Научная статья на тему 'Отражение идей патриотического воспитания подрастающего поколения в Российской педагогической мысли'

Отражение идей патриотического воспитания подрастающего поколения в Российской педагогической мысли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2655
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / CITIZENSHIP / ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / HISTORY OF PEDAGOGY / СОВЕТСКИЕ УЧЕНЫЕ / SOVIET SCIENTISTS / PATRIOTIC FEELINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валиева Зема Ираклиевна

События 1990-х гг. в России привели к тому, что гражданственность, патриотизм, патриотическое воспитание, долг перед отечеством приобрели неоднозначную интерпретацию, во многом были девальвированы. Значимость исследования этой проблемы определяется девальвацией основных тенденций развития патриотического воспитания учащихся в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The 1990s of the previous century resulted in the fact that citizenship, patriotism, patriotic education, patriotic duties were interpreted ambiguously, were devaluated in many respects. The importance of the noted issue is determined by the devaluation of the basic tendencies of development of students’ patriotic education in the modern conditions.

Текст научной работы на тему «Отражение идей патриотического воспитания подрастающего поколения в Российской педагогической мысли»

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,

* * *

1. Bondarenko O.A. Ispol'zovanie programmno-celevogo podhoda v sovremennyh uslovijah razvitija municipal'nogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/120/1603 (data obrashhenija: 10.11.2014).

2. Kuskova E.H. Razvitie gosudarstvenno-obshhestvennyh otnoshenij v upravlenii obrazovaniem. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2004. S. 209-211.

3. Moiseev A., Kosareckij S. Nacional'nyj proekt stimuliruet gosudarstvenno-obshhestvennoe upravlenie obrazovaniem // Narodnoe obrazovanie. 2007. № 4. S. 25-29.

4. Cedel'nikov A.A. Gosudarstvenno-obshhestvennoe upravlenie obrazovaniem -ob#ektivnoe uslovie ego modernizacii // Narodnoe obrazovanie. 2006. № 7. S. 67-70.

5. Sergeev S.D. Razvitie sistemy gosudarstven-no-obshhestvennogo upravlenija obrazovaniem: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Chuvash. gos. ped. un-t; kaf. ist. obrazovanija i jetnopedagogiki. Cheboksary, 2008.

6. Frumin I.D. Razvitie sfery obrazovanija i so-cializacii v Rossijskoj Federacii v srednesrochnoj perspektive: Doklad jekspertnoj gruppy // Voprosy obrazovanija. 2012. № 1. S. 62-84.

7. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 №2 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii».

8. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Burjati-ja ot 13.10.2003 g. № 307 «Ob utverzhdenii Koncep-cii razvitija popechitel'skogo dvizhenija v Respublike Burjatija».

9. Rasporjazhenie Pravitel'stva Respubliki Burjati-ja ot 18.12.2002 g. № 1118-r.

10. Rasporjazhenie Pravitel'stva Respubliki Burjatija ot 09.04.2007 № 228-r «Ob utverzhdenii Kom-pleksnogo proekta modernizacii obrazovanija Respub-liki Burjatija na 2007 - 2009 gody».

State and public administration in the system of secondary education of the Buryatia Republic in the process of implementation of the Complex project of education modernization

There are reviewed the stages of establishment and development of the state and public administration of the regional system of secondary education in the process of implementation of the Complex project of education modernization. There are considered the basic mechanisms and forms of state and public administration of the system, as well as the main results of implementation of this project in the Republic of Buryatia.

Key words: administration, state and public administration, regional system of secondary education, modernization, education development.

(Статья поступила в редакцию 9.06.2015)

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

з.И. валиева

(Владикавказ)

ОТРАЖЕНИЕ ИДЕЙ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

События 1990-х гг. в России привели к тому, что гражданственность, патриотизм, патриотическое воспитание, долг перед Отечеством приобрели неоднозначную интерпретацию, во многом были девальвированы. Значимость исследования этой проблемы определяется девальвацией основных тенденций развития патриотического воспитания учащихся в современных условиях.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, чувства патриотизма, история педагогики, советские ученые.

