Guznova Alena Vyacheslavovna, Pavlova Olga Anatolievna, Shumilova Olga Nikolaevna FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS ...
pedagogical sciences
УДК 378.12
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
© 2018
Гузнова Алена Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» Павлова Ольга Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» Шумилова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой «Гуманитарные науки» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино , ул. Октябрьская, 22 а, e-mail:[email protected])
Аннотация. В статье представлена структура и опыт реализации механизмов формирования межкультурной компетентности через компетенцию межкультурного взаимодействия студентов вузов в ходе образовательного процесса: через аудиторную и внеаудиторную деятельность при изучении дисциплин гуманитарного цикла (философия, история, русский язык и культура речи, культурология). Многонациональность России, наличие многообразия локальных культур, взаимодействующих друг с другом, вызывает интерес к теме. В пределах одной образовательной организации, как правило, оказываются представители разных локальных культур, что определяет поликультурность образовательной среды. Поликультурная образовательная среда создает возможность диалога культур при сохранении их самобытности. В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования оказывается оправданным выделение категории универсальных компетенций «Межкультурное взаимодействие». У выпускников вуза (уровень - бакалавриат) должна быть сформирована универсальная компетенция межкультурного взаимодействия: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. В статье будут рассмотрены понятия «межкультурная компетентность» и «компетенция межкультурного взаимодействия». Новизна исследования заключается в представлении структуры межкультурной компетентности и опыта формирования компетенции и компетентности межкультурного взаимодействия в ходе образовательного процесса через учебную деятельность обучающихся посредством гуманитарного дисциплин.
Ключевые слова: взаимодействие, гуманитарные дисциплины, компетенция, межкультурная компетентность, межкультурное взаимодействие, методика преподавания, образовательная среда, образовательный процесс, этика.
FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS THROUGH DISCIPLINE OF HUMANITARIAN CYCLE
© 2018
Guznova Alena Vyacheslavovna, candidate of Philology, associate Professor of the Department "Humanities" Pavlova Olga Anatolievna, candidate of Historical Sciences, associate Professor
of the Chair "Humanities" Shumilova Olga Nikolaevna, candidate of Pedagogical Sciences
Head of the department "Humanities" Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics (606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya Street, 22 a, e-mail: [email protected])
Abstract. The article presents the structure and experience of implementing mechanisms of intercultural competence through the competence of intercultural interaction of university students in the course of the educational process through auditor and extracurricular activities in the study of the disciplines of the humanities cycle: philosophy, history, the Russian language and the culture of speech, culturology. The multinationality of Russia, the presence of a diversity of local cultures, interacting with each other, causes interest in the topic. Within the limits of one educational organization, as a rule, there are representatives of different local cultures, which determines the multiculturalism of the educational environment. A multicultural educational environment creates the opportunity for a dialogue of cultures while preserving their identity. In Federal state educational standards of the higher education there is justified an allocation of category of universal competences "Intercultural interaction". The graduates of the university (the level of bachelor's degree) should be given the universal competence of intercultural interaction: is able to perceive the intercultural diversity of society in the socio-historical, ethical and philosophical contexts. The article will consider the concepts of "intercultural competence" and "competence of intercultural interaction". The novelty of the study is to present a structure of intercultural competence and experience in the formation of competence and competence of intercultural interaction in the educational process through the educational and upbringing work of students, their auditor and extracurricular activities through the disciplines of the humanitarian cycle.
Keywords: interaction, intercultural competence, competence, intercultural interaction, humanitarian disciplines, educational process, teaching method, educational environment, ethics.
Для России как многонациональной страны вопросы межкультурной коммуникации особенно актуальны, поэтому одной из основных тенденций развития современного образования является его нацеленность на организацию образовательного процесса в многонациональном социуме. Сегодня можно говорить о поликультурной среде образования, неразрывно связанной с воспитанием толерантности у обучающихся. Вопросы поликультурного образования отражены в трудах ряда исследователей [1-10], которые отмечают необходимость формирования поликультурной компетентности обучающихся именно в условиях современного общества. В образовательных стандартах высшего образования последнего поколения межкультурное взаимодействие выделяется как отдельная категория универсальных компетенций
(выпускник «способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах»).
Данное исследование нацелено на анализ понятия «межкультурная компетентность», разработку структуры реализации межкультурной компетентности в образовательном процессе и методологическое подтверждение эффективности формирования межкультурной компетенции посредством изучения гуманитарных дисциплин. В этой связи представляется важным определение сущности понятий «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность».
Проблема разграничения понятий «межкультурная компетенция» и «межкультурная компетентность» в педагогических источниках остаётся нерешённой:
82
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Гузнова Алена Вячеславовна, Павлова Ольга Анатольевна, Шумилова Ольга Николаевна ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ...
