Научная статья на тему 'ВЫСТРАИВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ПРОЦЕССЕ ЦИФРОВОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РФ'

ВЫСТРАИВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ПРОЦЕССЕ ЦИФРОВОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моложавенко В.Л., Кручинин Е.В., Моложавенко Е.В.

Одной из важных проблем развития цифровой экономики в РФ становится разрыв между темпами цифровизации общества и образования, а также несогласованность процессов цифровизации образовательного процесса и подготовки педагогических кадров к работе в цифровой образовательной среде. Под цифровой компетенцией мы понимаем способности человека критически осмысленно и ответственно использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах своей деятельности для эффективного достижения своих целей. Мы предлагаем структурно-функциональную модель управления процессом совершенствования цифровой компетенции педагогов в условиях современной школы с позиции системно-процессного подхода с разделением на уровни управления. Цель: повышение эффективности управления процессом совершенствования цифровой компетенции педагогов в условиях современной школы, повыше ние уровня цифровой компетенции педагогов. Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации представленной модели подтверждают ее эффективность. При повторной профессиональной диагностике на кон трольном этапе эксперимента, после завершения обучения по программе и реализации управленческих обеспечивающих мероприятий «Цифровые компетенции педагога как ресурс развития инновационного потенциала школы», анализ результатов исследования позволил выявить, что уровень цифровых компетенций значительно повысился.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL STAFFIN THE DIGITAL PROCESS OF MODERNIZATION OF THE EDUCATION SYSTEMOF THE RUS-SIAN FEDERATION

One of the important problems in the development of the digital economy in the Russian Federation is the gap between the pace of digitalization of society and education, as well as the inconsistency of the processes of digitalization of the educational process and the preparation of teaching staff to work in the digital educational environment. By digital competence we mean the ability of a person to critically and responsibly use information and communication technologies in various areas of their activities to effectively achieve their goals. We propose a structural and functional model for managing the process of improving the digital competence of teachers in a modern school from the standpoint of a system-process approach with division into management levels. The purpose of the study is increasing the efficiency of managing the process of improving the digital competence of teachers in the context of a modern school, increasing the level of digital competence of teachers. The results of experimental work on the implementation of the presented model confirm its effectiveness. During the repeated professional diagnostics at the control stage of the experiment, after completing the training under the program and the implementation of management support activities “Digital competencies of a teacher as a resource for the development of the innovative potential of the school”, the analysis of the research results revealed that the level of digital competencies had significantly increased.

Текст научной работы на тему «ВЫСТРАИВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ПРОЦЕССЕ ЦИФРОВОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РФ»

DOI 10.26105/SSPU.2021.73.4.019 УДК 378.14:004 ББК 74.480.4с51

В.Л.МОЛОЖАВЕНКО, ВЫСТРАИВАНИЕ

Е.В. КРУЧИНИН, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

Е.В. МОЛОЖАВЕНКО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

КАДРОВ В ПРОЦЕССЕ ЦИФРОВОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РФ

V.L. MOLOZHAVENKO, BUILDING PROFESSIONAL DEVELOPMENT E.V. KRUCHININ, OF PEDAGOGICAL STAFF IN THE DIGITAL E.V. MOLOZHAVENKO PROCESS OF MODERNIZATION

OF THE EDUCATION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Одной из важных проблем развития цифровой экономики в РФ становится разрыв между темпами цифровизации общества и образования, а также несогласованность процессов цифровизации образовательного процесса и подготовки педагогических кадров к работе в цифровой образовательной среде. Под цифровой компетенцией мы понимаем способности человека критически осмысленно и ответственно использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах своей деятельности для эффективного достижения своих целей. Мы предлагаем структурно-функциональную модель управления процессом совершенствования цифровой компетенции педагогов в условиях современной школы с позиции системно-процессного подхода с разделением на уровни управления. Цель: повышение эффективности управления процессом совершенствования цифровой компетенции педагогов в условиях современной школы, повышение уровня цифровой компетенции педагогов.

Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации представленной модели подтверждают ее эффективность. При повторной профессиональной диагностике на контрольном этапе эксперимента, после завершения обучения по программе и реализации управленческих обеспечивающих мероприятий «Цифровые компетенции педагога как ресурс развития инновационного потенциала школы», анализ результатов исследования позволил выявить, что уровень цифровых компетенций значительно повысился.

