Научная статья на тему 'Условия организации этнокультурной школы для народов, создающих письменный язык'

Условия организации этнокультурной школы для народов, создающих письменный язык Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
40
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таибов Ямудин Гайсидинович

Обоснованы компоненты в организации национальной шкалы, выявлены резервы учета этнопсихологических особенностей в обучении детей разных народов Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таибов Ямудин Гайсидинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия организации этнокультурной школы для народов, создающих письменный язык»

РАЗДЕЛ V

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

УДК 378.01+378

Я. Г. Таибов

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ НАРОДОВ, СОЗДАЮЩИХ ПИСЬМЕННЫЙ ЯЗЫК

Социальные, экономические и политические преобразования в российском обществе потребовали радикальных изменений в системе образования. Одним из таких нововведений является обновление национальных школ, которые способствуют возрождению и развитию культуры и языка этносов. Стратегией такого подхода к образованию является создание пространства пересечения и взаимодействия этнической, общероссийской и мировой культуры.

Изначальной фундаментальной инстанцией данного пространства с правом выбора типа и уровня образовательного учреждения для малочисленных народов, стремящихся сохранять свою самобытность, является адекватная ей этнокультурная школа.

Актуальность этой проблемы для национальных окраин России связана с тем, что многие малочисленные народы до сих пор не имеют своих письменных грамматических языков, которые могли бы стать хранилищем этнических культурных ценностей.

Как известно, еще в XIX в. велись исследования языков народов Дагестана и были попытки создания алфавитов многих малоизвестных, но уникальных языков (А. Берже, А. М Дирр, П. К Услар и др.).

Однако это не привело к созданию национальных школ, поскольку в образовании превалировали арабский и русский языки. И в художественном творчестве, и в социальной жизни народов знание этих языков считалось признаком учености, образованности.

Вторым этапом процесса создания национальных школ являются 1920-ые годы, когда шесть народов Дагестана (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы и табасаранцы) создали свои письменные языки, организовали работу школ на этих языках [2]

Такая практика продолжается до сих пор, но она ограничила национальную школу изучением родного языка и ведением обучения на родном языке в начальных классах. Этническая культура и национальный характер так и не стали предметом образования.

Сейчас в России в связи с возрождением национального сознания начался новый этап создания письменных языков и национальных школ в районах с компактным проживанием отдельных народов. Эта тенденция коснулась и Дагестана, где еще пять народов (агульцы, рутульцы, ногайцы, таты, цахурцы) уже начали этот сложный процесс, а многие еще готовятся к нему. Можно сказать, что в Дагестане уже имеется опыт предыдущих этапов создания школ на родном языке и другие народы с такими же намерениями могут пользоваться им.

Однако и для существующей практики осталась проблема определения статуса национальной школы. До сих пор под национальной школой понимают начальную школу, где предметы изучаются на родном языке. Кроме того в старших классах изучают родной язык, родную литературу (по выбору), историю и географию края, республики (по 1 часу в 8 и 9 классах) и культуру и традиции народа (по одному часу в 4 и 9 классах). Примерно так выглядит национальная школа в Республике Дагестан, только обучение ведется на четырнадцати языках народов, имеющих грамматический язык.

Наше исследование показало, что такой подход значительно сужает сущность, функции и значение национальной школы. Она действительно должна стать не только школой на родном языке, а этнокультурной, способствующей возрождению и развитию культуры народов и помогающей формированию этнического сознания и национального характера каждого представителя народа. Этнокультурная школа должна помочь каждому ребенку познать окружающие непосредственно его природу, социальную среду, свою родословную, культуру и язык своего народа, которые должны стать основанием, базовой культурой при выходе на межкультурную коммуникацию в средних и старших классах общеобразовательной школы.

Каковы должны быть концептуальные, основы и тенденции развития этнокультурной школы вообще и для народов Дагестана в частности?

В нашем исследовании и в опыте организации национальной школы выявлены и предложены следующие структурные ее элементы.

