Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / УГРОЗА / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МЕРЫ РЕАГИРОВАНИЯ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Закриева Зинаида Магомедовна, Алиева Заира Магомедовна, Алибеков Магомедрасул Магомедиминович

Статья посвящена изучению сущности и классификации кризисных ситуаций на предприятиях, рассмотрению основных внешних и внутренних угроз, которые способствуют возникновению кризисных ситуаций на предприятиях и систематизации мер антикризисного реагирования. Предложено разделять кризисные ситуации на предприятиях в зависимости от сферы возникновения. Приведен перечень основных мер реагирования на внешние угрозы возникновения кризисных ситуаций на предприятиях сферы услуг, строительства, розничной торговли и банковской сфере. Предложены меры реагирования на угрозы возникновения внутренних кризисных ситуаций на предприятиях в соответствии с видом кризисной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ASPECTS OF ANTI-CRISIS ENTERPRISE MANAGEMENT

The article is devoted to the study of the essence and classification of crisis situations at enterprises, the consideration of the main external and internal threats that contribute to the emergence of crisis situations at enterprises and the systematization of anti-crisis response measures. It is proposed to divide crisis situations at enterprises depending on the sphere of occurrence. A list of the main response measures to external threats of crisis situations at enterprises in the service sector, construction, retail trade and banking is given. Measures of response to the threat of internal crisis situations at enterprises in accordance with the type of crisis situation are proposed.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_5_438 УДК 338

Закриева Зинаида Магомедовна,

старший преподаватель кафедры экономической теории и предпринимательства, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: zakrieva.62@mail.ru

Алиева Заира Магомедовна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: zaira-64-09@rambler.ru

Алибеков Магомедрасул Магомедиминович,

старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: gimu.kafedra@ yandex.ru

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Статья посвящена изучению сущности и классификации кризисных ситуаций на предприятиях, рассмотрению основных внешних и внутренних угроз, которые способствуют возникновению кризисных ситуаций на предприятиях и систематизации мер антикризисного реагирования. Предложено разделять кризисные ситуации на предприятиях в зависимости от сферы возникновения. Приведен перечень основных мер реагирования на внешние угрозы возникновения кризисных ситуаций на предприятиях сферы услуг, строительства, розничной торговли и банковской сфере. Предложены меры реагирования на угрозы возникновения внутренних кризисных ситуаций на предприятиях в соответствии с видом кризисной ситуации.

Ключевые слова: менеджмент; угроза; антикризисные меры; антикризисный менеджмент; меры реагирования; финансовый кризис.

UDC 338

Zakrieva Zinaida Magomedovna,

Senior Lecturer, Department of Economic Theory and Entrepreneurship, Chechen State University. Named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: zakrieva.62@mail.ru

Alieva Zaira Magomedovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Public Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: zaira-64-09@rambler.ru

Alibekov Magomedrasul Magomediminovich,

Senior Lecturer, Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: gimu.kafedra@ yandex.ru

STRATEGIC ASPECTS OF ANTI-CRISIS ENTERPRISE MANAGEMENT

The article is devoted to the study of the essence and classification of crisis situations at enterprises, the consideration of the main external and internal threats that contribute to the emergence of crisis situations at enterprises and the systematization of anti-crisis response measures. It is proposed to divide crisis situations at enterprises depending on the sphere of occurrence. A list of the main response measures to external threats of crisis situations at enterprises in the service sector, construction, retail trade and banking is given. Measures of response to the threat of internal crisis situations at enterprises in accordance with the type of crisis situation are proposed.

Keywords: management; the threat; anti-crisis measures; anti-crisis management; response measures; financial crisis.

Кризис в деятельности предприятия не является непредсказуемым процессом, если он не вызван форсмажорными обстоятельствами или природными явлениями, такими как наводнения, пожары, ураганы, эпидемии, пандемии и т.п. Наоборот, кризис - результат, на который субъекты хозяйствования могут влиять. Кроме этого, в результате постоянного мониторинга и контроля менеджеры могут предсказать возникновение кризиса в деятельности организации. Прогнозирование банкротств или кризисов в развитии предприятий, которые ведут к банкротству, призвано заблаговременно предупредить вероятность возникновения негативных последствий вплоть до полной потери финансовой платежеспособности предприятия.

