Научная статья на тему 'Работа с культурными ассимиляторами как средство формирования компетентности в межкультурном взаимодействии'

Работа с культурными ассимиляторами как средство формирования компетентности в межкультурном взаимодействии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЭТНИЧЕСКИЙ ПАРАДОКС / КУЛЬТУРНЫЙ АССИМИЛЯТОР / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETENCE OF INTERCULTURAL INTERACTION / ETHNIC PARADOX / CULTURAL ASSIMILATOR / EDUCATION / MULTICULTURAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еловикова Д. А.

Статья раскрывает отдельные вопросы формирование компетентности межкультурного взаимодействия. Важную роль в преодолении негативных сторон этнического парадокса играет образование. Одна из задач образования формирование компетентности в межкультурном взаимодействии. Дисциплина «Поликультурное образование» помогает повысить уровень культуры межнационального общения и компетентности в межкультурном взаимодействии молодежи с помощью работы с культурными ассимиляторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еловикова Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING WITH CULTURAL ASSIMILATORS AS A MEANS OF FORMING COMPETENCE IN INTERCULTURAL INTERACTION

The article reveals certain issues forming the competence of intercultural interaction. Education plays an important role in overcoming the negative aspects of the ethnic paradox. One of the tasks of education is the formation of competence in intercultural interaction. The discipline "Multicultural Education" helps to raise the level of the culture of interethnic communication and competence in the intercultural interaction of young people by working with cultural assimilators.

Текст научной работы на тему «Работа с культурными ассимиляторами как средство формирования компетентности в межкультурном взаимодействии»

УДК 378.147

Еловикова Д.А., кандидат педагогических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

РАБОТА С КУЛЬТУРНЫМИ АССИМИЛЯТОРАМИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Статья раскрывает отдельные вопросы формирование компетентности межкультурного взаимодействия. Важную роль в преодолении негативных сторон этнического парадокса играет образование. Одна из задач образования - формирование компетентности в межкультурном взаимодействии. Дисциплина «Поликультурное образование» помогает повысить уровень культуры межнационального общения и компетентности в межкультурном взаимодействии молодежи с помощью работы с культурными ассимиляторами. Ключевые слова: компетентность межкультурного взаимодействия, этнический парадокс, культурный ассимилятор, образование, поликультурное образование.

Проблема преодоления экстремистских настроений в молодежной среде актуальна для России как поликультурного государства. Это прямо зависит от формирования компетентности в межкультурном

взаимодействии в процессе поликультурного образования. Целью исследования является выявление возможностей культурных ассимиляторов в работе по формированию компетентности в межкультурном

взаимодействии студентов вуза.

Основными методами исследования являются анализ научной литературы, сравнение, сопоставление, обобщение, пробное обучение, наблюдение.

Предварительные данные наблюдения говорят о перспективности использования культурных ассимиляторов в процессе формирования и развития компетентности в межкультурном взаимодействии.

Дальнейшие перспективы

исследования лежат в области расширения практики работы с культурными ассимиляторами студентов вуза. Необходимо разработать показатели, критерии и достоверную методику для определения уровня сформированности компетентности в межкультурном взаимодействии для статистического подтверждения гипотезы о положительном влиянии культурных ассимиляторов.

Формирование компетентности в межкультурном взаимодействии возможно с помощью составления и использования в учебном процессе культурных

ассимиляторов.

Современная Россия, являясь поликультурным государством, столкнулась

с проблемами преодоления напряжения в межэтнических, межконфессиональных и общих межкультурных контактах. Несмотря на предпринимаемые государством шаги для решения «национального вопроса», исследователи подчеркивают рост национализма и ксенофобии, особенно в молодежной среде. Среди причин трудностей в решении межнациональных проблем Н.А. Асташова и С.К. Бондырева отмечают: «изменение традиционного российского социокультурного

пространства, которое стало отражать не всегда управляемые отношения между представителями разных национальностей и этносов, занимающих то или иное социальное положение. Серьезным препятствием в строительстве

межкультурных отношений является несоответствие между личностными ожиданиями мигрантов и появлением социокультурной дистанции, различий в образе жизни, системе ценностей и взглядов» [1, с.14]

На обострение межкультурной ситуации, на наш взгляд, повлияли два основных фактора: этническое возрождение нации и рост агрессивности общества, в частности, молодежи.

