Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКА И КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКА И КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность школьника / компетенции / компетентностный подход / содержание ФГОС / компетенции учителя / functional literacy of student / competencies / competence approach / content of Federal State Educational Standard / teacher competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М Х. Хайбулаев, Д А. Салманова

Авторы исследования, изучая особенности представления об элементах функциональной грамотности, сопоставляют специфику правового регулирования вопроса формирования компетенций. Исследователи на примере элементов функциональной грамотности доказывают положение о том, что они являются одновременно логическим продолжением компетентностного подхода в системе среднего образования и органично призваны обеспечивать реализацию задачу непрерывного и эффективного обучения. Соотнося содержание ФГОС, определяющих подготовку будущих учителей, с элементами функциональной грамотности, авторы исследования приходят к выводу о необходимости совершенствования существующей системы подготовки будущих учителей и адаптации уже работающих учителей к обеспечению готовности формирования функциональной грамотности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М Х. Хайбулаев, Д А. Салманова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL LITERACY OF A STUDENT AND THE COMPETENCE OF A TEACHER: A COMPARATIVE ANALYSIS

The authors study features of the idea of the elements of functional literacy, compare features of legal regulation of the issue of competence formation. Using the example of functional literacy elements, researchers prove the position that they are at the same time a logical continuation of the competence approach in the secondary education system, and are organically designed to ensure the implementation of the task of continuous and effective learning. Correlating the content of the Federal State Educational Standards defining the training of future teachers with the elements of functional literacy, the authors of the study come to the conclusion that it is necessary to improve the existing system of training future teachers, and adapt already working teachers to ensure the readiness of the formation of functional literacy of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКА И КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

Изменения в организации, методологии и инструментальной базе российского ВО, в свою очередь, повлияли на систему профессионального воспитания. Соответственно, ряд изменений претерпел также процесс её проектирования.

Например, в ходе этого, последнего, современный педагог должен учитывать ряд элементов. К ним относятся содержательный, деятельностный и технологический.

Комплекс, на котором основываются предусмотренные соответствующим элементом изменения в профессиональном воспитании, включает пять основных подходов: системно-целостный, аксиологический, личностно ориентированный, деятельностный, а также компетентностный.

Библиографический список

Эти подходы предусматривают применение следующих принципов в ходе организации профессионального воспитания: принцип культуросообразности, принцип межсубъектного взаимодействия, принцип толерантности, принцип гуманизации, принцип демократизма, принцип социально-профессиональной ориентации, принцип индивидуализации.

Проектирование процесса профессионального воспитания студентов современного вуза предполагает широкое внедрение современных педагогических технологий и их реализацию на различных уровнях.

В число таких технологий, прежде всего, входят технологии работы с информацией, экспертно-оценочные технологии, технологии актуализации потенциала субъектов воспитательного процесса.

1. Зинченко В.О. Профессиональное воспитание как фактор становления социально ответственной личности современного специалиста. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022; № 1 (164): 22-28.

2. Лунева Д.Ю., Отг Н.Г Профессиональное воспитание как аспект профессиональной социализации будущих специалистов. Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы XVII Международной научно-практической интернет-конференции. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2021: 224-228.

3. Байгутлин RR Воспитание профессионально значимых качеств личности студентов вуза. Приоритетные направления инновационной деятельности в образовании: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Сибай: Башкирский государственный университет, 2021: 84-86.

4. Буянова Г.В., Гитман Е.К. Роль воспитания в формировании профессиональной компетентности будущих бакалавров. Гуманитарно-педагогические исследования. 2021; Т. 5; № 2: 10-16.

5. Cвердев RT, Aлександрова E.A. Моделирование воспитательной деятельности куратора в военном вузе. Alma mater. 2018; № 10: 58-62.

6. Ермолов М.В. Пути совершенствования профессионально-этического воспитания курсантов военных вузов. Успехи гуманитарных наук. 2019; № 5: 121-123.

У. Степанов П.В. Понятие «воспитание» в современных педагогических исследованиях. Сибирский педагогический журнал. 201У; № 2: 121-128.

