Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В ОБРАЗОВАНИИ'

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРЕССИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мажигова Елена Микаиловна, Манцаева Мубарик Абумуслимовна, Кленова Татьяна Владимировна

В статье обсуждается роль системы образования в формировании цифровой экономики. Раскрывается суть концепции цифровой экономики, информационных и коммуникационных технологий, а также результат их использования в педагогическом процессе. Выделены основные области внедрения информационных технологий в систему образования, педагогические цели использования информационных и компьютерных технологий в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECONOMY IN EDUCATION

The article discusses the role of the education system in the formation of the digital economy. The essence of the concept of the digital economy, information and communication technologies, as well as the result of their use in the pedagogical process, is revealed. The main areas of introduction of information technologies into the education system, the pedagogical goals of using information and computer technologies in the learning process are identified.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В ОБРАЗОВАНИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_3_2_147 УДК 37:004

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В ОБРАЗОВАНИИ

Мажигова Елена Микаиловна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры учета, анализа и аудита в цифровой экономике, Чеченский государственный университет, г. Грозный, Россия, e-mail: [email protected]

Манцаева Мубарик Абумуслимовна,

ассистент кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия

Кленова Татьяна Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Россия, e-mail: [email protected]

В статье обсуждается роль системы образования в формировании цифровой экономики. Раскрывается суть концепции цифровой экономики, информационных и коммуникационных технологий, а также результат их использования в педагогическом процессе. Выделены основные области внедрения информационных технологий в систему образования, педагогические цели использования информационных и компьютерных технологий в процессе обучения.

Ключевые слова: цифровые навыки; образование; прогрессия; организация; экономика; грамотность.

UDC 37:004

DIGITAL ECONOMY IN EDUCATION

Mazhigova Elena Mikailovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit in the Digital Economy, Chechen State University, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]

Mantsaeva Mubarik Abumuslimovna,

Assistant Professor, Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia

Klenova Tatyana Vladimirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Volgograd State University, Volgograd, Russia, e-mail: [email protected]

The article discusses the role of the education system in the formation of the digital economy. The essence of the concept of the digital economy, information and communication technologies, as well as the result of their use in the pedagogical process, is revealed. The main areas of introduction of information technologies into the education system, the pedagogical goals of using information and computer technologies in the learning process are identified.

Keywords: digital skills; education; progression; organization; economics, literacy.

Цифровые навыки являются жизненно важными навыками 21 века и высоко ценятся. В секторе образования они тоже необходимы. Ожидается, что мировой спрос на профессиональное образование будет расти в геометрической прогрессии со 100 миллионов студентов в настоящее время до 250 миллионов к 2025 г. [8] В связи с этим возникает вопрос о том, как образовательные организации смогут поддерживать и улучшать качество обучения в условиях продолжающегося роста и разнообразия контингента студентов.

Распространение принципов цифровой экономики и цифрового общества по всему миру требует от человека владения определенным набором цифровых навыков, позволяющих добиться успеха в работе и в жизни.

В современном мире цифровые навыки не только служат квалификацией при трудоустройстве в традиционном секторе, но и открывают двери к участию в новых сферах, только формирующихся секторах экономики, а также к открытию собственного бизнеса. Люди, обладающие более продвинутыми цифровыми навыками, могут воспользоваться более широким набором возможностей, связанных с постоянным развитием цифровых технологий, платформ и устройств.

Цифровые навыки особенно важны в перспективе меняющегося характера рабочей среды, включая резкий рост использования труда внештатных сотрудников и людей, участвующих в экономике свободного заработка, а также более широких структурных изменений, которые значительно повлияют на рабочие места в будущем. В современных условиях возрастает значимость цифровых навыков формирования цифровой грамотности как необходимого условия жизнедеятельности человека: учебы, работы и социальной интеграции.

Цифровая грамотность - это способность правильно использовать и оценивать цифровые ресурсы, инструменты и услуги, а также применять их в процессах обучения на протяжении всей жизни [1]. Цифровая грамотность включает личностные, технические и интеллектуальные (цифровые) навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в циф -ровом мире.

