Научная статья на тему 'Специфика интеграции культур в поликультурном воспитании'

Специфика интеграции культур в поликультурном воспитании Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
389
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / СУБКУЛЬТУРА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / УНИКАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ / ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУР / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕНТАЛЬНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭТНОРЕЛЯТИВИЗМ / КАРТИНА МИРА / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / POPULAR CULTURE (MASS CULTURE) / UNIQUE VALUES OF THE CULTURE / INTEGRATION OF CULTURES / MULTICULTURAL EDUCATION / MULTICULTURAL SPACE / MENTALITY / GLOBALIZATION / ETHNORELATIVISM / WORLDVIEW / DIALOGUE OF CULTURES / MULTICULTURAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хаджиев Саидхасан Магомедович

Воспринимая культуру как любые ценности общества, созданные мыслью или действиями человека, можно утверждать, что человек всегда живет в поликультурном социальном пространстве. Поликультурное пространство включает в себя при этом культурные ценности разных порядков: общечеловеческие, этнические, субкультурные и нормы обыденной жизни людей. В данной статье проведен анализ разных концепций интеграции культур, который позволил выявить более продуктивные направления реализации механизмов воспитания добродетельных качеств молодежи в условиях поликультурной социальной среды. При анализе различных научных концепций обращено внимание на механизмы: глобализации культур, массовой культуры, этнического разнообразия культур, ментальных побудительных факторов, субкультур, формирования картины мира человека, становления норм и отношений обыденного сознания народов, этнофутуризма, феномена культуры «новых русских» и детей Индиго и создания средств сохранения культур бесписьменных народов. В результате анализа более продуктивными направлениями интеграции культур в поликультурном воспитании определены: сохранение автономии и признание уникальных различий любой субкультуры, окультуривание молодежи в области общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и развертывание интеграционных процессов и диалогов в области аналогичных, близких, но имеющих для разных культур разный смысл и значимость культурных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF INTEGRATION OF CULTURES IN THE MULTICULTURAL EDUCATION

Perceiving a culture as a value of the society which was created by human's mind and actions, we can say that person always lives in multicultural social space. Multicultural space includes in itself different cultural values: universal (common to all mankind), ethnic, subcultural and norms of people's ordinary life. In this article different conceptions of integration of cultures are analyzed, it helps to reveal productive directions of realization of mechanisms for educating of virtuous qualities of young people in the multicultural social environment. During the analysis of different scientific conceptions author paid attention to different mechanisms such as globalizations of cultures, popular culture, ethnic variety of cultures, mental factors, subcultures, worldview's formation and formation of norms and relations of people's ordinary consciousness, ethnofuturism, culture's phenomenon "new Russians" and Indigo children and creating conditions in order to save cultures of the people with unwritten language. As a result of analysis of the multicultural education, productive directions of the integration of cultures were identified: saving the independence and recognizing the features of any subculture as something unique, cultivating young people according to spiritual, moral values and in the same time we should remember and think about different sense and meaningfulness of values for different cultures.

Текст научной работы на тему «Специфика интеграции культур в поликультурном воспитании»

педагогические науки

Хаджиев Саидхасан Магомедович СПЕЦИФИКА ИНТЕГРАЦИИ КУЛЬТУР ...

УДК 37.035.6

СПЕЦИФИКА ИНТЕГРАЦИИ КУЛЬТУР В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ

© 2016

Хаджиев Саидхасан Магомедович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Чеченский институт повышения квалификации работников образования (364049, Россия, Грозный, улица Л. Яшина, 20, e-mail: khadzhiev.76@mail.ru)

