Научная статья на тему 'Фольклор как составной компонент содержания национально ориентированного образования'

Фольклор как составной компонент содержания национально ориентированного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
630
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ФОЛЬКЛОРИСТИКА / МЕТОДИКА / БЕСПИСЬМЕННЫЕ ЯЗЫКИ / НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джамалова Бика Багавдиновна

В статье раскрыты и обоснованы необходимость и возможности использования фольклора как системообразующего элемента содержания национально ориентированного образования для малочисленных народов, не имеющих письменность. Для этого проанализирована динамика становления и развития фольклора у разных народов Дагестана, выявлены особенности подготовки фольклорного материала в форме невербальных аудио- и видео средств, разработана и апробирована методика изучения фольклора для формирования этнической идентичности и национального характера молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фольклор как составной компонент содержания национально ориентированного образования»

УДК 370.186

Джамалова Бика Багавдиновна

Кандидат юридических наук, директор правового колледжа Северо-Кавказского филиала РПА Минюста РФ, yusup1976@yandex.ru, Махачкала

фольклор как составной компонент содержания национально ориентированного образования

Аннотация. В статье раскрыты и обоснованы необходимость и возможности использования фольклора как системообразующего элемента содержания национально ориентированного образования для малочисленных народов, не имеюшдх письменность. Для этого проанализирована динамика становления и развития фольклора у разных народов Дагестана, выявлены особенности подготовки фольклорного материала в форме невербальных аудио- и видео средств, разработана и апробирована методика изучения фольклора для формирования этнической идентичности и национального характера молодежи.

Ключевые слова: фольклор, фольклористика, методика, бесписьменные языки, национально ориентированное образование, невербальные ценности этнической культуры

Jamalova Bika Bogavdinovna

Candidate of law sciences, the head of Law College of the North Caucasus branch of the Russian legal academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation, yusup1976@yandex.ru, Mahachkala

the folklore as an integral component of the content of the national oriented education

Abstract. The necessity and capabilities of the folklore as a system of forming the element of the national oriented education for national minorities which have no written language are given in this article. The dynamics of the formation and development of the folklore among the different nations of Dagestan is analyzed. The peculiarities of the training of folklore material in the form of nonverbal audio and video facilities are identified. The methodology for the study of the folklore for formation of the ethnic identity and national character of youth is developed and tested.

Keywords: folklore, folkloristic, methodology, unwritten languages, nationally oriented education, the non-verbal values of the ethnic culture

Возрождение и развитие национального сознания в последних концепциях модернизации образования обозначена как приоритетная задача демократизации общественных отношений. Решение этой задачи требует создания такого института образования, который был бы способен использовать в полной мере этническую культуру народов России в формировании у молодежи культурной идентичности и национального характера, что позволит сохранить связь поколений.

Наше исследование позволяет определить одной из оптимальных форм такого института национально ориентированное образование как «часть общего и профессионального образования, содержание и формы организации которого позволяют в

полной мере использовать познавательный и воспитательный потенциал этнической культуры» [3, с. 34]. При этом надо иметь в виду, что такие попытки в истории развития образования в нашей стране уже предприняты. Так, в советское время многие малочисленные народы создали свою письменность и школы на родном языке. Они назывались национальными школами. Но постепенно они потеряли свой статус и были заменены школами с изучением родного языка, а не культуры народов. Но культура многогранна и имеет множество взаимосвязанных компонентов. Одним из системообразующих элементов фиксации ценностей культуры является фольклор как «народное творчество, совокупность народных обрядовых действий, включающих словесные, музыкаль-

ные и танцевальные мотивы» [4, с. 855]. Ели совместить такое понятие фольклора с его родовым понятием этнокультуры, то можно получить смысловое представление фольклора как части духовной культуры этноса, включающей словесные, музыкальные, декоративные и танцевальные обрядовые действия и смысловые конструкции. Но в такой формулировке фольклор одного народа не отличается от фольклора другого народа. Чтобы соотнести его с культурой отдельного этноса, народности, национальности, необходимо рассмотреть смысл выражения «обрядовые действия», установленные в обычаях, ритуалах традициях обыденной жизни этноса. ЭтА особенность фольклора хорошо выставлена в пословицах народов Дагестана о ремесле. Каждый народ Дагестана имеет своё специфическое ремесло и в оценке характера человека они придерживаются своего видения мира. Вот некоторые пословицы об оценке ремесла у разных этносов Дагестана:

- только огонь делает железо мягким (даргинская);

- кинжальный мастер - всегда без ножа (лезгинская);

- серебряк - жулик, лудильшик - работник (лакская);

- богатство кончается, ремесло - неисчерпаемо (аварская) [1, с. 28 ].

