Научная статья на тему 'Этническая культура как фактор развития творческого потенциала обучающихся'

Этническая культура как фактор развития творческого потенциала обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ДИЗАЙН / ЭТНОДИЗАЙН / ТЕХНОЛОГИИ ЭТНОДИЗАЙНА / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PROJECT / SOCIAL PROJECT / DESIGN / ETHNO-DESIGN / ETHNODESIGN TECHNOLOGIES / ETHNIC CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амерханова Гульнара Шаарановна, Мусханова Исита Вахидовна

В статье рассматриваются вопросы развития творческого потенциала обучающихся средствами этнической культуры. Представлены специфические особенности художественного конструирования, дизайна и этнического дизайна. Выявлен трехступенчатый характер отношения обучающихся к этнической культуре и этническому дизайну: внимание к внешней привлекательности, познавательный интерес и развитие способности проектировать и создавать изделия в соответствии с критериями этнического дизайна в контексте современных вызовов. Предложены технологии разработки и реализации обучающимися социальных проектов по методикам, учитывающим выявленную закономерность их отношения к этнической культуре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амерханова Гульнара Шаарановна, Мусханова Исита Вахидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic culture as a factorin the development of students’ creative potential

The article deals with the development of students ‘ creative potential by means of ethnic culture. Specific features of artistic design, design and ethnic design are presented. The three-stage nature of students ‘ attitude to ethnic culture and ethnic design is revealed: attention to external attractiveness, cognitive interest and development of the ability to design and create products in accordance with the criteria of ethnic design in the context of modern challenges. Technologies for the development and implementation of social projects by students using methods that take into account the revealed regularity of their attitude to ethnic culture are proposed.

Текст научной работы на тему «Этническая культура как фактор развития творческого потенциала обучающихся»

Этническая культура как фактор развития творческого потенциала обучающихся

Амерханова Гульнара Шаарановна,

старший преподаватель кафедры «Общетехнические дисциплины» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», Грозный, РФ E-mail: galateya1979@list.ru

Мусханова Исита Вахидовна,

доктор педагогических наук, профессор, директор института филологии, истории и права ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», Грозный, РФ

В статье рассматриваются вопросы развития творческого потенциала обучающихся средствами этнической культуры. Представлены специфические особенности художественного конструирования, дизайна и этнического дизайна. Выявлен трехступенчатый характер отношения обучающихся к этнической культуре и этническому дизайну: внимание к внешней привлекательности, познавательный интерес и развитие способности проектировать и создавать изделия в соответствии с критериями этнического дизайна в контексте современных вызовов. Предложены технологии разработки и реализации обучающимися социальных проектов по методикам, учитывающим выявленную закономерность их отношения к этнической культуре.

Ключевые слова: проект, социальный проект, дизайн, этноди-зайн, технологии этнодизайна, этническая культура

В концепции модернизации российского образования способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования. Соответственно в системе образования становятся актуальными технологии проектной деятельности, которые еще в школьный период могут стать одним из факторов развития социальной активности учащихся, а также в дальнейшем помогут обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда.

Само понятие дизайн используется для обозначения различных видов проектировочной деятельности, имеющих целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды [3]. Из этого определения видно, что продуктивность дизайна зависит не только от процедур проектной технологии, но и от условий принятия учащимися проектных заданий и предметной этнокультурной среды, в которой они находятся в данное время. Соответственно социальные проекты, имеющие целью формирование эстетических и функциональных качеств этнокультурной предметной среды, можно назвать этнодизайном. Этнодизайн способствует мотивации учащихся в выборе тематики проектов, в художественном и функциональном их оформлении. Результаты социальных проектов могут стать одним из новых компонентов этнической культуры.

