Научная статья на тему 'Интеграция дисциплин гуманитарного цикла как способ формирования общекультурных компетенции'

Интеграция дисциплин гуманитарного цикла как способ формирования общекультурных компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / ДИСЦИПЛИНА / МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДХОДЫ ИНТЕГРАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / INTEGRATION / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / EVALUATION MEANS FUND / DISCIPLINE / INTEGRATION MODEL / EDUCATION / INTEGRATION APPROACHES / PERSONALITY / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузнова Алёна Вячеславовна, Горохов Валентин Александрович, Литвинчук Владимир Ильич

В рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов высшая школа продолжает решать проблему разработки эффективных способов реализации компетентностного подхода, что связано с задачами поиска наиболее результативных форм и методов обучения и воспитания, их применения на практике в своей трудовой деятельности. Очевидным является факт прямой зависимости общекультурных компетенций от дисциплин гуманитарного цикла, направленных на изучение человека, общества, культуры. Особую роль в образовательном процессе занимает процесс интеграции, рассматриваемый разными исследователями под определёнными углами: интеграция ступеней образования в рамках непрерывности и преемственности, подходов интеграции, компетентностного подхода к интеграции при изучении иностранного языка и так далее. Цель данной статьи рассмотреть возможность интеграции гуманитарных дисциплин в техническом вузе. В статье приведён анализ существующих исследований по данной проблеме, определены способы интеграции гуманитарных дисциплин, отмечены оптимальные в рамках компетентностного подхода, представлена модель интеграции дисциплин гуманитарного цикла как способа формирования общекультурных компетенций. При работе над темой были использованы такие методы исследования как анализ, синтез, гипотетико-дедуктивный метод, метод корреляции, моделирование. Оптимальным и наиболее разработанным способом интеграции при формировании общекультурных компетенций при изучении дисциплин гуманитарного цикла является реализация межпредметных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гузнова Алёна Вячеславовна, Горохов Валентин Александрович, Литвинчук Владимир Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATION OF THE HUMANITIES DISCIPLINES AS A WAY OF FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCES

Within the framework of the requirements of Federal state educational standards, higher school continues to solve the problem of developing effective ways of implementing the competence approach, which is associated with the tasks of finding the most effective forms and methods of training and education, their application in practice in their work. It is obvious that General cultural competences are directly dependent on the disciplines of the humanitarian cycle aimed at the study of man, society and culture. A special role in the educational process is the process of integration, considered by different researchers from certain angles: the integration of educational levels in the framework of continuity and continuity, integration approaches, competence-based approach to integration in the study of a foreign language, and so on. The purpose of this article is to study the possibility of integration of Humanities in a technical University. The article presents an analysis of existing research on this problem, the ways of integration of humanitarian disciplines, the optimal within the framework of the competence approach, the model of integration of disciplines of the humanitarian cycle as a way of formation of General cultural competencies. When working on the topic, such research methods as analysis, synthesis, hypothetical-deductive method, correlation method, modeling were used. The optimal and most developed way of integration in the formation of General cultural competences in the study of the Humanities is the implementation of interdisciplinary connections.

Текст научной работы на тему «Интеграция дисциплин гуманитарного цикла как способ формирования общекультурных компетенции»

педагогические науки

Гузнова Алёна Вячеславовна, Горохов Валентин Александрович, Литвинчук Владимир Ильич ИНТЕГРАЦИЯ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА КАК СПОСОБ ...

УДК 378.14

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0020

ИНТЕГРАЦИЯ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ

© 2019

Гузнова Алёна Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» Горохов Валентин Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» Литвинчук Владимир Ильич, кандидат политических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22 А, e-mail: ngiei.gn@yandex.ru)