Актуальность изучения проблем патриотического воспитания обусловлена целенаправленной политикой России, ориентированной на воспитание у подрастающего поколения чувств патриотизма, любви к родине, уважения к истории и государственной символике страны. В педагогической мысли России проблеме воспитания патриотизма посвящено немало исследований. Подтверждение тому -стремление каждого из педагогов в различные исторические периоды осмыслить проблемы патриотического воспитания ([8; 10; 11; 14] и др.).

Великий русский педагог А.С. Макаренко считал первостепенной задачей воспитания у молодежи умений и навыков жить интересами народа, т.к. жизненная сфера проявления патриотизма объемна и часто не соединяется с героизмом. Он указывал на то, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». То есть основной критерий патриотических убеждений А.С. Макаренко видел в общественном труде: «Воспитание советского патриота - это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества Родины» [8, с. 394-399].

© Валиева З.И., 2015

Вопросы патриотического воспитания исследовались и в трудах таких известных педагогов и общественных деятелей, как А.Ф. Аф-тонасьев [1], Н.М. Карамзин [4], А.П. Куни-цын [7], А.Н. Радищев [9] и др. Все они были едины во мнении, что важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре.

Обращаясь к проблеме патриотического воспитания, А.Н. Радищев писал: «Истинный человек и сын отечества одно и то же, он если уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью». Раскрывая важные качества, которые, по его мнению, должны быть присущи каждому человеку и гражданину, он отмечал: «Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына отечества, у которого сердце не может трепетать от нежной радости при едином имени отечества». Основной задачей воспитания А.Н. Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество. Ученый, придавая большое значение воспитанию «истинного сына Отечества», рекомендовал уделять внимание и процессу овладения знаниями, а также умственному развитию [9].

А.П. Куницын в «Наставлении воспитанникам» первостепенными задачами воспитания подрастающего поколения считал следующие: «... водворить в сердце сына праотече-ские добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах». Главная задача воспитательной работы учебных заведений, по его мнению, - «усилить круг преподавания таких предметов, которые приводили бы к любви, к вере, к добродетели, любви к Отечеству» [7, с. 141-145].

Выдающийся отечественный историк Н.М. Карамзин был убежден в том, что «патриотизм есть любовь к благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях». В статье «О любви к Отечеству и народной гордости» он выделил три взаимосвязанных и иерархически подчиненных вида любви к Отечеству: физическую, нравственную, политическую. Физическая любовь ха-растеризуется привязанностью человека к месту его рождения и жизни, нравственная основана на симпатии к окружающим людям и обществу, политическая основана на патриотическом чувстве, требует рассуждения и осознания [4].

а школы -

Аналогичной точки зрения придерживался и другой русский ученый - А.Ф. Афтона-сьев, который в своих работах писал о том, что воспитание имеет целью подготовить человека для жизни в обществе, «возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить, по обширности того поприща, на котором он предназначается действовать». Основные результаты воспитания, по мнению ученого, - «чувство религиозного, любви к прекрасному, истинному и любви к отечественному или национальному» [1, с. 394-402].

Ряд российских педагогов (Н.С. Крупская [5], В.А. Сухомлинский [11], Л.Н. Толстой [13], К.Д. Ушинский [14], С.Т. Шацкий [16], И.М. Ястребцов [17]) пытались определить в своих научных работах цель, место и содержание патриотического воспитания.

По мнению русских демократов (В.Г. Белинский [2], Н.А. Добролюбов [3], Н.Г. Чернышевский [15]), воспитание патриотизма - это путь перевоплощения россии, а его основной целью является подготовка образованных, трудолюбивых граждан. Демократы были твердо уверены в том, что патриотизм несет в себе такие ценности и идеалы, которые способствуют становлению гражданина, достойного члена общества. Под общечеловеческими ценностями и идеалами они подразумевали идеалы равенства, братства и свободы.

