Научная статья на тему 'Факторы развития поликультурного воспитания в современных условиях'

Факторы развития поликультурного воспитания в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / СМЫСЛ ФОЛЬКЛОРА / КУЛЬТУРА БЕСПИСЬМЕННЫХ НАРОДОВ / CULTURAL DIFFERENCES / DIALOGUE OF CULTURES / INTERETHNIC COMMUNICATION / YOUTH SUBCULTURE / MEANING OF FOLKLORE / CULTURE OF PEOPLES WITHOUT WRITING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаджиев Сайдхасан Магомедович

В статье показано, что межкультурное взаимодействие направлено на взаимопонимание, а воз-можности развития поликультурного воспитания обусловлены диалогом культурных различий с внутренней культурой личности. Представлены специфические факторы диалога культурных различий, развертывания смысла фольклора, изучения культур бесписьменных народов, межна-ционального общения и молодежных субкультур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF MULTICULTURAL EDUCATION DEVELOPMENT IN MODERN CONDITIONS

The article shows that intercultural interaction is aimed at mutual understanding, and the opportunities for developing multicultural education are conditioned by the dialogue of cultural differences with the internal culture of the individual. Specific factors of the dialogue of cultural differences, development of the meaning of folklore, study of cultures of peoples without writing, interethnic communication and youth subcultures are presented

Текст научной работы на тему «Факторы развития поликультурного воспитания в современных условиях»

С.М. Хаджиев

(Грозный)

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

FACTORS OF MULTICULTURAL EDUCATION DEVELOPMENT

IN MODERN CONDITIONS

В статье показано, что межкультурное взаимодействие направлено на взаимопонимание, а возможности развития поликультурного воспитания обусловлены диалогом культурных различий с внутренней культурой личности. Представлены специфические факторы диалога культурных различий, развертывания смысла фольклора, изучения культур бесписьменных народов, межнационального общения и молодежных субкультур.

Ключевые слова: культурные различия, диалог культур, межнациональное общение, молодежные субкультуры, смысл фольклора, культура бесписьменных народов.

The article shows that intercultural interaction is aimed at mutual understanding, and the opportunities for developing multicultural education are conditioned by the dialogue of cultural differences with the internal culture of the individual. Specific factors of the dialogue of cultural differences, development of the meaning of folklore, study of cultures of peoples without writing, interethnic communication and youth subcultures are presented.

Keywords: cultural differences, dialogue of cultures, interethnic communication, youth subculture, meaning of folklore, culture of peoples without writing.

Открытость социокультурной среды в сочетании с интерактивностью личности и нелинейным непредсказуемым характером взаимоотношений между людьми в обществе предопределяют необходимость создания новых форм и структур системы поликультурного воспитания. Порог устойчивости этих взаимоотношений, достигаемый с помощью общественного сознания и флуктуациями в индивидуальных запросах личности, приводит систему к неустойчивому динамическому состоянию, которое становится стимулом к ее развитию. В связи с этим можно предположить, что диалог представителей разных культур в интерактивной межкультурной среде может иметь значимый потенциал для развития поликультурного воспитания.

Анализ духовно-нравственных ценностей разных культур показывает, что их

взаимодействие между собой и внутренней культурой личности имеет несколько аспектов развития. В связи с этим методологическим основанием поликультурного воспитания целесообразно взять классификацию культур М. Мид [1].

Так, в постфигуральных культурах, отстаивающих сохранение традиционных ценностей этнические культуры, поликультурное воспитание становится средством возвращения внутренней культуры молодежи к историческому устойчивому прошлому. В них противоречие между традиционными ценностями и нормами жизни и стремлением молодежи к свободе выбора стиля поведения становятся движущей силой поликультурного воспитания.

Однако попытки возвращения жизни современной молодежи к нормам прошлой жизни своего народа могут привести и к экс-

тремизму молодежи, который оборачивается большим бедствием общества. В современном представлении в кофигуральных культурах, отстаивающих приоритет корпоративных культурных ценностей, механизмы развития направлены на достижение устойчивости внутригрупповой атмосферы и взаимоотношений. Здесь необходимо рассматривать все виды субкультур молодежи, а не только ценности этнических культур. Но кроме сохранения традиций в этой области культур активно работают механизмы релятивизма культур, которые обеспечивают стремление молодежи к собственным ориентирам жизненного стиля.

В профигуральных культурах интерактивность направлена на взаимопонимание через диалог опыта взрослых и претензий молодежи. При этом старшие стараются вникать в культурные претензии внутренней культуры молодежи. В случае компромисса интересов поликультурное воспитание приходит к своему устойчивому состоянию. В случае сохранения противоречий и конфликтов возникает бунт молодежи, который требует от педагогов перестраивать свои технологии и характер педагогического взаимодействия, и поликультурное воспитание приходит к новому, более высокому качественному состоянию.

