ И СИСТЕМА ЕЕ ОЦЕНКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ И СИСТЕМА ЕЕ ОЦЕНКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСМЫСЛЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Намаева Милана Мусаевна, Амерханова Фатима Шаарановна, Расумов Юсуп Шаманович

В статье исследуется формирование проектной компетентности студентов. Отмечается, что проектное обучение стало популярным в различных областях образования и играет важную роль в воспитании у учащихся всесторонних качеств. Рассматриваются важность оценивания учащихся в проектном обучении, компетенции содержания оценки учащихся проектного обучения на международном уровне и методы оценивания учащихся в проектном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Намаева Милана Мусаевна, Амерханова Фатима Шаарановна, Расумов Юсуп Шаманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROJECT COMPETENCE OF STUDENTS AND THE SYSTEM OF ITS ASSESSMENT IN THE EDUCATIONAL SPACE

The article examines the formation of project competence of students. It is noted that project-based learning has become popular in various fields of education and plays an important role in educating students with comprehensive qualities. The importance of assessing students in project-based learning, the competence of the content of assessing students in project-based learning at the international level, and methods of assessing students in project-based learning are considered.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ И СИСТЕМА ЕЕ ОЦЕНКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Научная статья УДК 378

doi: 10.47576/2949-1916_2023_1_184

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ И СИСТЕМА ЕЕ ОЦЕНКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ

Намаева Милана Мусаевна

Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова, Грозный, Россия, Namaeva_mila@mail.ru

Амерханова Фатима Шаарановна

Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия, Fatima.amerkhanova.85@bk.ru

Расумов Юсуп Шаманович

Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия, Rasumov2022@mail.ru

Аннотация. В статье исследуется формирование проектной компетентности студентов. Отмечается, что проектное обучение стало популярным в различных областях образования и играет важную роль в воспитании у учащихся всесторонних качеств. Рассматриваются важность оценивания учащихся в проектном обучении, компетенции содержания оценки учащихся проектного обучения на международном уровне и методы оценивания учащихся в проектном обучении.

Ключевые слова: проектное обучение; практическое исследование; теоретические осмысление; исследовательский процесс.

Для цитирования: Намаева М. М., Амерханова Ф. Ш., Расумов Ю. Ш. Формиро -вание проектной компетентности студентов и система ее оценки в образовательном пространстве // Региональная и отраслевая экономика. - 2023. - № 1. - С. 184-189. doi: 10.47576/2949-1916_2023_1_184.

Original article

FORMATION OF PROJECT COMPETENCE OF STUDENTS AND THE SYSTEM OF ITS ASSESSMENT IN THE EDUCATIONAL

SPACE

Namaeva Milana M.

Academician M. D. Millionshchikov Grozny State Oil Technical University, Grozny, Russia,

Namaeva_mila@mail. ru

Amerkhanova Fatima Sh.

Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, Fatima.amerkhanova.85@bk.ru

Rasumov Yusup Sh.

Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, Rasumov2022@mail.ru

Abstract. The article examines the formation of project competence of students. It is noted that project-based learning has become popular in various fields of education and plays an important role in educating students with comprehensive qualities. The importance of assessing students in project-based learning, the competence of the content of assessing students in project-based learning at the international level, and methods of assessing students in project-based learning are considered.

Keywords: project-based learning; practical research; theoretical understanding; research process.

For citation: Namaeva M. M., Amerkhanova F. Sh., Rasumov Yu. Sh. Formation of project competence of students and the system of its assessment in the educational space. Regional and branch economy, 2023, no. 1, pp. 184-189. doi: 10.47576/29491916 2023 1 184.

В 1990-е гг. в нашей стране была введена концепция проектного обучения, и постепенно начала накапливаться практика проектного обучения в сфере образования. Практическое исследование и теоретическое осмысление проектного обучения началось относительно поздно, и соответствующие исследования не могут удовлетворить потребности в эффективном руководстве для практики, особенно для оценки учащихся в проектном обучении. Тем не менее оценка учащихся является неотъемлемой частью проверки того, достигло ли преподавание заданных образовательных целей и целей обучения.

Важность оценивания учащихся в проектном обучении:

1. Оценка учащихся помогает проектному обучению достигать результатов обучения.