8. Усманов В.В., Филиппов A.H. Компоненты педагогической модели профессионального воспитания студентов. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022; № 2: 340-349.

9. Беликов ВА Методологические основания решения проблемы воспитания и социализации личности обучающихся в системе среднего профессионального образования. Инновационное развитие профессионального образования. 2020; № 1 (25): 12-21.

10. Юсупов В.З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития. Проблемы педагогики и психологии. 2019; № 2: 216-231.

11. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: педагогика становления и развития личности. Москва: Директ-Медиа, 2019.

12. Молчанов С.Г, Ковязина Е.П. Профессиональное воспитание: терминологическое пространство инновационного проекта. Инновационное развитие профессионального образования. 2020; № 1 (25): 22-30.

13. Aльтбах Ф.Д. Глобальные перспективы высшего образования. Москва: Издательский дом ВШЭ, 2018.

14. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю. Проблема этических норм в профессиональном образе учителя: сравнительный анализ. Перспективы науки и образования. 2018; № 3 (33): У4-У8.

15. Фролова С.В. Профессиональное воспитание в образовательном пространстве педагогического вуза: основы проектирования. Нижний Новгород: Мининский университет, 201У.

16. Фролова С.В., Базарнова Н.Д., Саватеева ДА Формирование профессионального мировоззрения будущего учителя как миссия педагогического университета. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 68-4: 24У-250.

References

1. Zinchenko V.O. Professionale vospitanie kak faktor stanovleniya social'no otvetstvennoj lichnosti sovremennogo specialista. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2022; № 1 (164): 22-28.

2. Luneva D.Yu., Otg N.G. Professional'noe vospitanie kak aspekt professional'noj socializacii buduschih specialistov. Lichnostnoe iprofessional'noerazvitie buduschego specialista: materialy HVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii. Tambov: Izdatel'skij dom «Derzhavinskij», 2021: 224-228.

3. Bajgutlin R.R. Vospitanie professional'no znachimyh kachestv lichnosti studentov vuza. Prioritetnye napravleniya innovacionnoj deyatel'nosti v obrazovanii: materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sibaj: Bashkirskij gosudarstvennyj universitet, 2021: 84-86.

4. Buyanova G.V., Gitman E.K. Rol' vospitaniya v formirovaniiprofessional'nojkompetentnostibuduschih bakalavrov. Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya. 2021; T. 5; № 2: 10-16.

5. Sverdev R.G., Aleksandrova E.A. Modelirovanie vospitatel'noj deyatel'nosti kuratora v voennom vuze. Alma mater. 2018; № 10: 58-62.

6. Ermolov M.V. Puti sovershenstvovaniya professional'no-'eticheskogo vospitaniya kursantov voennyh vuzov. Uspehi gumanitarnyh nauk. 2019; № 5: 121-123.

У. Stepanov P.V. Ponyatie «vospitanie» v sovremennyh pedagogicheskih issledovaniyah. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 201У; № 2: 121-128.

8. Usmanov V.V., Filippov A.N. Komponenty pedagogicheskoj modeli professional'nogo vospitaniya studentov. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2022; № 2: 340-349.

9. Belikov V.A. Metodologicheskie osnovaniya resheniya problemy vospitaniya i socializacii lichnosti obuchayuschihsya v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2020; № 1 (25): 12-21.

10. Yusupov V.Z. Professional'noe vospitanie studentov vuza: ponyatie, struktura, genezis razvitiya. Problemy pedagogikiipsihologii. 2019; № 2: 216-231.

11. Mardahaev L.V. Social'naya pedagogika: pedagogika stanovleniya i razvitiya lichnosti. Moskva: Direkt-Media, 2019.

12. Molchanov S.G., Kovyazina E.P. Professional'noe vospitanie: terminologicheskoe prostranstvo innovacionnogo proekta. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2020; № 1 (25): 22-30.

13. Al'tbah F.D. Global'nyeperspektivy vysshego obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij dom VSh'E, 2018.

14. Frolova S.V., Ilaltdinova E.Yu. Problema 'eticheskih norm v professional'nom obraze uchitelya: sravnitel'nyj analiz. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2018; № 3 (33): У4-У8.

