РАЗДЕЛ V
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
УДК 378.01+378
Я. Г. Таибов
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ НАРОДОВ, СОЗДАЮЩИХ ПИСЬМЕННЫЙ ЯЗЫК
Социальные, экономические и политические преобразования в российском обществе потребовали радикальных изменений в системе образования. Одним из таких нововведений является обновление национальных школ, которые способствуют возрождению и развитию культуры и языка этносов. Стратегией такого подхода к образованию является создание пространства пересечения и взаимодействия этнической, общероссийской и мировой культуры.
Изначальной фундаментальной инстанцией данного пространства с правом выбора типа и уровня образовательного учреждения для малочисленных народов, стремящихся сохранять свою самобытность, является адекватная ей этнокультурная школа.
Актуальность этой проблемы для национальных окраин России связана с тем, что многие малочисленные народы до сих пор не имеют своих письменных грамматических языков, которые могли бы стать хранилищем этнических культурных ценностей.
Как известно, еще в XIX в. велись исследования языков народов Дагестана и были попытки создания алфавитов многих малоизвестных, но уникальных языков (А. Берже, А. М Дирр, П. К Услар и др.).
Однако это не привело к созданию национальных школ, поскольку в образовании превалировали арабский и русский языки. И в художественном творчестве, и в социальной жизни народов знание этих языков считалось признаком учености, образованности.
Вторым этапом процесса создания национальных школ являются 1920-ые годы, когда шесть народов Дагестана (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы и табасаранцы) создали свои письменные языки, организовали работу школ на этих языках [2]
Такая практика продолжается до сих пор, но она ограничила национальную школу изучением родного языка и ведением обучения на родном языке в начальных классах. Этническая культура и национальный характер так и не стали предметом образования.
Сейчас в России в связи с возрождением национального сознания начался новый этап создания письменных языков и национальных школ в районах с компактным проживанием отдельных народов. Эта тенденция коснулась и Дагестана, где еще пять народов (агульцы, рутульцы, ногайцы, таты, цахурцы) уже начали этот сложный процесс, а многие еще готовятся к нему. Можно сказать, что в Дагестане уже имеется опыт предыдущих этапов создания школ на родном языке и другие народы с такими же намерениями могут пользоваться им.
Однако и для существующей практики осталась проблема определения статуса национальной школы. До сих пор под национальной школой понимают начальную школу, где предметы изучаются на родном языке. Кроме того в старших классах изучают родной язык, родную литературу (по выбору), историю и географию края, республики (по 1 часу в 8 и 9 классах) и культуру и традиции народа (по одному часу в 4 и 9 классах). Примерно так выглядит национальная школа в Республике Дагестан, только обучение ведется на четырнадцати языках народов, имеющих грамматический язык.
Наше исследование показало, что такой подход значительно сужает сущность, функции и значение национальной школы. Она действительно должна стать не только школой на родном языке, а этнокультурной, способствующей возрождению и развитию культуры народов и помогающей формированию этнического сознания и национального характера каждого представителя народа. Этнокультурная школа должна помочь каждому ребенку познать окружающие непосредственно его природу, социальную среду, свою родословную, культуру и язык своего народа, которые должны стать основанием, базовой культурой при выходе на межкультурную коммуникацию в средних и старших классах общеобразовательной школы.
Каковы должны быть концептуальные, основы и тенденции развития этнокультурной школы вообще и для народов Дагестана в частности?
В нашем исследовании и в опыте организации национальной школы выявлены и предложены следующие структурные ее элементы.
Первый компонент — цель образования, направленная иа формирование у детей этнического сознания и национального характера типичного представителя своего народа.
При ее постановке нужно учитывать, что в традициях народов Дагестана образование не было самоцелью, а более всего выступало средством утверждения в горце человеческих качеств. Моральный образ, достоинство считались генераторами развития и совершенствования всех остальных качеств образованного человека, человека культуры. Хотя есть мнение о том, что в культуре, поведенческих стереотипах, приоритетах чести, достоинства, добра и зла у дагестанских народов много общего, чем особенного, каждый народ уникален и своеобразен и по культуре, и по характеру.
Вторым компонентом национальной школы должно быть содержание образования, адекватное этиокулътуре и поставленной цели. Для этого мы
несколько изменили учебный план национальной школы в порядке эксперимента во вновь организуемых школах, через введение следующих учебных дисциплин:
1. Родной грамматический язык с первого по одиннадцатый классы с текстами для упражнений из народного фольклора, поэзии и произведений писателей, создающих свои произведения на родном языке.
2. «Родная художественная культура» с четвертого по одиннадцатый классы вместо родной литературы.
3. Материальная культура, трудовые и бытовые традиции народа или «Народоведение».
4. Культура и традиции народов Дагестана, России и мира.
Кроме того в рамках учебных дисциплин История Дагестана, География Дагестана, Природоведение (окружающий мир), ИЗО, Музыка, Технология, Физическая культура изучали уникальность своего края, народа, его истории и ресурсов. Для этого широко привлекались возможности этнокультурной среды семьи, села, района, в которой происходит естественная аккультурация личности школьника. Такой подход к содержанию образования в этнокультурной школе создал проблему обеспечения адекватного учебнометодического комплекса на родном языке. До сих пор издавались только учебники на родном языке и такая задача оказалась не под силу методистам, составителям учебников.
