Научная статья на тему 'Генезис дефиниции патриотизма в отечественной педагогической теории и практике'

Генезис дефиниции патриотизма в отечественной педагогической теории и практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕЗИС / ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА / ПАТРИОТИЗМ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Федор Евгеньевич

В статье рассматривается генезис дефиниции патриотизма в отечественной педагогической теории и практике, происходящий в зависимости от конкретно-исторических условий, переживаемых государством и обществом. На основе выполненного теоретико-исторического анализа уточнено понятие «воспитание патриотизма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис дефиниции патриотизма в отечественной педагогической теории и практике»

УДК 37.035.6

Попов Федор Евгеньевич

аспирант. Российский государственный профессионально-педагогический университет uralpretor2010@rambler.ru Fedor E. Popov

graduate student of Russian State Vocational Pedagogical University uralpretor2010@rambler.ru

Генезис дефиниции патриотизма в отечественной педагогической теории и практике

Genesis definition of patriotism in the domestic pedagogical theory and practice

Аннотация. В статье рассматривается генезис дефиниции патриотизма в отечественной педагогической теории и практике, происходящий в зависимости от конкретно-исторических условий, переживаемых государством и обществом. На основе выполненного теоретико-исторического анализа уточнено понятие «воспитание патриотизма».

Ключевые слова: генезис, воспитание патриотизма, патриотизм, духовность, нравственность, любовь к Отечеству.

Annotation. In article discusses the genesis definition of patriotism in the domestic pedagogical theory and practice derived depending on the specific historical conditions experienced by the state and society. Made on the basis of theoretical and historical analysis clarified the concept of «patriotism education».

Keywords: genesis, patriotism education, patriotism, spirituality, morality, love of the Fatherland.

Современная общественная и социально-экономическая ситуация, ставшая следствием девальвации базовых национальных ценностей, актуализировала, в очередной раз в истории России, проблему воспитания патриотизма. Одним из направлений деятельности научно-педагогического сообщества стал поиск оптимальной модели его воспитания, так как современное понимание патриотизма представлено различными вариантами содержания и формальных признаков.

Целью сравнительного обзора является теоретико-исторический анализ генезиса и выявление существенных исторически сложившихся признаков патриотизма, что позволит уточнить дефиницию воспитания патриотизма применительно к современным условиям.

Значительное число трудов русских и российских педагогов посвящено осмыслению этого понятия, а также целей и задач, связанных с патриотическим

воспитанием. Изменению дефиниции воспитания патриотизма предшествовала, как правило, социально-политическая трансформация государственного строя.

Согласно этимологическому словарю русского языка А.Г. Преображенского, понятие «патриотизм» означает «любовь к отечеству, ревность о его славе и чести». Оно представлено как производное слово от «патриот» - «кому дорога слава и честь отечества, кто готов пожертвовать жизнью для отечества» [1, с.747], заимствованного в Петровскую эпоху из западноевропейских языков: французского patriote, немецкого patriot.

В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля патриотизм толкуется как «... любовь к отчизне. Патриотический, отчизненный, отечественный, полный любви к отчизне» [2, с.23]. Аналогично понятие раскрывается в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «... любовь к отечеству» [3, с.36].

Воспитание патриотизма, как свойства личности, началось в глубине веков. Источником норм должного поведения, тождественного современному термину «патриотизм», выступали сказы, былины, поговорки. Их главным героем являлся воин, вставший на защиту родной земли от притязаний чужеземцев. По словам К.Д. Ушинского, это были первые и блестящие попытки народной педагогики.

Описанные в народном эпосе подвиги богатырей служили воспитанию у молодого поколения чувства долга по защите Родины и формированию героических традиций. Однако идея патриотизма в те времена носила личностный характер и ограничивалась преданностью своему роду, князю.

С принятием на Руси христианства в качестве государственной религии патриотизм обрел сакральную значимость. Теперь защита Отечества предполагала не только охрану территории, народа, но и веры. В Ипатьевской летописи «великий князь Мстислав II восклицает: «нам дай бог за крестьян и за землю Рускую головы сложити», а новгородцы восхваляют умершего Мстислава Храброго: «всегда бо тосняшеся умрети за Рускую землю и за хрестьяны» [4, с. 191].

