Научная статья на тему 'ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гибкие навыки / студенты – будущие дизайнеры / инновации в образовании / дизайн среды / актуальные методы преподавания / ролевые игры / трехмерная реконструкция / soft skills / students – future designers / innovations in education / environment design / current teaching methods / role-playing games / three-dimensional reconstruction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д А. Xвopocтoв, A C. Xвopocтoв

Современные инновации могут во многом изменить и дополнить уже сложившуюся систему обучения студентов-дизайнеров, расширить образовательные возможности и помочь добиться более высокого педагогического результата. Но их необходимо сочетать с традиционными методами обучения. Всё большую роль в профессиональной подготовке будущих дизайнеров и представителей других направлений подготовки приобретают «гибкие навыки», которые помогают лучше адаптироваться специалисту к современным условиям осуществления профессиональной деятельности. Авторы делают вывод о том, что формирование «гибких навыков» в процессе подготовки студентов – будущих дизайнеров требует от преподавателя высшей школы объединения различных методик и методов преподавания и, прежде всего, приемов и методов обучения и воспитания студентов, подготавливающих их к современным, реальным условиям деятельности после окончания профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE FORMATION OF SOFT SKILLS AMONG STUDENTS – FUTURE DESIGNERS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

Modern innovations can largely change and complement the already established system of teaching design students, expand educational opportunities and help achieve a higher pedagogical result. But they must be combined with traditional teaching methods. An increasingly important role in the professional training of future designers and representatives of other areas of training is being acquired by soft skills, which help a specialist to better adapt to modern conditions of professional activity. The authors conclude that the formation of soft skills in the process of training students – future designers require a higher school teacher to combine various teaching methods and methods and, above all, techniques and methods of teaching and educating students, preparing them for modern, real conditions of activity after graduation.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

4. Frolova P.I. K voprosu ob istoricheskom razvitii ponyatiya «funkcional'naya gramotnost'» v uchitel'skoj teorii i praktike. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2016; № 1 (23): 179-185.

5. Chto takoe funkcional'naya gramotnost' uchitelya ipochemu ee stali tak aktivno trebovat'. Available at: https://eduregion.ru/k-zhurnal/funktsionalnaya-gramotnost-pedagoga/7ysc Iid=l7n7kp8ua9613509184

6. Vinogradova N.F., Kochurova E.'E., Kuznecova M.I. i dr. Funkcional'naya gramotnost' mladshego shkol'nika: kniga dlya uchitelya. Moskva: Rossijskij uchebnik: Ventana-Graf, 2018.

7. Veryaev A.A., Nechunaeva M.N., Tatarnikova G.V. Funkcional'naya gramotnost' uchaschihsya: predstavleniya, kriticheskij analiz, izmerenie. IzvestiyaAltajskogogosudarstvennogo universiteta. 2013; № 2-2 (87): 13-17.

8. Borschevskaya A. Funkcional'naya gramotnost' v kontekste sovremennogo 'etapa razvitiya obrazovaniya. Nauka i shkola. 2021; № 1: 199-208.

9. Krylova O.V. Funkcional'naya gramotnost'shkol'nikov: chto 'eto i kak ee razvivat'. Available at: https://school.kontur.ru/publications/2374?ysclid=l7k4y73xcy860118254

10. Setevoj kompleks informacionnogo vzaimodejstviya sub'ekiov Rossijskoj Federacii v proekte «Monitoring funkcional'noj gramotnosti uchaschihsya». Available at: http://skiv. instrao.ru/bank-zadaniy/

Статья поступила в редакцию 01.10.22

УДК 378

Khvorostov D.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Corresponding Member of the RAO, Head of Department of Design, I.S. Turgenev Oryol State University

(Oryol, Russia), E-mail: aqua_storm@mail.ru

Khvorostov A.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Painting, I.S. Turgenev Oryol State University (Oryol, Russia),

E-mail: aqua_storm@mail.ru

EXPERIENCE IN THE FORMATION OF SOFT SKILLS AMONG STUDENTS - FUTURE DESIGNERS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING.

