Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1059
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьев Владимир Петрович, Шахурдин Василий Дмитриевич

В современных условиях активной цифровизации всех сфер экономики России модернизация системы образования неразрывно связана с внедрением цифровых образовательных технологий в образовательный процесс. Главными проводниками и непосредственными исполнителями интеграционных процессов, происходящих в области образования, являются педагоги. Рассматриваются подходы к созданию и основные компоненты модели формирования цифровых компетенций современного педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьев Владимир Петрович, Шахурдин Василий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF DEVELOPMENT OF DIGITAL COMPETENCIES OF A MODERN TEACHER

The modernization of the educational systems is closely connected with the implementation of the digital educational technologies in the educational process in the modern conditions of the active digitalization of all spheres of the Russian economy. The basic conductors and actual performers of the integrative processes in the educational sphere are teachers. There are considered the approaches to the creation and the basic components of the model of the development of the digital competencies of a modern teacher.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В.П. ИГНАТЬЕВ, В.Д. ШАХУРДИН (Якутск)

модель формирования цифровых компетенций современного педагога

В современных условиях активной цифровиза-ции всех сфер экономики России модернизация системы образования неразрывно связана с внедрением цифровых образовательных технологий в образовательный процесс. Главными проводниками и непосредственными исполнителями интеграционных процессов, происходящих в области образования, являются педагоги. Рассматриваются подходы к созданию и основные компоненты модели формирования цифровых компетенций современного педагога.

Ключевые слова: педагог, образование, компетенции, цифровая компетенция, цифровая компетентность.

Переход Российской Федерации на цифровую экономику отражается на образовательной сфере, которая модернизируется путем активного внедрения в образовательный процесс современных информационных технологий. Главная роль в трансформации отечественного образования и в переводе его на цифровой формат отводится педагогическим работникам, которые должны отвечать все возрастающим требованиям, предъявляемым к ним со стороны всех заинтересованных в результатах образования сторон. Одними из основных компетенций, которыми должен обладать современный педагог, становятся цифровые компетенции, под которыми мы понимаем потенциальные возможности педагога эффективно работать в цифровой образовательной среде благодаря его знаниям, умениям, владениям и практическому опыту в области рационального использования современных цифровых технологий и инструментов.

Проведя анализ дефиниций терминов компетенция и компетентность, мы установили, что компетенция - это возможности человека, основанные на его знаниях и полученном опы-

те, которые позволяют профессионально решать конкретные задачи, а компетентность -это личностное качество человека, осведомленного в какой-либо области деятельности благодаря наличию необходимых компетенций в данной сфере. Исходя из этих определений, мы заключили, что понятие «компетентность» гораздо шире понятия «компетенция».

Под цифровой компетентностью педагога общеобразовательной организации мы понимаем интегративное профессиональное качество педагога, представляющее собой процессуальную готовность эффективно применять современные информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения учащихся, внеурочной работы, ведения рабочей документации, повышения уровня цифровой грамотности на основе овладения цифровыми компетенциями как системой знаний, умений и владений, позволяющих обеспечить высокое качество общего образования. Для того чтобы разработать комплексную структурированную систему формирования и развития цифровых компетенций учителей сельских школ, используем способ моделирования, широко применяемый в педагогических научных исследованиях.

По мнению профессора В.И. Писаренко, «способность человеческого мышления к абстрагированию, аналогии, упрощению, формализации и схематизации делает возможным использование моделирования в научном поиске» [5, с. 4]. При этом, по утверждению В.Д. Могилевского, «важна лишь исчер-пываемость описания для построения прогностических оценок таким образом, чтобы целиком раскрыть ту функциональную сторону явления, которая подвергается исследованию в рамках данной модели» [1, с. 58].

На сегодняшний день существует довольно большое количество определений модели, зависящих от научной области, объекта и субъекта исследования. Применительно к области педагогики наиболее близким определением, которое может быть использовано в рамках нашего научного исследования, является определение, данное И.Б. Новиком: «Модель - это искусственный или естественный

О Игнатьев В.П., Шахурдин В.Д., 2021

объект (представляющий собой вещественный агрегат или знаковую систему), находящийся в некотором объективном соответствии с исследуемым объектом, способный замещать его на определенных этапах познания, дающий в процессе исследования некоторую допускающую опытную проверку информацию, переводимую по установленным правилам в информацию о самом исследуемом объекте» [2, с. 42]. основные требования, которые могут быть предъявлены к моделям в педагогической науке, представлены в статье В.И. Писа-ренко:

1) четкая ориентированность модели на педагогический объект или педагогический процесс, определяющая структурные особенности модели;

2) обязательное наличие связей между элементами или иерархии, дающих возможность представить соотношение элементов в модели, их главенство или подчинение;

3) ориентированность функциональной модели как на положительный, так и на отрицательный результат, что означает отражение в модели процесса множественности путей его развития;

4) обоснованность отбора элементов (компонентов), представляющих сущность модели [5, с. 13].