Аннотация. Воспринимая культуру как любые ценности общества, созданные мыслью или действиями человека, можно утверждать, что человек всегда живет в поликультурном социальном пространстве. Поликультурное пространство включает в себя при этом культурные ценности разных порядков: общечеловеческие, этнические, субкультурные и нормы обыденной жизни людей. В данной статье проведен анализ разных концепций интеграции культур, который позволил выявить более продуктивные направления реализации механизмов воспитания добродетельных качеств молодежи в условиях поликультурной социальной среды. При анализе различных научных концепций обращено внимание на механизмы: глобализации культур, массовой культуры, этнического разнообразия культур, ментальных побудительных факторов, субкультур, формирования картины мира человека, становления норм и отношений обыденного сознания народов, этнофутуризма, феномена культуры «новых русских» и детей Индиго и создания средств сохранения культур бесписьменных народов. В результате анализа более продуктивными направлениями интеграции культур в поликультурном воспитании определены: сохранение автономии и признание уникальных различий любой субкультуры, окультуривание молодежи в области общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и развертывание интеграционных процессов и диалогов в области аналогичных, близких, но имеющих для разных культур разный смысл и значимость культурных ценностей.

Ключевые слова: культура, субкультура, массовая культура, уникальные ценности культуры, интеграция культур, поликультурное воспитание, поликультурное пространство, ментальность, глобализация, этнорелятивизм, картина мира, диалог культур, поликультурное поведение.

THE SPECIFICS OF INTEGRATION OF CULTURES IN THE MULTICULTURAL EDUCATION

© 2016

Khadzhiev Saidkhasan Magomedovich, Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor at the Department of «Pedagogy and Psychology» Chechen Institute of educators' training (364049, Russia, Grozny, L. Yashin st., 20, e-mail: khadzhiev.76@mail.ru)

Abstract. Perceiving a culture as a value of the society which was created by human's mind and actions, we can say that person always lives in multicultural social space. Multicultural space includes in itself different cultural values: universal (common to all mankind), ethnic, subcultural and norms of people's ordinary life. In this article different conceptions of integration of cultures are analyzed, it helps to reveal productive directions of realization of mechanisms for educating of virtuous qualities of young people in the multicultural social environment. During the analysis of different scientific conceptions author paid attention to different mechanisms such as globalizations of cultures, popular culture, ethnic variety of cultures, mental factors, subcultures, worldview's formation and formation of norms and relations of people's ordinary consciousness, ethnofuturism, culture's phenomenon "new Russians" and Indigo children and creating conditions in order to save cultures of the people with unwritten language. As a result of analysis of the multicultural education, productive directions of the integration of cultures were identified: saving the independence and recognizing the features of any subculture as something unique, cultivating young people according to spiritual, moral values and in the same time we should remember and think about different sense and meaningfulness of values for different cultures.

Keywords: Culture, popular culture (mass culture), unique values of the culture, integration of cultures, multicultural education, multicultural space, mentality, globalization, ethnorelativism, worldview, dialogue of cultures, multicultural behavior.

В современных условиях глобализации социальных связей разных народов и доступности любой информации взаимодействие культур становится одним из механизмов, обеспечивающих как взаимопонимание разных народов, так и их стремление к сохранению самобытности и уникальности менталитета и культуры. Важность сохранения и разнообразия культур отмечена в Конвенции ООН об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения [1] и Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии [2]. При этом самой благополучным вариантом такого взаимодействия является интеграция культур, обеспечивающая состояние внутренней целостности, согласованности между ее разными элементами и потребностью во взаимодействии с иными культурами. Такое взаимодействие как внутри культуры, так и между разными культурами в современных условиях происходит в поликультурном социальном пространстве, региональные аспекты которого выражены в Концепции развития поликультурного образования Чеченской Республики [3]. Выявление и оценка механизмов интеграции культур в таком пространстве требует обращения к разным культурологическим позициям.

Так сторонники глобализации культуры (Г.Д.Вершинина, Э.Гидденс) считают, что открытость границ для культурного влияния приведет к обмену положительным опытом, обогащению и поднятию на высо-

кий уровень собственной культуры каждого народа [4]. Одновременно они напоминают, что процессы глобализации культуры могут привести к культурному истощению за счет унификации, стандартизации, распространения одинаковых культурных образцов по всему миру в ущерб национальным и субкультурам [5].

