УДК 371
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА-ДИЗАЙНЕРА В РАЗВИТИИ АКТУАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
М.Н. Комиссарова
Актуализирована необходимость модернизации индустриальной образовательной системы. Рассматриваются классификации компетенций необходимых для подготовки к деятельности в "УиСА-мире, а также взаимосвязь компетенций и функциональной грамотности. Определяются основные тенденции к роли и функциям педагога. Сформулировано понятие «профессионально-педагогическая позиция», как функциональный способ деятельности, реализуемый в процессе дизайн-проектирования образовательного
пространства. Представлен сравнительный анализ профессионально-педагогической позиции «преподавателя/учителя» и «педагогического дизайнера», последовательность процесса педагогического дизайна; понимание педагогического дизайна как изменение роли и позиций не только учителя, но и обучающегося. Показана необходимость проектирования образовательной среды для получения актуального образовательного результата.
Ключевые слова: трансформация, индустриальная образовательная модель, компетенции, функциональная грамотность, педагогический дизайн, профессионально-педагогическая позиция, проектирование образовательной среды.
Развитие современного общества идет по пути развития мегатрендов, присущих шестому технологическому укладу - цифровизация, автоматизация, трансформация социальных институтов, определяющих будущее и требующих эффективной деятельности подрастающего поколения в новых технологических секторах, в сфере человеко-ориентированных услуг (то, что «не могут делать роботы»), виртуальной и «зеленой» экономике.
При этом наша система образования, по словам Питера Сенге, оказалась в невыразимо
ироничной ловушке: институт, который имеет самый большой потенциал по воздействию на будущее, в наибольшей мере подчиняется идеям, которые абсолютно некритично взяты из прошлого [10].
В ситуации, где:
- обучающиеся и студенты получают стандартные задания на основе шаблонов - невозможно научить творческому подходу;
- работа с обучающимися ведётся по отдельности или в ситуации соревнования друг с другом - сложно научить совместной работе и сотрудничеству;
- основной акцент делается на когнитивные способности и формально-логический тип мышления - невозможно научить эмоциональному интеллекту и эмпатии.
В совокупности с запросом государства на высокое качество образовательной подготовки молодёжи - определяется очевидная необходимость трансформации «индустриальной» образовательной системы.
Термин «индустриальная образовательная модель» введен К. Робинсоном, который описывает его как «производственную модель образования, основанную на идеях линейности образовательного процесса, стандартизации содержания образования и объединения людей в группы, исходя, в первую очередь, из их возраста» [8].
Поддерживаемые образовательные практики индустриального уклада (стандартные знания, задания, тесты, временные границы, недостаток практик), ограничивают возможность формирования компетенций, позволяющих готовиться к эффективной деятельности на рынке труда будущего, с его сложным миром, метапредмет-ными компетенциями и ускоряющимися социальными трендами.
Масштабное обсуждение педагогическим сообществом вопроса компетенций обучающихся разных уровней (школы, колледжа, вуза) стало
актуальным и для бизнес-сообщества, что является крайне важной реализацией диады «теория - практика» и способствует следованию курсом на «умения», «навыки», «компетенции» и применению полученного знания в решении поставленных задач.
Авторы доклада «Навыки будущего» Е. Лошкарева, заместитель Генерального директора по исследованиям и разработкам,
WorldSkills Russia, П. Лукша, основатель Global Education Futures, профессор практики Московской школы управления Сколково, Д. Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий» и другие, представляют следующую модель «старых» и «новых» навыков, необходимых для успеха в личной и профессиональной деятельности [5].
Модели навыков представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Старая и новая модель навыков
По мнению Г. Грефа «Основные компетенции "человека будущего" включают высокую степень креативности, развитое системное мышление и высокий уровень умения достигать результата»
[9].
