Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание молодежи - залог успешного развития общества и государства'

Патриотическое воспитание молодежи - залог успешного развития общества и государства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19496
1148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЗМА / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / PATRIOTISM / PATRIOT / PATRIOTIK EDUCATION / PROBLEM OF PATRIOTISM / PUBLIC SPIVIT / NATIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Студенникова С. Л.

В данной статье затронуты аспекты связей патриотического воспитания молодежи как направление государственной молодежной политики с успешным и стабильным развитием России в будущем. Основополагающий принцип идеологии современного патриотизма декларирует поддержку родной стране и деятельность на благо Отечества, уважение традиций. Патриотизм ведущая позиция в списке жизненных ценностей россиян

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IS SOCIETY AND STATE GUARANTEE OF SUCCESSFUL DEVELOPMENT

In the given article aspects of communications of patriotic education of youth, as the directions of the state youth policy, with successful and stable development of Russia in the future are mentioned. The basic principle of ideology of modern patriotism declares the support to a native land and activity for the Fatherland blessing, respect of traditions. Patriotism is a leading position in the list of vital values of Russians.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание молодежи - залог успешного развития общества и государства»

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

С.Л. СТУДЕННИКОВА, аспирантка кафедры документоведения и документационного обеспечения управления

Орловского государственного университета

Тел. 8-910-268-26-00

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ - ЗАЛОГ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

В данной статье затронуты аспекты связей патриотического воспитания молодежи как направление государственной молодежной политики с успешным и стабильным развитием России в будущем. Основополагающий принцип идеологии современного патриотизма декларирует поддержку родной стране и деятельность на благо Отечества, уважение традиций. Патриотизм - ведущая позиция в списке жизненных ценностей россиян.

Ключевые слова: патриотизм, патриот, патриотическое воспитание, проблема патриотизма, гражданственность, национальное самосознание.

Проблема патриотизма являлась предметом постоянного внимания на протяжении всей многовековой истории развития отечественной педагогической мысли.

Ее воспитательные традиции насчитывают не одно тысячелетие. За это время наш народ создал свою педагогическую культуру, в основе которой лежат народность, патриотизм, духовность.

В условиях многонациональности Российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения чувства уважения к другим народам и чувства любви к Родине.

Выдающиеся ученые, талантливые философы, педагоги, психологи, писатели и публицисты в своих трудах неоднократно обращались к теме патриотического воспитания.

По мысли философа Владимира Соловьева, истинный патриотизм - это триединство таких факторов, как вера в свой народ, соединенная с бесстрашием, любовь к своему народу, сопровождаемая действительным сочувствием и состраданием к его действиям, и реальная практическая помощь своему народу.

Проблема патриотического воспитания является предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Различные ее аспекты освещаются в трудах В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.М. Карамзина, Я.А. Коменского, М.В. Ломоносова, А.И. Радищева, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского.

В 1867 году выдающийся педагог К.Д. Ушинский в статье «О необходимости сделать русские школы русскими» высказывает следующую мысль: «Русский человек менее всего знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится» [12; 301]. Он считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает

Любовь к родине - первое достоинство цивилизованного человека.

Наполеон Бонапарт [9; 47].

© С.Л. Студенникова

воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [12; 305]. К.Д. Ушинский считал важнейшей проблемой укоренение привычки любви к Родине.

А.С. Макаренко рассматривал патриотизм как привычку, и в этом он солидарен с К.Д. Ушин-ским: «Когда речь идет о воспитании таких качеств, как терпение, умение преодолевать длительные затруднения, брать препятствия не рывком, а давлением, сколько бы вы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но, если вы не воспитаете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. Одним словом, я требую, чтобы детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек» [7; 32].

Русский историк и государственный деятель

В.Н. Татищев в своих педагогических сочинениях ставил вопрос об «образовании и воспитании молодежи». Он подчеркивал, что молодежи «нужно знать законы гражданские и воинские своего Отечества». Он советует сыну: «Вступая в службу, хотя храбрость есть сама глупость, и не меньше робости как себе, так и Отечеству вреда приносит; и для того нужно весьма в том остерегаться, чтоб как свой живот, так и пользу Отечеству сохранить» [11; 81, 83].

В XVIII веке русский писатель Н.М. Карамзин писал: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» [4; 37].

В XIX веке в Германии сложилась целая система гражданского воспитания молодого поколения. Создателем ее являлся Г. Кершенштейнер. Именно он ввел понятия «воспитание патриота», «политическое воспитание» и «гражданское воспитание», указывая, что они дополняют, но не заменяют друг друга. Г. Кершенштейнер считал, что целью воспитания должна быть подготовка гражданина, и «эта задача воспитания должна охватывать собой все прочие» [5; 17]. Учение данного мыслителя окончательно оформило проблему воспитания гражданина-патриота в педагогическую теорию, многие положения которой не утратили своего значения и в наше время.

