Научная статья на тему 'Тенденции развития поликультурных контактов молодежи в СевероКавказском регионе'

Тенденции развития поликультурных контактов молодежи в СевероКавказском регионе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ / ВНУТРЕННЯЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хаджиев С.М., Ибрагимова Л.В., Байсаров А.Х.

В статье характеризуются специфические особенности отношений современной молодежи к значимости межкультурных контактов и этнокультурной идентичности. Статья является обобщением результатов социологического исследования, проведенного среди учащихся старших классов в северокавказских республиках. На основе сопоставительного анализа различных научных позиций в основе исследования использовано положение о первичности ценностей этнической культуры в межкультурных контактах молодежи. Основными исследовательскими методами были выбраны тестирование, полевые наблюдения и выборочные беседы. Анализ результатов показал, что межкультурные контакты еще не стали предметом особого внимания во взаимоотношениях современных школьников в регионах с сохранением традиционных культур и социального уклада жизни. Научная оценка результатов позволила определить тенденцией развития поликультурных контактов реализацию интерактивной концепции на основе диалога базовой культурной идентичности, культурных различий и внутренней культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития поликультурных контактов молодежи в СевероКавказском регионе»

Тенденции развития поликультурных контактов молодежи в Северокавказском регионе

Хаджиев Сайдхасан Магомедович

кандидат педагогических наук, доцент, Чеченский институт повышения квалификации работников образования, khadzhiev.76@mail.ru

Ибрагимова Луиза Вахаевна

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой «Общетехнические дисциплины», Чеченский государственный педагогический университет, luizibragimova@gmail.com

Байсаров Аюбхан Хусаинович

соискатель, заместитель директора по научно-методической работе муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» г. Грозного, aubhan@mail.ru

В статье характеризуются специфические особенности отношений современной молодежи к значимости межкультурных контактов и этнокультурной идентичности. Статья является обобщением результатов социологического исследования, проведенного среди учащихся старших классов в северокавказских республиках. На основе сопоставительного анализа различных научных позиций в основе исследования использовано положение о первичности ценностей этнической культуры в межкультурных контактах молодежи. Основными исследовательскими методами были выбраны тестирование, полевые наблюдения и выборочные беседы. Анализ результатов показал, что межкультурные контакты еще не стали предметом особого внимания во взаимоотношениях современных школьников в регионах с сохранением традиционных культур и социального уклада жизни. Научная оценка результатов позволила определить тенденцией развития поликультурных контактов реализацию интерактивной концепции на основе диалога базовой культурной идентичности, культурных различий и внутренней культуры личности.

Ключевые слова: культурная идентичность, поликультурные контакты, внутренняя культура личности, культурные различия, поликультурная компетентность

Введение. Поликультурный подход становится одним из продуктивных средств поиска решения проблем межнациональных и межкультурных контактов молодежи в многонациональных регионах мира через гармонизацию отношений представителей различных цивилизаций и культур. Интерес к межкультурным контактам сегодня обусловлен расширением международного сотрудничества, доступностью информации о разных культурах в сети Интернет, возрождением национального сознания этнических и субкультурных сообществ, их стремлением к отстаиванию своих прав в регионах с поликультурным составом населения.

Этот процесс можно считать закономерным в развитии демократических институтов в обществе. Но в научном сообществе еще сохраняются разные позиции в оценке роли поликультурной компетентности молодежи. Одни считают, что, отождествляя себя с той или иной субкультурой, молодые люди совершают первый сознательный шаг к своей настоящей роли в обществе, стремятся выработать собственный взгляд на мир, достичь полноты личностного самовыражения. С таких позиций молодежные субкультуры и межкультурные диалоги даже считают лабораториями для социального творчества [Диалог, 2009].

Межкультурные контакты также понимают и как создание в обществе условий, обеспечивающих молодежи стимулы и возможность выдвигать и реализовать новые инициативы в соответствии с собственными жизненными планами [Демократия, 2003, с.214]. При этом поликультурная компетентность молодежи связывается как с общечеловеческими, так и с этническими культурными ценностями, но при этом еще недооценивается роль развития внутренней культуры личности. Такую закономерность выявил известный немецкий педагог А.Дистервег. Он считал, что «воспитание отдельного человека должно следовать законам, установленным для воспитания всех людей в зависимости от общечеловеческой природы, а также считаться с требованиями, обусловленными местом его проживания и временем» [Дистервег, с.436].

