РИСКИ КАК ОБЪЕКТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ: АНАЛИЗ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ МИНИМИЗАЦИИ
С.В. Романова, канд. экон. наук, доцент М.А. Крутова, магистрант
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты (Россия, г. Шахты)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10443
Аннотация. В статье рассмотрено понятие «риск-менеджмент» в контексте антикризисного управления предприятием. Дано обобщенное определения риска предприятия, а также проанализированы факторы, влияющие на его возникновение. Приведена сущность антикризисного управления предприятием и охарактеризованы различные стадии кризисного реагирования фирм. Предложен комплекс мероприятий по выведению предприятия из кризисного состояния, предупреждению кризисных проявлений, приведены основные способы минимизации уровня рисков.
Ключевые слова: риски, бизнес, предприятие, антикризисное управление, риск-менеджмент.
В условиях рыночной экономики прослеживается опасность возникновения кризисных явлений в деятельности предприятия и возможности его банкротства. Управление системами на предприятии в состоянии неравновесия и дисбаланса требует от руководителей освоения практических навыков предвидения, прогнозирования и распознавания кризисов, устранения отрицательных последствий возникающих негативных факторов [1].
Риск предпринимательской деятельности присутствует на всех фазах становления и развития предприятия, именно поэтому вопросы, связанные с предупреждением и страхованием рискогенной природы бизнеса актуальны на сегодня. Возможностью избегания финансовых потерь
и банкротства предприятия является своевременное обнаружение области повышенного риска, оценивание его уровня, уменьшение или возмещение ущерба, следовательно, риск-менеджмент может быть органично внедрен в качестве функциональной составляющей, в общую концепцию антикризисного управления на предприятии.
Риск - это угроза потери части ресурсов, отсутствия доходов или угроза появления дополнительных расходов [2].
Ключевой задачей управленцев бизнес структур становится сведение рисковых компонентов к минимуму. В нижеприведённой таблице проиллюстрирована природа рисковой конъюнктуры, складывающаяся из внешних и внутренних факторов.
Таблица 1. Классификация внешних и внутренних факторов рисковой природы деятельности предприятия [3]_
Внешние факторы Внутренние факторы
Экономический кризис Предприниматель (его знания; профессиональные и личностные характеристики как собственника фирмы)
Рост криминализации общества Партнеры
Высокие темпы инфляции Работники и их профессионализм
Политическая нестабильность Правильность управления фирмой
Изменения законодательства Защита предпринимательской тайны
Недобросовестная конкуренция
Уровень и структура спроса и предложения на рынке
Волатильность валют
На основании приведенных данных в таблице можно сделать вывод, что риски предприятия составляют внутренние факторы, источником которых выступает само предприятие, а также внешние факторы, которые вызваны неблагоприятными внешними условиями.
Для того чтобы избежать или уменьшить возникновение рисков, которые поддаются предупреждению, необходимо внедрение антикризисных стратегий управления.
Антикризисное управление - это методы и формы управления, которые применяются при наступлении кризисов для улучшения хозяйственно-финансовой деятельности и выхода предприятия из состояния кризиса [4].
Различным будет комплекс действий антикризисной диагностики в зависимости от стадии кризиса предприятия. Первая стадия кризиса проявляется в падении эффективности капитала, уменьшении объемов прибыли и рентабельности, вследствие чего ухудшается финансовое положение предприятия, уменьшаются источники и резервы развития [5].
Антикризисное решение этих проблем может лежать, как в области пересмотра стратегии фирмы, так и её тактики, ведущей к снижению издержек, сокращению штатов управленческого аппарата и рабочих мест, повышению производительности труда [6].
Вторая стадия кризиса проявляется в появлении убыточности производства. Данная проблема решается средствами стратегического управления и реализуется посредством добровольной реструктуризации предприятия.
Третья стадия означает практическое отсутствие собственных средств и резервных фондов у предприятия, что негативно сказывается на перспективах его функционирования и развития, на долгосрочное и среднесрочное планирование денежных потоков.
Реструктуризация и стабилизационная программа финансово-экономического состояния предприятия требуют оперативных мер по изысканию средств для их
осуществления. В том случае, если приведенные меры не будут реализованы, наступит кризис ликвидности и последующее банкротство предприятия.
етвертая стадия проявляется в состоянии острой неплатежеспособности, когда у предприятия нет возможности финансировать даже ограниченное воспроизводство, продолжать платежи по предыдущим обязательствам и появляется действительная угроза остановки или прекращения производства, а впоследствии и банкротства. В сложившейся ситуации финансовая несостоятельность нейтрализуется через процедуру банкротства.