В рамках предмета нашего научного исследования была разработана организационно-педагогическая модель формирования цифровых компетенций педагога сельской школы в условиях цифровизации практически всех аспектов и направлений профессиональной деятельности педагога. Разработка данной модели позволяет прогнозировать и проанализировать ситуацию, связанную с цифровизацией образования, найти решение наиболее значимых проблем и в конечном итоге обеспечить:

- педагогов сельских школ актуальными знаниями в области информационных технологий и подсказать им пути повышения уровня цифровых компетенций с целью эффективного использования современных информационных технологий и инструментов в своей профессиональной деятельности;

- формирование и повышение цифровых компетенций учителей сельских школ посредством выработки практических навыков использования информационных технологий в образовательном процессе;

- непрерывное развитие цифровых компетенций педагогов посредством самообразо-

КИЕ НАУКИ -

вания в области цифровых образовательных технологий.

При разработке модели нами были использованы следующие методологические подходы:

- системно-деятельностный, рассматривающий труд педагога во взаимосвязи и взаимообусловленности всех видов и направлений его многогранной деятельности с учетом происходящей модернизации и изменения приоритетов в области образования;

- компетентностный, предполагающий, что в условиях глобальной цифровизации всех сторон жизнедеятельности человека цифровые компетенции педагога становятся одними из главных профессиональных компетенций современного педагога;

- личностно ориентированный, предполагающий создание условий для повышения цифровых компетенций с учетом способностей, возможностей, мотивов и индивидуальных особенностей личности педагога;

- аксиологический, определяющий совокупность приоритетных ценностей в образовании в условиях цифровизации, основанных на саморазвитии педагога в области повышения уровня его цифровых компетенций;

- информационно-коммуникационный, основанный на высоком уровне коммуникаций педагога со всеми участниками образовательного процесса с использованием различных способов активизации познавательной деятельности на основе современных информационных технологий;

- технологический, предполагающий эффективное использование педагогом информационных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания школьников.

Выявленные педагогические подходы базируются на реализации следующих основных п р и н ц и п о в :

- последовательности и системности, при которых предусматривается поэтапная деятельность педагога, состоящая из цепочки следующих друг за другом действий, включающих конкретные цели, определенные задачи, используемые средства и методы, конечный результат, оценку полученного результата, внесение необходимых коррективов, получение нового результата; при этом рассматривается широкий спектр многогранной деятельности педагога не только в рамках его трудовых функций, но и во внеурочное время;

- осознанности обучения цифровым технологиям, основанной на внутренней мотивации в необходимости овладения на высоком

уровне современными цифровыми технологиями с целью их эффективного использования в образовательном процессе;

- непрерывности, предполагающего регулярное повышение квалификации педагогов и постоянное самообразование в области использования современных цифровых технологий в своей профессиональной деятельности;

- интеграции традиционных и инновационных ценностей, основанной на разумном сочетании традиционных и инновационных методов, способов и технологий обучения, направленных на развитие индивидуальности каждого ребенка с учетом его интересов, склонностей, способностей, возможностей и ценностных ориентаций;

- эффективности, основанный на выборе оптимальных путей повышения квалификации и самообразования, позволяющих достичь лучших результатов в освоении современных цифровых образовательных технологий, обеспечивающих высокое качество обучения школьников.

Практическая реализация разработанной модели предполагает выполнение следующих основных функций:

- мотивационной, направленной на повышение заинтересованности и увлеченности педагога в использовании разнообразных цифровых образовательных технологий;

- прогностической, определяющей основные тенденции и перспективы развития цифровых образовательных технологий;

- ценностно-смысловой, формулирующей собственные ценностные ориентиры педагога по отношению к необходимости и важности формирования и развития цифровых компетенций;

- преобразующей, направленной на использование приобретенных цифровых компетенций в образовательной практике с целью ее совершенствования и модернизации;

- развивающей, способствующей посредством самообразования постоянному развитию и совершенствованию цифровых компетенций учителя сельской школы.