Тенденцией межкультурных контактов молодежи в последнее время становится нахождение в условиях выбора стиля поведения под усиливаю-

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

о с

СП ^

о

сч

01 г

щим влиянием массовой глобальной культуры как внешней движущей силы, принудительно трансформирующей ее внутреннюю культуру. Тогда конечной целью многокультурной компетентности молодежи становится отвлеченный образ «человека культуры мира». При этом считается, что сетевая интерактивность и массовая культура становятся инструментами социального контроля над мыслями и жизненными ориентирами и предпочтениями человека [Луков, 2006], чего лишены традиционные культурные ценности.

В таких условиях возникают опасения о том, что межкультурные контакты как конгломерат разных субкультур, может привести к многокультурной идентичности, как категории, противоположной этнокультурной идентичности [Дмитриев, 1999] как изначальной сущностной характеристики любого человека. К тому же внутренняя культура человека, как утверждала К.Хорни, может выражаться в уступчивом, отстраненном или враждебном стиле взаимодействия с представителями иных культур [Homey,1945] .

Есть еще одна позиция, в которой подвергается сомнению правомерность самих общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, как механизмов подавления творческих возможностей и стремлений человека. В этой связи Ф.Ницше утверждает, что «ценность нравственной истины должна быть однажды экспериментально поставлена под вопрос» [Ницше, 1990]. По его мнению, общие для всех нравственные ценности ограничивают творческие возможности человека.

Такую личность А. Маслоу назвал самоактуализирующейся, старающейся «достичь вершины своего потенциала». Критериями воспитанности таких людей он определил ориентацию на неизведанные пути, естественность поведения, центрированность на проблемах, независимость мнений от культуры и окружения, сопротивляемость культивированию [Маслоу, а494].

Такую же категоричную позицию занимают представители гуманной психологии и педагогики, которые главной целью считают самореализацию, ориентацию на лучшие качества личности, а не приобщение ее к культурным нормам и требованиям [Шадриков, 1993, с. 23].

Центристской позицией можно считать теорию и технологии диалога культур, в котором разные культуры признаются равнозначными. Фундаментальной основой таких диалогов считается наличие базовой культурной идентичности, которая и должна обеспечивать способность молодежи достойно презентовать и защищать культуру своего народа и объективно оценивать позиции культур иных народов [Нюдюрмагомедов, 2012]. Такая позиция основана на том, что ребенок, пребывая в семье, социально-культурной среде своего этноса изначально приобщается к нормам традиционной жизни, на основе которого возникает этнокультурная идентичность, на которую он опирается в межличностной и межкультурной коммуникации. Соответственно в поликультурном воспитании необходимо, в первую очередь, выявить характер

и состояние этой изначальной базовой идентичности детей.

Постановка задачи. Проведенный теоретический анализ различных научных позиций показывает, что успех поликультурного диалога зависит как от культурных различий, так и от характера внутренней культуры участников диалога и их отношений к межкультурным контактам. При этом внутренняя культура молодежи постоянно находится под перекрестным влиянием духовно-нравственных ценностей общечеловеческой, этнической и массовой культуры. Даже в одной культурной группе у разных представителей могут быть разные позиции в зависимости от своей внутренней культуры. Однако ее специфика в разных регионах в зависимости от характера межкультурных контактов пока не стала предметом специального изучения.

Методики исследования. В целях выявления и оценки степени влияния традиционной культуры и поликультурной среды на формирование поликультурной компетентности молодежи проведено массовое исследование отношений старшеклассников к поликультурным диалогам в северокавказских республиках. Исследование является совместным проектом Дагестанского государственного педагогического института и Чеченского института повышения квалификации педагогических кадров. Основными исследовательскими методами были выбраны тестирование, полевые наблюдения, выборочные беседы и интерактивные технологии в поликультурных диалогах.

Для выявления отношений школьников к поликультурному воспитанию одним из основных методов был разработан тест. В исследовательский тест были включены шесть областей культуры (массовая культура и образование, этническая культура, социальные отношения, воспитание, внутренняя культура и поликультурная среда). Каждая из этих областей была представлена по пяти характерным признакам проявления. При выборе варианта отношений респонденты должны были придерживаться предпочтения ценностей мировой культуры, этнической культуры или межкультурного диалога. Таким образом, в тесте оказались тридцать вариативных вопросов. Свой выбор респонденты должны были выразить на трех уровнях отношений: не допускает, возможно, уверен в этом. Репрезентативность теста была установлена в ходе его апробации в базовой школе № 60 г. Грозного Чеченской Республики.

