Научная статья на тему 'Идеи интерактивности в поликультурном воспитании'

Идеи интерактивности в поликультурном воспитании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MULTICULTURAL EDUCATION / HUMAN AND NATIONAL CULTURE VALUES / ETHNOCENTRISM / ETHNOFUTURISM / ETHNORELATIVISM / POSTMODERNISM INTERACTIVITY / DEVELOPMENT OF EDUCATION / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МНОГОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭТНОЦЕНТРИЗМ / ЭТНОФУТУРИЗМ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ЭТНОРЕЛЯТИВИЗМ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЯ.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нюдюрмагомедов А.Н., Хаджиев С.М.

Исследование проблем межкультурной коммуникации, решение которых находится в области поликультурного образования и воспитания, в условиях расширения международных и межэтнических контактов приобретает особую значимость и актуальность. Основные усилия ученых при этом направлены на поиск потенциала общечеловеческих ценностей в межкультурной коммуникации в массовой культуре и глобальном образовании. При этом взаимодействие через непреходящие, одинаковые во всех культурах общечеловеческие ценности, обеспечивая быстрое взаимопонимание, не снимает проблему межкультурных различий. Межкультурный диалог как условие развития поликультурного образования связан с интерактивностью участников, которая возникает при взаимодействии культурных различий. В данной статье выдвинута идея о том, что интерактивность представителей разных культур в диалоге через различные компоненты культуры имеет более значимый потенциал для развития поликультурного воспитания. Эта идея обоснована ретроспективным анализом и оценкой известных в педагогической теории и социально-образовательной практике интерактивных технологий этноцентризма, этнофутуризма, постмодернизма и этнорелятивизма. В качестве основных путей развития поликультурного воспитания через диалог различных ценностей культур предложены: сохранение относительной независимости уникальных ценностей этнокультур, приоритет этнокультурного воспитания перед образованием, использование диалогического потенциала культурных различий, утверждение культурной идентичности на основе сравнения культурных различий, диалог этноцентризма и этнорелятивизма, сохранение связи поколений через диалог культурных ценностей. Резюмируя авторский анализ и предложенные пути развития поликультурного воспитания, можно сказать, что существенным признаком поликультурного воспитания является организация диалога через культурные различия, который может привести молодежь к осознанному пониманию сущности и значимости существования духовно-нравственных ценностей у каждого народа, регулирующих социальное поведение людей в многокультурной социальной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF INTERACTIVITY IN A MULTICULTURAL EDUCATION

The research of intercultural education which solution is being in field of polycultural education in conditions of expanding International and interethnical contacts. Nowadays they are becoming more special and relevance. The efforts of many scientists are aimed at search of potential human values in intercultural communication common culture in global education at the same time through the timeless, the same in all cultures, human relations providing a quick understanding, do not solve a problem intercultural dialogue as a prerequisite for the development of multicultural education linked to the interactivity of the participants. The idea that interactive representatives of different cultures has more significant potential is shown in this article. This idea is substantiated by retrospective analysis and assessment of interactive technologies well known in pedagogical theory and social educational practice. We call them ethnocentrism, ethnofuturism, postmodernism, and ethnorelativism. The main ways of development of multicultural education through the dialogue of different values. So we can say that an essential characteristic of multicultural education is the organization of dialogue across cultural differences that can lead the young people to curious understanding of the nature and significance of the existence of moral and spiritual values of each other regulating social behavior of people in social cultural environment.

Текст научной работы на тему «Идеи интерактивности в поликультурном воспитании»

УДК 37

НЮДЮРМАГОМЕДОВ Абдулахад Нюдюрмагомедович, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия

nudurmagomedov@mail.ru

ХАДЖИЕВ Саидхасан Магомедович, Чеченский институт повышения квалификации работников образования, г. Грозный, Россия

