Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ДИЗАЙН / ПРАКТИКА / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амчиславская Евгения Юрьевна

Решение задач системы образования в области дизайна напрямую зависит от развития программы подготовки дизайнеров по различным направлениям деятельности на практике. Современное образование предстает как системное пространство творческой коммуникации, формирующейся в социальной практике. Образовательная практика строится на основе дизайн-образования. В статье делается вывод о том, что внедрение педагогической инновации в образовательный процесс помогает формировать необходимые профессиональные компетенции, а также способствует развитию мягких навыков. В образовательную компетенцию входит ряд структур, функциональных комплексов и систем, композиционных решений, которые необходимы для эффективного развития профессионализма будущего дизайнера. Образовательный процесс зависит от педагогических условий, в которых студент приобретет профессиональные знания, умения и навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амчиславская Евгения Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATION IN THE FIELD OF DESIGN: PRACTICAL SIGNIFICANCE AND DEVELOPMENT TRENDS

The solution of the task of the education system in the field of design directly depends on the development of the training program for designers in various areas of activity in practice. Modern education appears as a systemic space of creative communication, which is being formed in social practice. Educational practice is based in design education. The article concludes that the introduction of pedagogical innovation in the educational process helps to form the necessary professional competencies, and also contributes to the development of soft skills. The educational competence includes a number of structures, functional complexes and systems, compositional solutions that are necessary for the effective development of the professionalism of the future designer. The educational process depends on the pedagogical conditions in which the student acquires professional knowledge, skills and abilities.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

Педагогика

УДК 371

преподаватель кафедры графического дизайна и медиатехнологий Амчиславская Евгения Юрьевна

ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» ( г. Белгород)

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ

РАЗВИТИЯ

Аннотация. Решение задач системы образования в области дизайна напрямую зависит от развития программы подготовки дизайнеров по различным направлениям деятельности на практике. Современное образование предстает как системное пространство творческой коммуникации, формирующейся в социальной практике. Образовательная практика строится на основе дизайн-образования. В статье делается вывод о том, что внедрение педагогической инновации в образовательный процесс помогает формировать необходимые профессиональные компетенции, а также способствует развитию мягких навыков. В образовательную компетенцию входит ряд структур, функциональных комплексов и систем, композиционных решений, которые необходимы для эффективного развития профессионализма будущего дизайнера. Образовательный процесс зависит от педагогических условий, в которых студент приобретет профессиональные знания, умения и навыки.

Ключевые слова: дизайн-образование, дизайн, практика, компетенции, проектирование.

Annotation. The solution of the task of the education system in the field of design directly depends on the development of the training program for designers in various areas of activity in practice. Modern education appears as a systemic space of creative communication, which is being formed in social practice. Educational practice is based in design education. The article concludes that the introduction of pedagogical innovation in the educational process helps to form the necessary professional competencies, and also contributes to the development of soft skills. The educational competence includes a number of structures, functional complexes and systems, compositional solutions that are necessary for the effective development of the professionalism of the future designer. The educational process depends on the pedagogical conditions in which the student acquires professional knowledge, skills and abilities.

Key words: design education, design, practice, competencies, designing.

Введение. Образование в области дизайна стремительно развивается в РФ за последние годы. Во многом это предопределено резко возросшей активностью граждан нашей страны в плане потребления гражданами дизайнерских услуг в процессе проектирования ремонтных работ в жилищах. Можно сказать, что за последнее время у россиян развилась культура потребления дизайнерских услуг, что детерминировало развитие данного направленбия профессионального образования. При этом крайне важным является в процессе профессиональной подготовки как формирование общекультурных навыков ( типа soft scills ) , так и профессиональных компетенций [1-10].

Формирование профессиональных компетенций определяет формы и методы педагогической образовательной системы. Для того, чтобы сформировать профессиональные компетенции у студентов-дизайнеров необходимо создание определенных педагогических условий, направленных на психолого-педагогические условия.

Изложение основного материала статьи. В условиях формирования компетенций большую роль играет организация проектного обучения, а также самостоятельная работа студентов-дизайнеров, от которой напрямую зависит формирование способностей по достижению целей в будущей карьерной деятельности. Поэтому для студентов-дизайнеров важно формирование универсальных компетенций, способствующих развитию мягких навыков и умению использовать теоретическую базу знаний на практике.