На следующем этапе на основе статистической оценки был определен объем выборки, равный 784 респондентам для массового тестирования. При таком объеме выборки респондентов допустимая погрешность в отношениях молодежи к поликультурным контактам не должно превышать 3,5%. Репрезентативность выборки определена в аспекте привлечения респондентов из городских, сельских и поселковых школ. В состав выборки были привлечены представители более восемнадцати народов и этнических групп. В разных республиках учитывалась поликультурная среда с

непосредственным диалогом представителей разных культур, с имитацией диалога культурных различий и диалога с массовой культурой через средства массовой коммуникации и Интернет-ресурсы. Кроме того в содержании теста учитывались пять вариантов проявления отношений молодежи к каждой из выделенных областей культуры.

Результаты. На этой выборке проведено массовое тестирование учащихся 9-11 классов в Республике Дагестан, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Чеченской республике. Результаты массового тестирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Отношение учащихся Северокавказского региона к поликультурным контактам (Всего респондентов 784, показатели даны в %)

"^.^арзктер отно-

шений Облзсти Не допускзю Возможно Уверен

культуры

Массовая культура и образование 27,7 58,6 13,7

Социальные отношения 27,6 54,3 18,1

Этническая культура 32,7 56,6 10,7

Воспитание 14,3 59,5 26,2

Внутренняя культура 25,7 56,7 17,6

Поликультурная среда 28,7 50,6 20,7

Итого 26,1 56,1 17,8

Первые признаки специфики культурной среды региона выявились еще при анализе национального состава респондентов. Так выявлено, что культурная среда в разных республиках была представлена в разных соотношениях. В республике Дагестан в любой выборке оказывались представители не менее 12 этнокультур коренных народов, в Кабардино-Балкарии - представители пяти народов, в Чеченской Республике выявлены представители четырех культур народов России и в Карачаево-Черкесии - представители 3 разных культур. При этом кроме Республики Дагестан в других республиках основной состав учащихся состоял из коренных народов, а представителей иных культур было всего несколько человек. Получилось так, что в реальном состоянии во многих республиках не возникает поликультурная среда для непосредственного диалога представителей разных культур.

Базовая культурная идентичность молодежи в межкультурных контактах. Анализ результатов тестирования подтвердил наше предположение о важности изначальной базовой культурной идентичности молодежи в межкультурных контактах. Так из шести областей культуры предпочтение межкультурным контактам учащиеся отдали области воспитания (26,2%), а возможность поликультурных контактов в этнической культуре допускают всего 10,7% респондентов. Это можно объяснить тем, что уже к старшим классам в республиках Северного Кавказа с сохранившимися нормами традиционной культуры в социальной среде утверждается этническая идентичность, и

они стараются сохранять эти традиции. Но такая тенденция наблюдается преимущественно у сельской молодежи. Это видно еще из того, что учебный процесс школы и массовая культура, влияние которых реализует образование, получили также низкие показатели в предпочтениях школьников (13,7%). Низкий показатель предпочтения межкультурного взаимодействия (20,7%) объясняется тем, что в культурном составе протестированных в основном были представлены коренные народы республик. Такое состояние можно рассматривать как в позитивном, так и в негативном аспектах. Укрепление базовой этнокультурной идентичности может привести к изоляции молодежи в области этнической культуры и этноцентристской позиции в оценке иных культур, что будет мешать объективным межкультурным контактам. Но межкультурные контакты требуют наличия базовой культурной идентичности, как сущностной характеристики любого человека. В межкультурных контактах культурные различия становятся движущими силами диалогов. К тому же, если не будет культурных различий, то диалоги могут лишиться своих механизмов интерактивности. Соответственно сложившаяся в настоящее время тенденция сохранения и развития у молодежи базовой культурной идентичности является серьезным основанием продуктивности межкультурных контактов, в ходе которых можно формировать поликультурную компетентность и взаимопонимание. Результаты исследования показали, что у большей части современной молодежи в социально-культурной среде формируется этнокультурная идентичность, что благоприятствует межкультурным контактам.