от их дифференциации, иерархичности и разведения до смежности и взаимозаменяемости. Так, например, А.А. Деркач позиционирует компетентность как основной познавательный компонент «подсистемы профессионализма деятельности, сферу профессионального ведения, постоянно расширяющуюся систему знаний, позволяющую осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью» [11]. По мнению М.В. Кондурар, «компетенция представляет собой набор знаний, умений, владений и определяется поставщиком задачи, в частности государством. Понятие «компетенция» определяет понятие «компетентность» как способность осуществлять профессиональную деятельность и включает в себя мотивационную социальную и поведенческие составляющие. Компетентность формируется через обучение, реализуясь и развиваясь в профессиональной деятельности» [12].
Наиболее полную дефиницию понятия «Межкультурная компетенция» дает А.П. Садохин, определяя ее как «комплекс знаний и умений, позволяющих индивиду в процессе межкультурной коммуникации адекватно оценивать коммуникативную ситуацию» [13]. В своих работах автор развивает мысль о том, что межкультурная компетентность - это форма существования, сохранения и передачи культурного наследия каждого этноса, отраженного в сознании и поведении как отдельной личности, так и в едином фонде общечеловеческих ценностей мировой культуры. Таким образом, межкультурная компетенция представляет собой «особый социокультурный феномен взаимопроникновения культур, их открытости, что обусловливает особенности взаимодействия представителей разных культур в глобализированном мультикультурном пространстве мирового сообщества» [13].
Интерес к изучению межкультурной компетентности возникает в культурологических и этнографических зарубежных исследованиях начала 70-х годов XX века. Авторы рассматривали межкультурную компетенцию как «комплекс аналитических и стратегических способностей, расширяющий интерпретационный спектр индивида в процессе межличностного взаимодействия с представителями другой культуры» [14]. В России же интерес к данной проблеме инициировали лингвисты, рассматривающие ее в рамках межкультурной коммуникации. В своих работах они отмечали, что владение иностранным языком не является достаточным условием для организации эффективного взаимодействия с представителями других культур [15-22].
В.Г. Рощупкин, выдвигает идею о расширении дисциплинарных границ формирования межкультурной компетентности (при этом, не отрицая важности лингвистической составляющей). Он говорит о важности задей-ствовавания механизма осуществления межпредметных связей учебных дисциплин: философии, культурологии, педагогики и психологии, поскольку именно «общедидактические положения проявляются опосредованно в обучении иностранному языку» [23].
Аналогичного мнения придерживается С.Е. Супрунов, который отмечает, что проблемы межкультурной коммуникации могут возникать и у людей, разговаривающих на одном языке. «Хороший уровень компетенции в области межкультурной коммуникации необходим для правильного понимания между людьми, происходящими из разных культур. Даже люди, разговаривающие на одном языке, могут столкнуться с проблемами межкультурной коммуникации. Отсюда следует, что обучение компетенции межкультурной коммуникации должно проходить вне контекста изучения иностранного языка, хотя многие исследователи данного вопроса сосредотачивают внимание именно на межкультурном обучении, связанном с изучением иностранного языка» [24].
На основании вышеизложенных мнений можно сделать вывод о логичности разделения анализируемых понятий. Компетенция есть совокупность знаний, умений,
владений и личностных характеристик деятельности; компетентность - результат овладения компетенциями, уровень профессионализма. Компетенции формируются в образовательном процессе при изучении дисциплин, уровень владения ими определяется оценочными средствами. Компетентность формируется на протяжении всего срока обучения и реализует себя в практике межличностных отношений, работе в коллективе, профессиональной деятельности и профессиональной пригодности.
Проанализировав психолого-педагогические исследования в соответствующей области [25-29] нами была предпринята попытка разработать структуру межкультурной компетентности, представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура межкультурной компетентности
На формирование межкультурной компетентности влияет главным образом поликультурная образовательная среда, складывающаяся из множества локальных культур (здесь и далее локальная культура рассматривается не как изолированный от других тип культур, а как культура определённой местности - локуса) обучающихся, задействованных в образовательном процессе. Поликультурность, регламентированная Национальной доктриной образования в РФ, отражена в Федеральных государственных образовательных стандартах и реализуется в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающихся по дисциплинам, в их учебной и воспитательной работе, а также в будущей профессиональной деятельности. Посредством учебных дисциплин происходит формирование компетенции межкультурного взаимодействия: получение новых знаний, приобретение умений и владений по дисциплине накладывается на личностные характеристики обучающихся, определяя их ценностные и этические установки. Залогом успешности будущей профессиональной деятельности выпускника является качество сформированной межкультурной компетенции, определяющей его межкультурную компетентность.