Воспитанию чувства национальной гордости придавал огромное значение Н.Г. Чернышевский. рассматривая вопросы воспитания молодого поколения, в качестве его основной цели видели подготовку гражданина, любящего отечество, принимающего активное участие в жизни общества. Именно поэтому, считал Н.Г. Чернышевский, «необходимо предоставить молодому человеку право нормально и свободно развиваться, внушить ему правильные взгляды на жизнь, твердые представления о добре, правде, долге, воспитать самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм». Известный педагог призывал оценивать патриота, политически подготовленного человека с точки зрения его заслуг перед родиной, а «человеческое достоинство - силою его патриотизма» [Там же, с. 72].

Современный историк педагогики С.В. Куликова также подчеркивает важность национального самосознания россиян в формировании патриотизма. она подчеркивает, что в ходе параллельного становления педаго-

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,

гики, образования, традиций, культуры и национального самосознания россиян сформировался набор идеальных качеств народа, в котором первое место отводится патриотизму [6, с. 29-30].

Интересны и научные изыскания Н.А. Добролюбова. В статье «русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым» он поднял вопросы воспитания патриотизма и псевдопатриотизма. По его утверждению, настоящий патриотизм отличается от псевдопатриотизма тем, что никак не совместим с неприязнью к другим народам, ставит человеколюбивые отношения, глубокие чувства к родине выше своих интересов, «находится в теснейшей связи с любовью к человечеству». В основе истинного патриотизма должны быть идеи общечеловеческого блага, стремление определить на родине порядки, которые приемлемы для всех народов: «В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше» [3, с. 348].

Великий ученый В.Г. Белинский видел продуктивный путь к общечеловеческому патриотизму в развитии чувства народности и потому общечеловеческое и национальное рассматривал как единое целое. ученый утверждал: «... кто не принадлежит к своему отечеству, тот не принадлежит и человеческому». Вопросы воспитания личности В.Г. Белинский не мыслил вне контекста нравственности. Педагог писал: «любить свою родину -значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». Не сомневался ученый в том, что первостепенной задачей является развитие в воспитанниках честности, порядочности, понимания своего кровного родства: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством» [2, с. 488-489].

Проблемам формирования патриотизма особое внимание уделял и Л.Н. Толстой, который рассматривал его через призму христианской религии. Им выделены способы постижения божественной благодати: первый - через правильное отношение к людям, второй - через правильное отношение к себе: «Правильное отношение к другим людям определяется тем, что они - дети того же бога, что и я. Они - мои братья.... Отсюда вытекает требование любить людей как братьев, сынов чело-

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

веческих, любить всех, без каких-либо изъятий, независимо от каких бы то ни было мирских различий между ними» [13]. Забота человека о чистоте собственной души является базисом, источником нравственных обязанностей человека по отношению к другим людям, к семье, государству и т.д.

В первые годы Советской власти Н.К. Крупская [5], С.Т. Шацкий [16] и др. много внимания уделяли вопросам воспитания подрастающего поколения. По их мнению, школа как государственное учреждение должна раньше, чем вся социальная жизнь, пропитаться новым духом. Н.К. Крупская подчеркивала, что ведущую роль в становлении личности ребенка играет общественный уклад в целом, именно поэтому реорганизация общественного строя имела в деле воспитания большое значение. Она подчеркивала важность воспитания у молодежи на основе любви к Отечеству советского патриотизма, изучения жизни и деятельности лидеров Советского государства, активного участия в общественной трудовой деятельности. Н.К. Крупской введено понятие «военное воспитание», которое сегодня понимается как «военно-патриотическое воспитание». В своих научных трудах она основательно раскрывала содержание, методику и средства дифференцированного подхода, учета возрастных особенностей в формировании чувств, доказывала, что патриотические качества должны впитываться «с молоком матери» и развиваться всю жизнь [5, с. 208].

Интерес представляют и идеи С.Т. Шацкого. В своей работе «Школа для детей или дети для школы» ученый, используя термин «детское сообщество», опирается на демократические принципы организации жизни детей, традиции и обычаи народа при выборе форм и методов воспитательной работы, связь с природой и социальной средой, стремление преобразовать окружающую среду посредством воспитания. Основным средством воспитания С.т. Шацкий считал труд как нравственный развивающий аспект патриотического воспитания, любви к родному краю. Педагог указывал на то, что следует предоставлять «широкую возможность для нашей детворы играть, заниматься спортом, прогулками, экскурсиями, кочевками и лагерями» [16]. С.Т. Шацкий был основоположником идеи развития и значимости туристской, экскурсионной и краеведческой деятельности. Перечисленные виды деятельности способствуют воспитанию патриотических качеств у детей.

