Научная статья на тему 'Проектный метод преподавания гуманитарных дисциплин как актуальная образовательная технология'

Проектный метод преподавания гуманитарных дисциплин как актуальная образовательная технология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / МЕТОД ПРОЕКТА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калита С. П., Юркин И. Н.

Статья посвящена рассмотрению проектной деятельности как специальной педагогической технологии в рамках активизации учебного процесса. Авторами поднимаются проблемы рассмотрения разных аспектов проектного обучения. Раскрываются возможности применения данной педагогической технологии в контексте актуальных процессов, происходящих в современной высшей школе. Показывается сложность и комплексность проектного метода, требующего специальных качеств как обучающего, так и обучаемого, показывается важность проектного метода для реализации компетентностного подхода в образовательном процессе. Акцентируется особенность метода проектов как специфического способа стимулирования интереса студентов к решению как учебных, так и исследовательских проблем. Анализируется разные аспекты проектной обучающей технологии. Демонстрируется влияние проектного подхода на активизацию мыслительной деятельности студентов, формируя у них когнитивные, коммуникативные и общекультурные компетенции, прослеживается связь данного обучающегося метода с практикой. В процессе исследования делается вывод, что проектный метод позитивно влияет на самоактуализацию студентов, способствует осмыслению изучаемой темы и освоению необходимой информации по выбранной специальности. Показывается, что метод проектов позволяет молодому человеку экстраполировать свои проективные и коммуникативные навыки из учебной в профессиональную деятельность, что повысит адаптивность выпускника к текущей социокультурной ситуации и будет способствовать его успешному профессиональному становлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектный метод преподавания гуманитарных дисциплин как актуальная образовательная технология»

Проектный метод преподавания гуманитарных дисциплин как актуальная образовательная технология

Калита Светлана Павловна

кандидат культурологии, доцент, кафедра теории и истории культуры, Российский университет дружбы народов, sve4646@yandex.ru

Юркин Игорь Николаевич

доктор исторических наук, Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН, sve4646@yandex.ru

Статья посвящена рассмотрению проектной деятельности как специальной педагогической технологии в рамках активизации учебного процесса. Авторами поднимаются проблемы рассмотрения разных аспектов проектного обучения. Раскрываются возможности применения данной педагогической технологии в контексте актуальных процессов, происходящих в современной высшей школе. Показывается сложность и комплексность проектного метода, требующего специальных качеств как обучающего, так и обучаемого, показывается важность проектного метода для реализации компетентностного подхода в образовательном процессе. Акцентируется особенность метода проектов как специфического способа стимулирования интереса студентов к решению как учебных, так и исследовательских проблем. Анализируется разные аспекты проектной обучающей технологии. Демонстрируется влияние проектного подхода на активизацию мыслительной деятельности студентов, формируя у них когнитивные, коммуникативные и общекультурные компетенции, прослеживается связь данного обучающегося метода с практикой. В процессе исследования делается вывод, что проектный метод позитивно влияет на самоактуализацию студентов, способствует осмыслению изучаемой темы и освоению необходимой информации по выбранной специальности. Показывается, что метод проектов позволяет молодому человеку экстраполировать свои проективные и коммуникативные навыки из учебной в профессиональную деятельность, что повысит адаптивность выпускника к текущей социокультурной ситуации и будет способствовать его успешному профессиональному становлению.

Ключевые слова: образовательная технология, проектное обучение, гуманитарные дисциплины, метод проекта, компетент-ностный подход, педагогическая технология, технология проектного обучения.

о

Е

£

СП

0

01 г

Одной из мировых тенденций развития высшего образования является модернизация способов организации учебного процесса в вузе, модернизация управленческих стратегий вуза в соответствии с актуальными вызовами времени. Проектная деятельность в условиях модернизации высшего образования должна выступить в качестве средства адаптации учебного процесса к новым реалиям информационного общества. Исходя из этого важнейшее значение приобретает процесс обновления образовательных технологий, который должен не допустить того чтобы выпускник был напичкан информацией, часто избыточной, бесполезной и не нужной, но при этом был бы способен к самообучению и самостоятельному поиску необходимой информации. [1, с. 114]. Происходящие в настоящее время в высшей школе процессы обусловлены активным внедрением в деятельность высшей школы компетентностного подхода, предполагающего перевод студента «из пассивной позиции объекта учебно-познавательной работы в активную, рефлексивно-исследовательскую позицию субъекта» [2, с. 25].