К основным универсальным компетенциям относятся:

- социальные;

- системно-деятельные;

- самоорганизация и самоуправление;

- ценностно-смысловые и политико-правовые;

- процесс самостоятельной познавательной деятельности.

В формировании мягких навыков в образовательном процессе важно уделять особое внимание развитию качеств: самостоятельности, инициативности, умению работать в коллективе.

Профессиональные компетенции реализуются только в профессиональной деятельности, с учётом классификации по уровню образования (бакалавр, специалитет, магистр).

Профессиональные компетенции:

- владение методов и методик проектирования;

- способность использовать компьютерные технологии;

- владения профессиональными программами;

- обработка информации, сбор поисковых аналогов;

- понимание проектно-образное развитие, системное мышление;

- использование информационных технологий в педагогической деятельности [3].

Дизайн-проектирование представляет собой создание целостности и эстетической ценности предметно-пространственных структур. Рассмотрим реализацию будущих студентов-дизайнеров на примере дисциплины «Дизайн-проектирование». Преподаватель должен профессионально владеть знаниями излагаемого материала. Обладая профессиональным кругозором, преподаватель использует в образовательной системе интерактивную форму занятий, способствует формированию как общих, так и профессиональных компетенций, а также мягких навыков.

Проведение консультации по практической части занятия, уделяя особое внимание подготовке студентов к разработке уникальных проектов. К каждому студенту подобран индивидуальный подход. Использование привычных, традиционных методов обучения не подходят для сегодняшнего представления педагогических методов, так как профессиональная компетентность дизайнера напрямую зависит от его универсальных качеств. Поэтому остро стоит вопрос о совершенствовании учебного процесса, с помощью современных образовательных тенденций.

На сегодняшний день, как одним из самых эффективных, современных методов в образовательном процессе можно акцентировать на деловой игре. Деловая игра представляет собой визуализацию, практическую основу. В данной методике обобщен анализ определенных ситуаций в системе дизайн-проектирования и ситуационно-ролевых игр.

Так как в предложенной игровой модели прослеживаются профессиональные компетенции, присущие профессиональным качествам, полученные знания усваиваются студентами-дизайнерами гораздо проще и быстрее.

Рассмотрим на примере создания дизайна производственного календаря в рамках занятия по дисциплине «Дизайн-проектирование» .

Каждый дизайнер в будущем столкнется с созданием верстки календаря, независимо от рабочего места, это может быть работа в фирме с уже разработанным брендом, либо же типография, в которой будут поступать различные заказы на сувенирную продукцию, в том числе на разработку производственных календарей. В игровой форме преподаватель должен распределить роли между студентами, дать задание, в котором будут прописаны требования. Если рассматривать ситуацию работы в типографии, то студентам могут быть предложены роли: менеджера, потребителя, дизайнера, печатника. В данном случае использование элементов графического дизайна в процессе обучения основано не только на теоретическую и аналоговую базу, но и на художественно-эстетические тенденции в современном мире дизайна.

На занятиях по проектированию студентам предложено выполнить задания, в которых они погрузятся в разнообразные проектные проблемы, которые могут возникнуть в дальнейшем по заданной теме.

Роли и состав команды прописываются преподавателем заранее. Сценарий прописывается не до конца, так как студенты должны чувствовать натуральность происходящего, погружение в творческий процесс даст понимание о том, как дизайнер будет действовать в стрессовых ситуациях уже в своей профессиональной карьерной деятельности. Также данный способ развивает вкус, видение лучших вариантов, владение профессиональной критикой.

Цель проведения интерактивных занятий зависит от уровня сложности излагаемого материала, на котором и строится сценарий-практикума. Также метод наиболее эффективен для изложения, сложного лекционного материала, в котором преподаватель излагает ситуацию на примере конкурентной среды. Игровой процесс поможет не только хорошо усвоить материал, но и подготовить студентов к дальнейшей работе с заказчиками. А также студентами будет изучен материал гораздо быстрее и эффективнее. Не только аналоговый поиск и работа над дизайном, но и подготовка к пост-печати, предоставление выбора дизайна, видение как правильно распечатать и «сшить» календарь, умение выбрать выигрышную форму, макет календаря для уже выбранной темы и разработанного дизайна. Дизайнеры получают навык маркетинга, который на сегодняшний день актуален [4].