Под цифровыми навыками (digital skills) понимаются устоявшиеся, доведенные до ав-

томатизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ею. Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной и творческой самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом.

Цифровая эра нереально динамичная. Стремительно растущие требования к кандидатам делают поиск работы действительно трудным. Чтобы оставаться на плаву, сотрудники и соискатели должны постоянно развиваться и расширять свои рабочие возможности.

Традиционные подходы к развитию цифровых возможностей в педагогическом образовании были сосредоточены на повышении цифровой грамотности учащихся. Этот термин впервые появился примерно в 1997 г., когда Пол Гилстер представил его в своей книге «Цифровая грамотность» [1]:

- как набор навыков для доступа в Интернет, поиска, управления и редактирования цифровой информации;

- присоединение к общению и взаимодействия иным образом с онлайн-информационно-коммуникационной сетью.

С тех пор концепция становится все более спорной по мере появления новых технологий - появились новые приложения для технологий, многие из которых были порождены постепенно распространяющимся доступом к Интернету и распространением персональных мобильных цифровых устройств. Такие термины, как информационная грамотность, компьютерная грамотность, интернет-грамотность, медиаграмотность, многорежимная грамотность, ассоциируется у всех с эффективным использованием цифровых ресурсов в преподавании и обучении. Они продвигаются в качестве компонентов инклюзивного подхода к цифровой грамотности. Таким образом, достижение единого определения цифровой грамотности является сложной задачей из-за постоянно развивающихся технологических, культурных и социальных ландшафтов, переопределяющих, что, когда и как цифровые технологии используется в личной и профессиональной деятельности.

По мере развития технологий эта концептуализация, признавая актуальность и важность технических знаний и навыков, принимает более широкую социокультурную позицию, сигнализируя о необходимости понимания и рассмотрения более широких последствий и последствий цифровых технологий для отдельных лиц и общества.

Цифровые навыки представлены в определенном спектре - от базовых до более продвинутых - и охватывают «комбинацию типов поведения, опыта, знаний, рабочих привычек, черт характера, предрасположенности и способности критически мыслить» [5].

Также это вводит необходимость развития мышления в отношении технологических инноваций, стремясь лучше понять и критически оценить их роль и влияние в формировании новых практик. Это представляет собой серьезную проблему для преподавателей, которым не только необходимо лучше поддерживать своих учеников в более эффективном использовании цифровых ресурсов, но также необходимо помочь им понять и развить интерес к более широким соображениям, связанным с использованием технологий и их последствиями. Кроме того, понятие компетентности подразумевает необходимость постоянного пересмотра основ, отражающих изменения в технологических системах и видах использования, которые учитывают развивающийся характер технологий.

Это требует, чтобы преподаватели постоянно размышляли о текущих возможностях и потребностях и, при необходимости, получали доступ к профессиональному обучению, реагируя на быстро меняющуюся образовательную среду и возможности, предоставляемые новыми технологическими инновациями.

С точки зрения педагогического образования подготовка учащихся, владеющих цифровой грамотностью, как правило, означает определение приоритетов технических навыков в использовании цифровых инструментов и систем, которые считаются подходящими для образовательных учреждений, и определение того, как их можно использовать в конкретных учебных единицах.

Этот подход предполагает, что это дает учителям набор базовых компетенций, ко-

торые они могут перенести на свою будущую практику в классе. Однако эти подходы подвергались критике за их узкую специализацию, отсутствие аутентичности, неспособность учитывать различные социокультурные контексты использования технологий и их неэффективный, редуктивный дизайн.

Другие выявили ограничения в своем чрезмерно техническом подходе, который игнорирует более широкие соображения, включая этику, цифровое гражданство, здоровье, благополучие, безопасность и социальные / совместные элементы.

Более поздние исследования призвали к переосмыслению результатов программ педагогического образования, предполагая, что нынешний акцент на цифровой грамотности, ориентированный на навыки, следует перенести в сторону более широких моделей цифровой компетентности, которые учитывают разнообразные знания, способности и склонности, необходимые будущим учителям.

