Научная статья на тему 'Этническая идентификация как базовая ценность учащихся в национально ориентированном образовании'

Этническая идентификация как базовая ценность учащихся в национально ориентированном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нюдюрмагомедов Абдулахад Нюдюрмагомедович, Савзиханова Марьям Абдулахадовна

В статье поднята проблема использования герменевтических приемов объяснения текстов и создания их разных смыслов в национально ориентированном образовании. Авторы предлагают пути перехода от этноцентризма к развитию национальных культур через межкультурную коммуникацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нюдюрмагомедов Абдулахад Нюдюрмагомедович, Савзиханова Марьям Абдулахадовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этническая идентификация как базовая ценность учащихся в национально ориентированном образовании»

РАЗДЕЛ VII ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

УДК 378.2.15

Нюдюрмагомедов Абдулахад Нюдюрмагомедович

Доктор педагогических наук профессор, заведующий кафедрой общей педагогики Дагестанского государственного университета, nudurmagomedov@mail.ru, Махачкала

Савзиханова Марьям Абдулахадовна

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей педагогики ДГУ, Махачкала

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ КАК БАЗОВАЯ ЦЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ В НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Nudurmagomedov Abdulakhad Nudurmagomedovich

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, of chair pedagogy of Dagestan State University, Makhachkala

Savzikhanova Maryam Abdulakhadovna

Candidate of Pedagogics, Senior Lecture of the department ofpedagogics of Dagestan State University, nudurmagomedov@mail.ru, Makhachkala

THE ETHNIC IDENTIFICATION AS A BASIC VALUE OF THE PUPILS IN NATIONALLY ORIENTED EDUCATION

В последние годы модернизации российского образования в его методологии признаны новые ценности и концепции. К ним можно отнести:

- направленность целей на максимальное развитие природных сил и способностей молодежи;

- признание каждого ребенка источником мысли и идеи;

- признание разных способов понимания и объяснения мира и человека;

- антропологический подход к педагогическому взаимодействию;

- приоритет диалоговых, ролевых и смыслосозидающих технологий учебного процесса.

Одновременно с такими развивающими ориентировками образования рассматриваются и культуросообразные, устойчивые ценности:

- укрепление национального и этнического сознания;

- формирование национального характера;

- формирование этнической и социальной идентификации личности;

- сохранение и развитие этнической культуры;

- формирование умений межкультурной коммуникации и толерантных межнациональных отношений молодежи.

Обе эти концепции имеют свою самостоятельную ценность и значимость в образовании. Но возможны и пути их интеграции и средства взаимодействия в едином педагогическом процессе образовательных учреждений. Таким стыковочным узлом является национально ориентированное образование. Само название допускает существование общего, глобального для всех образования и направленности каких-то его аспектов на национальные цели и ценности.

Соответственно на федеральном уровне под образованием мы понимаем «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения учащимися установленных образовательных уровней [1, с. 481]. Но здесь не сказано, как такое общее для всех образование приведет к добродетельному человеку сообразно национальной культуре, которой он принадлежит и в которой живет.

Национальная культура, как правило, ревностно относится к традициям, памяти, национальному менталитету и характеру. Малейшие изменения в этих традиционных компонентах культуры могут негативно влиять на образ жизни народа, его независимость и самостоятельность как этнической группы. В современных условиях глобализации образования, монополии электронных средств информации, интеграции культур и провозглашения приоритета общечеловеческих ценностей, потери молодежью родного языка действительно есть опасность и потери национальных культур и менталитета.

Остановить эти глобальные процессы уже невозможно. Сохранить народы и культуры в изоляции также невозможно. Тогда остается искать такие пути, которые помогут сохранить народные культуры и развивать их в рамках глобальных культур, параллельно с ними. Одним из таких путей является развитие национально ориентированного образования.

С позиций современных научно-педагогических представлений национально ориентированное образование можно определить как специфическое образование в рамках общенационального, как социокультурный процесс, обеспечивающий трансляцию народного менталитета (не обязательно на родном грамматическом языке и не в изоляции от других культур) в новую социальную общность, так и воспроизводство на этой основе социальных и личностных качеств, дающих возможность представителям каждого народа выражать свой национальный характер и самоидентификацию со своим народом [2, с. 46].

Но в оценке целей, назначения, содержания и специфики национально ориентированного образования пока сохраняется разнонаправленность научных позиций.