15. Frolova S.V. Professional'noe vospitanie v obrazovatel'nom prostranstve pedagogicheskogo vuza: osnovy proektirovaniya. Nizhnij Novgorod: Mininskij universitet, 201У.

16. Frolova S.V., Bazarnova N.D., Savateeva D.A. Formirovanie professional'nogo mirovozzreniya buduschego uchitelya kak missiya pedagogicheskogo universiteta. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 68-4: 24У-250.

Статья поступила в редакцию 01.10.22

УДК 37.012.5

Khaibulaev M.Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Director of Institute of Continuing Pedagogical Education, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: xajbulaev-magomed@inbox.ru

Salmanova D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: djamila05@mail.ru

FUNCTIONAL LITERACY OF A STUDENT AND THE COMPETENCE OF A TEACHER: A COMPARATIVE ANALYSIS. The authors study features of the idea of the elements of functional literacy, compare features of legal regulation of the issue of competence formation. Using the example of functional literacy elements, researchers prove the position that they are at the same time a logical continuation of the competence approach in the secondary education system, and are organically designed to ensure the implementation of the task of continuous and effective learning. Correlating the content of the Federal State Educational Standards defining the training of future teachers with the elements of functional literacy, the authors of the study come to the conclusion that it is necessary to improve the existing system of training future teachers, and adapt already working teachers to ensure the readiness of the formation of functional literacy of schoolchildren.

Key words: functional literacy of student, competencies, competence approach, content of Federal State Educational Standard, teacher competencies.

М.Х. Хайбулаее, канд. пед. наук, проф., директор института непрерывного педагогического образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: xajbulaev-magomed@inbox.ru

Д.А. Салманова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: djamila05@mail.ru

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКА И КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Авторы исследования, изучая особенности представления об элементах функциональной грамотности, сопоставляют специфику правового регулирования вопроса формирования компетенций. Исследователи на примере элементов функциональной грамотности доказывают положение о том, что они являются одновременно логическим продолжением компетентностного подхода в системе среднего образования и органично призваны обеспечивать реализацию задачу непрерывного и эффективного обучения. Соотнося содержание ФГОС, определяющих подготовку будущих учителей, с элементами функциональной грамотности, авторы исследования приходят к выводу о необходимости совершенствования существующей системы подготовки будущих учителей и адаптации уже работающих учителей к обеспечению готовности формирования функциональной грамотности школьников.

Ключевые слова: функциональная грамотность школьника, компетенции, компетентностный подход, содержание ФГОС, компетенции учителя.

Актуальность статьи обусловлена тем, что функциональная грамотность учителя до сих пор, несмотря на очевидную зависимость возможности формирования функциональной грамотности школьника от функциональной грамотности учителя, является не до конца изученным явлением. Между тем очевидно противоречие между тем, что учителю необходимо обеспечить формирование функциональной грамотности школьников, и тем обстоятельством, что содержание Федеральных государственных образовательных стандартов, определяющих подготовку учителя, не содержит необходимого описания функциональной грамотности учителя. Данное противоречие, например, особенно ярко определяется на фоне того, что Министерство просвещения активно продвигает в школах реализацию концепции функциональной грамотности, разрабатывая методическую базу по обеспечению проверки формирования функциональной грамотности у школьников [1; 2; 3].

В качестве ключевых элементов функциональной грамотности школьника можно представлять такие виды грамотности, как читательская грамотность; математическая грамотность; естественно-научная грамотность; глобальные компетенции; финансовая грамотность; креативное мышление. Каждый из данных компонентов призван обеспечить формирование комплексной готовности и способности реализовывать практико-ориентированные задачи, и в совокупности они призваны обеспечивать формирование функциональной грамотности школьника.

Сама программа школьного обучения выстроена таким образом, чтобы обеспечивать формирование и теоретической базы знаний, и практических навыков и умений, что в значительной степени сближает функциональную грамотность и компетентность, формируемую в процессе профессионального обучения в вузе. Неслучайно в некоторых исследованиях напрямую указывают, что функциональная грамотность является основой развития компетентности [4]. Впрочем, сближает функциональную грамотность ученика и компетентность студента и то обстоятельство, что они являются цепью единой сети, обеспечивающей готовность выпускников к реализации конкретных типов задач.