В связи с этим нам пришлось создавать группы, состоящие из этнографов, лингвистов, педагогов, психологов, методистов и специалистов института педагогики и издательства, выпускающего продукцию на родных языках.
В нашем эксперименте усилиями лингвистов и методистов Даггосуниверситета созданы учебники нового образца «Алифба», «Рутул ч1ел», «Анатомический атлас», «Рутульско-русский словарь», «Окружающий мир», материалы к истории, географии, биологии по родному краю, народные игры к физкультуре, занятия по художественным промыслам, аигугскис песни в музыке и художественной литературе, особенности мусульманской культуры к «Культуре и традициям народов Дагестана, России и мира».
Поскольку у народов, создающих свой письменный язык, нет иных источников, к которым могут обратиться учителя, пришлось сопровождать разработанные материалы следующими дополнительными указаниями:
1. В пояснительной записке к программам выделяли особенности языка, материальной и духовной культуры, потенциала традиций народа в трудовых, нравственных, социальных и эстетических сферах жизни. Их предлагали с учетом возрастных особенностей детей.
2. Круг сведений о языке, его истории, влиянии на него иных языков, наличие заимствований.
3. Перечень языковых, художественных и коммуникативных знаний, необходимых для усвоения учащимися.
4. Перечень обязательных общекультурных, речевых, грамматических и стилистических умений.
5. Пути взаимосвязи изучаемых по учебному плану и программам знаний с опытом детей в социокультурной среде,
В создании этнокультурных школ для народов Дагестана мы встретились с проблемой, которая до сих пор еще не привлекала внимания специалистов - перевод национальных школ на методы, ориентированные на этнопсихологические, этнокультурные и ментальные особенности жизни народа. Анализ этнокультурных исследований дагестанских ученых (А. Г. Гаджиев, С. А. Лугуев, А. М. Магомедов и др.) позволил нам выдел ить следующие ментальные особенности жизни народов Дагестана, которые целесообразно использовать в работе этнокультурной школы:
- методы «школы - жизни» земледелия, чабановодства, охоты, художественных ремесел, социального согласия;
- методы эмпирических индуктивных действий практической, бытовой, хозяйственной совместной работы детей со взрослыми;
- привычное для горцев разделение мужского и женского труда и общения;
- развивающиеся у детей в непосредственном участии в общественной и семейной жизни рассудительность, рациональность, исполнительность и ответственность;
- сильное влияние авторитета взрослых и приоритета народных традиций;
- нравственный потенциал святости и религиозных канонов и предписаний;
- специфика методов и приемов народного художественного творчества [6; 9; 10].
Опытно-экспериментальная работа показала эффективность методов «школы ясизни» в учебных заданиях, требующих усидчивости, настойчивости, смекалки, оперативности; опыт учащихся в бытовой и хозяйственной жизни помогал им в выполнении репродуктивных заданий; влияние авторитета традиций помогло в воспитании дисциплины и ответственности; элементы раздельной групповой работы мальчиков и девочек использовались на уроках технологии, физкультуры, народоведении, музыки и художественной культуры.
В частности нами выявлены эффективные условия использования в обучении специфических методов поэтического и ашугского творчества и мастерства, особенно распространенного у рутулъцев, одного из малочисленных народов Южного Дагестана. Среди них можно назвать:
- песенный диалог - состязание, в котором соревнующиеся команды или отдельные ученики сочиняют по ходу диалога бейты (двустишия), продолжая смысловое объяснение или ход рассуждений, заданной оппонентами;
- общение с природой в форме стихов, отражающих красоту родного края;
- законы стихосложения народных поэтов, ашугов через анализ стихов, составление аннотаций, сочинение аналогий, исполнение ролей;
- анализ портретных характеристик типичного представителя своего народа или образцов совершенного человека в других культурах;
- чтение и анализ назидательной лирики и сравнение ее с песнями из массовой культуры;
- изучение параллелей природных явлений края с душевными состояниями людей, в стихах, сказках;
- изучение иносказательных стихов, пословиц, поговорок, как основа смысл о созидающего обучения;
- изучение и отработка навыков ашуге ко го искусства, интегрирующего в себе стихосложение, переложение стихов на музыку и исполнение песен при собственном музыкальном сопровождении.
Такое многократное и вариативное изучение культуры по ее содержанию, формам и методам позволяет понять, любить ее и выйти на уровень создания ее новых форм, адекватно современным социальным условиям.
Нами так же выявлены резервы учета этнопсихологических и этносоциальных особенностей детей разных народов Дагестана в обучении.