Абрамов А. выделяет следующие 14 наиболее важных soft skills («гибких» надпрофессиональ-ных навыков), которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми:
- коммуникация;
- критическое мышление;
- сервисность/клиентоориентированность;
- управление проектами, людьми, собой;
- наставничество и менторинг;
- решение проблем;
- принятие решений;
- эмоциональный интеллект;
- ненасильственное общение;
- управление знаниями;
- работа в режиме неопределенности;
- бережливое производство;
- экологическое мышление;
- самоанализ и саморефлексия [1].
Представленные позиции затрагивают, в первую очередь, профессиональное и высшее образование. Если же говорить о среднем общем образовании, то вопрос о необходимых компетенциях отчасти отражается в понятии «функциональная грамотность».
Понятие «функциональная грамотность» возникло в международной образовательной практике на стыке перехода от индустриального к постиндустриальному обществу во второй половине ХХ столетия, как ответ на понимание важности «знания» не как самоцели, а формирование ценностного отношения к общественной жизни. Функциональная грамотность рассматривается как основа развития компетентности и связана с ростом требований общества к образованию индивида [12].
Составляющими функциональной грамотности являются умения, которые должны помочь подрастающему поколению во взрослой жизни, оцениваются в международном исследовании PISA в 60 странах, являются индикатором качества образования и включают в себя:
1) читательскую грамотность, как способность человека понимать и использовать письменные тексты;
2) естественнонаучную грамотность, как способность человека понимать и научно объяснять естественно-научные явления;
3) математическую грамотность, как способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
4) финансовую грамотность, как понимание и способность принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях;
5) креативное мышление;
6) глобальные компетенции, как способность эффективно действовать в различных ситуациях, заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость, эмоциональное восприятие нового.
Таким образом, на смену предметному знанию через реализацию компетентностного подхода пришла необходимость в обучении подрастающего поколения тем навыкам и компетенциям, которые не являются традиционно очевидными в реализации предметного знания, а также предполагают изменение роли и функций педагога, стоящих перед ним задач.
А. Г. Асмолов, считает, что главная задача учителя в сложившейся ситуации:
- создавать мотивацию к поиску;
- быть навигатором в потоке информации;
- выступать коммуникатором, который организует совместную деятельность и укрепляет сотрудничество учеников [2].
А. В Милёхин полагает, что основное умение педагога будет заключаться в умении формировать идентичность личности и быть наставником для обучающихся [4].
А. Б. Воронцов в качестве наиболее значимой выделяет задачу «научить учиться самостоятельно, где знания не даются в готовом виде - они добываются» [3].
Основные тенденции, продиктованные требованиями времени к роли и функциям учителя, смещаются, таким образом, в сторону:
- тьюторства, как индивидуального сопровож-
дения обучающихся;
- фасилитации, как организации процесса работы группы обучающихся, где перестраивается система отношений преподавателя и обучающихся;
- наставничества, как практике, направленной на восполнение того или иного образовательного дефицита наставляемого.
Экспертное знание при этом, как hard skills или контекстный навык остаются неизменным требованием, что определяется системой формальных требований к педагогу и чётко определено в процедуре аттестации на основе Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), где проверяются:
- предметные и методические компетенции;
- психолого-педагогические компетенции;
- коммуникативные компетенции.
Таким образом, достаточно многогранное изучение компетенций обучающихся и педагогов, а также их роль и функции в образовательном процессе позволяют задаться вопросом: «Какой должна быть позиция педагога?», чтобы способствовать изменению похода к образованию, где возможна реализация всего вышесказанного?
Педагогическая позиция, как единство профессионального сознания и деятельности, где сама деятельность является одним из способов реализации базовой ценности - является «наиболее целостной характеристикой поведения человека, свободно и ответственно определившего свое мировоззрение, принципы и поступки во взаимоотношениях с другими» [11].
Педагогическая позиция, по мнению Николиной В.В., Фефеловой О.Е., включает в себя личностную и деятельностную позицию:
- личностная позиция, формируемая в процессе жизнедеятельности субъекта, включая его образование и самообразование, наполнена ценностно-смысловым содержанием;
- деятельностная позиция выстраивается в соответствии с ценностно-смысловым содержанием и целевыми ориентирами деятельности, которая реализует выявленные ценности и смыслы посредством реальных способов и условий их осуществления [6].