Компетентностный подход предусматривает интеграцию в актуальный образовательный процесс современных технологий, во главе угла которых поставлен активный метод обучения. В рамках отечественной педагогики принято отождествлять проектные технологии и метод проектов. Так, современными исследователями понимается вышеозначенный метод проектов в качестве способа активизации мыслительной активности учеников применительно к актуальным вопросам. Этот метод предполагает владение определенной знание-вой составляющей, и при помощи использования проектной деятельности. Дающий возможность решения актуальных проблем и демонстрации использования получаемых знаний на практике. [3, с. 56]. Под образовательной педагогической Технологией будем понимать последовательно осуществляемую активность, или деятельность преподавателя и обучающихся, причем данный вид деятельности направлен на реализацию целей образования и обеспечивает достижение прогнозируемых результатов. Основными характеристиками образовательных технологий выступают следующие позиции. Во-первых, это ценностные ориентации и целевые установки создателей технологии, которые лежат в основе технологии и определяют прогнозируемые результаты обучения и воспитания. Во-вторых это последовательно разворачиваемая система операций и действий педагога и обучающихся, соответствующая поставленным целям-результатам, а также диагностические про-

цедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. В третьих - возможность воспроизведения технологии в массовой педагогической практике с учетом индивидуального стиля педагога. [4, с.97]

Таким образом, проект-это вид востребованной современной педагогической технологии, интегрирующей в себе сочетание теоретического знания с высоким уровнем практико-ориентированной подготовки, необходимой для результативной деятельности сфере профессиональной и социальной активности будущих специалистов в целях реализации их не только когнитивных, но также творческих и профессиональных инициатив, можно назвать технологию проектного обучения (от латинского рг^есШэ - «брошенный вперед»). Специалисты считают, что современная проектная технология - это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задач учебного проекта и интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные и прочие методики. [5, с. 16]. Проектные технологии носят прикладной характер, поскольку их содержание и способы выполнения соответствуют содержанию и технологиям будущей профессиональной деятельности студентов, в связи с этим методика проектирования имеет прямую привязку к конкретной специальности. Соответственно, и проектирование конкретных результатов может различаться. Вместе с этим, проектирование в образовании имеет в своей основе общие определения, принципы и этапы с проектированием в других сферах общественной жизни.[6, с. 92]. Методической целью проектного метода является совместное, основанное на разделении труда, самостоятельное и ответственное поведение учебной группы в какой-либо сфере действия, будь то самостоятельное планирование, оценивание и когнитивное действие. [7, с. 27]

Основными признаками проекта как технологии обучения являются следующие факторы. Во- первых, самостоятельность обучающихся, возникающая по причине неявно сформулированной цели, требующей конкретизации, что дополнительно мотивирует. Во-вторых, некая свобода применения имеющихся академических знаний и жизненного опыта. Это обстоятельство дает возможность студентам в процессе создания и реализации проекта использовать свои сильные стороны. В-третьих, использование в процессе проектирования разных видов активности студентов, от мыслительной до коммуникативной и презентационной, что способствует активизации из учебной деятельности в целом. В- четвертых, важным результатом представляется практическое значение проектного продукта, в котором воплощена компетентность его создателя.

Таким образом, для молодого человека идея и реализация проекта - это креативная деятельность, направленная на решение интересной самостоятельно сформулированной проблемы, ре-

зультат которой - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет прикладное значение и является личностно значимым. [8, с. 23].

