Научная статья на тему 'НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ'

НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ETHNIC CULTURE / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DESIGN ACTIVITIES / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / SOCIAL PROJECTS / ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ПРОЕКТАМ / СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТОВ / STUDENTS' ATTITUDE TO PROJECTS / WAYS OF CREATING PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амерханова Г.Ш.

В условиях возрождения национального сознания становятся популярными технологии, позволяющие приобщать молодежь к этнической культуре и нормам традиционного образа жизни. Актуальность данной проблемы в статье обоснована анализом этнологических исследований как сторонников классической педагогики, так и современных сторонников этнопедагогики. Сравнивая их позиции, в статье автор выдвинул идею о том, что более продуктивным подходом является путь построения этнокультурных проектов, содержанием которых могут стать этнокультурные ценности, а в качестве технологий использовать современные поисковые методики проектирования. В данной статье логично представлены методологические основы, гипотетическое представление об ожидаемых результатах, материалы диагностики исходного состояния отношений школьников к проектным технологиям, типы этнопроектов, условия использования этнопроектов и анализ экспериментальных материалов, позволивших выявить эффективные условия формирования способностей учащихся к развитию ценностей этнической культуры. Результаты проведенной диагностики показали, что без мобилизации усилий молодежи в проектной деятельности невозможно сохранять и развивать материальные и духовно-нравственные ценности, накопленные каждым народом в своей культуре и традиционном образе жизни. Для преодоления инерционной составляющей практики нынешнего образования в исследовании разработаны более десяти интересных типов этнопроектов. Для использования проектов в работе предложена оригинальная методика, которая включает: анализ традиционного образа жизни, выделение актуальных идей и проблем, выбор тематики проектов, поиск полевого материала, разработку, презентацию и защиту проектов. Эффективность работы учащихся над проектами оценивалась по критериям: оригинальность идеи, выделение ментальных особенностей народа, функциональное назначение проекта, доступность материалов, простота и воспроизводимость методики, эстетичность оформления, самовыражение авторов. В ходе эксперимента доказано, что проектные технологии помогают проникать в глубокий смысл этнической культуры и способствуют творческому развитию учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folk motifs in the design activity of pupils

In the context of the revival of national consciousness technologies that enable young people to join the ethnic culture and norms of the traditional way of life have become relevant. The urgency of this problem is justified in the article by the analysis of both the ethnological research of classical pedagogy supporters and modern supporters of ethnopedagogics. Comparing their positions, the article has put forward the idea that the more productive approach is the way to build ethno-cultural projects, the contents of which may be made by ethnic and cultural values, and the use of modern technologies, design of techniques search. This article presents the methodological foundations of logical, hypothetical idea of the expected results, materials of the initial state diagnosis of students' attitude to design technologies, types of ethnoprojects, conditions for using ethnoprojects and analysis of experimental materials that allow to identify effective conditions for the formation of students' abilities to develop values of ethnic culture. The results of the testing have shown that without mobilization of young people in the project activity it is not possible to maintain and develop the material and moral values accumulated by every nation in their culture and traditional way of life. To overcome this inertia component of the current practice of education more than ten types of interesting ethnoprojects have been developed. The original technique has been suggested to use these projects. It includes: analysis of traditional ways of life, highlighting relevant ideas and issues, the choice of subject matter projects, search field of material development, presentation and defense of projects. The effectiveness of student's work on projects is evaluated according to the criteria: originality of idea, highlighting the mental peculiarities of the people, the functional purpose of the project, availability of materials, simplicity and reproducibility of the technique, the aesthetic aspect, self-expression of the authors. The work during the experiment proved that the design technology helps to penetrate into the profound meaning of ethnic culture and contribute to the creative development of students.

Текст научной работы на тему «НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

УДК 371.313

Г.Ш. Амерханова

Народные мотивы в проектной деятельности учащихся

Чеченский государственный педагогический институт; Россия, 364037, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Киевская, д. 33; galateya1979@list.ru