Сравнение этих изречений показывает, как отображаются в сознании разных народов одни и те же события жизни. Получается, что знакомство детей с фольклором своего народа, отражающим нормы, правила, принципы самобытной жизни, позволит формировать национальное сознание как основу самостоятельного статуса народа. Реальное наблюдение событий жизни, участие в них и размышления над их природой и значением для народа, может послужить основанием этнической идентичности, которую никто не хочет потерять в своей жизни.

Роль фольклора в этом процессе - особенная. В фольклоре информация о жизни народа выражена в уплотненной форме, понимание которого требует вероятностного движения мысли, сопоставительного анализа и размышлений над собственным поведением. А знаковый характер выражения уникальных действий, национального поведения, придающий им смысловой иносказательный характер, заставляет детей

задуматься, пытаться находить их причины и следствия, находить возможность понять самобытность и уникальность народного устного творчества. Именно такие попытки проникновения в ментальность народа могут привести молодежь к этнокультурной идентификации, к пониманию генетических и социальных корней, придающих их поведению устойчивый характер. Глубина такого понимания определяется тем, что фольклор раскрывает народную мудрость, кристаллизует все аспекты культуры и самобытной жизни этноса [5].

Однако в национально ориентированном образовании непосредственно трудно использовать произведения фольклора. Их использование требует целого комплекса мероприятий дидактического характера. К ним относятся, сбор и систематизация фольклорных произведений каждого народа, выявление их познавательного и воспитательного потенциала, определение возможностей их приложения к разным уровням образования, разработку методики изучения разных областей фольклора, подготовку средств и технологий работы с ними и наличие критериев оценки их влияния на культурную идентичность обучающихся.

Мы обратились к изучению исторических традиций и современных концепций рассмотрения роли фольклора в культуре этноса. Так специалисты в области этнической культуры выделяют несколько динамических этапов изучения фольклора:

- синкретический, спонтанно аккумулирующий нравственные, социальные, религиозные, эстетические и бытовые духовные ценности народа (до XVII века);

- собирательный, когда составлялись сборники фольклорных произведений разных народов (до XIX века);

- установочный, когда приводили в систематизацию, типизацию и тематическое расчленение произведений фольклора народов по их видам и направлениям на разные сферы жизни (до середины XX века);

- социокультурный, требующий выявления и разграничения специфики народного менталитета в фольклоре (по настоящее время) [5].

Если проследить динамику развития исследований фольклора на территории Дагестана по этим этапам, то можно обнаружить следующие особенности. Разные народы

Дагестана находятся на разных этапах этого процесса. Так некоторые народы (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы и табасаранцы) еще в 1920-е г. создали письменность и получили возможность фиксировать произведения фольклора в родном грамматическом языке. Для многих других народов, еще не имеющих письменность, фольклор остается истинно устным народным творчеством. До сих пор у них нет средств фиксации фольклорных ценностей. Собирателями и выразителями народной мудрости и эстетических чувств народа в фольклоре остаются мудрецы, исполнители народных песен и ашуги. Уникально в этом аспекте творчество ашугов, которые собирают народные песни или от имени народа сочиняют их, придумывают к ним музыку, сами поют и аккомпанируют, выходят на состязания в мастерстве выражения народного духа в своем творчестве как патриоты своего народа. Собирательный этап в исследовании фольклора у народов Дагестана включает сбор и издание сказок, пословиц, поговорок, изречений, анекдотов и мудрых мыслей. Такие сборники созданы у аварцев, лакцев, даргинцев, кумыков, лезгин, табасаранцев, татов, рутульцев и цахуров в 1960-1970-е г. («Песни народов Дагестана», «Традиционный фольклор народов Дагестана», «Пословицы и поговорки народов Дагестана»).