В защиту необходимости национального образования выдвинута идея о вредности образования, созданного из элементов разных культур. Некоторые исследователи идею общечеловеческих ценностей как основы образования считают научно и социально вредной и бесплодной затеей властных структур общества, для манипулирования сознанием людей. В числе тако-

вых приводят коммунистические, западные, религиозные доктрины образования.

Перенося эту позицию на оценку социальных ценностей постсоветской России, можно прийти к выводу о том, что совместить в одном и том же сознании то, что навязывают попы, что мощным потоком льется через СМИ и культуру с Запада и что узнается из старых советских фильмов, воспоминаний старожилов и демагогических обещаний правителей и идеологов, можно только ценой идейного хаоса, морального разложения, массовых психических и интеллектуальных заболеваний, что мы наблюдаем в современном обществе. Кстати к этому призывают образование сторонники идеи открытого образования, построенного на основе синергетических методов, позволяющих из хаоса разных мнений создавать порядок и получить систему знаний [3, с. 217-220].

Другая позиция считает, что любая школьная система должна быть выращена из нужд самой нации, народа, его культуры. Известный российский этнопе-дагог Г. Н. Волков утверждает, что «этнопедагогика ведет диалоги с народами, открывая путь к сердцам людей и народов к их жизни, насущным проблемам и позволяет не только приобщать к ценностям культуры, а размышлять о ценностях их реальной жизни и перспективах диалога с другими культурами. Он считает, что «никакая модернизация школьного дела немыслима без опоры на свои вековые народные, национальные традиции» [5, с. 236-238].

Об этом же говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский, который высоко оценил немецкую систему образования и сделал вывод о том, что России нужны не такие, а свои школы [5, с. 228]. Игнорирование этих традиций исключает демократический характер любых реформ, более совершенных условий и конкретных технологий понимания учащимися ценностей образования.

Нынешняя модернизация образования под национальной школой понимает общеобразовательные учебные заведения, двуязычные, бикулыурные, с достаточно высоким удельным весом родного языка и национальной культуры в содержании образования, с широкими возможностями формирования национального сознания [6, с. 164]. Но такое понимание существует пока только на уровне идеи, а конкретные цели, содержание и условия возможной реализации не выработаны. Реально эта идея превратилась в начальную школу с изучением родного языка, если у народа есть письменный грамматический язык. Многие народы, не создавшие свою письменность, еще долго останутся без своей национальной школы. Но есть, правда и иные идейные модели национальной, народной школы. Народной считают школу, культивирующую в образовании национальные ценности. С таких позиций можно выделить характеристику современных противоречий и проблемы национально ориентированного образования в народной школе:

- поскольку образование научное, а наука вне нравственности, в школе нет надобности искусственно вносить в содержание образования народные традиции;

- поступки, характер и поведение человека в образовании санкционированы общечеловеческими ценностями, куда входят и национальные ценности, поэтому нет надобности их формировать специально;

- поскольку у многих народов еще нет потребности в родном письменном языке, потребность в национальной школе тоже не возникает, она не востребована самими народами и этническими группами;

Свой анализ состояния развития народной школы исследователи с такой позицией завершают новой идеей о том, что проблемы ее можно решить, если «образование из способа просвещения индивида превратить в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем [7, с. 103].

В этой связи возникает идея о необходимости и возможности изучать культуру на устном разговорном языке народа или средствами языков других народов. Ведь отсутствие письменного языка не означает отсутствие культуры народа. Значит нам нужна не школа на родном языке, а социокультурная школа, в которой должны взаимодействовать процессы специального изучения культуры народа в школе и приобщение детей к культуре и самобытным ее элементам в социальной и семейной жизни.

Такой подход к национально ориентированному образованию выводит нас за рамки учебного процесса на широкую образовательную программу школы, включающую и систему внеучебной деятельности школьников. Различные модели реализации этой идеи также нашли своих сторонников.

Так, известный этнопедагог О. Д. Мукаева в своем исследовании представляет модель образовательного центра для приобщения детей и молодежи к культурным традициям калмыков. Она отмечает, что «каждая этническая общность имеет право на самостоятельное определение содержания и формы приобщения подрастающего поколения к собственному культурному опыту» [8, с. 85]. Созданные в Калмыкии этнокультурные центры для корейцев, казахов, славян и кавказцев основными задачами имеют, укрепление национального духа, характера, сохранение уникальной народной культуры, а также взаимного обогащения культур в процессе формирования кулыуры межнационального общения.

Мы представляем основой национальной, этнокультурной школы ее ориентированность на этнокультурную идентичность и народный патриотизм как изначальных, естественных, непреходящих и фундаментальных качеств и ценностей любого человека.