Modern innovations can largely change and complement the already established system of teaching design students, expand educational opportunities and help achieve a higher pedagogical result. But they must be combined with traditional teaching methods. An increasingly important role in the professional training of future designers and representatives of other areas of training is being acquired by soft skills, which help a specialist to better adapt to modern conditions of professional activity. The authors conclude that the formation of soft skills in the process of training students - future designers require a higher school teacher to combine various teaching methods and methods and, above all, techniques and methods of teaching and educating students, preparing them for modern, real conditions of activity after graduation.

Key words: soft skills, students - future designers, innovations in education, environment design, current teaching methods, role-playing games, three-dimensional reconstruction.

Д.А. Xeopocmoe, д-р пед. наук, член-корр. РАО, зав. каф. дизайна Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, г. Орел,

E-mail: aqua_storm@mail.ru

A.C. Xeopocmoe, д-р пед. наук, проф., Орловский государственный университета имени И.С. Тургенева, г. Орел, E-mail: aqua_storm@mail.ru

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Современные инновации могут во многом изменить и дополнить уже сложившуюся систему обучения студентов-дизайнеров, расширить образовательные возможности и помочь добиться более высокого педагогического результата. Но их необходимо сочетать с традиционными методами обучения. Всё большую роль в профессиональной подготовке будущих дизайнеров и представителей других направлений подготовки приобретают «гибкие навыки», которые помогают лучше адаптироваться специалисту к современным условиям осуществления профессиональной деятельности. Авторы делают вывод о том, что формирование «гибких навыков» в процессе подготовки студентов - будущих дизайнеров требует от преподавателя высшей школы объединения различных методик и методов преподавания и, прежде всего, приемов и методов обучения и воспитания студентов, подготавливающих их к современным, реальным условиям деятельности после окончания профессиональной подготовки.

Ключевые слова: гибкие навыки, студенты - будущие дизайнеры, инновации в образовании, дизайн среды, актуальные методы преподавания, ролевые игры, трехмерная реконструкция.

Актуальность темы нашей статьи объясняется тем, что за последние тридцать лет передовые достижения науки и техники поспособствовали существенным метаморфозам в области методики преподавания в отечественных вузах [1-4]. Появилось множество инновационных методик, в том числе в дизайн-образовании [3; 5; 6].

Модернизация в области методологии и инструментальной базы профессиональной подготовки будущих дизайнеров вкупе с объективными изменениями, произошедшими в этот период в социокультурной действительности, поспособствовали трансформации подходов к данному процессу. Сегодня в системе подготовки будущих дизайнеров много внимания уделяется формированию у них «гибких навыков» (англ. - «soft skills») [2; 7; 8].

В современной научной литературе, затрагивающей проблемы профессиональной подготовки по направлению «Дизайн», особо выделяются следующие «гибкие навыки»:

- конструктивное взаимодействие с командой;

- творческое мышление;

- умение оперативно реагировать на изменения текущей ситуации в ходе решения проблем профессиональной деятельности;

- умение конструктивно преодолевать затруднения, возникающие по ходу осуществления профессиональной и иных видов деятельности [2; 7; 9; 10].

Настоящая же статья в основном посвящена ряду важных составляющих системы профессиональной подготовки будущих дизайнеров, оказывающих, по мнению авторов, определённое влияние на ход формирования их «гибких навыков».

В связи с вышеизложенным, её цель может быть сформулирована следующим образом: проанализировать существующий позитивный опыт формирования «гибких навыков» у студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки.

Реализации указанной цели будет способствовать решение следующих задач:

- изучить влияние ролевых профессионально ориентированных игр на процесс формирования soft skills будущих дизайнеров;

- выяснить, как привлечение практикующих специалистов к проведению учебных занятий с будущими дизайнерами влияет на формирование у них «гибких навыков»;

- рассмотреть основные черты такой формы организации образовательного процесса, как учебная экскурсия применительно к подготовке будущих дизайнеров, выявить, как проведение таких экскурсий может влиять на формирование у них soft skills;

- ответить на вопрос, как трехмерная реконструкция интерьерных картин известных художников влияет на формирование у студентов соответствующих компетенций.

Для решения поставленных задач нами были использованы такие методы, как анализ педагогического опыта подготовки дизайнеров в вузах РФ и исследование специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.