One of the important problems in the development of the digital economy in the Russian Federation is the gap between the pace of digitalization of society and education, as well as the inconsistency of the processes of digitalization of the educational process and the preparation of teaching staff to work in the digital educational environment. By digital competence we mean the ability of a person to critically and responsibly use information and communication technologies in various areas of their activities to effectively achieve their goals. We propose a structural and functional model for managing the process of improving the digital competence of teachers in a modern school from the standpoint of a system-process approach with division into management levels. The purpose of the study is increasing the efficiency of managing the process of improving the digital competence of teachers in the context of a modern school, increasing the level of digital competence of teachers. The results of experimental work on the implementation of the presented model confirm its effectiveness. During the repeated

professional diagnostics at the control stage of the experiment, after completing the training under the program and the implementation of management support activities "Digital competencies of a teacher as a resource for the development of the innovative potential of the school", the analysis of the research results revealed that the level of digital competencies had significantly increased.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровизация, цифровая компетентность, модель управления процессом совершенствования цифровых компетенций преподавателей

KEY WORDS: digitalization, digital competency, a model for managing the process of improving the digital competencies of teachers.

ВВЕДЕНИЕ. Современная социально-экономическая ситуация в России характеризуется рядом системообразующих условий, среди которых одно из ведущих мест занимает цифровизация [9]. Одной из важных проблем развития цифровой экономики в настоящее время в РФ становится разрыв между темпами цифровизации общества и образования, а также несогласованность процессов цифровизации образовательного процесса и подготовки педагогических кадров к работе в цифровой образовательной среде. В современных быстро изменяющихся условиях требуется педагог, обладающий высоким уровнем цифровых компетенций [3, с. 7]. Для эффективного управления процессом совершенствования цифровых компетенций педагогов в условиях современной школы, руководителям образовательных организаций необходимо научиться исследовать и проектировать реальный процесс совершенствования цифровых компетенций педагогов, который будет обеспечивать ее развитие [1].

Определение понятия цифровой грамотности в России выросло в основном из американских стереотипов цифровой грамотности, а также традиций американской системы образования [14]. Компетентностный подход ознаменовал формирование термина «цифровая компетентность».

Цифровая компетентность отличается от цифровой грамотности мотивационным компонентом, определяющим социальную направленность [2].

Содержание цифровой грамотности педагогов Н.Д. Берман видит трехчастной: цифровые компетенции, цифровое потребление и цифровая безопасность [4]. Ряд ученых под цифровой компетенцией понимают способность уверенно, критически осмысленно и ответственно использовать цифровые навыки (знания и установки) для достижения целей, которые связаны с работой, обучением, досугом, участием в жизни общества [6]. Также необходимо определить понятие «электронное обучение».

Это система обучения при помощи информационных и электронных технологий. Под цифровой компетенцией, в этой связи, мы будем понимать способности человека критически осмысленно и ответственно использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах своей деятельности для эффективного достижения своих целей.

Существенная роль в процессе формирования цифровых компетенций учащихся и обеспечения необходимой для этого цифровой образовательной среды отводится преподавателю. Константинова Д.С. считает, что должен значительно измениться процесс взаимодействия педагогов и учеников, когда первый перестает быть «транслятором знаний», а становится тьютором, проводником в «цифровой мир» [10]. В Европейской модели цифровых компетенций выделено 22 компетенции, сгруппированные в три основных блока.

В центральный блок компетенций «педагогические компетенции» включают компетенции преподавания и учебы, значительное место занимают цифровые ресурсы, важное место занимают компетенции, позволяющие расширять права и самостоятельность обучающихся; компетенции, обеспечивающие оценивание сформированности цифровых компетенций у учащихся [13] (рис. 1).

Рис. 1. Европейская модель цифровых компетенций преподавателя

Цель статьи — описать научно-методическое сопровождение профессионального развития педагогов в условиях цифровой трансформации образования.