Использование метода проектов позволяет решать проблемы, возникающие в процессе преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Бывает, что студенты не в состоянии осуществлять целенаправленный поиск необходимой информации, преобразовывать информацию в знание, приводить полученные знания в систему, активно и корректно их использовать, осуществлять классификацию.

У студентов, особенно младших курсов, часто отсутствует умение самостоятельно ставить задачи не только профессионального, но и личностного развития. А иногда студенты теряют мотивацию к самостоятельному приобретению новых знаний, благо современные информационные технологии дают возможность "утолять" информационный "голод". Для современного преподавателя вуза проектная технология является интегративным дидактическим средством, которое позволяет студентам не только применять полученные знания и развивать навыки проектирования, но и формировать общекультурные умения: организационные, связанные с планированием и организацией собственного учебного процесса; когнитивные, связанные с восприятием, переработкой и усвоением информации, мыслительной деятельностью; умение осуществлять самооценку результатов собственной деятельности; коммуникативные, в том числе- умение четко излагать свои мысли, отвечать на вопросы, отстаивать свою позицию. [9, с. 305.]

Важно, что при утверждении темы проекта преподаватель обязан учитывать: учебной группе не стоит предлагать проблему, для разрешения которой студенты не обладают соответствующими знаниями. Необходимо иметь в виду наличие источников знаний, которые могут потребоваться в ходе реализации проекта, а также реальную возможность обращения к ним студентов-исполнителей проекта, если возникла такая необходимость. Вместе с этим представляется целесообразным выдвигать в качестве проектной задачи хорошо знакомую деятельность, где не требуется процесс поиска новых решений. Это не создает условий для эффективного проектирования и не дает возможности приобретения новых знаний и навыков, повышения креативности и получению позитивного опыта, а может вызвать разочарование, ощущение повтора и монотонности, угасание интереса и энтузиазма.

В зависимости от доминирующего вида деятельности обучающихся выделяют следующие виды проектов, которые подтверждают свою эффективность в процессе профессиональной подготовки гуманитариев:

1. Информационные проекты, предназначенные для сбора, обработки, анализа информации по определенной учебной теме гуманитарной дисциплины. Результаты выполнения проектов этого

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

01 г

вида могут быть отражены студентами в виде реферата, статьи, глоссария, схем, банка психодиагностических методик, видеоматериалов и других наработок [10, с 32]

2. Творческие проекты, которые предполагают реализацию творческих способностей студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Проекты подобного рода создают условия для развития молодежи. Они могут быть представлены в форме мультимедийной презентации, выставки, газеты, конспекта занятия, сценария психологической игры.

3. Исследовательские проекты, которые моделируют ситуацию реального научного поиска в ходе выполнения конкретного задания по заданной теме. Для их выполнения определяется цель, объект и предмет исследования, разрабатывается схема эмпирического изучения проблемы, осуществляется ее реализация, формулируются выводы, соответствующие цели и задачам исследования. Результаты проекта находят отражение в процессе участия в конкурсе проектов, в научном докладе на студенческих конференциях различного уровня, научных публикациях. [11, с. 34]

4. Практико-ориентированные проекты. Проекты такого рода предполагают создание социально-значимого продукта, которым можно было бы воспользоваться на практике. Этот вид проектов, как правило, является долгосрочным (1-2 месяца), межпредметным и групповым. Проектный продукт представляет собой либо модель психологического сопровождения определенной категории субъектов (например, одаренных школьников или семей, воспитывающих детей-инвалидов), либо алгоритм деятельности психолога по разрешению определенной профессиональной проблемы (например, проблема адаптации новых сотрудников к условиям организации).

Для работы над проектом студентам можно предложить алгоритм, который включает в себя шесть основных этапов [12, с.41]:

1. Проблематизация, которая предполагает анализ данных и формулировку проблемы, в результате чего у создателей проекта возникает первичный мотив к деятельности, связанный со стремлением эту проблему преодолеть.

