УДК 4(07): 372 ББК 74.268.120: 74.102
Плющева Надежда Викторовна
соискатель кафедра культурологии Морская Государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова г. Новороссийск Plyushcheva Nadezhda Viktorovna Applicant for a Degree Chair of Culturology Maritime State Academy named after Admiral F.F. Ushakov
Novorossisk
Сущность и исторические основы военно-патриотического воспитания Essence and Historical Bases of Military-Patriotic Education
В статье рассматриваются сущность и исторические основы военно-патриотического воспитания, роль патриотизма в духовной жизни человека. На основе рассмотренных исторических основ военно-патриотического воспитания дается определение понятию «патриотизм» на современном этапе развития государства.
The article considers the essence, historical bases and the role of patriotism in the spiritual life of a person. The definition of the notion «patriotism» on the modern stage of the state development is given on the basis of the considered historical bases of military-patriotic education.
Ключевые слова: патриотизм, личностный патриотизм, общенациональный патриотизм, гражданственность, гражданский долг.
Key words: patriotism, personal patriotism, national patriotism, civic duty, patriot.
В современном российском обществе воспитание молодежи происходит в условиях экономического и политического реформирования. За последние годы существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, изменились принципы организации воспитательной работы в образовательных учреждениях и принципы функционирования как средств массовой информации, так и молодежных организаций. В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности, как общества, так и образовательных учреждений на современном этапе развития общества должно стать патриотическое воспитание молодого поколения.
Во все времена, осознанно или неосознанно, патриотическое воспитание всегда занимало особое место в жизни человека, общины, общества. Н.Г. Чернышевский говорил: «Историческое значение каждого человека изме-
ряется его заслугами родине, а человеческое достоинство - силою его патриотизма» [1, с. 5].
Историко-философский анализ категории «патриотизм» показывает, что на разных стадиях развития общества ученые по-разному трактовали его, некоторые рассматривали патриотизм как нравственно- политический принцип, другие как высшее моральное чувство и т.д. Философско-культурологический анализ концепта «патриотизм» выделяет ключевые понятия, используемые для его характеристики: Родина и Отечество. Любовь к Родине всегда связана с конкретным образным содержанием воспоминаний, ассоциируется с «родной землей». Отечество - это социально-политическое явление, обусловленное определенными политическими отношениями в обществе, существующим экономическим и политическим строем. Уже Платон рассуждает о том, что Родина дороже отца и матери. В древних литературных памятниках и летописях эпохи Древней Руси фигурируют такие слова, как «братство», «единство», «дружина».
Первоначально патриотизм возник как естественное чувство человека к защите своего рода, племени. Человек во все времена осознанно шел на лишения и самопожертвования во имя свободы Отечества, проявляя при этом стойкость и героизм. Начиная еще с Древней Руси, основополагающими были слова «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит человечеству». Они вдохновляли на подвиги русских князей со своими дружинами в боях против иноземных захватчиков. На данном историческом этапе развития России борьба за захват территории была очень важна, но не менее важным было и другое - пламенная любовь к своему княжеству, своей земле, а значит и ко всей России. И на сегодняшнем этапе развития, как никогда, актуально звучат слова А.И. Ильина, призывавшего соотечественников прочувствовать «историческое развитие России, изучить законы бытия русского» [2, с. 43].
Патриотизм является конкретно историческим понятием, но в каждую эпоху имеет различное социальное и ценностное содержание. Однако первооснова его остается одной и той же, как и структура составляющих его элементов: отчий дом - родной край - страна в целом. Формирование истинно русского
патриотизма всегда было связано со своеобразием исторического развития России. В древней Руси патриотизм носил личностный характер, который проявлялся в преданности своему правителю, дружине. Верность высоко ценилась в русском воине. Как позором считалось для дружинников оставить поле сражения, так и для князя считалось постыдным бросить свое войско.
Позже личностный патриотизм перерос в общенациональный. Подтверждение этому можно найти в древнерусских источниках. Владимир Мономах, выступая перед удельными русскими князьями на съезде в Любече, говорил: «Пошто губим русскую землю. Будем едины сердцем и соблюдем Русскую землю». В своем «Поучении» он высказывал мысли о верности своему народу, любви к Родине, осуждая междоусобицы [3, с. 98]. Ярким примером патриотизма русского народа, его гордости за свою страну является «Слово о полку Игореве: «Встанем грудью за землю Русскую, за раны Игоревы» [4, с. 14]. Главная идея произведения - единение Руси, служение общенациональным интересам.
«Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! -задается вопросом и тверской купец Афанасий Никитин. - Пусть устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости». Подобные высказывания типичны для древнерусской литературы [5, с. 122].