Известный педагог и философ И.М. Ястреб-цов стремился развивать и воплощать идею о том, чтобы каждый человек выполнял свои обязанности, долг перед Родиной, которые «состоят в том, чтобы быть нужным человечеству, Отчизне, самому себе». Причем долг Отечеству требует «делиться своими способностями с ним. Безумно жертвовать ими во вред ему» [16]. Выдвигая идею жертвенности во имя Отчизны, И.М. Ястребцов опирается на знания, которые подрастающее поколение получает в системе образования. Через знания, прежде всего, формируются существенные понятия, которые образуют сущностную характеристику человека. Определяя понятия «родина», «Отечество», ученый доказывал, что «оно не есть только земля, на которой живет человек. Оно есть великая идея, развивающаяся в языке, религии, науках, характерах того народа, к которому принадлежит человек и для физического благосостояния которого служит значительная доля земель, вод, природы с их растительностью, животным миром и природными минеральными богатствами. Эти блага кроме физической пользы имеют еще и нравственную пользу, содействуя своим существованием совершенствованию общей народной идеи: поэтому и заключены в рамках той симпатии, которая объемлет все принадлежащее родине и все отечественное, все ему споспешествующее». Изучая понятия «патриотизм», «гражданственность», автор отмечает, что «эти чувства могут быть так же фальшивыми или не достигающими своей цели, как и несвоевременная благотворительность» [17, с. 230-231].

Немалое значение для решения проблемы патриотического воспитания имеют научные воззрения К.Д. Ушинского. Педагог утверждал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». По мнению К.Д. Ушинского, под воздействием неодинаковых условий жизни формируется характер людей, который дает такую почву, где «коренится народность». Через все его труды прошла мысль о патриотическом воспитании и национальном самосознании. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. Ученый писал о том, что следует вос-

А ШКОЛЫ -

питывать у молодежи национальную гордость и толерантное отношение к другим народам. «Любовь к Родине, - отмечал он, - это наиболее сильное чувство человека, которое гибнет в дурном человеке» [14].

Большой вклад в теорию патриотического воспитания подрастающего поколения внес В.А. Сухомлинский. В его научных трудах «Павлышская средняя школа», «Мудрая власть коллектива» и др. рассмотрена система работы учителей по патриотическому воспитанию школьников. Созданная им система представляет большую значимость и сегодня. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству», В.А. Сухом-линский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества и патриотической деятельности. Причем сама деятельность включает «готовность защищать свою социалистическую Родину, трудовой энтузиазм, любовь к свободе, борьбу за мир». Великий педагог писал: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота - это самые тонкие, самые сложные вещи в том безграничном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием» [11-12].

Таким образом, требования, предъявляемые к гражданственности и патриотизму в советской школе, носили четко детерминирующий характер. Ценности, прививаемые советской школой, не выходили за рамки существовавшей системы и ориентиров советского человека, таких как равенство, коллективизм, гуманизм. Процесс формирования этих ценностей носил идеологизированный характер, а воспитание школьников рассматривалось в рамках идейно-политического воспитания подрастающего поколения.

Организовывались различные формы работы: встречи с участниками войны, сбор материалов о героях и ветеранах войны, требовалось активное участие в общественно полезной деятельности, больше стали обращать внимание на туристическую и экскурсионную работу, создавались ленинские школьные музеи, присваивали торжественно имена героев школьным отрядам и т.д.

известия вгпу. педагогические науки

список литературы

1. Афтонасьев А.Ф. Мысли о воспитании // Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века / сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987.

2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. М.: АН СССР, 1954. Т. 4.

3. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во «Педагогика», 1986.

