дискуссия
журнал научных публикаций
К.И. Аветисова, аспирант,
кафедра музыкального образования,
музыковедения
и инструментального исполнительства, Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия, [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПОДРОСТКОВ
Статья посвящена проблеме развития межкультурной компетентности подростков в условиях современной социокультурной ситуации. Дается краткая характеристика содержания и оснований развития их межкультурной компетентности. Автор анализирует возможности и значимость воспитания подрастающего поколения в духе толерантности, развития их эт-норелятивизма, эмпатии и других важных и необходимых для построения эффективного поликультурного диалога компонентов межкультурной компетентности. В реалиях современного многонационального общества воспитание данных способностей носит характер поликультурного образования, содержание которого основывается на принципе диалога культур. Основные положения данного принципа, являющиеся базовыми для межкультурной коммуникации, также представлены в настоящей статье. Непременным условием усвоения принципа диалога культур в процессе межкультурного обучения подростков становится разработка и применение различных методов и форм работы. В статье представлен обзор, проведен анализ и даны характеристики самых распространенных в поликультурной образовательной среде методов и форм групповой работы на занятиях с подростками. Особое внимание уделяется активным и наглядным методам обучения, положительно влияющим на развитие личностных характеристик учащихся, необходимых для успешного построения поликультурного диалога. Выделение наиболее эффективных методов и форм работы позволяет автору составить методологическую основу воспитательного процесса межкультурного обучения, реализация которого в условиях групповых занятий с подростками способствует полноценному развитию их межкультурной компетентности.
Ключевые слова: межкультурная компетентность, коммуникация, поликультурное образование, подросток, диалог культур, толерантность, этнорелятивизм, полиэтничность, метод обучения.
Каждый современный человек, живущий в охваченном процессами глобализации и интеграции мире, в своей повседневной жизни достаточно часто сталкивается с необходимостью осуществления межкультурного взаимодействия. Без знания основ межкультурной компетентности, базирующихся на воспитании толерантности и этнорелятивизма, умении осознавать и преодолевать собственный этноцентризм, стереотипы и предрассудки, построение эффективного поликультурного диалога невозможно.
Толерантность является неотъемлемым условием формирования и развития межкультурной компетентности. Основы толерантного отношения сегодня закладываются еще в дошкольных учреждениях. Однако осознанное и более эффективное развитие таких важнейших для современного человека способностей возможно только в сознательном — подростковом — возрасте, когда происходит особо значимый этап культурной адаптации и социализации. Кроме того, не сформировав необходимые коммуникативные качества и не привив навыки и зна-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
ния построения компетентного межкультурного взаимодействия в подростковом возрасте, в дальнейшей жизнедеятельности человеку сделать это будет намного труднее в силу накапливающихся и за- =
крепляющихся с возрастом в его подсознании стереотипов и предрассудков, препятствующих созданию межкультурного диалога.
Таким образом, система образования формирует социально-культурный потенциал, от которого зависит, каким будет наше общество и как будут решаться социальные и экономические проблемы. Исходя из данного положения и условий современной жизни, воспитание межкультурной компетентности и развитие ее основных компонентов, бесспорно, должно стать одной из целей современного образования. Именно учреждения образования должны взять на себя непростую задачу «избавления людей от устаревших этноцентристских взглядов и замены их на новые, этнорелятивистские, более соответствующие реалиям того единого мира, в котором мы живем. На это же должна быть нацелена политика современных государств, которые все больше становятся полиэтническими, а значит проблемы аккультурации, формирование межкультурной компетентности выходят в их жизни на первый план»1.
Воспитание толерантности в условиях полиэтничности и многонациональности современного общества приобретает характер поликультурного образования, основным содержанием которого становится формирование терпимого отношения к различным по национальному, этническому, культурному, религиозному и иным признакам людям. Данный тип взаимоотношений между культурами —
Система образования формирует социально-культурный потенциал, от которого зависит, каким будет наше общество и как будут решаться социальные и экономические проблемы.