Такое предположение подтверждается также результатами ряда научных исследований. Так исследования Д.И. Фельдштейна привели к такой закономерности подросткового возраста как сенси-тивность к социальным ценностям и их активному усвоению и идентификации с ними. В связи с этим он считает более продуктивной организацию таких форм жизнедеятельности подростков, которые «обеспечивают каждому возможность стать реальным субъектом социальной жизни, культуры и собственного развития» [12]. Один из основателей проектного обучения Дж. Дьюи в работе «Школы будущего» указывает, что ребенок лучше развивается среди практических, социально-культурных видов деятельности, поскольку он сам прилагает найденные знания и способы деятельности к важному делу [5]. Эти его мысли поддерживает Дж. Брунер, который считал, что открываемые новые мысли учащихся по изучаемым знаниям, большей своей частью они получают от той культуры, в которой рождаются и существуют [2, с. 9]. Выдающийся психолог Э. Эриксон утверждает, что «в какой бы культуре не воспитывали де-

сз о со "О

1=1 а

—i

о

сз т; о m о от

з

ы о со

тей, они воспринимают и усваивают обычаи, нравы и образу жизни родной культуры и отождествляет себя с ней» [13]. При этом он считает, что развитие личной идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя идентифицируют.

Такая закономерность выявлена и в ряде исследований, проведенных исследователями в многонациональной социальной среде Северокавказских республик. Так в исследовании М.А. Савзихановой установлена закономерная последовательность этнокультурного, межкультурного и общечеловеческого компонентов в этнической идентификации, а также механизмы формирования народного патриотизма как элемента самосознания подростков. При этом глубина осознания и уровень сформированности народного патриотизма поставлены в зависимость от включенности подростков в социальные проекты со сравнительным анализом культурных различий [9, с. 14]. Она обосновала целесообразность проектирования и реализации управления в подростковых группах аналогично традициям социальных событий, сложившихся в их социокультурной жизни. В исследовании Г.Ш. Пулатовой выявлены специфические особенности проектирования социальных проектов подростками в Северокавказском регионе: ролевое ответственное поведение, социальное закаливание характера и поведения, возможность самопрезентации как представителя культуры своего народа [6, с. 14].

Известны также научные поиски (Э.А. Абиева, Е.А. Ермолаева, О.В. Муромцева, и др.) по выявлению и обоснованию эффективности социальных проектов по технологиям артпедагогики. Актуальность использования таких проектов связана с тем, что они выполняются синтезом научных знаний, народного искусства и педагогики, дополняя новую специфическую направленность проектов на развитие этнической культуры. Сочетание в проектной деятельности этнокультурных традиционных ценностей и технологий современного дизайна предлагают этнофутуристы [11].

Таким образом, можно утверждать, что во многих фундаментальных исследованиях обоснована актуальность использования этнодизайна в социальных проектах. Особенно актуальны такие технологии в национальных окраинах России, в которых этническая культура малочисленных народов оказалась в условиях потери своей значимости для молодежи. Все указанные аспекты развития проектного обучения в национальных окраинах России указывают на актуальность использования в школах социальных этнокультурных проектов.

Наши научные изыскания показывают, что таким образом можно с учащимися общеобразовательных школ разрабатывать социальные проекты на основе этнического дизайна, выражающего о ментальную характеристику этнической культуры.

При этом необходимо учитывать специфику эт-еЗ нодизайна и отношение современной молодежи Ц к нему.

Специалисты считают, что у каждого народа в традиционной жизни и культуре используются свои уникальные средства, которые встречаются лишь единично в авторских проектах, художественный и этнический дизайн, отличаются только способами реализации [8, с. 348]. Соответственно началом включения учащихся в разработку и реализацию этнокультурных проектов должно стать изучение специфики этнической культуры. Но с позиций современных критериев дизайна как художественного конструирования культуры, многие предметы традиционного уклада жизни народов, также созданные по народным критериям, не принято отнести к области дизайна.