Для того чтобы разработанная модель стала эффективной, необходимо создание следующих п е д а г о г и ч е с к и х у с л о в и й :

1) стимулирование внутренней потребности педагогов в развитии собственных цифровых компетенций;

2) построение индивидуальных образовательных траекторий повышения квалификации педагогов в области цифровых образовательных технологий;

3) воспитание в педагогах потребности в непрерывном поиске путей самообразования и саморазвития с целью повышения уровня своих цифровых компетенций;

4) перевод части внеурочных коммуникаций между педагогом и учащимися, а также с их родителями на дистанционную форму;

5) создание цифровой образовательной среды школы, обеспечивающей перевод учебно-методической работы и внутренней документации на цифровой формат.

В качестве форм повышения уровня цифровых компетенций педагогов нами приняты следующие:

- прохождение курсов повышения квалификации по применению ИКт в образовании;

- непрерывное самообразование с использованием дистанционных технологий.

Повышение уровня цифровых компетенций возможно с использованием следующих методов:

- исследовательского, ориентированного на получение педагогом новых знаний в области информационных технологий посредством сравнения, аналогии, синтеза, классификации различных образовательных платформ и цифровых инструментов;

- аналитического, предполагающего составление алгоритма самостоятельного поэтапного изучения и освоения новых информационных образовательных технологий с учетом индивидуальных способностей педагога;

- мотивационно-продуктивного, заключающегося в формировании интереса педагогов к освоению современных образовательных технологий с целью развития их цифровых компетенций;

- творческого, основанного на интуиции и осознанном выборе наиболее эффективных информационных технологий и инструментов для использования в своей профессиональной деятельности;

- обобщения, позволяющего из большого количества полученной информации в области информационных технологий выбрать самое полезное и необходимое для эффективного использования в своей профессиональной деятельности с целью повышения качества образования.

Внедрение разработанной модели предполагается в четыре последовательных этапа:

- 1-й этап - установочный (определение цели и задач внедрения модели, выбор основных подходов, принципов, функций, педагоги-

Организационно-педагогическая модель формирования цифровых компетенций

педагога сельской школы

Целевой блок

Социальный заказ ФГОС Профстандарт педагога

Цель: формирование цифровых компетенций педагога сельской школы

Методологический блок

Подходы:

- системно-деятельностный;

- компетентностный;

- личностно ориентированный;

- аксиологический;

- информационно-коммуникационный;

- технологический

Принципы:

последовательности и системности;

- осознанности; непрерывности; интерактивности;

- эффективности

Функции:

- мотивационная;

- прогностическая;

- ценностно-смысловая;

- преобразующая;

- развивающая

Организационно-деятельностный блок

Педагогические условия:

1) стимулирование внутренней потребности в ЦК;

2) построение индивидуальных траекторий КП;

3) воспитание потребности в самообразовании;

4) развитие коммуникаций;

5) создание цифровой образовательной среды

Формы:

- прохождение курсов повышения квалификации по применению ИКТ в образовании;

непрерывное самообразование с использованием дистанционных технологий

Методы:

исследовательский;

аналитический;

мотивационно-

продуктивный;

творческий;

обобщения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тг

Этапы

1-й этап

Установочный

2-й этап

Организационный

3-й этап

Формирующий

£

4-й этап

Преобразующий

зле

Критерии:

Способности:

К1 к использованию ИКт;

К2 формированию цифровой грамотности учащихся;

К3 использованию ИКт для оценки и мониторинга;

К4 использованию ИКт в методической работе;

К5 постоянному самообучению;

К6 работе в цифровой образовательной среде школы

Диагностический блок

Показатели:

активность использования ИКт; используемые формы и средства ИКт; цифровые инструменты для оценки и мониторинга; активность внедрения цифровизации в УМР; повышение квалификации в области цифровых технологий; использование разных цифровых инструментов в работе

Уровни:

недостаточный (консервативный); - низкий (репродуктивный); средний (продуктивный); высокий (преобразующий)

ХЕ

Результативный блок Результат: высокий уровень цифровых компетенций учителей сельских школ

ческих условий, форм и методов, диагностического инструментария, разработка основных критериев и показателей определения эффективности формирования цифровых компетенций педагогов);

- 2-й этап - организационный (постановка конкретных задач по формированию цифровых компетенций педагогов, подготовка методических материалов, проведение разъяснительной работы с педагогами, выбор средств

и способов сбора необходимой информации, первичная диагностика);

- 3-й этап - формирующий (привитие интереса и усиление мотивации педагогов в стремлении получить больше знаний в области цифровых образовательных технологий, подбор методов и приемов повышения уровня цифровых компетенций педагогов);

- 4-й этап - преобразующий (обеспечение повышения уровня цифровых компетенций педагогов, настройка их на постоянное самообразование и саморазвитие в области современных цифровых технологий с целью внедрения полученных знаний, умений и владений в образовательный процесс).