В исследовании выявлен уникальный аспект проблемы поликультурного воспитания, когда народы еще не фиксировали ценности своей культуры в печатных графических средствах в связи с отсутствием письменности, что затрудняет межкультурное взаимодействие. Полевой материал, собранный в рамках исследования, показывает, что более двадцати малочисленных бесписьменных народов аварской группы в Республике Дагестан встречаются с такими затруднениями. Ценности культуры и нормы традиционного образа жизни этих народов доступны для контактов и изучения только непосредственно в социокультурной среде в нескольких населенных пунктах республики. Поликультурное воспитание у этих народов пока идет в принуждении их к ассимиляции в аварскую культуру. В школах как родной язык они изучают аварский

язык, хотя у них есть своя родная разговорная речь.

В школьных программах нет ничего об их культуре. Социализация идет в непосредственном общении в семье, селе в соответствии с нормами образа жизни этих народов. В средствах массовой информации нет передач о жизни и культуре этих народов. Интеллигенция этих народов не настаивает на поиске средств сохранения и развития своей культуры, не ищет средства развития культуры, у них не было институтов организованного приобщения молодежи к ценностям культуры. Но удивительно и парадоксально, что даже в таких условиях изоляции и давления более распространенных культур в первозданном и уникальном виде сохраняются ценности этнической культуры. Развитие поликультурного воспитания и взаимодействия их культуры с культурой иных народов Дагестана, России и мировой культуры возможно через аудио- и видеосредства, позволяющие сделать доступными ценности их культуры и события традиционного образа жизни.

Опыт межкультурного взаимодействия показывает, что в этнокультурном воспитании цель и сам процесс взаимодействия направлены на приобщение молодежи к традиционным культурным ценностям. В поликультурном воспитании неизбежен диалог культурных различий с внутренней культурой отдельных представителей разных культур, через который они должны прийти к межкультурному согласию [2, с. 444].

Но время все меняет, в том числе и культурные ценности и нормы жизни людей. Соответственно поликультурное воспитание в любой области культуры нуждается в качественных изменениях, только в одном случае оно может прийти к устойчивому состоянию через развитие, а в другом приходит к неустойчивости, которая может служить условием дальнейшего развития. В любом случае культурные различия становятся движущими силами его развития через актуализацию, сравнение, оценку и обобщение знаний о значимости культурных ценностей в жизни народов и отдельного человека.

Инновации неизбежны и необходимы для развития культуры и одновременно помогают отмежеваться от традиций, неадекватных новым социальным условиям. Но такие новшества не могут возникать спонтанно, из ничего, а требуют сохранения традиций как базового ядра, на которое мог опираться инновационный процесс. Для инновационного роста культуры необходим механизм, который преодолевал бы консервацию традиции, но при этом не разрушал бы сами основы традиционных представлений [3, с. 70].

Таким примером могут послужить идеи этнофутуризма о сохранении традиционных ценностей культуры, связав их с современными технологиями массовой культуры, которым присущи такие механизмы развития, как взаимодействие, диалог, открытость творчества, воображение и свобода человеческой мысли. Однако они попадают в ловушку массовой культуры постмодернизма, которая не имеет своих устойчивых духовных ценностей, и процесс развития может привести к потере этнических культур или к их изоляции [4]. Но при этом необходимо помнить, что своеобразие каждой культуры может быть оценено только, исходя из собственных принципов, а не из универсальных критериев [5].

Собственные принципы каждой культуры уникальны и различны, и они могут стать движущими силами межкультурного диалога в поликультурном воспитании. Эти непреходящие уникальные для каждой культуры принципы необходимо использовать в поликультурном воспитании как базовое ядро, на котором можно строить межкультурные диалоги молодежи. Поиск и реализация механизмов такого диалога должны вывести поликультурное воспитание на новый, более качественный уровень своего развития.

Развитие поликультурного воспитания также связано с закономерностями межнационального общения через сложившиеся в разных культурах духовно-нравственные ценности, формирование чувств и опыта межкультурного взаимодействия, а также воспитание гражданского патриотизма у

представителей разных субкультур в одной стране [6, с. 138]. Педагоги в таких ситуациях будут вынуждены искать разные способы выбора адекватной реакции при согласовании позиций представителей разных народов по отношению к общим целям развития страны. Реальные условия межкультурного взаимодействия в среде массовой культуры возникают в группах с многонациональным составом учащихся. Такие исследования велись в рамках учета в обучении особенностей восприятия и размышлений учащихся разных национальностей в условиях Республики Дагестан [7]. Однако они ограничились решением проблем изучения родных языков детьми в рамках единых образовательных программ. А проблемы взаимодействия культур и организации поликультурного воспитания не были затронуты.

Большие резервы развития поликультурного воспитания содержат фольклорные диалоги представителей разных субкультур. Фольклор как один из значимых элементов культуры представляет интерес для организации социальных диалогов в связи с тем, что в нем фиксированы и сохранились в первозданном виде «народное творчество, совокупность народных обрядовых действий, включающих словесные, художественные, музыкальные и танцевальные мотивы» [8 с. 855]. Фольклорный материал содержит в себе механизмы стимулирования размышлений, обобщений, выявления разных смыслов и комментариев, которые вызывают разные мнения и диалог в различных группах молодежи [9].