Но объективно каждый материально-бытовой предмет имеет свою конкретную функцию, соответствующую реальным условиям жизни людей в разные исторические периоды. Они передают жизненный, творческий, культурный и эргономический потенциал ментальности народа. Многие из них имеют следы художественного или символического оформления. Эту область дизайна условно называют «стихийным дизайном». Ведь нельзя отрицать, что все они создавались, хотя и спонтанными и примитивными технологиями, отражали эстетические и ценностные представления каждого народа о мире и своей жизни. С позиций «стихийного дизайна» эти изделия представляют довольно значительный интерес к специфике функций и форм, обработки природных или созданных человеком материалов, вариативности и пластичности решений. «Стихийный дизайн» действительно отличается от профессионального дизайна тем, что в нем отсутствует предварительное изучение, специальное моделирование и перспективное функционирование вещи [3]. Конкретно к ним можно отнести изделия из дерева (мебель, корзины, интерьеры), керамики (посуда, сосуды для хранения продуктов, дренажные трубы), металла (кирки, ножи, лопаты, кинжалы и другое оружие), кожи (обувь, ремни, сбруи лошадей, сумки и др.) и другие материалы, используемые в традиционном рукоделии. В другой позиции искусствоведов, если на таких изделиях есть орнаменты, рисунки, если они отличаются зооморфными или антропоморфными формами, то они считаются произведениями искусства, отражающими специфические способы мировосприятия народов.

Какие бы позиции оценки произведений эт-нодизайна не были, их организованное изучение в учебных проектах и создание новых образцов народной культуры, помогут раскрыть глубинные закономерности эстетического сознания отдельных, особенно малочисленных народов. Многие малочисленные народы не имеют письменности, в связи с чем предметы и технологии стихийного дизайна остаются единственным средством сохранения традиционной народной культуры и демонстрации творческих возможностей. В естественных условиях эти специфические технологии стихийного дизайна складывались в довольно продолжитель-

ное время, а в организованной проектной деятельности учащихся в современных условиях этот путь можно значительно сократить, да еще с выявлением и объяснением причин возникновения и сохранения народных традиций.

В связи с наблюдающимся увлечением молодежи средствами, технологиями и ценностями массовой культуры можно было допустить, что внимание молодежи к продуктам этнической культуры и этнодизайна значительно ослабевает, что снижает уровень идентичности молодежи со своим народом. Для обоснования такого предположение было проведено массовое обследование отношений молодежи к этнической культуре и этнодизай-ну. Для этого было проведено тестирование, в котором основными критериями отношений были определены: осведомленность о проектной деятельности, привлекательность, познавательность, дизайнерское оформление, характер труда, влияние на креативное развитие человека. Результаты показали, что только 45,5% школьников осознает роль этнопроектов в развитии этнокультуры и собственных технических умений проектирования. Этнопроекты в технической сфере поддерживает 37,9%, в сельскохозяйственной деятельности -48,3% и в бытовой сфере - 50,1% школьников. Так результаты тестирования позволили выявить трехступенчатый характер отношений школьников к потенциалу этнопроектов: внешняя привлекательность, познавательный интерес и развитие умений конструирования.

В соответствии с выявленной закономерностью были разработаны и методики социальных проектов для учащихся. Методики предусматривали демонстрацию образцовых фольклорных произведений и экспонатов художественных промыслов, наиболее распространенных в республиках Северного Кавказа. Учащимся 7-9-х классов в школах с многонациональным их составом были предложены: кубачинский орнамент, макет ручного ковра, балхарские кувшины, чеченский женский костюм, оружейное мастерство чеченцев, сервировка обеденного стола, интерьер дома и домашняя утварь. После внимательного осмотра участники на ответных листах указывали свою этническую идентичность (к какому народу они относят себя) и высказывают свое мнение о выделенных выше признаках артефактов этнической культуры и приемах этнодизайна в их художественном оформлении. Анализ результатов такой методики позволил определить степень приверженности подростков этническим культурным ценностям, своей идентификации с ними и возможностями развития этнической культуры через этнопроекты. Тем самым специфика отношений подростков к проектной деятельности, выявленная в ходе массового тестирования, дополнялась их отношениями и познаниями в области этнодизайна.

Познавательная часть программы включала следующие учебные темы: дизайн-проект как художественно-практическая деятельность, дизайн в народном декоративно-прикладном ис-

кусстве, методика работы над индивидуальным и групповым дизайн-проектом и работа над проектом по технологиям этнодизайна. Каждая тема раскрывалась в интерактивной диалоговой социальной среде с участием представителей разных народов, мальчиков и девочек.

