Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАУКА / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупова Таус Альвиевна, Амерханова Залихан Шаарановна, Салгириев Эмир Русланович

В статье показано, как можно наилучшим образом использовать новейшие технологии в обучении в будущем по мере развития отношений между учителями и учащимися. Представлены примеры использования цифровых технологий в образовательной среде. Авторы приходят к выводу, что цифровизация и технологии российского образования следуют мировым тенденциям, а в некоторых аспектах опережают их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юсупова Таус Альвиевна, Амерханова Залихан Шаарановна, Салгириев Эмир Русланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION: PROBLEMS, RISKS AND PROSPECTS

The article shows how the latest technologies can be best used in teaching in the future as the relationship between teachers and students develops. Examples of the use of digital technologies in the educational environment are presented. The authors come to the conclusion that the digitalization and technologies of Russian education follow global trends, and in some aspects are ahead of them.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

DOI 10.47576/2712-7559 2022 3 2 143

УДК 371.321.1

Юсупова Таус Альвиевна,

ассистент кафедры менеджмента, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: 666_chima@mail.ru

Амерханова Залихан Шаарановна,

старший преподаватель технологии и дизайна, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Azsh_78@mail.ru

Салгириев Эмир Русланович,

младший научный сотрудник лаборатории экономических исследований, Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН, г. Грозный, Россия, e-mail: emsalg@mail.ru

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ, РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье показано, как можно наилучшим образом использовать новейшие технологии в обучении в будущем по мере развития отношений между учителями и учащимися. Представлены примеры использования цифровых технологий в образовательной среде. Авторы приходят к выводу, что цифровизация и технологии российского образования следуют мировым тенденциям, а в некоторых аспектах опережают их.

Ключевые слова: цифровизация; цифровая среда; образование; цифровые технологии; наука; Интернет.

UDC 371.321.1

Yusupova Taus Alvievna,

Assistant of the Department of Management, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: 666_chima@mail.ru

Amerkhanova Zalikhan Shaaranovna,

Senior Lecturer in Technology and Design, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Azsh_78@mail.ru

Salgiriev Emir Ruslanovich,

Junior Researcher, Laboratory of Economic Research, Complex Research Institute named after. H.I. Ibragimov Academy of Sciences, Grozny, Russia, e-mail: emsalg@mail.ru

DIGITAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION: PROBLEMS, RISKS AND PROSPECTS

The article shows how the latest technologies can be best used in teaching in the future as the relationship between teachers and students develops. Examples of the use of digital technologies in the educational environment are presented. The authors come to the conclusion that the digitalization and technologies of Russian education follow global trends, and in some aspects are ahead of them.

Keywords: digitalization; digital environment; education; digital technologies; the science; Internet.

Информационные технологии влияют на все стороны человеческой деятельности, и образование не является исключением. Переход к новым основам управления системой образования является условием для ускорения социальных изменений в обществе цифровой эпохи [3].

Образование больше не предназначено только для передачи знаний, а должно формировать навыки обработки массивов информации, учить ориентироваться в мире информационного шума, фейков и т.д. Современное образование функционирует в особом коммуникативном пространстве, в котором субъект познания сталкивается с многочисленными траекториями формирования его целостной природы [4].

Гражданин, обладающий цифровой грамотностью, сможет учиться и брать на себя ответственность за свое обучение, что приведет к более высокому спросу на образование и потребности в большем количестве оборудования и инструментов.

Благодаря распространению использования всемирной паутины, Интернета и интра-сети интеграция технологий, поддерживающей темой в 1990-х годах.

Используя информационные технологии, учащиеся могут принимать решения о своем обучении, его времени, месте и своих ресурсах. В цифровой среде студенты могут делиться своими идеями и опытом, используя помощь других студентов и преподавателей [6].

Цифровой класс включает в себя все формы электронного обучения и преподавания. Информационно-коммуникационные системы, независимо от того, подключены они к сети или нет, служат особым средством реализации процесса обучения. По сути, это компьютерная и сетевая передача навыков и знаний.

Приложения и процессы в цифровом классе включают в себя обучение через Интернет, обучение на компьютере, возможности виртуального класса и цифровое сотрудничество. Сегодня учащиеся буквально осаждаются слуховыми, визуальными и сенсорными стимулами, которые дают им очень четкий жизненный и учебный опыт, которым школы часто пренебрегают или отвергают.