С целью диагностики достигнутых результатов в области освоения современных цифровых технологий были разработаны следующие критерии:

- способность к использованию современных информационных образовательных технологий в процессе обучения учащихся;

- формированию цифровой грамотности учащихся с соблюдением требований информационной безопасности;

- применению цифровых технологий для оценки, а также мониторинга успеваемости учащихся;

- использованию информационных инструментов в процессе организации и проведения методической работы;

- постоянному самостоятельному повышению квалификации в области информационных технологий;

- эффективной работе в информационной образовательной среде образовательной организации с соблюдением требований информационной безопасности.

Достигнутый уровень цифровых компетенций определялся с использованием следующих п о к а з а т е л е й :

- активность использования различных образовательных платформ во время дистанционного обучения;

- используемые формы и средства дистанционной работы с учащимися;

- используемые цифровые технологии и инструменты для оценки, отслеживания успеваемости и учебной активности учащихся;

- активность внедрения в учебно-методический процесс новых цифровых технологий и инструментов, основанных на использовании информационных ресурсов;

- повышение квалификации в области цифровых образовательных технологий;

- использование различного цифрового инструментария в своей профессиональной деятельности.

Были приняты четыре уровня сформиро-ванности цифровых компетенций педагогов: недостаточный (консервативный); низкий (репродуктивный); средний (продуктивный); высокий (преобразующий). Конечным результатом должно стать обеспечение высокого уровня цифровых компетенций учителей сельских школ.

Итогом проведенного исследования по разработке всех указанных компонентов стала организационно-педагогическая модель формирования цифровых компетенций педагога сельской школы представленная на рис. на с. 7. Модель состоит из пяти взаимосвязанных блоков, среди которых целевой, методологический, организационно-деятельностный, диагностический и результативный.

Целевой блок включает в себя социальный заказ и отражает требования ФГОС и профессионального стандарта педагога. Социальный заказ сегодня диктуется переходом России на цифровую экономику, что требует от сферы образования коренной модернизации и соответствия целям опережающего развития. Нынешние школьники должны быть готовы к жизни в высокотехнологичном динамично развивающемся обществе. Выпускники школ должны иметь уровень знаний, умений и владений в области цифровых технологий, достаточный для успешного продолжения образования в вузах не только нашей страны, но и зарубежных стран. И этот высокий уровень им должны обеспечить учителя, которые несут ответственность перед государством за качество и уровень цифровых компетенций выпускников школ.

Согласно ФГоС основного общего образования, основная образовательная программа должна обеспечивать «формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий... и сети Интернет» [4].

Профессиональные компетенции педагога в области цифровых технологий прописа-

ны в профессиональном стандарте педагога. К общепедагогической функции педагога относится трудовое действие: «формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями», которое предполагает наличие у педагога необходимых умений «владеть ИКТ-компетентностями:

- общепользовательская ИКТ-компетент-ность;

- общепедагогическая ИКТ-компетент-ность;

- предметно-педагогическая ИКТ-компе-тентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)» [3].

Методологический блок содержит основные подходы, принципы и функции, используемые при формировании цифровых компетенций педагогов.

Организационно-деятельностный блок раскрывает педагогические условия, которые необходимо создать, а также используемые для формирования цифровых компетенций педагогов формы и методы.

Диагностический блок модели содержит разработанные критерии, показатели и уровни сформированности цифровых компетенций педагогов сельских школ.

Результативный блок отражает основной результат, который должен стать итогом всей работы по формированию высокого уровня цифровых компетенций педагогов, обеспечивающих качественное образование в условиях глобальной цифровизации всех сфер человеческой деятельности.

Реализация модели на практике направлена на формирование цифровых компетенций педагогов, способствующих их эффективной профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации системы общего образования Республики Саха (Якутия).

Эффективность процесса формирования цифровых компетенций педагога зависит от личной заинтересованности и мотивированности самого педагога. При этом главным механизмом повышения уровня цифровых компетенций педагога является его самообразование и саморазвитие с использованием дистанционных образовательных технологий. Предложений в настоящее время на рынке образовательных услуг достаточно много. Главное -найти те курсы повышения квалификации, которые не только отвечают сегодняшним запросам, но и ориентированы на перспективу, т. к. цифровые технологии находятся в постоянном развитии. И задача педагога быть в кур-

се всех основных тенденций в сфере образования, чтобы оставаться востребованным эффективным педагогом, обеспечивающим высокое качество образования.

Список литературы

1. Могилевский В.Д. Методология систем. М., 1999.