В настоящее время проблема формирования национального самосознания и патриотизма, бережного отношения к истории Отечества, его культурному наследию, обычаям и традициям своего народа (своей малой родины), воспитания готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства остается столь же актуальной и

даже становится острее. Чем больше европеизируется, стандартизируется система образования в России, тем заметнее девальвация этнокультурных традиций, чувства исторической преемственности, культурно-исторической памяти.

Видные российские педагоги А.В. Мудрик,

В.И. Журавлев, Б.Т. Лихачев и другие рассматривают в своих трудах проблему патриотического воспитания с разнообразных позиций, но они едины в мнении о том, что российская система образования резко снизила свое воспитательное воздействие на молодое поколение страны; стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания; нужна такая система обучения и воспитательной работы, в которой можно было бы достичь максимальных результатов по возрождению, если не по «реанимации», патриотизма среди школьной и вузовской молодежи [6; 141].

Анализ исследований по проблеме патриотизма указывает на разнообразие и неоднозначность трактовки самого термина «патриотизм» (возвышенно-эмоциональное проявление чувств человека; активно-деятельностный подход к интересам общества; общественное явление и т.д.), что объясняется многогранностью его истолкования.

Впервые слово «патриот» стало широко употребляться в период Великой Французской революции 1789 года. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики.

Понятие патриотизма как осознанного чувства любви к Родине, преданности своему отечеству, своему народу зарождается в России с начала XIX века, именно тогда термин «патриотическое воспитание» начал использоваться в педагогической и общественно-политической литературе.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля: «патриотизм (от греческого patriots - соотечественник, patris - родина, отечество) - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу; привязанность к месту своего рождения, месту жительства» [3; 24].

С.И. Ожегов в «Словаре русского языка» трактует «патриотизм» как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [8; 426].

Со временем значение этого понятия расширялось, и патриотизм стал обозначать не только нравственные и моральные качества личности, но и выступать принципом, характеризующим отношение человека к Родине, к ее прошлому и настоящему.

Патриотическое начало выступает важной частью воспитания человека в период развития рос-

сийской государственности. Борьба за благо и процветание родной земли рассматривается как победа добра над злом. Развитие и укрепление национальных святынь (государственная символика, атрибутика, традиции и т.д.) способствовали сохранению патриотических начал личности.

Патриотическое воспитание важно не только для успешного развития общества и государства, но прежде всего для самого человека, как необходимая составная часть развитой личности.

На протяжении многовековой истории Российского государства народ России всегда отличался своим патриотизмом. Величайшими патриотами земли Русской были князья Александр Невский и Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, писатели А. Пушкин и М. Лермонтов, Н. Некрасов и Н. Гоголь. Чувство патриотизма всегда стимулировало прогресс отечественной науки. Достаточно вспомнить о деятельности таких ученых, как М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов,

А.С. Попов, И.М. Сеченов и многих других.

Историческое значение человека, считал Н.Г. Чернышевский, «измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство - силою патриотизма».

До конца жизни патриотами своей Родины оставались космонавт Ю. Гагарин, М. Шолохов, Г. Жуков, Д. Лихачев и многие другие.

Российский патриотизм - явление уникальное, своеобразное, ни с чем не сравнимое.

Проблема патриотического воспитания молодежи становится одной из актуальных проблем современности, требующей неотложного решения задач фундаментального и всеобъемлющего анализа проблем в сфере патриотического воспитания. Это требует глубокого изучения всех общественно значимых изменений, процессов и явлений, оказывающих влияние на формирование личности. В этой связи особое внимание следует обратить на систему традиционного воспитания и народную педагогику как мощное средство формирования глубоких нравственных основличности.

Традиционная народная педагогика является эффективным и мощным по своему воспитательному воздействию средством, которое должно активно использоваться на современном этапе в практике воспитания патриотизма, поскольку народно-педагогические взгляды понятны и доступны самым широким слоям населения. Кроме того, значение традиционной педагогики возрастает в условиях возрождения в России народной культуры и национальных школ.

Содержание патриотического воспитания определяется состоянием социально-экономичес-

кой, политической, духовной и социально-культурной сфер общества. Формирование патриотизма нового поколения пришлось на сложный период, когда старые ценности утратили свое воспитательное значение, а новые находятся в стадии формирования. Сегодня, в период сложных социальных перемен, система патриотического воспитания проходит стадию реорганизации. Ей еще предстоит стать активным субъектом государственной молодежной политики.

Формирование патриотизма осуществляется в процессе патриотического воспитания личности, которое является составной частью целостного педагогического процесса, подчиняется его структурным особенностям и отличается целевой направленностью.

Целостный педагогический процесс включает в себя воздействие на рассудок и разум, на чувства и волю. Именно этот факт определяет специфику умственного и физического, нравственного и эмоционального, трудового и военно-патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание - это систематическая целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина и патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Целью патриотического воспитания является формирование у молодого поколения высоких социально значимых качеств, готовности реализовать их в интересах общества и государства [2; 5].