Научная новизна статьи заключается в том, что были выявлены составляющие процесса профессиональной подготовки студентов направления «Дизайн», в наибольшей степени способствующие развитию их «гибких навыков».

Теоретическая значимость состоит в определении взаимосвязи между различными составляющими дизайн-обучения, с одной стороны, и процессом формирования soft skills, с другой.

Практическая значимость заключается в выявлении конкретных возможностей, существующих для развития у студентов-дизайнеров системы «гибких навыков» на современном этапе развития системы отечественного ВО.

По ходу будущей профессиональной деятельности студента-дизайнера представляется практически неизбежным возникновение сложных и неоднознач-

ных производственных и личностно-психологических ситуаций. В свою очередь, многие из них потребуют мгновенного принятия рациональных решений. Вероятность быстрого успешного поиска таких решений прямо зависит от степени развития соответствующего «гибкого навыка» [4; 6; 8].

Этот, последний, может быть сформирован путём проведения со студентами ролевых профессионально ориентированных игр. В ходе реализации такой формы организации учебной деятельности студенты могут меняться ролями, рассматривая, таким образом, поведенческие и профессиональные аспекты со всех возможных сторон.

Кроме того, проведение таких игр с большой вероятностью будет способствовать закреплению системы знаний, умений и навыков, сформированной у будущих дизайнеров в ходе профессиональной подготовки. Ролевые профессионально ориентированные игры будут способствовать скорейшей адаптации выпускников, успешно освоивших соответствующее направление подготовки, к динамично меняющимся условиям современного общества. Студенты, кроме того, лучше усвоят наиболее значимые технологические и психологические особенности выбранной профессии [11, с. 338]. Другими словами, проведение ролевых профессионально ориентированных игр будет способствовать не только развитию у обучающихся умения оперативно реагировать на изменения текущей ситуации в ходе решения проблем профессиональной деятельности, но и формированию у них «гибкого навыка» взаимодействия с командой и также относимого к этой категории умения конструктивно преодолевать затруднения, возникающие по ходу осуществления профессиональной и иных видов деятельности [2; 7; 10].

Привлечение к проведению учебных занятий и производственных практик практикующих специалистов также с определённой вероятностью будет способствовать формированию у будущих дизайнеров системы навыков, относимых к рассматриваемой категории. В ходе взаимодействия со сложившимися профессионалами обучающиеся смогут приобщиться ко многим практическим моментам своей будущей работы. Они получат возможность для развития «гибких навыков» командной работы и творческого мышления [1; 11; 12].

Учебные экскурсии в такие города, как Москва или Санкт-Петербург, будут способствовать углублению познаний будущих дизайнеров в области истории искусств. Знакомство с достижениями выдающихся архитекторов прошлого, характеризовавшихся, помимо знания строительных конструкций, сопротивления материалов, пропорций, незаурядными способностями художников и проектировщиков, будет способствовать развитию у будущих дизайнеров настоящего ряда soft skills. В их числе конструктивное взаимодействие с командой, творческое мышление и умение конструктивно преодолевать затруднения, возникающие по ходу осуществления профессиональной и иных видов деятельности [3; 12; 13; 14].

С целью развития «гибких навыков» будущих дизайнеров в рамках учебных занятий может быть использована трехмерная реконструкция интерьерных картин известных художников [15, с. 148-149]. Например, реконструкция интерьера картины Л. Премацци (1814-1891) «Эрмитаж. Галерея фламандской живописи» поможет студентам-дизайнерам в освоении перспективных построений в начертательной геометрии, изменениях расположения источников освещения и др. Тем самым она будет способствовать развитию у обучающихся такого «гибкого навыка», как творческое мышление [2; 8; 10; 16].

Кроме того, в ходе такой реконструкции произведений живописи студенты получают возможность для воссоздания планов зданий, в которых разворачива-

Библиографический список

лись действия сюжетов полотен. Это будет способствовать дальнейшему формированию у них творческого мышления, а также умения конструктивно преодолевать затруднения, возникающие по ходу осуществления профессиональной и иных видов деятельности.