4. Карамзин Н.М. Сочинения в двух томах. Л.: Худож. лит., 1984.

5. Крупская Н.К. Дети - наше будущее. М.: Просвещение, 1985.

6. Куликова С.В. Аксиологический подход к изучению феномена «национальное самосознание» в отечественной истории педагогики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 6 (91). С. 29-32.

7. Куницын А.П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины XIX века / сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. С. 141-145.

8. Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище // Сочинения. М.: АПН РСФСР, 1951. Т. 5. С. 407-419.

9. Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Полное собрание сочинений: в 3 т. М.; Л., 1938. Т. 1. С. 215-223.

10. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. Спб., 1898. С. 415.

11. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Мол. гвардия, 1975.

12. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. М.: Учпедгиз, 1959. С. 112.

13. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989.

14. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.: Учпедгиз, 1950. Т. 10.

15. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР,1953.

16. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.:Педагогика,1980.

17. Ястребцов И.М. О системе наук, приличных в наше время детям // Антология педагогической мысли в России первой половины XIX в. /

сост. П.А. Лебедев. М., 1987. С. 223-246.

* * *

1. Aftonas'ev A.F. Mysli o vospitanii // Antologija pedagogicheskoj mysli v Rossii v pervoj polovine XIX veka / sost. P.A. Lebedev. M.: Pedagogika, 1987.

2. Belinskij V.G. Polnoe sobranie sochinenij: v 13 t. M.: AN SSSR, 1954. T. 4.

3. Dobroljubov N.A. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija. M.: Izd-vo «Pedagogika», 1986.

4. Karamzin N.M. Sochinenija v dvuh tomah. L.: Hudozh. lit., 1984.

5. Krupskaja N.K. Deti - nashe budushhee. M.: Prosveshhenie, 1985.

6. Kulikova S.V. Aksiologicheskij podhod k izucheniju fenomena «nacional'noe samosoznanie» v otechestvennoj istorii pedagogiki // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014. № 6 (91). S. 29-32.

7. Kunicyn A.P. Nastavlenie vospitannikam // Antologija pedagogicheskoj mysli Rossii pervoj poloviny XIX veka / sost. P.A. Lebedev. M.: Pedagogika, 1987. S. 141-145.

8. Makarenko A.S. Doklad v pedagogicheskom uchilishhe // Sochinenija. M.: APN RSFSR, 1951. T. 5. S. 407-419.

9. Radishhev A.N. Beseda o tom, chto est' syn Otechestva // Polnoe sobranie sochinenij: v 3 t. M.; L., 1938. T. 1. S. 215-223.

10. Stojunin V.Ja. O prepodavanii russkoj literatury. Spb., 1898. S. 415.

11. Suhomlinskij V.A. Mudraja vlast' kollektiva. M.: Mol. gvardija, 1975.

12. Vospitanie sovetskogo patriotizma u shkol'nikov: Iz opyta raboty sel'skoj shkoly. M.: Uchpedgiz, 1959. S. 112.

13. Tolstoj, L.N. Pedagogicheskie sochinenija. M.: Pedagogika, 1989.

14. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij. M.: Uchpedgiz, 1950. T. 10.

15. Chernyshevskij N.G. Izbrannye pedagogicheskie proizvedenija. M.: Izd-vo APN RSFSR,1953.

16. Shackij S.T. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija. M.:Pedagogika,1980.

17. Jastrebcov I.M. O sisteme nauk, prilichnyh v nashe vremja detjam // Antologija pedagogicheskoj mysli v Rossii pervoj poloviny HIH v. / sost. P.A. Lebedev. M., 1987. S. 223-246.

Reflection of the ideas of patriotic education of the rising generation in the Russian pedagogic thought

The 1990s of the previous century resulted in the fact that citizenship, patriotism, patriotic education, patriotic duties were interpreted ambiguously, were devaluated in many respects. The importance of the noted issue is determined by the devaluation of the basic tendencies of development of students' patriotic education in the modern conditions.

Key words: patriotism, citizenship, patriotic feelings, history of pedagogy, Soviet scientists.

(Статья поступила в редакцию 10.06.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.