Сформировавшийся в древней Руси образ Отечества, выражался в участии индивида в судьбе своего народа, в жертвовании человеком своей жизнью ради монарха, и наоборот. Тверской князь Михаил перед его отъездом на ханский суд в Золотую Орду, где его ждала неминуемая смерть говорит: «Умысли по-ложити душу свою за отечество, избави множество от смерти своею кровию» [6, с. 53]. М.М. Кром отмечает, что идеи патриотизма «рассеяны, растворены в духовной атмосфере древнерусского общества», патриотизм в древнерусской литературе построен «на языке чувств и образов» [7, с. 57].
Ко второй половине XVI в. понятие «патриотизм» стало включать в себя конкретные действия, основанные на патриотических ценностях и идеалах. Начиная с петровского периода, в реформах, которые положили начало специаль-
ной подготовке военных и гражданских служащих, именно патриотизм стал путеводной нитью в нравственном и профессиональном облике воинов, которые воспитывались «не жалеть живота своего» для блага Отчизны, служить ей честно и преданно. «Кто к знамени присягал единожды, тот у оного до смерти стоять должен». «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги и вымпелы» (Из Петровского морского устава.) [8, с. 73]. При Петре I вводится военная присяга, которая призывала к честному исполнению воинского долга. В период правления Ивана Грозного патриотизм стал синонимом служения царю. Измена царю расценивалась как измена Отечеству. «Царя бойся и служи ему верою, и всегда о нем Бога моли» [9, с. 24].
В формировании патриотических чувств, верности долгу и чести, готовности сражаться за свой народ важную роль играла русская православная Церковь. Церковь способствовала объединению под знаменем российского патриотизма народностей различных вероисповеданий. В войне 1812 года против наполеоновских войск сражались не только русские, но единым строем выступили башкиры, татары, калмыки, казахи и другие народности. Патриотический призыв, того времени звучал «постоим за православную веру, и за святыя Бо-жия церкви, и за свои души, и за свое отечество, и за достояние, еже нам Господь дал» [10, с. 92].
В XVIII веке стали прославляться гражданский долг, патриотизм, нравственная ответственность, а не слепая любовь и языческое поклонение. Говоря о гражданственности и патриотизме этого периода И.А. Ильин утверждал, что государство не является отвлеченной категорией, каждый человек должен строить государство своею духовной преданностью, семейной жизнью, службой и даже славой своего личного имени [11].
Во все времена в России почитался и почитается воин, человек в погонах. Уважением и почетом пользовались воины Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского, Александра Невского, Петра I, Суворова, Кутузова, солдаты и офицеры Великой Отечественной. И.А. Ильин писал, что «армия и флот - это сила государства, воплощение храбрости народа» [12, с. 72]. Крупнейший философ Рос-
сии Л.П. Карсавин считал, что наиболее ярким и стойким носителем истинного патриотизма и любви к Отечеству является армия [13].
Большое внимание в дореволюционной российской армии уделялось формированию личности солдат, офицерского корпуса, формированию чувства патриотизма и боевого духа. Служить Отечеству, защищать свою страну, преумножать славу России - вот к чему стремился всегда русский солдат. В русской армии были созданы соответствующие структуры, направление деятельности которых сводилось к формированию необходимых личностных и гражданских качеств воинов: гражданского достоинства, мужества, смелости, офицерской чести и т. п.
Военный теоретик того времени П. Краснов писал: «Как же высоко должно быть воспитание в армии, из каких рыцарственных элементов она должна состоять для того, чтобы быть готовой отдать все: покой и уют, семейное счастье, силы, здоровье и самую жизнь во имя Родины, во имя ее спасения и блага». Олицетворяя главное предназначение армии с идеей самоотверженного служения великой России, И.А. Ильин писал о том , что русская армия всегда являлась школой патриотической верности и всегда выступала как «наша сила, наша надежда, основа нашего национального существования» [14].
Идея патриотизма сохранилась и после Октября 1917 года. В этот период наблюдается подъем гордости за Отечество. Большинство представителей Красной, а затем Советской армии, также являлись патриотами России. Но это была уже другая Россия в силу формирования и развития новых классовых, политических, идеологических и других признаков. В Красной Армии воспитательной работе уделялось гораздо больше внимания, чем в царской армии. Воспитательную работу с личным составом всех категорий осуществлял введенный институт комиссаров. Работа института комиссаров давала достаточно хорошие результаты, примером этому является высокий боевой дух армии в годы гражданской и Великой Отечественной войны. В то время считалось за честь служить в рядах Красной Армии, а «красный офицер» был образцом для подражания представителям молодого поколения.