Такая работа позволила настроить учащихся на серьезное и ответственное отношение к эт-нопроектам и решимость испытать свои творческие возможности в разработке и художественном оформлении своих этнопроектов. В программе предложены два вида проектов, эффективность которых предполагалось выявить и обосновать в эксперименте. Первый вид проектов, которые мы назвали вербально-смысловыми, включал: этнокультурное образование, школа для бесписьменных народов, народная кулинарная книга, национальный костюм и его дизайн, интерьер жилища этноса, национально-культурный центр, мастерская художественных изделий, сказочный герой моего народа, народные средства здорового образа жизни, обыденное право моего народа, принципы добрососедства, гостеприимство у моего народа и др. В них школьники выражали собственные представления о связи современных социальных событий с нормами традиционного уклада жизни народов, регулировавшими социальные отношения и выдержавшими вековые испытания.

Второй вид включал материальные проекты, с использованием приемов этнического дизайна в трансформации изделий, имеющих различные функционального назначение в быту и социальной жизни народа. В них от учащихся требовалось: вылепить, вырезать, расписать, плести, вышить, инкрустировать, вязать, сделать аппликацию, выдумать, предложить новую модель изделий декоративно-прикладного искусства. Они были связаны с распространенными у народов Северного Кавказа художественными промыслами, в которых требовалось осваивать специфичные приемы изготовления изделий бытового назначения. Содержательно программа включает следующие учебные темы: дизайн-проект как художественно-практическая деятельность, дизайн в народном декоративно-прикладном искусстве, методика работы над индивидуальным и групповым дизайн-проектом и работа над проектом по технологиям этнодизайна.

Сравнительный анализ результатов показали, что при целенаправленном включении учащихся в разработку и реализацию социальных проектов с использованием способов этнодизайна позволяет развивать у них ряд специфических умений художественного конструирования, ориентированных на запросы развития этнокультуры в современных условиях жесткого давления глобальной культуры.

- использование вариативных технологий проекта в зависимости от функциональной и эстетической значимости для развития культуры и запросов рынка, которые позволяют привести к развитию гибкости мысли;

сз о со "О

1=1 а

—i

о

сз т; о т о от

з

и о со

о с

о

— ориентация проекта на разные цели в групповых проектах, позволяющие создавать условия дифференциации целого, распределения функций, проявления ответственности каждого, командной работы над одним проектом;

— включение в технологическую реконструкцию артефактов этнической культуры со свободой выбора материала, технологических решений и потребительских запросов, в которых учащиеся демонстрируют свои творческие возможности в развитии этнической культуры.

— проектирование с «вложенным решением», в котором задается требование клиента к функциональному назначению изделия, а материалы, форму, композицию, цветовое решение представляются в форме свободы выбора, в которых отражаются возможности совмещения этнической и массовой культуры;

— технология «опережающее отражение», в котором прогнозируются вероятные варианты реконструкции искомого изделия в зависимости от запросов потребителей, которая развивают способность к прогнозированию социального развития.

— технология рукоделия и народно-художественных промыслов специфичные для каждого народа, помогающие формировать этническую идентичность учащихся.

Мониторинг и анализ результатов эксперимента, проведенные по адекватным критериям, включающим: наличие перспективной идеи, выделение ментальных особенностей народа, функциональное назначение, доступность материалов, простота и воспроизводимость технологий, целесообразность и рациональность использованных приемов, эстетичность оформления и самовыражение авторов, позволили выявить, что включение учащихся в социальные проекты с использованием способов этнического дизайна, способствует стимулированию и поддержке познавательного интереса и стремления к сохранению и развитию этнической культуры.

Литература

1. Абиева Э.А. Программа арттерапии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// makhachkalapro42. dagschool. com/programmi. php (дата обращения: 20.09.2019).

2. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации // Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1977. — C. 413с.

3. Дизайн как проектная творческая деятельность [Электронный ресурс] — Режим доступа: // http://www.stroitelstvo-new.ru/art-design/ tvorcheskaya-dejatelnost.shtml (дата обращения: 01. 12. 2019.09.).

4. Дизайн // Большой Энциклопедический словарь. М.: БРЭСПБ: Норинт, 2001. — C. 356.

5. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего. [электронный ресурс]. — Режим доступа: jorigami.narod. ru/ PPcorner/Classics/ .../ Dewey _ Schools_of_ Future.htm

6. Ермолаева М.Б. Традиции народного искусства в процессе обучения основам дизайна // Педагогика искусства, 2011, № 4. - С. 1-10

7. Муромцева О.В. Использование артпедагоги-ки в учебном процессе школы // Научный электронный архив. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/6408 (дата обращения: 18.09.2019).

8. Савельева И.Н. Имидж современного дизайна и пути его формирования на основе этноди-зайна. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://imageology.ru/content/ view/38/1/(Дата обращения 22.08.2017).

9. Савзиханова М.А. Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации: Дис. ... канд. пед. наук. -Махачкала: ДГУ, 2007. - С. 155.

10. Пулатова Г.Ш. Педагогическок управление вм-ногонациональных детских объединениях: Ав-тореф. дис. . канд. пед. наук. - Махачкала: ДГПУ,2004. - С. 22.

11. Уколова М.С. Феномен этнофутуризм в современной культуре: Дис. канд. филос. наук. - Казань, 2009. - С. 183.

12. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.vooppsy.ru/ issues/19831831/831033.htm (дата обращения: 23.09.2019).

13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - С. 344.

ethnic culture as a factor in the

development of students' creative potential

Amerkhanova G.S.,

FSBEI of HE «Chechen State Pedagogical University» Muskhanova I.V.,

FSBEI of HE "Chechen StatePedagogical University"

The article deals with the development of students ' creative potential by means of ethnic culture. Specific features of artistic design, design and ethnic design are presented. The three-stage nature of students ' attitude to ethnic culture and ethnic design is revealed: attention to external attractiveness, cognitive interest and development of the ability to design and create products in accordance with the criteria of ethnic design in the context of modern challenges. Technologies for the development and implementation of social projects by students using methods that take into account the revealed regularity of their attitude to ethnic culture are proposed.

Key words: project, social project, design, ethnodesign, ethnode-sign technologies, ethnic culture

References

1. Abiyev E.A. Art Therapy Program [Electronic resource]. - Access mode: http: // makhachkalapro42. dagschool. com / pro-grammi.php (accessed date: 09/20/2019).

2. Bruner J. Psychology of knowledge. Outside of direct information // Per. from English - M .: Progress, 1977. - P. 413s.

3. Design as a project creative activity [Electronic resource] -Access mode: // http://www.stroitelstvo-new.ru/art-design/ tvorcheskaya-dejatelnost.shtml (accessed: 01. 12. 2019.09.).

4. Design // Big Encyclopedic Dictionary. M .: BRESPB: Norint, 2001. - P. 356.

5. Dewey J., Dewey E. School of the Future. [electronic resource]. - Access mode: jorigami.narod.ru/ PPcorner / Classics / ... / Dewey _ Schools_of_Future.htm

6. Ermolaeva M.B. Traditions of folk art in the process of teaching the basics of design // Pedagogy of art, 2011, No. 4. - P. 1-10

7. Muromtseva OV The use of art pedagogy in the educational process of the school // Scientific electronic archive. [Electronic resource]. - Access mode: http://econf.rae.ru/article/6408 (accessed: 09/18/2019).

8. Savelyeva I.N. The image of modern design and the ways of its formation on the basis of ethnic design. [Electronic resource] -Access mode: http://imageology.ru/content/ view / 38/1 / (Date of access 08.22.2017).

9. Savzikhanova M.A. National-patriotic education of students in intercultural communication: Dis. ... cand. ped sciences. -Makhachkala: DGU, 2007. - P. 155.

10. Pulatova G.Sh. Pedagogical management in multinational children's associations: Author. dis. ... cand. ped sciences. -Makhachkala: DSPU, 2004. - P. 22.

11. Ukolova M.S. The phenomenon of ethnofuturism in modern culture: Dis. Cand. Philos. sciences. - Kazan, 2009. - P. 183.

12. Feldstein D.I. Psychological aspects of studying a modern teenager. [Electronic resource] - Access mode: www.vooppsy.ru/is-sues/19831831/831033.htm (accessed: 09/23/2019).

13. Erickson E. Identity: youth and crisis: Per. from English / Total ed. and foreword. Tolstykh A.V. - M .: Publishing group "Progress", 1996. - P. 344.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.