Аннотация. В рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов высшая школа продолжает решать проблему разработки эффективных способов реализации компетентностного подхода, что связано с задачами поиска наиболее результативных форм и методов обучения и воспитания, их применения на практике в своей трудовой деятельности. Очевидным является факт прямой зависимости общекультурных компетенций от дисциплин гуманитарного цикла, направленных на изучение человека, общества, культуры. Особую роль в образовательном процессе занимает процесс интеграции, рассматриваемый разными исследователями под определёнными углами: интеграция ступеней образования в рамках непрерывности и преемственности, подходов интеграции, компетентностного подхода к интеграции при изучении иностранного языка и так далее. Цель данной статьи - рассмотреть возможность интеграции гуманитарных дисциплин в техническом вузе. В статье приведён анализ существующих исследований по данной проблеме, определены способы интеграции гуманитарных дисциплин, отмечены оптимальные в рамках компетентностного подхода, представлена модель интеграции дисциплин гуманитарного цикла как способа формирования общекультурных компетенций. При работе над темой были использованы такие методы исследования как анализ, синтез, гипотетико-дедуктивный метод, метод корреляции, моделирование. Оптимальным и наиболее разработанным способом интеграции при формировании общекультурных компетенций при изучении дисциплин гуманитарного цикла является реализация межпредметных связей.

Ключевые слова: интеграция, общекультурная компетенция, фонд оценочных средств, дисциплина, модель интеграции, образование, подходы интеграции, личность, федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная программа.

THE INTEGRATION OF THE HUMANITIES DISCIPLINES AS A WAY OF FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCES

© 2019

Guznova Alena Vyacheslavovna, candidate of philological sciences, associate Professor of Humanities Gorohov Valentin Aleksandrovich, candidate of philosophy,

associate Professor of Humanities Litvinchuk Vladimir Ilyich, candidate of political sciences,

associate Professor of Humanities Nizhny Novgorod State Enginearing and Economic University (606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya str., 22 A, e-mail: ngiei.gn@yandex.ru)

Abstract. Within the framework of the requirements of Federal state educational standards, higher school continues to solve the problem of developing effective ways of implementing the competence approach, which is associated with the tasks of finding the most effective forms and methods of training and education, their application in practice in their work. It is obvious that General cultural competences are directly dependent on the disciplines of the humanitarian cycle aimed at the study of man, society and culture. A special role in the educational process is the process of integration, considered by different researchers from certain angles: the integration of educational levels in the framework of continuity and continuity, integration approaches, competence-based approach to integration in the study of a foreign language, and so on. The purpose of this article is to study the possibility of integration of Humanities in a technical University. The article presents an analysis of existing research on this problem, the ways of integration of humanitarian disciplines, the optimal within the framework of the competence approach, the model of integration of disciplines of the humanitarian cycle as a way of formation of General cultural competencies. When working on the topic, such research methods as analysis, synthesis, hypothetical-deductive method, correlation method, modeling were used. The optimal and most developed way of integration in the formation of General cultural competences in the study of the Humanities is the implementation of interdisciplinary connections.

Keywords: integration, general cultural competence, evaluation means fund, discipline, integration model, education, integration approaches, personality, Federal state educational standard, educational program.

Система высшего образования идёт в ногу со временем и отвечает требованиям современного общества, живо реагируя на изменения, новые требования, решая задачи, поставленные федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Так, с введением ФГОС третьего поколения начался активный процесс внедрения компетентностного подхода в образовательную деятельность: актуальными стали вопросы определения понятия «компетенция», соотнесения компетенции и компетентности, оценки уровня сформирован-ности компетенций у выпускников вуза, формирования фондов оценочных средств, использования воспитательной среды вуза как средства формирования компетенций и так далее. Новые федеральные государственные образовательные стандарты поколения 3++ [см., например,

1] также продолжают выдвигать требования по формированию компетенций в процессе освоения программ бакалавриата и магистратуры. Соответственно вопрос о формировании компетенций в образовательном процессе остаётся актуальным и сегодня. Преподаватели высшей школы продолжают решать проблему разработки эффективных способов реализации компетентностного подхода, что связано с задачами поиска наиболее результативных форм и методов обучения и воспитания, их применения на практике в своей трудовой деятельности.