khadzhiev.76@mail.ru

ИДЕИ ИНТЕРАКТИВНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ

Исследование проблем межкультурной коммуникации, решение которых находится в области поликультурного образования и воспитания, в условиях расширения международных и межэтнических контактов приобретает особую значимость и актуальность. Основные усилия ученых при этом направлены на поиск потенциала общечеловеческих ценностей в межкультурной коммуникации в массовой культуре и глобальном образовании. При этом взаимодействие через непреходящие, одинаковые во всех культурах общечеловеческие ценности, обеспечивая быстрое взаимопонимание, не снимает проблему межкультурных различий. Межкультурный диалог как условие развития поликультурного образования связан с интерактивностью участников, которая возникает при взаимодействии культурных различий. В данной статье выдвинута идея о том, что интерактивность представителей разных культур в диалоге через различные компоненты культуры имеет более значимый потенциал для развития поликультурного воспитания. Эта идея обоснована ретроспективным анализом и оценкой известных в педагогической теории и социально-образовательной практике интерактивных технологий этноцентризма, этнофутуризма, постмодернизма и этно-релятивизма. В качестве основных путей развития поликультурного воспитания через диалог различных ценностей культур предложены: сохранение относительной независимости уникальных ценностей этнокультур, приоритет этнокультурного воспитания перед образованием, использование диалогического потенциала культурных различий, утверждение культурной идентичности на основе сравнения культурных различий, диалог этноцентризма и этнорелятивизма, сохранение связи поколений через диалог культурных ценностей. Резюмируя авторский анализ и предложенные пути развития поликультурного воспитания, можно сказать, что существенным признаком поликультурного воспитания является организация диалога через культурные различия, который может привести молодежь к осознанному пониманию сущности и значимости существования духовно-нравственных ценностей у каждого народа, регулирующих социальное поведение людей в многокультурной социальной среде.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00

Abdulahad N. NAZARMUHAMEDOV,

Dagestan State University, Makhachkala, Russia

nudurmaaomedov@maii.ru

Saidkhassan M. KHADZHIEV, Chechen Institute for Teacher Training, Grozny, Russia

khadzhiev. 76@m ail.ru

THE IDEA OF INTERACTIVITY IN A MULTICULTURAL EDUCATION

The research of intercultural education which solution is being in field of polycultural education in conditions of expanding International and interethnical contacts. Nowadays they are becoming more special and relevance. The efforts of many scientists are aimed at search of potential human values in intercultural communication common culture in global education at the same time through the timeless, the same in all cultures, human relations providing a quick understanding, do not solve a problem intercultural dialogue as a prerequisite for the development of multicultural education linked to the interactivity of the participants. The idea that interactive representatives of different cultures has more significant potential is shown in this article. This idea is substantiated by retrospective analysis and assessment of interactive technologies well known in pedagogical theory and social educational practice. We call them ethnocentrism, ethnofuturism, postmodernism, and ethnorelativism. The main ways of development of multicultural education through the dialogue of different values. So we can say that an essential characteristic of multicultural education is the organization of dialogue across cultural differences that can lead the young people to curious understanding of the nature and significance of the existence of moral and spiritual values of each other regulating social behavior of people in social cultural environment.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, многокультурное образование, общечеловеческие и национальные культурные ценности, этноцентризм, этнофуту-ризм, постмодернизм, этнорелятивизм, интерактивность, развитие воспитания.

Keywords: multicultural education, human and national culture values, ethnocentrism, ethnofuturism, ethnorel-ativism, postmodernism interactivity, development of education

1. ВВЕДЕНИЕ. Поликультурное воспитание стало предметом дискуссий и научных исследований в связи с расширением международного сотрудничества, миграционными процессами и усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за сохранение и развитие своей культуры и традиционного образа жизни в условиях возрастающего давления глобального образования и массовой культуры.

В связи с этим открытость социокультурной среды в сочетании с интерактивностью личности и нелинейным непредсказуемым характером взаимоотношений между людьми в обществе предопределяют необходимость создания новых форм и структур системы поликультурного воспитания. Порог устойчивости этих взаимоотношений, достигаемый с помощью общественного сознания и флуктуациями в индивидуальных запросах личности, приводит систему к неустойчивому динамическому состоянию, которое становится стимулом к ее развитию. Эти существенные характеристики присущи любой воспитательной системе, поскольку воспитание является процессом ограничения поведения человека в обществе в рамках заранее заданных духовно-нравственных ценностей. В связи с этим считается, что воспитание отдельного человека должно следовать законам, установленным для всех людей с учетом общечеловеческой природы и специфики данной местности и времени [1, с. 436].