Профессионально-педагогическая позиция является не ролью выполняемой субъектом педагогической деятельности, а выступает функциональным способом деятельности педагога и определяется определённым кругом функций, обязанностей, которые он выполняет или которые ему необходимо исполнять. В данном случае речь идёт о формировании функциональной позиции - позиции педагога-дизайнера, обретаемой и, одновременно, реализуемой в процессе социально-педагогического дизайн-проектирования.
Сравнительный анализ образовательной позиции «преподавателя/учителя» и «педагогического дизайнера», представленные на рисунке
2, позволяют сделать следующие выводы:
1) преподаватель/учитель является специалистом по предмету, педагогический дизайнер -специалист по обучению;
2) преподаватель/учитель - преподаёт, педагогический дизайнер - консультирует;
3) преподаватель/учитель использует методические материалы, педагогический дизайнер их создаёт;
4) преподаватель/учитель осуществляет менеджмент класса, педагогический дизайнер занимается проектным менеджментом;
5) преподаватель/учитель думает в рамках курса, педагогический дизайнер - в рамках системы обучения.
Рисунок 2 - Образовательные позиции «преподавателя/учителя» и «педагогического дизайнера»
Реализация профессионально-педагогической позиции педагога-дизайнера предполагает направленное на достижение образовательного результата проектирование образовательной среды с использованием качественно разработанных образовательных материалов и ресурсов, а также новых информационно-технических средств и организационных форм обучения.
Процесс педагогического дизайна (рисунок 3), в ходе которого реализуется пять проектных шагов и осуществляется реализация функциональной позиции педагога-дизайнера включает:
- предпроектный анализ, который позволяет исходить из «реально существующей», а не абстрактно-идеальной проектной ситуации;
- подготовка планов проектных работ и социально-образовательных событий;
- конструирование образовательного процесса, включая содержание, средства, способы и действия обучающихся;
- вовлечение обучающихся и реализацию планов с применением учебных материалов;
- исследование эффективности проекта.
Аналитический шаг
(analysis)
' Предпроектный
анализ: >выявление проблемы ' выявление подходов к решению проблемы 'анализ среды >определение общего направления движения, способов достижения цели,
потребностей условий
Проектировочны й шаг
(design)
> Подготовка планов проектных работ:
• разработкой прототипов образа
• выстраивание конкретных проектных действий
• выбор основных конструкционны х решений
• составляется сценарий социально-образовательны х событий
Конструкторский шаг
(development)
• Конструировани е
образовательно го процесса:
• конструировани е содержания образования
• конструировани е материально-технических и дидактических средств
• конструировани е способов деятельности
• конструировани е действий обучающихся
Реализация Рефлексивно-
дизайн-проекта оцено1"'ый шаг
(implementation) (evaluation)
• осуществление • Оценка
планов, эффективности
сценариев с реализации
применением дизайн-проекта
созданных • исследование
учебных эффективности
материалов и достижения
• организация поставленных
серии задач
образовательных • удовлетворение
событий, обучением
ориентированны х на развитие компетенций или функциональной грамотности ► вовлечение обучающихся
Рисунок 3 - Процесс педагогического дизайна
Широко распространенное представление о педагогическом дизайне как о проектировании и использовании преподавателями и учителями учебных материалов, ограничивает проблематику педагогического дизайна до проектировщика учебных (в том числе электронных) материалов или учебных сценариев.
Наиболее близкое понимание педагогического дизайна и реализация функций педагога-дизайнера связано не только с проектированием образовательной среды, где изменяется деятельность учителя, но практически не затрагивается и не изменяется деятельность учеников - но и с созданием/использованием средств деятельности, при помощи которых обучающийся мог бы создавать свои собственные продукты, и о формировании ситуаций, когда такая деятельность имела бы смысл для преподавателей и обучающихся через возможности социального и цифрового расширения учебной деятельности.