Этническое возрождение называют одной из особенностей развития современного общества. Первоначально это явление называли этническим парадоксом. С одной стороны, стремление этносов и наций сохранить и возродить культуру предков рассматривается как положительное явление, которое закономерно может привести к обогащению культур на основе

межкультурного диалога. Однако, углубление этноса в процессы поиска национально-этнического самосознания ведет к утрате ценностей

многонационального общества: дружбы, взаимодействия, познания другой культуры. Этносы становятся более закрытыми друг для друга, растут проявления недоверия, враждебности, интолерантности.

Усугубляет ситуацию рост

агрессивности в подростково-молодежной среде. Здесь необходимо выделить три существенных момента, которые обозначают причины агрессии в межкультурном взаимодействии российской молодежи.

Во-первых, на территории центральной России проявление агрессивности чаще наблюдается со стороны представителей славянского этнотипа по отношению к инокультурным оппонентам (мигрантам) [5]. Одной из причин этого может быть устойчивый этностереотип поведения. Этноархеологические исследования

межэтнических взаимодействий на русском севере Х века показывают, что славяне сторонились чудских и финно-угорских племен, ограничивая с ними контакты до минимума. «При этом несомненно, что славяне изначально оценивали себя как доминантную культурную группу, а свое окружение воспринимали как культурную периферию» [13, с 77]. Следствием такого восприятия и стало формирование этноцентричной модели мира, в которой земли «инородцев», и вся их культура, воспринимались как иной, потусторонний мир, а этническая периферия наделялась характеристиками антимира. Антимир у наших предков ассоциировался со смертью и концом света, был местом обитания зла и тьмы, поэтому его боялись и с ним боролись. Таким образом, стереотипное проявление страха и агрессивности в процессе взаимодействия с носителями иной культуры был типичным для славянина Х века.

Второй причиной агрессивности можно назвать общее повышение агрессивности нашего общества. Это отмечается разными исследователями -педагогами, социологами, психологами [3; 4; 8; 11; 12]. Т. Н. Курбатова указывает, что только за последние годы уровень

агрессивных проявлений у

несовершеннолетних (учащиеся обычных школ, училищ, техникумов) в среднем повысился в 1,5 раза, а наиболее высокие показатели агрессии имеют 12-13-летние подростки. По мнению А. А. Реана, агрессивность присваивается подростками и юношеством в ходе социализации и проявляется как стереотипная реакция в различных ситуациях, в том числе и в ситуациях межкультурного взаимодействия. «Все это, вместе взятое, вряд ли позволяет говорить о сформированности социальной терпимости личности или хотя бы о благоприятных тенденциях ее

формирования. Больное нетерпимостью общество заражает этой болезнью свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой и таким образом может превратиться из социальной патологии в социальную норму» [3, с 181].

В-третьих, агрессивные проявления в межэтнических и межкультурных контактах провоцирует информационный терроризм. СМИ публикуют статьи о жестокости и агрессивности со стороны мигрантов по отношению к местному населению, призывают «отомстить за Россию», запускают пугающие, дезинформирующие и «агрессивные» слухи. Чаще всего им верят люди внушаемые, с недостаточным развитием критического мышления или с низким уровнем культуры, не владеющие всей информацией. В силу психовозрастных особенностей часто жертвами

информационного терроризма становятся подростки и юношество, которые искренне стремятся «помочь России», освобождая ее от мигрантов.

В итоге мы приходим к ситуации, когда рост этнической идентичности и самосознания в соединении с растущим уровнем агрессивности поведения приводит к нарушению конструктивного

взаимодействия между культурами и этносами, препятствует построению гармоничного социума, приводит к конфликтам, усилению этноцентризма, ксенофобии, интолерантности, в том числе в ее крайних формах: националистический, религиозный, моральный экстремизм.

Причиной экстремизма как реакции на присутствие другой культуры называют недостаточный уровень развития человека. Л.В. Баева пишет: «Причина и источник экстремизма как общей идеологии крайней непримиримости к инакомыслящим, во многом кроется в интеллектуальной и нравственной ограниченности личности, отстаивающей подобные взгляды»[2, с.24]. Педагоги, психологи, социологи,

культурологи и многие другие специалисты говорят сегодня о деградации молодого поколения, отмечая низкий уровень общей культуры молодых людей, недостаточный уровень развития компетентности взаимодействия, культуры общения.