2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ. Однако в рамках неоспоримости этих закономерностей воспитания в поликультурном воспитании динамически взаимодействуют различные глобальные, общечеловеческие, национальные, субкультурные и личностные духовно-нравственные ценности, характер и значимость которых к тому же меняется со временем. Целенаправленно организованное взаимодействие этих инстанций воспитания в научных исследованиях и образовательной практике получило название «поликультурное воспитание», которое в динамике своего развития имело трактовки «межкультурная коммуникация», «мультикультурное воспитание», «кросскультурное воспитание», «многокультурное воспитание». Актуальность исследования проблемы и ее значимость для практики воспитания в любой стране мира неоспоримы. Но дискуссионными остаются аспекты выявления и оценки приоритета совпадающих, схожих или различных ценностей культур в поликультурном воспитании. Можно предположить, что интерактивность представителей разных культур в диалоге через различные компоненты культуры имеет более значимый потенциал для развития поликультурного воспитания.

3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИНТЕРАКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ. Так проблема воспитания молодежи на основе общечеловеческих культурных ценностей представлена как поиск одинаковых или идентичных характеристик человеческих отношений в разных культурах и приобщение к ним детей и молодежи любого народа. Такая идея принадлежала еще классикам педагогики Я.А. Коменскому (универсальное воспитание всего человеческого рода), А. Дистервегу (общечеловеческое воспитание), П.Ф. Каптереву (взаимосвязь национального и общечеловеческого). На такой подход к поликультурному воспитанию пытаются опираться традиционные, одинаковые в разных культурах, устойчивые, непреходящие, более консервативные ценности, которые безболезненно и без сомнения принимают и понимают представители разных культур, тем самым достигая еще большей их устойчивости. Получается так, что, тем самым, мы пытаемся возвращать современную молодежь к историческому прошлому в культуре народов. Но чем больше мы находим общих ценностей в разных культурах, тем дальше мы уходим от специфического, уникального, различного в них, которые каждый народ хочет сохранять как собственную ценность. Соответственно снижается и поликультурный характер взаимодействия культур, снижается интерес, желание понять неизвестное, возможность разобраться в своей уникальности в сравнении с другими, тем самым, воспитание теряет потребность в развитии.

Одним из путей разрешения этого противоречия во взаимодействии культур в воспитании современной молодежи некоторые исследователи (Э.М. Колчева, Д.Ю. Семенов, М.С. Уколова, А. Хейнапуу и др.) предлагают этнофутуризм, в котором сохранение и развитие традиционных духовных ценностей этноса соединяется со стилем, языком и основными формами культуры постмодернизма [2]. Этнофутуризм они понимают «как мировоззрение и творческий метод, соединяющие архаическое, первобытное этническое содержание, присущее лишь данному народу, с современной формой или же архаическую форму с современным содержанием» [3].

При этом они опираются на идеи постмодернизма, провозглашающие свободу действий человека в творчестве и стиле поведения в обществе. Такой подход заманчив тем, что интерактивные технологии позволяют реализовать в педагогическом взаимодействии такие постмодернистские свойства, как парадоксальность, интертекстуальность, иррациональность и импрови-зационность, которые действительно являются движущими силами развития культуры и воспитания на ее основе. Сам процесс взаимодействия культур в данном проекте представлен на трех уровнях: мирочувствования и мировосприятия, миропредставлений, мирообразов и миропонимания идей и концепций [4]. Сторонники этнофутуризма ставят основной целью сохранение и развитие культуры малочисленных народов, которые испытывают давление более распространенной культуры титульного народа, однако попадают в ловушку массовой культуры постмодернизма, которая не имеет своих устойчивых духовных ценностей. В этнофутуризме

предлагается взаимодействие, диалог, открытость творчества, воображения и свободы человеческой мысли с традиционной устойчивой культурой этноса, что также можно считать поликультурным процессом. Но при этом возникает опасность потери уникальности ценностей этнической культуры, выраженных в народном менталитете и специфике миропонимания. Как видно из приведенных характеристик, этнофутуризм использует ценности этнической культуры как средства или методы работы над самопроизвольными идеями и проектами представителей современной массовой преходящей культуры. Вместо истинных духовно-нравственных ценностей в воспитание предлагают ввести сомнения, размышления, новые идеи, проекты и непрерывные дискуссии, позволяющие молодежи свободно реализовать собственный творческий потенциал, создавать свои смыслы истины, утверждать собственную позицию в оценке наблюдаемых социальных событий. При таком подходе поликультурное воспитание превращается во взаимодействие внутренней культуры личности с массовой культурой, «с помощью которого индивиды овладевают навыками общения с реальностью и будут использовать эти навыки на протяжении всей будущей жизни» [5]. Только остается непонятным, почему эту теорию назвали этнической, она скорее направлена на стирание этнокультурных различий и разрушение этнической идентичности молодежи.