Для антикризисного менеджера прогнозирование кризисов и выявление угроз и недостатков системы предприятия является важной задачей. Подтверждением актуальности может быть прошедшая пандемия, которая существенно изменила принципы работы предприятий. Для руководителей и менеджеров компаний возникла необходимость как можно скорее задуматься о мерах реагирования на распространение пандемии, соблюдение санитарных норм, введение государством карантинных ограничительных мероприятий и разрабатывать планы восстановления и трансформации работы в будущем в условиях новых мировых вызовов.

Опрос, проведенный Международной организацией труда в марте 2020 г., показал, что наибольшей финансовой проблемой для предприятий являются прерванные денежные потоки. Более 85 % респондентов сообщили, что пандемия имела высокое или среднее финансовое влияние на их деятельность. Лишь треть заявила, что у них есть достаточно средств для восстановления. Больше всего пострадали малые предприятия [9]. Вот почему характер применяемых мер дол-

жен соответствовать характеру кризиса: они должны быть масштабными и скоординированными.

Предприятия сталкиваются в своей деятельности с большим количеством ситуаций, которые являются непредсказуемыми, конфликтными, противоречивыми, взаимодействуют с внешней (конкуренты, потребители, поставщики) и внутренней (персонал, бизнес-процессы, финансовое обеспечение) средой, которая не гарантирует стабильности в работе и выполнения планов. Предприятия сталкиваются со множеством угроз, пренебрежение которыми может привести к возникновению кризисов, а в итоге - к потере ресурсов или полному банкротству. Полностью устранить угрозы невозможно, но их можно идентифицировать, оценить и заблаговременно предусмотреть, что позволит вовремя реагировать на возникновение кризисных ситуаций на предприятиях и разработать комплекс мер по противодействию их возникновению.

Целью исследования является анализ подходов к трактовке понятий «кризис» и «угроза», изучение классификации кризисных ситуаций на предприятиях, систематизация основных внешних и внутренних угроз, которые способствуют возникновению кризисных ситуаций на предприятиях, разработка комплекса мероприятий антикризисного реагирования.

Конкуренция и экономическая нестабильность вынуждают предприятия готовиться к возникновению возможных угроз их деятельности, которые, в свою очередь, приводят к кризисным ситуациям. Следовательно, микроэкономическое планирование и прогнозирование определенных сфер деятельности компании, анализ финансово-экономических показателей и применение различных методик диагностики кризисного состояния могут предотвратить остановку развития организа-

ции или даже ее банкротство. Констатация кризиса ведет, в свою очередь, к разрешению радикальных преобразований всей модели бизнес-процессов.

Учитывая актуальность системы раннего предупреждения и реагирования на кризисные ситуации на предприятиях, целесообразно рассмотреть подходы ученых к трактовке понятийного аппарата указанной проблематики. Трактовка понятия «кризис» встречается в трудах многих отечественных и зарубежных ученых. Термин «кризис» происходит от греческого слова «crisis», которое означает «поворотный пункт, приговор, решение по какому-либо вопросу». В толковых словарях можно найти другие толкования:

Кроме понятия «угроза», в научных источниках можно встретить такие понятия, как «причина», «фактор», «источник». Различие между этими понятиями заключается в том, что угроза всегда предопределяет негативные последствия, то есть потери и вред, однако фактор или источник являются причиной изменений, которые не обязательно несут за собой негативное влияние.

Разница между понятиями «кризис» и «угроза» коррелируется в разрезе корректирующих и превентивных действий. Кризис -это ситуация «post factum», для исправления которой в зависимости от характера и масштаба проблемы требуются значительные ресурсы. Угроза - это ситуация «ante factum», для исправления возможного ущерба которой требуются значительные ресурсы. Общие черты этих двух понятий могут быть идентифицированы в последствиях их решения: материальный ущерб (значительная потеря ресурсов), финансовый ущерб (недо-

кризис - это резкое изменение обычного положения вещей; слом, обострение положения, резкий перелом или упадок [3].

Негативное влияние угроз на деятельность предприятия препятствует эффективному достижению целей, а несвоевременная реакция на существующие угрозы и импульсивные решения менеджеров приводят к катастрофическим последствиям. В связи с этим предприятиям необходимо приспосабливаться под меняющиеся условия рынка и экономики, чтобы как можно точнее спрогнозировать возможные опасности развития, поэтому целесообразно рассмотреть подходы к трактовке понятия «угроза» в научных источниках (табл. 1).

