Научная статья на тему 'Этнокультурное образование для бесписьменных народов'

Этнокультурное образование для бесписьменных народов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
89
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИСЬМЕННЫЕ НАРОДЫ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Нюдюрмагомедов Абдулахад Нюдюрмагомедович, Джамалова Бика Багавдиновна

В статье отмечается, что бесписьменные народы, у которых не фиксированы ценности своей культуры в письменной форме, остаются без возможности приобщения своей молодежи к ценностям этнической культуры. Организация национально ориентированного образования на основе устного родного языка и материальных средств культуры позволит в рамках общего образовательного пространства приобщать молодежь к ценностям этнокультуры, формировать этническую идентичность, национальный характер и умения межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Нюдюрмагомедов Абдулахад Нюдюрмагомедович, Джамалова Бика Багавдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное образование для бесписьменных народов»

УДК 371.017

Нюдюрмагомедов Абдулахад Нюдюрмагомедович

доктор педагогических наук, профессор

Дагестанского государственного университета

nudurmagomedov@mail. ru

Джамалова Бика Багавдиновна

кандидат юридических наук,

доцент СКФ правовой академии

Минюста России

yusup 1976@yandex.ru

Abdulahad N. Nudurmagomedov

Doctor of Pedagogic Sciences

Professor of Dagestan State University

nudurmagomedov@mail .ru

Bika B. Jamalova

Candidate of Juridical Sciences

Docent of NCS Academy of Law

Ministry of Justice of Russia Е- mail:

yusup 1976@yandex.ru

Этнокультурное образование для бесписьменных народов Ethno cultural education for having no written language nations

Аннотация. В статье отмечается, что бесписьменные народы, у которых не фиксированы ценности своей культуры в письменной форме, остаются без возможности приобщения своей молодежи к ценностям этнической культуры. Организация национально ориентированного образования на основе устного родного языка и материальных средств культуры позволит в рамках общего образовательного пространства приобщать молодежь к ценностям этнокультуры, формировать этническую идентичность, национальный характер и умения межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: Бесписьменные народы, этническая культура, национально ориентированное образование, этническая идентичность, национальный характер.

Annotation. Having no written language nations, which have not fixed their cultural prices in written form, stay without opportunity to join their youth to the prices of ethnical culture. The organization of national-oriented education on the basis of oral mother tongue and material cultural facilities will allow to join the youth to the prices of ethnical culture within the confines of the common educational area. It will allow to form national character and skills of international communication.

Key words: having no written language nations, ethnical culture, national-oriented educaton, ethnical identity, national character.

В современной аксиологии культуры считают, что «культура каждого народа является первичной по отношению к его экономике, политике, праву и морали» [3, с.65]. Но известный арабский ученый-социолог М. ибн Халдун утверждал, что «люди любое дело начинают с того, что является жизненно необходимым и простым, прежде чем перейти к желательному» [1,с]. Сравнение приведенных социальных оценок роли культуры в жизни этносов показывает, что они противоречат друг другу. В первой позиции культура понимается как первичный, существенный признак этноса, а во второй - ее считают не очень важным, только желательным явлением социальной жизни людей. Проблема определения сущностных признаков этноса в этнологии долгое время остается предметом научных споров. В научном аспекте дискуссии и разные позиции полезны для углубления в сущность категорий, явлений и закономерных связей, а в образовании они имеют практический интерес. Еще в 1920-е годы известный дагестанский политик, мыслитель и организатор образования А.А.Тахо-Годи провозгласил основой национальной школы принципы «родного языка» и «связи школы с социокультурной средой». С тех пор основанием национальной школы остается письменный родной язык, который является только одним из компонентов культуры народа. Если у какого-то этноса нет письменности, то нельзя открывать для него школу на родном языке. В связи с этим многие малочисленные народы Дагестана, не имеющие письменности, остаются без своей национальной школы и не имеют возможности приобщать молодежь к своему жизненному укладу, языку и культуре.

Такое их социальное неравенство противоречит данному им Конституцией и Законом об образовании Российской Федерации праву на школу на родном языке, сохранение и развитие национальной культуры. Поиск и обоснование путей решения этой очень важной жизненной проблемы, от которой зависит перспектива сохранения и развития культуры бесписьменных народов, является целью нашего исследования. Основанием наших поисков является предположение о том, что для бесписьменных народов школу можно открывать не основе письменного языка, а на основе материальных ценностей и устного разговорного языка. Такое образование цель. содержание и технологии которого направлены на формирование у молодежи этнической идентичности, национального характера и способности развивать эту культуру, мы назвали национально ориентированным.

