Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ'

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Науменко Ольга Викторовна, Бирюкова Юлия Олеговна

Рассматривается проблема подготовки педагогов к формированию функциональной грамотности младших школьников. Описывается возможный путь подготовки учителя к формированию финансовой грамотности учащихся начальных классов. Обозначены элементы инварианта содержания и методики подготовки учителя начальных классов к формированию финансовой грамотности младшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF PRIMARY SCHOOL TEACHER TO THE DEVELOPMENT OF THE STUDENTS’ FINANCIAL LITERACY

The article deals with the issue of the teacher’s training to the formation of the functional literacy of younger schoolchildren. There is described the possible way of the teacher’s training to the formation of the financial literacy of the primary school teacher. The authors define the elements of the content’s invariant and the methodology of training of primary school teacher to the formation of the financial literacy of younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

о.в. НАУМЕНКО, Ю.о. БИРЮКОВА (Волгоград)

подготовка учителя начальных классов к формированию финансовой грамотности учащихся

Рассматривается проблема подготовки педагогов к формированию функциональной грамотности младших школьников. Описывается возможный путь подготовки учителя к формированию финансовой грамотности учащихся начальных классов. Обозначены элементы инварианта содержания и методики подготовки учителя начальных классов к формированию финансовой грамотности младшеклассников.

Ключевые слова: функциональная грамотность, финансовая грамотность, начальное образование, младший школьник, подготовка учителя, прикладная математика, студент.

На современном этапе развития общества возрастает потребность в функциональной грамотности подрастающего поколения. Появившееся в 1965 г., на Всемирном конгрессе министров просвещения понятие «функциональная грамотность» толковалось как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем» [5]. Позднее (1978 г.) это определение уточнит ЮНЕСКО: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного его функционирования как члена сообщества, которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» [Там же].

В настоящее время под функциональной грамотностью понимают «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [1]. Иначе - это навыки и умения, которые любому человеку необходимы для жизни в современном постоянно и быстро изменяющемся мире.

Подчеркнем: важны не столько собственно знания, сколько умения их применить и чаще всего в нестандартной ситуации. Это, в свою очередь, требует найти недостающую новую достоверную информацию и на ее основе спланировать алгоритм действий, освоить новые виды и способы деятельности, постоянно заниматься саморазвитием и самообразованием. Именно по уровню функциональной грамотности обучающихся судят о качестве образования.

Функциональная грамотность включает: читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, математическую грамотность (прикладную математику), финансовую грамотность, юридическую грамотность, компьютерную грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейно-бытовой жизни, креативное (творческое) мышление [1].

Согласно нормам федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, уже на уровне начальной школы следует вести работу по формированию функциональной грамотности («способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапред-метных и универсальных способов деятельности» [3, п. 34.2]) практически по всем ее составляющим. И если формирование грамотности в чтении и письме, прикладной математике, представлений о естественно-научной картине мира, в семейно-бытовых вопросах и вопросах здоровьесбьережения были традицион-ны для российского начального образования, то формирование юридической и финансовой грамотности младших школьников стало новшеством, к которому оказались готовы далеко не все педагоги начальной школы.

В нашей статье мы остановимся на вопросе подготовки учителей начальных классов к формированию финансовой грамотности младшеклассников.

В соответствии с концепцией Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, под финансовой грамотностью следует понимать «способность:

- эффективного управления личными финансами;

- осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование;

© Науменко О.В., Бирюкова Ю.О., 2022

педагогические науки

- оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением;

- разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг (в том числе инструментов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций), иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках;

- принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и осознанно нести ответственность за такие решения;

- компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления» [2].

Нам видится, что подготовка педагога к формированию финансовой грамотности младших школьников должна включать следующие этапы:

1) мотивационный;

2) личностный когнитивный;

3) методический когнитивный;

4) функциональный.