В условиях возрождения национального сознания становятся популярными технологии, позволяющие приобщать молодежь к этнической культуре и нормам традиционного образа жизни. Актуальность данной проблемы в статье обоснована анализом этнологических исследований как сторонников классической педагогики, так и современных сторонников этнопедаго-гики. Сравнивая их позиции, в статье автор выдвинул идею о том, что более продуктивным подходом является путь построения этнокультурных проектов, содержанием которых могут стать этнокультурные ценности, а в качестве технологий использовать современные поисковые методики проектирования. В данной статье логично представлены методологические основы, гипотетическое представление об ожидаемых результатах, материалы диагностики исходного состояния отношений школьников к проектным технологиям, типы этнопроектов, условия использования этнопроектов и анализ экспериментальных материалов, позволивших выявить эффективные условия формирования способностей учащихся к развитию ценностей этнической культуры. Результаты проведенной диагностики показали, что без мобилизации усилий молодежи в проектной деятельности невозможно сохранять и развивать материальные и духовно-нравственные ценности, накопленные каждым народом в своей культуре и традиционном образе жизни. Для преодоления инерционной составляющей практики нынешнего образования в исследовании разработаны более десяти интересных типов этнопроектов. Для использования проектов в работе предложена оригинальная методика, которая включает: анализ традиционного образа жизни, выделение актуальных идей и проблем, выбор тематики проектов, поиск полевого материала, разработку, презентацию и защиту проектов. Эффективность работы учащихся над проектами оценивалась по критериям: оригинальность идеи, выделение ментальных особенностей народа, функциональное назначение проекта, доступность материалов, простота и воспроизводимость методики, эстетичность оформления, самовыражение авторов. В ходе эксперимента доказано, что проектные технологии помогают проникать в глубокий смысл этнической культуры и способствуют творческому развитию учащихся.

Ключевые слова: этническая культура, проектная деятельность, социальные проекты, отношение школьников к проектам, способы создания проектов.

Проектная деятельность становится неотъемлемой составной частью общего образования. В общеобразовательных школах национальных регионов России проекты учащихся можно использовать в целях возрождения и развития этнической культуры и норм традиционного образа жизни народов. Эта проблема актуальна и в социальном аспекте в связи с появлением у молодежи нигилистических настроений, замыканием на компьютерных технологиях и снижением нравственного сознания и толерантности во взаимоотношениях. Соответственно возрастает необходимость ориентации проектной деятельности учащихся на народные мотивы, уникальные ментальные особенности, нормы размеренной и спокойной жизни, сложившиеся в традиционном укладе жизни этносов. Современному человеку могут быть непонятны многие традиции прошлого. Этнокультурные проекты, опирающиеся на народные традиции, помогут расшифровать их и создать интерпретации, которые были бы адекватны современному восприятию мира человеком [1].

В самом общем виде проект означает "выброшенный вперед", то есть это наше представление о механизмах действий, воображаемый образ мира, идеи, которые человек хочет воплотить в жизнь и совершенствовать [2]. Проектная деятельность предполагает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование способов поиска знаний в различных областях науки, техники, технологии [3].

Метод проектов как учебная технология имеет динамику своего развития. В истории развития проектного обучения можно выделить этап зарождения и становления проектного метода в зарубежной прагматистской педагогике (О. Декроли, Дж. Дьюи, Е. Коллингс, Е. Паркхерст, П. Петерсен, Д. Снедзен и др.) и период активной разработки и реализации проектного обучения в российской школе (Е.Г. Кагаров, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и др.) [4].

Так, Дж. Дьюи в работе «Школы будущего» указывает, что «ребенок не меньше развивается среди практических, социально-культурных видов деятельности, поскольку он сам прилагает найденные знания и способы деятельности к важному делу» [5]. Параллельно с этим зарубежные авторы пришли к выводу, что существует «неразрывная связь культуры и мыслительной деятельности человека» [6, с. 9], что очень важно при определении связи этнокультурного содержания и поисковой деятельности учащихся в учебных проектах.

Метод проектов был широко развернут в советской школе 1920-х годов в связи с тем, что одним из основных принципов организации "Единой трудовой школы" был принцип "изучения и преобразования жизни, непосредственно участвуя в ней". Российские педагоги этого времени считали, что «школа должна стать тем местом, где дети обрабатывают, систематизируют результаты своего личного опыта и приводят в связь с известными знаниями и способами деятельности» [7, с. 20].

Участие в жизни школы, микрорайона, национальных регионов означало непосредственное изучение ее, объяснение причин устройства жизни и приспособления человека к ментальным особенностям народа. Значит, если сегодня ставить задачу ориентации проектной деятельности учащихся на принцип "изучения жизни, участвуя в ней", то можно создать новую область проектного обучения на материалах этнической культуры и традиционного образа жизни народов, многие атрибуты которой уже утрачены или находятся на этапе исчезновения.

В современном образовании проектирование является частью как профессиональной подготовки, так и свободной творческой деятельности учащихся по поиску новых знаний или применению известных способов деятельности. Они предусмотрены в федеральных образовательных стандартах в виде компетенций, готовности к выполнению социальных или профессиональных функций человека. В данной статье предлагается использовать проектные технологии для формирования способности учащихся развивать культуру и традиции собственного народа наряду с общими задачами общеобразовательной школы. Считается необходимым и возможным использовать в образовании особенности этнической культуры и специфики познания мира разными народами. Авторы обращались к исследованиям, в которых рекомендуют использовать в проектах: практический характер социальной жизни, испытание молодежи в разных социальных функциях, приспособление к ритмам природы, духовно-нравственный потенциал культуры [8, с. 36-37].

