УДК 37
ЕЛБАЕВА Валентина Владимировна, учитель истории
ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи определена как одна из приоритетных в современной политике. Гражданственность, патриотизм - фундаментальные качества личности, которые формируются с ранних лет. На протяжении тысячелетий исторического развития России большинство людей, проживающих в стране, и в смутные, и в спокойные времена гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями, но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали, что он - Гражданин.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, современность, гражданин, молодежь.
DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.222-225
ELBAEVA ValentinaVladimirovna, History Teacher
SPECIFICS OF UBRBINGING (CHILDREN) IN THE PATRIOTIC SPIRIT ON THE CONTEMPORARY SCENE
The paper considered contemporary social developments in Russia that have brought to light a challenge of a spiritual renaissance of the nation. This issue assumed special relevance in the domain of upbringing young people in the patriotic spirit. The program of patriot upbringing in youngsters and raising their civic literacy being determined one of the priorities in politics today. Raising civicism and the patriotic spirit make basic personality traits shaped from an early age. Over the millennia of advancement that Russia overcame in the past, the majority of people inhabiting the country were proud of their belonging to the nation in both troublous times and quiet ones. A Russian national may be rather modest in capacities and endowments, but under certain circumstances (s)he exhibited specific traits that have evidenced his having the public spirit.
Keywords: patriotic spirit, upbringing, up-to-dateness, civic person, young people.
Гражданственность - это не запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо Родины.
Самое ценное завоевание нашего народа, прошедшего через горнило кровавых войн, в том, что он живет в мире. А потому нужно быть патриотом своего государства, беречь, защищать его. И это особенно важно в дни, когда наш народ встречает 70-летие Великой Победы. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «патриотическое воспитание» приобрели сейчас новый смысл.
Молодежь во все времена несла и несет особую, не присущую другим социальным группам ответственность за сохранение и развитие общества, за преемственность его культуры и истории, за уровень жизни старшего поколения, за будущее своей страны. От нашей молодежи во многом зависит и дальнейшее продолжение лучших традиций Отечества.
В основе современной национальной идеи лежит забота об экономическом благосостоянии личности и общества, стремление к политической независимости России, сохранению культуры, целостности территории, образа жизни нашего народа. Патриотизм и национальный интерес - два полюса национальной идеи. Следовательно, патриотическое воспитание детей и молодежи - одна из приоритетных задач общества в наши дни.
Историческая действительность сегодня вновь проверяет глубину патриотизма человека и гражданина. Именно воспитание на героической истории Великой Отечественной войны было и остается закономерным и действенным фактором идеологического воздействия на умы и сердца нашей молодежи.
К идеалам прошлого надо относиться крайне бережно. Нельзя допустить, чтобы наша молодежь, которая, к сожалению, привыкает к крови и насилию благодаря многочисленным сюжетам телевидения, воспринимала события минувшей, поистине великой войны как очередной боевик. При изучении темы «Великая Отечественная война» пример героев, благородных и честных, смелых и решительных, самоотверженно любящих Родину, должен повседневно и действенно утверждаться в сознании молодежи.
Важным методическим условием реализации воспитательных возможностей предмета истории является учет психологических особенностей учащихся. Формирование убеждений учащихся происходит в результате воздействия образов людей, на которых они хотели бы быть похожими. Потому считаю очень важным персонифицировать историю, приблизить к учащимся известных людей, принесших славу своей Отчизне. За каждым из этих имен - примеры беззаветного служения своей Родине, и это нужно использовать в реализации воспитательных задач на уроках истории.
На один из уроков истории при изучении темы «Блокада Ленинграда» была приглашена жительница блокадного города Ида Павловна Александрова, которая рассказала ребятам о страшных днях, пережитых ею и ее семьей в первые месяцы войны, о днях эвакуации в Узбекистан, о дружбе и взаимопомощи людей разных национальностей.
Обучающиеся готовят презентации, в них поднимают важные проблемы патриотизма, гражданского служения Отечеству, размышляют о причинах начала войны, сравнивают события, выделяют героические страницы в истории сражений, говорят о причинах, приведших мир к войне.
Воспитание патриотизма и гражданственности является, и всегда являлось, стержнем воспитательной системы любого уважающего себя государства. И важнейшую роль в этом всегда играли семья, школа, педагог, воспитатель юношества.
У Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина есть слова: «Патриотизм более, нежели другое проявление человеческого духа, зависит от воспитания и навыка» [1].
Учитель должен помочь ребенку обрести себя как личность, стать полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. В процессе гражданского, идейно-нравственного воспитания и образования у учащихся формируется определенный гражданский идеал.