Рассматривая природу цифровых навыков, отметим, что цифровая компетентность включает в себя нечто большее, чем просто знание того, как использовать устройства и приложения, что неразрывно связано с навыками общения с использованием ИКТ, а также с информационными навыками. Разумное и здоровое использование ИКТ требует особого знания и отношения к правовым и этическим аспектам, конфиденциальности и безопасности, а также понимание роли ИКТ в обществе и сбалансированное отношение к технологиям [4; 12].

На протяжении многих лет разрабатывались различные структуры, модели и методы обучения, которые помогают преподавателям в их усилиях по развитию цифровых возможностей у своих учеников. Обычно они направлены на развитие навыков учащихся в использовании образовательных приложений и информации из цифровых источников или понимании эффективного сочетания педагогических, содержательных и технологических знаний, которые рассматриваются как поддержка интеграции цифровых ресурсов в преподавание для улучшения результатов изучения предметов.

В педагогических учебных заведениях курсы, развивающие эти возможности, обычно проводятся как самостоятельные объек-

ты, или предполагается, что они будут созданы за счет интеграции технологий в другие дисциплины или посредством санкционированной оценки. Однако существуют значительные исследования, свидетельствующие о том, что нынешнее узкое внимание к техническим и информационным навыкам, связанным с предметами, не обеспечивает должной подготовки учащихся с учетом широты знаний и возможностей, необходимых в современных классах и за их пределами.

Поэтому нужна концептуальная основа, представляющая расширенный взгляд на цифровую компетентность учителя. Он выходит за рамки преобладающих технических концепций и концепций грамотности, выступая за более целостное и широкое понимание, которое признает все более сложные знания и навыки, необходимые молодым людям для этичного, безопасного и продуктивного функционирования в разнообразных, опосредованных цифровыми технологиями средах.

На сегодняшний день обсуждаются последствия этой структуры с особым упором на ее междисциплинарный характер и требование ко всем преподавателям целенаправленно и целенаправленно участвовать в достижении своих целей. Проблема лучшей подготовки учащихся педагогического образования к эффективному и продуктивному использованию цифровых технологий в образовательной организации является постоянной. Традиционно поставщики педагогического образования выбирали отдельные курсы или подразделения по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), которые часто размещались на ранних этапах программы обучения. Они воспринимаются как необходимые знания и навыки, помогают обучающимся выполнить требования к оценке курса и, как следствие, эффективно использовать цифровые технологии в их дальнейшей карьере. Эти курсы, как правило, направлены на формирование у студентов уверенности и отношения к использованию цифровых ресурсов в преподавании и обучении, а также на развитие необходимых навыков в области аппаратного и программного обеспечения.

При этом везде внимание обращается на ИКТ-грамотность и навыки критического мышления как веяние времени и побочный

продукт глобализации. Нельзя не упомянуть получивший известность во всем мире проект «Сингапур: навыки 21 века» [11].

В структуру компетенций данного проекта входят следующие:

- приобретение знаний;

- решение проблем и инновационность;

- использование ИКТ для обучения;

- коммуникация;

- сотрудничество;

- самостоятельное планирование своей работы учащимися;

- мониторинг индивидуального прогресса в учении.

В большинстве образовательных программ уделяется большое внимание развитию навыков, однако, в меньшей степени идет увязывание их с соответствующими изменениями в педагогике и учебной программе. Навыки, как правило, сосредоточены на технических, операционных аспектах ИКТ и информационных навыках, в частности, на том, как использовать устройства и программное обеспечение для доступа, работы и оценки информации для различных учебных программ и учебных целей, а также на типе мышления, связанного с этим (например, анализ, оценка, критика).

Рамки также сильно отличаются по структуре: стандарты, как правило, используют универсальные форматы «контрольного списка» или вовсе носят концептуальный характер (отражаются более широкие идеи, лежащие в основе индивидуального развития). Конкретизация навыков возлагается на образовательную организацию. Примечательно, стандарты не упоминают личных склонностей, установок или понимание более широких проблем или соображений безопасности и благополучия в качестве компонентов цифровых навыков учащихся.