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

- проведение научно обоснованной управленческой и организационной деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания молодежи;

- утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, военной службы;

- создание новой системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Оте-

честву, готовности к достойному служению обществу;

- создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы патриотического воспитания молодежи.

Содержание патриотического воспитания, определяемое его целью и задачами, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-культурной, политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса.

Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим связанным с ней видам государственной службы.

Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов считали, что средствами воспитания патриотизма являются: пример взрослых, биографии великих людей, детские книги и журналы, беседы с детьми о лучших людях родины, о родной природе, подавление проявлений национальной вражды между детьми, активное участие детей в действиях, направленных к общему благу.

Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогической практике содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию. К принципам патриотического воспитания можно отнести направленность воспитания на:

- укрепление единства и целостности Российской Федерации;

- учет в воспитании особенностей различных категорий населения (дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников, студентов, работников госучреждений, военнослужащих, жителей городов и сел);

- сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений народов Рос-

сии, их сплочение в едином федеративном государстве;

- содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;

- содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов;

- развенчивание пропаганды расизма, национализма и религиозной розни;

- обеспечение равноправия народов и национальных меньшинств страны;

- обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;

- укрепление положительного во взаимоотношениях народов и религиозных конфессий страны;

- гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;

- сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;

- формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;

- предотвращение межнациональных конфликтов;

- учет в воспитании религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий; сотрудничество с традиционными религиями в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости и многие другие принципы [2; 10].

Реализация этих принципов в процессе патриотического воспитания молодежи осуществляется по следующим основным направлениям:

1) Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни.

2) Историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы.

3) Политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве.

4) Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных, культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего обще-

ства и государства, национального самосознания.

5) Профессионально-деятельностное - форми-

рование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству.

6) Психологическое - формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях.

Основным институтом, обеспечивающим организацию, функционирование и контроль всей системы патриотического воспитания, является государство. Патриотическое воспитание молодежи - одно из направлений государственной молодежной политики России на этапе переходного периода и на долговременную перспективу.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - залог стабильного развития страны в будущем.

Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства.

Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах, и прежде всего в верности своему конституционному долгу. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников.

Конечной целью воспитания гражданина-пат-риота в современных условиях является развитие гражданского общества, способного активно укреплять свое правовое государство.

В этих условиях очевидна необходимость создания системы воспитания патриотизма как основы консолидации и укрепления государства. Эта система должна предусматривать формиро-

вание и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях; массовую патриотическую работу; деятельность СМИ, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина [1; 39].

Человек, воспитанный в духе гражданственности и патриотизма, - уникальная личность, а условие успешного воспитания такого человека состоит в том, чтобы объединить педагогические усилия семьи, школы и органов государственного общественного управления.

Характеризуя создавшееся в стране положение,

В.В. Путин говорит о том, что даже само слово «патриотизм» «подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» [10; 6].

Важнейшим фактором, влияющим на духовное и физическое здоровье нации, является чувство патриотизма. XXI век характеризуется обострением борьбы наций за выживание, и в этой борьбе сможет победить тот народ, чье духовное и физическое здоровье будет выше [1; 19].

Библиографический список

1. Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России: Сб. статей регионал. научно-практич. конференции / Под ред. О.В. Лешер, Л.В. Голиковой. - Магнитогорск: МГТУ, 2005. - 131 с.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 г. № 422.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М., 1955. - Т. 3. - С. 24.

4. Карамзин Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости / Н.М. Карамзин. - М., 1957.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кершенштейнер Г. Избранные педагогические сочинения / Г. Кершенштейнер. - М., 1915. - 79 с.

6. Кутьина А.А. Научные подходы к проблеме патриотического воспитания молодежи / А.А. Кутьина // Вестник СамГУ. - 2007. - № 5/2 (55) - С.139-143.

7. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1972. - 336 с.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Около 57 000 слов. - М.: Русский язык, 1986. - 797 с.

9. Патриотизм и патриотическое воспитание в современном российском обществе: информ.-библиогр. материалы [Текст] / Самар. обл. универс., науч. б-ка, справ.-информ. отд.; сост. Н.А. Сумро; ред. Л.Г. Завальная. - Самара, 2008. - 41 с.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

10. Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета. 30.12.1999.

11. Татищев В.Н. Духовная моему сыну (в сокращении) / В.Н. Татищев // Антология педагогической мысли России XVIII века / Сост. И.А. Соловков. - М.: Педагогика, 1985. - С. 81-83.

12. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М., 1968. - 417 с.

In the given article aspects of communications of patriotic education of youth, as the directions of the state youth policy, with successful and stable development of Russia in the future are mentioned. The basic principle of ideology of modern patriotism declares the support to a native land and activity for the Fatherland blessing, respect of traditions. Patriotism is a leading position in the list of vital values of Russians.

Key words: patriotism, patriot, patriotik education, problem of patriotism, public spiVit, national identity.

S.L. STUDENNIKOVA

PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IS SOCIETY AND STATE GUARANTEE OF SUCCESSFUL DEVELOPMENT

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.