Аналогичным постмодернистскому подходу можно назвать проект многокультурного образования Г.Д. Дмитриева, только культуру он рассматривает намного шире, включая в нее и субкультуры. Многокультурность в своем проекте он обосновывает сообразно принципу, рассматривающему «человека как естественного пересечения многих культур». Исходя из этого, он допускает возможность изменения идентичности и вводит понятие мультиидентичности, многоидентичности человека [6, с. 13-15], не выделяя при этом приоритета изначальной, фундаментальной, сущностной характеристики, которая определяет его как отдельного человека, представителя какой-либо этнической культуры. Признавая значимость культурных различий в образовании, тем не менее он приходит к выводу о том, что «люди различных культурных групп имеют характеристики, которые делают их схожими» [6, с. 19].

Динамичный и интерактивный характер поликультурного воспитания нельзя полностью характеризовать без анализа явления культурного релятивизма, «согласно которому все знания, все этические, эстетические и религиозные ценности рассматриваются как относительные, ограниченные во времени и пространстве и сравнимые с другими аналогичными, альтернативными ценностями» [7]. Принятие такой относительности и допущение изменчивости культурных ценностей в поликультурном воспитании можно использовать как существенную движущую силу интерактивности. Однако релятивизм культуры также рассматривается как концепция сохранения уникальных ценностей культуры, поскольку своеобразие каждой культуры может быть оценено только исходя из собственных принципов, а не из универсальных критериев [8]. Получается так, что рациональным путем развития и восприятия культуры в обществе является сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, которое дает человеку возможность приобщаться к уникальным ценностям этнической культуры и одновременно приобретать способность понять другие культуры [9].

Но при этом возникает другая проблема, относительно специфики взаимодействующих культур. В культурах западного типа превалирует рациональность и детерминированность в оценке культурных ценностей и различий. В исследованиях выявлено, что «в восточной культуре у человека нет стремления познать, изучить, исследовать, объяснить культурные различия, искать общее в разнообразном» [10] и даже в области культурных различий будет трудно вызвать молодежь на диалог.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Проведенный анализ различных подходов к поликультурному воспитанию позволяет признать существенным его признаком наличие культурных различий и параллельное существование разных культур. Только при таком условии можно организовать диалог культур, в котором можно привести молодежь к осознанному пониманию сущности и значимости существования духовно-нравственных ценностей у каждого народа, регулирующих социальное поведение людей в многокультурной социальной среде. Соответственно, для реализации интерактивного потенциала поликультурного воспитания необходимо учитывать:

- консервативность и относительную независимость уникальных этнокультурных ценностей;

- фиксированность культурных ценностей бесписьменных народов в устной родной речи и материальных средствах;

- приоритет поликультурного воспитания перед образованием в регионах компактного проживания этносов с сохранением традиционной культуры;

- движущую силу развития поликультурного воспитания, связанную с диалогом несовпадающих, различных компонентов культур;

- сочетание этноцентризма и этнорелятивизма в межкультурном диалоге;

- специфику взаимодействия культурных различий в субкультурах не для изменения идентичности, а для диалога культурных различий;

- взаимодействие этнических и субкультур в глобальном образовании и массовой культуре для сравнения и оценки высокого воспитательного потенциала уникальных ценностей этих культур.

При организованном взаимодействии перечисленных механизмов можно организовать развитие поликультурного воспитания, которое поможет народам формировать у молодежи культуру межнациональных отношений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1971. - С. 433-437.

2. Семенов Д.Ю. Этнофутуризм как направление в современном изобразительном искусстве Удмуртии [Электронный ресурс] - http://cheloveknauka.com/ etnofuturizm-kak-napravlenie-v-sovremennom-izobrazitelnom-iskusstve-udmurtii#ixzz4CDuVFqf5 (Дата обращения: 25.06.2016).

3. Хейнапуу А. Кривая этнофутуризма идет в бесконечность / Перевод из газеты Eesti Ekspress [Электронный ресурс] - http://suri.ee/etnofutu/ texts/ krivaja.htm (Дата обращения: 25.05.2016).