2. Целеполагание, т.е. преобразование проблемы в личностно значимую цель, зримый образ ожидаемого результата (проектный продукт), который еще больше укрепляет у обучающихся мотив к деятельности. [13, с.5]

3. Планирование, в результате которого студенты: а) исходя из цели, определяют задачи, подлежащие решению на отдельных этапах работы; б) устанавливают способы решения выдвинутых задач; в) определяют последовательность и сроки выполнения работы. На этом этапе ощущение новизны и значимости предстоящей работы может притупляться, что приводит к снижению мотива деятельности.

4. Реализация плана, т.е. осуществление создателями проекта запланированной деятельности по разрешению проблемы. При необходимости

задачи, способы и средства достижения цели по ходу работы могут корректироваться. Для этого этапа характерно максимальное колебание мотивации деятельности: у одних участников проекта наличие четкого плана повышает мотив к деятельности, у других возникающее ощущение доступности и легкости предстоящей работы приводит к снижению мотивации. [14, с. 23]

5. Рефлексия, подразумевающая анализ того, удалось ли достичь поставленную цели и решить существующую проблему. Именно на данном этапе студенты анализируют ход работы, осуществляют самооценку деятельности, сравнивают полученный результат с проектной идеей. Эта дает им возможность также проанализировать приобретенные в ходе выполнения проекта знания, умения и навыки, умение работать в команде, оценивать собственные действия в ходе реализации выбранных стратегий.

6. Презентация - демонстрация проектного продукта. В ходе презентации проекта показывается, что цель проекта достигнута и проблема решена.

Таким образом, учебный проект - это особая, актуальная и востребованная форма организации учебных занятий. По мнению Н.Ю. Пахомовой, в реализации этого метода предусматривается комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени [15, с.14].

Проект как учебная форма, как правило, ориентируется на приоритетное рассмотрение конкретной темы или даже целого раздела какой-то предметной сферы. Такой проект объединяет студентов, в результате чего происходит совместная деятельность, основанная на целеполагании, творчестве, стремлении объединенными усилиями решить конкретную учебную задачу. Часто учебный проект предполагает интенсивную исследовательскую деятельность с элементами учебно-познавательной, а порой - и игровой. В итоге проект формирует у студента совокупность устойчивых взглядов, убеждений, потребностей, устремлений, ориентирующих студента на определенное поведение.

Среди проектов, которые в настоящее время используются в университетском обучении в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, особое место занимают исследовательские проекты. Они по структуре напоминают научное исследование, включают в себя обоснование актуальности темы, определения проблемы, целей и задач исследования, выбор методов исследования, обсуждение и анализ полученных результатов. На занятиях по культурологии студенты выполняют коллективные, групповые, индивидуальные исследовательские проекты: «Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?», «Космический аспект политики безопасности современных государств», «Современная массовая культура: достижение или деградация?», «Модернизм и постмодернизм", «Современная молодежь: характеристика и особенности", "Культурный шок:

характеристика и последствия". Результаты своих проектах студенты представляют в виде докладов и презентаций.

Одним из приемов включения студентов в проектную деятельность является проведение круглых столов на актуальную тему. Причем выбор темы из числа предложенных преподавателем осуществляют сами студенты. Как правила, молодые люди с интересом, азартно включаются в самостоятельную работу по изучению нового материала. Далее, в процессе поиска решения интересных и актуальных проблем, студенты приобретают умения выдвигать идеи, гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в дискуссии, публично излагать и отстаивать свою точку зрения, находить необходимые компромис-сы.[16, с.56]

Выбор тематической направленности студенческих проектов происходит либо в целях углубления теоретических знаний, либо несет в себе практическую ценность для участников проекта. И в том, и в другом случае преподаватель исполняет роль направляющего, модератора деятельности студента или группы студентов.