Первый компонент — цель образования, направленная иа формирование у детей этнического сознания и национального характера типичного представителя своего народа.

При ее постановке нужно учитывать, что в традициях народов Дагестана образование не было самоцелью, а более всего выступало средством утверждения в горце человеческих качеств. Моральный образ, достоинство считались генераторами развития и совершенствования всех остальных качеств образованного человека, человека культуры. Хотя есть мнение о том, что в культуре, поведенческих стереотипах, приоритетах чести, достоинства, добра и зла у дагестанских народов много общего, чем особенного, каждый народ уникален и своеобразен и по культуре, и по характеру.

Вторым компонентом национальной школы должно быть содержание образования, адекватное этиокулътуре и поставленной цели. Для этого мы

несколько изменили учебный план национальной школы в порядке эксперимента во вновь организуемых школах, через введение следующих учебных дисциплин:

1. Родной грамматический язык с первого по одиннадцатый классы с текстами для упражнений из народного фольклора, поэзии и произведений писателей, создающих свои произведения на родном языке.

2. «Родная художественная культура» с четвертого по одиннадцатый классы вместо родной литературы.

3. Материальная культура, трудовые и бытовые традиции народа или «Народоведение».

4. Культура и традиции народов Дагестана, России и мира.

Кроме того в рамках учебных дисциплин История Дагестана, География Дагестана, Природоведение (окружающий мир), ИЗО, Музыка, Технология, Физическая культура изучали уникальность своего края, народа, его истории и ресурсов. Для этого широко привлекались возможности этнокультурной среды семьи, села, района, в которой происходит естественная аккультурация личности школьника. Такой подход к содержанию образования в этнокультурной школе создал проблему обеспечения адекватного учебнометодического комплекса на родном языке. До сих пор издавались только учебники на родном языке и такая задача оказалась не под силу методистам, составителям учебников.

В связи с этим нам пришлось создавать группы, состоящие из этнографов, лингвистов, педагогов, психологов, методистов и специалистов института педагогики и издательства, выпускающего продукцию на родных языках.

В нашем эксперименте усилиями лингвистов и методистов Даггосуниверситета созданы учебники нового образца «Алифба», «Рутул ч1ел», «Анатомический атлас», «Рутульско-русский словарь», «Окружающий мир», материалы к истории, географии, биологии по родному краю, народные игры к физкультуре, занятия по художественным промыслам, аигугскис песни в музыке и художественной литературе, особенности мусульманской культуры к «Культуре и традициям народов Дагестана, России и мира».

Поскольку у народов, создающих свой письменный язык, нет иных источников, к которым могут обратиться учителя, пришлось сопровождать разработанные материалы следующими дополнительными указаниями:

1. В пояснительной записке к программам выделяли особенности языка, материальной и духовной культуры, потенциала традиций народа в трудовых, нравственных, социальных и эстетических сферах жизни. Их предлагали с учетом возрастных особенностей детей.

2. Круг сведений о языке, его истории, влиянии на него иных языков, наличие заимствований.

3. Перечень языковых, художественных и коммуникативных знаний, необходимых для усвоения учащимися.

4. Перечень обязательных общекультурных, речевых, грамматических и стилистических умений.

5. Пути взаимосвязи изучаемых по учебному плану и программам знаний с опытом детей в социокультурной среде,

В создании этнокультурных школ для народов Дагестана мы встретились с проблемой, которая до сих пор еще не привлекала внимания специалистов - перевод национальных школ на методы, ориентированные на этнопсихологические, этнокультурные и ментальные особенности жизни народа. Анализ этнокультурных исследований дагестанских ученых (А. Г. Гаджиев, С. А. Лугуев, А. М. Магомедов и др.) позволил нам выдел ить следующие ментальные особенности жизни народов Дагестана, которые целесообразно использовать в работе этнокультурной школы:

- методы «школы - жизни» земледелия, чабановодства, охоты, художественных ремесел, социального согласия;

- методы эмпирических индуктивных действий практической, бытовой, хозяйственной совместной работы детей со взрослыми;

- привычное для горцев разделение мужского и женского труда и общения;

- развивающиеся у детей в непосредственном участии в общественной и семейной жизни рассудительность, рациональность, исполнительность и ответственность;

- сильное влияние авторитета взрослых и приоритета народных традиций;

- нравственный потенциал святости и религиозных канонов и предписаний;

- специфика методов и приемов народного художественного творчества [6; 9; 10].