Установочный этап можно связать с созданием сектора фольклористики при Дагестанском центре РАН для изучения фольклорного наследия народов Дагестана, их этнологических особенностей и взаимосвязи фольклора и литературного творчества. Собранный в этом центре материал можно использовать при составлении учебного пособия по народоведению для национально ориентированного образования.

Социокультурный этап мы связываем с национально ориентированным образованием, содержание и способы обучения которого связаны с использованием этнических особенностей фольклора. Введение в содержание образования фольклора требует учета его конкретной специфики для каждого народа, поскольку конечной целью является формирование идентичности с культурой своего народа у учащихся.

Прослеживание динамики развития фольклористики в Дагестане показывает, что

для народов, имеющих письменность, основа для изучения в школах фольклора как составного компонента культуры уже создана. Фольклорные произведения и конструкции фиксированы в вербальных средствах, которыми могут пользоваться и учителя, и учащиеся. Остается решать проблему подготовки учителей, способных приобщать детей к фольклору отдельного народа и раскрывать его познавательный и воспитательный потенциал. Решение проблемы упирается в нежелание молодых людей идти в такую профессию в связи с ее непрестижностью в современных условиях глобализации информации и образования (этот вывод нами делан на основе анализа результатов приема на факультеты дагестанской филологии университета и педагогического университета).

Социализацией детей у бесписьменных народов занимаются родители в многодетной семье, более опытные люди в роду и селе. Дети сами наблюдают традиционные церемонии на свадьбах, похоронах, праздниках, трудовых процессах [2, с. 137]. Для бесписьменных народов весь этот цикл возрождения и развития фольклористики нужно создавать с самого начала и только на основе невербальных средств сохранения ценностей этнической культуры: устного разговорного языка, наблюдений социальной и бытовой жизни, видео- и аудиозаписей опыта народных мудрецов, ашугов, исполнителей народных песен. Таких народов еще достаточно много и их многоязычие и своеобразие культуры и жизни требует еще учета неповторимости смысловых оттенков мира фольклора.

О том, что глубина мысли и форма ее выражения в пословицах раскрывается только на родном языке, говорит признание исследователя фольклора народов Дагестана А. Ф. Назаревича. Он считал, что многоязычие создает невероятные трудности в попытках проникнуть в художественную ткань фольклора при его переводе на другой язык. При переводе искажается смысл, теряется звучание и возможность самовыражения сказителя [1, с. 12]. Получается так, что сила влияния фольклора на молодежь зависит от реальной связи его с народным духом, родным языком и привычной социальной средой.

Для использования произведений фольклора в учебном процессе необходимо об-

ратиться к его специфике в народном менталитете. Xотя специалисты признают некое единообразие в художественном оформлении произведений фольклора по форме и глубине выражения мысли, у каждого народа они имеют свою специфику. Значит, сохраняя содержательное различие, можно разработать примерную методику изучения фольклора в этнокультурной школе. Анализ научно-лингвистических, философских и педагогических исследований показывает, что в методике изучения фольклора необходимо отражать ряд факторов, позволяющих раскрывать познавательный и воспитательный потенциал фольклора.

Проведенный нами анализ фольклорных произведений народов Дагестана позволяет выделить следующие аспекты этнокультурного потенциала фольклора:

- духовный смысл и уникальность жизни народа;

- глубина мысли, чувств и переживаний, присущих только данному народу в его этнокультурной среде;

- географическое, историческое и социальное содержание фольклора;

- отражение национального стереотипического характера и взаимоотношений людей;

- отражение жизненной полноты потребностей народа;

- допустимое разрушение грамматических и стилистических норм языка ради выражения точности мысли;

- придание особого художественного звучания мыли и даже единичной детали;

- сочетание образности выражения детали, логичности и целостности всей конструкции фольклорного произведения;

- синтез глубинной нравственной правды и сатирической формы ее выражения.

Этими компонентами пронизана каждая форма фольклора: песенного, сказочного, музыкального, танцевального, декоративного или бытового.

Наши научные изыскания и опыт работы по изучению фольклора в сельской школе, где дети лишены возможности учиться на родном языке, поскольку нет письменности, позволили разработать примерную методику, включающую следующие логически связанные компоненты:

1.Определение цели, направленной на формирование этнической идентичности и

национального характера учащихся.