Современное пространство образовательной организации нацелено на подготовку профессионалов, которым предстоит работать на быстро меняющемся рынке труда. Скорее всего, с учетом повсеместной цифровизации работодателей в основном будут интересовать такие навыки (целевая модель компетенций 2025 [7], международный стандарт «Навыки 21 века» [13] и др.), которые невозможно заменить алгоритмами. Эта тенденция влияет и на образовательное пространство образовательной организации,

которое нуждается в новых технологиях и моделях обучения, а также в использовании обновленных педагогических инструментов. По мнению А. М. Новикова, происходит отказ от «понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания» [6]. При переходе к информационному обществу должно прийти понимание образования как достояния личности, инструмента реализации его в жизни и профессиональной сфере [9].

В значительной степени мировым сообществом уже признано, что педагогические подходы необходимо преобразовать, чтобы поддержать приобретение цифровых навыков.

В современном образовательном пространстве, где приоритетное место занимают информационно-коммуникационные технологии, появилось новое поколение обучающихся, которые отличаются по своей сути от предыдущих. Американский специалист в области обучения детей и взрослых Дж. Коатс, автор книги «Поколения и стили обучения» [3], предлагает внести психологические изменения в стиль общения преподавателя с представителями поколения Z. К ним относится быстрый темп обучения, переключение с одной учебной задачи на другую, работа в группах и парах, обязательная быстрая обратная связь, точные требования и критерии оценки, устное взаимодействие и наглядность. На основании этих рекомендаций можно уточнить, что индивидуальный подбор педагогических инструментов, возможный при электронном обучении, и использование смешанных (вербально-невер-бальных) опор позволяют улучшить качество образовательного процесса.

Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково» спрогнозировали свою целевую модель компетенций на 2025 г. [14], в число которых входят и цифровые навыки:

1) когнитивные навыки:

- саморазвитие: самосознание, обучаемость, восприятие критики и обратная связь, любознательность;

- организованность: организация своей деятельности, управление ресурсами;

- управленческие навыки: расстановка приоритетов, постановка задач, формирование команд, развитие и мотивирование других, делегирование;

- достижение результата: ответственность, принятие риска, настойчивость в достижении цели, инициативность;

- решение нестандартных задач: креативность, критическое мышление;

-а: работа в условиях неопределенности;

2) социально-поведенческие навыки:

- коммуникация: открытость, а также презентационные, письменные и переговорные навыки;

- межличностные навыки: работа в команде, этичность, эмпатия, клиентоориентиро-ванность, управление стрессом, адекватное восприятие критики;

- межкультурное взаимодействие: осознанность, социальная ответственность, кроссфункциональное и кроссдисциплинар-ное взаимодействие, иностранные языки и культуры;

3) цифровые навыки:

- создание систем: программирование, разработка приложений, проектирование производственных систем;

- управление информацией: обработка и анализ данных.

Из этой модели можно сделать вывод, что большинство вышеописанных навыков и компетенций относится как к профессионально-личностному развитию будущего специалиста, так и развитию метапредмет-ной компетенции. В 2016 г. Клаус Шваб [10] объявил, что началась Четвертая технологическая революция и перечислил 10 самых необходимых навыков (skills), которыми должен владеть каждый востребованный сотрудник к 2020 г. Частично они совпадают с целевыми компетенциями, которые имеют свои отечественные специфики, к которым можно отнести, например, знание иностранного языка и языка программирования, то есть все более тесное переплетение гуманитарных и технических наук.

Новая программа развития навыков для Европы определила необходимость цифровой компетентности в качестве приоритета и призвала государства-члены Европейского союза обеспечить наличие всеобъемлющих стратегий для повышения цифровой компетентности людей, таким образом, призывая к повышению цифровых компетенций.