Таким образом, первая, вторая, третья стадии финансового кризиса предприятия олицетворяют содержание кризиса для его собственников, а четвертая стадия представляет угрозу для кредиторов.
Итак, основными мероприятиями антикризисного регулирования предприятий являются следующие: постоянный мониторинг последних разработок в области управления персоналом; разработка новой системы мотивации; планирование развития персонала на шаг вперед; создание условий для обучения и развития персонала; посещение руководителей различных тренингов и семинаров в экономически более развитых странах.
Понимание текущей ситуации на предприятии важно для того, чтобы понять цели и задачи дальнейшего развития, а также определиться с наиболее рациональными методами антикризисного управления предприятием.
В совокупности все методы способствующие минимизации рисков предприятия могут быть классифицированы в зависимости от объекта воздействия на две формы: физическая защита, экономическая защита.
Физическая защита заключается в использовании таких средств, как сигнализация, установка сейфов, защита данных от несанкционированного доступа, найм охраны и др.
Экономическая защита заключается в планировании и прогнозировании объема дополнительных затрат, оценке тяжести
возможного ущерба, использовании всего финансового механизма для ликвидации угрозы риска или его последствий. Наиболее широко используемыми и эффективными методами предупреждения и минимизации рисков рассматриваемого вида защиты выступают: страхование; диверсификация; самострахование; лимитирование; хеджирование; франчайзинг; приобретение информации о выборе и результатах и др.
Трудно прогнозируемые по своим последствиям риски подлежат нейтрализации при помощи страхования, которое, по сути, является передачей риска. Страхование рисков - это защита имущественных интересов предприятия при наступлении страхового события (страхового случая) специальными страховыми компаниями (страховщиками). Страхование происходит за счёт денежных фондов, формируемых ими путём получения от страхователей страховых премий (страховых взносов) [7].
Диверсификация выступает одним их самых часто используемых способов уменьшения уровня рисков на предприятии, ее суть заключается в инвестировании денежных средств в несколько видов активов. Чем шире продуктовая линия (разнообразия видов продукции, типов деятельности и т.д.) или больше не связанных друг с другом производств, тем больше будет степень диверсификации компании [8].
Самострахование - создание страхователем собственных страховых (резервных) фондов за счет регулярных отчислений, откладывания денежных средств. Данный метод минимизации рисков используют практически все предприятиях, будь то денежные резервы (наиболее актуальная форма) или материальные (семена, фураж, сырье и пр.).
Лимитирование - это установление различных предельных значений, т.е. ограниченных сумм расходов, объемов продаж, размеров инвестиций и заёмных средств и т.д. Лимитирование выступает важным методом снижения уровня рисковой составляющей и используется предприятиями при реализации товаров в кредит,
определении размеров инвестирования капитала, предоставлении займов.
Хеджированием называется процедура страхования риска от финансовых потерь с помощью переноса риска изменения цены с одного лица на другое. В настоящее сущность данного метода, сводится к страхованию от потерь из-за неожиданной волатильности рыночных цен.
Франчайзинг - это способ реализации продуктов и оказания услуг, при котором независимый предприниматель (франчай-зи) приобретает у головной компании (франчайзера) право реализации на рынке продуктов или услуг под ее торговой маркой и с использованием ее бизнес-практик.
Франчайзинг позволяет значительно снизить риски при открытии бизнеса. Так, например, при открытии собственного бизнеса, потенциальному собственнику придется потратить много времени на поиск оптимальных решений, наладить производственно-сбытовую сеть, маркетинговую политику, подобрать кадровый состав. В то время как франчайзинг позволяет использовать готовую бизнес модель, что существенно снижает риски, экономит финансовые и временные затраты Стандартизация и автоматизации бизнес-процессов делает бизнес простым, прозрачным и оптимально управляемым. В свою очередь известный бренд с его лояльной аудиторией, который также приобретается с франшизой, также может обусловить успех франчайзинговой точки на рынке.
К одному из методов уменьшения риска необходимо отнести и приобретение информации о выборе и результатах. Содержание и объем информации играет важную роль при уменьшении уровня риска. Руководителю предприятия часто необходимо принимать рисковые решения в тех ситуациях, когда результаты вложения капитала не определены и базируются на ограниченной информации. Если бы руководитель владел более полной информацией, то он мог бы сделать более точный финансовый прогноз и уменьшить риск.