2. Новик И.Б. О моделировании сложных систем (философский очерк). М., 1965.

3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: приказ Минтруда России от 18 окт. 2013 г. № 544н с изменениями от 25 дек. 2014 г.: зарегистрировано в Минюсте России 06 дек. 2013 г. № 30550. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 25.05.2021).

4. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 дек. 2010 г. № 1897 в ред. Приказа Минобрнауки России от 29 дек. 2014 г. № 1644. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 22.05.2021).

5. Писаренко В.И. Особенности и перспективы использования метода моделирования в современной педагогике // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2019. № 3(36). С. 2-15.

1. Mogilevskij V.D. Metodologiya sistem. M., 1999.

2. Novik I.B. O modelirovanii slozhnyh sistem (filosofskij ocherk). M., 1965.

3. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo, obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» [Elektronnyj resurs]: prikaz Mintruda Rossii ot 18 okt. 2013 g. № 544n s izme-neniyami ot 25 dek. 2014 g.: zaregistrirovano v Min-yuste Rossii 06 dek. 2013 g. № 30550. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (data ob-rashcheniya: 25.05.2021).

4. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs]: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dek. 2010 g. № 1897 v red. Prikaza Minobrnauki Rossii ot 29 dek. 2014 g. № 1644. URL: https://fgos.ru/ (data obrashcheniya: 25.05.2021).

5. Pisarenko V.I. Osobennosti i perspektivy is-pol'zovaniya metoda modelirovaniya v sovremennoj pedagogike // Informatika, vychislitel'naya tekhnika i inzhenernoe obrazovanie. 2019. № 3(36). S. 2-15.

* *

*

известия вгпу

Model of development of digital competencies of a modern teacher

The modernization of the educational systems is closely connected with the implementation of the digital educational technologies in the educational process in the modern conditions of the active digitalization of all spheres of the Russian economy. The basic conductors and actual performers of the integrative processes in the educational sphere are teachers. There are considered the approaches to the creation and the basic components of the model of the development of the digital competencies of a modern teacher.

Key words: teacher, education, competence, digital competencies, digital competence.

(Статья поступила в редакцию 07.06.2021)

о.а. Козырева

(Волгоград)

проектирование индивидуального образовательного маршрута студентов вуза

В форсайтах образования указывается, что поиск прорывных моделей подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности продолжается. Индивидуализация процесса профессиональной подготовки в вузе выступает эффективным способом обеспечения студенту прав на реализацию образовательных потребностей в полном объеме в рамках собственного образовательного маршрута.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, проектирование, будущие педагоги.

Большинством исследователей признано, что проектирование индивидуального образовательного маршрута студента вуза способствует целенаправленному обучению приемам и формам самообразовательной деятельности, обеспечивает субъектную позицию, приобретение большей самостоятельности, относи-

тельной автономности, способности к самоопределению, саморегулированию, самооценке, раскрытию личностного потенциала. В исследованиях Н.Н. Войткевич [5, с. 44] утверждается, что в случае ориентации вуза на индивидуальные образовательные потребности студентов реализуется вариативное образование. Это возможно за счет создания личного пространства студентов, претендующих на индивидуальный образовательный маршрут.

Методы и организация исследования проблемы: аналитический бенчмаркинг, в результате которого были подвергнуты анализу подходы разных авторов к определению исследуемых понятий; метод аналогии, определивший наличие сходства структурных компонентов изучаемых понятий; синтез, посредством которого были оформлены результаты исследования в виде научной статьи.

Обратимся теперь к результатам и их обсуждению.

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) в пространстве значений: теоретический анализ проблемы. Рассмотрим понятие ИОТ с позиций антропоцентрического и компетентностного подходов. Это индивидуальный путь студента в образовании, проектируемый совместно с сопровождающим его преподавателем, организуемый с учетом образовательных потребностей, способностей, особенностей здоровья обучающегося, обеспечивающий формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

В понимании ИОТ имеются определенные различия, что отражено в табл. 1.

Вместе с тем практически всеми признаются общие принципы построения ИОТ:

- интерактивная направленность образовательной деятельности, ее открытость;

- амплификация образовательной среды вуза;

- вариативность учебных планов, образовательных и ассистивных технологий;

- продуктивность и диалогичность обучения.

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) в пространстве значений представлена примерно так же, как ИОТ. Отдельные авторы дают определение исследуемого понятия, другие дополняют его перечнем структурных компонентов.

ИОП, согласно Т.М. Ковалёвой, характеризуется строгой направленностью на лич-

О Козырева O.A., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.