Структура и содержание такой системы национально ориентированного образования представлены через следующие элементы:

- выявление этнокультурного потенциала культуры народа, надлежащего для включения в содержание образования;

- построение комплекса заданий, социокультурных ситуаций позволяющих выявлять различия национального характера в культуре разных народов;

- организация тренингов для анализа и реализации этнокультурного поведения и стереотипов в социализации учащихся;

- оценка сформированности культурной идентификации через национальный характер [9, с. 9-10].

Сравнительный анализ охарактеризованных позиций показывает, что они направлены как на формирование этноцентризма, позволяющего сохранить уникальность этнокультур и традиций социальной жизни малочисленных народов, так и на накопление опыта межнациональных отношений учащихся.

Соответственно национальная школа должна стать не только школой на родном языке, а этнокультурной, способствующей возрождению и развитию культуры народов и помогающий формировать этническое сознание и национальный характер каждого представителя народа. Этнокультурная школа должна помочь каждому ребенку познать окружающую непосредственно его природу, социальную среду, свою родословную, культуру и язык своего народа, которые должны стать основанием, базовой культурой при выходе на межкультурную коммуникацию в средних и старших классах общеобразовательной школы.

Каковы должны быть концептуальные основы и тенденции развития этнокультурной школы вообще и для народов Дагестана в частности?

В нашем исследовании и опыте организации национальной школы выявлены и предложены следующие структурные ее элементы.

Цель образования, направленная на формирование у детей этнического сознания и национального характера типичного представителя своего народа.

При ее постановке мы учитывали, что в традициях народов Дагестана образование не было самоцелью, а более всего выступало воспитание как средство утверждения в горце человеческих качеств. Моральный образ, достоинство считались генераторами развития и совершенствования всех остальных качеств образованного человека, человека культуры. Хотя есть мнение о том, что в культуре, поведенческих стереотипах, приоритетах чести, достоинства, добра и зла, у дагестанских народов много общего чем особенного, каждый народ уникален и своеобразен и по культуре, и по характеру.

Вторым компонентом национальной школы мы выделили содержание образования, адекватное этнокультуре и поставленной цели. Для этого мы несколько изменили учебный план национальной школы в порядке эксперимента во вновь организуемых школах, через введение следующих учебных дисциплин:

1. Родной грамматический язык с первого по одиннадцатый класс с текстами для упражнений из народного фольклора, поэзии и произведений писателей, создающих свои произведения на родном языке;

2. «Родная художественная культура» с четвертого по одиннадцатый класс вместо родной литературы;

3. Материальная культура, трудовые и бытовые традиции народа или «Народоведение»;

4. Культура и традиции народов Дагестана, России и мира.

Кроме того рамки учебных дисциплин История Дагестана, География Дагестана, Природоведение (окружающий мир), ИЗО, музыка, технологии, физическая культура, расширили до изучения уникальности своего края, народа, его истории и ресурсов. Для этого широко привлекались возможности этнокультурной среды семьи, села, района, в которой происходит естественная аккультурация личности школьника. Такой подход к содержанию образования в этнокультурной школе создал проблему разработки адекватного учебно-методического комплекса на родном языке и социокультурных тренингов на устных разговорных языках.

В создании этнокультурных школ для народов Дагестана мы встретились с проблемой перевода национальных школ на методы, ориентированные на этнопсихологические, этнокультурные и ментальные особенности жизни народа.

Анализ этнокультурных исследований дагестанских ученых (А. Г. Гад-жиев, С. А. Лугуев, А. М. Магомедов и др.) позволил нам выделить следующие ментальные особенности жизни народов Дагестана, которые целесообразно использовать в работе этнокультурной школы:

- методы «школы - жизни» земледелия, чабановодства, охоты, художественных ремесел, социального согласия;

- методы эмпирических индуктивных действий практической, бытовой, хозяйственной совместной работы детей со взрослыми;

- привычное для горцев разделение мужского и женского труда и общения;

- развивающиеся у детей в непосредственном участии в общественной и семейной жизни рассудительность, рациональность, исполнительность и ответственность;

- сильное влияние авторитета взрослых и приоритета народных традиций;

- нравственный потенциал святости религиозных канонов и предписаний;

- специфика методов и приемов народного художественного творчества [6; 7; 8].