Оценка - это последний шаг практики учебной программы, предложенной Тейлором, и это неизбежное звено для проверки того, достигла ли образовательная практика образовательной цели [4]. Подводя итоги и оценивая предыдущие этапы, выносятся суждения об обучении студентов, обеспечивая основу для выбора и корректировки педагогической практики на следующем этапе. Обучение на основе проектов не направлено на получение результатов проекта.

2. Оценка учащихся помогает выполнять функции выявления, совершенствования и мотивации.

Во-первых, оценка используется для определения фактического уровня развития учащихся. Например, в качестве итоговой оценки проектного обучения тест может отражать уровень роста знаний и способностей учащихся.

Во-вторых, оценивание используется для улучшения успеваемости учащихся и педагогического поведения преподавателей. Взяв в качестве примера формирующую оценку, преподаватели могут использовать оценку учащихся в проекте, чтобы понять фактические успехи учащихся в обучении, а затем целенаправленно изменить стратегию руководства.

В-третьих, оценивание играет стимулирующую роль в развитии учащихся. Например, коллегиальная оценка как форма оценивания учащихся при проектном обучении может улучшить понимание учащимися групповых задач, участие в проектах и понимание членов группы, делая их более эффективными членами команды.

Рассмотрим предмет оценивания учащихся в проектном обучении.

Разделенная по предмету оценочного поведения, оценка учащихся в проектном обучении может производиться различными субъектами, такими как студенты, преподаватели, эксперты и исследователи в области образования, и они выполняют свои обязанности в оценке и имеют разные функции и преимущества.

1. Студенты.

Самооценка учащихся уходит своими корнями в теорию саморегулируемого обучения. Учащиеся участвуют в оценке как в основной части обучения, что является ключевым и неизбежным способом самодиагностики, осмысления и корректировки, а также улучшения обучения.

Самооценка помогает развивать рефлексивные способности учащихся. В проектном обучении преподаватели чаще выступают в роли фасилитаторов, а ученики - настоящие

мастера обучения; в проектном обучении делается упор на процессную ориентацию, упор на инициативу учащихся, саморегуляцию и саморефлексию.

Взаимная оценка студентов - это еще одна ориентированная на студента оценка, которая делится на два типа: межгрупповая взаимная оценка между проектными командами и внутригрупповая взаимная оценка внутри проектных групп [5].

Первый вид - это то, как учащиеся оценивают других мелких участников, и он в основном используется для оценки результатов проекта: учащиеся получают отзывы от своих сверстников, демонстрируя их, чтобы лучше корректировать свою работу. Второй - это то, как учащиеся оценивают членов группы. В проектном обучении класс представляет собой сообщество учащихся, а учащиеся как инсайдеры проектного обучения лучше всего знают реализацию проекта и подходят для взаимной оценки.

2. Преподаватель.

В качестве субъекта оценки преподаватели используют различные методы оценки учащихся в проектном обучении. Хотя целью проектного обучения является развитие у учащихся инициативы в обучении, способности к саморефлексии и сотрудничеству, это не означает, что преподаватели являются просто сторонними наблюдателями. Преподаватели должны участвовать во всем процессе реализации проекта и обеспечивать эффективное руководство для продвижения проекта. Они должны обращать внимание на индивидуальную обратную связь со студентами, но если у преподавателей нет энергии и времени на индивидуальную обратную связь, групповая обратная связь также является хорошим выбором.

3. Эксперты.

В оценке студентов могут участвовать эксперты в областях, охватываемых предметом проекта. Преимущество привлечения экспертов к оценке учащихся заключается в том, что информирование учащихся о том, что дизайн проекта будет представлен на рассмотрение официальному внешнему органу с определенными критериями, может способствовать саморефлексии и выявить все силы учащихся [3].

Предмет оценивания учащихся не ограничивается тремя вышеуказанными груп-

пами. Родители также могут участвовать в оценке проектного обучения, особенно когда профессиональные области, связанные с проектным обучением, совпадают со специализацией некоторых родителей. Проектное обучение, в котором участвуют родители, не только способствует реализации результатов обучения, но также может способствовать сотрудничеству и совместному обучению.

