Научная статья на тему 'Взаимодействие народов и культур и проблема межкультурной коммуникации молодёжи'

Взаимодействие народов и культур и проблема межкультурной коммуникации молодёжи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
9808
582
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ МИРА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАРОДОВ И КУЛЬТУР / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ДИАЛОГ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ТРАДИЦИИ / ЦЕННОСТИ / GLOBALISATION / CULTURAL VARIETY OF THE WORLD / INTERACTION OF THE PEOPLE AND CULTURES / TOLERANCE / INTOLERANCE / DIALOGUE / INTERCULTURAL COMMUNICATIONS / INTEGRATION / TRADITIONS / VALUES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Целепидис Н. В.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия народов и культур, интеграции, признания ценности каждого народа и его культуры, межкультурной коммуникации в молодёжной среде. Подчёркивается, что понимание культурных универсалий и межкультурных различий молодёжью, как социально активной частью общества, является основополагающим в выстраивании диалога культур в любой коммуникации. Ставится проблема необходимости воспитания культуры толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of the people and cultures and problem of intercultural communications of youth

In article questions of interaction of the people and cultures, integration, a recognition of value of each people and its culture, intercultural communications in the youth environment are considered. It is underlined that understanding cultural универсалий and intercultural distinctions youth as socially active part of a society, is basic in forming of dialogue of cultures in any communications. The problem of necessity of education of culture of tolerance is put.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие народов и культур и проблема межкультурной коммуникации молодёжи»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАРОДОВ И КУЛЬТУР И ПРОБЛЕМА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ МОЛОДЁЖИ

Н. В. Целепидис

В настоящее время во взаимодействии народов и культур очевидно доминирование локальных интересов над общими. Взаимодействие народов и культур должно развиваться на основе принципа толерантности, выражающегося в стремлении взаимного понимания и согласованности, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а путём диалога и сотрудничества. Необходимым условием выживания народов в современном мире является интеграция, признание суверенности и ценности каждого народа и его культуры.

Мир разнообразен и в то же время един, различные подходы к одним и тем же процессам неизбежны ввиду различия культур. При этом усиление взаимозависимости человечества с необходимостью ставит проблему воспитания культуры толерантности молодого поколения.

Все перемены в обществе приводят к изменениям в культурном облике России, формируются совершенно новые общественные группы и субкультуры. Эти процессы затрагивают и молодёжную среду, формируя в нашем обществе новые молодёжные субкультуры.

Присущее современному обществу, в том числе молодым его представителям, ощущение одиночества, дефицит общения связаны с «размытостью», не-структурированностью образа жизни, аморфностью и несоотнесённостью тех элементов, из которых может формироваться, но с трудом формируется субкультура молодого поколения1.

В субкультуре происходит снятие неудовлетворённости, создаётся поле для самовыражения и одновременно социальных отношений для общения друг с другом. Одновременно происходит формирование субкультурной идеологии, которая, в свою очередь, даёт импульс к возникновению у всех носителей субкультуры чувства общности, которая позволяет им осознавать свою принадлежность к особой социокультурной группе.

Молодёжь как социальную общность, особенности её социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодёжью знаний и опыта старших поколений, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей изучает социология молодёжи. Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодёжи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу2.

Социологические исследования показывают, что молодое поколение в большинстве своём оказалось без надёжных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределённо-

сти жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой -обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами3.

Молодёжная субкультура является особым социокультурным феноменом и характеризуется такими элементами, как определённые ценности и ценностные ориентации, специфические нормы и образцы поведения участников субкультурной группы, собственная статусная структура, источники информации и каналы коммуникации, определённый набор способов времяпрепровождения, вкусов и предпочтений, а также молодёжная мода, жаргон и фольклор. Часто каналы коммуникации в таких субкультурных группах выходят за рамки межличностной коммуникации и формируются межкультурные контакты как с представителями подобных субкультур в нашей стране, так и за её рубежом.

В современном обществе молодёжные субкультурные группы и неформальные объединения образуют особую социальную систему, состоящую из специализирующихся на определённом виде досуга, творческого самовыражения и социальной манифестации молодёжных культурных движений, между которыми обозначились чётко налаженные каналы коммуникации и распределение обязанностей. При помощи межкультурных контактов молодёжным субкультурным группам стало легче «организовывать себя» и свою группу.

Проявляемая агрессивная активность молодёжной субкультуры появляется вследствие примитивных представлений об иерархии ценностей, минимума культуры. Здесь необходимо указать на важность межкультурных контактов для достижения таких целей, как повышение своей культуры. Ведь межкультурное общение в молодёжной среде приобретает различные формы, среди которых - диалог и взаимовлияние, синтез и соприкосновение.

Важной проблемой межкультурной коммуникации является процесс понимания в межкультурном диалоге. При наличии сходного опыта молодые люди разных культур могут по-разному воспринимать и оценивать одни и те же культурные феномены, это подтверждает важность изучения основополагающих кодов культуры, которые управляют знаками (язык) и схемами восприятия культуры.

Понимание культурных универсалий и межкультурных различий молодёжью, как социально активной частью общества, является основополагающим в выстраивании диалога культур в любой коммуникации. Диалог культур есть энергетическое взаимодействие на уровне осознания собственной личности в контексте культуры, с которой отождествляет себя участник общения. Диалог культур как средство формирования межкультурной компетентности раскрывает творческий потенциал субъекта общения и становится неотъемлемым компонентом социальной и культурной сферы в России.

Человеческий мир - это непрекращающееся общение и взаимодействие людей. В этом общении большинство людей в своём видении мира, отношении к другим людям, поведении, образе жизни руководствуется ценностями и нормами

своей культуры и невольно оценивает чужую культуру по привычным стандартам и критериям своей собственной культуры.