В преодолении экстремистских настроений и решении проблем этнического парадокса большое значение имеет образование. Образование является важнейшим средством развития и формирования личности. Оно предоставляет необходимую информацию, образцы поведения и деятельности, способы взаимодействия личности с социумом, способствует формированию

мировоззрения. Усвоение содержания образования вводит человека в мир культуры, помогает формированию его идентичности. Именно образование, должным образом организованное, может дать человеку необходимый опыт для построения конструктивного

взаимодействия с представителями других культур.

Анализ обозначенных причин роста агрессивности в молодежной среде позволяет сделать вывод, что повышение уровня образованности и культуры молодого поколения сможет изменить ситуацию к лучшему. Археостереотипные агрессивные реакции на другую культуру проявляются как атавизм средневековой славянской культуры в том случае, когда альтернативные варианты реагирования отсутствуют или недостаточно

сформированы. Для современного молодого человека естественным должен стать другой поведенческий стереотип, в основе которого лежит формирование компетентности в межкультурном взаимодействии в процессе образования. Образование как

целенаправленный механизм социализации может помочь понизить уровень агрессии и сформировать более адекватные механизмы межэтнических коммуникаций через овладение компетенцией межкультурного взаимодействия. Повышение устойчивости к давлению информационного терроризма так же зависит от усилий образовательной системы, повышения уровня общей культуры и овладения межкультурными коммуникативными компетенциями.

Таким образом, преодоление негативных сторон этнического парадокса и формирование стиля конструктивного межкультурного взаимодействия зависит от правильной организации образовательного процесса, особо нацеленного на формирование компетенций межкультурного взаимодействия.

С позиций компетентностного подхода, образование имеет целью формирование ключевых компетенций, в которые входят компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы, в том числе компетенций, относящихся к кросс-культурному взаимодействию: компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол); компетенции в общении; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; иноязычное общение.

Эти компетенции ведут к формированию у человека компетентности в межкультурном взаимодействии, которая имеет особое значение в поликультурном социуме.

Компетентность в межкультурном взаимодействии (КМВ) - интегративное качество личности, представляющее собой систему когнитивного, операционного, поведенческого, эмоционально-ценностного компонентов, владение которой необходимо для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности решать задачи позитивного взаимодействия различного характера и уровня с представителями разных культур

[6, с 208].

К сожалению, современная система общего образования еще слабо готова для всесторонней работы по формированию КМВ, не разработаны конкретные технологии, методы и формы работы по ее формированию и развитию. Но уже сегодня можно найти возможности для подготовки подростков и юношества к конструктивному взаимодействию в многокультурной среде. В общеобразовательных школах нашей страны введены предметы по изучению различных культур, работают проекты по развитию толерантности детей к другим народам, однако в школах профессионального образования такая работа представлена недостаточно: нет понимания важности поликультурного образования в

профессиональной подготовке современного специалиста. Шагом к решению данной проблемы является введение в высшей школе дисциплины «Поликультурное образование». Для работы по развитию КМВ в учебную программу дисциплины включена тема «Культурный ассимилятор как техника подготовки к кросс-культурному

взаимодействию».

Культурные ассимиляторы (КА) основываются на рефлексии и работе с различиями взаимодействующих культур, это одна из кросс-культурных техник, которая воплощает атрибутивный подход. Термин «ассимилятор» в данном словосочетании связан с пониманием ассимиляции в культурологии: как процесса усвоения культурных черт группой меньшинства, которая попала в культуру группы большинства, т.е. ситуацию усвоения культуры через эмиграцию в страну с другой культурой. Этот термин не предполагает полного отказа от своей культуры и слияния с иной группой, и в то же время верно отражает суть ассимилятора - усвоение правил, традиций и обычаев иной этнокультуры группой меньшинства.

Анализ литературы позволяет сформулировать цель и задачи использования КА:

- освоение изоморфных атрибуций;

- корректировка своих эмоциональных реакций в ходе взаимодействия с представителями других культур;

- снижение частоты применения негативных стереотипов по отношению к представителям другой культуры;

- формирование установок на толерантное отношение к другой культуре и ее носителям.

Первоначально мы предлагали студентам работу с ассимиляторами, стремясь познакомить их с техникой работы, которую они могли бы использовать в своей профессиональной деятельности с учащимися школ. Однако было замечено, что предлагаемая методика работы с ассимиляторами положительно влияет на когнитивное и эмоциональное восприятие другой культуры, повышая уровень толерантного восприятия и положительно-эмоциональных реакций в процессе межкультурного взаимодействия.