В многокультурных социальных группах такие механизмы расширяются еще и механизмами культурных различий, которые приводит поликультурное воспитание в интерактивное состояние. Именно на этой исходной инстанции можно строить диалоги современной и традиционной жизни народов и культурных сообществ. Фольклорные диалоги требуют от педагогов обращения к технологиям артпедагогики, что совершенно перестраивает педагогический процесс и ориентирует его на смысловой и интерактивный аспект взаимодействия учащихся с фольклорными произведениями. Для этого

можно использовать несколько направлений фольклора с применением технологий артпедагогики: изучение народной мудрости и остроты мысли, развивающий потенциал сказок, пословиц, поговорок, фольклорной музыки, песен и танца с сопровождением национальной или субкультурной атрибутики.

Инновационная среда поликультурного воспитания возникает в области молодежных субкультур. Молодежные субкультуры многие исследователи и общественные движения считают «лабораториями для социального творчества» [10]. Стремление к утверждению своих культурных различий в них становится фактором развития их деятельности. А поликультурное воспитание, направленное на достижение их взаимопонимания с традиционной культурой, также требует развития. В качестве движущих сил развития поликультурного воспитания в области взаимодействия молодежных субкультур можно использовать свойственные им активность и действенность, эмоциональность в поведении, отношениях, оценке своих действий, претензиях к другим культурам [11, с. 133]. Организаторы поликультурного воспитания в молодежных субкультурах непременно встретят также поддержку восприимчивости молодежной субкультуры ко всему новому, мобильному, прогрессивному, стремление к диалогическому взаимодействию.

Для реализации интерактивного потенциала поликультурного воспитания необходимо учитывать следующие специфические особенности:

- противоречие культурных различий с консервативностью и относительной независимостью уникальных субкультурных ценностей становятся движущими силами;

- открытое или неявное давление более распространенной культуры на стремление малочисленных народов к сохранению норм традиционного образа жизни и развитию своей культуры вызовет интерес и стремление молодежи к культурной идентичности;

- необходимость утверждения приоритета поликультурного воспитания перед

образованием в регионах компактного проживания этносов, сохранивших традиционный, умеренный и спокойный образ жизни и ценности своей культуры, потребует от педагогов расширения внеурочной деятельности школы;

- использование потенциала диалога культурных различий в многокультурных молодежных группах, что станет движущей силой их активности в межкультурных диалогах;

- неизбежность сочетания этноцентризма и этнорелятивизма в межкультурном диалоге затронет жизненные запросы молодежи и поможет ей осознанно относиться к своему поведению в традиционной и поликультурной социальной среде;

- использование межкультурного взаимодействия в диалоге субкультур не для изменения идентичности, а для признания общечеловеческих духовно-нравственных ценностей позволит убедить молодежь в значимости в жизни каждого человека общечеловеческих духовно-нравственных ценностей;

- взаимодействие массовой культуры с этническими и субкультурами в глобальном образовании позволит формировать у молодежи умения сравнения и оценки высокого воспитательного потенциала уникальных ценностей этих культур.

Литература

1. Мид М. Культура и мир детства / пер. с англ. - М.: Наука, 1988. - 134 с.

2. Зайко (Суханова) М.А. Традиции и инновации в культуре // Серия «Symposium», Инновации и образование. Выпуск 29 / Сборник материалов конференции. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. - 2003. - C. 443-446.

3. Хаджиев С.М., Нюдюрмагомедов А.Н. Культурные различия как основа поликультурного воспитания // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017 - № 4 (58), часть 3. - С. 67-70.

4. Хейнапуу А. Кривая этнофутуризма идет в бесконечность / Перевод из газеты Eesti Ekspress [Электронный ресурс] - URL: http://suri.ee/etnofutu/texts/krivaja.htm (Дата обращения 25.05.2016)

5. Концепция культурного релятивизма [Электронный ресурс] - URL: https://www.syl.ru/ article/358494/kontseptsiya-kulturnogo-relyativizma (Дата обращения 25.02.2018)

6. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория и практика: моногр. - Махачкала, 1998. - 226 с.

7. Уладиева М.А. Методика обучения русскому произношению в начальных классах с многонациональным составом учащихся Республики Дагестан: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Махачкала, 2003. - 178 с.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

9. Фольклор - устное народное творчество. Особенности фольклора [Электронный ресурс] - URL: licey.net/free/12analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_ dlya_sochinenii/53-neissyakaemyi_istochnik_ustnoe_narodnoe_ tvorchestvo/stage (Дата обращения 25.02.2018)

10. Будущие поколения - национальное достояние России. Программный документ XIII всемирного русского народного собора [Электронный ресурс] - URL: http://www. pravmir.ru/budushhie-pokoleniya-nacionalnoe-dostoyanie-rossii-programmnyj-dokument-xiii-vsemirnogo-russkogo-narodnogo-sobora (Дата обращения 25.01.2018)

11. Мосиенко Л.В. Молодежная субкультура и диалог // Высшее образование в России. -2011. - №1. - С. 132-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.