Именно в случае проектирования среды для самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся вокруг объекта совместной деятельности реализуется основной методологический принцип, который развивал один из основоположников теории искусственного интеллекта С. Пейперт, состоит в том, что: «Обучение происходит наиболее эффективно, если учащийся вовлечен в создание общественного объекта (public entity), будь то замок из
песка, машина, книга или компьютерная программа» [7], главное возможно осуществление перехода обучающихся и студентов с системы воспроизведения знаний и ответа на вопрос «Что выучить?» на создание социально значимого объекта с использованием образовательных материалов, ресурсов, новых информационно-технических средств и организационных форм, в ходе которого формируются необходимые компетенции и развивается функциональная грамотность, требуемые для подготовки подрастающего поколения не к исполнительской, а к творческой деятельности, не к стандартизированным рабочим процессам, а к решению задач не имеющих стандартного решения .
Необходимо отметить, что актуальным вектором развития педагогического дизайна все чаще выступает сетевое взаимодействие субъектов образования, которое позволяет расширять ресурсы (технические, организационные, информационные), вовлекаемые в создание социально-значимого объекта, проектировать образовательную среду, приближенную к реальной ситуации (без имитационного залога) и трансформировать индустриальную образовательную систему.
Список литературы
1. Абрамов, А. Что такое soft skills и как их развивать. Полный гид. / А. Абрамов // РБК. Тренды. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/educ
ation/5e90743f9a7947ca3bbb6523 (дата обращения: 03.03.2022).
2. Асмолов, А. Г. Образование впереди перемен: школа неопределённости / А. Г. Асмолов. - URL: https://postnauka.ru/ talks/84112 (дата обращения: 03.03.2022).
3. Воронцов, А. Б. Новые проекты развивающего обучения / А. Б. Воронцов, В. А. Львовский // Психологическая наука и образование. - 2020. -Том. 25. № 5. - C. 83-94. -D0I:10.17759/pse.2020250507.
4. Милёхин, А. В. Проблема социализации старших школьников в условиях современного образования / А. В. Милёхин // Психологическая наука и образование. - 2011. - Том. 3. № 3. - URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47078_full .shtml
5. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в сложном мире. / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко [и др.]. - [Б. м.], 2018. - 93 с. -URL:https://modnso.ru/roditelyam/document/2_%D 0%9D%D0%B0%D0%B2%D 1 %8B%D0%BA%D 0%B8%20%D0%B 1 %D 1 %83%D0%B4%D 1 %83 %D 1 %89%D0%B5%D0%B3%D0%BE.pdf (дата обращения: 13.03.2022).
6. Николина, В. В. Формирование новой функциональной позиции педагога в процессе социально-педагогического дизайн-проектирования / В. В. Николина, О. Е. Фефелова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 6 (часть 2) - С. 390-395.
7. Патаракин, Е. Д. Педагогический дизайн совместной сетевой деятельности субъектов образования: дисс. ... доктора пед. наук: 13.00.01 / Е. Д. Патаракин. - Москва, 2017. - 319 с.
8. Робинсон, К. Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка. / К. Робинсон, Л. Ароника. - Москва: Манн, Иванов и Фербер; 2016. - 216 с. - ISBN 978-5-00057-734-9
9. Российские вузы должны обучать навыкам XXI века, заявил Герман Греф // РИА новости. - URL: https://ria.ru/20161207/1483041883.html (дата обращения: 03.03.2022).
10. Сенге, П. Предисловие Питера Сенге к докладу «Образовательные экосистемы для общественного развития» / П. Сенге // Образование для сложного общества. - [Б. М.], 2018. -
С.12-16. - URL: https://vbudushee.m/upload/ documents/obr_sloj_obsh.pdf (дата обращения: 12.05.2022).
11. Слободчиков, В. И. Антропологиче ская перспектива отечественного образования / В. И. Слободчиков. - Eкатеринбург: Информ. - изд. отд. Eкатеринбургской епархии, 2010. - 261 с. -ISBN 978-5-903971-08-4
12. Фролова, П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике / П. И. Фролова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - №1(23). -С. 179-185.