Первый (мотивационный) этап осуществляется при знакомстве студента педагога с нормативно-правовой базой российского начального образования (ОПК-1), где даны четкие указания на необходимость соответствующей профессиональной подготовки педагога [4, п. 3.3].

Второй (личностный когнитивный) реализуется в процессе профессиональной подготовки в рамках формирования универсальной компетенции (УК-9), согласно которой педагог должен быть «способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности» [Там же, п. 3.2]. Знания, умения и способы действий в области личной финансовой грамотности, необходимые любому современному человеку, а уж тем более педагогу, могут формироваться в процессе освоения дисциплин «Финансовый практикум», «Математика и информатика», «основы естествознания и обществозна-ния» или курсов «Финансовая математика». На этом этапе студент изучает:

- основные принципы экономического анализа и рационального выбора экономического поведения;

- существенные виды личных доходов и расходов;

- основы ведения личного бюджета;

- типы финансовых организаций и правила взаимодействия с ними;

- виды финансовых рисков и источники их возникновения для физического лица, способы управления рисками;

- возможности современных электронных программ в личном финансовом планировании и др.

Здесь же студент будет учиться:

- критически оценивать информацию о предлагаемых финансовых продуктах и об изменениях в экономике;

- понимать целесообразность личного экономического и финансового планирования;

- контролировать личный бюджет, используя существующие программные продукты;

- решать типичные экономические задачи личного финансового планирования и выбирать эффективные инструменты для достижения финансовых целей;

- анализировать существенные положения договоров, заключаемых с финансовыми организациями, оценивать возможные личные риски, в том числе риск мошенничества, и предупреждать их последствия;

- пользоваться достоверными источниками информации о правах и обязанностях потребителя финансовых услуг, оценивать свои права на налоговые льготы, пенсионные и социальные выплаты и т. п.

третий (методический когнитивный) этап подготовки педагога к формированию финансовой грамотности школьников заключается в изучении предлагаемых методических систем формирования финансовой грамотности учащихся начальной школы: их целей, задач, планируемых результатов, методов и приемов, а также имеющихся средств (программ, учебных пособий, электронных ресурсов) и анализе имеющегося передового педагогического опыта в реализации этих систем. Указанный этап может и должен реализовывать-ся в рамках дисциплин методического профиля, а именно «Методика обучения математике в начальной школе», «Методика преподавания курса «окружающий мир» в начальной школе» и/или дисциплины по выбору обучающегося «Методика формирования финансовой грамотности в начальной школе».

Четвертый (функциональный) этап подготовки педагога к формированию финансовой грамотности учащихся начальной школы предназначен для овладения практикой работы учителя в данном направлении, что и определяет в качестве места и времени его осуществления учебную (предметно-содержательную) практику в предметно-методическом модуле профиля 44.03.01 «Начальное образование». Содержание этого этапа предполагает наблюдение за деятельностью педагога-наставника в части формирования финансовой грамотно-

сти младших школьников как на уроках, так и во внеурочной деятельности, включение в содержание пробных уроков «Математика» и «Окружающий мир» и внеурочных занятий заданий, способствующих формированию финансовой грамотности учащихся начальной школы.

Далее мы укажем вопросы, которые, на наш взгляд, обязательно должны найти место в содержании подготовки учителя начальных классов к формированию экономической грамотности младшеклассников:

Тема 1. Деньги (Сущность денег. Валюта. Виды валюты. Перевод денежных средств из одной валюты в другую. Валютные операции: покупка и продажа валюты).

Тема 2 . Семейный бюджет (Доходы и расходы. Расчеты и платежи. Налоги. Ипотека. Пенсии. Социальные пособия. Планирование личного бюджета. Сбалансированность личного бюджета. Инструменты для планирования личного бюджета).

Тема 3. Товары и покупки (Цена и стоимость. Разумный выбор товаров и услуг.).

Тема 4 . Финансовые цели и планы (Как ставить цели и достигать их. Сбережения. Банковский вклад (сущность, сумма, ставка, срок, выплаты). Кредиты и займы (сущность, сумма, ставка, срок, платеж). Облигации).