Термины «компетенция» и «компетентность» встречаются в работах исследователей достаточно часто, равно как и их разные трактовки и сопоставления от синонимичной замены до определения компетенции как

Guznova Alena Vyacheslavovna, Gorohov Valentin Aleksandrovich, Litvinchuk Vladimir Ilyich THE INTEGRATION OF THE HUMANITIES DISCIPLINES ...

pedagogical sciences

совокупности знаний, умений, способностей, личностных характеристик и компетентности как результата сформированности компетенций. Споры об интерпретации терминов, об эффективных способах формирования компетенций и компетентностном подходе в целом не утихают как в русской [2], так и в зарубежной научной литературе. Так, например, Леонтьева Е.Ю., определяя компетенцию как уверенное владение навыками, формируемыми в ходе всего образовательного процесса, отмечает нецелесообразность использования прежних форм обучения, причиной чего является необходимость аккумуляции знаний, навыков, владений, мотивации и коммуникации через призму самостоятельной инициативы студентов получать образование [3, с. 97-98]. Аржанухин С.В. отмечает необходимость существования разных компетентностных профилей студентов «первого возраста», студентов «второго возраста» и преподавателей для эффективности образовательного процесса [4, с. 17].

Ряд работ посвящён конкретным видам компетенций: коммуникативной [5], социально-профессиональной [6], общекультурным [7], интеллектуальной компетентности [8], гуманитарной культуры и компетенции [9] и тому подобные исследования. Особое внимание стоит уделить формированию общекультурных компетенций как базиса для общепрофессиональных и профессиональных компетенций в образовании: выпускник в первую очередь должен быть ориентирован на работу и самореализацию в обществе путём приобщения к культуре, её дальнейшего развития - выпускник есть член трудового коллектива, способного выполнять разные виды деятельности применительно к ситуации. Зимняя И.А., Морозова Н.А., Лаптева М.Д. определяют социальные компетенции как совокупность знаний, умений, опыта, ценностно-смыслового отношения, саморегуляции и готовности [10, с. 23]. Важность реализации общекультурных компетенций прослеживается и при смене федеральных государственных образовательных стандартов: во ФГОС поколения 3++ на смену термина «общекультурные» приходит термин «универсальные» (группы компетенций). Очевидным является факт прямой зависимости общекультурных компетенций от дисциплин гуманитарного цикла, направленных на изучение человека, общества, культуры.

Формирование общекультурных компетенций в ходе изучения дисциплин гуманитарного цикла в техническом вузе - задача ответственная ввиду малого количества отводимых часов на дисциплины. В матрице компетенций основной профессиональной образовательной программы наглядно представлена сводная информация по дисциплинам и формируемым в ходе их изучения компетенциям: одна и та же общекультурная компетенция может формироваться в двух и более дисциплинах.

Цель данной статьи - рассмотреть возможность интеграции гуманитарных дисциплин в техническом вузе (на примере НГИЭУ [о вузе см.: 11], направление подготовки 35.03.06 Агроинженерия). Для достижения поставленной цели необходимо проанализировать существующие исследования по данной проблеме, определить способы интеграции гуманитарных дисциплин, выявить оптимальные в рамках компетентностного подхода, составить модель интеграции дисциплин гуманитарного цикла как способа формирования общекультурных компетенций. При работе над темой уместным будет обращение к таким методам исследования как анализ, синтез, гипотетико-дедуктивный метод, метод корреляции, моделирование.

Интеграция в образовании рассматривается как «объединение дифференциальных частей и функций системы в целое», как «процесс сближения и связи наук» [12, с. 54]. Скворцов В.Н. отмечает важность принципа преемственности всех уровней образования и необходимость связи с профессиональной деятельностью для формирования целостного мировоззрения учащихся,

что обусловливает необходимость интеграции и её актуальность в образовательном процессе [13].

Таблица 1 - Походы интеграции в образовании

Подход Представители Сущность

Понятийный (идейно-понятийный) Г.Г. Гранатов, С.И. Иванов, И.Г. Пустильник, А.В. Усова и др. Использование интегра-тивных понятий для реализации межпредметных и междисциплинарных связей

Системный В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, Н.В. Кузьмина и др. Связующее звено между философской методологией, методологией естественных и гуманитарных наук и соответствующих культур

Технологический В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, М.В. Кларин, Н.Д. Никандров и др. Оценка текущих результатов обучения и коррекция

Процессный В.А. Беликов, Л.И. Васильева, В.И. Кузьминов, Е.В. Тельминова и др. Вид изучаемого процесса, его основные характеристики, а также необходимые условия и ресурсы