Опытно-экспериментальная работа показала эффективность методов «школы ясизни» в учебных заданиях, требующих усидчивости, настойчивости, смекалки, оперативности; опыт учащихся в бытовой и хозяйственной жизни помогал им в выполнении репродуктивных заданий; влияние авторитета традиций помогло в воспитании дисциплины и ответственности; элементы раздельной групповой работы мальчиков и девочек использовались на уроках технологии, физкультуры, народоведении, музыки и художественной культуры.

В частности нами выявлены эффективные условия использования в обучении специфических методов поэтического и ашугского творчества и мастерства, особенно распространенного у рутулъцев, одного из малочисленных народов Южного Дагестана. Среди них можно назвать:

- песенный диалог - состязание, в котором соревнующиеся команды или отдельные ученики сочиняют по ходу диалога бейты (двустишия), продолжая смысловое объяснение или ход рассуждений, заданной оппонентами;

- общение с природой в форме стихов, отражающих красоту родного края;

- законы стихосложения народных поэтов, ашугов через анализ стихов, составление аннотаций, сочинение аналогий, исполнение ролей;

- анализ портретных характеристик типичного представителя своего народа или образцов совершенного человека в других культурах;

- чтение и анализ назидательной лирики и сравнение ее с песнями из массовой культуры;

- изучение параллелей природных явлений края с душевными состояниями людей, в стихах, сказках;

- изучение иносказательных стихов, пословиц, поговорок, как основа смысл о созидающего обучения;

- изучение и отработка навыков ашуге ко го искусства, интегрирующего в себе стихосложение, переложение стихов на музыку и исполнение песен при собственном музыкальном сопровождении.

Такое многократное и вариативное изучение культуры по ее содержанию, формам и методам позволяет понять, любить ее и выйти на уровень создания ее новых форм, адекватно современным социальным условиям.

Нами так же выявлены резервы учета этнопсихологических и этносоциальных особенностей детей разных народов Дагестана в обучении.

Данный подход к организации работы этнокультурной школы обеспечивает:

- культуроохранительную и культуросозидательную функцию образования;

- эффективность влияния восточной и мусульманской культуры, традиционно сложившееся в жизни народов Дагестана, на сознание и жизнь молодежи;

- возможности влияния русской и мировой культуры через сравнительный анализ культурных ценностей и способов деятельности;

- вовлечение родителей и общественности в процесс аккультурации через естественное влияние социокультурной среды;

- создание пространства межкультурной коммуникации через чтение, передачи радио и телевидения, в которой дети могут оценивать преимущества народных традиций над навязываемыми и пропагандируемыми образцами массовой культуры и развлекательной жизни.

В таких условиях нам удалось вывести ребят на уровень этнического релятивизма с сохранением непреходящих ценностей этнокультуры.

Ориентация воспитательной работы на такие ценности народной, восточной и мусульманской культуры позволил нам формировать следующие правила умеренной жизни, широко известные в социокультурной среде села:

- стараться получать знания, очищающие душу от неблаговидных намерений и деяний;

- понимать свободу как открытость души для других людей;

- иметь смелость в раскаянии после совершенных ошибок;

- обеспечить себе спокойствие, ограничивая желания и претензии;

- избегать нежелательных, бессмысленных споров;

- стержнем жизни считать национальный характер, помогающий всегда держаться ближе к своему роду, народу и его культуре.