В это же время патриотизм выступил основной идеей объединения земель русских в борьбе против общего врага. Проявление патриотизма стало отождествляться с принятием православной веры и поддержкой государственного курса на объединение удельных княжеств под управление единого централизованного государства. Таким образом, обозначилось направление слияния идеи патриотизма и государственности.

Первое упоминание в России о патриотизме относится к петровским временам. Его закрепление, как профессионального качества воина и нормы поведения, произошло еще в начале XVII века в «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки», но именно при Петре I патриотизм становится государственной идеологией и ценится выше иных добродетелей. Патриотизму придается статус духовно-нравственного состояния, проявление которого влияет на внутригосударственный и внешний международный статус России. Формируется понятие «державный патриотизм».

К теме воспитания патриотизма обращались известные русские педагоги и философы XVIII - XIX веков В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.А. Ильин, Н.М. Карамзин, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский.

Их работы объединяет единое понимание цели воспитания патриотизма -полезный для государства гражданин, обладающий высокой культурой личности. Различия прослеживаются в средствах и методах достижения этой цели. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский видели воспитание патриотизма в идее народности, а А.И. Герцен связывал достижение цели с изучением в школе гуманитарных дисциплин. И.А. Ильин в своей концепции патриотизма излагал необходимость духовно-религиозного подхода к его пониманию и воспитанию.

Н.М. Карамзин раскрывает понятие патриотизм как «... любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях». «Он требует рассуждения» - и поэтому «не все люди имеют его» [5, с.58]. Схожее определение дает В.С. Соловьев: «Патриотизм есть желание блага целому -народу, государству, отечеству. Сверх силы непосредственного чувства нужно еще патриотическое сознание, различающее истинное благо отечества от кажущегося и ложного» [6, с.136].

В периоды Отечественной войны 1812 года, русско-японской войны 1905 года, начала первой мировой войны отмечается рост патриотических чувств народа. Ведущим девизом становится: «За Веру, Царя и Отечество».

После Октябрьской революции 1917 года понятие патриотизм приобретает иную идеологическую трактовку, основанную на идеалах марксистско-ленинской философии. Такой подход исключал наличие иных педагогических постулатов.

В 1918 году идеологи советской республики выдвигают новый патриотический лозунг: «Социалистическое Отечество в опасности!».

В оборот вводится понятие «патриотизм социалистический». Главной его особенностью является «. преданность трудящихся стран социализма своему социалистическому общественному и государственному строю, социалистическому Отечеству, делу коммунизма» [7, с.216]. Новацией является включение в содержание такого явления как «интернационализм»: «. национальное и интернациональное выступают в единстве, поэтому он не разъединяет нации и народности, а сплачивает их в единую братскую семью, в которой господствует дружба народов» [7, с.217].

Основные направления идеологии коммунистической партии и советского правительства нашли свое отражение в руководящих документах системы образования СССР, научно-педагогической литературе и показали вектор наполнения содержания и дальнейшего развития патриотизма, оставаясь таковыми в течение продолжительного времени.

Собственно патриотизм теперь рассматривается преимущественно в контексте военно-патриотического воспитания, способствующего укреплению интернационализма. А.А. Аронов пишет: «.если патриотическое воспитание, как совокупное целое, призвано готовить учащихся к труду и обороне, то военно-патриотическое воспитание, как часть совокупности, имеет четкую

целевую установку - готовить именно к обороне, к защите социалистического Отечества» [8, с.7].

Советские деятели педагогики, среди которых Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, В.А. Караковский, И.П. Иванов, посвятили значительную часть трудов изучению вопроса патриотического воспитания в условиях новой формации. Впервые в указанных исследованиях были представлены теоретико-методологические и прикладные аспекты воспитания патриотизма, как одного из направлений воспитательной работы.

Несмотря на повышенную идеологизированность системы патриотического воспитания того времени, можно привести примеры проявления народом массового патриотизма, не основанного на идеологии и преданности отдельной социальной группе. Особенно ярко это свойство личности проявлялось в трудные для страны периоды: на фронтах Великой Отечественной войны, при послевоенном восстановлении народного хозяйства. Во втором издании словаря русского языка под редакцией С.И. Ожегова патриотизм определен как «Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины» [9, с.406].

Политические события начала последнего десятилетия XX века явились следствием противостояния коммунистической идеологии. Были упразднены, как пережитки, пионерская и комсомольская организации, занимавшие основное место в системе патриотического воспитания детей и молодежи. С провозглашением в Конституции РФ запрета на государственную идеологию государство отказалось и от участия в воспитательном процессе учреждений образования.

