Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ'

МЕХАНИЗМ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ РЕПУТАЦИЯ / ФИНАНСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дацаева Раиса Шамсудиновна, Умархаджиева Седа Руслановна, Кудусов Ломали

Предприятия находятся в сложной и многосторонней рыночной экономической деятельности, и они всегда будут сталкиваться с кризисами того или иного рода. Как справиться с кризисом, превратить кризис в возможность и позволить предприятию выжить и развиваться в условиях кризиса - вот проблемы, о которых должны думать руководители предприятий. Исходя из этого, в статье рассматриваются кризисное управление предприятием, антикризисный контроль, основные кризисные факторы и меры по их предотвращению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дацаева Раиса Шамсудиновна, Умархаджиева Седа Руслановна, Кудусов Ломали

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT AT THE ENTERPRISE

Businesses are in complex and multifaceted market economic activities, and they will always face crises of one kind or another. How to deal with a crisis, turn a crisis into an opportunity, and enable an enterprise to survive and thrive in a crisis are the issues that business leaders need to think about. Based on this, this article discusses the crisis management of an enterprise, anti-crisis control, the main crisis factors and measures to prevent them.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_3_94 УДК 338.24

МЕХАНИЗМ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Дацаева Раиса Шамсудиновна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова, г. Грозный, Россия, e-mail: t.datsaeva@gmail.com

Умархаджиева Седа Руслановна,

старший преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: Seda.umarkhadzhieva@mail.ru

Кудусов Ломали,

доцент, кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Lomali. kudusov@mail. ru

Предприятия находятся в сложной и многосторонней рыночной экономической деятельности, и они всегда будут сталкиваться с кризисами того или иного рода. Как справиться с кризисом, превратить кризис в возможность и позволить предприятию выжить и развиваться в условиях кризиса - вот проблемы, о которых должны думать руководители предприятий. Исходя из этого, в статье рассматриваются кризисное управление предприятием, антикризисный контроль, основные кризисные факторы и меры по их предотвращению.

Ключевые слова: антикризисное управление; предприятия; управленческая деятельность; корпоративная репутация; финансы.

UDC 338.24

THE MECHANISM OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT AT THE

ENTERPRISE

Datsaeva Raisa Shamsudinovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Enterprise Management, Grozny State Oil Technical University named after Academician M. D. Millionshchikov, Grozny, Russia, e-mail: t.datsaeva @gmail. com

Umarkhadzhieva Seda Ruslanovna,

Senior Lecturer, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: Seda. umarkhadzhieva@mail.ru

Kudusov Lomali,

Associate Professor, Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Lomali.kudusov@ mail.ru

Businesses are in complex and multifaceted market economic activities, and they will always face crises of one kind or another. How to deal with a crisis, turn a crisis into an opportunity, and enable an enterprise to survive and thrive in a crisis are the issues that business leaders need to think about. Based on this, this article discusses the crisis management of an enterprise, anti-crisis control, the main crisis factors and measures to prevent them.

Keywords: anti-crisis management; enterprises; management activities; corporate reputation; finance.

Возникновение управленческой деятельности предприятия всегда сопровождается взаимодействием предприятия с внешним миром и согласованием интересов между внутренними работниками и акционерами. Из-за различной ориентации интересов между различными организациями, между отдельными лицами, а также между организациями и отдельными лицами это неизбежно приведет к различным конфликтам интересов.

Когда эти конфликты разовьются до определенной степени и вызовут сильное давление и негативное влияние на корпоративную репутацию, деловую деятельность и внутреннее управление, это перерастет в корпоративный кризис.

Современные предприятия находятся в непредсказуемой среде, и не могут избежать различных кризисов, таких как продукты, цены, специалисты, информация, финансы и репутация. Будь то всемирно известная и крупная многонациональная компания, такая как Coca-Cola и Microsoft, или неизвестные многочисленные малые и средние предприятия.

Когда предприятие находится в конкурентной зоне, оно в любой момент может столкнуться с кризисами. На практике перед лицом кризиса некоторые предприятия сохраняли спокойствие и превратили кризис в безопасность.

Лучший способ справиться с кризисом -это точно его предсказать. Любое предприятие не осуществляет маркетинговую деятельность в вакууме, изменения в окружающей среде могут открывать возможности для предприятий, а также могут в любой момент спровоцировать различные кризисы предприятий. Необходимо создать систему раннего предупреждения о кризисах, чтобы предотвратить микрособытия, и уделять больше внимания различным небольшим изменениям, чтобы можно было предотвратить некоторые кризисы.

Еще одной важной задачей при создании

системы раннего оповещения о кризисах является создание группы управления кризисными ситуациями. Команда антикризисного управления находится в центре информацией в антикризисном управлении, и ее уровень принятия решений и способность к предвидению будут непосредственно определять процесс и результаты антикризисного управления.

Команда антикризисного управления должна состоять из руководителей высокого уровня и руководителей различных профессиональных отделов, чтобы повысить ее авторитет и возможности быстрого реагирования. Например, корпорация Intel всегда считала антикризисное управление основой управления предприятием, поэтому она остается на сильных позициях в жесткой конкуренции в информационной индустрии [1].

В The Coca-Cola Company команда антикризисного управления является постоянно действующим институтом. В его состав входят сотрудники, привлеченные из различных отделов, такие как руководители заводов по розливу, производственный персонал, персонал по продвижению и продажам, техниче -ский управленческий персонал, персонал по управлению качеством, а также операторы горячей линии для потребителей. Компания Coca-Cola ежегодно проводит специальные тренинги для членов команды кризисного управления, чтобы улучшить их практические навыки преодоления кризисов [2].

