Научная статья на тему 'Формирование этнокультурной идентичности в процессе интеграции массового медиаобразования в поликультурный социум (методологические проблемы)'

Формирование этнокультурной идентичности в процессе интеграции массового медиаобразования в поликультурный социум (методологические проблемы) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
250
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДИАЛОГ / КУЛЬТУР / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хилько Н. Ф.

В статье определяется ключевая роль медиаобразования в процессе формирования этнокультурной идентичности как части современной национально-культурной политики. При этом делается упор на противоречивости идентификации как инструмента «диалога» культур и межкультурных коммуникаций, благодаря чему сохраняется национальная самобытность в формах народного аудиовизуального творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование этнокультурной идентичности в процессе интеграции массового медиаобразования в поликультурный социум (методологические проблемы)»

ТЕОРИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Media Education Theory

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ МАССОВОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ СОЦИУМ (методологические проблемы)

Н.Ф.Хилько, доктор педагогических наук, Омский государственный университет

Аннотация. В статье определяется ключевая роль медиаобразования в процессе формирования этнокультурной идентичности как части современной национально-культурной политики. При этом делается упор на противоречивости идентификации как инструмента «диалога» культур и межкультурных коммуникаций, благодаря чему сохраняется национальная самобытность в формах народного аудиовизуального творчества.

Ключевые слова: этнокультурная идентичность, диалог, культур, массовое медиаобразование, народное аудиовизуальное творчество, национальная самобытность, межкультурные коммуникации.

Formation of ethno-cultural identity in process integration of mass media education into poly-cultural society (methodological problems)

Dr. Nikolay Khilko, Omsk State University

Abstract. In article the key role of media education in the course of formation of ethno-cultural identity as parts of modern national and cultural policy is defined. Emphasis on discrepancy of identification as instrument of «dialogue» of cultures and cross-cultural communications thanks to what national originality in forms of national audiovisual creativity remains is thus placed.

Keywords: media education, ethno-cultural identity.

Проблема этнокультурной идентичности во многом связана с идеей так называемых «духовных скре-пов», что является важной состав-

ной частью национальной безопасности России. По этому поводу в проекте «Национальной стратегии информационного развития России»

говорится, что национальная стратегия России по вопросам построения информационного общества должна способствовать «формированию «российского сегмента информационного общества» и его интеграции в киберпространство», через который представляется возможным заявлять о национальных приоритетах и прорывных направлениях Российской Федерации в рассматриваемой области» [Демидов, 2012]. При этом развитие межнациональных отношений происходит в рамках «общероссийских тенденций, характерных для регионов доминирующим русским населением» [Рафиков, 2011, с. 333].

Преодоление этнокультурной отчужденности через национально-культурный облик граждан во многом зависит сейчас от разумного и рационального использования ме-диасферы. Следует иметь в виду, что «готовность и желание обогащать собственно культуру с помощью творческой адаптации элементов «чужих» культур и в то же время стремление пропагандировать свои собственные культурные ценности, дает нации преимущество над этнической группой в ходе ассимиляции», а «собственная этническая группа... становится для человека самой широкой сферой его культурной адекватности» [Ольшевский, 2011, с.78-80].

Однако действительная острота проблемы состоит в том, что в России в настоящее время отсутствует «национальная политика создания контента и обеспечения открытого и равноправного доступа к нему на федеральном и региональном уровнях. Отсюда напра-

шивается вывод, что «если не будет сформирована и реализована национальная политика России в области создания и поддержки информационных ресурсов», то будет открыта дорога стихийно сложившейся системы информационного потока весьма сомнительного качества» [Демидов, 2012].

При этом надо иметь в виду, что национально-ориентированные информационные ресурсы, националистические сетевые сообщества имеют в некоторых случаях экстремистскую направленность. Ключевое звено этой проблемы - вопросы языковой политики, которые не могут быть не увязаны с проблемами информационной безопасности, поэтому « нельзя допустить, чтоб использование языка межнационального общения привело к исчезновению какого-либо из редко используемых языков, а в дальнейшем - и к межнациональным конфликтам на этой почве. Сегодня без понимания особенностей культуры и национального менталитета того или иного народа, невозможно решать оптимальным образом ни одну из экономических и политических задач России. Лингвистическое неравенство относится к социальным аспектам проблемы информационной безопасности страны» [Бондаренко, 2004, с.64-67].