Однако остается открытым вопрос, как именно компетенции будущего учителя призваны обеспечить формирование функциональной грамотности, и что требуется обеспечить в процессе совершенствования ФГОС для осуществления готовности учителей к формированию функциональной грамотности школьника. Данный вопрос во многом остается открытым и вследствие отсутствия четкого определения в законодательстве этих двух явлений, и того обстоятельства, что, несмотря на особую значимость функциональной грамотности для школьного образования, множество теоретических и методических аспектов оказываются нераскрытыми в современных психолого-педагогических исследованиях.

Цель данной статьи заключается в сравнительно-сопоставительном анализе компетентности учителя и функциональной грамотности школьника. Учитывая, что заявленная проблематика рассматривается широким кругом исследователей относительно недавно, мы можем обратить внимание, что многие вопросы, касающиеся функциональной грамотности школьников, остаются дискуссионными, например, перечень элементов, определяющих функциональную грамотность. Так, даже несмотря на формирование позиции по данному вопросу компетентными ведомствами, в академических кругах активно ведется дискуссия о перечне и содержании видов грамотности [6]. Между тем в практической работе педагоги ориентируются на элементы функциональной грамотности, которые определены в методических рекомендациях, только принимая к сведению позиции академических исследователей [7].

Во многом трансформация образовательного процесса в условиях школы имеет комплексный характер. Так, в основе образовательной парадигмы лежит компетентностный подход, характер образовательного процесса подразумевает обеспечение эффективного взаимодействия и всех участников образовательного процесса, сотрудничества и использования деятельностного подхода [7]. Нацелен образовательный процесс на формирование практико-ориентированных навыков и способностей благодаря формированию самостоятельности, активности и творческому подходу обучающихся. Исследователи особым образом подчеркивают комплексность функционального подхода [8]. Так, например, контроль за

результатами образовательного процесса осуществляется вследствие комплексной оценки образовательных результатов.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом:

- проанализировать функциональную грамотность школьника,

- определить составляющие функциональной грамотности,

- выявить преемственность в формировании функциональной грамотности школьника,

- проанализировать ФГОС бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) на предмет подготовки будущего учителя к формированию функциональной грамотности школьника.

Методы исследования. Учитель в условиях современной школы является ключевым лицом, ответственным за обеспечение функциональной грамотности школьника, однако далеко не единственным. Последовательно проходя этапы обучения, ребенок так или иначе сталкивается с социальным учителем и школьным психологом, контактирует с другими участниками образовательного процесса. Тем не менее за обеспечение развития функциональной грамотности отвечают в наибольшей степени учителя-предметники, которые формируют не только конкретный набор знаний в рамках определенного элемента функциональной грамотности, но и способствуют расширению метапредметных знаний, следовательно, обеспечивают целостность процесса формирования функциональной грамотности школьника.

Возвращаясь к списку видов грамотности, являющихся, в сущности, элементами функциональной грамотности школьника, мы не можем не отметить, что вполне закономерно, что их возможно классифицировать. Так, мы можем говорить о том, что закономерно разделение их на общие элементы функциональной грамотности, к которым можно отнести критически важные для обеспечения готовности школьников к саморазвитию и реализации бытовых и профессиональных задач.

Так, читательская грамотность обусловливает формирование готовности к решению задач, связанных с чтением, правописанием, решением различных типов задач, в том числе связанных и с поиском информации. Обеспечение готовности будущих выпускников к решению задач, связанных с информационными технологиями и электронными ресурсами, связывают с компьютерной грамотностью, которую многие исследователи рассматривают в качестве одной из ключевых видов грамотности, несмотря на то обстоятельство, что методических рекомендаций по развитию информационной грамотности Институт стратегии развития образования РФ, особенно активно поддерживающий внедрение функциональной грамотности, не разрабатывает [9]. Учитывая, что современное общество принято считать информационным, мы не можем не отметить, что развитие основ компьютерной грамотности является критически важным для обеспечения формирования информационных компетенций, а потому мы можем в рамках теоретического исследования рассматривать данный компонент как часть функциональной грамотности.