Обладая определенным уровнем культуры принятия проектных решений, молодой человек учится самостоятельно выбирать и анализировать интересующую его сферу профессиональной деятельности. Он также получает полезные навыки самостоятельно оценивать собственные возможности, а также учится обосновывать и предпринимать шаги на пути к поставленной цели, получает опыт брать на себя ответственность за принятые решения. Также в процессе проектной работы молодой человек обучается актуальным способам и формам взаимодействия другими студентами, коллегами, преподавателем, руководителем, делает попытки адекватно оценивать полученные результаты с точки зрения практической значимости конечного продукта для общества в целом. [17, с.34]Иногда бывает, что выполненные студентами проекты бывают не слишком практико-ориентированными, что не позволяет их включить в актуальный социокультурный контекст. К сожалению, реальность такова, что до сих пор в некоторых вузах учебный процесс строится по традиционным правилам, с использованием традиционных педагогических приемов. Это обстоятельство не мотивирует студентов заниматься проектированием в инициативном порядке, что свидетельствует о, мягко говоря, невысоком уровне мотивации молодежи к освоению своей выбранной профессии [18 с. 45].

Следует отметить, что эффективным методом мотивирования как профессорско-преподавательского состава вуза, так и студентов использовать в своей деятельности проектный метод является финансирование проектов посредством грантовой поддержки. Так, студент, одержавший победу в грантовом конкурсе, получает финансовое вознаграждение на реализацию своей проектной идеи, интересные командировки- в том числе зарубежные. Под грантом понимается специфическая

форма поддержки проекта, идеи которого выдвигаются, прорабатываются и реализовываются автором заявки на грант. Конечно, распределению гранов предшествует работа экспертного совета с целях выбора наиболее актуального и интересного проекта. [19, с. 34]

Можно выделить следующие категории распространенных грантов. Во-первых, это гранты как государственных, так и негосударственных фонтов, которые оказывают поддержку в проведении фундаментальных научных исследований. Во-вторых, это именные стипендии. В-третьих, это гранты, учреждаемые конкретными организациями в целях исследования и решения проблем, актуальных для данной конкретной организации. В-четвертых, это специальные федеральные целевые программы, направленные на поддержку актуальных проектов в разных сферах. Как правило, в настоящее время в крупных федеральных университетах есть возможность получения грантов ратных типов. Для студентов наиболее реально получение именных стипендий. Но реализовать серьезный проект на стипендию не представляется возможным ввиду недостаточного объема выделяемых для этих целей средств. В конкурсах же на гранты всевозможных фондов молодежи приходится конкурировать с состоявшимися учеными, что выполнить крайне непросто. Что же касается исследований на базе реального предприятия, то студенты, как правило, задействованы в подобных исследованиях крайне редко, поскольку целью данной конкретной фирмы является не фундаментальное исследование, а, как правило, конкретная производственная проблема, решение которой скорее под силу специальной лаборатории.. [20, с. 34] Следует отметить, что и федеральные программы в своем большинстве рассчитаны на решение масштабных региональных проблем, при этом выделяемые на это средства соотнесены с ответственностью каждого участника проекта. Над проектами подобного уровня, как правила, работают специально созданные проектные коллективы. К слову сказать, студентам при определенном желании и стечении обстоятельств стать участником проектной группы вполне возможно. Но также можно сделать вывод, что все же крупные исследовательские учреждения имеют больше шансов для получения крупных грантов. Но в то же время важно, что молодой специалист, который выполняет практически значимые проекты, имеет шанс получить гораздо более ценный опыт, нежели обучающихся по традиционной системе образования. [20, с. 33]

Таким образом, включение проектного метода в учебный процесс дает возможность придать этому процессу весомость личной значимости дял студента, дать возможность ему самому справиться со стоящей проблемой, раскрыть собственный творческий потенциал, выявить свою креативность, проявить самостоятельность Метод проекта способствует решению одной из главных педагогических задач - формировать социально-значимые качества личности, универсальные

о о и и т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

учебные действия и общие компетенции, то есть умения, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности выпускников вузов, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность.

Литература

1. Бальжиев, Б.А. Проблема повышения профессиональной подготовки будущих юристов в процессе проектной деятельности [Текст] /. Бальжиев Б.А. // Современное педагогическое образование. - 2018 - №5. - С. 114 -117.