Тенденции взаимодействия базовой культурной идентичности с более распространенными культурами. Анализ результатов тестирования и полевых материалов, собранных в ходе наблюдений и бесед с родителями по отдельным аспектам влияния культуры на позиции школьников показал, что на межкультурные контакты молодежи в Северокавказских республиках влияют разные факторы. Так, 45,1% старшеклассников самым действенным фактором считают воспитание, а педагогический процесс в школах считают интерактивным фактором поликультурных контактов только 29,3% респондентов. Такое противоречие можно объяснить тем, что воспитание они понимают как влияние семьи и социально-культурной среды, основанной на народных традициях с четко выделенными культурными различиями. В педагогическом процессе школы, построенном на ценностях массовой и мировой культуры, такие различия как бы сглажены. Такая тенденция явно видна в отношениях молодежи малочисленных бесписьменных народов к межкультурным контактам. Ценности культуры этих этносов сохранились только в нормах традиционного образа жизни и устном народном творчестве. Проживая в сельской местности, в непосредственные контакты с представителями иных народов они не вступают. В школах они свои традиции и культуру не изучают. Обучение идет на русском языке и как родной

о о и и т

г

т

О т э т Д А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

о с

СП ^

о

сч

01 г

язык изучают более распространенный язык другого, более многочисленного народа. Полевые материалы подтверждают, что интеллигенция этих народов ищет разные способы сохранения их культуры, одним из которых являются межкультурные контакты. Единственным средством межкультурных контактов для них остается массовая культура через Интернет ресурсы и средства массовой коммуникации. Ценности их культуры можно сделать предметом межкультурных диалогов только через непосредственное наблюдение традиционного уклада жизни или посредством аудио и видеозаписей социальных событий. Продуктивность таких межкультурных диалогов пока выявлена только в экспериментальных условиях, но они еще не распространены в массовой практике. В существующей системе образования им внушают, что культура и традиции горских народов одинаковы, и нужно формировать национальную культуру республики, а культурные различия противоречат такой установке. Полевые материалы подтверждают, что интеллигенция ищет разные способы сохранения их культуры, одним из которых являются межкультурные контакты.

Специфичным для молодежи северокавказских республик можно считать и то, что среди молодежи в республиках Северного Кавказа почти не выделяются традиционные для западных стран и России молодежные субкультуры. Характерными для молодежи в этих республиках являются группы здорового образа жизни, представители традиционного Ислама (мюриды), радикальные религиозные группы и группы, склонные к общению в социальных сетях. Молодежь в таких группах, как правило, подчиняются установленным общим правилам, которые не допускают культурные различия и проявление собственной инициативы в межкультурных диалогах. Так в самой распространенной в Северокавказских республиках мусульманской религиозной культуре не принято различать национальную принадлежность и культурные различия. Религиозная культура, оказывая сильное нравственное влияние на сознание и отношения молодежи, также ограничивает возможности межкультурных контактов. Хотя своей изначальной основой религиозных групп является Ислам, разные группы придерживаются разных течений в Исламе. Общая основа могла бы их привести к пониманию друг друга, но пока не наблюдается диалог культурных различий.

Такое явление в регионах с традиционными нормами социальной жизни людей также вызывает опасения. Объяснением такому явлению можно привести как принимаемые на государственном уровне документы о постепенном сокращении в образовательных стандартах национального компонента образования, усиление влияния религии, а также снижение влияния на молодежь национальных традиций в городах.

Анализ результатов по содержанию отдельных признаков межкультурных контактов позволил выявить аспекты с самим низким рейтингом у старшеклассников. Так только 35,7% опрошенных

школьников согласились с тем, что национальная культура включает в себя культуру разных этносов, и она помогает понимать и объяснять культурные различия. В то же время утверждение о том, что детская культура народов Северного Кавказа похожа на культуру детей всего мира поддержали также 35,7% из них, что также говорит не в пользу культурных различий. Роль межкультурных диалогов в презентации этнокультурной идентичности и понимании культурных различий также не получила должного внимания в отношениях старшеклассников.

Сравнительный анализ всех предпочтений школьников старших классов показывает, что межкультурные контакты еще не стали предметом особого внимания во взаимоотношениях современных школьников в регионах с сохранением традиционных культур и социального уклада жизни. Но одновременно с этим наблюдается снижение интереса молодежи к своей этнической культуре и культурным различиям, которые они могли бы презентовать и отстаивать в контактах с представителями иных культур. Причиной этому можно считать современные технологии массовой, легко доступной и навязчивой массовой культуры.