Личностно-ориентированный К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский Дифференцированный подход к образовательному процессу и взаимосвязь личностной и предметной сторон деятельности при интеграции научных культур

Проблемно-ориентированный Л.В. Алферова Опережающее выделение и анализ проблем образования, разработка программ по их решению через моделирование структуры диалога культур

Контекстный (ситуационный) А.А. Вербицкий Перестройка системы образования с учётом ориентации на активное обучение и творческую деятельность посредством интеграции естественнонаучной и гуманитарной культур

Деятель-ностный В.А. Беликов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина и др. Деятельность студента есть источник формирования гармонически развитой личности, а также фактор её развития

Оптимизационный В.А. Черкасов, Ю.К. Бабанский Определение условий, обеспечивающих достижение максимально эффективного результата

Культурологический A. Дистервег, B.С. Библер, М.М. Бахтин, C.Ю. Курганов и др. Культура как мера и творческая реализация в разнообразных видах образовательной деятельности, связанных с ценностями

Синергети-ческий Г.Р. Иваницкий, И. Пригожин, Г. Хакен и др. Образовательный процесс - многомерное явление, находящееся в постоянном развитии

Ценностно-ориентированный Б.Г. Ананьев, С.Ф. Анисимов, А.В. Кирьянова Система ценностных ориентаций как фактор определения целей обучения для гармонического развития личности

Рефлексивно- деятель- ностный А.В. Христева Развитие обучающимися собственной деятельности, которая становится объектом собственного воздействия, рефлексии

Рефлексивно-дополнительный Г.Г. Гранатов Объединение сознательно-материалистического, подсознательно-идеалистического, диалектического и педагогического мышления

Плугина Н.А., опираясь на исследования Беликова В.А. [14] и Христевой А.В. [15], описывает подходы ин-

педагогические науки

Гузнова Алёна Вячеславовна, Горохов Валентин Александрович, Литвинчук Владимир Ильич ИНТЕГРАЦИЯ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА КАК СПОСОБ ...

теграции научных культур, наиболее важные в будущей профессиональной деятельности выпускников, делая акцент на естественно-научную и гуманитарную культуры [16].

Плугина Н.А. делает акцент на идейно-понятийном подходе как наиболее перспективном, объединяющем представленные подходы, что важно для реализации интеграции в образовании через призму культур. Сопегина В.Т., рассматривая междисциплинарный комплекс как средство интеграции педагогических и специальных знаний в непрерывном профессионально-педагогическом образовании, определяет технологические компоненты интеграции, к которым относит принципы структурирования обучения, в том числе установления междисциплинарных связей; способы создания междисциплинарных комплексов разнохарактерных явлений; критерии и механизмы оценивания интегральных конструкций, действий студентов и преподавателей [17, с. 33].

Интеграция в образовательном процессе реализует себя через определённые средства - способы приобщения обучающихся к процессу овладения интегрированным учебным и внеучебным материалом посредством анализа и синтеза понятий (комплексные проблемные вопросы, проблемные ситуации, комплексные задачи и т.п.) [см.: 18-24]. Современный компетентностный подход реализует процесс интеграции в образовании [см., например, 25-30]: как уже отмечалось выше, дисциплины базовой и вариативной частей основной профессиональной образовательной программы направлены на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, прописанных во ФГОСе, соответственно, одинаковые компетенции (особенно общекультурные) могут формироваться при изучении ряда дисциплин.

В ОПОП технического направления подготовки 35.03.06 Агроинженерия дисциплин гуманитарного цикла не так уж и много: в базовой части учебного плана представлены дисциплины «История» и «Философия», в вариативной возможно наличие дисциплин «Русский язык и культура речи», «Культурология» или «Психология и педагогика». Часов на изучение перечисленных дисциплин отводится мало (2-3 зачётные единицы на каждую, включая самостоятельную работу студентов), а матрица компетенций отражает формирование в них как правило общекультурных компетенций, влияющих на становление личности (ОК-1; ОК-2; ОК-5; ОК-6; ОК-7) [1]. Общекультурные компетенции являются своего рода общим знаменателем гуманитарных дисциплин, что позволяет говорить о разных способах интеграции при изучении:

1. Установление междисциплинарной связи в ходе изучения одного темы (модульной единицы, модуля).