получение дохода, снижение рентабельности предприятия, дополнительные затраты), моральный вред (ухудшение имиджа или репутации предприятия).

В научных источниках есть возможность ознакомиться с классификациями угроз и кризисов предприятий. Большинство ученых классифицирует угрозы возникновения кризисных ситуаций на предприятиях на внешние и внутренние. Внешние угрозы зависят от тенденций макроэкономического развития экономики, конкуренции, политической ситуации в стране и т.п. Внутренние угрозы напрямую связаны с деятельностью предприятия и возникающими преимущественно вследствие неэффективности аппарата управления недостатками в организации производства, «пассивной» политикой в отношении инноваций и привлечения инвестиций и т.д.

Наиболее распространенной и наиболее охарактеризованной в научных источниках

Таблица 1 - Подходы к трактовке понятия «угроза»

Автор, источник Трактовка понятия «угроза»

В. Абрамов [1] Угроза - совокупность условий, процессов, факторов, препятствующих реализации национальных экономических интересов или создающих опасность для них и субъектов хозяйственной деятельности

Д. В. Ермолаев [5] Угроза предприятию - ущерб, интегральный показатель, который характеризует степень снижения экономического потенциала за определенный промежуток времени

В. Маршал [7] Угроза - это естественное или техногенное явление, когда возможное появление явлений или процессов способно поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушать окружающую среду

Дж. Фиксел [10] Угроза - это явление или ситуация, которая может нанести вред здоровью человека или его безопасности. Опасность можно определять качественно, а риск - количественно

А. А. Халяпин [8] Угроза - это потенциальные или реальные действия физических и юридических лиц, нарушающие состояние защищенности субъекта предпринимательской деятельности и способные привести к ее прекращению или к экономическим и другим потерям

классификацией внутренних кризисных ситуаций на предприятиях является классификация по сфере их возникновения: экономические, финансовые, производственные, организационные, технологические, психологические и кадровые. И. Митрофф и Г Анагно [11] классифицируют кризисы по семи типам в соответствии с последствиями. Это экономические, информационные, физические, человеческие ресурсы, репута-ционные, психологические акты и стихийные бедствия. Систематизируя исследования научных источников, предлагаем разделять кризисные ситуации на предприятиях в зависимости от сферы возникновения на финансовые, операционные (производственные), маркетинговые, социальные, информационные, кадровые, технико-технологические и организационно-управленческие. Рассмотрим подробнее каждый из названных разно -видностей кризисов, возникающих на предприятиях.

Финансовый кризис. Под финансовым кризисом понимают фазу разбалансированной деятельности предприятия и ограниченных возможностей влияния его руководства на финансовые отношения, которые возникают на этом предприятии. Чаще всего инструментами контроля становятся финансовое регулирование, реструктуризация активов. Происходит сокращение рентабельности и абсолютных значений объемов прибыли, убыточность производства, резкое снижение платежеспособности компании, когда часть оборотных средств направляется на обслуживание кредиторской задолженности, поэтому идет сокращение производства, рост неплатежеспособности, возникает реальная угроза приостановки или даже полного прекращения производства, а затем банкротства.

Операционный (производственный) кризис. Операционный кризис - это кризис, который начинается с потенциального или настоящего ущерба для деятельности компании, результатов или репутации. Происходит в ситуации несоответствия потребностям бизнеса HR-среды, неразработанности операционных систем, отсутствия операционного контроля и аналитики, некорректных или несвоевременно принятых решений управленцев.

Маркетинговый кризис. Кризис маркетинга - это кризис системы взаимодействия иррациональных и рациональных факторов,

определяющих потребительское поведение. Происходит в ситуации потери уже существующих клиентов, снижения лояльности клиентов, роста стоимости среднего чека или отсутствия новых клиентов.

Социальный кризис. Социальный кризис возникает в результате появления между работниками или их группами конфликтов, в том числе между рабочими и администрацией, управленческих конфликтов в аппарате управления. Происходит в ситуации изменения в политической, социальной жизни населения, конфликтных ситуациях в организации или демографического кризиса населения.

Информационный кризис. Информационная кризис - следствие ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой организации. Происходит в ситуации возникновения большого количества избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для работника и клиента информации или возникновения политических и социальных барьеров, которые препятствуют распространению информации на предприятии.