Материалы и методы. Для решения основной задачи повышения цифровой компетентности педагогов необходима программа повышения квалификации в области цифровиза-ции образования [11]. Мы осуществили теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования. Обобщение практического опыта развития информационный компетенций у преподавателей позволило нам разработать модель совершенствования цифровых компетенций педагогов школы (рис. 2.). Модель включает: целевой блок (задачи, стоящие перед организацией). Содержательный блок (механизмы реализации задач: процессы управления, процессы деятельности, процессы обеспечения). Условия: организационно-управленческие, научно-методические, социально-экономические. В организационном блоке представлена последовательность действий для достижения высокого результата, этапы реализации условий: рефлексивно-информационный, организационный, практический, обобщение ожидаемого результата (результаты и критерии оценивания) — обобщающе-аналитический. В результативном блоке — предполагаемые результаты, критерии оценивания результатов и предполагаемые риски.

Рассмотрим структурно-функциональную модель управления процессом совершенствования цифровой компетенции педагогов в условиях современной школы с позиции системно-процессного подхода с разделением на уровни управления. Цель: повышение эффективности управления процессом совершенствования цифровой компетенции педагогов в условиях современной школы, повышение уровня цифровой компетенции педагогов. Задачи: 1) разработать систему мониторинга цифровой компетенции, подобрать диагностические методики, опросники, тесты; 2) реализовать программу развития цифровой компетенции педагогических кадров; 3) выполнить план повышения квалификации педагогов с учетом выявленных тенденций; 4) создать благоприятную мотивационную среду и эффективную систему оценки деятельности педагогов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Рассмотрим подробнее механизмы реализации модели. Содержательный блок включает процессы управления: анализ профессионализма педагогов, анализ результатов деятельности; на основе выявленных потребностей в области цифровизации образования вовлечение педагогов в разные формы профессионального совершенствования в области применения цифровых образовательных ресурсов; определение поставщиков услуг повышения квалификации; подбор, систематизация инструментария для изучения результативности подготовки педагогов по повышению цифровой компетенции. Стратегическое планирование включает разработку планов индивидуального развития педагогов с учетом потребностей и возможностей каждого педагога; обеспечение материально-технической базы организации.

Стратегическое проектирование: апробация, инструментария для мониторинга педагогической деятельности; проектирование обогащения, пополнения материально-технического

оснащения. Основными процессами обеспечения управления процессом совершенствования цифровой компетенции педагогов в условиях современной школы являются финансовые, кадровые, информационные ресурсы. Финансовые ресурсы: составление плана повышения квалификации с указанием стоимости услуги, сроков курсовой подготовки на учебный год. Кадровые ресурсы: планирование и организация работы с педагогами.

Информационные ресурсы: информирование педагогов о курсах по развитию цифровой компетенции. Процессное управление уделяет особое внимание взаимодействию структурных элементов образовательной организации, причем взаимодействие строится не по вертикали функциональной иерархии, а по горизонтали, на связи между структурными подразделениями.

Подробно процессный подход реализации модели управления процес-сом совершенствования цифровой компетенции педагогов представлен в табл. 1.

Таблица 1. Процессный подход деятельности образовательной органи-зации по совершенствованию цифровых компетенций педагогов

Процессы Проблемы Решение Критерии оценки эффективности управления

Управление

Маркетинг Недостаточно информации об уровне сфор-мированности цифровых компетенций педагогов, о затруднениях и дефицитах в работе. Не в полной мере определена потребность, спрос на услугу повыше-ния квалификации. Осуществлен анализ уровня сформированности цифровых компетенций педагогов по методике, разработанной Аналитическим центром Уровень сформированности цифровых компетенций педагогов по результатам проведения тестовой методики

Приказ о курсах повышения квалификации педагогов по совершенствованию цифровых компетенций Процент педагогов, прошедших курсовую подготовку по совершенствованию цифровых компетенций.

Не определены поставщики услуги повышения квалификации (возможности) На основе выявленных профессиональных затруднений определены возможности для повышения квалификации Заключение договоров с образовательными организациями для организации повышения квалификации педагогов

Планиро- Формальный подход Разработаны планы ин- Отчет и анализ о реализа-вание при разработке ин- дивидуального развития ции плана дивидуального плана педагогов по совершенство-развития педа-гога ванию цифровых компетенций с учетом потребностей и возможностей каждого педагога

Проектирование Улучшение качества мониторинга условий совершенствования цифровых компетенций педагогов Программа: формирования и мониторинга цифровых компетенций педагогов (ее реализация) Анализ, корректирующие и предупреждающие мероприятия по формированию и мони-торингу цифровых компетенций педагогов

