Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА-ДИЗАЙНЕРА В РАЗВИТИИ АКТУАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА-ДИЗАЙНЕРА В РАЗВИТИИ АКТУАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комиссарова М.Н.

Актуализирована необходимость модернизации индустриальной образовательной системы. Рассматриваются классификации компетенций необходимых для подготовки к деятельности в VUCA-мире, а также взаимосвязь компетенций и функциональной грамотности. Определяются основные тенденции к роли и функциям педагога. Сформулировано понятие «профессионально- педагогическая позиция», как функциональный способ деятельности, реализуемый в процессе дизайн-проектирования образовательного пространства. Представлен сравнительный анализ профессионально-педагогической позиции «преподавателя/учителя» и «педагогического дизайнера», последовательность процесса педагогического дизайна; понимание педагогического дизайна как изменение роли и позиций не только учителя, но и обучающегося. Показана необходимость проектирования образовательной среды для получения актуального образовательного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комиссарова М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DESIGN IN THE DESIGNING OF AN E ECTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT: THE FUNCTIONAL POSITION OF THE TEACHER-DESIGNER IN THE DEVELOPMENT OF RELEVANT COMPETENCIES OF THE YOUNGER GENERATION

The need to modernize the industrial educational system has been actualized. The classi cations of competencies necessary for preparation for activities in the VUCA world, as well as the relationship between competencies and functional literacy are considered. The main trends in the role and functions of the teacher are determined. The concept of «professional-pedagogical position» as a functional way of activity, implemented in the process of design-design of the educational space, has been formulated. A comparative analysis of the professional and pedagogical position of the "teacher/schoolteacher" and the "pedagogical designer", the sequence of the process of pedagogical design is presented; understanding of pedagogical design as a change in the role and positions of not only the teacher, but also the student. The necessity of designing an educational environment to obtain an up-to-date one is shown

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА-ДИЗАЙНЕРА В РАЗВИТИИ АКТУАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

УДК 371

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА-ДИЗАЙНЕРА В РАЗВИТИИ АКТУАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

М.Н. Комиссарова

Актуализирована необходимость модернизации индустриальной образовательной системы. Рассматриваются классификации компетенций необходимых для подготовки к деятельности в "УиСА-мире, а также взаимосвязь компетенций и функциональной грамотности. Определяются основные тенденции к роли и функциям педагога. Сформулировано понятие «профессионально-педагогическая позиция», как функциональный способ деятельности, реализуемый в процессе дизайн-проектирования образовательного

пространства. Представлен сравнительный анализ профессионально-педагогической позиции «преподавателя/учителя» и «педагогического дизайнера», последовательность процесса педагогического дизайна; понимание педагогического дизайна как изменение роли и позиций не только учителя, но и обучающегося. Показана необходимость проектирования образовательной среды для получения актуального образовательного результата.

Ключевые слова: трансформация, индустриальная образовательная модель, компетенции, функциональная грамотность, педагогический дизайн, профессионально-педагогическая позиция, проектирование образовательной среды.

Развитие современного общества идет по пути развития мегатрендов, присущих шестому технологическому укладу - цифровизация, автоматизация, трансформация социальных институтов, определяющих будущее и требующих эффективной деятельности подрастающего поколения в новых технологических секторах, в сфере человеко-ориентированных услуг (то, что «не могут делать роботы»), виртуальной и «зеленой» экономике.

При этом наша система образования, по словам Питера Сенге, оказалась в невыразимо

ироничной ловушке: институт, который имеет самый большой потенциал по воздействию на будущее, в наибольшей мере подчиняется идеям, которые абсолютно некритично взяты из прошлого [10].

В ситуации, где:

- обучающиеся и студенты получают стандартные задания на основе шаблонов - невозможно научить творческому подходу;

- работа с обучающимися ведётся по отдельности или в ситуации соревнования друг с другом - сложно научить совместной работе и сотрудничеству;

- основной акцент делается на когнитивные способности и формально-логический тип мышления - невозможно научить эмоциональному интеллекту и эмпатии.

В совокупности с запросом государства на высокое качество образовательной подготовки молодёжи - определяется очевидная необходимость трансформации «индустриальной» образовательной системы.

Термин «индустриальная образовательная модель» введен К. Робинсоном, который описывает его как «производственную модель образования, основанную на идеях линейности образовательного процесса, стандартизации содержания образования и объединения людей в группы, исходя, в первую очередь, из их возраста» [8].