Атмосфера педагогического процесса в этнокультурной школе органично дополняет формирование типичного образа совершенного представителя народа. В нашем эксперименте таким был образ рутульца в современном много культурном мире, основными качествами которого являются:

• владение родным письменным и разговорным диалектным языком, характерным признаком которого является «ы»-кание;

• трудолюбие и знакомство с одним из распространенных в районе художественных промыслов и искусств;

• знакомство с поэтико - ашугским искусством;

• народный патриотизм и гордость за самобытность своей культуры;

• энергичность, добропорядочность и хлебосольство;

• уважение и понимание других народов их культур и образа жизни.

Анализ хода и результатов исследования показал, что реализация целей

этнокультурной школы невозможно без педагогов, квалификация которых должна быть адекватной новым условиям ее организации и функционирования в социокультурной среде. В вузах республики еще в 60 г. XX в. открыты факультеты филологии языков народов Дагестана. Однако квалификация их выпускников также ограничивается языком и литературой, не выходя на народоведение, художественную культуру и изучение элементов культуры народа по другим учебным дисциплинам. С 2007 г. открыты новые отделения для подготовки специалистов для этнокультурных школ агульского, рутульского, ногайского, татского и цахурского народов. Результаты нашего исследования можно считать веским основанием перестройки учебных планов факультетов дагестанской филологии в усилении культурологической подготовки специалистов, которых они готовят для национальных школ.

Таким образом, возникла насущная потребность в переориентации организационных и содержательных структур существующей национальной школы для малочисленных народов России на образ этнокультурного образовательного учреждения со следующими элементами культуры народа;

- образ типичного представителя народа с этническим сознанием и национальным характером;

- родной грамматический и диалектический язык как главный признак принадлежности к народу;

- художественная и материальная культура народа, выступающая социально-нравственным фактором влияния на молодежь;

- этносоциальные и этнопсихические особенности познавательной деятельности, служащие действенными рычагами педагогической поддержки учащихся в педагогическом процессе;

- движущая духовно-очищающая сила художественного народного творчества как фактора формирования базовой культуры молодежи;

- перспективный ориентир на межкультурную коммуникацию, в которой формируются умения восприятия, понимания и уважения культуры иных народов.

Создание и развитие этнокультурной школы является не только проблемой педагогики, образования, социальной потребностью отдельных народов, а выходит на государственный уровень решения проблем межнациональных отношений, конфликтных и кризисных ситуаций. Человек, не имеющий базовую культуру, этническое сознание, не знающий свои истоки и своеобразие, не может попять людей иной идентичности и культуры.

Библиографический список

1. Видт, И. Е. Национальная культура и образование: союз «по любви» или «по расчету» // Новые ценности образования. - 2005. - № 3 (22). - С. 93-10].

2. Магидов, X. Г. Очерки краткой истории развития образования в Дагестане. -Махачкала. Юпитер, 1998,-С. 72 .

3. Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных учреждений республики Дагестан на 2007/08 учебный год: приказ МО РД № 563 от 17 мая 2007г.

4. Таибов, Я. Г. Зарождение и развитие этнокультурной школы у народов, создающих письменный родной язык: Материалы исследования.

5. Османов, 3. Даргинцы И Эхо Кавказа. - 1996. — №3. - С:7-12.

6. Гаджиев, А. Г. Этническая антропология Дагестана. - М.: Политиздат, 1963.

7. Ихилов М. М. Народности лезгинской группы - Махачкала: ДЦ РАН, 1967.

- 369 с.

8. Лавров Л. М. Этнография Кавказа,- М.: Наука, 1982.-224 с.

9. Лугуев, С. А. Традиционные нормы культуры поведения и этикет народов Дагестана: Махачкала: ДНЦ РАН, 2001,- ■ 216 с.

10. Магомедов, А. М. Традиции Кавказских гоцев. - Махачкала: Юпитер, 1999.-316 с.

11. Материалы по вопросу о языке и алфавите - Махачкала, Дагугпедгиз, 1927.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.