Кроме того, Европейский учебный фонд определил набор базовых цифровых навыков, охватывающих информационную гра-

мотность, онлайн-общение и сотрудничество, создание цифрового контента, безопасность и решение проблем, формирующих в итоге цифровую компетентность [2]. Например, использование компьютеров и мобильных вычислительных устройств для извлечения, оценки, хранения, создания, представления и обмена информацией; общение и участие в виртуальных сетях для совместной работы; уверенное и критическое использование социальных сетей и Интернета в целом.

Цифровые навыки складываются из знаний и отношений, способность уверенно применять их, критически и ответственно осмысливать их в определенном контексте формирует цифровую компетентность. Таким образом, определение цифровых навыков и компетенций основано на трех основных принципах:

1. Цифровая компетентность как набор базовых цифровых навыков для граждан для обучения на протяжении всей жизни.

2. Профессиональные цифровые навыки для тех, кто работает на рабочих местах, включая использование и обслуживание цифровых инструментов.

3. Цифровые навыки для специалистов в области ИКТ, отвечающих за сложные и инновационные цифровые технологии.

Одним из базовых навыков, необходимых будущему специалисту, является сотрудничество, умение работать над общим проектом, разделять решение задачи с партнером. Однако одним из свойств поколения Z является эгоцентричность и аутичность, которые мешают правильно социализироваться в обществе. Отечественный психолог и педагог Д. И. Фельдштейн обращает внимание на то, что главной целью любого гуманного общества (к которому стремится и Россия) является такое раскрытие возможностей человека, когда он способен проявить себя творчески (креативность тоже является ба-

Список литературы_

зовым навыком в XXI в.), самовыразиться и самоутвердиться, но не эгоистически - лишь для себя, а через социально значимые дела (волонтерство, обучение других), потому что индивидуальность может выражаться как в отторжении, изоляции от общества, так и в стремлении проявить свое «Я» в нем.

Практические навыки владения определенной профессией также относятся к «твердым» навыкам, но они оттачиваются только постоянной практикой (как и компетенции) и методом проб и ошибок, а также через наставничество, то есть обучение других.

Модель организации образовательного процесса в условиях цифровизации соответствует всем признакам открытой образовательной технологии:

- пригодна для работы с любыми возрастными категориями обучающихся, то есть воз -можно ее применение на любой ступени обучения;

- позволяет работать с любым предметным содержанием: несет в себе не только метапредметное содержание и условия для формирования метапредметной компетенции, но и способствует метапредметному результату;

- дает возможность работать в любых организационных условиях: несмотря на то что для результативного внедрения технологии требуется соблюдение некоторых организационно-педагогических условий, возможно ее применение и в ограниченном формате.

Среди обязательных качеств современного педагогического инструмента (в том числе и педагогической опоры) обязательно наличие комплексности, то есть многофакторность и содержательное разнообразие образовательного процесса требует координации и взаимодействия педагогических, психологических, организационно-управленческих и других элементов.

1. Гилстер, П. Цифровая грамотность / П. Гилстер. - Нью-Йорк: Wiley Computer Pub., 1997. - С. 220.

2. Европейская комиссия (2016). Новая программа развития навыков для Европы: совместная работа по укреплению человеческого капитала, возможностей трудоустройства и конкурентоспособности. - URL: https:// eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52016DC0381 (дата обращения: 01.02.2022).

3. Коатс, Дж. Поколения и стили обучения / Дж.. Коатс - Москва : МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011.

4. Козлова, Н. С. Цифровые технологии в образовании / Н. С. Козлова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - № 1 (40). - С. 83-91.

5. Комиссия по широкополосной связи в интересах устойчивого развития Рабочая группа по образованию. «Цифровые навыки для повседневной жизни и работы». 2017 г. - URL: https://www.itu.int/ru/mediacentre/ Pages/2017-PR46.aspx (дата обращения: 01.02.2022).

6. Марданова, Н. Ф. О цифровой грамотности как о личностной компетентности руководителя дошкольной образовательной организации / Н. Ф. Марданова // V Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сборник материалов Всероссийской НПК с международным участием. - Казань : Центр инновационных технологий, 2020. - С. 261-266.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Развитие инноваций. Краткий обзор программы поддержки в Сингапуре рынка, институты развития. - Москва, 2016. - URL: www.rosinfocominvest.ru (дата обращения: 01.02.2022).