Поддерживаемые образовательные практики индустриального уклада (стандартные знания, задания, тесты, временные границы, недостаток практик), ограничивают возможность формирования компетенций, позволяющих готовиться к эффективной деятельности на рынке труда будущего, с его сложным миром, метапредмет-ными компетенциями и ускоряющимися социальными трендами.

Масштабное обсуждение педагогическим сообществом вопроса компетенций обучающихся разных уровней (школы, колледжа, вуза) стало

актуальным и для бизнес-сообщества, что является крайне важной реализацией диады «теория - практика» и способствует следованию курсом на «умения», «навыки», «компетенции» и применению полученного знания в решении поставленных задач.

Авторы доклада «Навыки будущего» Е. Лошкарева, заместитель Генерального директора по исследованиям и разработкам,

WorldSkills Russia, П. Лукша, основатель Global Education Futures, профессор практики Московской школы управления Сколково, Д. Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий» и другие, представляют следующую модель «старых» и «новых» навыков, необходимых для успеха в личной и профессиональной деятельности [5].

Модели навыков представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Старая и новая модель навыков

По мнению Г. Грефа «Основные компетенции "человека будущего" включают высокую степень креативности, развитое системное мышление и высокий уровень умения достигать результата»

[9].

Абрамов А. выделяет следующие 14 наиболее важных soft skills («гибких» надпрофессиональ-ных навыков), которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми:

- коммуникация;

- критическое мышление;

- сервисность/клиентоориентированность;

- управление проектами, людьми, собой;

- наставничество и менторинг;

- решение проблем;

- принятие решений;

- эмоциональный интеллект;

- ненасильственное общение;

- управление знаниями;

- работа в режиме неопределенности;

- бережливое производство;

- экологическое мышление;

- самоанализ и саморефлексия [1].

Представленные позиции затрагивают, в первую очередь, профессиональное и высшее образование. Если же говорить о среднем общем образовании, то вопрос о необходимых компетенциях отчасти отражается в понятии «функциональная грамотность».

Понятие «функциональная грамотность» возникло в международной образовательной практике на стыке перехода от индустриального к постиндустриальному обществу во второй половине ХХ столетия, как ответ на понимание важности «знания» не как самоцели, а формирование ценностного отношения к общественной жизни. Функциональная грамотность рассматривается как основа развития компетентности и связана с ростом требований общества к образованию индивида [12].

Составляющими функциональной грамотности являются умения, которые должны помочь подрастающему поколению во взрослой жизни, оцениваются в международном исследовании PISA в 60 странах, являются индикатором качества образования и включают в себя:

1) читательскую грамотность, как способность человека понимать и использовать письменные тексты;

2) естественнонаучную грамотность, как способность человека понимать и научно объяснять естественно-научные явления;

3) математическую грамотность, как способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

4) финансовую грамотность, как понимание и способность принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях;

5) креативное мышление;

6) глобальные компетенции, как способность эффективно действовать в различных ситуациях, заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость, эмоциональное восприятие нового.

Таким образом, на смену предметному знанию через реализацию компетентностного подхода пришла необходимость в обучении подрастающего поколения тем навыкам и компетенциям, которые не являются традиционно очевидными в реализации предметного знания, а также предполагают изменение роли и функций педагога, стоящих перед ним задач.

А. Г. Асмолов, считает, что главная задача учителя в сложившейся ситуации:

- создавать мотивацию к поиску;

- быть навигатором в потоке информации;

- выступать коммуникатором, который организует совместную деятельность и укрепляет сотрудничество учеников [2].

А. В Милёхин полагает, что основное умение педагога будет заключаться в умении формировать идентичность личности и быть наставником для обучающихся [4].

А. Б. Воронцов в качестве наиболее значимой выделяет задачу «научить учиться самостоятельно, где знания не даются в готовом виде - они добываются» [3].

Основные тенденции, продиктованные требованиями времени к роли и функциям учителя, смещаются, таким образом, в сторону:

- тьюторства, как индивидуального сопровож-

дения обучающихся;

- фасилитации, как организации процесса работы группы обучающихся, где перестраивается система отношений преподавателя и обучающихся;

- наставничества, как практике, направленной на восполнение того или иного образовательного дефицита наставляемого.