Сложившаяся ситуация послужила детерминантой появления нескольких поколений с деструктивной идеологией. Понятие «патриотизм» приобрело негативный оттенок. Преобладающей жизненной позицией стало приспособленчество, стяжательство, а также нравственная, духовная и социальная индифферентность. В конечном итоге это привело к принижению значения системы образования в воспитании патриотизма.

Возвращение на государственный уровень проблемы патриотического воспитания произошло в начале XXI века.

Была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы», получившая продолжение в редакциях на 2006 - 2010, а затем на 2011 - 2015 годы. Воспитание патриотизма, в числе основных государственных принципов в сфере образования, обозначено в Концепции развития образования РФ до 2020 года и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Современные исследования в области патриотического воспитания содержатся в работах А.В. Мудрика, В.С. Безруковой, А.Н. Вырщикова, В.И. Лутовинова.

В.С. Безрукова раскрывает патриотизм через «положительное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как любовь к Родине, своему народу, местам своего рождения и проживания» [10]. В Российской педагогической энциклопедии патриотизм представлен как «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите от врагов» [11, с.109].

Проведенный анализ многообразия определений патриотизма, представленных в научной и педагогической литературе, объясняется сложностью самого явления и различных подходов к его изучению. При этом наблюдается единство во мнении, что воспитание должно строиться на естественных основах патриотизма - национальной самоидентификации личности с народом и культурой своего Отечества.

На основании разностороннего анализа сущности патриотизма внесем уточнения в понятие «патриотизм», представив его как «интегративное духовно-нравственное свойство личности, политический принцип, социальное чувство, основой содержания которого является любовь к своему Отечеству, готовность подчинить его интересам свои личные интересы, выступить на защиту Родины и народа», а также в понятие «воспитание патриотизма», которое представляется нам как «сложная социально-педагогическая деятельность по воспитанию любви к своему Отечеству, передаче духовно-нравственных ценностей, по формированию патриотических убеждений и чувств, активных действий, направленных на защиту интересов Родины и народа».

Литература:

1. Преображенский, А. Г. Этимологический словарь русского языка. - М., 1958. -1284 с.

2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.3: П-Р. -М., 2001. - 576 с.

3. Брокгауз, Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т.45. - С.-Петербургъ, 1898. - 474 с.

4. Соловьев, А.В. Автор «Задонщины» и его политические идеи. - М., 1958. - 675 с.

5. Карамзин, Н.М. Избранные сочинения. Т.1. - М., 1964. - 810 с.

6. Соловьев, В.С. Литературная критика. -М., 1990. - 422 с.

7. Научный коммунизм: Словарь. - М., 1983. - 352 с.

8. Аронов, А.А. Растить патриотов. - М., 1988. -103 с.

9. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. - М., 2010. - 736 с.

10. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Электронныйресурс]. - URL: http: // www.psyoffice.ru/slovar-s162.htm (дата обращения: 25.01.2014).

11. Российская педагогическая энциклопедия. Т.2: А - М. - М., 1998. - 672

c.

Literature:

1. Preobrazhenskiy, A. G. Etymological dictionary of Russian language. M, 1958. -1284 p.

2. Dal, V.I. Explanatory dictionary of living great Russian language. Vol.3: PR. M, 2001. - 576p.

3. Brokgaus, F.A., Efron I.A. Encyclopedic dictionary. Vol.45. St.-Peterburg', 1898. - 474 p.

4. Solovev, A.V. Author «Zadonschina» and his political ideas. M, 1958. - 675

p.

5. Karamzin, N.M. Selected Works. Vol.1. M, 1964. - 810p.

6. Solovev, V.S. Literary criticism. M, 1990. - 422p.

7. Scientific communism: Dictionary. M, 1983. - 352 p.

8. Aronov, A. A. Raise patriots. M, 1988. -103 p.

9. Ozhegov, S.I. Dictionary of Russian language: Approx. 100,000 words, terms and expressions phraseological. M, 2010. - 736p.

10. Bezrukova, V.S. Basics of Spiritual Culture (Encyclopedic Dictionary of the teacher) [Electronic resource]. - URL: http: // www.psyoffice.ru/slovar-s162.htm. (accessed 25 January 2014)

11. Russian Pedagogical Encyclopedia. Vol.2: A - M. M, 1998. - 672p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.