Научная статья на тему 'Тенденции этнофутуризма в этнокультурном воспитании подростков'

Тенденции этнофутуризма в этнокультурном воспитании подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
174
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДРОСТКОВАЯ СУБКУЛЬТУРА / МЕТОДИКИ ЭТНОФУТУРИЗМА / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нюдюрмагомедов А.Н., Нюдюрмагомедова Л.А.

В сегодняшних условиях смешения разных народов и культур и переориентации жизненных ценностей этнокультурное воспитание можно организовать через методики этнофутуризма в этнокультурных проектах, интегрирующих в себе субкультуру подростков и межкультурный диалог. Использование в этнокультурных проектах познавательно-рефлексивной, познавательно-тренинговой, описательно-тренинговой, чувственно-рефлексивной, нормативно-тренинговой и проектнокультуротворческой методик позволяет привести подростков к способности развития ценностей культуры и готовности к стратегии своего поведения в межэтническом диалоге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции этнофутуризма в этнокультурном воспитании подростков»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Дагестанского государственного университета Л.А.Нюдюрмагомедова,

зав. кабинетом кафедры общей и теоретической педагогики Дагестанского

государственного педагогического университета

ТЕНДЕНЦИИ ЭТНОФУТУРИЗМА В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В сегодняшних условиях смешения разных народов и культур и переориентации жизненных ценностей этнокультурное воспитание можно организовать через методики этнофутуризма в этнокультурных проектах, интегрирующих в себе субкультуру подростков и межкультурный диалог. Использование в этнокультурных проектах познавательно-рефлексивной, познавательно-тренинговой, описательно-тренинговой, чувственно-рефлексивной, нормативно-тренинговой и проектно-

культуротворческой методик позволяет привести подростков к способности развития ценностей культуры и готовности к стратегии своего поведения в межэтническом диалоге.

Ключевые слова

этнокультурное воспитание, подростковая субкультура, методики этнофутуризма, этнокультурные проекты, социальные тренинги, межкультурный диалог.

Современная неустойчивая система межгосударственных, межнациональных и межличностных взаимоотношений в мире характеризуется возрастанием этнических конфликтов даже в тех странах, где исторически сложились традиции уважения, взаимопонимания и взаимной поддержки, что делает актуальным организацию целенаправленной работы по этнокультурному воспитанию подрастающего поколения. Эти отношения в истории развития общества у разных народов сложились в разные уникальные культурные и жизненные ценности. У каждого, даже малочисленного народа наблюдается свой уникальный и самобытный традиционный уклад жизни, ментальные особенности и специфика восприятия и объяснения мира. Сохранение и развитие этнической культуры и традиционного образа жизни разных народов зависит от способов приобщения молодежи к такой народной мудрости. Соответственно необходимо этнокультурное воспитание. Под этнокультурным воспитанием при этом подразумевается воспитание, которое позволяет целенаправленно и организованно приобщать детей и молодежь к уникальным ценностям этнической культуры, и привести их к идентификации со своим народом и способности к межкультурному диалогу.

В зависимости от степени организованности этнокультурное воспитание может проходить как спонтанное приобщение детей и молодежи к ценностям этнической культуры, и как инкультурация -специально организованное формирование качеств личности в традиционном образе жизни народа. Если эту проблему рассматривать в национальном образовании, то возникает конфликт двух позиций. Одни исследователи рассматривают преимущества национального образования с позиции приобщения детей к ценностям культуры через родной язык, более полное усвоения способов восприятия, мышления, эмоционального переживания и построения этнических смыслов. Другие предостерегают об угрозах, которые таит в себе разделение государственной школы по этническим сообществам [1]. Действительно, если образование ограничить в рамках изучения ценностей этнической культуры, молодежи трудно будет вписаться в единое образовательное пространство, принятое в стране и мире. Тем не менее, многие исследователи придерживаются в рамках целесообразности этнокультурной идентичности молодежи в разных ее модификациях: использование специфичных этносу способов восприятия и преобразования мира [2], ориентация на этнический образ жизни [3, с.227], формирование национальной индивидуальности [4]. Анализ разных подходов к роли этнокультурных ценностей в жизни молодежи показывает, что они исходят из признания традиционного образа жизни этносов, упуская при этом социально-экономические и духовно нравственные влияния современных условий жизни этих народов.

Мы в своем исследовании исходим из идеи о том, что в сегодняшних условиях смешения разных народов и культур и переориентации жизненных ценностей этнокультурное воспитание можно организовать через этнокультурные проекты, интегрирующие в себе с субкультуру подростков и межкультурный диалог.

145

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

В таких условиях дети учатся глубже понимать свое место в жизни и уникальность ценностей культуры своего народа в сравнении с иными культурами.

Это связано с тем, что современная социокультурная жизнь людей даже в селах с традиционным жизненным укладом испытывает существенное влияние массовой культуры и этнофутуризма, которые понимаются как обновление, объяснение символов и мифологем национальной культуры [5]. При этом надо иметь в виду, что этнофутуризм по своей сущности является противоречивым явлением. Он, с одной стороны, требует соответствия принципам сохранения и развития культуры своего народа, утверждению своей этнической идентичности и национального достоинства, а, с другой стороны, ориентирован на новое осмысление, современные представления и модернизацию традиционно и исторически сложившихся ментальных особенностей жизни этноса [6,с.264-268]. Соответственно этнофутуризм нужно понимать как использование традиций в современных условиях жизни подростков в качестве страховки от возможных негативных явлений в их отношениях к себе, своей жизни и другим людям. При таком условии традиции, обычаи, ритуалы, обряды приобретают новый, привлекательный для подростков статус.