Кадровый кризис. Кадровый кризис - кризис из-за дефицита или профицита квалифицированного персонала. Происходит в ситуации отсутствия согласованной кадровой политики и недостаточного внимания руководства к своевременному повышению уровня квалификации кадров. «Важной составной частью кадровой политики является мотивация персонала» [2].

Технико-технологический кризис. Технико-технологический кризис - кризис из-за отсталости от прогрессивных мировых технологий и техники, нехватки новых технологических идей и инновационных технологий, медленная замена основных средств и т.п.

Организационно-экономический кризис. Организационно управленческий кризис -кризис возникает вследствие организационных и управленческих ошибок, в том числе стратегических, профессиональных споров между работниками, руководством, нарушения законов развития организации.

Перечень основных внешних угроз, способствующих возникновению кризисных ситуаций на предприятиях, представлен в табл. 2.

Таблица 2 - Внешние угрозы, которые способствуют возникновению кризисных ситуаций

на предприятиях

№ п/п Группа угроз Внешние угрозы, которые способствуют возникновению кризисных ситуаций на предприятиях

1 Социальные Снижение уровня реальных доходов населения; рост безработицы; ухудшение криминогенной ситуации; негативные демографические тенденции

2 Экономические Высокий уровень инфляции; нестабильность налоговой системы; неправомерные потери от сделок с контрагентами; коррупция, необоснованная продажа прав на государственные ресурсы; нестабильность финансового и валютного рынков; сложность привлечения инвестиционных ресурсов

3 Рыночные Снижение емкости внутреннего рынка; усиление монополизации на рынке; спад рыночной конъюнктуры; интернационализация мирового хозяйства, открытость и зависимость национальной экономики; рост предложения товаров-субститутов

4 Политические Разрыв контракта из-за действий властей страны, в которой находится компания-контрагент; трансферт, связанный с возможными ограничениями на конвертирование валюты

5 Законодательные (юридические) Нестабильность регулирующего законодательства; изменение налогового законодательства, то есть принятие законов, касающихся отдельных активов: оборота земельных ресурсов, акцизов и пошлин и т.п.

6 Форс-мажорные обстоятельства Стихийные бедствия (землетрясения, наводнения и т.д.); явления общественной жизни (забастовки, эпидемии и т.д.);

Представим систематизацию внутренних угроз возникновения кризисных ситуаций на предприятиях (табл. 3).

Таблица 3 - Классификация внутренних угроз возникновения кризисных ситуаций на предприятиях

Вид кризисной ситуации Внутренние угрозы, которые способствуют возникновению кризисных ситуаций на предприятиях

Финансовая Неэффективный финансовый менеджмент; снижение ликвидности активов предприятия; рост задолженности по кредитам; недостаточно качественная система учета и отчетности

Операционная(производственная) Изношенные основные фонды; низкая производительность труда; высокие затраты; отсутствие единства предприятия как имущественного комплекса

Маркетинговая Высокий уровень коммерческого риска; недостаточное знание конъюнктуры рынка; снижение уровня обновления ассортиментных групп продукции предприятия

Социальная Перегруженность объектами социальной сферы; конфликтность между различными подразделениями и внутри аппарата

Информационная Информация не отражает изменений, происходящих на рынке; отсутствие надежной защиты информационных систем и средств обработки информации на предприятии

Кадровая Нехватка квалифицированных кадров; психологическая напряженность коллектива; ненадлежащее сохранение коммерческой тайны

Технико-технологическая Устаревание оборудования и технологий; недостаточная защищенность цехов, зданий и других помещений предприятия; экологические факторы влияния; уровень научно-технического прогресса

Организационно-управленческая Отсутствие гибкости в управлении; несовершенство организационной структуры управления и структуры аппарата управления; неэффективное распределение обязанностей, полномочий и ответственности

Антикризисный менеджмент играет решающую роль при разрешении последствий кризиса и полной его ликвидации в компании. Стратегия антикризисного менеджмента включает очередность последовательных мер по выявлению кризисных ситуаций, своевременному предупреждению, смягчению процесса и полного преодоления разного вида кризиса.