2. Создание междисциплинарных кейсов как оценочных средств для определения уровня сформированности общекультурной компетенции.

3. Объединение дисциплин в одну комплексную (например, «Психология и педагогика», «Русский язык и культурология»), изучение составных элементов - модулей в рамках одной рабочей программы, а соответственно - наличие одного фонда оценочных средств.

К сожалению, современная система образования гонится за всё большей оптимизацией, укрупнением дисциплин, или их объединением при сокращении общей нагрузки на них, сокращение изучаемого материала. Гуманитарные дисциплины формируют личность, её мировоззрение, способность к коммуникации, работе в коллективе, развивают культуры и самообразование, поэтому умалять важность их изучения, сокращать часы путём интеграции дисциплин в одну, на наш взгляд, представляется нецелесообразным. Оптимальными способами интеграции являются первые два, хотя создание междисциплинарных кейсов тоже имеет свои нюансы:

- создавать их должны преподаватели двух и более

дисциплин (в зависимости от количества включённых в учебный план дисциплин);

- кейсы должны быть отражены в фондах оценочных средств, или должен быть разработан общий фонд оценочных средств по общекультурным компетенциям, формируемым посредством изучения гуманитарных дисциплин;

- уровень сформированности общекультурных компетенций должен определяться после изучения всех гуманитарных дисциплин, проверяться всеми преподавателями, читавшими дисциплины, - комиссией;

- должны быть выделены часы на проведение междисциплинарного кейса и его оценку.

Наиболее разработанным оказывается способ интеграции - установление междисциплинарных связей, что связано с разработанностью темы межпредметных связей в педагогике, а также наличием точек соприкосновения в рамках изучаемых тем через составные элементы компетенции: знания у каждой дисциплины свои, а умения, владения и личностные характеристики могут пересекаться через разные виды деятельности. Так, например, изучение дисциплины «Философия» опирается на знания дисциплины «История»: раздел (модуль) «История философии» посвящён знакомству с формированием и развитием философии в разные исторические периоды, характеристику которых студенты уже могут дать, опираясь на собственные знания. Обучающиеся также могут определить факторы, оказавшие влияние на мировоззрение эпохи, проанализировать их через реализацию научно-исследовательской или проектной деятельности, работая в группах, развивая способности к самоорганизации и саморазвитию. Возможной оказывается связь и с культурологией через призму аксиологии как отрасли философского знания.

Таким образом, модель интеграции дисциплин гуманитарного цикла как способа формирования общекультурных компетенций можно представить следующим образом:

Интеграция в образовательном процессе является данью времени, связанной с процессами глобализации и оптимизации, происходящими в обществе и связанными напрямую с экономической сферой жизни [ср.: 22]. Формирование гармонически развитой личности, включённой в процесс инкультурации, в техническом вузе в рамках компетентностного подхода требует дальнейшего осмысления оптимальных способов формирования компетенций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт 35.03.06 Агроинженерия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71668306/

2. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.

3. Леонтьева Е.Ю. Формирование компетенций: реальность или

Guznova Alena Vyacheslavovna, Gorohov Valentin Aleksandrovich, Litvinchuk Vladimir Ilyich THE INTEGRATION OF THE HUMANITIES DISCIPLINES ...

pedagogical sciences

«благое намерение»? //Научная трибуна: проекты, концепции, результаты. 2015. № 1(1). С. 96-100

4. Аржанухин С.В. Современный вуз: от управления по компетенциям обучающихся к управлению по компетенциям педагогических работников // Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы. Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Л.А. Закс, Л.А. Мясникова, С.Д. Балмаева, Г.А. Брандт, А.В. Дроздова, С.А. Мицек, Н.В. Хмелькова. Екатеринбург: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Гуманитарныйуниверситет». 2015. С. 15-19.

5. Соломонова А.А. «Компетенция» в образовательном стандарте и «коммуникативная компетенция» в методике преподавания РКИ: сопоставление понятий // Русский язык за рубежом. 2010. № 11. С. 43-48.

6. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека //Высшее образование сегодня. 2005. № 11.