Анализ и обоснование теоретической значимости проблемы показали, что для ее решения необходимо изучить состояние проблемы в образовательной практике. Для этого был разработан диагностический тест "Технологическая подготовка к жизненной

практике", в который были включены существенные признаки этнической культуры и возможности их изучения в современной школе в регионах с компактным проживанием отдельных этносов. Тест имел целью выявить отношение школьников к знаниям о проектах, умениям конструировать и оформлять проекты в промышленной, сельскохозяйственной и традиционно-бытовой сферах деятельности человека. В тесте был 21 вопрос. Эти вопросы были произвольно включены для получения более объективных ответов учащихся. Тестированием было охвачено 195 учащихся восьмых-десятых классов, в том числе 132 - из городских и 53 - из сельских школ. Результаты тестирования показали, что 44,3 % школьников знакомы с проектированием, но только 23,55 % имеют достаточно приемлемые представления о возможности проектирования в области традиционного уклада жизни народа и его этнической культуры. Но такие представления подтвердили 23,8 % сельских школьников и 20,03 % городских. Такое различие можно объяснить тем, что сельские школьники живут в этнокультурном пространстве и, естественно, больше знакомы с традиционным образом жизни своего народа. Выявлены также и различия в отношении к проектированию в традиционной культуре по возрастным группам. Так, свое позитивное отношение к использованию проектов в области этнокультуры показали 18,3 % восьмиклассников, 23,35 % девятиклассников и 28,6 % учащихся десятых классов. Такое различие объясняется тем, что в традиционной практике учебные проекты используются, как правило, в старших классах общеобразовательной школы.

Эти результаты показывают, что в условиях демократизации общественных отношений, возрождения национального сознания, утверждения личного достоинства человека без мобилизации усилий молодежи в проектной деятельности невозможно сохранять и развивать материальные и духовно-нравственные ценности, накопленные каждым народом в своей культуре и традиционном образе жизни. Проектная деятельность учащихся в этой области представляет широкие возможности для творчества. Исследования проектной деятельности школьников показали, что она позволяет удовлетворять потребность подростков в самоутверждении и значительно снижает темп гиперактивности посредством увлеченной и спокойной работы над проектом [9, с. 28].

В нашем исследовании разработаны разные типы проектов: школы для бесписьменных народов, этнокультурного образования, народной кулинарной книги, национального костюма и его дизайна, интерьера жилища этноса, национально-культурного центра, интерьера традиционной гостиной, мастерской художественных изделий, «сказочный герой моего народа», «народные средства здорового образа жизни», «обыденное право моего народа», «принципы добрососедства, гостеприимство у моего народа» и др. Такая тематика была представлена учащимся экспериментальных классов для свободного выбора темы своих проектов. При разработке этнопроектов были использованы известные в теории смыслосозидающего обучения технологии: вариативных заданий, метода ключевых вопросов, размышлений над ассоциативными образами, сочетания основных и вспомогательных знаний, диалогического равенства, мозгового штурма и ролевого взаимодействия учащихся [10, с. 82-96].

Проектная деятельность учащихся включала следующую методику организации. Вначале обсуждали проблемы социокультурной жизни своих народов и выделяли более перспективные направления развития этнокультуры. При этом раскрывали возможности отражения этих направлений в учебных или социальных проектах. Затем отрабатывали вопросы методики проектной деятельности. На следующем этапе учащиеся определялись с выбором самостоятельного индивидуального или группового проекта. Преимущественно выбирались групповые проекты. Дальше шла работа с полевым ма-

териалом по народным традициям в виде сбора воспоминаний старожилов, реальных предметов быта или их описания, фото-, видеосъемок, анализа собранных материалов и выделения их функций в традиционной жизни народа, выдвижения основных идей о связи традиционных атрибутов с современной жизнью, подготовки набросков и эскизов, создания самого проекта и его оформления по народным традициям. Не менее важным этапом проектирования был этап презентации и защиты проектов. Для этого использовались следующие критерии оценки: основная идея, реализованная в проекте, выделение ментальных особенностей народа, функциональное назначение, доступность материалов, простота и воспроизводимость изготовления, эстетичность оформления, самовыражение авторов.