Поскольку каждая из сфер экономики име -ет свои особенности, то приведем перечень

основных мер реагирования (антикризисного характера) на внешние угрозы возникновения кризисных ситуаций предприятий:

1) для сферы услуг: поддержка государством развития малого и среднего предпринимательства; снижение стоимости цен и тарифов на услуги; повышение профессионального уровня обслуживающего персонала через дополнительное обучение, тренинги, повышение квалификации; стимулирование спроса на заказы предприятий от-

расли по определенным видам услуг; смена режима работы - увеличение времени приема заказов, в том числе в субботу и воскресенье; максимальное стимулирование развития такой организационно-правовой формы, как образование новых «индивидуальных предпринимателей» в сфере услуг, в том числе семейного типа;

2) для банковской сферы: поддержка государством и Центральным банком; реструктуризация банковской системы, поглощение и слияние банковских структур; ввод новых видов услуг, продуктов, сокращение персонала; отзыв лицензии (эта мера применяется, когда действия банков могут привести к системному кризису из-за финансовых проблем);

3) для сферы строительства: масштабное кредитование строителей через выкуп облигаций, гарантированных объектами завершенного и незавершенного строительства; стимулирование роста количества заказов;

4) для сферы розничной торговли: повышение активности ритейлеров в средствах массовой информации, внедрение инструментария антикризисного маркетинга, рекламы и PR; сокращение количества персонала;

Процедуры по оздоровлению финансово-хозяйственной деятельности компании, поиск путей расчета с долгами могут спасти фирму от ликвидации и банкротства, а

корректировка закупочной политики и оптимизация ассортимента.

Обеспечение и поддержка финансово-экономической безопасности предприятия включают комплекс разноплановых мероприятий, которые отслеживают, предотвращают и устраняют возможные угрозы возникновения кризисного состояния на предприятии. Своевременная успешная идентификация опасностей и рисков работы компании является вкладом не только в развитие, но и сохранение ресурсов путем устранения возможных убытков и потерь в будущем. Именно поэтому антикризисный менеджмент является необходимой составляющей экономической и финансовой стабильности предприятия. Стратегия управления экономической безопасностью предприятия - это «долгосрочный план скоординированных действий управляющей системы экономической безопасности предприятия, создающей благоприятные и безопасные условия для управляемости системы» [4].

Систематизируем меры реагирования (антикризисного характера) на угрозы возникновения внутренних кризисных ситуаций на предприятиях (табл. 4).

конкретные меры помогут минимизировать финансовые потери во время кризиса вместе с устранением последствий от неумелых решений руководства. В любом случае

Таблица 4 - Меры реагирования (антикризисного характера) на угрозы возникновения внутренних

кризисных ситуаций на предприятиях

Вид кризисной ситуации Меры реагирования

Финансовая Увеличение количества отчетов по безналичным активам и максимизация стоимости этих активов; обеспечение обоснованного нормирования расходов; дополнительный анализ, мониторинг и контроль над дебиторской задолженностью; совершенствование процесса планирования и прогнозирования финансовых поступлений; использование альтернативных источников финансирования (факторинг, лизинг)

Операционная (производственная) Повышение качества работы подразделений; дополнительный мониторинг и контроль над процессом производства; уменьшение объемов незавершенного производства; ускорение реализации готовой продукции; автоматизация труда

Маркетинговая Определение и совершенствование каналов связи для каждой аудитории; предварительное планирование средств на будущие периоды

Социальная Снижение социально-психологической напряженности в коллективе; профилактика и ликвидация конфликтов

Информационная Расширение доступности информации; оценка и проверка каналов связи и источников информации; обновление информационных систем

Кадровая Оценка кадров предприятия; формирование команды менеджеров, способных работать и реализовать программу развития предприятия

Технико-технологическая Обновление устаревшего оборудования; привлечение новых технологий; изменение технологии производства

Организационно-управленческая Изменение управленческой составляющей предприятия; обновление состава персонала

цель антикризисного менеджмента - спасти компанию и придать ей некую стабильность и устойчивость в крайне нестабильных и неблагоприятных внешних условиях.