2. Жук, О.Л. Педагогические технологии в современной теории и практике образования: учебно-методический комплекс для студентов, получающих педагогическую специальность / О.Л. Жук. - Минск: Изд-во БГУ, 2012. - 129 с.

3. Гуляева И.В. Потенциал интерактивного обучения в становлении полноценных межличностных отношений учащихся среднего профессионального образования [Текст] / Гуляева И.В. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. № 1. С. 84-92.

4. Авраменко, В.В. Рефлексивно-деятельностные технологии в работе педагога: методические рекомендации [Текст]/ В.В. Авраменко. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 63 с.

5. Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. - М.: Аспект, 2015. - 44 с.

6. Янченко И.В. Педагогическая ценность проектной деятельности в формировании карьерной компетентности будущих выпускников вуза // М., -

2013. -56 с.

7. Фидарова М.Г. Модель организации проектной деятельности студентов при компетентност-ном подходе [Текст] / Фидарова М.Г. // Дискуссия.-

2014. № 6 (47) - С. 104-112.

8. Коваль В.А. Проблема формирования профессиональной компетентности будущих учителей-филологов в научной среде [Текст] / Коваль В.А. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013.- № 4.- С. 20-23.

9. Тулаев Б.Р., Даминов О.О. Проектный метод в высшем образовании// Wschodnioeuropejskie С7аэор18то Naukowe. 2018. № 2-4 (30).- С. 27-29.

10. Ташлинская Е.Ш. Инновационный характер научнопедагогической деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего - 2017. №

7 (11). -С. 285-291.

11. Корчагина М.В. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности как фактора повышения качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего.- 2017. №

8 (12).- С. 93-98.

"о 12. Артюхина М.С., Артюхин О.И. Теоретико-!з методические основы проведения интерактивных о лекций // Фундаментальные исследования. -2013. О № 11-2. С. 304-308.

«ч 13. Болотюк Л.А., Сокольникова А.М., Швед Е.А. г Применение интерактивных методов обучения на

практических занятиях по теории вероятностей и эконометрике // Интернет-журнал Науковедение. 2013.- № 3 (16). С. 90-96.

14. Губаренко И.В., Городова Д.В. Интерактивные технологии обучения в формировании профессиональной компетентности специалиста нового времени // Наука. Искусство. Культура. - 2013. № 2. С. 209-214.

15. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пос. для учит. и студ. пед. вузов / Н.Ю. Пахомова // изд. 3. - М.: Аркти, 2009. - 112 с.

16. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание.- 2011.- № 4.- С. 13.

17. Джанзакова А.А., Сарбасова К.А. Педагогические условия использования интерактивных обучающих технологий // Наука и Мир. 2014. Т. 3. № 2 (6). С. 46-48.

18. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений -М.: АРКТИ, 2004. - 80с.

19. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: Дистанционный курс повышения квалификации. - М.: 2016, 56с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования. / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. -4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2017. - 79 с.

Project method of teaching humanities as a current educational technology Kalita S.P., Yurkin I.N.

Peoples' friendship University of Russia, Institute of history of science and technology. S. I. Vavilov RAS The article is devoted to the consideration of project activities as a special pedagogical technology in the framework of the activation of the educational process. The authors raise the problems of consideration of different aspects of project training. The possibilities of application of this pedagogical technology in the context of actual processes taking place in modern higher education are revealed. The complexity and complexity of the project method, which requires special qualities of both the teacher and the student, is shown. Project method for the implementation of the competence approach in the educational process. The feature of the project method as a specific way to stimulate students ' interest in solving both educational and research problems is emphasized. Examines different aspects of design of educational technology. The influence of the project approach on the activation of mental activity of students, forming their cognitive, communicative and General cultural competence is demonstrated, the connection of this method with practice is traced. The study concludes that the project method has a positive impact on the self-actualization of students, contributes to the understanding of the topic and the development of the necessary information on the chosen specialty. It is shown that the method of projects allows the young man to extrapolate his projective and communicative skills from educational to professional activity, which will increase the adaptability of the graduate to the current socio-cultural situation and will contribute to his successful professional development.