Практическая реализация проектов по этнокультурной идентичности довольно проблематична. На этот счет справедливо замечание О.Д. Федяевой относительно того, что для предотвращения распада государства необходимо акцентировать внимание на росте интереса к подобной культуре. Ни у одной из

диаспор Омского Прииртышья национальной школы нет. Существуют проблемы с национальными редакциями СМИ [Федяева, 2011].

Следует отметить, что существо данной проблемы в наиболее общем виде разрабатывается исключительно в отечественной науке и преимущественно в пространстве философии культуры, социологии и энокультурологии. Например, с глобальной точки зрения места России в полицентричном мире. Проблема практически не разработана в этнопедагогической плоскости. Исключение составляют труды Е.М.Громовой по этнокультурной идентичности современных российских подростков (2011) и Е.И. Григорьевой (2011), которые поднимают данную проблему на медийном уровне. Отсюда вырисовываются аспекты проблемы, связанные с приоритетами этнокультурных идеалов в ценностной картине мира молодежи, а также - механизмами влияния традиционных средств сохранения духовности на этнокультурное воспитание.

В этом плане актуальной становится празднично-зрелищная культура. Ведь именно совместные праздники, как считает М.А. Жигу-нова, - существенные факторы, «влияющие на формирование толерантности, способствующие этнокультурной компетенции, взаимопроникновению и взаимообогащению различных этнических культур» [Жигунова, 2011, с.166].

Вместе с тем существует одно из ведущих направлений в теории ме-диаобразования, на котором может базироваться в некоторой степени этнокультурная медиапедагогика,

сродни которой педагогика народной художественной культуры. Оно связано с рассмотрением медиаоб-разования как способа национальной ориентации содержания информационных потоков [Павлова, 2007], медиавосприятия и аудиовизуального творчества в пространстве межкультурного диалога.

В этом ключе развивается парадигма медиаобразования в контексте «диалога культур» и глобализации А.В.Федорова А.А.Левицкой [2005], закономерности связи диалога культур с медиавосприяти-ем [Сальный, 2010], положения о развитии медиаобразования в контексте межкультурной коммуникации [Хлызова, 2012]. Действительно, «культура нововременного мышления - это культура «втягивания» всех прошлых и будущих культур в единую цивилизационную лестницу» [Библер, 1991, с. 8.].

Однако здесь особенно важным в процессе межкультурных коммуникаций становится не следование идее глобализации, а поиск способов разумного межкультурного и межэтнического сосуществования. Антиглобалисты не хотят, чтобы народ был «трудовыми ресурсами» или «человеческим материалом» [Кагарлицкий, 2001, с.81-105]. Можно согласиться с теми учеными, которые определяют сегодня глобализацию как общемировую культурную тенденцию, «нивелирующую национальную самобытность исторических культур народов мира» [Федоров, Левицкая, 2012].

В этом направлении особое место занимают нравственные ориентации как основополагающие механизмы развития массового

медиаобразования и медиакульту-ры. Данные положения способны установить связь этнокультурных функций аудиовизуальной культуры с традиционной народной культурой и формами творчества. Кроме этого, выявляется градация форм аудиовизуального этнотворчества и уровней творческой ориентации. Однако доминирование духовно-нравственного содержания этнокультурных ценностей современных масс-медиа способно создавать и соответствующий приоритет в кинозрителей. В связи с этим актуализируются проблемы национальной дезориентации личности в культурной медиасреде, что представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности в России. Становится необходимым «преодоление деструктивных ориентаций в зрительской культуре и приобщения молодежи к духовным, этническим, этнокультурным и эстетическим ценностям»..., которые сегодня все чаще подвергаются разрушению. Очевидно, что «миллионы людей практически не защищены от скрытого внедрения в духовный мир чуждых отечественной культуре идеалов и псевдонравственных ценностей, от манипуляций сознанием и поведением .. В сознание молодежи внедряется враждебность к культурным и национальным ценностям. ... В результате просмотра низкопробных боевиков, развлекательных материалов, подталкивающих на сомнительные подвиги, подрывается духовное и интеллектуальное здоровье народа, преднамеренно осуществляется «вторжение» в ментальные структуры сознания» [Павлова, 2007, с.204-208].

В этом смысле актуализируется положение о ценностно-интегри-рованной медиаобразовательной среде в поликультурном социуме, приводящее к пониманию многообразия форм деятельности национально-культурных объединений и автономий в Сибири и других регионах страны.

Важное значение для развития представлений об этнокультурной идентичности имеют этнокультуро-логические разработки Г.Н. Москвиной о ценностно-ориентирующих и воспитательных функциях народной культуры (2011), А.С. Зинцовой (2011), Ж.С. Тхазепловой (2010) о трансформации ценностных ориен-таций в пространстве национальной культуры.