Одна из самых больших проблем современных образовательных систем заклю-

чается в необходимости учитывать новые способы производства, представления, коммуникации и доступа к информации, которыми часто пренебрегают и которые редко включаются в формальное образование. Это представляет собой проблему, поскольку ставит под сомнение традиционное школьное образование и особенно роль учителей.

Принимая во внимание, что мы знаем о том, как люди учатся, и возможности, представляемые цифровыми медиа, исследователи и преподаватели, должны начать думать о переходе от идеи преподавания предмета к преподаванию предметов. Требуется переход от идеи представления учителей как тех, кто знает, а учеников как пассивных пустых сосудов, к понятию обучения во время обучения в сотрудничестве [1].

Образование ориентировано на наше будущее по определению. Отношение между учителями и их учениками все больше опосредуются образовательными технологиями. Это более широкое использование технологий имеет последствие для всех уровней образования, что, возможно, наиболее очевидно в контексте высшего образования, где студенты проводят меньше времени в кампусе и больше времени в Интернете.

Гибкость, обеспечиваемая образовательными технологиями, проявляется в появлении «перевернутых классов», массовых открытых онлайн-курсов и растущем числе программ, предлагаемых вузами онлайн. Данные, аналитика, искусственный интеллект и машинное обучение также могут существенно повлиять на адаптивность и возможности персонализации образовательных технологий. Эти тенденции требуют постоянной корректировки роли учителей и их взаимоотношений со студентами.

По мере того как отношения меняются, возникает острая необходимость, чтобы то, что понимается под качественным обучением учащихся, оставалось главным соображением.

Образовательные технологии становятся все более распространенными и ожидаемыми в формальной учебной среде. В дополнение к традиционным мультимедиа, таким как видео и аудио, эти технологии теперь позволяют учащимся взаимодействовать с этими средами, обеспечивая гораздо большие возможности для обучения. Поскольку эти

технологии продолжают развиваться и становятся все более изощренными, это будет иметь серьезные последствия для формальной образовательной среды.

Одним из наиболее актуальных последствий является то, что эти технологии будут означать для отношений между учеником и учителем. Поскольку технологии продолжают влиять на способы обучения учащихся, они также влияют и будут продолжать влиять на способы взаимодействия учителей и учащихся друг с другом и с контентом.

Понимание того, как эти технологии могут быть использованы для улучшения обучения учащихся, должно быть основано на исследованиях того, как учащиеся учатся. Способность получать доступ и хранить обширную (практически неограниченную) информацию в мобильных устройствах - это изменение, которое принципиально отличается от тех, что были раньше.

Студенты, получающие высшее образование, постоянно подключены и взаимодействуют друг с другом и с контентом с помощью мобильных устройств. Эти тенденции вызывают вопросы о том, как эти устройства влияют на то, как учащиеся приобретают, хранят, обновляют и используют информацию и знания.

Наука об обучении играет важную роль в изучении и понимании этих тенденций и раскрытии их последствий для учащихся и учителей [5].

В то время как растущее использование образовательных технологий очевидно на всех уровнях формального образования, возможно, именно в высшем образовании происходят самые глубокие изменения. У обучения как в физической, так и в виртуальной среде есть свои преимущества и недостатки, поскольку преподавателям необходимо использовать разные стратегии и тактики в разных средах.

Всегда трудно предсказать будущие тенденции, но есть основания полагать, что некоторые недавно появившиеся технологии, такие как машинное обучение и искусственный интеллект, могут пойти по той же траектории, что и аналитика обучения.

Парадоксальна фраза американского преподавателя Рея Клиффорда, который в духе Оскара Уайльда сказал следующие слова: «Новейшие технологии не заменят препода-

вателей, их заменят другие преподаватели, которые используют эти технологии в своей практике». Данная цитата подчеркивает, что мы не можем все отдать на откуп компьютер -ным программам, мобильным гаджетам.

Технологии развиваются очень быстро. В XXI веке в образовании используются такие технологии, как:

- дополненная реальность (augmented reality);

- технологии Internet of things;

- чат-боты;

- искусственный интеллект;

- портативные устройства (Google Очки, Google Часы и т.д.);

- 3D принтеры [2].