Советская армия унаследовала от Красной Армии многие традиции, в том числе и систему военно-патриотического воспитания молодежи. Успехи воспитательной работы были налицо. Примером этому является народный патриотизм в годы Великой Отечественной войны. Именно советский патриотизм побуждал воинов на высшие подвиги во имя Родины. С первых лет советской власти в России стал формироваться новый тип социального характера, которому было присуще чувство принадлежности к великому и миролюбивому народу. Но в отличие от российского, советский патриотизм насаждался в сознание советских людей с помощью мощной партийно-идеологической пропаганды. Эпоха социалистического патриотизма и гражданственности началась с утверждением на политическом Олимпе И. Сталина, который всерьез занялся реализацией идеи построения социализма в отдельно взятой стране. Сталин хорошо понимал, что государство нежизнеспособно без граждан и патриотов, и потому уделял большое внимание формированию нового человека. В ходе войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, армия и народ проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой превосходства над непобедимым доселе врагом.
Особенностью исторического развития патриотизма в нашем Отечестве является его прерывистый характер: за небывало высоким, всеобщим подъемом, как правило, следует спад. Это объясняется постоянной борьбой с патриотизмом в России значительных сил как внешних, так и внутренних, заинтересованных в его ослаблении. Поэтому на протяжении последних столетий, и особенно последнего десятилетия российский патриотизм был вынужден отстаивать свое право на существование и выживание. Негативно повлияли на процесс формирования патриотизма и тоталитарные тенденции в развитии российского общества в ХХ веке. В конце ХХ столетия, в результате разрушения социалистической идеологии, патриотическое сознание приобрело неопределенный характер: с одной стороны, советский патриотизм уже вошел в глубокое кризисное состояние, с другой стороны, российское патриотическое сознание пока еще полностью не сформировалось. Произошла депатриотизация общест-
ва [15]. Поэтому на современном этапе развития обновляемый патриотизм должен стать одним из факторов консолидации и развития нашего общества, преодоления многих негативных сторон сегодняшней жизни.
Библиографический список
1. Ильин, И. А. Путь к очевидности [Текст] / И. А. Ильин . - М.: Республика, 1993.
2. Ильин И.А. Спутник Русского Христианского Националиста [Текст] / И.А. Ильин. -Женева, 1937.
3. Карамзин Н.М. История государства Российского [Текст] / Н.М. Карамзин. - М.: Наука, 1989.
4. Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. [Текст] / В.С. Соловьев. - М.: Просвещение, 1989.
5. Ключевский В.О. Курс русской истории [Текст] / В.О. Ключевский. - М., 1988.
6. Кром М.М. К вопросу о времени зарождения идеи патриотизма в России // Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв) [Текст] / М.М. Кром. - М., 1994.
7.Там же.
8. Керсновский А. А. История русской армии [Текст] / А. А. Керсновский. - М.: Голос,
1992.
9. Там же
10. Там же.
11. Там же.
12. Там же.
13. Карсавин Л.П. Армия и революция [Текст] / Л.П. Карсавин. - М., 1927.
14. Там же.
15. Подготовка к военной службе в системе образования. Материалы Агентства «Вое-нинформ» // ОБЖ. - 2003.
Bibliography
1. Ilyin, I.A. Way to Evidence [Text] / I.A. Ilyin. - М.: Republic, 1993.
2. Ilyin, I.A. Сompanion of the Russian Christian Nationalist [Text] / I.A. Ilyin. - Geneva,
1937.
3. Karamzin, N.M. History of the Russian State [Text] / N.M. Karamzin. - M.: Nauka, 1989.
4. Klyuchevsky, V.O. Heading of the Russian History [Text] / V.O. Klyuchevsky. - М: 1988.
5. Кrоm, M.M. Revisited the Time of the Patriotism Idea Development in Russia//Attitude and Consciousness of the Russian Society (XI-XX) [Text] / M.M. Krom. - М, 1994.
6. In the same place.
7.Kersnovsky, A. A. History of the Russian Army [Text] / A.A. Kersnovsky - М: Voice,
1992.
8. In the same place.
9. In the same place.
10. In the same place.
11. In the same place.
12. Karsavin, L.P. Army and Revolution [Text] / L.P. Karsavin - М., 1927.
13. In the same place.
14. Solovyeov, V.S. Oeuvre in 2 V. [Text] / V.S. Solovyeov. - М: Education, 1989.
15. Training for Military Service in the System of Education. Materials of «Voeninform» Agency // Life Safety Fundamentals. - 2003.