Для обоснования специфики и разработки содержания такого образования необходимо понять несколько смежных проблем этнологии и этнокультурного образования. Первая проблема касается этнологии, т.е. состояния определения существенного признака этноса. В известном открытом словаре Википедия сущностными признаками этноса определены общность территории и языка [2]. С этим можно поспорить на основе аргументов Гумилева. Опровергая этот тезис, он приводит пример цыган,

которые не имеют свой этнической постоянной территории, живут среди разных народов мира, но остаются цыганами со своим жизненным укладом. Он же приводит контраргумент определению языка как существенного признака этноса. Например, мексиканцы, аргентинцы, перуанцы говорят на испанском языке, но являются большими нациями и не становятся испанцами. В таком же положении и американцы, говорящие на английском языке, но остающиеся как нация американцами [4]. Если говорить о территории, то более тридцати разных народов проживают в одинаковых трудных горных условиях Республики Дагестан, но они сохранили основные отличия своего жизненного уклада и не согласны их менять на что-то другое.

Есть позиция, в которой считают, что «этничность не обязательно связана с языковой принадлежностью»[7]. Этот тезис находит свое подтверждение в примерах жизни детей разных этносов Дагестана, переселившихся с родителями или родившихся в городе. Их дети совершенно не говорят на родном языке, но вопрос о том, какой он национальности, гордо называет этноним своего народа.

В некоторых исследованиях к числу основных признаков этноса относят самоназвание (этноним). Но в исследовании Гумилева приводится в пример народ, живущий на границе Китая и Индии, в Турфанском оазисе, который никак себя не называет, но имеет все признаки этноса. Другие их называют «белая голова», или блондинами - по цвету волос.

В социально-политических исследованиях есть мнение считать этнос как форму социальной организации, уровень развития которой связывают с политической активностью и творческой продуктивностю ее лидеров. Этнической идентичностью предлагают рассматривать «форму социальной организации, а не выражение определенного культурного комплекса»[5].

С такой позицией тоже трудно согласиться, поскольку, по мнению ибна Халдуна, «народ в первую очередь занимается жизненно необходимым, а не политикой и культурой», хотя лидеры в своих интересах действительно могут выставлять интересы народа в определенных политических ситуациях.

Один из первых российских этнологов С.М.Широкогоров в числе сущностных признаков этноса называл «единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни»[6]. В пользу этой позиции можно привести пример, приведенный В.А.Тишковым в своей книге «Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии». Так на вопрос о том, почему ее магазин называется «Этнос», итальянка ответила: «Мы продаем то, что собираем по деревням и выглядит не так, как многое, которое нас окружает»[5]. Мы считаем, что она существенным признаком народа, этноса определила уклад жизни и культуру народа. Значит, в национальной школе детей и молодежь необходимо приобщать к этому укладу социальной жизни и самобытной культуре своего народа, а не только учить родному языку.

Но такая идея при своей практической реализации встречается с рядом объективных и субъективных факторов. Так, если это отнести к условиям сельской местности с компактным проживанием одного этноса, то там и без школы происходит естественная социализация молодежи. Дети и молодежь в

семье, в социальных событиях жизни наблюдают и невольно становятся участниками традиционной жизни и учатся соблюдать традиции, обычаи, адаты, ритуалы общественной жизни. Но такая спонтанная социализация не сопровождается разъяснением молодежи значения тех или иных традиций в жизни данного народа и не формирует этническое сознание и осознанное поведение. Да к тому же в современной социальной жизни села уже потеряны многие очень значимые традиции и элементы этнической культуры. В таких условиях необходима целенаправленная инкультурация, т.е. специально организованное разъяснение молодежи атрибутов самобытной жизни этноса на основе событий спонтанной социализации.

Другой подход должен быть при инкультурации молодежи, не владеющей родным языком и проживающей в городах, в межэтничной среде. Здесь молодежь лишена возможности непосредственного наблюдения атрибутов этнокультурных событий, специфичных для своего народа, с которым себя идентифицирует. В связи с отсутствием собственного опыта и возможности непосредственного наблюдения самобытной жизни своего народа, как у сельской молодежи, инкультурация здесь может быть организована как в традиционном обучении с первичным знакомством с ценностями этнической культуры и самобытной жизни импровизацией событий жизни в тренингах.

Но такой подход возможен для детей и молодежи тех народов, ценности культуры и атрибуты социальной жизни которых фиксированы в письменном языке. А для народов, не имеющих письменности, и ценности культуры которых не фиксированы в письменном языке и нельзя знакомиться с ними в письменных источниках, нужен иной подход. Проведенные нами экспедиции в дагестанские села с бесписьменными языками позволили организовать инкультурацию для них на основе естественной социализации на родном устном, разговорном языке. Для этого события социальной жизни делали предметом наблюдений, а их значимость в жизни народа и в дальнейшем развитии его культуры обсуждались на устном родном языке. Такую школу жизни можно совмещать с общеобразовательной школой в рамках внеурочной деятельности школьников, определенной в образовательных стандартах как обязательную составную часть общего образования.