Именно учреждения образования должны взять на себя непростую задачу «избавления людей от устаревших этноцентристских взглядов и замены их на новые, этнорелятивистские, более соответствующие реалиям того единого мира, в котором мы живем.
— любая культура — это совокупность незаменимых и неповторимых ценностей, без которых ни один народ в мире не смог бы существовать и взаимодействовать с дру-
= гими народами;
— каждый отдельный народ свободен в сохранении своей самобытности, поэтому ни одна культура не может претендовать на право быть единственной и универсальной для
всех народов;
— культурное своеобразие одних народов обнаруживается и обогащается в процессе взаимодействия с культурными традициями других народов, таким образом формируя единое целое в культурном достоянии всего человечества;
— культурная самобытность и особенности отдельных народов не находятся в противоречии и не опровергают всеобщих человеческих ценностей, напротив, их единство способствует сплачиванию человечества, тем самым делая нашу жизнедеятельность прогрессивной и результативной.
Как указывает А.П. Садохин, данные принципы отношений и взаимодействия между культурами «имеют важное методологическое значение, поскольку являются основополагающими для межкультурной коммуникации и диалога культур»2. Поэтому при построении обучения эффективному межкультурному взаимодействию необходимо опираться именно на эти принципы, усвоение которых, в ходе применения различных методов обучения, позволит достигнуть высоких результатов в воспитании межкультурной компетентности подростков.
Анализ научной литературы по коммуника-тивистике и психологии межкультурных отноше-
как равноценных друг другу субъектов, — ний позволил выявить несколько методов
называется принципом «диалога культур», обучения, способствующих успешному ов-который может быть развит на основании ладению учащимися навыками межкультур-
следующих положений: ной коммуникации и развитию их межкуль-
дискуссия
журнал научных публикаций
ДИДАКТИЧЕСКИЕ
— просвещение,
— ориентирование,
— инструктаж.
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ
- проблемное обучение,
- проектная деятельность,
- диалог,
- беседы, рассказы очевидцев/ представителей культурных групп,
- дискуссия.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ
ролевые игры, тренинг,
встречи с представителями других культур, просмотр и обсуждение видеоматериалов.
Методы и формы межкультурного обучения
турной компетентности. Данные методы условно можно разделить на три группы: дидактические, эвристические и эмпирические (рисунок).
Дидактические методы обучения, включающие в себя просвещение, ориентирование и инструктаж, направлены на четкое получение информации и теоретических знаний об изучаемой культуре. При этом просвещение представляет собой более длительный и плановый процесс приобретения знаний в области другой культуры, в то время как целью программы ориентирования является быстрое ознакомление человека с основными ценностями, нормами и правилами поведения в другой стране. Примерно на то же направлен и инструктаж, знакомящий человека с проблемами, которые могут возникнуть во время общения с представителями другой культуры.
Данные мето- =
ды весьма популярны и широко используются в современных программах и курсах обучения. Но, как правило, подобные знания, приобретенные дидактическим путем, носят скорее абстрактный характер и мало помогают в практической деятельности при выстраивании грамотного межкультурного диалога. Более эффективными методами формирования межкультурной компетентности являются эмпирические и эвристические.
Приобщение к другим культурам и ценностям, выявление их характерных особенностей и отличий
дает возможность учащимся обрести необходимые межкультурные коммуникационные навыки, а также способствует значительному изменению собственного отношения к ценностям родной культуры.