Второй группой элементов функциональной грамотности можно считать специализированные элементы функциональной грамотности, к которым можно отнести математическую грамотность; естественно-научную грамотность и финансовую грамотность. Все указанные типы грамотности во многом призваны обеспечить формирование готовности школьников к дальнейшему профессиональному и личностному развитию. Также данные виды грамотности способствуют формированию готовности к решению различных типов бытовых задач, связанных, например, с ведением личного и семейного бюджета, пониманием сущности техногенных и природных явлений, особенностей их последствий, а также навыками решения простейших математических задач.

Третьим типом элементов функциональной грамотности - инновационными элементами функциональной грамотности - можно считать совокупность креативности мышления и глобальных компетенций, которые, несмотря на свой общих характер, содержательно призваны обеспечить развитие готовности индивида к собственному творческому, интеллектуальному и профессиональному развитию. В сущности, данные элементы функциональной грамотности представляют собой факторы, которые обусловливают готовность выпускника к

развитию гибких навыков, расширению представления об окружающем мире и созданию базы для обеспечения личностного развития.

В совокупности указанные выше виды грамотности, являющиеся элементами функциональной грамотности школьника, формируемые в процессе обучения в школе, позволяют не только создать условия для реализации им элементарных бытовых целей и задач, но и обеспечить готовность школьника к самостоятельному личностному и профессиональному развитию и становлению, в том числе благодаря подготовке к профессиональному обучению в будущем.

Формирование функциональной грамотности представляется как достаточно длительный процесс, растянутый во времени и затрагивающий все учебные предметы, которые и обеспечивают комплексный характер развития функциональной грамотности. Так, формирование функциональной грамотности начинается в начальной школе и продолжается в средней школе, где идет достаточно активно, перерастая в компетенции в условиях высшей школы и в процессе получения среднего специального образования. Примечательно, что, помимо этого, функциональная грамотность формируется в условиях дополнительного образования, органично дополняющего основную программу обучения [7].

Постепенное усложнение образовательных задач, таким образом, обусловливает возможность динамичного и последовательного развития функциональной грамотности. При этом учителя-предметники, учитывая программу обучения, обеспечивают комплексность решения поставленной педагогической задачи. Компетентностный подход, реализуемый в процессе обучения бакалавров, как мы видим, ориентирован в первую очередь на развитие готовности учителей к развитию базовых элементов функциональной грамотности (читательской и компьютерной грамотности), в то время как вопрос обеспечения специализированных элементов функциональной грамотности остается вне пределов регулирования ФГОС бакалавриата, а задачи обеспечения развития инновационных видов грамотности не раскрываются в достаточной степени.

Научная новизна статьи определяется выявлением несоответствий в подготовке будущего учителя в формировании функциональной грамотности школьника. Теоретическая значимость отражается в расширении знаний о функциональной грамотности школьника, условий формирования и ходе подготовки будущего учителя к формированию функциональной грамотности у школьников. Практическая значимость заключается в том, что материалы статьи могут быть использованы в системе подготовки и переподготовки учителей сельских малокомплектных школ, развития образования в процессе переподготовки учителей-предметников и руководителей учебных заведений.

Изучая содержание программ подготовки учителей, мы не можем не отметить, что ФГОС подготовки магистров учителей почти не адаптированы к обеспечению подготовки выпускников к работе по развитию функциональной грамотности у учителей. Конечно, в случае с магистрантами в существенно большей степени идет речь о развитии компетенций административно-управленческого характера, компетенций в сфере научно-исследовательской работы. Тем не менее мы не можем не отметить, что содержание ФГОС выстроено последовательно. Так, расширяя компетенции учителя, имеющего степень бакалавра образования, благодаря развитию административно-управленческих и научно-исследовательских навыков создается база для повышения эффективности работы учителя, база, которая позволит систематизировать педагогическую деятельность.

