Научная статья на тему 'Межкультурный диалог как фактор интеграции патриотизма и гражданственности молодежи'

Межкультурный диалог как фактор интеграции патриотизма и гражданственности молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
460
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЙ ПАТРИОТИЗМ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Савзиханова Марьям Абдулахадовна, Нюдюрмагомедов Абдулахад Нюдюрмагомедович

Гражданская ответственность молодежи является серьезной проблемой современного общества. В статье обосновывается научный подход к диалогу культур в динамическом переходе сознания молодежи от этнической идентификации к гражданственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Савзиханова Марьям Абдулахадовна, Нюдюрмагомедов Абдулахад Нюдюрмагомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межкультурный диалог как фактор интеграции патриотизма и гражданственности молодежи»

УДК 378:316.77

МЕЖКУЛЬТУРНЫИ ДИАЛОГ КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ

© 2012 Савзиханова М.А., Нюдюрмагомедов А.Н.

Дагестанский государственный университет

Гражданская ответственность молодежи является серьезной проблемой современного общества. В статье обосновывается научный подход к диалогу культур в динамическом переходе сознания молодежи от этнической идентификации к гражданственности.

Young people’s civil liability is a serious problem in a modern society. The authors of the article substantiate a new scientific approach to the dialogue of cultures in the dynamic transition of young people’s consciousness from the ethnic identification to the civicism.

Ключевые слова: гражданский патриотизм, этническая идентичность, гражданственность, диалог культур

Keywords: civil patriotism, ethnic identity, civicism, dialogue of cultures.

Россия - страна с богатой историей, культурой, природным и человеческим потенциалом, события последних десятилетий в которой заставляют по-новому взглянуть на привычные понятия «патриотизм» и «гражданственность». Патриотизм, прежде всего, - это дух, чувство, переживание, эмоциональное состояние человека. Патриот не замыкается в своем собственном узком мире, а живет в гармонии с окружающим миром, в тесном единении с другими людьми, родившимися на этой же земле. И поэтому в русском языке предпочтительными для обозначения личного вклада в общее дело являются не «мое», а «наше»; не «я», а «мы». И поэтому победа в Великой Отечественной войне, трагедии

современной жизни должны

восприниматься как общие, совместно испытанные. Но если такой зависимости нет, тогда исчезают такие понятия, как «мое» и «наше», а молодежь утрачивает ощущение собственной принадлежности к жизни народа и страны. Если молодой человек говорит о том, что в стране, где богатства принадлежат избранным,

нельзя требовать от него патриотизма, а в

протесте надо признать беспокойство за судьбу страны, чувство уважения и любви к Родине, что в современных условиях становится актуальным.

Анализ психолого-педагогической литературы в аспекте проблемы указывает на существование разных научных позиций. Так, представители этноцентрического подхода (Б. М. Алимова, Г. Н. Волков, М. Р. Гасанов, Р. М. Магомедов, 3. М. Магомедова, Ш. А. Мирзоев, Т. Г. Саидов, Я. Г. Таибов, 3. Я. Якубов и др.) предлагают воспитывать молодежь, возвращая к народному опыту, этнокультурным историческим

традициям. Признавая несомненную ценность норм и стиля жизни народов, нельзя не учитывать этнорелятивистские процессы и новые условия жизни молодежи.

Сторонники доминирующей роли межнационального общения в патриотическом воспитании (3. Т. Гасанов, С. А. Алиева, X. Д. Дамаданова, С. М. Закарьяева и др.), указывая на важность общероссийского патриотизма, недостаточное внимание уделяют первичной привязанности человека к семейным, родовым, народным и

социокультурным компонентам в

сознании и отношениях молодежи.

В исследованиях, посвященных гражданско-патриотическому воспитанию (3. М. Абдулмуталимова, А. А. Козлова, М. А. Магомедова, Л. М. Фенева и др.), обосновывается приоритет воспитания общероссийской

гражданственности, при этом забывается о народном патриотизме как фундаментальном изначальном чувстве детей.

В последние годы акцент делается на интегративные механизмы

взаимодействия отдельных направлений человеческого воспитания на основе диалога культур (Т. Г. Грушевицкая, М. К. Мусаева, А. Н. Нюдюрмагомедов, М. А. Савзиханова, А. П. Садохин и др.).

Следует отметить, что в молодежной среде часто проявляются негативизм, демонстративное пренебрежительное отношение к взрослым, жестокость, в большей степени навязываемые земными интересами. При этом ученые отмечают, что система прежних ценностей утрачена, а новые еще не выработаны, вследствие чего распространяется система таких ложных ценностей массовой культуры, как потребительство, культ силы, развлечений, агрессия, вандализм [4. С. 98-100].