Структура и этапы разработки КА достаточно подробно описаны в работах Т. Стефаненко и А Солдатенкова [9, 10]. Взяв за основу исследовательские подходы названных ученых, мы включили в учебный предмет «Поликультурное образование» теоретическое и несколько практических учебных занятий со студентами:_

Культурный ассимилятор как техника подготовки к кросс-культурному взаимодействию лекция

Теория и практика использования культурных ассимиляторов практическое занятие

Технология составления культурного ассимилятора практическое занятие

Технология применения культурного ассимилятора для подготовки к межкультурному взаимодействию практическое занятие

Особенность данной работы можно считать то, что русские студенты составляют КА для русских граждан,

взаимодействующих с новой культурой. Для этого им необходимо достаточно глубоко изучить эту культуру. В процессе изучения формируются интерес, снижается напряженность непонимания, возникает чувство симпатии к представителям новой культуры. Предпочтение отдавалось потенциально конфликтным ситуациям, предложенные казуальные и изоморфные атрибуции объясняли поведение и

способствовали предупреждению

конфликтов.

В течение двух лет студентам в качестве другой культуры предлагался Таджикистан. Этот выбор был обусловлен тремя причинами: 1) культура Таджикистана сильно отличается от славянской, что пробуждает интерес, основанный на удивлении; 2) Таджикистан занимает четвертое место по числу иммигрантов в РФ; 3) наличие на факультете студента со знанием культуры Таджикистана, который может выполнять функции эксперта.

По итогам работы студенты составили КА, которые охватили многие стороны культурных различий двух народов. Всего было составлено более трех десятков ситуаций.

Примеры ситуаций, составленных студентами:

Ситуация 1.

Сархат учился вместе с Мишей на факультете экономики в Самарском университете. На каникулах он пригласил друга к себе в Таджикистан, в город Хорог. С согласия Сархата Миша приехал со своей сестрой Машей. Сархат встретил Мишу и Машу на вокзале, привез к себе домой. Вечер провели за щедро накрытым дастарханом. Утром Сархат извинился, что оставляет гостей одних, но у него срочное дело: дедушка в больнице, нужно навестить. Миша и Маша предложили поехать вместе, а пока Сархат будет у дедушки, они побродят по улицам. Гуляя в ожидании Сархата возле больницы, брат и сестра увидели чайхону и решили зайти. Внутри несколько мужчин пили чай и разговаривали. Когда брат и сестра вошли, все посмотрели на них и удивленно и даже возмущенно заговорили. Мужчины неприязненно смотрели на Машу, и недовольно переговаривались. Маше стало неуютно, и они с Мишей вынуждены были уйти.

Как должна понять Маша поведение мужчин в чайхоне?

Объяснение 1. Маша была одета неприлично и оскорбила мужчин внешним видом.

Объяснение 2. Маша и Миша заняли место, заказанное для других посетителей.

Объяснение 3. В чайхоне отмечали

семейное торжество, и Маша с Мишей не были приглашены.

Объяснение 4. Маша невольно нарушила традиционные нормы поведения.

Интерпретация.

Вы выбрали объяснение 1. Это неправильное объяснение. В тексте ситуации нет упоминания о стиле одежды Маши. Поищите другое объяснение.

Вы выбрали объяснение 2. Это возможно, но в тексте ситуации нет указания на это. Поищите другое объяснение.

Вы выбрали объяснение 3. Это неверное объяснение. В чайхоне было мало посетителей, а таджики отмечают праздники шумной большой компанией. Тем более, что таджики хлебосольный и гостеприимный народ, даже случайные гости могут рассчитывать на теплый прием.

Вы выбрали объяснение 4. Это верный вариант ответа. По традиции чайхону посещают исключительно мужчины. Появление женщины в чайхоне вызвало возмущение посетителей-мужчин.

Ситуация 2.

На следующий день Сархат повел гостей смотреть город. Хорог произвел на них приятное впечатление. Город был небольшой, но красивый, зеленый. На обратном пути друзья зашли на базар. Базар был ярким и шумным. Маша задержалась возле прилавка с платками, а Миша разглядывал фрукты. «А не купить ли вкусненького?» - решил он. Сархат подвел его к знакомому торговцу. Миша выбрал груши и виноград. Торговец, веселый, приветливый и услужливый, взвесил фрукты и назвал неожиданно высокую цену. Миша оторопел. Он такого не ожидал. Но отказываться было неудобно. Он достал деньги и неохотно и недовольно расплатился. Торговец взял деньги, но было видно, что он растерян. Он удивленно посмотрел на Сархата, а Сархат пожал плечами и странно посмотрел на Мишу. Мише показалось, что что-то не так.