Экспертное знание при этом, как hard skills или контекстный навык остаются неизменным требованием, что определяется системой формальных требований к педагогу и чётко определено в процедуре аттестации на основе Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), где проверяются:

- предметные и методические компетенции;

- психолого-педагогические компетенции;

- коммуникативные компетенции.

Таким образом, достаточно многогранное изучение компетенций обучающихся и педагогов, а также их роль и функции в образовательном процессе позволяют задаться вопросом: «Какой должна быть позиция педагога?», чтобы способствовать изменению похода к образованию, где возможна реализация всего вышесказанного?

Педагогическая позиция, как единство профессионального сознания и деятельности, где сама деятельность является одним из способов реализации базовой ценности - является «наиболее целостной характеристикой поведения человека, свободно и ответственно определившего свое мировоззрение, принципы и поступки во взаимоотношениях с другими» [11].

Педагогическая позиция, по мнению Николиной В.В., Фефеловой О.Е., включает в себя личностную и деятельностную позицию:

- личностная позиция, формируемая в процессе жизнедеятельности субъекта, включая его образование и самообразование, наполнена ценностно-смысловым содержанием;

- деятельностная позиция выстраивается в соответствии с ценностно-смысловым содержанием и целевыми ориентирами деятельности, которая реализует выявленные ценности и смыслы посредством реальных способов и условий их осуществления [6].

Профессионально-педагогическая позиция является не ролью выполняемой субъектом педагогической деятельности, а выступает функциональным способом деятельности педагога и определяется определённым кругом функций, обязанностей, которые он выполняет или которые ему необходимо исполнять. В данном случае речь идёт о формировании функциональной позиции - позиции педагога-дизайнера, обретаемой и, одновременно, реализуемой в процессе социально-педагогического дизайн-проектирования.

Сравнительный анализ образовательной позиции «преподавателя/учителя» и «педагогического дизайнера», представленные на рисунке

2, позволяют сделать следующие выводы:

1) преподаватель/учитель является специалистом по предмету, педагогический дизайнер -специалист по обучению;

2) преподаватель/учитель - преподаёт, педагогический дизайнер - консультирует;

3) преподаватель/учитель использует методические материалы, педагогический дизайнер их создаёт;

4) преподаватель/учитель осуществляет менеджмент класса, педагогический дизайнер занимается проектным менеджментом;

5) преподаватель/учитель думает в рамках курса, педагогический дизайнер - в рамках системы обучения.

Рисунок 2 - Образовательные позиции «преподавателя/учителя» и «педагогического дизайнера»

Реализация профессионально-педагогической позиции педагога-дизайнера предполагает направленное на достижение образовательного результата проектирование образовательной среды с использованием качественно разработанных образовательных материалов и ресурсов, а также новых информационно-технических средств и организационных форм обучения.

Процесс педагогического дизайна (рисунок 3), в ходе которого реализуется пять проектных шагов и осуществляется реализация функциональной позиции педагога-дизайнера включает:

- предпроектный анализ, который позволяет исходить из «реально существующей», а не абстрактно-идеальной проектной ситуации;

- подготовка планов проектных работ и социально-образовательных событий;

- конструирование образовательного процесса, включая содержание, средства, способы и действия обучающихся;

- вовлечение обучающихся и реализацию планов с применением учебных материалов;

- исследование эффективности проекта.

Аналитический шаг

(analysis)

' Предпроектный

анализ: >выявление проблемы ' выявление подходов к решению проблемы 'анализ среды >определение общего направления движения, способов достижения цели,

потребностей условий

Проектировочны й шаг

(design)

> Подготовка планов проектных работ:

• разработкой прототипов образа

• выстраивание конкретных проектных действий

• выбор основных конструкционны х решений

• составляется сценарий социально-образовательны х событий

Конструкторский шаг

(development)

• Конструировани е

образовательно го процесса:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• конструировани е содержания образования

• конструировани е материально-технических и дидактических средств

• конструировани е способов деятельности

• конструировани е действий обучающихся

Реализация Рефлексивно-

дизайн-проекта оцено1"'ый шаг

(implementation) (evaluation)

• осуществление • Оценка

планов, эффективности

сценариев с реализации

применением дизайн-проекта

созданных • исследование

учебных эффективности

материалов и достижения

• организация поставленных

серии задач

образовательных • удовлетворение

событий, обучением

ориентированны х на развитие компетенций или функциональной грамотности ► вовлечение обучающихся

Рисунок 3 - Процесс педагогического дизайна

Широко распространенное представление о педагогическом дизайне как о проектировании и использовании преподавателями и учителями учебных материалов, ограничивает проблематику педагогического дизайна до проектировщика учебных (в том числе электронных) материалов или учебных сценариев.