Зависимость межкультурных контактов от характера поликультурной среды. Анализ результатов по отдельным республикам позволил подтвердить наше предположение о том, межкультурные контакты обусловлены национальным составом коренных народов этих республик. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Отношение учащихся к поликультурным контактам по рес-

Характер отношений о Массовая Этническая культура, Поликультурная

Социальная среда \ о культура социальные отношения среда

Республика Дагестан 152 25,1 50,6 24,3

Республика Ингушетия 122 38,5 40,2 21,3

Республика Кабардино-Балкария 125 36,8 39,2 24,0

Республика Карачаево-Черкесия 154 40,9 42,9 16,2

Чеченская 231 29,0 51,5 19,5

республика

Итого 784 39,2 39,7 21,1

Сравнение результатов в таблице показывает, что на всей выборке межкультурные контакты поддерживают 21,1% респондентов. При этом в области массовой культуры за такие контакты выступают 39,2%, субкультуры такие контакты поддерживают 39, 7%, а в многокультурной среде их всего 21,1 % респондентов. Эти результаты подтверждают реальное состояние воспитательной среды, в которой едва заметны признаки и механизмы межкультурных контактов, поскольку в ней в основном находятся коренные народы республик и единичные представители иных народов.

Если рассмотреть результаты по специфике отдельных республик, то получается так. В Чеченской и Ингушской республиках, которые представлены почти монокультурным составом учащихся, уверенно поддерживают этнические культуры 51,5%. В республиках Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, в которых объединены два основных коренных народа и единичные представители иных народов, предпочтение этническим культурам отдали около 40% старшеклассников. Своей оригинальной спецификой отличается республика Дагестан, где проживает более тридцати разных коренных народов и этнических групп. Результаты исследования показали, что уверенно поддерживают межкультурные контакты 24,3%, а этнические культуры считают значимыми только 25,1%. Возможность вести обучение на родном языке своего народа в городских школах Республики Дагестан допускают только 35,7% опрошенных, в Чеченской республике такое мнение уверенно поддерживает 77,1%, а в Карачаево-Черкесии - более 50, 3% старшеклассников.

В Республике Дагестан предпочтения оказались на стороне следующих признаков: уважение других культур, идентичность для общения с другими народами, достоинство в общечеловеческой культуре, школа для общекультурного развития. В то же время учащиеся Чеченской и Карачаево-Черкеской республик отдают предпочтения: культуре своего народа, этнической идентичности, приобщению к этнической культуре, воспитанию народного патриотизма, семейным и религиозным традициям.

Такие контрасты можно объяснить социальными условиями этих республик. В Дагестане мирно проживают многие народы, и исторически сложилась межкультурная среда и даже спонтанно происходит межкультурная коммуникация и утверждается такая идентичность как дагестанец. А в других республиках в иных культурах и межкультурном взаимодействии нет особой необходимости в таком подходе к межкультурным контактам. В Дагестане в поликультурном воспитании можно организовать диалоги с реальными представителями разных этносов, а в других республиках поликультурные контакты часто приходится имитировать в розыгрыше социальных событий и демонстрации значимости культурных ценностей. Такие результаты можно объяснить тем, что отношения школьников к межкультурным контактам обусловлены спецификой межкультурной среды в разных республиках.

Такое состояние ограниченности возможностей межкультурных контактов потребовало разработки разных стратегий организации межкультурных диалогов: на уровне знакомства с ценностями иных культур, имитации культурных норм разных народов и диалоги в реальной многокульурной среде.

Выводы. Значимость результатов социологического исследования состоит в том, что для взаимодействия культур необходим диалог в их несовпадающей, различной, даже противоречивой

части ценностей и способов развития культуры. Именно в этой части сосредоточены уникальные смыслы и позиции представителей разных культур, можно создать условия раскрытия, сравнения и обобщения уникальных элементов культуры, выражающих сущность и специфику жизнедеятельности и культуры этносов. Такая постановка проблемы приводит к необходимости межкультурных диалогов, движущими силами которых могут стать культурные различия и интерактивность внутренней культуры личности. Межкультурные диалоги культур в этой несовпадающей их части могут оказаться более продуктивными на пути к взаимопониманию и осознанию молодежью ценности своей и иных культур.