В научной теории культуры Б.Малиновского наоборот доказано, что основой целостного существования и развития культуры является первичное побуждение, которое работает на протяжении всех фаз развития и приводит человека к принятию ценностей своей национальной культуры [6]. Впоследствии такое побуждение названо ментальностью, которая выражает «своеобразие проявления группового сознания в историческом времени и географическом пространстве относительно определенного уровня субъектности» [7]. Многие исследователи именно ментальность определяют сущностной уникальной характеристикой национального сознания и культуры. Однако ментальность исследователи пока не связывают с субкультурами, и пока не ясна ее роль в механизмах взаимодействия субкультур с родовой культурой.

В теории субкультурной стратификации (А.Я.Гу-ревич, Ю.В. Осокина, К.Б. Соколов) [8,9] таким побуждением определено представление о картине мира человека и о делении общества на субкультуры, различающиеся особенностями своих картин мира. Первым

Хаджиев Саидхасан Магомедович педагогические

СПЕЦИФИКА ИНТЕГРАЦИИ КУЛЬТУР ... науки

основанием такого методологического положения в этой теории считают несовершенство культуры в своей целостности, которое допускает наличие совокупности взаимодействующих субкультур. Субкультура при этом понимается как система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры [10]. Для обеспечения целостности необходимо учитывать особенности входящих в нее субкультур и специфику их взаимодействия в процессе движения культуры к своей целостности.

Другое основание утверждает, что представители любой культуры и на уровне входящих в нее субкультур неизбежно объединены общим миропониманием, общей «картиной мира», которая для них является базисной уникальной характеристикой.

Еще одним основанием обеспечения целостности культуры представлена возможность изучения предпочтений каждой культуры как способа оценки ее уникальности и уровня развития.

Считается, что, изучая эти предпочтения в разных проявлениях и разными методами, можно выявить существенные характеристики жизни социума и входящих в нее субкультур [11].

В научных исследованиях наблюдается и интегральная позиция, в которой утверждается наличие в каждой реально существующей культуре общечеловеческих ценностей, оцениваемых в мировой культуре. Сторонники такой позиции считают, что отделить их невозможно, но и отождествление не оправдано, поскольку при этом теряются реальные аспекты культурного диалога и человеческого общения [12]. Признается, что «субкультуры склонны отгораживаться и друг от друга, и от массовой культуры, устанавливать строгие границы, в рамках которых работают другие представления и приоритеты» [13]. В этом аспекте определенный интерес представляет исследование Е. Г.Щекиной, в котом выявлены специфические характеристики культуры новых русских. К числу таких характеристик она относит стремление к высокому социальному положению, власти, накопительству, богатству, развлекательность, праздность и демонстративное поведение, которые привели к антикультуре [14]. Наблюдаемые в российском обществе антисоциальные явления в поведении более обеспеченной «золотой молодежи» объясняется тем, что основным свойством любой субкультуры является стремление ее носителей распространять идеологизированные концепты за пределы той системы, которую данная идеология уже охватывает [15].

Проведенный анализ позволяет утверждать, что для глобальной культуры более характерны обобщенные функции ценностей и норм поведения человека, а национальные культуры и субкультуры пытаются сохранять свою изначальную ментальность и первичное побуждение, которые составляют уникальные элементы каждой культуры. Действительно, такие различия имеют объективный характер. Значит, в процессах интеграции культур эти характеристики должны сохранять свою автономность в сфере влияния поликультурного социального пространства. К ним многие исследователи этнических культур относят ценности обыденного сознания и обычаи, поскольку они возникают спонтанно по мере возникновения потребностей и средств их удовлетворения. К ним также относятся национальный характер и стереотипы как наиболее устойчивые черты сознания и отношений представителей разных культур [16]. В социальной практике, как правило, эти элементы культуры используют для описания портрета типичного представителя той или иной культуры. Некоторые исследователи эти элементы традиционного образа жизни народов не относят к культурному пласту, поскольку они не являются результатом целенаправленного созидательного процесса. Считают, что они возникали в ходе проб и 284

ошибок и утверждались в ходе длительного опыта жизни и общения народа. Однако анализ и обобщение полевого материала об отношениях народов в Чеченской республике и Республике Дагестан показали, что народы, особенно малочисленные более близким, понятным и уникальным для себя считают именно эти атрибуты жизни, и они всячески пытаются их сохранять в диалоге с культурой других народов.