Таким образом, складывается ситуация, при которой, при отсутствии должного стремления учителей, работающих в стенах учебного заведения к развитию готовности к формированию навыков по развитию функциональной грамотности

Библиографический список

школьников (и элементов функциональной грамотности), формирование функциональной грамотности мы видим затруднительным, учитывая, что методическое обеспечение данного процесса до конца не разработано. В это же время компетенции выпускников, которым предстоит преподавание в школе, не отвечают потребности в развитии элементов функциональной грамотности.

Во-первых, обеспечение внедрения в процесс обучения стандартов, способствующих формированию функциональной грамотности, как мы считаем, стало шагом, позволившим обеспечить близость компетентностного подхода к образовательному процессу в условиях средней школы, следовательно, обеспечить последовательность и преемственность на ключевых ступенях образовательных траекторий. В данном случае представление об элементах функциональной грамотности, являющихся видами грамотности школьника, органично выстраивает процесс обучения, в том числе включающего контроль результатов образовательного процесса.

Во-вторых, как мы можем обратить внимание, справедливо представление о видах грамотности, формируемых в процессе обучения у школьников в качестве элементов функциональной грамотности. Так, к базовым элементам функциональной грамотности отнесены такие элементы, как читательская и компьютерная грамотность, к предметным элементам - математическая, естественно-научная и финансовая грамотность, к инновационным элементам функциональной грамотности отнесены креативность мышления и глобальные компетенции. При этом в совокупности они определяют не только возможность удачного освоения школьной программы, но и обеспечивают готовность школьника к освоению компетенций, которые будут сформированы в последующем, в процессе дальнейшего обучения.

В-третьих, очевидно, что в текущих условиях подготовка будущих учителей не в полной мере соответствует задаче обеспечения формирования у школьников и отдельных элементов функциональной грамотности, и функциональной грамотности в целом. При этом студенты бакалавриата в существенно большей степени оказываются готовыми к обеспечению формирования функциональной грамотности у школьников благодаря их подготовке к решению конкретных педагогических задач, связанных с использованием различных типов информации (в первую очередь для развития читательской и компьютерной грамотности) и инновационных элементов функциональной грамотности. Говоря же о выпускниках магистратуры, мы можем констатировать, что процесс их обучения в большей степени ориентирован на развитие организационно-управленческих и научно-исследовательских компетенций, которые не в полной мере отвечают потребности в обеспечении развития функциональной грамотности;

В-четвертых, как мы можем отметить, у учебных заведений, занимающихся подготовкой будущих учителей в текущих условиях, есть возможность для нивелирования выявленных проблем. Так, учебные заведения имеют возможность адаптации учебной программы и гибкого подхода к формированию профессиональных компетенций, которые и позволят обеспечить формирование компетенций будущих учителей в условиях потребности в развитии у школьников функциональной грамотности. Однако решение данной задачи в случае с практикующими учителями является существенно более сложной задачей, учитывая важность функциональной грамотности для формирования единства образовательного пространства. В данном случае мы видим необходимым обеспечение условий для адаптации образовательных программ, а также программ переподготовки и дополнительного образования, что, конечно, требует отдельного обсуждения и углубленного изучения.

1. О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности. Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526. Available at: https://docs.cntd.ru/document/608968046

2. Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238. Available at: https://fg.resh.edu.ru/

3. Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04. Available at: http://iskusstvo.nios.ru/DswMedia/_pismo_minprosveshcheniia_rossii_ot_26012021_n_tv-94_04_ob.pdf

4. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в учительской теории и практике. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016; № 1 (23): 179-185.

5. Что такое функциональная грамотность учителя и почему ее стали так активно требовать. Available at: https://eduregion.ru/k-zhurnal/funktsionalnaya-gramotnost-pedagoga/?ysclid=l7n7kp8ua9613509184

6. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. Москва: Российский учебник: Вента-на-Граф, 2018.

7. Веряев А.А., Нечунаева М.Н., Татарникова ГВ. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение. Известия Алтайского государственного университета. 2013; № 2-2 (87): 13-17.

8. Борщевская А. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования. Наука и школа. 2021; № 1: 199-208.