8. Редекер, С. Европейская основа цифровой компетентности педагогов: DigiCompEdu / С. Редекер, Ю. Пуни. - Люксембург: Издательское бюро Европейского Союза. - 2017. - 95 с.

9. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 01.02.2022).

10. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. -Москва; Ленинград: Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1952.

11. 12 шагов для исцеления системы образования. - URL: https://newtonew.com/school/12-shagov-dlya-isceleniya-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 01.02.2022).

12. Abdulkadyrov A.S., Eremina, I.Y., Chuprova A.V. Human Capital Management as a Basis for Global Mobility for Sustainable Economic // Development Research for Development, 2021, P. 179-188.

13. URL: https://www.menobr.ru/article/65401-qqq-18-m1-profstandart-pedagoga (дата обращения: 01.02.2022).

14. URL: http://rcpp.by/article/navyki-cheloveka-xxi-veka/ (дата обращения: 01.02.2022).

References_

1. Gilster P. Cifrovaya gramotnost'. N'yu-Jork: Wiley Computer Pub., 1997. S. 220.

2. Evropejskaya komissiya (2016). Novaya programma razvitiya navykov dlya Evropysovmestnaya rabota po ukrepleniyu chelovecheskogo kapitala, vozmozhnostej trudoustrojstva i konkurentosposobnosti. URL: https://eur-lex. europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52016DC0381.

3. Koats Dzh. Pokoleniya i stili obucheniya. Moskva : MAPDO Novocherkassk: NOK, 2011.

4. Kozlova N.S. Cifrovy'e texnologii v obrazovanii. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo texnologicheskogo universiteta. 2019. № 1 (40). S. 83-91.

5. Komissiya po shirokopolosnoj svyazi v interesax ustojchivogo razvitiya Rabochaya gruppa po obrazovaniyu. "Cifrovy'e navyki dlya povsednevnojzhiznii raboty". 2017 g. URL: https://www.itu.int/ru/mediacentre/Pages/2017-PR46.

6. Mardanova N.F. O cifrovoj gramotnosti kak o lichnostnoj kompetentnosti rukovoditelya doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii. V Andreevskie chteniya: sovremennye koncepcii i texnologii tvorcheskogo samorazvitiya lichnosti: sbornik materialov Vserossijskoj NPK s mezhdunarodny'm uchastiem. Kazan': OOO «Centr innovacionny'x texnologij», 2020. S. 261-266.

7. Razvitie innovacij. Kratkij obzorprogrammy podderzhki v Singapure rynka, instituty razvitiya, Moskva, 2016. URL: www.rosinfocominvest.ru (data obrashheniya: 01.02.2022).

8. Redeker S., Puni Yu. Evropejskaya osnova cifrovoj kompetentnosti pedagogov: DigiCompEdu. Lyuksemburg: Izdatel'skoe byuro Evropejskogo Soyuz. 2017. 95 s.

9. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.05.2017 №203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshhestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030gody». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (data obrashheniya: 01.02.2022).

10. Ushinskij K. D. Sobranie sochinenij: v 11 t. / Akad. ped. nauk RSFSR, In-t teorii i istorii pedagogiki. M.; L.: Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR, 1948 1952.

11. 12 shagov dlya isceleniya sistemy obrazovaniya. URL: https://newtonew.com/ school/12-shagov-dlya-isceleniya-sistemy-obrazovaniya (data obrashheniya: 01.02.2022).

12. Abdulkadyrov A.S., Eremina, I.Y., Chuprova A.V. Human Capital Management as a Basis for Global Mobility for Sustainable Economic. Development Research for Development, 2021, P. 179-188.

13. URL: https://www.menobr.ru/article/65401-qqq-18-m1-profstandart-pedagoga (data obrashheniya: 01.02.2022).

14. URL: http://rcpp.by/article/navyki-cheloveka-xxi-veka/ (data obrashheniya: 01.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.