Определенное значение в этом аспекте имеет направление в философии, где рассматриваются вопросы формирования национального самосознания, в том числе методологические разработки А.С. Логачевой (2009) относительно факторов проявления и развития этнического самосознания, таких как потребности, интересы, ценности. При этом обнаруживаются различные направления связи аудиовизуального аудиовизуального творчества с народными художественными традициями и этнокультурными ориентациями.

В то же время Е.Л. Антоновой (2009) развивается направление, связанное с социально-синергети-ческим подходом к проблеме, в русле которого традиционная народная культура рассматривается как устойчивая самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и самовоспроизводящая система. Интересны работы

О.Н. Караваевой по актуализации этничности в художественной культуре (2009). С проблемой этнокультурной идентификации тесно смыкается направление, связанное с исследованием духовно-нравственных аспектов воспитания и развития в контексте духовных основ традиционной культуры [Садовски, Голуб, 2010; Не-стеренко, 2008; Федорова, 2010]. Эти работы наводят на мысль, что, очевидно, нужна многосторонняя этно-педагогическая поддержка национально-культурного развития личности в процессе межнационального взаимодействия и этнокультурных инициатив в народом творчества в медиаобразовательных формах ( творческие экспедиции, фото-, видеосессии, чаты, блоги и пр.).

Каковы же механизмы преодоления кризиса культурной идентичности? Наиболее близко к решению поставленной проблемы подошло монографическое исследование И.С. Бочарниковой (2010) по развитию социально-аксиологического подхода к стратегиям сохранения национальной идентичности в пространстве духовной культуры, определяющим механизмы регулирования народного творчества, а также разработки А.Р.Марданши-на (2011) по технологии сохранения этнокультурной среды, способствующей этнокультурной идентификации, распространению этнокультурных ценностей, традиций и национального языка в мультимедийном формате. В рассматриваемом ключе становится актуальным разрабатываемая казанскими учеными М.В. Садовски, Е.А. Голубом, Л.А. Гафиятулиной (2010) теория социально-интеграционного потенциа-

ла национальной культуры. Очевидно, что исследование механизмов передачи этнокультурных и духовных традиций следует осуществлять посредством анализа структуры зрительского восприятия [Усов, 1990] для формирования активной критической культуры кинозрителя.

Поликультурный характер медиаобразовательных технологий хорошо проявляется в пространстве Сибири. В этом смысле вполне справедливо замечание У. А. Ви -нокуровой, что «сходство историко-культурных процессов и общность этнических взаимосвязей, происходивших в прошлом и отражающихся в менталитете, позволяет объединить их в общую надэтническую общность «сибиряки», обладавшую позитивную идентичности, объединяющих региональные и этнические группы жителей Сибири» [Винокурова, 2011, с.182].

Происходящая при этом «регионализация сознания сибиряка опирается на этнокультурные особенности мировоззрения коренных народов, что особенно четко проявляется в творчестве сибирских художественных ценностей» [Винокурова, 2011, с.185].

Изучение особенностей формирования этнокультурного статуса личности в медиаобразовательной среде позволяет, на наш взгляд, объективно, определить возможности интеграции ценностей народной культуры (духовно-нравственных, семейных, родственных, гражданских, этноконфессиональ-ных) в содержание различных медиаобразовательных программ с помощью особой формы интеграции. При этом определение связи

этнокультурного видения в кино/ фото/видеотворчестве с механизмами идентификации этнокультурных архетипов личности возможно при помощи синтеза национально-культурных архетипов как визуальной информации, так и различных экранных произведений.

При этом складывается динамика этнического самосознания и национально-культурной идентичности зрителей в национально-смешанной среде в процессе воспроизводства этнической культуры, а также - этнокультурные формы аудиовизуального творчества и специфического фольклора. С этой точки зрения исследование особенностей формирования национальной картины мира должно проходить через этнокультурную специфику медаобразовательной деятельности.

Литература

Антонова Е.Л. Традиционная народная культура как устойчивая самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и самовоспитательная система // Проблемы самоорганизации в сфере культуры и искусства. Белгород: БГИИК, 2009. Ч.1. С. 145-151.

Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских ведения в 21 век. М.: Политиздат, 1991. С.8.

Бондаренко С.В. Национальные сообщества и проблема лингвистической стратификации в киберпростран-стве // Человек и этносы в трансформирующемся обществе: социальные девиации и пути их преодоления. Рос -тов-на-Дону, 2004. С.64-67.

Бочарникова И.С. Народное творчество как социальный феномен в российском обществе: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2010.