Как Миша должен понять поведение торговца?

Объяснение 1. Торговец увидел иностранца и решил взять с него двойную цену.

Объяснение 2. Торговец просто ошибся

в расчетах.

Объяснение 3. Торговец повел себя в соответствии с традициями своего народа.

Объяснение 4. Торговец - плут и обманщик, хотел обмануть Мишу.

Интерпретация.

Вы выбрали объяснение 1. Это вероятно, но в этом случае торговец был бы доволен результатом сделки, а ситуация говорит, что он растерялся. Поищите другое объяснение.

Вы выбрали объяснение 2. Это возможно, но тогда Сармат поправил бы знакомого торговца, так как долг гостеприимства обязывает защищать гостя. Поищите другое объяснение.

Вы выбрали объяснение 3. Это лучший вариант ответа. Традиции восточного базара основаны на торговле. Назначая высокую стоимость, торговец ожидал, что Миша начнет торговаться и сбавит цену. Миша не сделал этого, и тем самым огорчил торговца, даже поставил в неудобное положение, а сам сильно переплатил.

Вы выбрали объяснение 4. Это неверное объяснение. Сармат представил Мишу как друга, и торговец уже не посмел бы обмануть его.

Составление КА оказало положительное влияние на развитие КМВ студентов-психологов, студенты овладели одной из техник работы по развитию КМВ в их будущей практике. Однако продвижение в данном направлении требует разностороннего и глубокого проникновения в культуры взаимодействующих групп и индивидов, и предполагает совместную работу с культурологами, лингвистами.

Список литературы

1. Асташова Н.А., Бондырева С.К. Педагогическое миротворчество: грани единения разных народов в воспитательном пространстве// ИЗВЕСТИЯ Российской академии образования. - М., 2016, № 2 (38) С. 14-31.

2. Баева Л.В. Экстремизм: природа и формы проявления // Каспийский регион: экономика, политика, культура. 2008. № 3(16) С. 21-26.

3. Бордовская Н. Реан А. Педагогика. СПб.: Питер, 2006. - 304 с.

4. Иващенко А.В., Кириенко А.А. К вопросу о проблеме агрессивных проявлений подростков с асоциальной направленностью личности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. №2 (151). С. 115-120.

5. Даниленко Т.В. Агрессивность младших школьников в многонациональных классах и ее коррекция // Вестник забайкальского государственного университета. 2009. №3. С 48 - 53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Еловикова Д.А. Формирование компетентности в межкультурном взаимодействии средствами курса «Поликультурное образование». Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы // Материалы Х международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Москва, РУДН, 20-21 апреля 2017г. Москва: РУДН, 2017. С. 205-211.

7. Калита В.В., Сапожникова Е.Е. Решение задач межкультурного взаимодействия: опыт разработки культурного ассимилятора для межэтнических (русско-корейских) семей // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. N 6. С.79-83.

8. Пилипенко В. Волянская Е. Подростковая агрессия в контексте современной социокультурной ситуации // Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. №4. С 5-23

9. Стефаненко Т., Солдатенков А. Мастерская "Культурный ассимилятор". [Электронный ресурс]. // Век толерантности: Научно-публицистический вестник, № 3-4. URL: http://www.tolerance.ru/VT-3-4-maste-assim.php?PrPage=VT

10. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2009.

11. Фомиченко А.С. Социально-психологические причины проявления подростковой агрессии [Электронный ресурс]. // Интернет- журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5. URL: http://mir-nauki.eom/P DF/27PSMN516.pdf (доступ свободный)

12. Цыренов В.Ц. Агрессивное поведение молодежи как социально-педагогическая проблема // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. №1. С 49-53.

13. Шабаев Ю.П. «Русский север» в этнокультурном и этнодемографическом измерении // Известия Коми научного центра УрО РАН. Выпуск 3. Сыктывкар, 2010. С. 7580.

WORKING WITH CULTURAL ASSIMILATORS AS A MEANS OF FORMING COMPETENCE IN INTERCULTURAL INTERACTION

The article reveals certain issues forming the competence of intercultural interaction. Education plays an important role in overcoming the negative aspects of the ethnic paradox. One of the tasks of education is the formation of competence in intercultural interaction. The discipline "Multicultural Education" helps to raise the level of the culture of interethnic communication and competence in the intercultural interaction of young people by working with cultural assimilators.

Keywords: competence of intercultural interaction, ethnic paradox, cultural assimilator, education, multicultural education.