9. Крылова О.В. Функциональная грамотность школьников: что это и как ее развивать. Available at: https://school.kontur. ru/publications/2374?ysclid=l7k4y73xcy860118254

10. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг функциональной грамотности учащихся». Available at: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

References

1. O metodicheskom obespechenii raboty po povysheniyu funkcional'noj gramotnosti. Pis'mo Ministerstva prosvescheniya RF ot 17.09.2021 № 03-1526. Available at: https://docs. cntd.ru/document/608968046

2. Ob 'elektronnom banke trenirovochnyh zadanij po ocenke funkcional'noj gramotnosti. Pis'mo Ministerstva prosvescheniya RF ot 22.03.2021 № 04-238. Available at: https:// fg.resh.edu.ru/

3. Ob 'elektronnom banke trenirovochnyh zadanij po ocenke funkcional'noj gramotnosti. Pis'mo Ministerstva prosvescheniya RF ot 26.01.2021 № TV-94-04. Available at: http:// iskusstvo.nios.ru/DswMedia/_pismo_minprosveshcheniia_rossii_ot_26012021_n_tv-94_04_ob.pdf

4. Frolova P.I. K voprosu ob istoricheskom razvitii ponyatiya «funkcional'naya gramotnost'» v uchitel'skoj teorii i praktike. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2016; № 1 (23): 179-185.

5. Chto takoe funkcional'naya gramotnost' uchitelya ipochemu ee stali tak aktivno trebovat'. Available at: https://eduregion.ru/k-zhurnal/funktsionalnaya-gramotnost-pedagoga/7ysc Iid=l7n7kp8ua9613509184

6. Vinogradova N.F., Kochurova E.'E., Kuznecova M.I. i dr. Funkcional'naya gramotnost' mladshego shkol'nika: kniga dlya uchitelya. Moskva: Rossijskij uchebnik: Ventana-Graf, 2018.

7. Veryaev A.A., Nechunaeva M.N., Tatarnikova G.V. Funkcional'naya gramotnost' uchaschihsya: predstavleniya, kriticheskij analiz, izmerenie. IzvestiyaAltajskogogosudarstvennogo universiteta. 2013; № 2-2 (87): 13-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Borschevskaya A. Funkcional'naya gramotnost' v kontekste sovremennogo 'etapa razvitiya obrazovaniya. Nauka i shkola. 2021; № 1: 199-208.

9. Krylova O.V. Funkcional'naya gramotnost' shkol'nikov: chto 'eto i kak ee razvivat'. Available at: https://school.kontur.ru/publications/2374?ysclid=l7k4y73xcy860118254

10. Setevoj kompleks informacionnogo vzaimodejstviya sub'ekiov Rossijskoj Federacii v proekie «Monitoring funkcional'noj gramotnosti uchaschihsya». Available at: http://skiv. instrao.ru/bank-zadaniy/

Статья поступила в редакцию 01.10.22

УДК 378

Khvorostov D.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Corresponding Member of the RAO, Head of Department of Design, I.S. Turgenev Oryol State University

(Oryol, Russia), E-mail: aqua_storm@mail.ru

Khvorostov A.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Painting, I.S. Turgenev Oryol State University (Oryol, Russia),

E-mail: aqua_storm@mail.ru

EXPERIENCE IN THE FORMATION OF SOFT SKILLS AMONG STUDENTS - FUTURE DESIGNERS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING.

Modern innovations can largely change and complement the already established system of teaching design students, expand educational opportunities and help achieve a higher pedagogical result. But they must be combined with traditional teaching methods. An increasingly important role in the professional training of future designers and representatives of other areas of training is being acquired by soft skills, which help a specialist to better adapt to modern conditions of professional activity. The authors conclude that the formation of soft skills in the process of training students - future designers require a higher school teacher to combine various teaching methods and methods and, above all, techniques and methods of teaching and educating students, preparing them for modern, real conditions of activity after graduation.

Key words: soft skills, students - future designers, innovations in education, environment design, current teaching methods, role-playing games, three-dimensional reconstruction.