Тема 5 . Финансовый обман (Мошенничество. Финансовые пирамиды. Микрофинансовые организации. Страхование вклада).

Тема 6 . Основы предпринимательства (Индивидуальное предпринимательство. Производство. Инвестиции. Рента. Доходность).

Современное образование требует активных методов обучения, поэтому наряду с самостоятельной подготовкой студентов мы предлагаем для различных видов учебных занятий и контроля освоения обучающимися запланированных результатов обучения, применение таких образовательных технологий:

а) для теоретических занятий: изучение теоретического материала по технологии «перевернутый класс», видеолекция, дискуссия;

б) для практических занятий: анализ и решение кейс-заданий - конкретных ситуаций различного типа, деловая игра «Твои финансы поют романсы?» («Доходы и расходы»), «Финансист»; практическая личностно ориентированная работа (составление личного бюджета, личного финансового плана), тренинг в решении практико-ориентированных математических задач с финансовой фабулой, компьютерное тестирование.

Приведем примеры таких заданий.

• Задача 1. В июле 1 кг огурцов в Волгограде стоил 60 рублей, в сентябре цена выросла на 15%, а в октябре еще на 15%. Сколько стоил 1 кг огурцов в октябре?

• Задача 2. Средняя зарплата учителя с сентября по декабрь прошлого года составляла 29 000 рублей в месяц. А с января по июнь включительно учитель получил ежемесячную прибавку к прежней зарплате за классное руководство в размере 5 000 рублей. Каков общий доход, полученный учителем за учебный год? Какова сумма его подоходного налога за этот период?

• Задача 3. Для покупки машины Анатолий взял в банке кредит 120 000 рублей на один год, предполагая вносить каждый месяц одинаковую сумму, чтобы выплатить весь долг, вместе с процентами через год. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно, выплачивая 19% годовых? Сколько в итоге он должен вернуть банку через год?

• Кейс-задание 1. Семья Ивановых состоит из трех человек - мама, папа и дочь Маша. Зарплата мамы составляет 33 000 рублей, зарплата папы - 45 000 рублей, а Маша - еще школьница и не работает. Ежемесячные траты семьи составляют: 30 000 рублей - на продукты; 6 234 рублей - на оплату коммунальных услуг; 412 рублей - оплата Интернета; 8 000 рублей - на занятия Маши с репетитором по математике; 1 640 рублей - на проездные билеты на транспорт; 2 500 рублей на - обеды в школе; 5 000 рублей — покупка бензина для машины; 4 000 рублей - откладывается на экстренный ремонт техники, одежды и обуви. Возможно ли в этом месяце купить Маше новый ноутбук, если его стоимость 37 000 рублей? Какие варианты решения проблемы вы можете предложить?

• Кейс-задание 2. После окончания педагогического университета Вова устроился на работу в школу и задумался о том, где будет проживать самостоятельно: снимать или купить собственную квартиру. Узнав цены на недвижимость, Вова выбрал квартиру для покупки в любимом районе стоимостью 1 300 000 руб. Сможет ли Вова купить эту квартиру через 5 лет, не прибегая к ипотеке, если на покупку использовать его ежемесячную заработную плату 28 000 рублей, накопленные средства ранее 100 000 рублей и деньги, взятые в долг у родителей в размере максимальной суммы возврата подоходного налога от покупки данной квартиры, которые он планирует вернуть родителям сразу после получения налогового вычета? При этом ежемесячные расходы Вовы составляют: питание - 6 000 рублей, бытовые нужды - 1 200 рублей, проездной -600 рублей, занятия спортом - 1 000 рублей, непредвиденные расходы - 3 000 рублей.