Образовательная деятельность

Образовательная Необходимость ежегодного обновления данных по тематике самообразования по использованию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) Осуществлены сбор и систематизация данных по тематике самообразования педагогов Наличие в портфолио педагога информации об использовании ЦОР в работе

Обеспечение

Инновационное Недостаточный уровень цифровых компетенций у отдельных педагогов. Разработана программа «Цифровые компетенции педагога как ресурс развития инновационного потенциала школы». Составлен план по самообразованию педагогов по образовательному маршруту; Осуществление мониторинга сформированности цифровых компетенций педагогов. Премирование педагогов. Учет использования ЦОР при разработке мер материального и нематериального стимулирования педагогов. Наличие системы повышения цифровых компетенций.

Методическое Неумение начинающих педагогов определить тему самообразования в области цифровизации образования Созданы индивидуальные траектории развития молодых педагогов в области цифровизации образования Наличие индивидуальных программ профессионального развития педагогов в области цифровизации и показателей их эффективности.

Отсутствие дифференцированных форм работы с разными категориями педагогов Обновлены формы и методы работы с персоналом с учетом дифференцированного подхода. Разделение педагогов по уровню сформированно-сти цифровых компетенций на группы. Определение содержания мето-дической работы

Матно-тех-ническое Оценка имеющейся материально-технической базы образовательной организации. Определены направления развития материально-технической базы Разработка перспективного плана модернизации материально-технической базы образовательной организации.

Опираясь на процессный подход, мы выделили четыре этапа деятельности образовательной организации: рефлексивно-информационный, организационный, практический, обобщающе-аналитический (табл.2)

Таблица 2. Основные этапы деятельности образовательной организации по совершенствованию цифровых компетенций педагогов

I этап — рефлексивно-информационный

Содержание деятельности Ожидаемый результат Продукты модели управления процессом совершенствования цифровых компетенций педагогов в условиях современной школы

Информационная работа с педагогами по внедрению национального проекта «Образование». Рефлексия актуального уровня цифровых ком-петенций педагогов, выявление точек роста с определением траектории дальнейшего развития. Педагоги информированы о содержании и сроках внедрения национального проекта «Образование». Выявлен актуальный уровень цифровых компетенций педагогов, намечены траектории дальнейшего развития. Разработаны планы профессионального развития на 20202023 гг.

II этап — организационный

Создание механизмов управленческого сопровождения процесса совершенствования цифровых компетенций педагогов Оптимизирован функционал административной команды Разработаны должностные инструкции.

Оптимизация

Организационной структуры организации Организационная структура оптимизирована. Определены долгосрочные и среднесрочные цели и задачи, исполнители, ресурсы, механизмы стимулирования. Созданы рабочие модули: организационно-управленческий, научно-методический, практический. Нормативные локальные акты, определяющие порядок работы творческих групп, цели, задачи.

Создание информационной поддержки Создание индивидуальных блогов учителей Ведение блогов учителями

III этап — практический

Организация деятельности рабочих модулей по реализации модели управления процессом совершенствования цифровых компетенций педагогов в условиях современной школы Деятельность рабочих модулей реализации модели управления процессом совершенствования цифровых компетенций педагогов в условиях современной школы осуществляется согласно плану работы В организационно-управленческом мо-дуле: НПБ в соответствии с потребностями. В научно-методическом модуле: методические разработки, рекомендации, иные документы, обобщающие ход реализации модели.

Диагностика уровня сформи-ро-ванности цифровых компетенций педагогов Выявлен уровень цифровых компетенций педагогов Разработаны рекомендации педагогам по повышению уровня цифровых компе-тен-ций.

Определение путей дальнейшего совершенствования системы работы по формированию цифровых ком-петенций в соответствии со стандартом педагога. На практике применяются инновационные формы повышения цифровых компетенций педагогов Обобщен опыт по результативности новых форм оперативного взаимодействия и повышения цифровых компетенций педагогов на уровне ОО, района.