References

1. Аstashova N., Bondireva S. (2016) Pedagogicheskoye mirotvorchestvo: grani edineniya raznih narodov v vospitatelnom prostranstve [Pedagogical peacemaking: the brink of unity of different peoples in the educational space ]. IZVESTIYA Rossiyskoy akademii obrazovaniya [Izvestia of the Russian Academy of Education.]. Мoskow, 2 (38), 14-31.

2. Bayeva L.V. (2008) Extremizm: priroda I formi proyavleniya [Extremism: nature and forms of manifestation]. Kaspiyskiy region: economika, politika, kultura, 3(16), 21-26.

3. Bordovskaya N., Rean A. (2006) Pedagogika. SPb. Piter, 306.

4. Ivaschenko A., Kiriyenko A. (2013) K voprosu o problem agressivnyh proyavleniy podrostkov s asotsialnoy napravlennostyu lichnosti [On the issue of the problem of aggressive manifestations of adolescents with an antisocial orientation of the personality]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo yniversiteta [Herald of Orenburg State University],2 (151),115-120.

5. Danilenko Т. (2009) Agressivnost mladshih Shkolnikov v mnogonatsionalnyh klassah I ee korrektsiya [Aggressiveness of junior schoolchildren in multinational classes and its correction]. Vestnik Zabaykalskogo gosudarstvennogo yniversiteta [Herald of Zabaykalsk State University], 3, 48 - 53.

6. Elovikova D. (2017) Formirovaniye kompetentnosti v mezgkulturnom vzaimodeystvii sredstvami kursa "polikulturnoye obrazovaniye" [Formation of competence in intercultural interaction with the means of the course "Multicultural Education"]. Visshaya shkola: opit, problemi, perspektivi. [High school: experience, problems, prospects. Materials X international scientific and practical conference]. Moskow, RUDN, 20-21 of April 2017. Moscow: RUDN, 205-211.

7. Kalita V., Sapozgnikova E. (2013) Reshenie zadach mezhkulturnogo vzaimodeystviya: opyt razrabotki kulturnogo assimilyatora dlya mezhetnicheskih russko koreyskih semey [Solving the problems of intercultural interaction: the experience of developing a cultural assimilator for interethnic (Russian-Korean) families]. // Gumanitarniye issledovaniya v Vostochnoy Sibiri I na Dalnem Vostoke [Humanitarian research in Eastern Siberia and the Far East], 6, 79-83.

8. Piliprnko V., Volyanskaya E. (2004) Podrostkovaya agressiya v kontexte sovremennoy sociokulturnoy situacii [Teenage aggression in the context of the current sociocultural situation]. Sociologiya: teoriya, metodi, marketing [Sociology: theory, methods, marketing],. 4, 5-23.

9. Stefanenko Т., Soldatenkov А. Masterskaya "Kulturniy assimilyator" [Workshop "Cultural assimilator"]. [Electronic resource]. Vek tolerantnosti: nauchno-publicisticheskiy Vestnik [Age of Tolerance: The Scientific and Journalistic Herald], 3-4. URL: http://www.tolerance.ru/VT-3-4-maste-assim.php?PrPage=VT

10. Stefanenko Т. (2009) Ethnopsihologiya: Textbook for high schools. Moskov, Aspekt

Press.

11. Fomichenko А. (2016) Socialno-psihologicheskie prichini proiavleniya podrostkovoy agressii [Socio-psychological causes of teen aggression] [Electronic resource]. Internet-journal "The World of Science", 4, 5. URL: http://mir-nauki.com/P DF/27PSMN516.pdf (access is free)

12. Cirenov V. (2010) Agressivnoe povedenie molodezhi kak sotsialno-pedagogicheskaya problema [Aggressive behavior of youth as a social and pedagogical problem]. Vestnik Buriyatskogo gosudarstvennogo yniversiteta [Herald of State University of Buriyatiya], 1, 49-53.

13. Shabayev U. (2010) Russkiy sever v etnokulturnom I etnodemograficheskom izmerenii ["Russian North" in the ethnocultural and ethno-demographic dimension ]. Izvestiya Komi nauchnogo centra UrO RAN [Proceedings of the Komi Scientific Center of the Ural Branch of the RAS ], 3. Siktivkar, 75-80.

Об авторе

Еловикова Диана Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия),

E-mail: [email protected]

Elovikova Diana Aleksandrovna - candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Education, Bryansk State University named after acad. I.G. Petrovsky (Russia),

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.