Каждая культура отражает лишь часть опыта, накопленного человечеством. При общении с представителями других культур необходимо иметь представление об их традиционных особенностях.

Важным в межкультурной коммуникации молодёжи является формирование межкультурной толерантности, т. е. готовность к активному общению с людьми другой культуры, открытость, свобода от предубеждений, терпимость. Понятие «толерантность» (от лат. tolero - нести, держать, терпеть) в английской интерпретации (tolerance) стало означать «допущение». В современном понимании понятие «толерантность» имеет широкий разброс трактовок и интерпретаций. В русском языке наиболее близким по значению к понятию «толерантность» является слово «терпимость», что означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». В научной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию и преобладанию какой-либо одной точки зрения. В такой интерпретации толерантность предполагает признание прав другого человека, восприятие этого другого как равного себе, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения. Исходя из этого, толерантность - чувство терпимости и уважительного отношения к культуре и мнениям других людей, не совпадающим с собственными. Толерантность допускает право представителя любой культуры на свободное выражение своих взглядов и реальное поведение в практической жизни при одновременном благожела-

„4

тельном отношении к культуре, поведению и мнениям других людей .

Толерантность является результатом процесса межкультурного общения, в котором воспитывается чувство уважения к другим народам, их традициям, ценностям и достижениям, осознание непохожести и принятие всего этнического и культурного многообразия мира. Моделью толерантных отношений в таком контексте является такое общество, в котором господствует свобода и терпимость к любому мнению. Толерантность как императив взаимодействия народов и культур основывается на существовании различий в человеческих сообществах и уважении этих различий. Различия бывают культурные, этнические, расовые, социальные и т. д. Культура толерантности предполагает признание и уважение большей части таких различий, поскольку они являются результатом естественно-исторического развития. Однако при этом культура толерантности не предполагает безусловной терпимости к социальному неравенству в его крайних проявлениях.

Толерантный подход в межкультурной коммуникации означает, что те или иные культурные особенности индивида или группы признаются лишь одними из многих и не могут подчинить себе все остальные. Он выступает как условие со-

хранения отличий, как право на непохожесть, инаковость. При таком подходе восприятие чужой культуры происходит на основе сравнения прежнего опыта и нового, сравнения с аналогичными элементами собственной культуры одновременно на рациональной и чувственно-эмоциональной основе. Чувства человека стимулируют понимание или препятствуют ему, устанавливают его границы. В ходе этого сравнения происходит вживание в мир чужой культуры. Проявления толерантности в межкультурной коммуникации носят относительный характер (например, отношения русских и американцев к бытовой неустроенности, правам потребителей и т. д.).

Противоположностью толерантности является интолерантность, или нетерпимость, которая основывается на убеждении, что твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других. В основе интолерантности лежит неприятие другого из-за того, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. В результате этого формируется нетерпимость, которая порождает стремление к господству и уничтожению, к отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных норм жизни. Практически интолерантность проявляется в широком диапазоне форм поведения - от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к людям другой национальности и культуры до этнических чисток и геноцида, умышленного и целенаправленного уничтожения людей. Основными формами проявления интолерантности являются негативные стереотипы, предубеждения, этноцентризм; ограничение прав человека, расизм, национализм, ми-грантофобии; религиозное преследование.

В современной жизни эти формы интолерантности порождаются самыми различными причинами, и поэтому актуальной является проблема целенаправленного воспитания толерантности у молодого поколения. Любая культура для своего сохранения и выживания должна обучать своих носителей собственным ценностям и нормам и воспитывать их таким образом, чтобы они стали проводниками толерантности в отношении других культур, сохраняя и воспроизводя свои традиционные культурные отличия.

В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности воспитание толерантности у молодёжи многопланово и приобретает чаще всего характер по-ликультурного образования, основными целями которого являются следующие:

• глубокое и всестороннее овладение культурой собственного народа как обязательное условие интеграции в иные культуры;

• формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к культурным различиям;

• создание условий для интеграции в культуры других народов;

• формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

• воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Основным образовательным принципом в достижении поставленных целей может быть принцип диалога. Он позволяет соединить в мышлении и деятель-

ности людей различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные ориентации и формы поведения. Диалог в этом случае рассматривается не только в качестве эвристического приёма усвоения каких-либо знаний, но и как фактор, определяющий суть и смысл передаваемой информации. Диалог придаёт реальный практический смысл взаимодействию культур, общающихся между собой. Диалог становится постоянно действующей основой в развитии и взаимодействии культур.

Принцип диалога, распространяемый в сферу межкультурной коммуникации, означает уважение и признание всех национальных культур в структуре современной мировой культуры. Здесь основным содержанием является формирование терпимого отношения к людям, различающимся по этническому, религиозному и иным признакам.

При формировании толерантного отношения к чужой культуре важно понимать необходимость как сохранения этнической и культурной идентичности, без которой невозможно нормальное психологическое самочувствие человека, так и развития мультикультурализма. Эти тенденции должны разумно и гармонично сочетаться друг с другом. Только обладающий этнокультурной идентичностью человек способен к этнической и культурной толерантности, к жизни в современном, всё более глобализующемся мире.

1 Палий (Левичева) В. Ф. Молодежный Вавилон. - М., 1989. - С. 31.

2 Социология молодежи. Учебник / Отв. ред. В. Т. Лисовский. - СПб., 1996.

3 Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Уч. пособие.

- СПб., 2000.

4 Садохин А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - М.: Высш. Шк., 2005.

- С. 239.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.