Данный подход к организации работы этнокультурной школы обеспечивает:
- культуроохранительную и культуросозидательную функцию образования;
- эффективность влияния восточной и мусульманской культуры, традиционно сложившееся в жизни народов Дагестана, на сознание и жизнь молодежи;
- возможности влияния русской и мировой культуры через сравнительный анализ культурных ценностей и способов деятельности;
- вовлечение родителей и общественности в процесс аккультурации через естественное влияние социокультурной среды;
- создание пространства межкультурной коммуникации через чтение, передачи радио и телевидения, в которой дети могут оценивать преимущества народных традиций над навязываемыми и пропагандируемыми образцами массовой культуры и развлекательной жизни.
В таких условиях нам удалось вывести ребят на уровень этнического релятивизма с сохранением непреходящих ценностей этнокультуры.
Ориентация воспитательной работы на такие ценности народной, восточной и мусульманской культуры позволил нам формировать следующие правила умеренной жизни, широко известные в социокультурной среде села:
- стараться получать знания, очищающие душу от неблаговидных намерений и деяний;
- понимать свободу как открытость души для других людей;
- иметь смелость в раскаянии после совершенных ошибок;
- обеспечить себе спокойствие, ограничивая желания и претензии;
- избегать нежелательных, бессмысленных споров;
- стержнем жизни считать национальный характер, помогающий всегда держаться ближе к своему роду, народу и его культуре.
Атмосфера педагогического процесса в этнокультурной школе органично дополняет формирование типичного образа совершенного представителя народа. В нашем эксперименте таким был образ рутульца в современном много культурном мире, основными качествами которого являются:
• владение родным письменным и разговорным диалектным языком, характерным признаком которого является «ы»-кание;
• трудолюбие и знакомство с одним из распространенных в районе художественных промыслов и искусств;
• знакомство с поэтико - ашугским искусством;
• народный патриотизм и гордость за самобытность своей культуры;
• энергичность, добропорядочность и хлебосольство;
• уважение и понимание других народов их культур и образа жизни.
Анализ хода и результатов исследования показал, что реализация целей
этнокультурной школы невозможно без педагогов, квалификация которых должна быть адекватной новым условиям ее организации и функционирования в социокультурной среде. В вузах республики еще в 60 г. XX в. открыты факультеты филологии языков народов Дагестана. Однако квалификация их выпускников также ограничивается языком и литературой, не выходя на народоведение, художественную культуру и изучение элементов культуры народа по другим учебным дисциплинам. С 2007 г. открыты новые отделения для подготовки специалистов для этнокультурных школ агульского, рутульского, ногайского, татского и цахурского народов. Результаты нашего исследования можно считать веским основанием перестройки учебных планов факультетов дагестанской филологии в усилении культурологической подготовки специалистов, которых они готовят для национальных школ.
Таким образом, возникла насущная потребность в переориентации организационных и содержательных структур существующей национальной школы для малочисленных народов России на образ этнокультурного образовательного учреждения со следующими элементами культуры народа;
- образ типичного представителя народа с этническим сознанием и национальным характером;
- родной грамматический и диалектический язык как главный признак принадлежности к народу;
- художественная и материальная культура народа, выступающая социально-нравственным фактором влияния на молодежь;
- этносоциальные и этнопсихические особенности познавательной деятельности, служащие действенными рычагами педагогической поддержки учащихся в педагогическом процессе;
- движущая духовно-очищающая сила художественного народного творчества как фактора формирования базовой культуры молодежи;
- перспективный ориентир на межкультурную коммуникацию, в которой формируются умения восприятия, понимания и уважения культуры иных народов.
Создание и развитие этнокультурной школы является не только проблемой педагогики, образования, социальной потребностью отдельных народов, а выходит на государственный уровень решения проблем межнациональных отношений, конфликтных и кризисных ситуаций. Человек, не имеющий базовую культуру, этническое сознание, не знающий свои истоки и своеобразие, не может попять людей иной идентичности и культуры.
Библиографический список
1. Видт, И. Е. Национальная культура и образование: союз «по любви» или «по расчету» // Новые ценности образования. - 2005. - № 3 (22). - С. 93-10].
2. Магидов, X. Г. Очерки краткой истории развития образования в Дагестане. -Махачкала. Юпитер, 1998,-С. 72 .
3. Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных учреждений республики Дагестан на 2007/08 учебный год: приказ МО РД № 563 от 17 мая 2007г.
4. Таибов, Я. Г. Зарождение и развитие этнокультурной школы у народов, создающих письменный родной язык: Материалы исследования.
5. Османов, 3. Даргинцы И Эхо Кавказа. - 1996. — №3. - С:7-12.
6. Гаджиев, А. Г. Этническая антропология Дагестана. - М.: Политиздат, 1963.
7. Ихилов М. М. Народности лезгинской группы - Махачкала: ДЦ РАН, 1967.
- 369 с.
8. Лавров Л. М. Этнография Кавказа,- М.: Наука, 1982.-224 с.
9. Лугуев, С. А. Традиционные нормы культуры поведения и этикет народов Дагестана: Махачкала: ДНЦ РАН, 2001,- ■ 216 с.
10. Магомедов, А. М. Традиции Кавказских гоцев. - Махачкала: Юпитер, 1999.-316 с.
11. Материалы по вопросу о языке и алфавите - Махачкала, Дагугпедгиз, 1927.