Целью антикризисных программ и диагностик является сохранение компании в активном рыночном пространстве, а не спасение имущественных активов собственника и продление действия социальных обязательств. К методам антикризисного управления можно отнести всю совокупность методологических инструментов, включающих комплекс мер от предварительной диагностики кризиса до методов его устранения и преодоления. В условиях кризиса нужны новые цели, новые критерии оценки, пересмотр подходов к принятию решений и введение их в действие, пересмотр существующих ресурсов и умение сконцентрироваться на главном. Введение антикризисных решений в управление компанией, как правило, является временным, но некоторые подходы можно оставить на системном уровне, тем самым уменьшая возможность повторения кризисных ситуаций.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Абрамов В. Комплексная система безопасности предпринимательства. Мир безопасности. 2010. № 5. С. 15-27.

2. Бекмурзаев И.Д., Курбанов А.Х. Бенчмаркинг как маркетинговый инструмент обеспечения конкурентоспособности торговых предприятий // ФГУ Science. 2022. № 1 (25). С. 20-25.

3. Большой словарь иностранных слов. URL: https:// gufo.me (дата обращения: 05.11.2022).

4. Дадаев Я.Э., Тамкаев А.К.А. Стратегии управления экономической безопасностью предприятий // Вопросы устойчивого развития общества. 2020. № 3-1. С. 154-158.

5. Ермолаев Д.В. Угрозы экономической безопасно -сти предприятия // Известия Тульского государственного университета. 2012. № 2-2. С. 169-172.

6. Закриева З.М., Дадаев Я.Э. Преимущества применения бюджетного управления на предприятии // Экономика и предпринимательство. 2020. № 5 (118). С. 1233-1236.

7. Маршалл В. Основные опасности химических производств. М.: Мир, 1989. 672 с.

8. Халяпин А.А. Классификация угроз экономической безопасности организации. Академия подготов-

ки главных специалистов. - URL: https://specialitet.ru/ lekcyi/eb/lekcyy_modul_1_vopros_3.pdf (дата обращения: 05.11.2022).

9. A global survey of enterprises: Managing the business disruptions of COVID-19. International Labour Office. Geneva: ILO, 2020. URL: https://www.ilo.org/ wcmsp5/groups/public/---ed_dialogue/---act_emp/ documents/publication/wcms_760306.pdf (дата обращения: 05.11.2022).

10. Fiksel J. Quantitative risk analysis for toxic chemicals in the environment // J. of hazard materials. 1987. 10. № 2-3. P. 227-240.

11. Mitroff I.I., Anagnos G. Managing crises before they happen: What every executive and manager needs to know about crisis management. New York: AMACOM, 2001.

References

1. Abramov V. Integrated enterprise security system. The world of security. 2010. No. 5. pp. 15-27.

2. Bekmurzaev I.D., Kurbanov A.H. Benchmarking as a marketing tool for ensuring the competitiveness of trade enterprises. Federal State University of Science. 2022. No. 1 (25). pp. 20-25.

3. A large dictionary of foreign words. Address: https:// gufo.me/dict/foreign_words/кризис#:~:text=on%5vgrec h.,Sharp%20 change %2C%20cool%20perel (accessed: 05.11.2022).

4. Dadaev Ya.E., Tamkaev A.K.A. Strategies for managing economic security of enterprises. Issues of sustainable development of society. 2020. No. 3-1. pp. 154158.

5. Ermolaev D.V. Threats to the economic security of the enterprise. Proceedings of Tula State University. 2012. No. 2-2. pp. 169-172.

6. Zakrieva Z.M., Dadaev Ya.E. Advantages of using budget management in an enterprise. Economics and entrepreneurship. 2020. No. 5 (118). pp. 1233-1236.

7. Marshall V. The main dangers of chemical production. Moscow: Mir, 1989. 672 p.

8. Khalyapin A.A. Classification of threats to the economic security of the organization. Academy of Training of Chief Specialists. URL: https://specialitet.ru/lekcyi/eb/ lekcyy_modul_1_vopros_3.pdf (accessed: 05.11.2022).

9. Global Enterprise Survey: Managing Business Disruptions Caused by COVID-19. International Labour Office. Geneva: ILO, 2020. URL: https://www.ilo.org/ wcmsp5/groups/public/---ed_dialogue/---act_emp/ documents/publication/wcms_760306.pdf (accessed: 05.11.2022).

10. Fix J. Quantitative risk analysis for toxic chemicals in the environment. J. of hazard materials. 1987. 10. No. 2-3. pp. 227-240.

11. Mitroff I.I., Anagnos G. Crisis management before they occur: what every manager and manager should know about crisis management. New York: AMA-COM, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.