Реализация аккультурации и мотивации изучения поликультурности посредством идентификации собственной этнокультуры в условиях поликультурного сообщества состоит из двух аспектов: когнитивного и социали-зационного.
Знаниевый компонент включает информационную составляющую истории культур, обычаев, традиций, языковых особенностей и закономерностей развития культуры; умения использовать полученные знания в процессе межкультурного взаимодействия; владения навыками осмысленного поведения при межкультурных контактах, навыками философского мышления для выработки системного целостного взгляда для решения задач межкультурного взаимодействия. Когнитивный компонент формируется через изучение дисциплин и формирование компетенции межкультурного взаимодействия.
Guznova Alena Vyacheslavovna, Pavlova Olga Anatolievna, Shumilova Olga Nikolaevna pedagogical
FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS ... sciences
Социализационный компонент включает процесс адаптации к поликультурному обществу и умения проявлять национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Важно выделить этапы формирования межкультурной компетентности личности:
1. Культурная самоидентификация в рамках этно-культуры.
2. Познание и расширение кругозора в условиях поликультурного сообщества.
3.Аккультурация и мотивация изучения поликультурности посредством идентификации собственной эт-нокультуры в условиях поликультурного сообщества.
4. Готовность к социальному взаимодействию через диалог культур.
На каждом из этапов происходит соотнесение с определённой локальной культурой; вхождение в поликультурную среду посредством анализа исторического развития культуры, определения мировоззренческих установок, языковых особенностей и межкультурной коммуникации (кстати говоря, первые работы отечественных исследователей межкультурный компетентности опирались в первую очередь именно на межкультурную коммуникацию; восприятие и принятие культурных различий; использование полученных знаний при работе в коллективе).
Формирование межкультурной компетентности в рамках поликультурной образовательной среды вуза начинается с третьего этапа, когда контакт с представителями разных локальных культур становится актуальными при усвоении образовательной программы и межличностных контактов в учебное и внеучебное время.
При этом важно отметить, что основная нагрузка в формировании компетенций межкультурного взаимодействия ложится на гуманитарные дисциплины - это дисциплины «Философия», «История», «Культурология», «Русский язык и культура речи», «Психология», представлено в таблице 1. В процессе изучения данных дисциплин происходит последовательное накопление и систематизация знаний, умений и владений универсальной компетенции УК-5.
Таблица 1 - Карта формирования компетенции межкультурного взаимодействия в гуманитарных дисциплинах
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этиче-
дисциплина знать уметь владеть
История базовые представления о тенденциях исторического развития культур народов нашей страны и мира анализир овать исторические этапы развития культур навыками восприятия межкультурного разнообразия общества в историческом контек-
Философия базовые аксиологические установки и понятия фило-со фин культуры использовать основы философских знаний для культурных различий навыкифилософского мышления для выработки системного цело стного взгляда для р еше-ния задач межкультурного взаимодействия
Русский язык и культура речи различия между языком и речью; коммуникативные процесса становления современного русского литературного языка и его норм создавать речевые высказывания в устной и письменной форме с учётом ip еб ований кулму-рыречи;вести деловую беседу, обмениваться информацией, давать оценку полученной информации навыкамиречевой деятельности применительно к сфере бытовойи профессиональной коммуникации, о сновами пуб-личнойречн; навыками подготовки текстовых документов в управленческой деятельности
Культур о л о гия оощне закономерно стираз-бития культуры и ее основные этапы; содержание основных теоретико-культурологических концептов; формы и типы культур, основные культурно-исторические центры принимать культурные различия и вырабатывать толерантное отношение к пр ед ста вит елям других культур навыками связи культуры со всеми сферами общественной р свой цивилизации и культуры и своеобразнии уникальности культурно-исторического наел един разных нар одов; навыками работы в коллективе.
Психология психологическиехарактери-стнкн общения как основы межличностной коммуникации участников совместной деятельности аргументированно иясно отстаивать свою точку зрения, выражать и зицию, р азр еша ть ко н-фтиктные ситуации навыками устной и письменной коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
Формирование межкультурной компетенции предполагает использование различных форм организации учебного процесса и методов обучения. Это могут быть традиционные (лекции, семинары, практикумы, контрольные, лабораторные работы и т. д.) и активные формы (дискуссии, деловые игры, тренинги и т. д.); формы с использованием информационных технологий и 84
Некоторые авторы отмечают эффективность метода диалога [30].
Таким образом, в ходе нашего исследования можно сделать следующие выводы:
- поликультурное образование неразрывно связанное с межкультурной коммуникацией и диалогом культур, способствуют решению педагогической проблемы воспитания поликультурной личности будущего специалиста;
- межкультурная компетентность складывается в поликультурной образовательной среде из сформированной компетенции межкультурного взаимодействия, личностных качеств обучающихся, их деятельности по применению полученных умений, совершенствованию навыков межкультурного взаимодействия при работе в коллективе;
- при изучении гуманитарных дисциплин создаются благоприятные педагогические условия для формирования компетенции межкультурного взаимодействия с применением инновационных педагогических технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Деречин А.О. Структурно-содержательная характеристика поликультурной компетентности старшеклассников // Вестник Шадринского гос. пед. ун-та. 2013. № 1 (17). С. 31-36.
2. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. 2002. № 10. С. 83-86.
3. Карпов А.О. Когнитивно-культурный плюрализм образовательных систем // Педагогика. 2006. № 3. С. 13-21.
4. Александров А.Ю. Управление опережающим развитием образовательного пространства // Вестник НГИЭИ. 2016. № 3 (58). С. 7-13.
5. Филатова Н.П. Формирование поликультурной компетентности школьников на основе педагогического проектирования: на материале городской национальной школы Республики Саха (Якутия): дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Якутск, 2009
6. Дзусова Б.Т., Туаева Л.А. Формирование лингвистических компетенций на уроках осетинского языка в условиях поликультурного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 40-42.
7. Смирнова Е.В. Реализация дидактических принципов обучения иностранным языкам в условиях информатизации образования и мультилингвальной социосре-ды // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 36-40.
8. Гузь Ю.А. Принципы обучения немецкому языку как второму иностранному в условиях многоязычия поликультурного общества // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 294-296.
9. Кагуй Н.В., Хабибулина И.З. Поликультурное воспитание в дошкольной организации // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 139-144.
10. Зайцева О.Ю., Михайлова И.В. Педагогическое моделирование формирования поликультурной компетентности будущего педагога // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 110-114.
11. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионализма. М.: Просвещение, 2004. 326 с.
12. Кондурар М.В. Понятие компетенция и компетентность в образовании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 18. С. 189-191.
13. Садохин А.П. Компетентностный подход в диалоге культур: сущность и базовые показатели // Межкльтурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития. Материалы международной конференции. М.: Изд-во РАГС, 2008. С. 251-255.
14. Крылов А.В. Межкультурная компетентность в современной коммуникации [Электронный ресурс]. 2012. Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/273/1605.
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Гузнова Алена Вячеславовна, Павлова Ольга Анатольевна, Шумилова Ольга Николаевна
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ...
(Дата доступа: 14.03.2018).
15. Зубенко Д.П., Зубренкова О.А. Направления автоматизации образовательной деятельности // Вестник НГИЭИ. 2016. № 12 (67). С. 7-11.
16. Уфимцева Н. В. Языковое сознание и образа славян // Языковое сознание и образ мира. М., 2000. С. 207-220.
17. Залевская А.А. Национально-культурная специфика картины мира и различные подходы к ее исследованию // Языковое сознание и образ мира. М., 2000. С. 39-55.
18. Барбелко Н.С. Межкультурная коммуникация как средство воспитания межкультурной толерантности // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 8-11.
19. Жесткова Е.А. Формирование межкультурной компетенции в условиях диалога культур // Самарский научный вестник. 2015. № 1 (10). С. 77-80.
20. Зиятдинова Ю.Н., Валеева Р.С., Сулейманова А.А. Развитие межкультурной коммуникативной компетенции в системе высшего профессионального образования китая: исторический экскурс // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 66-68.
21. Гудкова С.А., Якушева Т.С. Некоторые особенности развития межкультурной коммуникации преподавателей вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 190-194.
22. Гудкова С.А., Якушева Т.С. Концепция развития научной межкультурной компетенции в вузе // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 1619.
23. Рощупкин В.Г. Кросскультурная грамотность студента - будущего студента. М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. С. 136-138.
24. Супрунов С.Е. От межкультурной коммуникации к межкультурному обучению // Молодой ученый. 2017. № 11. С. 490-493.
25. Максимова Л.И. Формирование поликультурной компетентности студентов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1. С. 23-29.
26. Живодрова Т.А. К вопросу о термине «Поликультурная компетентность» // Проблемы современного образования. 2017. № 3. С. 70-75.
27. Саломова Г.Ш. Межкультурная компетентность как обязательная сторона будущего специалиста // Психология: проблемы практического применения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. С. 42-48.
28. Третьякова А.В. Формирование межкультурной компетентности с помощью различных видов межкультурного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyjournails.ru/files/40382/Ethnopsy_teor_v3_ Tretyakova.pdf.
29. Янкина Н.В. Формирование межкультурной компетентности студента университета : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.08. Оренбург, 2006. 360 с.
30. Мифтахутдинова Т.В. Особенности формирования профессиональной межкультурной компетенции у студентов вуза в рамках общегуманитарных дисциплин // Фундаментальные исследования. 2012. № 11-4. С. 874-877.
Статья поступила в редакцию 02.05.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018