Такой подход к этнокультурному воспитанию позволяет использовать современные методики приобщения молодежи к традициям, обрядам и ритуалам как регуляторам социальной жизни народов для формирования этнокультурной идентичности, этнического самосознания и поведения. Такие поиски в нашем исследовании позволили выявить и использовать методики этнофутуризма, адекватные условиям приобщения подростков к разным областям этнической культуры: в этнокультуре - познавательнорефлексивная, в социальных отношениях - познавательно-тренинговая, в семейных отношениях -описательно-тренинговая, в религиозных ритуалах - чувственно-рефлексивная, в школьной среде -нормативно-тренинговая и в подростковой субкультуре - проектно-культуротворческая. При этом первые пять методик имели этнокультурно-тренинговый характер, а последняя методика опиралась на содержание и механизмы ритуалов, которые создаются и соблюдаются самими подростками. Если при приобщении подростков к ритуалам этнокультуры использовались ценности традиционного образа жизни и уникальность ценностей этнокультуры, то в ритуалах субкультуры превалировали элементы современной, модернизированной жизни народа, которые давали возможность строить индивидуальные или групповые проекты. Целью разработки таких проектов был показ подросткам значимости непреходящих уникальных элементов этнической культуры и в современной жизни и перспективах ее развития.

Результаты исследования показали, что подростковая субкультура возникает и организуется по несколько иным закономерностям, чем организованное нормативное воспитание. Здесь ритуалы или уже созданы детьми, или они настроены на их автономное создание. Попытки регулировать отношения детей в области культуры, контролировать, вводить какие-то запреты, свои нормы и порядки, не достигают нужного эффекта. Наша методика позволяет сохранять автономность подростковой субкультуры и ее ритуалов, достичь открытости отношений с подростками, и, не нарушая их культурные ценности, настроить на создание новых ритуалов этой культуры. Мы решили в этой области строить совместные проекты ритуалов по предложенным проблемным ситуациям. Такими ситуациями для этнокультурных проектов были избраны меры отречения подростков от родительского попечения: представление о своем поведении при уходе из родительского дома; в доме произошло ограбление, и вы лишились привычных удобств, ваше поведение; родители лишились работы и заработка, ваше представление о взаимоотношениях в семье; родители разошлись и живут отдельно, ваши отношения с ними; родители считают вас уже взрослым, самостоятельным человеком, ваши отношения с друзьями; вас не устраивают порядки, установленные в малой группе, как бы вы их перестроили; вы хотите создать группу единомышленников, какие правила взаимоотношений можете предложить; в вашей референтной группе оказались друзья из разных национальностей, как вы предложили бы толерантные нормы взаимоотношений.

По этой тематике в ходе эксперимента подростки разрабатывали, презентовали и защищали свои индивидуальные или групповые проекты. Анализ этих проектов позволил определить готовность подростков к самостоятельной жизни, необходимость в самостоятельности, готовность к ответственности, готовность к толерантным взаимоотношениям, возможности управления или подчинения, понимание значимости субкультуры и ее роли в регулировании своего поведения. Создавая такие проекты возможного образа своего

146

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

поведения, подростки, несомненно, обращались к потенциалу и условиям своей жизни в этнокультурной среде и уровню развития своего этнокультурного сознания, хотя в тематике проектов и в заданиях об этом специально не указывалось. Это было выявлено в ходе анализа содержания полученных в ходе эксперимента проектов. Об уровне этнического самосознания можно было судить по характеру полученных проектов и желанию подростков презентовать и защищать их публично. Для этого им было разрешено создавать свои проекты на практическом, когнитивном, эмоционально-символичном, тренинговом, импровизированном или созидательном уровне.

Использование этнокультурных проектов и социальных тренингов в воспитании подростков, приводит к пяти уровням их этнической идентичности: наличия знаний о ценностях культуры своего народа, понимания значимости норм культуры в социальной жизни людей, готовности соблюдать нормы культуры в своем поведении, способности к развитию ценностей культуры и готовности к межэтническому диалогу. Список использованной литературы:

1. Национальная школа в последнее время все чаще становится предметом обсуждения в российских СМИ // do.gendocs.ru/docs/index-267764.html

2. Bruner J.S. The Celture of Edication // http: // www. goodreads. com/book/show/

1633904.The_Culture_of_Education.

3. Эриксон Э.Г.. Детство и общество. Изд. 2-е перераб. и доп. СПб.: Ленато, АСТ, Фонд "Университетская книга", 1996. С. 227.

4. Бердяев Н.А. Смысл истории //http://www.twirpx.com/file/179409/

5. Хейнапуу А. Кривая этнофутуризма идет в бесконечность /Перевод из газеты Eesti Ekspress http://suri.ee/etnofutu/texts /krivaja.html

6. Прохоренко И.М. Этнофутуризм и футуризм: к вопросу отсутствия преемственности между явлениями // Известия РГПУ им. А.И.Герцена, 2008, № 63-1. - с.264-268

©АН. Нюдюрмагомедов, Л.А.Нюдюрмагомедова. 2015г.

УДК 372.881.1

М.Ш. Озтюрк

Аспирантка Педагогический Факультет Бишкекский Гуманитраный Университет Бишкек, Кыргызская Республика

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ

СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА Аннотация

В статье рассмотрены отдельные вопросы подготовки специалистов для сферы туризма, важность знания иностранных языков, а также роль социальных и коммуникативных компетенций работников индустрии туризма.

Ключевые слова

Компетентность, компетенция, коммуникативные компетенции, социальные компетенции, иностранный

язык, сфера обслуживания.

Сегодня, сфера услуг, социально-культурный сервис является одним из перспективных отраслей экономической деятельности. Соответственно растет потребность в работниках, имеющих квалификацию специалиста по сервису и туризму.

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.