Обобщая специфические особенности организации поликультурных контактов молодежи в республиках Северного Кавказа, в проектируемой поликультурной системе воспитания можно выделить ряд взаимосвязанных положений:

- межкультурные контакты молодежи более продуктивно проходят в диалогах с взаимодействием представителей культурных различий на основе базовой этнической идентичности;

- культурные различия в межкультурных контактах выступают как движущие силы межкультурной коммуникации, только понимание культурных различий может привести молодежь к взаимопониманию;

- успешность поликультурных контактов обусловлена характером межкультурной среды, складывающейся в зависимости от национального состава разных республик.

Литература

1. Демократия в России и Европе: филос. Измерение. Материалы межд. конф. "Философские проблемы демократического общества", под ред. В.Н. Брюшинкина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003.

2. Диалог с молодежными субкультурами. [Электронный ресурс] URL: http://vpcgranica.ucoz.ru/news/2009-06-16-26 (дата обращения: 20.05.2018).

3. Дистервег А. (1971) Руководство к образованию немецких учителей // Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение.- с.385-446

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Дмитриев Г. Д. (1999) Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999

5. Луков В. А. Воспитание как ответ на вызовы глобализации. [Электронный ресурс] URL: http://gatchino.com/knogg/2006_002.htm (дата обращения: 20.10.2018).

6. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999

7. Ницше Ф. (1990) К генеалогии морали. [Электронный ресурс] URL: http://www.nietzsche.ru/works/main-works/genealogia/ (дата обращения: 20.10.2018).

8. Нюдюрмагомедов А.Н., Джамалова Б.Б. Диалог культур в национально ориентированном образовании // Известия ЮФУ. Педагогические науки, 2012, №6. - С.30-38

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

9. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Логос, 1993.

10.Horney K. (1945 ) Our inner conflicts. W.W. Norton, Incorporated, 1945

The trends of the development of multicultural youth contacts

in the North Caucasus region Khadzhiev S.M., Ibragimova L.V., Baisarov A.H.

Chechen institute of advanced training for educational workers,

Secondary general education school №60 The specific features of the attitude of modern youth to the importance of intercultural contacts and ethno-cultural identity are described in this article. This article is the summary of the results of the sociological study which has been conducted with high school students in the North Caucasus republics. The provision on the primary value of ethnic culture in intercultural contacts of young people has been used on the basis of a comparative analysis of various scientific positions at the heart of the study. Testing, field observations and conversations were chosen as the main research methods. The analysis of the results showed that intercultural contacts have not become the subject of special attention in the relationship between modern schoolchildren in the regions while preserving traditional cultures and the social way of life yet. The scientific evaluation of the results allowed us to determine the realization of cultural differences and the inner culture of the individual as a trend towards the development of multicultural contacts. Keywords: cultural identity, multicultural contact, internal culture of the individual, cultural differences, multicultural competence.

References

1. Democracy in Russia and Europe: Philosophy measurement. Material "The Philosophical Problems of a Democratic Society", according to Bryushinkina V.N., Kaliningrad: Publishing House in Kaliningrad State University, 2003 (In Russ.)

2. The Dialogue with youth subcultures. [Electronic resource] URL: http://vpcgranica.ucoz.ru/news/2009-06-16-26 (accessed 20.05.2018) (In Russ.)

3. Disterve. A. A. (1971) guide to the education of German teachers, Chrestomathy of the history of foreign pedagogy, M.:"Prosveschenie", p. 385-446 (In Russ.)

4. Dmitriev G.D (1999) The multicultural education. M."Narodnoe edinstvo" (In Russ.)

5. V. Lukov. Education as a response to the challenges of globalization. [Electronic resource] URL: http://gatchino.com/knogg/2006_002.htm (accessed 20.10.2018) (In Russ.)

6. Maslow A. (1999) New frontiers of human nature. M. "Smysl" (In Russ.)

7. Nietzsche, F. (1990) On the Genealogy of Morality. [Electronic resource] URL: http://www.nietzsche.ru/works/main-works/genealogia/ (accessed 20.10.2018) (In Russ.)

8. Nyudyurmagomedov A.N. (2012), Jamalova, B.B. Dialogue of culture-oriented education // Izvestia UFU. Pedagogicheskie nauki, N6.- p.30-38 (In Russ.)

9. Shadrikov V.D. (1993) Philosophy of Education and Educational Policy (In Russ.)

10. Horney K. (1945 ) Our inner conflicts. W.W. Norton, Incorporated, 1945

о

E

en ^

о

СЧ

SI

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.