Д.А. Xeopocmoe, д-р пед. наук, член-корр. РАО, зав. каф. дизайна Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, г. Орел,

E-mail: aqua_storm@mail.ru

A.C. Xeopocmoe, д-р пед. наук, проф., Орловский государственный университета имени И.С. Тургенева, г. Орел, E-mail: aqua_storm@mail.ru

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Современные инновации могут во многом изменить и дополнить уже сложившуюся систему обучения студентов-дизайнеров, расширить образовательные возможности и помочь добиться более высокого педагогического результата. Но их необходимо сочетать с традиционными методами обучения. Всё большую роль в профессиональной подготовке будущих дизайнеров и представителей других направлений подготовки приобретают «гибкие навыки», которые помогают лучше адаптироваться специалисту к современным условиям осуществления профессиональной деятельности. Авторы делают вывод о том, что формирование «гибких навыков» в процессе подготовки студентов - будущих дизайнеров требует от преподавателя высшей школы объединения различных методик и методов преподавания и, прежде всего, приемов и методов обучения и воспитания студентов, подготавливающих их к современным, реальным условиям деятельности после окончания профессиональной подготовки.

Ключевые слова: гибкие навыки, студенты - будущие дизайнеры, инновации в образовании, дизайн среды, актуальные методы преподавания, ролевые игры, трехмерная реконструкция.

Актуальность темы нашей статьи объясняется тем, что за последние тридцать лет передовые достижения науки и техники поспособствовали существенным метаморфозам в области методики преподавания в отечественных вузах [1-4]. Появилось множество инновационных методик, в том числе в дизайн-образовании [3; 5; 6].

Модернизация в области методологии и инструментальной базы профессиональной подготовки будущих дизайнеров вкупе с объективными изменениями, произошедшими в этот период в социокультурной действительности, поспособствовали трансформации подходов к данному процессу. Сегодня в системе подготовки будущих дизайнеров много внимания уделяется формированию у них «гибких навыков» (англ. - «soft skills») [2; 7; 8].

В современной научной литературе, затрагивающей проблемы профессиональной подготовки по направлению «Дизайн», особо выделяются следующие «гибкие навыки»:

- конструктивное взаимодействие с командой;

- творческое мышление;

- умение оперативно реагировать на изменения текущей ситуации в ходе решения проблем профессиональной деятельности;

- умение конструктивно преодолевать затруднения, возникающие по ходу осуществления профессиональной и иных видов деятельности [2; 7; 9; 10].

Настоящая же статья в основном посвящена ряду важных составляющих системы профессиональной подготовки будущих дизайнеров, оказывающих, по мнению авторов, определённое влияние на ход формирования их «гибких навыков».

В связи с вышеизложенным, её цель может быть сформулирована следующим образом: проанализировать существующий позитивный опыт формирования «гибких навыков» у студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки.

Реализации указанной цели будет способствовать решение следующих задач:

- изучить влияние ролевых профессионально ориентированных игр на процесс формирования soft skills будущих дизайнеров;

- выяснить, как привлечение практикующих специалистов к проведению учебных занятий с будущими дизайнерами влияет на формирование у них «гибких навыков»;

- рассмотреть основные черты такой формы организации образовательного процесса, как учебная экскурсия применительно к подготовке будущих дизайнеров, выявить, как проведение таких экскурсий может влиять на формирование у них soft skills;

- ответить на вопрос, как трехмерная реконструкция интерьерных картин известных художников влияет на формирование у студентов соответствующих компетенций.

Для решения поставленных задач нами были использованы такие методы, как анализ педагогического опыта подготовки дизайнеров в вузах РФ и исследование специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.

Научная новизна статьи заключается в том, что были выявлены составляющие процесса профессиональной подготовки студентов направления «Дизайн», в наибольшей степени способствующие развитию их «гибких навыков».

Теоретическая значимость состоит в определении взаимосвязи между различными составляющими дизайн-обучения, с одной стороны, и процессом формирования soft skills, с другой.

Практическая значимость заключается в выявлении конкретных возможностей, существующих для развития у студентов-дизайнеров системы «гибких навыков» на современном этапе развития системы отечественного ВО.

По ходу будущей профессиональной деятельности студента-дизайнера представляется практически неизбежным возникновение сложных и неоднознач-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.