Подчеркнем. Что истинный

патриотизм гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным ценностям, традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если человек не уважает свою культуру и народ, то и к другим культурам он не может проявить признательного отношения. Значит, в решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения в первую очередь должна принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины. Но направлять действие молодежи в нужное русло должно как государство, так и семья, школа и вуз. Опыт показывает, что в сложных условиях формирования общества не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному

гражданину Родины, которые

традиционно взращиваются на более благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми столкнулась страна, становятся трудностями каждого человека в отдельности.

В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения, установки, где основным средством решения задачи выступает содержание обучения, различные формы внеклассной и внеурочной работы.

Патриотизм и гражданственность представляют собой два разных по своей природе, но в то же взаимосвязанных феномена, где гражданственность определяется как «сознательное и активное выполнение общественных обязанностей и долга перед государством, обществом, народом, соблюдение и уважение законов страны, разумное использование гражданских прав». При этом гражданственность имеет более строгие границы долженствования, чем нравственная свобода, требует ответственности, в случае его несоответствия или противодействия закону (гражданская ответственность) [5. С. 31].

В отличие от гражданственности, патриотизм выражает искренние чувства, желания и стремления личности представлять себя как часть народа, старания побольше узнать свою культуру, сохранять и соблюдать традиции и нравственные нормы, искать пути развития и улучшения статуса своего народа среди других. С этих позиций отличие патриотизма в том, что за не очень старательные проявления этих чувств и стараний человек не несет ответственности перед правовым законом, поскольку действует

императивный характер требований, за нарушение которых субъект может получить только общественное, нравственное осуждение. Следовательно, гражданственность в своей высокой мере

проявления выступает как гражданский патриотизм, который можно принимать как синоним дагестанского, российского патриотизма.

В современном многонациональном и федеративном государстве эти качества, выражающие искренние чувства,

отношения и деяния, людей, тесно переплетены, трудно различимы, что создает проблемы в их исследовании. Однако можно предположить, что на их формирование существенно влияют социальные и специально

организованные педагогические условия. Для обоснования этой идеи была изучена специфика влияния разных

педагогических условий в

образовательном пространстве

Республики Дагестан на формирование патриотизма и гражданственности молодежи, которая:

- живет в традиционной культурной, самобытной среде народа, где обучение в начальной школе проходит на родном языке, но саму культуру народа не изучают;

- живет в самобытной среде культуры

народа, где общаются на своем

бесписьменном языке, в начальной школе обучаются на письменном языке,

похожем на родной язык, но культуру народа не изучают;

- живет в культурной среде народа,

где общаются на родном устном языке, но в школе с первого класса обучаются на русском языке и средствах русской культуры, поскольку нет своего

письменного языка;

- учится в многонациональных

классах, где под социальным влиянием массовой культуры изучают российскую культуру, не имеют возможности для овладения родным языком и приобщения к культуре своего народа.

Изучение опыта формирования

народного патриотизма и

гражданственности показывает, что в первом случае организованное овладение грамматическим родным языком помогло создать творческую интеллигенцию,

способную сохранить народную культуру, а спонтанность влияние не вывела молодежь на любовь к родному краю и культуре. С

общегосударственными символами и правовыми нормами они знакомились в одинаковой для всех школе, воспитание гражданственности для которой была одной из многих задач.

Во втором варианте молодежь не овладевала родным языком, на котором можно было показать богатство родного слова, формировать обобщенное понятие народа. Она пользовалась теми благами, которыми пользовался этот титульный народ республики, но при этом сохраняла принадлежность к своему народу и народный патриотизм, ведь, как говорится, «народный дух у человека бывает в крови».

В третьем случае молодежь, не владея письменным языком, не смогла сформироваться как народная интеллигенция, не создала

художественные произведения, в которых могли бы выразить народный дух, не поняла, что народная культурная идентичность формируется через приобщение к народному творчеству (например, произведения ашугов,

сказителей, музеи, выставки народных памятников, родной язык, стиль жилища и одежды, трудовые традиции, народная кухня; собрание репродукций, аудио- и видеозаписей народных праздников, исполнителей народных песен, рассказов старожилов и др.) [6. С. 33]. Отсутствие такого опыта помешало утверждению в сознании молодежи народного патриотизма и гражданской

ответственности, поскольку

демократические преобразования

последних лет вовсе стирают в обществе следы патриотизма.

В многокультурной среде молодежь не смогла приобрести устойчивую культурную идентификацию народа, к которому они себя относят, поскольку слабо влияние этнокультурной социализации, почти утрачен интерес к родному языку и месту обитания народа и предков, а под влиянием массовой (безродной) разъединяющей культуры перестают замечать силу общности всех народов. Современным молодым людям не свойственны понятия трудностей страны, гордости и собственной

ответственности за успехи великой страны.

Таким образом, попутное решение проблем патриотизма молодежи малоэффективно, необходима специально организованная деятельность по формированию народного и

гражданского патриотизма, что

подтверждает опытно-экспериментальная работа по созданию этнокультурной школы для народов, создающих свой письменный язык. Специальное приобщение к этнокультуре наряду с естественной социализацией значительно повышает степень культурной

идентификации, внимание к

национальному характеру, что является явными признаками народного

патриотизма [7.]. Но такие условия ограничения ценностных ориентиров молодежи в области этнической культуры, усиливая мотивы

этноцентризма, замыкания на себе, мешают формированию

гражданственности и общедагестанского и общероссийского патриотизма.