I<ey words: educational technology, project-based learning, Humanities, project method, competence approach, educational technology, project-based learning technology

References

1. Balzhiev, B.A. The problem of increasing the training of future

lawyers in the process of project activities [Text] /. Balzhiev B.A. // Modern pedagogical education. - 2018 - №5. - p. 114 -117.

2. Zhuk, O.L. Pedagogical technologies in the modern theory and

practice of education: an educational and methodological complex for students receiving a teaching specialty / О.L. Beetle. -Minsk: Publishing House of BSU, 2012. - 129 p.

3. Gulyaeva I.V. The potential of interactive learning in the forma-

tion of full-fledged interpersonal relations of students of secondary vocational education [Text] / Gulyaeva I.V. // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2014. № 1. P. 8492.

4. Avramenko, V.V. Reflexive-activity technologies in the work of a

teacher: guidelines [Text] / V.V. Avramenko. - M.: Publishing Center "Academy", 2014. - 63 p.

5. Stupnitskaya, MA What is a learning project? / M.A. Stupnit-

skaya. - M.: Aspect, 2015. - 44 p.

6. Yanchenko I.V. Pedagogical value of project activities in the for-

mation of career competence of future university graduates // M., - 2013. -56 p.

7. Fidarova M.G. Model of the organization of project activity of students with a competence-based approach [Text] / Fidarova MG // Discussion.- 2014. № 6 (47) - P. 104-112.

8. Koval V.A. The problem of the formation of professional compe-

tence of future teachers of philology in the scientific environment [Text] / Koval VA // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2013.- № 4.- p. 20-23.

9. Tulaev B.R., Daminov O.O. Project Method in Higher Education //

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe, 2018. № 2-4 (30).- p. 27-29.

o o

p

m

5

m

X

X

o

m

n

m

b

A

-i

O

-i

X

£

m

O

X

o

m

O

Ol

■o

A

u

o

n

A

X

X

m

9

10. Tashlinskaya E.Sh. Innovative nature of scientific and pedagogical activity // XXI century: past results and problems of the present - 2017. № 7 (11). -WITH. 285-291.

11. Korchagina M.V. Formation of readiness for research activities as a factor in improving the quality of training future teachers of vocational training // XXI century: past results and problems of the present. 2017. № 8 (12).- P. 93-98.

12. Artyukhin MS, Artyukhin O.I. Theoretical and methodological foundations of interactive lectures // Fundamental research. -2013. No. 11-2. P. 304-308.

13. Bolotyuk L.A., Sokolnikova A.M., Shved E.A. The use of interactive teaching methods in practical classes on probability theory and econometrics // Internet journal Naukovedenie. 2013.- № 3 (16). Pp. 90-96.

14. Gubarenko I.V., Gorodova D.V. Interactive learning technologies in the formation of the professional competence of the specialist of the new time // Science. Art. Culture - 2013. No. 2. P. 209-214.

15. Pakhomova N.Yu. Method of educational project in an educational institution: pos. for teaches. and stud. ped. universities / N.Yu. Pakhomov // ed. 3. - M.: Arkti, 2009. - 112 p.

16. Dvulichanskaya N.N. Interactive teaching methods as a means of forming key competences // Science and education: electronic scientific and technical publication. - 2011.- № 4.- P. 13.

17. Dzhanzakova A.A., Sarbasova K.A. Pedagogical conditions for the use of interactive learning technologies // Science and World. 2014. Vol. 3. No. 2 (6). Pp. 46-48.

18. Sergeev I.S. How to organize the project activities of students: a practical guide for employees of educational institutions - Moscow: ARKTI, 2004. - 80s.

19. Stupnitskaya M.A. New pedagogical technologies: the organization and content of the project activities of students: Remote training course. - M.: 2016, 56c.

20. The fundamental core of the content of general education / Ros. Acad. Sciences, Ros. Acad. Of education. / Ed. V.V. Kozlova, A.M. Kondakova. - 4th ed., Dorab. - M.: Enlightenment, 2017. - 79 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.