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что эффективность методов «школы жизни» в учебных заданиях, требующих усидчивости, настойчивости, смекалки, оперативности; опыт учащихся в бытовой и хозяйственной жизни помогал им в выполнении репродуктивных заданий; влияние авторитета традиций помогло в воспитании дисциплины и ответственности; элементы раздельной групповой работы мальчиков и девочек использовались на уроках технологии, физкультуры, народоведения, музыки и художественной культуры.

В частности, нами выявлены эффективные условия использования в обучении специфических методов поэтического и ашугского творчества и мастерства, особенно распространенного у народов Южного Дагестана Среди них можно назвать:

- песенный диалог - состязание, в котором соревнующиеся команды или отдельные ученики сочиняют по ходу диалога бейты (двустишия), продолжая смысловое объяснение или ход рассуждений, заданной оппонентами;

- общение с природой в форме стихов, отражающих красоту родного края;

- законы стихосложения народных поэтов, ашугов через анализ стихов, составление аннотаций, сочинение аналогий, исполнение ролей;

- анализ портретных характеристик типичного представителя своего народа или образцов совершенного человека в других культурах;

- чтение и анализ назидательной лирики и сравнение ее с песнями из массовой культуры;

- изучение параллелей природных явлений края с душевными состояниями людей, в стихах, сказках;

- изучение иносказательных стихов, пословиц, поговорок, как основа смысл о созидающего обучения;

- изучение и отработка навыков ашугского искусства, интегрирующего в себе стихосложение, переложение стихов на музыку и исполнение песен при собственном музыкальном сопровождении.

Ориентация воспитательной работы на такие ценности народной, восточной и мусульманской культуры позволил нам формировать следующие правила умеренной жизни, широко известные в социокультурной среде села:

- стараться получать знания, очищающие душу от неблаговидных намерений и деяний;

- понимать свободу как открытость души для других людей;

- иметь смелость в раскаянии после совершенных ошибок;

- обеспечить себе спокойствие, ограничивая желания и претензии;

- избегать нежелательных, бессмысленных споров;

- стержнем жизни считать национальный характер, помогающий всегда держаться ближе к своем}' роду, народу и его культуре.

При таком подходе к организации работы этнокультурной школы можно обеспечить:

- культуроохранительную и культуросозидательную функцию образования;

- эффективность влияния восточной и мусульманской культуры, традиционно сложившегося в жизни народов Дагестана, на сознание и жизнь молодежи;

- возможности влияния русской и мировой культуры через сравнительный анализ культурных ценностей и способов деятельности;

- вовлечение родителей и общественности в процесс инкультурации через естественное влияние социокультурной среды;

- создание пространства межкультурной коммуникации через чтение, передачи радио и телевидения, в которой дети могут оценивать преимущества народных традиций по сравнению с навязываемыми и пропагандируемыми образцами массовой культуры и развлекательной жизни.

Библиографический список

1. Волков, Г. Н. Этнопедагогическое осмысление общечеловеческих ценностей [Текст] / Г. Н. Волков, // Развитие личности, 2003, № 2. - С. 235-243.

2. Гаджиев, А. Г. Этническая антропология Дагестана [Текст] / А. Г. Гаджиев-М.: Политиздат, 1963.

3. Зиновьев, А. Социальная организация и система ценностей [Текст] / А. Зиновьев, // Развитие личности, 2003, № 2. - С. 216-219.

4. Лугуев, С. А. Традиционные нормы культуры поведения и этикет народов Дагестана Махачкала [Текст] / С. А. Лугуев: ДНЦ РАН, 2001. - 216 с.

5. Магомедов, А. М. Традиции Кавказских горцев [Текст] / А. М. Магомедов-Махачкала: Юпитер, 1999. — 316 с.

6. Мукаева, О. Д. Образовательный центр как образовательное пространство для формирования толерантной личности [Текст] / О. Д. Мукаева. // Развитие личности в образовательных системах Южнороссийского региона. - Ростов н/Д, 2005.-С. 67-68.

7. Нюдюрмагомедов, А. Н. Национально-ориентированное образование: сущность и перспективы развития [Текст] / А. Н. Нюдюрмагомедов. // Традиции и тенденции развития национально-ориентированного образования. Материалы Всероссийской конференции. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2010. - С. 46-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. - М.: БРЭ, 2003.

9. Савзиханова, М. А. Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации [Текст]: дисс.... канд. пед. наук. /М. А. Савзиханова. - Махачкала: ДГУ, 2007.

10. Ушинский, К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими [Текст] / К. Д. Ушинский, // История педагогики в России. - М.: Академия, 1999. - С. 227-230.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.