Серия мероприятий кризисных факторов в основном включает пять аспектов, а именно: предотвращение кризиса, подготовка к управлению кризисом, подтверждение кризиса, контроль кризиса и разрешение кризиса.

1. Предотвращение кризисов. Управление предотвращением кризисов позволяет прогнозировать возможные кризисные ситуации, разрабатывать превентивные меры и планы по преодолению кризисов.

Чтобы предотвратить кризисы, сначала нужно последовательно сформулировать

возможные чрезвычайные ситуации, рассмотреть их последствия и оценить стоимость данной работы.

Во-вторых, осмотрительность и секретность необходимы для защиты от определенных организационных кризисов, таких как те, которые возникают в результате утечек во время переговоров. Если необходимо сохранить тайну, то нужно постараться свести к минимуму количество людей, соприкасающихся с ней, и добавить в переговорный процесс как можно больше неопределенных факторов [4].

Поэтому необходимо создать организационную структуру антикризисного управления, которая будет решать информационные, оперативные вопросы, взаимодействовать со средствами массовой информации и включать систему принятия решений.

2. Подготовка к кризисному управлению.

Кризис в менеджменте также неизбежен,

как и налоги, поэтому подготовка к кризису включает множество аспектов, таких как план действий, план коммуникаций и построение ключевых отношений. План действий в непредвиденных обстоятельствах должен быть разработан в соответствии с наихудшим сценарием, без слепых зон.

3. Подтверждение кризиса.

Задача этой части - подтвердить, является ли ожидаемый кризис реальным кризисом. Иногда менеджеры долго работают над своими гипотетическими кризисами, прежде чем осознают, что настоящий кризис кроется в чем-то другом, а не в том, над чем они работают [3].

4. Антикризисный контроль.

Когда предприятие сталкивается с кризисом непосредственно, оно может контролировать его со следующих сторон:

- как можно быстрее приступить к реализации плана кризисного управления. Если меры не будут приняты, кризис будет распространяться и расширяться. Из-за внезапных изменений и срочности кризиса любые превентивные меры не могут быть надежными. Поэтому нужно модифицировать и обогащать меры кризисного управления в соответствии с конкретными проблемами в конкретное время;

- приоритет общественных интересов. Необходимо принимать все меры, чтобы уменьшить ущерб для потребителей и клиентов компании, экологический ущерб для региона;

- эффективное взаимодействие со средствами массовой информации для сохранения репутации компании.

После возникновения кризиса необходимо как можно скорее расследовать причину инцидента, чтобы получить полную информацию о ситуации [5].

5. Разрешение кризиса.

Является последним важным звеном антикризисного управления, имеет важное справочное значение для формулирования нового раунда антикризисных мер, поэтому антикризисное управление должно быть тщательно и систематически обобщено. Включает:

- исследование и анализ причин криза;

- оценку кризиса и реагирования на него всех участников. Необходимо провести всестороннюю оценку работы по управлению кризисными ситуациями, включая оценку организации и рабочих процедур системы раннего предупреждения, планов управления кризисными ситуациями, принятия решений в кризисных ситуациях и других аспектов, а также подробно перечислить различные проблемы в работе по управлению кризисными ситуациями;

- поправку корректирующих мер на будущее. Необходимо всесторонне классифицировать различные проблемы, связанные с кризисом, соответственно предлагать корректирующие меры, улучшать работу и управление предприятием, улучшать содержание антикризисного управления и использовать это для обучения сотрудников.

Таким образом, кризис не означает неудачу в бизнесе, кризис часто порождает новые возможности. Предприятия должны превратить сильное давление кризиса в мощную движущую силу, заставляя себя постоянно искать ряд инноваций в технологиях, рынке, управленческих и организационных системах и развивать бизнес дальше.

Список литературы_

1. Безденежных В. М., Галай А. Г Антикризисное управление - теория и практика применения : учеб. пособие. М. : Альтаир-МГАВТ, 2015. 113 с.

2. Долганова Н. А., Тришкина Н. А. Аналитические исследования как основа принятия : сборник IV Международной научно-практической конференции «Техника и технологии, политика и экономика: проблемы и перспективы» / Коломенский БОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ). Коломна, 2017. 248 с.

3. Антикризисное управление. Теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / В. Я. Захаров и др. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 304 с.

4. Концепция Российского менеджмента : учеб. пособие / Э. М. Коротков. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Де КА, 2004. 896 с.

5. Талапбаева Г Е., Ерниязова Ж. Н. Механизм антикризисного управления на предприятии // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 2-3. С. 441-443.

References_

1. Bezdenezhnykh V. M., Galai A. G. Anti-crisis management - theory and practice of application: studies. manual. Moscow: Altair-MGAVT, 2015. 113 p.

2. Dolganova N. A., Trishkina N. A. Analytical research as a basis for decision-making: Collection of the IV International Scientific and practical Conference «Technology and Technology, politics and economics: problems and prospects» / Kolomna BOU HPE «(Moscow State Machine-Building University (MAMI). Kolomna, 2017. 248 p.

3. Crisis management. Theory and practice: studies. handbook for university students studying in the specialties of economics and management / V. Ya. Zakharov et al. Moscow: UNITY-DANA, 2017. 304 p.

4. The concept of Russian management: studies. manual /E. M. Korotkov. 2nd ed., reprint. and additional. Moscow: DeCA, 2004. 896 p.

5. Talapbaeva G. E., Yeriyazova Zh. N. Mechanism of anti-crisis management at the enterprise. International Journal of Experimental Education. 2015. No. 2-3. Pp. 441-443.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.