Другой эксперимент заключается в специальной организации учебного процесса по использованию правовых знаний для формирования гражданского патриотизма старшеклассников без учета степени влияния этнокультурной среды. Результаты показали, что знание и признание правовых норм повысилось на 47,2%, понимание роли государства в защите прав человека - на 49,0%, понимание функции прав и законов - на 42,0%, свою гражданскую

ответственность начали признавать 76,0% старшеклассников [2. С. 93].

Однако молодежь с высоким уровнем гражданского патриотизма и

ответственности не осуждает такие негативные явления нашего общества, как: стремление к быстрому успеху

любыми средствами; пренебрежительное отношение к исполнению законов чиновниками и гражданами; недоверие и равнодушие к нарушениям законов правоохранительными органами;

решение проблем посредством помощи родственников, знакомых, друзей; обращение к авторитетам, примирителям; принятие несправедливости в связи с

отсутствием смысла в борьбе со злом; создание своего круга людей, куначества; стремление к своему превосходству и выставлению его напоказ; уход в себя и стремление к самодостаточности, независимости от людей и государства.

Приведенные факторы в той или иной мере связаны с народным менталитетом, стилем жизни отдельного этноса негативно влияют на гражданственность и патриотизм на уровне отношений к государству, благу всех людей, безопасности всей страны. В связи с этим проведен эксперимент по созданию условий для межкультурной

коммуникации, в котором организован диалог учащихся этнических культур народов Дагестана, а также знакомство с культурными ценностями англичан в процессе изучения английского языка в школах и вузе. Анализ хода и результатов этого эксперимента позволил выявить следующие закономерные связи между характером диалога культур и воспитанием чувств и сознания гражданственности:

- признание народного патриотизма как

изначальной, непреходящей и

фундаментальной ценности любого человека;

- закономерная зависимость глубины народного патриотизма от сравнительных оценок культурных ценностей других народов;

- закономерная последовательность

народного, межкультурного и

общечеловеческого компонентов в формировании гражданского

патриотизма. Это видно из

характеристики типичных мнений старшеклассников по отношению к народному и гражданскому патриотизму:

1. Привязанность к семье, роду, селу возникает с детских лет, а с Россией как великой страной мы начинаем знакомиться уже в школе.

2. Люди, привязанные к своему народу, родному краю, являются настоящими патриотами, только если они стараются приносить какую-то пользу собственному народу, а помощь со стороны может даже помешать этому.

3. На уровне народного патриотизма работают нравственные законы, а

гражданственность возникает как ответ на справедливость законов и улучшение условий жизни людей в стране.

4. Многие негативные явления, говорящие о низкой гражданской ответственности в Дагестане и России, почти незаметны в чувствах, сознании и традициях отношений к своей стране у англичан и других европейских народов [8. С. 108-109].

Народный патриотизм и российская гражданственность определяют любовь к своему народу, родине, а также восприятие других культур через познание своей, что невозможно без диалога культур. Необходимо учить молодежь уметь общаться с представителями иных культур, не

принижая их и не чувствуя себя чем-то обделенным. Обучение межкультурному общению дает молодым людям знания, необходимые для жизни и работы в любой точке земного шара, способствует развитию личности, воспитанию

толерантности, уважения к другим культурам и жизненным ценностям людей разных национальностей. Закономерной тенденцией интеграции народного патриотизма и народной гражданственности является

динамический путь от этнокультурной идентификации к осознанной

гражданской ответственности за себя, народы России, престиж и благополучие страны.

Примечания

1. Абдулмуталимова 3. М. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в процессе изучения правовых знаний: Дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2010. 165 с. 2. Абдулмуталимова 3. М., Нюдюрмагомедов А. Н. Гражданско-патриотическое воспитание старшеклассников на основе правовых знаний // Известия ПИ ЮФУ. 2010. № 4. С. 89-95. 3. Гасанов 3. Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998. 338 с.

4. Запесоцкий А. С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор. // Социс. 2006. № 12. С. 98-104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Коджаспирова К. М. Педагогический словарь. М. : Академия, 2001. 6. Нюдюрмагомедов А. Н. Национально ориентированное образование: Сущность и тенденции развития // Традиции и тенденции развития национально ориентированного образования. Махачкала : Изд-во ДГУ, 2010. С. 32-37. 7. Савзиханова М. А. Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации: Дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2007. 155 с. 8. Таибов Я. Г. Становление и развитие этнокультурной школы у младописьменных народов Дагестана: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала : ДГПУ, 2009. 18 с. 9. Якубов 3. Я. Методика воспитания на этнокультурных традициях народовДагестана. Махачкала, 2009. 149

Статья поступила вредакцию 02.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.