4. Уколова М.С. Феномен этнофутуризма в современной культуре [Электронный ресурс] -http://www.dissercat.com/content/fenomen-etnofuturizma-v-sovremennoi-kulture (Дата обращения: 21.06.2016).

5. Базаргани Д.Т., Ларсари В.Н. Постмодернизм: может ли современная ситуация быть описана термином «постмодерн»? [Электронный ресурс] - http://gefter.ru/archive/14194 (Дата обращения: 20.06.2016).

6. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999. - 208 с.

7. Релятивизм // Словарь терминов и понятий по обществознанию [Электронный ресурс] - http://5-ege.ru/slovar-terminov-po-obshhestvoznaniyu/

8. Культурный релятивизм [Электронный ресурс] - http://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/1809/...

9. Этноцентризм и культурный релятивизм, восприятие культуры [Электронный ресурс] -http://finvuz.ru/sotsiologiya/lektsii/etnotsentrizm-i-kulturnyiy-relyativizm.html

10. Исмагамбетова З.Н. О восточном релятивизме в истории философии [Электронный ресурс] -http://articlekz.com/article/8072 (Дата обращения: 25.06.2016).

REFERENCES

1. Disterveg A. Rukovodstvo k obrazovaniju nemeckih uchitelej: Hrestomatija po istorii zarubezhnoj pedagogiki. [Guide to education of German teachers: Reader on the history of foreign pedagogy]. Moscow: Prosveshhenie, 1971. Pp. 433-437. (in Russ.).

2. Semenov D.Ju. Jetnofuturizm kak napravlenie v sovremennom izobrazitel'nom iskusstve Udmurtii, available at: http://cheloveknauka.com/ etnofuturizm-kak-napravlenie-v-sovremennom-izobrazitelnom-iskusstve-udmurtii#ixzz4CDuVFqf5 (Accessed 25.06.2016).

3. Hejnapuu A. Krivaja jetnofuturizma idet v beskonechnost'. Perevod iz gazety Eesti Ekspress, available at: http://suri.ee/etnofutu/texts/krivaja.htm (Accessed 25.05.2016).

4. Ukolova M.S. Fenomen jetnofuturizma v sovremennoj kul'ture, available at: http://www.dissercat.com/content/fenomen-etnofuturizma-v-sovremennoi-kulture (Accessed 21.06.2016).

5. 5. Bazargani D.T., Larsari V.N. Postmodernizm: mozhet li sovremennaja situacija byt' opisana terminom «postmodern»?, available at: http://gefter.ru/archive/14194 (Accessed 20.06.2016).

6. Dmitriev G.D. Mnogokul'turnoe obrazovanie. [ Multicultural education]. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 1999. 208 p. (in Russ.).

7. Reljativizm. Slovar' terminov i ponjatij po obshhestvoznaniju. available at: http://5-ege.ru/slovar-terminov-po-obshhestvoznaniyu/

8. Kul'turnyj reljativizm. available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ socio/1809/...

9. Jetnocentrizm i kul'turnyj reljativizm, vosprijatie kul'tury. available at: http://finvuz.ru/sotsiologiya/lektsii/etnotsentrizm-i-kulturnyiy-relyativizm.html

10. Ismagambetova Z.N. O vostochnom reljativizme v istorii filosofii. available at: http://articlekz.com/article/8072 (Accessed 25.06.2016).

Информация об авторе

Нюдюрмагомедов Абдулахад Нюдюрмагоме-дович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра общей и социальной педагогики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия nudurmagomedov@mail.ru

Information about the author

Abdulahad N. Nazarmuhamedov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of General and Social Pedagogy, Dagestan State University,

Makhachkala, Russia nudurmagomedov@mail.ru

Хаджиев Саидхасан Магомедович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Чеченский институт повышения квалификации работников образования, г. Грозный, Россия khadzhiev.76@mail.ru

Получена: 07.07.2016

Для цитирования статьи: Нюдюрмагомедов А.Н., Хаджиев С.М. Идеи интерактивности в поликультурном воспитании. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 4. Часть 1. с.00-00. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.

Saidkhassan M. Khadzhiev, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen Institute for Teacher Training, Grozny, Russia khadzhiev.76@mail.ru

Received:07.07.2016

For article citation: Nazarmuhamedov A.N., Khadzhiev S.M. Idei interaktivnosti v polikul'turnom vospitanii. [The idea of interactivity in a multicultural education]. Krasnodar: Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 4. Part. 1. Pp. 00-00. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.