Наиболее близкое понимание педагогического дизайна и реализация функций педагога-дизайнера связано не только с проектированием образовательной среды, где изменяется деятельность учителя, но практически не затрагивается и не изменяется деятельность учеников - но и с созданием/использованием средств деятельности, при помощи которых обучающийся мог бы создавать свои собственные продукты, и о формировании ситуаций, когда такая деятельность имела бы смысл для преподавателей и обучающихся через возможности социального и цифрового расширения учебной деятельности.

Именно в случае проектирования среды для самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся вокруг объекта совместной деятельности реализуется основной методологический принцип, который развивал один из основоположников теории искусственного интеллекта С. Пейперт, состоит в том, что: «Обучение происходит наиболее эффективно, если учащийся вовлечен в создание общественного объекта (public entity), будь то замок из

песка, машина, книга или компьютерная программа» [7], главное возможно осуществление перехода обучающихся и студентов с системы воспроизведения знаний и ответа на вопрос «Что выучить?» на создание социально значимого объекта с использованием образовательных материалов, ресурсов, новых информационно-технических средств и организационных форм, в ходе которого формируются необходимые компетенции и развивается функциональная грамотность, требуемые для подготовки подрастающего поколения не к исполнительской, а к творческой деятельности, не к стандартизированным рабочим процессам, а к решению задач не имеющих стандартного решения .

Необходимо отметить, что актуальным вектором развития педагогического дизайна все чаще выступает сетевое взаимодействие субъектов образования, которое позволяет расширять ресурсы (технические, организационные, информационные), вовлекаемые в создание социально-значимого объекта, проектировать образовательную среду, приближенную к реальной ситуации (без имитационного залога) и трансформировать индустриальную образовательную систему.

Список литературы

1. Абрамов, А. Что такое soft skills и как их развивать. Полный гид. / А. Абрамов // РБК. Тренды. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/educ

ation/5e90743f9a7947ca3bbb6523 (дата обращения: 03.03.2022).

2. Асмолов, А. Г. Образование впереди перемен: школа неопределённости / А. Г. Асмолов. - URL: https://postnauka.ru/ talks/84112 (дата обращения: 03.03.2022).

3. Воронцов, А. Б. Новые проекты развивающего обучения / А. Б. Воронцов, В. А. Львовский // Психологическая наука и образование. - 2020. -Том. 25. № 5. - C. 83-94. -D0I:10.17759/pse.2020250507.

4. Милёхин, А. В. Проблема социализации старших школьников в условиях современного образования / А. В. Милёхин // Психологическая наука и образование. - 2011. - Том. 3. № 3. - URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47078_full .shtml

5. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в сложном мире. / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко [и др.]. - [Б. м.], 2018. - 93 с. -URL:https://modnso.ru/roditelyam/document/2_%D 0%9D%D0%B0%D0%B2%D 1 %8B%D0%BA%D 0%B8%20%D0%B 1 %D 1 %83%D0%B4%D 1 %83 %D 1 %89%D0%B5%D0%B3%D0%BE.pdf (дата обращения: 13.03.2022).

6. Николина, В. В. Формирование новой функциональной позиции педагога в процессе социально-педагогического дизайн-проектирования / В. В. Николина, О. Е. Фефелова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 6 (часть 2) - С. 390-395.

7. Патаракин, Е. Д. Педагогический дизайн совместной сетевой деятельности субъектов образования: дисс. ... доктора пед. наук: 13.00.01 / Е. Д. Патаракин. - Москва, 2017. - 319 с.

8. Робинсон, К. Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка. / К. Робинсон, Л. Ароника. - Москва: Манн, Иванов и Фербер; 2016. - 216 с. - ISBN 978-5-00057-734-9

9. Российские вузы должны обучать навыкам XXI века, заявил Герман Греф // РИА новости. - URL: https://ria.ru/20161207/1483041883.html (дата обращения: 03.03.2022).

10. Сенге, П. Предисловие Питера Сенге к докладу «Образовательные экосистемы для общественного развития» / П. Сенге // Образование для сложного общества. - [Б. М.], 2018. -

С.12-16. - URL: https://vbudushee.m/upload/ documents/obr_sloj_obsh.pdf (дата обращения: 12.05.2022).