Педагогический дизайн помогает сделать образовательный процесс рациональным, так как в приоритете создание комфортной образовательной среды. Новаторство в педагогике является одним из наиболее эффективных методик, так как посредством инфографики, наглядности, увлекательных игровых занятий студент лучше воспринимает информацию. Данное явление обусловлено тем, что проживание ситуации погружает личность в нужную атмосферу, в которой студент может почувствовать всё на личном опыте. Таким образом, результативность обучения повышается на 80% и всё это благодаря грамотной визуализации преподавателя [2].

Задачи на практических занятиях:

- обучающие: изучение составляющих разработки календаря, изучение видов. изучение способов создания уникального дизайн-решения;

- воспитательные: умение работать в коллективе, организованность, дисциплинированность, самостоятельность, привитие профессионального вкуса и любви к графическому дизайну;

- развивающие: развитие интереса к созданию современного дизайна, соответствующего тенденциям.

В ходе проведения занятий с использованием игровой методики преподаватель импровизирует и находит новые решения, также как и студенты. Ролевая игра является интерактивным методом. Особое внимание уделяется достижению высокого уровня профессиональной подготовки в области выбранной дисциплины.

Выводы. Таким образом, можно сделать заключение о том, что педагогическая инновационная деятельность сориентирована на профессиональную компетенцию, суть которой заключается в усовершенствовании и модернизации творческого подхода к решению дизайнерской задачи, а также формированию будущих дизайнеров как самостоятельной личности, уверенной в себе и своем творческом потенциале в дальнейшей профессиональной деятельности.

Развитие профессиональных компетенций проходит через динамичный процесс усвоения и модернизации высокого уровня профессиональной подготовки. В стандарте ФГОС ВО, по направлению «Дизайн» указаны компетенции, которые необходимы для инновационной деятельности. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что внедрение педагогической инновации в образовательный процесс помогает формировать необходимые профессиональные компетенции, а также способствует развитию мягких навыков. В образовательную компетенцию входит ряд структур, функциональных комплексов и систем, композиционных решений, которые необходимы для эффективного развития профессионализма будущего дизайнера. Образовательный процесс зависит от педагогических условий, в которых студент приобретет профессиональные знания, умения и навыки.

Литература:

1. Абдуллаева, Г.М. Педагогические условия формирования модели профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в вузе / Г.М. Абдуллаева // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 5. - С. 122-126

2. Алиева, А.Р. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство в системе подготовки художников-педагогов / А.Р. Алиева // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 3 (46). - С. 99-100

3. Алиева, А.Р. Теоретические подходы к формированию "гибких навыков" ("soft skills") в процессе подготовки будущих бакалавров и магистров творческих профессий / А.Р. Алиева // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4 (95). - С. 159-161

4. Амчиславская, Е.Ю. Инновационные технологии в обучении студентов-дизайнеров / Е.Ю. Амчиславская // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4 (83). - С. 143-144

5. Амчиславская, Е.Ю. "Гибкие навыки" ("soft skills") как один из компонентов профессиональной компетентности современного дизайнера / Е.Ю. Амчиславская, Ю.В. Сорокопуд // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. - 2021. - № 2. - С. 59-66

6. Амчиславская, Е.Ю. Специфика формирования "мягких навыков" в процессе профессиональной творческой деятельности (на примере подготовки проектов студентами-дизайнерами) / Е.Ю. Амчиславская // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-1. - С. 15-18

7. Дизайн-образование: проблемы и перспективы / сб. науч. тр. - Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2016. - 408 с.

8. Хворостов, Д.А. Применение ролевой профессионально-ориентированной игры в подготовке студентов дизайнеров / Д.А. Хворостов // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. Серия (77). -2017. - С. 345-348

9. Хворостов, Д.А. Специфика использования компьютерных технологий в процессе формирования у студентов ХГФ специальных художественных знаний и умений / Д.А. Хворостов // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 9 (29). - С. 86-88

10. Хворостов, Д.А. Современные методы преподавания дизайна среды / Д.А. Хворостов // Европейский журнал социальных наук. - 2015. - № 1-2. - С. 169-174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.