7. Хорват Д. А. Образовательная среда вуза как фактор формирования общекультурных компетенций студентов. Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. М., 2015. 34 с.

8. Павлова Л.В. Методическая система развития гуманитарной культуры студентов бакалавриата в компетентностной парадигме иноязычного образования. Диссертация ... док. пед. наук: 13.00.02. Нижний Новгород, 2016. 427 с.

9. Ярыгин О. Н. Формирование интеллектуальной компетентности студентов ит-специальностей в процессе изучения дискретной математики. Автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Тольятти, 2007.

10. Зимняя И.А., Морозова Н.А., Лаптева М.Д. Социальные компетентности выпускников вузов в контексте государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и проекта TUNING //Высшее образование сегодня. 2007. № 11. С. 22-27.

11. Шамин А.Е., Смирнов А.Н., КасимоваЖ.В., Кирилов М.Н. Роль вуза, субъекта Российской Федерации, в развитии региональной экономики //Вестник НГИЭИ. 2018. № 8 (87). С. 114-129.

12. Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий. Челябинск: ЧГПУ, 2012. 131 с.

13. Скворцов В.Н. Интеграция в образовании и способы классификации интегрированных образовательных систем // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. С.40-52.

14. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельност-ный аспект: монография. М.: Владос, 2004. 357 с.

15. Христева А.В. Подготовка будущего учителя к анализу и само-нализу профессионально-педагогической деятельности: дисс. ... канд. пед. наук. Магнитогорск. 1996. 200 с.

16. Плугина Н.А. Интеграция естественно-научной и гуманитарной культур при реализации идейно-понятийного подхода в профессиональном образовании //Интеграция образования. 2011. № 2. С.61-67.

17. Сопегина В.Т. Междисциплинарный комплекс как средство интеграции педагогических и специальных знаний в непрерывном профессионально-педагогическом образовании // Образование и наука. 2011. № 3 (82). С. 28-36.

18. Чапаев Н.К., Нурутдинова Ж.В. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования. Екатеринбург: СИПИ, 1992.

19. Козловцева Н.А. Реализация междисциплинарного подхода при подготовке иностранных граждан к обучению в российских вузах // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 259-262.

20. Воловикова М.Л. Оценка современных междисциплинарных исследований: проблемы и потенциал // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 93-95.

21. Румянцева Н.В. Формирование готовности студентов - будущих учителей к реализации междисциплинарной интеграции // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 276-278.

22. Балабаева Н.П., Энбом Е.А. Основные аспекты преподавания аналитической геометрии в техническом университете с учетом требований федерального образовательного стандарта третьего поколения //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 11-16.

23. Морозова И.М. К вопросу об интеграции в образовании // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 104-111.

24. Аниськин В.Н., Бурцев Н.П., Добудько Т.В., Тюжина И.В. Актуализация межпредметных связей при изучении математики и компьютерной графики бакалаврами педагогического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 145-148.

25. Каримов З.Ш. Теория и практика институциональной интеграции высшего профессионального педагогического образования на основе синтеза внешнего и внутреннего компонентов: автореф. дис.

. д-ра пед. наук. Уфа, 2009.

26. Мерзлякова Н.С. Междисциплинарная интеграция в процессе формирования профессиональной мобильности будущего инженера в поликультурном образовании //Казанская наука. 2010. № 9. С. 719-722.

27. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Компетентностный подход в профессиональном образовании //Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3 (8). С. 19-21.

28. Мацевич С.Ф. Компетентностный подход в условиях интеграции образования (на примере дисциплины иностранный язык): проблемы, противоречия, опыт и перспективы // Иностранный язык и культура в контексте образования для устойчивого развития: Межвузовский сборник научно-методических статей. Псковский государственный университет. Псков: Логос Плюс, 2015. С. 137-149.

29. Одарич И.Н., Гаврилова М.И. Компетентностный подход в системе высшего образования // Балтийский гуманитарный журнал.

2017. Т. 6. № 1 (18). С. 133-136.

30. Джасем А., Золотое С.А. Экономия труда в производстве как предпосылка прогресса сферы образования // Вестник НГИЭИ. 2018. № 3 (82). С. 99-107.

Статья поступила в редакцию 04.02.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.