11. Слободчиков, В. И. Антропологиче ская перспектива отечественного образования / В. И. Слободчиков. - Eкатеринбург: Информ. - изд. отд. Eкатеринбургской епархии, 2010. - 261 с. -ISBN 978-5-903971-08-4

12. Фролова, П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике / П. И. Фролова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - №1(23). -С. 179-185.

References

1. Abramov, A. Chto takoe soft skills i kak ikh razvivat'. Polnyy gid. I A. Abramov II RBK. Trendy. -URL: https:lltrends.rbc.ru/trendsleducation/5e90743f9a794 7ca3bbb6523 (data obrashcheniya: 03.03.2022).

2. Asmolov, A. G. Obrazovanie vperedi peremen: shkola neopredelennosti I A. G. Asmolov. -URL: https:IIpostnauka.ru/talks/84112 (data obrashcheniya: 03.03.2022).

3. Vorontsov, A. B. Novye proekty razvivayushchego obucheniya I A. B. Vorontsov, V A. L'vovskiy II Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2020. -Tom. 25. № 5. - C. 83-94. -D0I:10.17759Ipse.2020250507.

4. Milekhin, A. V. Problema sotsializatsii starshikh shkol'nikov v usloviyakh sovremennogo obrazovaniya I A. V. Milekhin II Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2011. - Tom. 3. № 3. - URL: https:llpsyjournals.ru/psyedu_rul2011In3I47078_full .shtml

5. Navyki budushchego. Chto nuzhno znat' i umet' v slozhnom mire. I E. Loshkareva, P. Luksha, I. Ninenko [i dr.]. - [B. m.], 2018. - 93 s. -URL:https:IImodnso.ru/roditelyam/documentI2_%D 0%9D%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D 0%B8%20%D0%B 1 %D 1 %83%D0%B4%D 1%83 %D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE.pdf (data obrashcheniya: 13.03.2022).

6. Nikolina, V. V. Formirovanie novoy funktsional'noy pozitsii pedagoga v protsesse sotsial'no-pedagogicheskogo dizayn-proektirovaniya I V. V. Nikolina, O. E. Fefelova II Sovremennye

naukoemkie tekhnologii. - 2016. - J№ 6 (chast' 2) - S. 390-395.

7. Patarakin, E. D. Pedagogicheskiy dizayn sovmestnoy setevoy deyatel'nosti sub"ektov obrazovaniya: diss. ... doktora ped. nauk: 13.00.01 / E. D. Patarakin. - Moskva, 2017. - 319 s.

8. Robinson, K. Shkola budushchego. Kak vyrastit' talantlivogo rebenka. / K. Robinson, L. Aronika. - Moskva: Mann, Ivanov i Ferber; 2016. -216 s. - ISBN 978-5-00057-734-9

9. Rossiyskie vuzy dolzhny obuchat' navykam XXI veka, zayavil German Gref // RIA novosti. -URL: https://ria.ru/20161207/1483041883 .html (data obrashcheniya: 03.03.2022).

10. Senge, P. Predislovie Pitera Senge k dokladu «Obrazovatel'nye ekosistemy dlya obshchestvennogo razvitiya» / P. Senge // Obrazovanie dlya slozhnogo obshchestva. - [B. M.], 2018. - S.12-16. - URL: https://vbudushee.ru/ upload/documents/obr_sloj_obsh.pdf (data obrashcheniya: 12.05.2022).

11. Slobodchikov, V. I. Antropologicheskaya perspektiva otechestvennogo obrazovaniya /

V. I. Slobodchikov. - Ekaterinburg: Inform. - izd. otd. Ekaterinburgskoy eparkhii, 2010. - 261 s. -ISBN 978-5-903971-08-4

12. Frolova, P. I. K voprosu ob istoricheskom razvitii ponyatiya «funktsional'naya gramotnost'» v pedagogicheskoy teorii i praktike / P. I. Frolova // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. -2016. - №№1(23). - S. 179-185.

Сведения об авторе

Комиссарова Майя Николаевна - кандидат педагогических наук, член российской ассоциации связей с общественностью, методист МУ ДПО «Центр повышения квалификации и информационно-методический работы», г. Магнитогорск.

About the author

Komissarova M. N. - Candidate of Pedagogical Sciences, member of the Russian Association of Public Relations, methodologist of the MU DPO "Center for Advanced Training and Information and Methodo logical Work", Magnitogorsk .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.