Для городских детей и молодежи бесписьменных народов такой подход уже невозможен, поскольку они не владеют и устным разговорным родным языком. Но поскольку они еще идентифицируют себя со своим народом, им также надо дать возможность реально подтвердить свой этнический статус. В нашем исследовании школа этнокультурной жизни для них была организована с помощью специально собранного полевого материала по событиям социальной жизни и ценностям этнической культуры. Содержание такого материала включало: аудиозапись родной речи, материальные предметы бытовой и хозяйственной жизни; фотографии уникальных природных объектов, интерьера жилища и сельской архитектуры; видеофильмы учебных занятий в сельской «школе жизни» и событий

традиционной семейной и общественной жизни народа в естественных условиях современного села. При этом мы старались отразить в нем специфику: национальной одежды, культуры питания, национальных игр, фольклора, народно-художественных промыслов, народных временных и хозяйственных календарей, традиционных праздников и их ритуалов, опыта народной медицины и др. Этот материал собирали в уголок или центр культуры народов Дагестана, а занятия проводились также во время внеурочной деятельности учащихся и в рамках уроков истории, литературы и «Культуры и традиций народов Дагестана».

Таким образом, мы смогли дать возможность создавать собственную этнокультурную школу бесписьменным народам, в которой целенаправленно и успешно можно приобщать молодежь к ценностям культуры своего народа и реально подтверждать свою этническую идентичность.

Но культура наряду с обозначением созданных и сохраненных ценностей физическим трудом и работой мысли включает еще почитание, внутреннее совершенное состояние человека, возникшее на основе объективных ценностей. В таком понимании культура должна привести к формированию национального характера, поведения и способности создавать новые ценности культуры. Такую задачу этнокультурной школы мы реализовали через тренинги и импровизированные игры, аналогично событиям традиционной жизни и стереотипов поведения разных народов Дагестана. В таких целях разработали и проводили фестивали и праздники фольклора, смотры национальных песен и танцев, спартакиады народных игр, аптечные участки по выращиванию и распространению местных лекарственных средств, смотры кулинарного искусства и культуры питания народов, смотры национальной одежды, импровизированные праздники открытия и завершения сельскохозяйственных сезонов, мужские и женские «годеканы» на селе и др. Анализ и обобщение этих занятий в этнокультурной школе для бесписьменных народов показали, что в них учащиеся получают возможность самопрезентации, проявления патриотических чувств, отношений к принятым стереотипам поведения, понимания физического и нравственного потенциала традиций самобытной жизни народов Дагестана, веками проживающим в дружбе, согласии и взаимопонимании.

Задачу по формированию способности к возрождению и развитию атрибутов традиционной жизни и этнической культуры мы решали через ученические социальные проекты. В них ученики предлагали свои идеи, представления и перспективы развития культуры своего народа, его места в поликультурном обществе, его культуры в общечеловеческих ценностях и в условиях глобализации культурных связей в мире. В них мы обращали внимание молодежи на важность межэтнических отношений и необходимость признания межкультурных различий, признания и уважения представителей иных культур и социальных позиций.

Результаты исследования показывают, что национально ориентированное образование, построенное на основе устного родного языка, материальных средств культуры, дает возможность бесписьменным

народам приобщать молодежь к своей культуре, формировать этническую идентичность, национальный характер и способность сохранять и развивать свою культуру.

Литература.

1. Бедуины и горожане в Мукаддиме Ибн Халдуна // Очерки истории арабской культуры (5-15 век). - М.: Наука,1982. - с.311-356

2. Википедия //ru/wikipedia.org/wiki/etnos

3. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб, 1996. 152с.

4.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли // gumUevica.kulichki.net/ebe/...

5.Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии // www.valeriytishkov.ru/chtnt/publikacii...

6.Широконогов С.М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Кн. 2 //www.studmed.ru/shirokonogov-cm-etnos...

7.Шнирельман В.А. Этногенез и идентичность: националистическая мифология в России //jornal.iea.ras.ru/archive/20002/20003/no4/chninelman

Literature.

1. Bedouins and citizens of Mukaddima ibn Halduna// Essays of History of Arabian culture (5-15cen.) -M.: Science, 1982/-p.311-356

2. Wikipedia//ru/Wikipedia.org/wiki/etnos

3. Vijletsov G.P. Axiology of culture. St.P.b, 1996, 152p.

4. Gumilev L.N. Ethnogenes and biosphere of the Earth//gum ilevica.kulichki.net/eb e/...

5. Tishkov V.A. Requiem upon ethnos: researches of social-cultural anthropology//www. valeriytishkov. ru/chtnt/publikacii...

6. Shirokonogov S.M. Ethnos. Researches of the main principles of changes in ethnical and ethnographical phenomena. Book 2//www.studmed. ru/shirokonogov-cm-etnos...

7. Schnirelman V.A. Ethnogenesis and identity: nationalistic mythology in Russia//jornal.iea.ru/archive/20002/20003/no4/chinelman

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.