Из наиболее распространенных и известных методов подготовки к успешному межкультурному общению мы можем выделить беседы, рассказы очевидцев или представителей разных культурных групп, сбор информации о традициях, истории, культурных ценностях того или иного народа, просмотр и обсуждение видеоматериалов, дискуссии. Приобщение к другим культурам и ценностям, выявление их характерных особенностей и отличий дает возможность учащимся обрести необходимые межкультурные коммуникационные навыки, а также способствует значительному изменению собственного отношения к ценностям родной культуры. Наиболее продуктивными среди вышеперечисленных методов представляются те из них, которые не дают четких рекомендаций и готовых указаний к тем или иным действиям в реальной жизни, а предлагают разобраться и проанализировать представленные факты в форме проверки и самопознания в конкретных ситуациях поликультурного взаимодействия, переработки и применения приобретенных знаний и навыков для успешного преодоления межкультурных барьеров. В связи с этим, в системе обучения межкультурной коммуникации получили распространение такие активные методы, как: ролевые игры, анализ ситуа-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
ций, дискуссии, тренинги, которые позволяют полностью погрузиться в активное контролируемое общение.
В последнее время именно тренинги стали основной формой эмпирического обучения взаимодействию с представителями других культур. Данная форма обучения дает возможность выработать умение замечать различия между разными культурами, пользоваться ими в дальнейшем для осуществления эффективной межкультурной коммуникации. Развитие данных умений является результатом достижения основных задач, на реализацию которых направлен тренинг:
1) дать возможность учащимся воочию получить представление о культурных особенностях и различиях за счет воспроизведения определенных, складывающихся по-разному в той или иной культуре ситуаций;
2) проанализировать данные различия и вывести наиболее характерные особенности изучаемых культур с целью дальнейшего применения приобретенных знаний в подобных и иных ситуациях межкультурного взаимодействия.
Во время тренинга рассматриваются различные конфликтные ситуации, которые предлагается решить с позиций раз-
ных культур, а также фиксируется внимание на особенностях и стереотипах родной культуры.
Только такие активные и наглядные методы обучения продуктивной межкультурной коммуникации, как тренинги и ролевые игры, способны в полной мере продемонстрировать проблемы в их развитии благодаря проигрыванию и проживанию участниками различных ситуаций межкультурного взаимодействия. В результате применения именно этих методов учащиеся приобретают необходимые знания, разрабатывают коммуникативные навыки, а также накапливают важный опыт межкультурного взаимодействия, что, в свою очередь, благотворно сказывается на воспитании их уверенность в себе, повышении самооценки и развитии способности к построению компетентного диалога и эффективных взаимоотношений.
Таким образом, методологическую составляющую воспитательного процесса обучения подростков межкультурной компетентности могут составить следующие основные формы и методы обучения:
— диалог, подразумевающий развитие навыков межличностной и межкультурной коммуникации;
дискуссия
журнал научных публикаций
— проблемное обучение, позволяющее подросткам учиться слушать других, анализировать информацию, излагать свое мнение и совместно находить общее решение;
— ролевые игры — : игры с межкультурным содержанием, помогающие успешному усвоению материала, способствующие формированию образцов поведения, активизации деятельности на занятиях;
— тренинги, позволяющие показать и проанализировать стереотипы, различия между
разными культурами, выработать умение их замечать и пользоваться ими для достижения эффективного межкультурного взаимодействия;
— встречи с представителями других культур, позволяющие формировать интерес, адекватное восприятие и правильные оценочные установки по отношению к другим культурам и ее представителям, способствующие изучению различных культур путем сравнения их сходства и различия;
— проектная деятельность, развивающая исследовательские качества и кругозор, обеспечивающая самостоятельный поиск информации и активное включение учащихся в диалог культур;
— дискуссии, обсуждения просмотренных видеоматериалов и полученных знаний, позволяющие повышать самооценку и развивать личностные качества подростков, необходимые для построения межкультурного общения.
Данные методы позволяют не только расширить знания подростков в области межкультурной коммуникации, но и развить их личностные характеристики, такие как коммуникабельность, общительность, интерес к окружающим людям, открытость для разных взглядов, высокая самооценка, склонность к сотрудничеству, внутренний самоконтроль, выдержка, толерантность, эмпа-тия, терпимость к новому и необычному, смелость и настойчивость, которые составляют основу межкультурной компетентности.