Таким образом, трёхмерная реконструкция интерьерных картин позволяет применять богатейшее наследие мировой художественной культуры в процессе развития soft skills у студентов-дизайнеров.

К вышеизложенному следует добавить, что выработка системы «гибких навыков» у лиц, обучающихся по направлению подготовки «Дизайн», требует от преподавателей современной российской высшей школы объединённого использования различных методик и методов обучения [13; 14; 16]. В их ряду первое место принадлежит таким приемам и методам, при помощи введения которых в процесс подготовки будущих дизайнеров можно расширить возможности для их скорейшей адаптации к реальным условиям деятельности [11; 12; 15].

На основе вышеизложенного мы можем утверждать, что сегодня в системе подготовки будущих дизайнеров немало внимания уделяется формированию у них так называемых «гибких навыков».

В их числе особо выделяются следующие: конструктивное взаимодействие с командой; творческое мышление; умение оперативно реагировать на изменения текущей ситуации в ходе решения проблем профессиональной деятельности; умение конструктивно преодолевать затруднения, возникающие по ходу осуществления профессиональной и иных видов деятельности.

Проведение с будущими дизайнерами ролевых профессионально ориентированных игр будет способствовать развитию у обучающихся умения оперативно реагировать на изменения текущей ситуации в ходе решения проблем профессиональной деятельности, а также «гибкого навыка» взаимодействия с командой и умения конструктивно преодолевать затруднения, возникающие по ходу осуществления профессиональной и иных видов деятельности.

В ходе взаимодействия с практикующими специалистами лица, обучающиеся по направлению подготовки «Дизайн», смогут приобщиться ко многим практическим моментам своей будущей работы. Таким образом, они получат возможность для развития «гибких навыков» командной работы и творческого мышления.

Проведение учебных экскурсий с определённой вероятностью будет способствовать развитию у будущих дизайнеров ряда soft skills. В их числе конструктивное взаимодействие с командой, творческое мышление и умение конструктивно преодолевать затруднения, возникающие по ходу осуществления профессиональной и иных видов деятельности.

В целях развития «гибких навыков» будущих дизайнеров в рамках учебных занятий может быть использована трехмерная реконструкция интерьерных картин известных художников. Она позволит сформировать у обучающихся творческое мышление, умение конструктивно преодолевать затруднения, возникающие по ходу осуществления профессиональной и иных видов деятельности.

В целом развитие soft skills у лиц, обучающихся по направлению подготовки «Дизайн», требует от профессорско-преподавательского состава объединённого использования различных методик и методов обучения. В их ряду первое место принадлежит таким, при помощи введения которых в процесс подготовки будущих дизайнеров можно расширить возможности для их скорейшей адаптации к реальным условиям деятельности.

1. Горбунова Г. А. Инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2010.

2. Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 194-196.

3. Сорокопуд Ю.В., Козьяков РВ., Матюгин Н.Е., Амчиславская Е.Ю. Гибкость мышления как востребованный «мягкий навык» (soft skills) современных специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 400-402.

4. Ломов С.П. Образовательная область «Искусство» в системе общеобразовательных дисциплин стандартов второго поколения. Педагогический журнал Башкортостана. 2010; № 4 (29): 118-124.

5. Салтыкова ГМ. Технологии в дизайн-образовании в высшей школе. Преподаватель XXI век. 2018; № 2: 223-230.

6. Макарова О.Г., Пилипер А.В. Педагогические проблемы художественных традиций и новаторства методики преподавания академического рисунка при подготовке бакалавров-дизайнеров. Наука и школа. 2021; № 4: 123-132.

7. Цымбалюк А.Э., Виноградова В.О. Психологическое содержание soft skills. Ярославский педагогический вестник. 2019; № 6 (111): 120-127.

8. Федорова О.В. Формирование hard skills, soft skills и digital skills у студентов факультета информационных технологий УВО «Университет управления «ТИСБИ»». Образовательные технологии и общество. 2018; Т. 21, № 21: 335-339.

9. Хворостов Д.А. Формирование профессиональных компетенций у студентов направлений подготовки «дизайн» в ходе освоения проектных технологий. Европейский журнал социальных наук. 2014; № 2 (41): 66-72.

