Научная статья на тему 'АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ: СУЩНОСТЬ И СТРАТЕГИИ'

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ: СУЩНОСТЬ И СТРАТЕГИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПОДГОТОВКА / ПОДТВЕРЖДЕНИЕ / КОНТРОЛЬ / РЕШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаджимурадова Таиса Хусайновна, Дацаева Раиса Шамсудиновна, Амерханова Фатима Шаарановна

В статье анализируются управление по предотвращению кризисов, система раннего предупреждения кризисов, соответствующие стратегии кризисного управления и т. д. Даются рекомендации в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хаджимурадова Таиса Хусайновна, Дацаева Раиса Шамсудиновна, Амерханова Фатима Шаарановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CRISIS MANAGEMENT OF AN ENTERPRISE: ESSENCE AND STRATEGIES

The article analyzes crisis management, crisis early warning system, relevant crisis management strategies, etc. Recommendations are given in this area.

Текст научной работы на тему «АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ: СУЩНОСТЬ И СТРАТЕГИИ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_3_57 УДК 338.1

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ: СУЩНОСТЬ И СТРАТЕГИИ

Хаджимурадова Таиса Хусаиновна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и технологии социальной работы, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: htaisa@mail.ru

Дацаева Раиса Шамсудиновна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова, г. Грозный, Россия, e-mail: t.datsaeva@gmail.com

Амерханова Фатима Шаарановна,

преподаватель кафедры изобразительного искусства, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Fatima.amerkhanova.85@bk.ru

В статье анализируются управление по предотвращению кризисов, система раннего предупреждения кризисов, соответствующие стратегии кризисного управления и т. д. Даются рекомендации в данной сфере.

Ключевые слова: антикризисное управление; предупреждение; подготовка; подтверждение; контроль; решение.

UDC 338.1

ANTI-CRISIS MANAGEMENT OF AN ENTERPRISE: ESSENCE AND STRATEGIES

Khadzhimuradova Taisa Khusainovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: htaisa@mail.ru

Datsaeva Raisa Shamsudinovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Enterprise Management, Grozny State Oil Technical University named after Academician M. D. Millionshchikov, Grozny, Russia, e-mail: t.datsaeva@gmail.com

Amerkhanova Fatima Shaaranovna,

Lecturer, Department of Fine Arts, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Fatima.amerkhanova.85@bk.ru

The article analyzes crisis management, crisis early warning system, relevant crisis management strategies, etc. Recommendations are given in this area.

Keywords: anti-crisis management; warning; Preparation; confirmation; control; solution.

Предприятия сталкиваются с различными кризисами в производстве и эксплуатации, и какой бы кризис ни возник, он может нанести предприятию смертельный удар. Для предприятий кризисное управление неизбежно. Оно не ограничивается устранением чрезвычайных ситуаций, сосредоточение внимания на их причинах постепенно стало неотъемлемой частью управления предприятием.

Антикризисное управление - это не точка, а линия, представляющая собой взаимосвязанный процесс движения. То же самое относится и к антикризисному менеджменту, процесс которого представляет собой ряд мероприятий по устранению корпоративных кризисных факторов и в основном включает в себя три этапа: предотвращение кризиса, разрешение кризиса и подведение итогов кризиса.

Целью антикризисного управления является предотвращение кризисов, а не их преодоление. Отличное управление предотвращением кризисов может не только предсказывать возможные кризисные ситуации и активно принимать превентивные меры, но также готовиться к возможным кризисам и свободно разрабатывать планы по их преодолению.

Меры по предотвращению кризисов в основном включают следующее:

1. Концепция антикризисного управления заключается в том, чтобы быть готовым к опасности в мирное время и планировать на черный день. Поэтому предприятия должны сначала установить понятие «кризис» и создать «кризисную» атмосферу, чтобы руководители предприятий и все сотрудники были готовы к жесткой рыночной конкуренции. Необходимо использовать концепцию кризиса, чтобы стимулировать дух сотрудников, реформировать и внедрять инновации, преследовать более высокие цели.

2. Внедрение рамочной структуры антикризисного управления. Включает создание команду кризисного управления, чтобы координировать и контролировать кризис и его последствия [1]. Можно попытаться создать организационную структуру антикризисного управления, которая в основном состоит из трех частей: информационная система, система принятия решений, операционная система.

Информационная система в основном отвечает за внешнюю работу и состоит из отдела интеграции информации, отдела внешних информационных коммуникаций и отдела управления консультированием. Департамент интеграции информации отправляет разведчиков для сбора информации, систематизирует и анализирует собранную информацию. Департамент внешнего обмена информацией отвечает за работу с общественностью, СМИ, заинтересованными группами и людьми, не относящимися к кризису, а департамент управления консультированием в основном отвечает за анализ кризиса [6].

Воздействие и антикризисное управление общественности и соответствующих заинтересованных групп повлияет на корпоративную организацию и выдвинет предложения по улучшению, а также своевременно сообщит некоторую важную информацию высшему руководству компании.