2.Создание содержания из более значимых и глубинных по форме выражения мысли фольклорных источников и их дидактическая обработка по выделению познавательных и воспитательных возможностей.

3. Подготовка средств изучения фольклорных произведений в словесной форме для народов, имеющих письменность и в невербальной для бесписьменных народов.

4. Использование специфических способов понимания и объяснения мира в мен-тальности народа при изучении фольклорных конструкций.

5. Тренинг по самовыражению учащихся в различных ролях фольклорных конструкций и персонажей.

6. Формирование метапредметных умений в оценке фольклорных произведений и определение их значимости в выражении национального характера.

7.Наблюдение обрядовых самобытных событий жизни народа и социальная закалка учащихся в проявлении особенностей национального характера.

8. Оценка качества влияния описанной методики изучения фольклора на этническое сознание, идентичность и ментальные черты характера.

Эта методика была апробирована в экспериментальной работе в сельских школах, где учатся дети бесписьменных народов аварской группы в Дагестане. Для этого были организованы экспедиции студентов факультетов дагестанской филологии в горные села и собран фольклорный материал по обрядовым традиционным событиям жизни этих народов в форме аудио- и видео записей на устных разговорных языках. Параллельно этим были разыграны традиционные ситуации песенного, танцевального, музыкального и декоративного жанров народного фольклора; скопированы народные орнаменты домов, одежды и бытовой утвари; сделаны аудио записи сказок, былин, благопожела-ний, притч, проклятий, басен, шуток, гаданий, примет на устном разговорном языке, известные в культуре и традициях народа.

Совместно с инициативными учителями и преподавателями университета этот материал был дидактически обработан и подготовлен для изучения в школе. По разработанной нами методике, используя диа-

логовые технологии раскрытия уплотненной мысли и специфики художественного оформления, было организовано изучение фольклора на уроках народоведения. Критериями оценки эффективности влияния фольклора на этническую идентичность и национальный характер школьников стали: проявление интереса к фольклору, вопросы по содержанию и значению пословиц, споры о роли традиций в современных условиях жизни, желание выбрать и исполнять роли в фольклорных произведениях, предложения по созданию фольклорного фонда народа и своего письменного языка.

В результате такой работы удалось доказать, что этнокультурная идентичность и народный патриотизм являются изначальными базовыми ценностями для любого человека и способствуют выходу учащихся на интерактивный диалог с другими культурами на других уровнях образования и межнационального общения.

Обобщение материалов нашего исследования приводит к некоторым научно-методическим положениям, позволяющим формировать методологию национально ориентированного образования:

1.фольклор является системообразующим компонентом содержания национально ориентированного образования, поскольку интегрирует почти все ценности этнической культуры и опыта традиционной жизни;

2. включение фольклора в содержание национально ориентированного образования требует изучения динамики его становления и развития;

3. для бесписьменных народов фольклор-

ные произведения можно собирать и использовать в учебном процессе в форме невербальных аудио- и видео средств;

4. уплотненность информации и особые приемы художественного оформления произведений и конструкций фольклора дают широкий простор использованию в учебном процессе интерактивных технологий;

5. использование фольклора в учебном процессе требует особой методики с использованием обобщенных приемов его изучения с сохранением разнообразия этнического содержания и выражения мысли;

6. оптимальной формой формирования национального характера и этнической идентификации молодежи является национально ориентированное образование.

Библиографический список

1. Назаревич А. Ф. Пословицы и поговорки народов Дагестана. - Махачкала: Эпоха, 2006. -112 с.

2. Нурмагомедова Р. М., Нюдюрмагоме-дов А. Н. Традиции и тенденции развития национальных систем педагогического образования // Сибирский педагогический журнал, 2010. -№ 9. - С. 135-142.

3. Нюдюрмагомедов А. Н. Национально ориентированное образование: сущность и перспективы развития // Традиции и тенденции развития национально ориентированного образования. -Махачкала: Изд-во ДГУ, 2010. - С. 32-38.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. - 944с.

5. Шоглева Е. В. Интерпретационные возможности фольклора [Электронный ресурс] // URL: http:www nii-etno.ru /pages/11-2009/25 (дата обращения: 16.06.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.