10. Хворостов Д.А. Традиции и инновации в современном преподавании дизайна. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015; № 4 (8): 105-109.

11. Хворостов Д.А. Использование компьютерных технологий в профессиональной подготовке студентов-дизайнеров. European Social Science Journal. 2017; № 11: 340-344.

12. Хворостов Д.А. Проектные работы в наследии архитекторов Захарова и Барановского. Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011; № 6 (44): 493-497.

13. Хворостов Д.А. Исследование формирования творческой индивидуальности будущих учителей изобразительного искусства. Ученые записки Орловского государственного университета. 2017; № 2 (75): 365-369.

14. Хворостов Д.А. Применение ролевой профессионально-ориентированной игры в подготовке студентов-дизайнеров. Ученые записки Орловского государственного университета. 2017; № 4 (77): 345-348.

15. Григорьев А.Д. Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки. Диссертация ... доктора педагогических наук. Магнитогорск, 2007.

16. Григорьев А.Д. К проблеме креативного мышления в профессиональном становлении архитекторов и дизайнеров. Архитектура. Строительство. Образование. 2012; № 1 (3): 204-214.

References

1. Gorbunova G.A. Innovacionnye tehnologiidifferencirovannogoiindividual'nogopodhoda krazvitiyuhudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostejmladshih shkol'nikov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.

2. Sorokopud Yu.V., Amchislavskaya E.Yu., Yaroslavceva A.V. Soft skills («myagkie navyki») i ih rol' v podgotovke sovremennyh specialistov. Mir nauki, kultury obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 194-196.

3. Sorokopud Yu.V., Koz'yakov R.V., Matyugin N.E., Amchislavskaya E.Yu. Gibkost' myshleniya kak vostrebovannyj «myagkij navyk» (soft skills) sovremennyh specialistov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 400-402.

4. Lomov S.P. Obrazovatel'naya oblast' «Iskusstvo» v sisteme obscheobrazovatel'nyh disciplin standartov vtorogo pokoleniya. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2010; № 4 (29): 118-124.

5. Saltykova G.M. Tehnologii v dizajn-obrazovanii v vysshej shkole. Prepodavatel'XXI vek. 2018; № 2: 223-230.

6. Makarova O.G., Piliper A.V. Pedagogicheskie problemy hudozhestvennyh tradicij i novatorstva metodiki prepodavaniya akademicheskogo risunka pri podgotovke bakalavrov-dizajnerov. Nauka i shkola. 2021; № 4: 123-132.

7. Cymbalyuk A.'E., Vinogradova V.O. Psihologicheskoe soderzhanie soft skills. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2019; № 6 (111): 120-127.

8. Fedorova O.V. Formirovanie hard skills, soft skills i digital skills u studentov fakul'teta informacionnyh tehnologij UVO «Universitet upravleniya «TISBI»». Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo. 2018; T. 21, № 21: 335-339.

9. Hvorostov D.A. Formirovanie professional'nyh kompetencij u studentov napravlenij podgotovki «dizajn» v hode osvoeniya proektnyh tehnologij. Evropejskij zhurnal social'nyh nauk. 2014; № 2 (41): 66-72.

10. Hvorostov D.A. Tradicii i innovacii v sovremennom prepodavanii dizajna. Vestnik Omskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2015; № 4 (8): 105-109.

11. Hvorostov D.A. Ispol'zovanie komp'yuternyh tehnologij v professional'noj podgotovke studentov-dizajnerov. European Social Science Journal. 2017; № 11: 340-344.

12. Hvorostov D.A. Proektnye raboty v nasledii arhitektorov Zaharova i Baranovskogo. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Nauchnyj zhurnal. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2011; № 6 (44): 493-497.

13. Hvorostov D.A. Issledovanie formirovaniya tvorcheskoj individual'nosti buduschih uchitelej izobrazitel'nogo iskusstva. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 2 (75): 365-369.

14. Hvorostov D.A. Primenenie rolevoj professional'no-orientirovannoj igry v podgotovke studentov-dizajnerov. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 4 (77): 345-348.