Проанализируем содержание оценивания учащихся в проектном обучении.

В проектном обучении основное содержание оценивания учащихся охватывает два измерения роста учащихся: одно - это междисциплинарные знания, способности и отношение, задействованные в проекте, а другое - многоуровневая грамотность учащихся.

1. Оценка способности предметных знаний.

Оценка способности к знанию предмета является основным содержанием оценивания учащихся. Она сравнивает результаты проектного обучения со стандартами учебной программы или предметной грамотностью субъектов, участвующих в проекте, и проверяет, могут ли учащиеся достичь образовательных целей и стандартов учебной программы в проектном обучении, как правило, включая увеличение знаний, совершенствование навыков или формирование эмоционального настроя и др.

2. Оценка уровня достижения базовой гра -мотности.

На международном уровне в содержании оценки учащихся проектного обучения уделяется большое внимание этим четырем основным компетенциям.

1) Сотрудничество. В процессе выполнения проекта студенты сотрудничают в форме группового сотрудничества, а качество сотрудничества связано с качеством выполнения проекта. Оценка студентами проектного обучения включает в себя чувство командной ответственности студентов, командный дух, знания и способность к сотрудничеству, а также общение и активное сотрудничество в команде.

2) Связь. В процессе выполнения проекта при проектном обучении учащиеся насыщены взаимодействием преподавателя и учащегося в процессе выявления проблем, планирования работы, проведения исследо-

ваний и получения результатов, среди них уровень общения студентов навыки связаны с эффективностью завершения проекта. Оценка учащихся фокусируется на навыках и эмоциях учащихся при обмене информацией, коммуникативных навыках учащихся и их способности слушать, понимать, общаться и эффективно выражать свои мысли.

3) Пробное и дискуссионное мышление. Обучение, основанное на проектах, - это обучение под руководством учащихся, и собственное мышление учащихся более высокого порядка играет жизненно важную роль в достижении обучения, основанного на проектах [2]. В то же время в процессе постановки целей обучения на основе проектов, сбора данных, формулирования плана, конкретной реализации и представления достижений учащиеся также выполняли мыслительные процессы, такие как критика, анализ, генерация и размышления над групповыми проектами.

Таким образом, оценка учащихся в проектном обучении также включает в себя оценку способности учащихся размышлять и критиковать. Например: по сравнению с традиционными занятиями на практике проверяется, культивируется ли мышление более высокого порядка в проектном обучении; оценивается способность учащихся к критическому мышлению при поиске проблем, планировании исследований, общении и самовыражении в проектном обучении.

4) Творчество. Проектное обучение представляет собой процесс получения творческих результатов, в котором учащиеся вводят новшества, и их соответствующие способности должны быть улучшены, поэтому проектное обучение может улучшить творческие способности учащихся, сформировать творческое мышление и развить инновационную личность.

Выделим методы оценивания учащихся в проектном обучении:

1. Количественная оценка и качественная оценка.

Используемые критерии оценки имеют решающее значение для достоверности оценки. Способности учащихся, необходимые для решения проблем и задач в проекте, должны соответствовать национальным или региональным стандартам учебных программ. Те, кто имеет право оценивать проект, долж-

ны нести ответственность за формулировку стандартов оценки: оценщики должны сформулировать стандарты оценки и указать, на что ссылаться на каждом этапе; после того, как стандарты будут сформулированы, они будут заранее оглашены студентам.

В качестве учебной деятельности под руководством учащихся проектное обучение должно позволить некоторым учащимся участвовать в формулировании целей, чтобы определить эталонные стандарты для оценки и способствовать лучшему обучению учащихся.

Оценка учащихся в проектном обучении часто использует стандартизированные тесты (тесты знаний) для получения объективных данных о развитии учащихся. Некоторые исследователи заимствовали шкалы дисциплин и специальностей, применяемые в проектном обучении или области психологии, для оценки студентов, а шкалы, основанные на научных теориях, улучшили научность количественного анализа студентов.

Хотя стандартизированные тесты более объективны, их трудно использовать в таких областях, как измерение эмоциональных установок и нравственных склонностей учащихся, и они заменяются качественными методами оценки. Как открытый способ сбора информации и коммуникации, интервью может быть использовано для понимания формирования внутренних эмоциональных ценностей студентов.