Системой принятия решений руководит кризис-менеджер, который отвечает за общую работу по преодолению кризиса. Он должен иметь достаточные полномочия для принятия решений, как правило, это главный кризис-менеджер. Например, уровень принятия бизнес-решений в компании также может принадлежать менеджерам среднего или низового звена, однако они должны быть наделены большими полномочиями со стороны старшего уровня, принимающего решения.

Операционная система состоит из отдела связи. Отдел связи отвечает за связь с отделами, пострадавшими от кризиса, и отделами, которые не затронуты внутри компании. Он является связующим звеном между обычной сферой деятельности и кризисными менеджерами, которые переводят свои стратегические планы в стратегии и планы оперативного реагирования и применяют свой опыт для реализации этих планов [5].

Эта структура антикризисного управления четко определяет работу и цели каждого отдела, независимо от типа, масштаба и характера кризиса. Отделение информационного обмена внутри организации от информации, предоставляемой внешним группам, снижает недопонимание и конфронтацию, а также влияние на корпоративную репутацию.

3. Создание системы раннего предупреждения о кризисе. Система раннего

предупреждения кризисов заключается в том, чтобы использовать определенные научно-технические методы и средства для анализа переменных в производственном и операционном процессе предприятия и устанавливать индикаторы предупреждения об источниках предупреждения о возможных кризисах, своевременно фиксировать предупреждающие знаки и отслеживать состояние работы предприятия в любое время, чтобы заранее прогнозировать и анализировать проблемы, которые угрожают их собственному выживанию и развитию, чтобы предотвратить и контролировать вспышку кризиса.

Система раннего предупреждения кризисов в основном включает следующие аспекты:

- кризисный мониторинг. Речь идет о стро -гом мониторинге различных факторов, которые могут вызвать кризисы и возникновение кризисов, сборе информации о корпоративных кризисах и своевременном получении из первых рук материалов о корпоративных кризисных изменениях;

- кризисное прогнозирование. Относится к выявлению, классификации и анализу информации, полученной в результате мониторинга, чтобы сделать ее более систематизированной и заметной для отражения изменений в кризисе, для оценки типов кризисов, которые могут возникнуть в будущем, и степени их вреда, а также выпускать кризисные оповещения, когда это необходимо.

Кризисный мониторинг и прогнозирование дополняют друг друга, они являются основой для предприятий, чтобы осуществлять антикризисный контроль и антикризисное управление, среди которых наиболее важным является сбор и систематизация информации [4].

4. Антикризисное управление.

Управление по предотвращению кризисов может только свести к минимуму количество или степень кризисных вспышек, но не может предотвратить возникновение всех кризисов.

Со стороны предприятия помощь в преодолении кризиса может заключаться в следующих аспектах:

1) Как можно быстрее приступить к реализации плана кризисного управления. Если первоначальные меры будут отложены, кризис будет распространяться и расширяться. Из-за внезапных изменений и срочности

кризиса любые превентивные меры не могут быть надежными. Поэтому необходимо модифицировать и обогащать меры кризисного управления в соответствии с конкретными проблемами в любое время.

2) Интересы общества должны стоять на первом месте. Чтобы получить долгосрочные выгоды, предприятия должны уделять больше внимания интересам потребителей, а не только краткосрочным интересам предприятий, от начала кризиса до его разрешения, предпринимать практические действия, чтобы показать искренность компании, чтобы решить кризис, и попытаться восполнить обществу потери, что способствует поддержанию имиджа предприятия.

3) Открыть эффективные каналы распространения информации. После возникновения кризиса необходимо как можно скорее расследовать причину инцидента, чтобы выяснить правду. Полную информацию о ситуации следует сообщить средствам массовой информации, чтобы избежать разного рода необоснованных подозрений со стороны общественности.

Искренность - лучшая стратегия для предприятия, чтобы противостоять кризису [3]. Предприятия должны взять на себя инициативу в области рекламы и отчетности, а также информировать общественность о конкретной ситуации кризиса, текущих и будущих мерах противодействия компании и т.д. путем проведения пресс-конференции, использования Интернета, телефона, факса и т. д. Информация должна быть конкретной и точной.

4) Выбирать соответствующие стратегии кризисного управления, такие как стратегия приостановки кризиса, стратегия изоляции кризиса, стратегия ликвидации кризиса и стратегия использования кризиса.

Стратегия изоляции кризиса часто имеет цепной эффект, и вспышка одного кризиса часто вызывает другой кризис, поэтому когда происходит кризис, предприятие должно попытаться свести негативное влияние кризиса до минимума и не допускать его распро -странения.

Стратегия приостановки заключается в том, чтобы взять на себя инициативу нести убытки, вызванные кризисом, в соответствии с тенденцией развития кризиса, например, прекращение продаж, возврат продуктов, за-

крытие соответствующих заводов и отделов и т. д.

Стратегия ликвидации позволяет предприятиям быстро и эффективно устранять негативное влияние кризиса в соответствии с установленными мерами антикризисного управления.