При этом разрешалось использовать самые разные способы создания проекта, аналогичные тем, которые существовали в этнокультуре и традиционном укладе жизни народа: вылепить, расписать, вырезать, сплести, вышить, инкрустировать, вязать, сделать аппликацию, смоделировать, сделать макет, представить чертеж, эскиз, подготовить фотовыставку, создать устный журнал, разыграть социальные ситуации из традиционной жизни народа, сочинить и спеть песню, написать эссе или оду, создать видеофильм, предложить новую модель изделий декоративно-прикладного искусства, создать модели национальной одежды, предложить народное застолье, подготовить сценарий народных праздников и др.

Эксперимент с таким содержанием проводился в сельских и городских школах Чеченской Республики в течение двух лет в 9-10 классах. В результате было собрано более сорока проектов учащихся и проанализировано по описанным выше критериям отражение в них элементов этнической культуры. Кроме того, был повторно проведен тест для выявления изменений в отношении школьников к проектированию в области этнокультуры. Результаты показали, что число учащихся, поддерживающих проективные технологии при изучении этнокультуры, возросло с 23,55 % до 42,5 %. Качественный анализ проектов учащихся показал, что учащиеся сельских школ, где эта работа проводилась от случая к случаю, создавали оригинальные проекты, которые отражали глубину народной мудрости, смекалки и художественного оформления. Обобщая результаты исследования, можно сказать, что проектные технологии помогают постигать глубокий смысл этнической культуры и способствуют творческому развитию учащихся.

Литература

1. Ермолаева М.Б. Традиции народного искусства в процессе обучения основам дизайна // http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2011/Ermolaeva-11-12-11.pdf.

2. Проект //https://ru.wikipedia.org/wiki/Проект.

3. Полат Е.С. Метод проектов //schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat2.htm.

4. Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // http://www.dissercat.com/content/metod-proektov-v-otechestvennoi-i-zarubezhnoi-pedagogicheskoi-teorii-i-praktike.

5. Дьюи Дж. Школы будущего //jorigami.narod.ru/PPcorner/Classics/.../ Dewey Schools_of_Future.htm.

6. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации: пер. с анг. - М.: Прогресс, 1977. - 413 с.

7. Шацкий С.Т. На пути к трудовой школе // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 2. - С. 7-32.

8. Нюдюрмагомедов А.Н., Джамалова Б.Б. Диалог культур в национально ориентированном образовании // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2012. - № 6. - С. 30-38.

9. Амерханова Г.Ш. Проектная деятельность в этнокультурной школе // Проблемы национально ориентированного образования для бесписьменных народов. - Махачкала: Изд-во ДГУ, 2014. - С. 23-29.

10. Нюдюрмагомедов А.Н., Исаев З.И. Смыслосозидающее образование // Lap Lambert Academic Publishing, 2012. - 173 с.

Поступила в редакцию 21 апреля 2015 г.

UDK 371.313

Folk motifs in the design activity of pupils G.Sh. Amerkhanova

Chechen State Pedagogical Institute; Russia, 364037, Chechen Republic, Grozny, Kievsky Str., 33; galateya1979@list.ru

In the context of the revival of national consciousness technologies that enable young people to join the ethnic culture and norms of the traditional way of life have become relevant. The urgency of this problem is justified in the article by the analysis of both the ethnological research of classical pedagogy supporters and modern supporters of ethnopedagogics. Comparing their positions, the article has put forward the idea that the more productive approach is the way to build ethno-cultural projects, the contents of which may be made by ethnic and cultural values, and the use of modern technologies, design of techniques search. This article presents the methodological foundations of logical, hypothetical idea of the expected results, materials of the initial state diagnosis of students' attitude to design technologies, types of ethnoprojects, conditions for using ethnoprojects and analysis of experimental materials that allow to identify effective conditions for the formation of students' abilities to develop values of ethnic culture. The results of the testing have shown that without mobilization of young people in the project activity it is not possible to maintain and develop the material and moral values accumulated by every nation in their culture and traditional way of life. To overcome this inertia component of the current practice of education more than ten types of interesting ethnoprojects have been developed. The original technique has been suggested to use these projects. It includes: analysis of traditional ways of life, highlighting relevant ideas and issues, the choice of subject matter projects, search field of material development, presentation and defense of projects. The effectiveness of student's work on projects is evaluated according to the criteria: originality of idea, highlighting the mental peculiarities of the people, the functional purpose of the project, availability of materials, simplicity and reproducibility of the technique, the aesthetic aspect, self-expression of the authors. The work during the experiment proved that the design technology helps to penetrate into the profound meaning of ethnic culture and contribute to the creative development of students.

Keywords: ethnic culture, design activities, social projects, students' attitude to projects, ways of creating projects.

Received 21 April, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.