Необходимо отметить, что в ходе осуществления своей хозяйственной деятельности предприятие сталкивается с различ-
ными по своей природе и характеру рис- ние; диверсификация; самострахование; ками. В связи с этим, управление риском лимитирование; хеджирование; франчай-должно обеспечивать комплексную систе- зинг; приобретение информации о выборе му эффективных мер по уменьшению от- и результатах и др. Все они позволяют рицательных последствий каждой состав- вести предприятию слаженную, стабиль-ляющей совокупности рисков. ную и финансово независимую деятель-
Для осуществления успешного управ- ность на рынке. ления в период кризиса (и не только) ру- Таким образом, в современных услови-
ководителю необходима команда специа- ях, для того чтобы предприятие оставалось листов (экономисты, юристы, маркетоло- успешным, необходимо увеличивать инве-ги, психологи, программисты, консультан- стирование средств в человеческие ресур-ты и т. д.) В период кризиса от них требу- сы и инновационные технологии. Для ста-ется максимум профессионализма и ана- бильного функционирования предприятия, литических данных [9]. высшему управленческому персоналу не-
В современных рыночных условиях обходимо уметь прогнозировать, осущест-прослеживается нестабильность спроса и влять профилактику и управлять рисками. предложения, волатильность валютных Риск-менеджмент в системе антикри-
курсов, инфляционные процессы и многие зисного управления позволяет правильно другие факторы, которые обуславливают оценивать угрозы и последствия рисков, а текущее состояние российской экономики, также принимать оптимальные управлен-а также ряд рисков, с которыми вынужде- ческие решения, содействующие рента-но сталкиваться предприятие в ходе своей бельному функционированию предпри-деятельности. Основными методами ми- ятия. нимизации рисков выступают: страхова-
Библиографический список
1. Романова С.В., Крутова М.А. Классификация бизнес-рисков и причины малоэффективного управления ими в современных рыночных условиях России // В сборнике: Научная Весна-2018. Экономические науки сборник научных трудов. Научное электронное издание. - Шахты, 2018. - С. 71-77.
2. Энциклопедия инвестора URL: https://investments.academic.ru/(дата обращения: 10.03.2019).
3. Внутренние и внешние риски URL: https://vuzlit.ru/147932/vnutrennie_vneshnie_riski (дата обращения: 04.02.2019).
4. Антикризисное управление предприятием. URL: https://economicdefinition.com/Economic_and_legal_terminology/Antikrizisnoeupravlenie_Crisi s_management_eto.html (дата обращения: 12.03.2019).
5. Одаренко Т.Е., Сапожник М.В. Антикризисное управление предприятием: сущность и преодоление // Таврический научный обозреватель. - 2017. - №2 (19). Электронный ресурс: https://cyberleninka.m/artide/n/antikrizisnoe-upravlenie-predpriyatiem-suschnost-i-preodolenie (дата обращения: 10.03.2019).
6. Роль и место антикризисного управления. Электронный ресурс: URL: https://vuzlit.ru/1173210/rol_mesto_antikrizisnogo_upravleniya_usloviyah_razvitiya_rynochnyh _otnosheniy (дата обращения: 14.02.2019).
7. Методы снижения рисков. Электронный ресурс: URL: http://www.grandars.ru/student/fin-m/metody-snizheniya-riskov.html (дата обращения: 26.03.2019).
8. Стратегия диверсификации это снижение рисков и повышение гибкость. Электронный ресурс: URL: https://delatdelo.com/spravochnik/terminy/diversifikaciya-chto-eto.html (дата обращения: 26.03.2019).
9. Черкесова Э.Ю., Довлатян Г.П., Морозова В.С., Абгарян А.В. Роль антикризисного управления в современных условиях развития экономики России // В сборнике: Перспективы развития Восточного Донбасса Материалы VI-й Международной и 64-й Всероссий-
ской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Южно-Российский государственный политехнический университет (НИИ) имени М.И. Платова, Шахтинский институт (филиал) ЮРГПУ (НИИ) им. М.И. Платова. 2015. - С. 383-388.
RISKS AS THE OBJECT OF CRISIS MANAGEMENT: ANALYSIS AND BASIC
METHODS OF MINIMIZATION
S.V. Romanova, candidate of economic sciences, associate professor M.A. Krutova, student
Institute of service and entrepreneurship (branch) DSTU in Shakhty (Russia, Shakhty)
Abstract. The article deals with the concept of "risk management" in the context of crisis management. The generalized definition of enterprise risk is given, and the factors influencing its occurrence are analyzed. The essence of crisis management of the enterprise is given and various stages of crisis response offirms are characterized. A set of measures to remove the company from the crisis, prevention of crisis manifestations, a list of the main ways to reduce the risk of the enterprise.
Keyword: risks, business, enterprise, crisis management, risk management.