2. Формирующее и суммативное оценивание.

По срокам реализации в процессе проектного обучения его можно разделить на формативное и суммативное оценивание. Суммативное оценивание - это оценка эффекта проектной учебной деятельности после ее окончания, которая помогает оценить фактический уровень учащихся и улучшить общий план следующего раунда проектного обучения. Например, по оценкам учащихся на выпускном экзамене оцениваются и анализируются предметные способности и основная грамотность, фактически приобретенные учащимися в рамках проектного обучения.

Формирующее оценивание - это поэтапная оценка успеваемости и развития учащихся в процессе обучения в проекте, и это оценивание, которое корректирует план деятельности в процессе проектного обучения

с целью получения более идеальных результатов [1].

Проектное обучение - это метод обучения с определенной продолжительностью. Студенты продолжают учиться и расти в процессе участия в проекте. Оценщики также должны рассматривать развитие учащихся с диалектической точки зрения и с точки зрения развития. Эффективное обучение студентов зависит от непрерывных проб и ошибок в проекте, и этот процесс непрерывных проб и ошибок для получения правильного ответа требует, чтобы преподаватели использовали каждый критический момент оценки, анализировали прогресс учащихся в ключевых узлах и предоставляли соответ-

ствующую обратную связь. Обратная связь, чтобы у учащихся было множество возможностей для формирующего оценивания для достижения желаемых целей обучения.

Подводя итог, отметим, что как инновационный метод обучения проектное обучение имеет большой потенциал развития в сценариях его применения и смежных предметах. В качестве важной части проверки обучения учащихся вопрос о том, как сделать так, чтобы оценка учащимися проектного обучения соответствовала требованиям реформы оценки образования в новую эпоху, и как при -вести ее в соответствие с образовательным стандартом, по-прежнему остается важным актуальным вопросом, достойным изучения.

Список источников

1. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32-38.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.

3. Смирнова И. Н. Организация проектной деятельности студентов в условиях нового образовательного стандарта // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2016. № 4 (273). С. 44-47.

4. Сафонова К. И., Подольский С. В. Проектная деятельность студентов в вузе: принципы отбора проектов и критерии формирования проектных групп // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 9. С. 52-62.

5. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие. М.: Академия, 2012. 160 с.

References

1. Verbitsky A. A. Contextual competence approach to the modernization of education. Higher education in Russia. 2010. No. 5. Pp. 32-38.

2. Zimnaya I. A. Key competencies as the effective-target basis of the competence approach in education. M.: Research Center for Quality problems of training specialists, 2004. 42 p.

3. Smirnova I. N. Organization of project activity of students in the conditions of the new educational standard. Proceedings of the Voronezh State Pedagogical University. 2016. No. 4 (273). Pp. 44-47.

4. Safonova K. I., Podolsky S. V. Project activity of students at the university: principles of project selection and criteria for the formation of project groups. Society: sociology, psychology, pedagogy. 2017. No. 9. Pp. 52-62.

5. Matyash N. V. Innovative pedagogical technologies. Project training: studies. manual. Moscow: Academy, 2012. 160 p.

Сведения об авторах

НАМАЕВА МИЛАНА МУСАЕВНА - старший преподаватель кафедры информатики и вычислительной техники, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова, Грозный, Россия, Namaeva _mila@mail.ru

АМЕРХАНОВА ФАТИМА ШААРАНОВНА - преподаватель кафедры изобразительного искусства, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия, Fatima. amerkhanova.85@bk.ru

РАСУМОВ ЮСУП ШАМАНОВИЧ - ассистент кафедры теории и истории государства и права, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия, Rasumov2022@ mail.ru

Information about the authors

NAMAEVA MILANA M. - Senior Lecturer, Department of Informatics and Computer Engineering, Grozny State Oil Technical University named after Academician M. D. Millionshchikov, Grozny, Russia, Namaeva_ mila@mail.ru

AMERKHANOVA FATIMA SH. - Lecturer, Department of Fine Arts, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, Fatima.amerkhanova.85@bk.ru

RASUMOV YUSUP SH. - Assistant of the Department of Theory and History of State and Law, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, Rasumov2022@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.