Изучение опыта пилотных регионов по внедрению цифровой образовательной среды Освоен опыт работы Разработана дорожная карта «Цифровая образовательная среда общеобразовательной организации»

Мониторинг промежуточных результатов внедрения модели управления процессом совершенствования цифровых компетенций педагогов в условиях современной школы Получены промежуточные результаты мониторинга успешности реализации модели управления процессом совершенствования цифровых ком-петенций педагогов в условиях со-временной школы Составлен отчет о результатах деятельности, внесение корректировок.

IV этап — обобщающе-аналитический

Анализ полученных результатов, рефлексия Подведены итоги внедрения модели управления процессом совершенствования цифровых компетенций педагогов в условиях современной школы Составлен отчет о результатах деятельности. Разработаны корректирующие-предупреждающие действия по улучшению целей совершенствования цифровых компетенций педагогов

Рефлексивно-информационный: проведение диагностики уровня цифровых компетенций педагогов. На основе анализа данных формируется заказ на повышение квалификации. Организационный: непосредственная реализация дополнительных профессиональных программ по развитию цифровых компетенций педагогов. Обобщающе-аналитический: после завершения обучения — повторная диагностика уровня сформированности цифровых компетенций педагогов. Обобщенная оценка уровня сформированности цифровых компетенций педагогов позволяет объективно определить их уровень, определить затруднения

в использовании цифровых образовательных ресурсов, определиться с направлениями формирования цифровых компетенций развития [5, с. 12].

Основные критерии эффективности модели следующие: социально-экономический эффект: учет в работе возможностей каждого педагога, способствует нормализации психологического климата в коллективе; совершенствование цифровых компетенций повышает мотивационную готовность и практическую ориентированность педагога на использование современных цифровых образовательных ресурсов, что ведет к улучшению результативности работы с обучающимися; повышение инновационного потенциала коллектива, совершенствование цифровых компетенций, повышение уровня квалификации ведут к повышению стимулирующих выплат педагогам.

Результаты и обсуждение результатов. Реализация совершенствования цифровых компетенций осуществлялось на базе МАОУ г. Юргинск. В исследовании приняли участие 51 педагог, из них: имеют высшее педагогическое — 38 педагогов (75%); среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля) — 13 человек (25%); педагогический стаж: один год — 5 человек (10%); 1-5 лет — 14 человек (27%); 6-15 лет — 9 человек (18%); более 16 лет — 23 человека (45%); категории: высшая — 23 педагогов (45%); первая — 9 педагогов (18%).

Диагностика сформированности цифровых компетенций преподавателей осуществлялась на основании авторских методик, разработанных на базе DigCompEdu (самооценка, экспертная оценка, оценка обучающихся, табл. 3)

Таблица 3. Оценка сформированности цифровых компетенций педагога в учебном процессе

Критерии Показатели

Профессиональные обязанности (применение цифровых технологий в образовательном процессе) Коммуникации с коллегами и учащимися; повышение уровня сформированности цифровых компетенций

Цифровые платформы Создание блогов, участие в цифровых контентах

Образование (создание, планирование и внедрение цифровых технологий на разных этапах обучения) Преподавание; руководство учебным процессом; совместное(коллективное)обучение; саморегулируемое обучение;

Оценка учащихся с помощью цифровых технологий Стратегии оценивания; разработка требований к оцениванию учащихся

Обеспечение равных прав, самостоятельности учащихся в учебном процессе с помощью цифровых технологий Обеспечение всех учащихся доступом к цифровым устройствам

Формирование цифровой грамотности учащихся Разработка цифрового контента; активное использование цифровых технологий; умение решать образовательные задачи с помощью цифровых технологий

В результате исследования в МАОУ были выявлены проблемы: недостаточная проработанность системы мониторинга совершенствования цифровых компетенций педагогов; 46% учителей испытывают затруднения в использовании интерактивных сервисов, платформ и цифровых образовательных ресурсов; отсутствие дифференцированных форм работы с педагогами (с разным уровнем сформированности цифровых компетенций); отсутствие системы повышения квалификации педагогов (обучение педагогов проводилось ситуативно); не определены поставщики услуг повышения квалификации в области циф-ровизации образования; 35% кабинетов не оборудованы мультимедийными досками; от-

сутствуют цифровые лаборатории. Предлагаемая модель совершенствования цифровых компетенций преподавателей определяет направления работы МАОУ по устранению выявленных замечаний.