Винокурова У.А. Интернациональная солидарность: коалиция высокие духовные ценности мирного сосуществования // Население Сибири: межнациональные отношения, образование и культурная идентичность. Омск: Изд-во КАН, 2011. С. 182.

Гафиятулина Л.А. Эволюция преобразования татар-мусульман // Социально-интеграционный потенциал национальной культуры и искусства, туризма в условиях модернизации российского общества Казань, 2010. С. 56-67.

Голуб Е.А., Садовски М.В. Духовно-нравственные аспекты традиционной праздничной культуры // Социально-интеграционный потенциал национальной культуры и искусства, туризма в условиях модернизации российского общества. Казань, 2010. С. 41-42.

Григорьева Е.И. Народная художественная культура: основные понятия и онцептуальные аспекты. Тамбов, 2010.

Григорьева Е.И. Современные этнокультурные технологии // Сайт «Современные технологии социально -культурной деятельности», режим доступа Ь|Нр://пазЬ|аисЬ|еЬа.ги/у40332/гри-горьева_е.и._современные_техноло-гии_социально-культурной_деятельно-сти. раде= (дата обращения 18.09.2012).

Громова Е.М. О проблеме этнокультурной идентичности в современном образовании /Л«\т«.8с1епсе-education.ru

Демидов А.А. Проект «Национальной стратегии информационного развития России» // http://eduof.ru/ mediaeducation (дата обращения 18.09.2012).

Жигунова М. А. Население Сибири: межэтнические контакты и проблемы региональной идентичности // Население Сибири: межнациональные отношения, образование и культурная идентичность. Омск: Изд-во КАН, 2011. С. 166.

Зинцова А.С. Ценностно-функциональное содержание этнической культуры: Автореф. дис. . канд. философ. наук. Саранск, 2010.

Кагарлицкий Б. Ю. Глобализация и международные радикальные движения // Глобализация и постсоветское общество / Ред. А. Согомонов и С. Кух-тенин. М.: Стови, 2001. С. 81-105

Караваева О.Н. Актуализация эт-ничности в художественной культуре Удмуртии на рубеже XX- XXI вв. Ижевск: УГУ, 2009.

Логачева А.С. Духовные основы народной культуры (основные понятия). Омск: ХМ ГМИИ. 2010.

Логачева А.С. Этническое самосознание (на примере хакасского этноса). Абакан: Хакасское книжное изд-во. 2009.

Марданшин А. Р. Этнокультурная среда: технологии сохранения в мультимедийном формате // Культура и факторы ее инновационного развития. М.: МГУКИ, 2011. С.43-47.

Москвина Г.Н. Ценностно-ориента-ционные и воспитательные функции народной культуры // XV Царско-сельс-кие чтения: евразийский опыт. СПб: ЛГУ им. АС. Пушкина. 2011. Т.3. С. 146-152.

Нанаева Б. Б. Социально-культурные традиции в контексте становления и развития самосознания этноса: Автореф. дис. ... канд. философ. наук. Ростов, 2010.

Нестеренко А.В. Приобщение детей к русской традиционной культуре в современных социально-культурных условиях этнокультурного образования г. Москвы // Традиционная культура в системе образования, ее роль в формировании национального сознания. Барнаул: Изд-во АлтГУ. Вып. 2. 2008. С. 273-331.

Ольшевский В. Культурная идентичность: избранные аспекты // Население Сибири: межнациональные отношения, образование и культурная идентичность. Омск: Изд-во КАН, 2011.

Павлова Е.Д. Медиаобразование как способ формирования национальной информационной культуры // Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализа-

ции // Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. М.: ИНОН РАН, 2007. С. 204-208.

Рафиков Р. Г. Международные отношения в Красноярском крае на современном этапе // Население Сибири: межнациональные отношения, образование и культурная идентичность. Омск: Изд-во КАН, 2011. С. 244.

Сальный Р.В. Диалог культур М.М. Бахтина - B.C. Библера и проблема ме-диавосприятия // Дистанционное и виртуальное обучение. 2010. № 7. С. 92.

Тхазеплова Э.С. Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации: трансформация ценностных ориентаций. Автореф. дис. ... канд. философ. наук. Ростов, 2010.

Федоров А.В., Новикова/Левицкая А.А. Медиаобразование в контексте «диалога культур» и глобализации. 2004 // http://edu.of.ru/mediaeducation

Федорова Л.Н. Значение фольклора в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения // Опыт и перспективы и развития русской традиционной культуры в Тарском Прииртышьи. Тара: Изд-во А.А. Аскаленко, 2010.