Таким образом, цифровизация и технология российского образования следуют мировым тенденциям (и в некоторых аспектах возглавляют их). Обращение к зарубежному опыту ведущих образовательных систем помогает взглянуть на происходящие процессы со стороны, найти новые альтернативы привычным методикам, заглянуть в ближайшее будущее педагогики.

Список литературы

1. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования: учеб. пособие. М.: МПГУ, 2017.

2. Денильханова Р.Х., Джабраилова Л.Х. Гуманитарное образование в эпоху цифровизации // Гуманитарное знание и духовная безопасность: сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф. Махачкала, 2021. С. 137-144.

3. Дюсембаева ГТ., Халиулина В.А. Цифровые технологии в непрерывном образовании // Непрерывное образование: материалы Междунар. форума / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Южно-Уральский государственный университет. Челябинск, 2019. С. 77-82.

4. Петракова Н.В. Цифровые технологии в образовании: как использовать новые возможности // Вызовы цифровой экономики: развитие комфортной городской среды: тр. III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 2020. С. 615-618.

5. Саралинова Д.С., Юшаева Р.С.Э., Ибрагимов Д.У. Трансформация характера управления системой образования в условиях цифровизации // Экономика и предпринимательство. 2021. № 3 (128). С. 346-349.

6. Сафонов А.А., Частова П.А., Кокая Э. Т. Цифровое обучение методики, практики, инструменты материалы вебинаров. М.: Юрайт, 2022. С. 56.

7. Чичкалюк В.А., Трофимова А.В. Актуальные вызовы и подходы к их оптимизации в условиях реализации цифровых технологий в образовании // Проблемы учебного процесса в инновационных школах: сб. науч. тр. / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Иркутский государственный уни-

верситет; Лаборатория педагогического творчества. Иркутск, 2021. С. 120-126.

8. Шихнабиева Т.Ш. О зарубежном опыте применения цифровых технологий в сфере общего образования // Педагогическая информатика. 2021. № 1. С. 56-69.

References

1. Verbiczkij A.A. Teoriya i texnologii kontekstnogo obrazovaniya: ucheb. posobie. M.: MPGU, 2017.

2.Denil'xanova R.X., Dzhabrailova L.X. Gumanitarnoe obrazovanie v e'poxu cifrovizacii. Gumanitarnoe znanie i duxovnaya bezopasnost' sb. materialov VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Maxachkala, 2021. S. 137-144.

3.Dyusembaeva G.T., Xaliulina V.A. Cifrovy'e texnologii v neprery'vnom obrazovanii. Nepreryvnoe obrazovanie: materialy' Mezhdunar. foruma / Ministerstvo nauki i vy'sshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii; Yuzhno-Ural'skij gosudarstvenny'j universitet. Chelyabinsk, 2019. S. 77-82.

4.Petrakova N.V. Cifrovy'e texnologii v obrazovanii:

kak ispol'zovat' novy'e vozmozhnosti. Vyzovy cifrovoj e'konomiki: razvitie komfortnoj gorodskoj sredy: tr. III Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. 2020. S. 615-618.

5.Saralinova D.S., Yushaeva R.S.E'., Ibragimov D.U. Transformaciya xaraktera upravleniya sistemoj obrazovaniya v usloviyax cifrovizacii. E'konomika i predprinimatel'stvo. 2021. № 3 (128). S. 346-349.

6.Safonov A.A., Chastova P.A., Kokaya E'. T. Cifrovoe obuchenie metodiki, praktiki, instrumenty' materialy' vebinarov. M.: Yurajt, 2022. S. 56.

7. Chichkalyuk V.A., Trofimova A.V. Aktual'ny'e vy'zovy' i podxody' k ix optimizacii v usloviyax realizacii cifrovy'x texnologij v obrazovanii. Problemy uchebnogo processa v innovacionnyx shkolax: sb. nauch. tr. / Ministerstvo nauki i vy'sshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii; Irkutskij gosudarstvenny'j universitet; Laboratoriya pedagogicheskogo tvorchestva. Irkutsk, 2021. S. 120-126.

8.Shixnabieva T.Sh. O zarubezhnom opy'te primeneniya cifrovy'x texnologij v sfere obshhego obrazovaniya. Pedagogicheskaya informatika. 2021. № 1. S. 56-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.