Реализация программы «Цифровые компетенции педагога как ресурс развития инновационного потенциала школы» обеспечила значительный эффект на пути совершенствования цифровых компетенций преподавателей (табл. 4).

Таблица4. Программа «Цифровые компетенции педагога как ресурс развития инновационного потенциала школы»

№ Темы Практика СР

Модуль 1 Формирование цифровой образовательной среды 12 8

1.1. Цифровая образовательная среда: понятие, структура, виды, содержание, основные подходы 6 4

1.2. Формирование цифровой образовательной среды в условиях реализации при-оритетов образовательной политики РФ 6 4

Модуль 2 Организационное обеспечение эффективного использования ресурсов ЦОС и ЦОР в образовательном процессе 12 8

2.1. Особенности и возможности смешанного обучения 6 4

2.2. Оптимизация учебной деятельности обучающихся средствами ЭОР 6 4

Модуль 3 Управление развитием цифровыми компетенциями педагогов в организации 12 8

3.1. Педагогические аспекты использования цифровых ресурсов и инструментов в образовательном процессе 6 4

3.2. Цифровые компетенции современного педагога как объект управленческих усилий 6 4

Модуль 4 Эффективное использование цифровых инструментов для оптимизации управленческой деятельности 12 8

4.1. Традиционные управленческие процессы с применением современных цифро-вых инструментов 6 5

4.2. Облачные сервисы, сайты, веб-портфолио как ресурсы оптимизации деятельности современного руководителя образовательной организации 6 4

ИТОГО 48 32

Возможные формы методической работы с педагогами, используемые с целью совершенствования цифровой компетенции: педагогические мастерские; коучинг-сессии; квик-на-стройки; кейс-стади; научно-практические конференции; методические оперативки; творческие лаборатории; ярмарки педагогических идей; разработки методического портфеля; деловые игры; методические мосты; вебинары и т.п.

При повторной профессиональной диагностике на контрольном этапе эксперимента, после завершения обучения по программе и реализации управленческих обеспечивающих мероприятий «Цифровые компетенции педагога как ресурс развития инновационного потенциала школы», анализ результатов исследования позволил выявить, что уровень цифровых компетенций значительно вырос. В МАОУ «наиболее многочисленной стала группа Интеграторов (53%). Исследователями оказались 32% педагогов, экспертами (15%), увеличение в группе составило 12% (рис. 2).

Рис. 2.

Модель совершенствования цифровых компетенций у преподавателя

Рис. 3. Распределение педагогов МАОУ по уровням опыта использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе

53

■ 1 15

2 ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследователи Интеграторы Эксперты

■ Констатирующий этап ■ Контрольный этап

Выводы. В процессе работы, опираясь на научные взгляды отечественных и зарубежных ученых, нами была раскрыта сущность понятия «цифровая компетенция». Цифровая компетенция — умения учащегося использовать информационно-коммуникационные технологии для повышения эффективности своей учебной деятельности. Цифровая компетентность педагога — владение информационно-коммуникационными технологиями, обеспечивающее реализацию обучающих целей образовательного процесса.

Актуальность разработанной нами модели управления процессом совершенствования цифровой компетенции педагогов состоит в том, что она показывает пути научно-методического сопровождения педагога с учетом инновационных подходов к организации образовательного процесса. Организационно-педагогические условия управления процессом совершенствования цифровых компетенций педагогов предполагают наличие определенной среды и специально организованного в ней образовательного процесса, цель которого в данном случае — развитие и совершенствование цифровых компетенций.

Предполагаем, что реализация разработанной модели управления процессом совершенствования цифровых компетенций педагогов в условиях современной школы позволит существенно повысить эффективность данной деятельности. Важно представить критерии социально-экономического эффекта реализации модели совершенствования цифровых компетенций педагогов:

1) анализ уровня сформированности цифровых компетенций педагогов, организация дифференцированного подхода к обучению учащихся;

2) мотивационная готовность и практическая ориентированность педагогов на использование современных цифровых образовательных ресурсов;

3) совершенствование цифровых компетенций, ведущих к повышению инновационного потенциала всего коллектива. При детальном проектировании и успешной апробации модели управления процессом совершенствования цифровой компетенцией педагогов в условиях современной школы требуется регулярный мониторинг эффективности образовательного процесса, по результатам которого определяются корректирующие и предупреждающие мероприятия для устранения выявленных проблем образования.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают, что управление процессом совершенствования цифровой компетенции педагогов в условиях современной школы стали результативными при условии теоретического обоснования, разработки и практической реализации модели управления процессом совершенствования цифровой компетенции педагогов; разработки диагностического инструментария для определения уровня сформированности цифровой компетенции педагогов; разработаны методические рекомендации совершенствования цифровой компетенции педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А. [и др.]. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Москва: Издательство НАФИ, 2019. 84 с.

2. Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем. 2017. № 6-2. С. 35-38.

3. Воронина Ю.В. Цифровая грамотность педагога: анализ содер-жания понятия и структура // Вестник Оренбургского государственного пе-дагогического университета. 2019. № 4 (32). С. 232-245. URL: http: // ves-tospu.ru/archive/ 2019/ articles/17_4_2019.html (дата обращения: 03.02.2021).

4. Загуменнов Ю.Л. Общеевропейские подходы к использованию технологий информатизации в образовании // Информатизация непрерывного образования — 2018: материалы Межд. науч. конф. Москва, 2018 г. С. 300-303.

5. Загуменнов Ю.Л., Зенченко С.А. Зенченко В.А. Компетенции преподавателей для использования ИТ в учебном процессе // Информатизация непрерывного образования — 2018: материалы Межд. науч. конф. Москва, 2018 г. С. 303-307.

6. Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Том 7. № 11. С. 1055-1072. URL: https://1economic.ru/lib/111073 (дата обращения: 03.02.2021)

7. Минич О.А. Развитие информационной культуры учителя в системе дополнительного образования взрослых: специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования: дис. канд. пед. наук. Минск, 2011. 250 с.

8. Османова З.О. Сущность понятия «компетенции персонала» // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2016. № 1 (34). С. 133-137

9. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому раз-витию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16). URL: http: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308 / (дата обращения: 03.02.2021)

10. Пучковская Т.О. Повышение квалификации педагогов в условиях развития высокотехнологичной образовательной среды // Информатизация непрерывного образования — 2018: материалы Межд. науч. конф. Москва, 2018 г. С. 383-387.

11. Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-140 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение це-лей, показателей и результатов федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование». 2019. URL: http:// www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_341264/f62ee45fa efd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2 / (дата обращения: 03.02.2021)

12. Шарипова О.М. Модель компетенций для персонала в условиях цифровизация и Индустрии 4.0 // Креативная экономика. 2019. № 12. С. 2411-2420. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=42441863 (дата обращения: 03.02.2021)

13. «A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator» United Nations, Unesco Institute for statistics, 2018. P. 10. URL: http://npsyj.ru /articles/detail.php?article=5102 (дата обращения: 03.02.2021)

14. Digital globalization: The new era of global flows. Official site of McKinsey&Company. URL: http://www. mckinsey.com/business-functions/digi-talmckinsey/ our-insights/digital-globalization-the-new-era-of-global-flows (дата обращения: 03.02.2021)

REFERENCES

1. Ajmaletdinov T.A., Bajmuratova L.R., Zajceva O.A. [i dr.]. Cifrovaya gramotnost1 rossijskix pedagogov. Gotovnost' k ispol'zovaniyu cifrovy'x texnologij v uchebnom processe [Digital literacy of Russian teachers. Readiness to use digital technologies in the educational process] / Moskva: IzdatePstvo NAFI, 2019. 84 s. (In Russian).

2. Berman N.D. K voprosu o cifrovoj gramotnosti [On the issue of digital literacy] // Sovremenny'e issle-dovaniya social'ny'x problem. 2017. № 6-2. S. 35-38. (In Russian).

3. Voronina Yu.V. Cifrovaya gramotnost' pedagoga: analiz soderzhaniya ponyatiya i struktura [Digital literacy of a teacher: analysis of the content of the concept and structure] // Vestnik Orenburgskogo go-sudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019. № 4 (32). S. 232-245. URL: http: // ves-tospu. ru/archive/ 2019/ articles/17_4_2019.html (data obrashheniya: 03.02.2021). (In Russian).

4. Zagumennov Yu.L. Obshheevropejskie podxody' k ispo'zovaniyu texnologij informatizacii v obrazova-nii [Pan-European approaches to the use of informatization technologies in education] // Informatizaci-ya neprery'vnogo obrazovaniya — 2018: materialy' Mezhd. nauch. konf. Moskva, 2018 g. S. 300-303. (In Russian).