На этом фоне особое место занимает массовая навязчивая и часто развлекательная культура как результат интеграции культур, учитывающая веяние времени и запросы разных слоев общества. Однако массовая культура, пытаясь подстраиваться под общественные и временные запросы, не заботится об устойчивых уникальных элементах и ценностях. Ей постоянно приходится быть в поиске выбора способов, технологий и средств влияния на сознание людей. Ее продукцией пользуется масса людей, принадлежащих различным субкультурам, но она не является общечеловеческой культурой, поскольку не придерживается общечеловеческих ценностей и известных закономерностей интеграции культур и норм творчества и оценки. Но поскольку она имеет свое устойчивое влияние на разные культуры и поведение людей, в интеграции культур необходимо учитывать и механизмы их взаимодействия.

Уникальным случаем интеграции культур можно считать поликультурное пространство культуры бесписьменных народов Дагестана (андийцы, ахвахцы, ба-галалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, каратинцы, тинцинцы, хваршинцы, цезы, ча-малалы), культурные ценности которых не фиксированы, а доступны другим культурам только в виде материальных ценностей или в процессе реальных наблюдений в социокультурной среде обитания этих народов. Но и в этом аспекте проведено исследование, в котором предложены технологии изучения ценностей культуры этих народов в Республике Дагестан на основе аудио и видеоматериалов. В результате исследования установлено, что интеграция культур этих народов проходит многоступенчато. Она включает: возрождение и развитие ценностей собственной культуры среди молодежи (ин-культурация), интеграция с культурой народа титульной культуры (аварской), интеграция с дагестанской культурой, интеграция с российской национальной культурой и интеграция с мировой культурой через средства массовой культуры и содержание образования, построенного на общечеловеческих ценностях культуры [17, с. 35-36]. Продуктивность таких процессов межкультурной интеграции некоторые исследователи правомерно связывает с общей региональной и национальной идеей как консолидирующим фактором развития общества [18, с. 103].

Еще одной особенностью интеграции культур малочисленных народов являются массовое переселение жителей сельских поселений в города, ослабляющее этнокультурные связи, развивающие этнорелятивист-ские тенденции в этнических культурах. В городских условиях жизни расширяется и сфера влияния на молодежь различных субкультур по интересам. Проведенное в рамках исследования тестирование, направленное на выявление отношений школьников к роли культур в их идентификации, выявлено, что значительное число учащихся городских школ уже не говорят на родном языке, но признают свою принадлежность к какому-то этносу по этнониму и по знакомству с народными традициями. Эти результаты еще раз подтверждают значимость мен-тальности в формировании культурной идентичности и в поликультурном общении молодежи.

Одним важным аспектом, касающимся уникальной части ценностей субкультур являются непрерывно происходящие в них релятивистские процессы, которые меняют, переосмысливают, переоценивать установившиеся традиционные нормы отношений. Уникальный путь интеграции традиционных культур в современную жизнь народов предложен в теории этнофутуристов, АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)

педагогические науки

Хаджиев Саидхасан Магомедович СПЕЦИФИКА ИНТЕГРАЦИИ КУЛЬТУР ...

предлагающих интегрировать ценностный смысл традиционных ценностей и современных технологий массовой культуры [19]. Однако представители этой теории под ширмой инновационного развития культуры пытаются решать задачи доказательства уникальности своей культуры, которые могут мешать интеграции культур и ведут к этноцентризму.

Как известно интеграция культур происходит через общение и деятельность конкретных представителей этих культур и в характеристике механизмов интеграции необходимо учитывать их личностные характеристики. В последнее время в философских и психологических исследованиях [20,21,22] широко обсуждается проблема детей индиго, отличающихся особыми природными и социальными претензиями. Исследователи отмечают, что у них наблюдается повышенный уровень интеллекта и интуиции, меньше склонности к соперничеству и больше тяги к групповому сотрудничеству, эмпатиче-ские способности узнавать чувства и нужды других [20, с. 13]. Их не причисляют к конкретной этнической группе, отдельной субкультуре, что можно использовать как фактор инициирования группового согласия в межкультурных диалогах.