Возможно воспользоваться и стратегией преимущества от кризиса. Эта стратегия является важной частью превращения кризиса в положительную ситуацию. Пока предприятие занимает честную, откровенную и ответственную позицию, кризис можно превратить в жизнь. Если справиться с этим правильно, то будет эффект превращения плохих вещей в хорошие.

5) В полной мере использовать роль нотариально заверенных или авторитетных учреждений в разрешении кризисов. Воспользовавшись хорошим имиджем власти в сознании общественности, в кризисной ситуации лучше всего пригласить нотариальную контору или орган для оказания помощи в расследовании, чтобы завоевать доверие общественности, которое часто играет решающую роль в преодолении корпоративных кризисов. Например, после обострения инцидента с сухим молоком в компании Nestle была создана специальная группа из 10 человек для наблюдения за выполнением компанией правил Всемирной организации здравоохранения, в состав которой входили известные ученые-медики, профессора, общественные деятели и даже международные политики. Этот шаг значительно укрепил доверие к компании в сознании общественности.

5. Подведение итогов кризиса.

Подведение итогов кризиса является последним важным звеном антикризисного управления, имеет важное справочное значение для формулирования нового раунда антикризисных мер, поэтому антикризисное управление должно быть тщательно и систематически обобщено. Включает:

1) Исследование и анализ. Систематическое расследование и анализ причин кризиса, проведение превентивных мероприятий.

2) Оценка. Провести всестороннюю оценку работы по управлению кризисными ситуаци-

ями, включая оценку организации и рабочих процедур системы раннего предупреждения, планов управления кризисными ситуациями, принятия решений в кризисных ситуациях и других аспектов, а также подробно перечислить различные проблемы в работе по управлению кризисными ситуациями [2].

3. Поправки. Всесторонне классифицировать различные проблемы, связанные с кризисом, предлагать корректирующие меры, улучшать работу и управление предприятием, а также поручить соответствующим отделам внедрять их одну за другой, улучшать содержание антикризисного управления и использовать это для обучения сотрудников и предупреждения коллег.

4) Перспектива. Кризис не означает неудачу в бизнесе, кризис часто порождает новые возможности. Предприятия должны превратить сильное давление кризиса в мощную движущую силу, заставляя себя постоянно искать ряд инноваций в технологиях, рынке, управленческих и организационных системах и, наконец, реализовать развитие предприятия. Предприятие должно принять контрмеры и сформулировать различные антикризисные планы, чтобы эффективно избежать возникновения кризиса или максимально минимизировать потери от кризиса в соответствии с возможными факторами, вызывающими кризис предприятия.

Одним из атрибутов кризиса является публичность. У каждой компании есть некоторые проблемы, сбои или ошибки, которые вызывают проблемы в деятельности компании, но только когда о таких проблемах становится известно общественности, они перерастают в кризисы. Кризис-менеджмент можно почти назвать кризисной коммуникацией.

В случае внезапного кризиса высшее руководство и все работники предприятия должны отреагировать в кратчайший срок без уклонений и задержек. Должен быть создан специальный отдел кризисного управления для решения соответствующих дел после возникновения кризиса. Если первоначальная реакция будет отложена, кризис будет распространяться и расширяться.

Список литературы_

1. Балашов А. П. Антикризисное управление. Новосибирск, 2010. 346 с.

2. Григорьева Ю. О., Татарченко Ю. В. Методика выбора стратегии антикризисного управления предприятием // Бизнес Информ. 2012. № 8. С. 218-220.

3. Коротков Э. М. Антикризисное управление : учебник. М. : ИНФРА-М, 2007. 620 с.

4. Логинова Н. П. Методика антикризисного управления организацией // Сибирский торгово-экономический журнал. 2011. № 13. С. 1-4.

5. Одаренко Т. Е., Марузенко Н. А. Антикризисное управление человеческими ресурсами в современных организациях // Таврический научный обозреватель. 2015. № 3. Ч. 1. С. 7-10.

6. Одаренко Т. Е., Гарачук К. В. Управление человеческими ресурсами в кризисных условиях // Таврический научный обозреватель. 2016. № 1 (6). Ч. 1. С. 35-38.

References _

1. Balashov A. P. Anti-crisis management. Novosibirsk, 2010. 346 p.

2. Grigorieva Yu. O., Tatarchenko Yu. V. Methodology of choosing an anti-crisis management strategy for an enterprise. Business Inform. 2012. No. 8. Pp. 218-220.

3. Korotkov E. M. Anti-crisis management: textbook. Moscow: INFRA-M, 2007. 620 p.

4. Loginova N. P. Methodology of anti-crisis management of the organization. Siberian Trade and Economic journal. 2011. No. 13. Pp. 1-4.

5. Odarenko T. E., Marushchenko N. A. Anti-crisis management of human resources in modern organizations. Tauride Scientific Observer. 2015. No. 3. Part 1. Pp. 7-10.

6. Odarenko T. E., Garachuk K. V. Human resource management in crisis conditions. Tauride Scientific Observer. 2016. No. 1 (6). Part 1. Pp. 35-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.