5. Zagumennov Yu.L., Zenchenko S.A. Zenchenko V.A. Kompetencii prepodavatelej dlya ispol'zovaniya IT v uchebnom processe [Competence of teach-ers for the use of IT in the educational process] // In-formatizaciya neprery'vnogo obrazovaniya — 2018: materialy' Mezhd. nauch. konf. Moskva, 2018 g. S.303-307. (In Russian).

6. Konstantinova D.S., Kudaeva M.M. Cifrovy'e kompetencii kak osnova transformacii professiona'no-go obrazovaniya [Digital competences as the basis for the transformation of vocational education] // E'konomika truda. 2020. Tom 7. № 11. S. 1055-1072. URL: https://1economic.ru/lib/111073 (data obrashheni-ya: 03.02.2021). (In Russian).

7. Minich O.A. Razvitie informacionnoj kul'tury' uchitelya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya vzros-ly'x: special'nost' 13.00.01 Obshhaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya: dis. kand. ped. Nauk [Development of teacher information culture in the system of additional education for adults: specialty 13.00.01 General teachers, history of pedagogy and education: dis. Cand. ped. Sciences]. Minsk, 2011. 250 s. (In Russian).

8. Osmanova Z.O. Sushhnost' ponyatiya «kompetencii personala» [The essence of the concept of «personnel competence»] // Nauchny'j vestnik: finansy', banki, investicii. 2016. № 1 (34). S. 133-137. (In Russian).

9. Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie» (utv. Prezidiumom So-veta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i nacionainy'm proektam (protokol ot 24 dekabrya 2018 g. № 16)) [Passport of the national project «Education» (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for strategic development and national projects (protocol of December 24, 2018 N 16))]. URL: http: // www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_319308 / (data obrashheniya: 03.02.2021). (In Rus-sian).

10. Puchkovskaya T.O. Povy'shenie kvalifikacii pedagogov v usloviyax razvitiya vy'sokotexnologichnoj obrazovate'noj sredy' [Improving the qualifications of teachers in the context of the development of a hightech educational en-vironment] // Informatizaciya neprery'vnogo obrazovaniya — 2018: materi-aly' Mezhd. nauch. konf. Moskva, 2018 g. S. 383-387. (In Russian).

11. Rasporyazhenie Minprosveshheniya Rossii ot 17.12.2019 N R-140 «Ob utverzhdenii metodicheskix re-komendacij po sozdaniyu centrov neprery'vnogo povy'sheniya professional'nogo masterstva pedagog-icheskix rabotnikov i centrov ocenki professional'nogo masterstva i kvalifikacii pedagogov v ramkax region-a'ny'x proektov, obespechivayushhix dostizhenie celej, pokazatelej i rezul'tatov federal'nogo proekta «Uchite' budushhego» nacional'nogo proekta «Obrazovanie» [Order of the Ministry of Education of Russia dated December 17, 2019 N R-140 «On approval of methodological recommendations for the creation of centers for continuous professional development of teachers and centers for assessing professional skills and qualifications of teachers within the framework of regional projects that ensure the achievement of goals, indicators and results of the federal project «Teacher of the Future» of the national project «Education»]. 2019. URL: http: // www.consultant.ru / document/cons_doc_LAW_341264/ f62ee-45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2 / (data obrashheniya: 03.02.2021). (In Russian).

12. Sharipova O.M. Model' kompetencij dlya personala v usloviyax cifrovizacii i Industrii 4.0 [Competence model for personnel in the context of digitalization and Industry 4.0] // Kreativnaya e'konomika.

2019. № 12. S. 2411-2420. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42441863 (data obrashheniya: 03.02.2021). (In Russian).

13. «A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indi-cator» United Nations, Unesco Institute for statistics, 2018. P. 10. URL: http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=5102 (data obrashheniya: 03.02.2021). (In English).

14. Digital globalization: The new era of global flows. Official site of McKin-sey & Company URL: http://www. mckinsey.com/business-functions/digital-mckinsey / our-insights / digital-globalization-the-new-era-of-global-flows (data obrashheniya: 02.03.2021). (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.