Резюмируя анализ различных концепций интеграции культур, можно выделить три более продуктивных направления их взаимодействия в поликультурном социальном пространстве. Интеграция культур в области уникальных культурных ценностей должны работать механизмы сохранения автономии этих ценностей и принятия молодежью их разнообразия в разных культурах. Здесь функционируют механизмы естественного релятивизма культур. Интеграция культур в области общечеловеческих ценностей, которые есть в каждой субкультуре, имеет характер окультуривания, воспитания добродетельных качеств, отношений и поведения молодежи. Механизмы реальной интеграции культур в полном объеме работают в их диалоге в области близких, аналогичных ценностей и различий в их смысловом значении для представителей разных культур. Здесь происходит поликультурное воспитание.

Ориентация поликультурного воспитания на механизмы интеграции культур помогает молодежи создавать собственный смысл в ценностях разных культур, под влиянием которых она находится, и строить адекватные отношения и поведение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конвенция ООН об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения // http://www. conventions.ru/view_base .php

2. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2 ноября 2001 г.) // http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/cultural-diversiti

3. Концепция развития поликультурного образования // irort.ru/737

4. Вершинина И.А. Глобальный мир - глобальная культура // http://rusnauka.com/4_SND_2009/ Politologia/40282.doc.htm

5. Глобализация культуры // http://countries.ru/li-brary/theory/cultglob.htm

6. Малиновский Б. Научная теория культуры // http://www.fedy-diary.ru/html/112010/08112010=01a.html

7. Иванова Т.В. Ментальность, культура, искусство //http://ecsocman. hse.ru/data/700/419/1218/17.pdf

8. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры Введение. "Картина мира" средневекового человека // http://cl.rushkolnik.ru/docs/8261/index-12190.html?page=2

9. Соколов К.Б.Человек — это его картина мира» // http://www.rfbr.ru/rffi/ru/books /o_15548

10. Субкультуры в культуре //http://textb.net/30/64. html

11. Культурология: субкультуры; «картина мира» // http://www.diary.ru/~bespoleznoe-znanie/p135147728. htm?oam

12. Национальные культуры и культура обще-

человеческая // http://uchebnikionline.com/filosofia/

filosofiya__petrushenko_vl/natsionalni_kulturi_kultura_

zagalnolyudska.htm

13. Субкультура//http://psyoffice.ru/5-enc_philosophy -9131.htm

14. Щекина Е. Г. Субкультура новых русских предпринимателей // http://www.dissland.com/catalog/subkul-tura_novih_russkih_predprinimateley. html

15. Ильин А.Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры) // http://nashaucheba.ru/ v44238

16. Ментальность и национальный характер: коммуникативные проблемы и возможности // http://www.rad-news.ru/ментальность-и-национальный характер

17. Нюдюрмагомедов А.Н. Джамалова Б.Б. Взаимодействие общечеловеческой и этнической культуры в национально ориентированном образовании // Европейский журнал социальных наук. 2013. № 11 (38). Т. 1. С. 30-43

18. Маллаев Д.М. Национальная идея в образовании как консалидирующий фактор полиэтнического социума //Проблемы национально ориентированного образования для бесписьменных народов. М.: РПА Минюста России, 2014. 214с.

19. Хейнапуу А. Кривая этнофутуризма идет в бесконечность /Перевод из газеты Eesti Ekspress // http://suri. ee/etnofutu/texts/krivaja.htm

20. Этуотер П.М.Х. За пределами детей индиго: Новые дети и наступление пятой эры / Пер. с англ. - М.: Изд-во «София», 2007. 320с.

21. Земун Ю. Восьмой день творения. Дети Индиго: факторы, прогнозы. Спб.: ИД «Афина», 2007. 224с.

22. Кэррол Ли, Тоубер Джен. Дети «Индиго». Новые дети уже пришли /Перев с англ. М.: «София», 2007. 288с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.