References
1. Abramov, A. Chto takoe soft skills i kak ikh razvivat'. Polnyy gid. I A. Abramov II RBK. Trendy. -URL: https:lltrends.rbc.ru/trendsleducation/5e90743f9a794 7ca3bbb6523 (data obrashcheniya: 03.03.2022).
2. Asmolov, A. G. Obrazovanie vperedi peremen: shkola neopredelennosti I A. G. Asmolov. -URL: https:IIpostnauka.ru/talks/84112 (data obrashcheniya: 03.03.2022).
3. Vorontsov, A. B. Novye proekty razvivayushchego obucheniya I A. B. Vorontsov, V A. L'vovskiy II Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2020. -Tom. 25. № 5. - C. 83-94. -D0I:10.17759Ipse.2020250507.
4. Milekhin, A. V. Problema sotsializatsii starshikh shkol'nikov v usloviyakh sovremennogo obrazovaniya I A. V. Milekhin II Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2011. - Tom. 3. № 3. - URL: https:llpsyjournals.ru/psyedu_rul2011In3I47078_full .shtml
5. Navyki budushchego. Chto nuzhno znat' i umet' v slozhnom mire. I E. Loshkareva, P. Luksha, I. Ninenko [i dr.]. - [B. m.], 2018. - 93 s. -URL:https:IImodnso.ru/roditelyam/documentI2_%D 0%9D%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D 0%B8%20%D0%B 1 %D 1 %83%D0%B4%D 1%83 %D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE.pdf (data obrashcheniya: 13.03.2022).
6. Nikolina, V. V. Formirovanie novoy funktsional'noy pozitsii pedagoga v protsesse sotsial'no-pedagogicheskogo dizayn-proektirovaniya I V. V. Nikolina, O. E. Fefelova II Sovremennye
naukoemkie tekhnologii. - 2016. - J№ 6 (chast' 2) - S. 390-395.
7. Patarakin, E. D. Pedagogicheskiy dizayn sovmestnoy setevoy deyatel'nosti sub"ektov obrazovaniya: diss. ... doktora ped. nauk: 13.00.01 / E. D. Patarakin. - Moskva, 2017. - 319 s.
8. Robinson, K. Shkola budushchego. Kak vyrastit' talantlivogo rebenka. / K. Robinson, L. Aronika. - Moskva: Mann, Ivanov i Ferber; 2016. -216 s. - ISBN 978-5-00057-734-9
9. Rossiyskie vuzy dolzhny obuchat' navykam XXI veka, zayavil German Gref // RIA novosti. -URL: https://ria.ru/20161207/1483041883 .html (data obrashcheniya: 03.03.2022).
10. Senge, P. Predislovie Pitera Senge k dokladu «Obrazovatel'nye ekosistemy dlya obshchestvennogo razvitiya» / P. Senge // Obrazovanie dlya slozhnogo obshchestva. - [B. M.], 2018. - S.12-16. - URL: https://vbudushee.ru/ upload/documents/obr_sloj_obsh.pdf (data obrashcheniya: 12.05.2022).
11. Slobodchikov, V. I. Antropologicheskaya perspektiva otechestvennogo obrazovaniya /
V. I. Slobodchikov. - Ekaterinburg: Inform. - izd. otd. Ekaterinburgskoy eparkhii, 2010. - 261 s. -ISBN 978-5-903971-08-4
12. Frolova, P. I. K voprosu ob istoricheskom razvitii ponyatiya «funktsional'naya gramotnost'» v pedagogicheskoy teorii i praktike / P. I. Frolova // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. -2016. - №№1(23). - S. 179-185.
Сведения об авторе
Комиссарова Майя Николаевна - кандидат педагогических наук, член российской ассоциации связей с общественностью, методист МУ ДПО «Центр повышения квалификации и информационно-методический работы», г. Магнитогорск.
About the author
Komissarova M. N. - Candidate of Pedagogical Sciences, member of the Russian Association of Public Relations, methodologist of the MU DPO "Center for Advanced Training and Information and Methodo logical Work", Magnitogorsk .