Федяева О.Д. Национальная культура и образование в постсоветский период: время надежд, достижений, потерь // Население Сибири: межнациональные отношения, образование культурная идентичность. Омск: Изд-во КАН, 2011.

Хлызова Н.Ю. Медиаобразование в обучении межкультурной коммуникации // Magister Dixit Июнь 2012 (http:// md.islu.ru/) evartist.narod.ru>mdo/lit/03/ 057.doc page= (дата обращения 23.12.2012 г.).

References

Antonova, E.L. Traditional national culture as steady self-organizing, self-regulating and self-educational system // Self-organization Problems in the culture and art sphere. Belgorod, 2009. Vol.1, 145-151.

Bibler, V.S. From a science - to logic of culture. Moscow: Politizdat, 1991, 8.

Bocharnikova, I.S. National creativity as a social phenomenon in the Russian society: Ph.D. Dis. Maikop, 2010.

Bondarenko, S.V. National communities and problem of linguistic stratification in a cyberspace. // The person and ethnoses in being transformed society: social deviations and ways of their overcoming. Rostov - on - Don, 2004, 64-67.

Demidov, A.A. Project «National strategy of information development of Rus-sia» // http://edu.of.ru/mediaeducation

Fedorov, A.V. Novikova / Levitskaya, A.A. Media education in a context of «dialogue of cultures» and globalization. 2004 // http://eduof.ru/mediaeducation

Fedorova, L.N. Value of folklore in spiritual and moral education of younger generation // Experience and prospects and developments of the Russian traditional culture in Tarsky Priirtyshje. Tara, 2010.

Fedyaeva, O.D. National culture and education during the postovestky period: time of hopes, achievements, losses // Population of Siberia. Omsk, 2011.

Gafiyatulina, L.A. Evolution of transformation of Muslim Tatars // The Social and integration potential of national culture and art, tourism in the conditions of modernization of the Russian society. Kazan, 2010,,56-67.

Golub, E.A., Sadovsky, M. Spiritual and moral aspects of traditional festive culture // The Social and integration potential of national culture and art, tourism in the conditions of modernization of the Russian society. Kazan, 2010, 41-42.

Grigorieva, E.I. Modern ethnocultural technologies // Site «Modern Technologies Socially — Cultural Activity», http:// nashaucheba.ru/v40332/grigoryeva_e.i. _ sovremennye_tekhnologii_sotsialno-kulturnoy_deyatelnost. page = (18.09.2012).

Grigorieva. E.I. National art culture: main concepts and conceptual aspects. Tambov, 2010.

Gromova, E.M. About a problem of ethnocultural identity in modern education // www.science-education.ru

Kagarlitsky, B.Y. Globalization and international radical movements // Globalization and Post-Soviet society. Moscow: Stovi, 2001, 81-105

Karavayeva, O. N. Ethnicity updating in art culture of Udmurtia at a boundary of XX - of the XXI centuries. Izhevsk 2009.

Khlyzova, N.Y. Media education in training of a cross-cultural communication // Magister Dixit» June of 2012 (http://md.islu.ru/) evartist.narod.ru >of mdo/lit/03/057.

Logachyov, A.S. Spiritual bases of national culture (the main concepts). Omsk, 2010.

Logachyov, A.S. Ethnic consciousness (on the example of the Khakass eth-nos). Abakan, 2009 .

Mardanshin, A.R. Ethnocultural environment: technologies of preservation in a multimedia format // Culture and factors of its innovative development. Moscow, 2011, 43-47.

Moskvin, G.N. Valuable and orientation and educational functions of national culture // XY Tsarskoye Selo readings. Petersburg, 2011 . Vol.3, 146-152.

Nanayeva, B. B. Welfare traditions in a context of formation and development of consciousness of ethnos. Ph.D. Dis. Rostov, 2010.

Nesterenko, A.V. Familiarizing of children with the Russian traditional culture in modern welfare conditions of ethnocultural formation of Moscow // Traditional culture in an education system, its role in formation of national consciousness: Barnaul, Vol. 2 . 2008, 273-331.

Olszewski6 V. Cultural identity: the chosen aspects//the Population of Siberia: international relations, education and cultural identity. Omsk 2011.

Pavlova, E.D. Media education as way of formation of national information culture // Priority national projects: first results and realization prospects. Moscow, 2007, 204-208.

Rafikov, R.G. The international relations in Krasnoyarsk Krai at the present stage // The Population of Siberia: international relations, education and cultural identity. Omsk, 2011, 244.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.