Академик Д.С. Лихачев писал: «У национальной идеологии любого государства есть 3 опоры: 1-я - любовь к своему обществу, 2-я - историческая память, 3-я - долг» [2].
Национальная идея является источником духовного обогащения, формирования гуманистического мировоззрения, высоких гражданских качеств.
Огромную роль в формировании гражданской позиции играет работа над социальными проектами. Мною разработан социальный проект «Я служу России», в котором главными задачами были определены:
1. Развитие у молодежи морально-психологических качеств, необходимых для успешного прохождения воинской службы.
2. Проявление патриотизма, подготовки к достойному выполнению гражданского долга перед Родиной.
3. Поиск новых форм взаимодействия школьников допризывного возраста с отслужившими в армии.
Учащиеся собрали материал о воинах-земляках, служивших в составе Объединенной группы войск на территории Северо-Кавказского региона. Одним из таких воинов был Евгений Александров, спасший жизнь своего командира и товарищей. Награжден медалью «За ратную доблесть». Гордятся учащиеся и выпускником школы Владимиром Горбуновым, который отмети, что «в армии надо оставаться самим собой». Личный опыт этих солдат служит примером для всех, кому предстоит выполнять свой конституционный долг. Формы взаимодействия отслуживших в армии с учащимися различны. Это встречи, беседы, проведение практических занятий по гражданской обороне и военной подготовке, подготовка и проведение в школе совместных конкурсов и соревнований по военно-прикладным видам спорта.
Каждому человеку свойственно желание видеть Родину процветающей, свободной.
Учащиеся школы охотно принимают участие в работе по составлению коллективных и индивидуальных исследовательских проектов, направленных на социализацию личности, воспитание гражданственности. Одним из таких проектов является работа ученицы 11-го класса Нижегородцевой Алеси «Взяточничество как неотъемлемый атрибут современного общества. Антикоррупционная работа среди молодежи», направленная на привлечение внимания школьников к данному явлению как к общественному злу. Работа направлена на формирование ати-коррупционного поведения среди молодежи через пропаганду взяточничества как опаснейшего коррупционного преступления. Автор исследования приходит к выводу, что «в условиях экономического кризиса коррупция представляет серьезную общественную опасность для всей системы экономических и общественных отношений. С переходом России к рыночным отношениям, с началом акционирования и приватизации государственной и общественной собственности число должностных злоупотреблений существенно возросло.
Получение взятки и дача взятки - это два взаимосвязанных преступных деяния, они не могут совершаться сами по себе, вне связи друг с другом, то есть они находятся относительно друг друга в положении необходимого соучастия, при котором отсутствие факта дачи взятки означает и отсутствие ее получения. В данном случае охраняемым законом объектом, то есть тем, на что посягает взятка, является правильная, отвечающая интересам общества функциональная работа государственного аппарата, предприятий, организаций, учреждений, а также общественных организаций. Таким образом, объективной стороной злоупотребления должностными полномочиями является наличие общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства».
Формирование национальной идеи осуществляется через воспитание толерантности, уважительного отношения к культуре других народов. Проблема межнациональных отношений в современном мире является одной из актуальных. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его инсти-
тутах. Не является исключением и школа. Хочу отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.
Среди обучающихся мною проводятся конкурсы творческих работ, посвященные воспитанию толерантности и терпимости между людьми разных национальностей:
То в одном уголке мира, то в другом вспыхивают гражданские войны. Люди из-за межнациональных конфликтов покидают свои дома, страны. В своем рассуждении о самом толерантном городе ученица 11-го класса Билалова Алия пишет: «Слушая или читая о таких конфликтах, всем хочется рассказать о нашем уникальном городе Нижневартовске Российской Федерации. В городе проживают представители 127 наций и народностей, существуют 30 национально-культурных общественных организаций.
Если посмотреть на наш класс, в нем учатся татары, башкиры, украинцы, узбек, русский, чуваши, марийцы, белорусы. Восемь разных национальностей, 8 разных культур, 8 языков. И объединяет нас в единое целое русский язык и наш любимый город, который для многих людей стал родным.
Нижневартовск часто называют многонациональным, толерантным, уникальным. Мы соглашаемся, потому что у нас в дружбе и согласии проживают люди 127 народностей, больших, малых и крохотных. Администрация и жители города делают все возможное, чтобы укрепить единство и дружбу.
Ежегодно у нас проходит городской фестиваль "Многонациональный Нижневартовск". Воспитание молодежи в духе межнационального единства и согласия - вот его цель. Представители национальных общественных организаций рассказывают школьникам и студентам о культуре и обычаях разных народов, о том, как вдали от родины они стараются сохранить традиции. Кто-то молодежные советы создает, кто-то классы для изучения родного языка открывает, а кто-то национальный театр. Сегодня в Нижневартовске насчитывается 127 представителей разных культур. Большая численность просто обязывает их жить в дружбе. В первую очередь это должны осознать мы, молодежь».
Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Необходимо учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. Большую роль в этом играет язык. Об этом в своем сочинении «Мой многонациональный город Нижневартовск» написала ученица 11-го класса Нижегородцева Алеся: «Мы в своем городе Нижневартовске свободны в выборе. В школе нас учат уважать хантыйский и узбекский, башкирский и татарский языки. Мы на уроках знакомимся с текстами писателя манси Ювана Шесталова или башкирского писателя Мустая Карима, или классика татарской литературы Габдуллы Тукая. Мы с гордостью рассказываем о достопримечательностях, не забываем упомянуть о том, какой вклад внесли люди разных национальностей в строительство нашего города.
Вартовчане, мне кажется, с гордостью могут сказать, что они толерантны. Если даже в городе встречаешь единичные случаи проявления национализма, то они и остаются единичными. Мы учимся в многонациональных классах, соседствуем, дружим, вместе отмечаем все праздники, влюбляемся...».
Нация - это общество, сложившееся в ходе жизни человека на земле, у каждой нации свой язык, свои традиции, обычаи, свои территории. Наций на нашей планете очень много и у каждой из них свои идеалы и различия. Можно сказать, что нация - это народ, который живет на одной территории, то есть отдельная страна. У каждой нации есть свой национальный язык, национальная одежда, традиции. Но все это есть у всех, хотя и разное. Все нации равны между собой, и все должны уважать друг друга. Если будет так, то будет мир на Земле. Это отражают рассуждения старшеклассников. И есть уверенность в том, что они в будущем будут уметь находить компромиссы при выборе средств реализации намеченных целей. Анализ современных событий формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнение о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способ-
ствуют формированию толерантности, дети приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с окружающими, сверстниками.
Ситуации, требующие сегодня от нас напряженной работы мысли для понимания и поиска выхода из них, предлагают нам и большие возможности. Стимулируя все больший размах и глубину психологических исследований, они требуют от учителя конкретных и четких результатов. Сегодняшние наши социальные и экономические трудности как вызов могут оказаться даже весьма полезными. Во-первых, с точки зрения развития нашей толерантности по отношению к другому, осознания собственной ответственности за «ближнего», за свою страну, за ее будущее, и, во-вторых, с точки зрения развития самой психологической науки.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы учим своих учеников любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа; поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма и гражданственности является актуальной задачей в настоящее время.
одводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной работе и работе каждого педагога. И благодаря разнообразию форм и методов работы есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
Определенная часть материала размещена на сайте: http://elbaeva.wix.com/site-teachers
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 т. Т.7. - М.: Художественная литература, 1969.
2. Лихачев Д.С. Избранное /Великое наследие. Заметки о русском. - СПб.: LOGOS, 1997.
3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2002.
4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Педагогика, 1979.
5. Елбаева В.В. Формирование гражданина и патриота своего государства на уроках истории / Напечатана в сб. III Всероссийской научно-практической конференции. - Нижневартовск, апрель 2008.
6. см. также: URL: http://elbaeva.wix.com/site-teachers
REFERENCES
1. Saltykov-Shchedrin M.E. Works in 20 v. Moscow: Hudozhestvennajaliteratura, 1969. Vol. 7.
2. Lihachev D.S. Favorites. Great heritage. Notes on Russian. [Izbrannoe. Velikoenasledie. Zametki o russkom]. Sankt-Peterburg: LOGOS, 1997.
3. Agapova I.A., Davydova M.A. Patriotic education in school. [Patriotic education in school]. Moscow. Iris Press. 2002.
4. Boldyrev N.I.Moral education of students. [Moral education of students]. Moscow. Pedagogika. 1979.
5. Elbaeva V. V. The formation of a citizen and patriot of his state on the lessons of history [The formation of a citizen and patriot of his state on the lessons of history]. Published in the collection: III All-Russian scientific-practical conference. Nizhnevartovsk, April 2008.
6. See mention: Available at: http://elbaeva.wix.com/site-teachers
Информация об авторе
Елбаева Валентина Владимировна, учитель истории МБОУ СШ № 8 города Нижневартовска, Нижневартовск, Россия elbaevav@bk.ru
Получена: 14.04.2015
Information about the author
Elbaeva Valentina Vladimirovna, History Teacher of "Secondary School №8", Nizhnevartovsk town, Russian Federation elbaevav@bk.ru
Received: 14.04.2015