15. Grigor'ev A.D. Formirovanie proektnogo myshleniya studentov-dizajnerov v processe professional'noj podgotovki. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2007.

16. Grigor'ev A.D. K probleme kreativnogo myshleniya v professional'nom stanovlenii arhitektorov i dizajnerov. Arhitektura. Stroitel'stvo. Obrazovanie. 2012; № 1 (3): 204-214.

Статья поступила в редакцию 01.10.22

УДК 378.147

Kosacheva V.O., teacher, Department of English and Professional Communication of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: VOKosacheva@fa.ru

MOTIVATION OF STUDENTS TO STUDY AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT. The article is dedicated to the study of a problem of motivation development of modern students, touches on the definition of motivation, as well as features of construction of the learning process and professional development of a student through the prism of personal characteristics and psychological changes of the youth period. The author concludes that the formation of students as subjects of educational activity is impossible without the development of their appropriate motivation. The problem of motivation development is by no means new, but it is again gaining relevance in the introduction of new training standards based on system-activity, competence approaches. Both the development of competencies and the need to make choices (content, timing, forms and methods of teaching) are impossible, if students do not act purposefully, actively and responsibly in the learning process. It is the motives that perform the goals and meaning-forming functions in the activity.

Key words: motivation, student, training, professional development, professional motivation.

В.О. Косачееа, преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва, Е-mail: VOKosacheva@fa.ru

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Статья посвящена изучению проблемы развития мотивации современных студентов, затрагивает вопросы дефиниции мотивации, а также особенностей построения процесса обучения и профессионального развития студента через призму личностных особенностей и новообразований периода молодости. Автор делает вывод о том, что становление студентов как субъектов учебной деятельности невозможно без развития у них соответствующей мотивации. Проблема развития мотивации отнюдь не нова, но она вновь приобретает актуальность при внедрении новых стандартов обучения, основанных на систем-но-деятельностном, компетентностном подходах. И развитие компетенций, и необходимость делать выбор (содержание, сроки, формы и методы обучения) невозможны, если студенты не станут действовать в процессе обучения целенаправленно, активно и ответственно. Именно мотивы выполняют целе- и смыслообразующую функции в деятельности.

Ключевые слова: мотивация, студент, новообразование, обучение, профессиональное развитие, профессиональная мотивация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За последнее время в отечественных и зарубежных психолого-педагогических литературных источниках большое внимание уделяется вопросам исследования учебной мотивации студентов. Данный вопрос действительно актуален, потому что именно от формирования тех или иных учебных мотивов у студентов зависит то, насколько эффективной будет их будущая карьера и профессиональная деятельность. При яркой выраженности внешних, или утилитарных мотивов студент учится формально, при этом он не проявляет творческий подход к обучению и не может самостоятельно ставить учебные цели. Если студент относится к обучению резко отрицательно или безразлично, Успеваемость может значительно снизиться, а в будущем это весьма негативно повлияет на профессиональную деятельность обучающегося. Если же у студента высокий уровень мотивации к обучению, то он с большой вероятностью будет успешен в профессиональном плане после завершения обучения.

Мотивацию исследовали такие хорошо известные отечественные исследователи, как В.Г. Асеев, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин. Зарубежные исследования мотивации выполнялись такими учеными, как Р С. Петерс, Д.В. Аткинсов, У Клей-нбек. При этом и отечественные, и зарубежные ученые отмечали, что учебная

мотивация очень важна для студентов, потому что именно от мотивации зависит академическая успеваемость студента и успех его будущей профессиональной деятельности [1-24].

Целью данного исследования является осмысление особенностей мотивации студентов к обучению и профессиональному развитию.

Задачами исследования являются:

1. Изучение понятия мотивации.

2. Определение психологических особенностей личности студенческого возраста.

3. Анализ особенностей мотивации обучения и профессионального развития студентов.

Актуальность исследования данной проблемы вызвана тем, что в настоящее время мотивация учебной деятельности у студентов изучена недостаточно. Тем не менее именно от мотивации зависит профессиональное становление студента в рамках выбранного вида деятельности, поэтому формирование правильной мотивации способствует повышению качества подготовки будущих специалистов. Современному обществу нужны люди, которые отличаются высо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.