Применение перечисленных выше методов и форм работы позволяет осущест-
Только такие активные и наглядные методы обучения продуктивной межкультурной коммуникации как тренинги и ролевые игры
способны в полной мере продемонстрировать проблемы в их развитии благодаря проигрыванию и проживанию участниками различных ситуаций межкультурного взаимодействия.
влять успешный процесс обучения подростков на пути овладения ими межкультурной компетентностью, в результате чего должны быть достигнуты следующие цели:
= — уметь адекватно интерпретировать процесс взаимодействия и управлять им (толе-рантно с точки зрения эмпатии воспринимать различные культурные ценности, видеть общие черты в культурах, преодолевать разделяющие их границы, уметь распознавать стереотипы и делать адекватные выводы, соотнося их с собственным опытом, синтезировать и обобщать личный опыт в межкультурном диалоге);
— научиться осваивать другую культуру в ходе коммуникативного процесса через приобретение новых культурных знаний в процессе межкультурного взаимодействия (уметь пересматривать и менять оценки и взгляды на чужую культуру, исходя из полученных навыков и опыта межкультурного общения, отказываться от не отвечающих реальности и собственному опыту стереотипов и предрассудков, менять самооценку в результате постижения иной культуры, принимать полученные знания о другой культуре для глубокого познания своей собственной культуры).
Реализация представленных в данной статье методов и форм педагогической работы на групповых занятиях с подростками позволяет в полной мере осуществлять развитие их межкультурной компетентности, что полностью отвечает требованиям, изложенным в Федеральном законе «Об образовании»: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности»3. ^
Литература
1. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / под ред. А.П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 229.
дискуссия t
журнал научных публикаций «
2. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация: учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. С. 29.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г
№ 273-Ф3 (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014). Ст. 12, п. 1. [Электронный ресурс]. URL: http:// base.garant.ru/70291362/2/ (дата обращения 01.11.2014).
CONTENT AND METHODS OF TEENAGERS' INTERCULTURAL COMPETENCE DEVELOPMENT
K.I. Avetisova, postgraduate, the department of musical education, musicology and instrumental performance, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia, [email protected]
This article is devoted to the problem of teenagers' intercultural competence development in the conditions of modern socio-cultural situation. It is given a short characteristic of content and grounds of teenagers' intercultural competence development. The author analyzes possibilities and significance of growing up generation upbringing in a spirit of tolerance, development of ethnic relativism, empathy and other important and necessary for efficient multicultural dialog creation components of intercultural competence. In the realities of modern multinational society an upbringing of these abilities has a character of multicultural education, which content is based on a principle of culture dialog. The main positions of this principle, which are base for intercultural communication, are also presented in the article. The indispensable condition of culture dialog principle in the process of intercultural education is a development and application of different methods and forms of work. This work has a review, analysis and characteristics of the most spread in multicultural educational sphere methods and forms of group works at lessons with teenagers. The special attention is paid to active and visual methods of education, influencing positively on development of students' characteristics, which are necessary for successful multicultural dialog construction. Selecting the most efficient methods and forms of work allows the author to create methodological base for upbringing process of intercultural education, which realization in the conditions of group work promotes full-scale development of its intercultural competence. Key words: intercultural competence; communication; multicultural education; teen; dialogue of cultures; tolerance; ethnorelativism; polyethnicity; teaching method.
References
1. Grushevitskaia T. G., Popkov V. D., Sadokhin A. P. Osnovy mezhkul'turnoi kommunikatsii: Uchebnik dlia vuzov [Foundations of intercultural communication: textbook for high schools]. Moscow, IuNITI-DANA Publ., 2003. 352 p.
2. Sadokhin A. P. Mezhkul'turnaia kommunikatsiia: Uchebnoe posobie. Moscow, Al'fa-M Publ.; INFRA-M Publ., 2004. 288 p.
3. Federal law «On education in the Russian Federation» of December 29, 2012 № 273-FZ (with amendments. and additional, takes. in force from 21.10.2014). Article 12, p. 1. Available at: http://base.garant. ru/70291362/2/ (accessed 01.11.2014).