Стоит отметить, что на практических занятиях необходимо разбирать как задачи и ситуации, актуальные как для самих студентов,

- педагогические науки -

расходы семьи на развлечения (график к задаче 2)

5000 -

4000 - - >

2000 - V, ——

1000 -

0 -

/ /* / X / X

так и задания, которые будут доступны младшим школьникам и в последующем могут использоваться студентами на пробных занятиях в школе. Приведем примеры таких заданий из области «Математика и информатика» для разбора на практических занятиях:

• Задача 1. Семья из четырех взрослых человек, путешествуя по Волгоградской области, решила посетить город Урюпинск. Расстояние по шоссе до Урюпинска равно 350 км. Доехать до Урюпин-ска можно на личном автомобиле или на маршрутном такси. На каждые 100 километров пути автомобиль расходует 10 литров бензина. Цена бензина равна 55 рублей за литр. Цена билета на одного человека для поездки в маршрутном такси - 950 рублей. Поездка на каком виде транспорта окажется дешевле для семьи: личном автомобиле или маршрутном такси?

• Задача 2. В одной семье на каждый месяц были запланированы расходы на развлечения: в январе и марте - поход в цирк; в феврале, апреле и ноябре - посещение музея; в мае, июле и сентябре -посещение парка аттракционов; в июне и августе -поездка на теплоходе; в октябре - посещение спортивных мероприятий, в декабре - просмотр новогодних представлений в различных театрах города. На графике (см. рис. выше) изображены расходы семьи на развлечения в течение года. Рассмотри график и ответь на вопросы:

1. В каком месяце расходы были самыми высокими? Какое мероприятие состоялось в этом месяце?

2. Что показывает значение расходов в мае месяце? какое мероприятие состоялось в этом месяце?

3. Верно ли, что расходы на посещение цирка в январе и марте были одинаковыми?

4. В каком месяце расходы на посещение аттракционов были самыми низкими?

5. В каком месяце поездка на теплоходе была дешевле: в июне или августе?

• Кейс-задание 1 (для учеников 4-го класса). Средний доход семьи из трех человек (мама, папа и дочь Оля) составляет 60 300 рублей в месяц. Семья решила накопить на путешествие. В таблице (табл. 1) указаны расходы членов семьи на месяц. Заполните таблицу до конца и ответьте на вопрос: сможет ли семья поехать на отдых через два месяца, если поездка стоит 36 400? Если средств недостаточно, то укажите, какие виды расходов можно сократить за эти два месяца, чтобы поездка состоялась?

Таблица 1

Бюджет семьи ивановых

Виды расходов Расходы за месяц, руб.

Общий доход 58 300

Оплата квартиры 4 700

Покупка продуктов питания 9 800

Обслуживание автомобиля 6 200

Бытовые нужды 4 100

Оплата Интернета 1 300

Оплата занятий по гимнастике для Оли 5 600

Покупка одежды и косметических средств 8 500

Развлечения 5 000

Итого за месяц

Остаток бюджета

• Кейс-задание 2. Две семьи из городов Волгоград и Краснодар покупали на рынке фрукты: яблоки, груши, сливы, виноград, абрикосы. Цена фруктов в этих городах различна (табл. 2). В таблице показана цена фруктов в Волгограде и в Краснодаре. Подсчитай, сколько необходимо потратить денег на рынках каждой семье, если всех видов фруктов купили по килограмму. Внеси ответ в таблицу.

Таблица 2

цены на фрукты

Рынок в Волгограде находится рядом с домом, а до рынка в Краснодаре необходимо добираться на маршрутном такси. цена проезда на маршрутном такси до рынка и обратно обойдется в 86 рублей. В каком городе выгоднее окажется приобрести продукты?

На уровне функциональной подготовки педагога начального образования к формированию финансовой грамотности младших школьников студенты не только наблюдают за деятельностью опытных педагогов в этом направлении, но и выполняют проектные задания по разработке фрагментов уроков или сценариев внеклассных занятий, способствующих формированию финансовой грамотности младшеклассников. В период педагогической практики будущие учителя начальной школы имеют возможность апробировать предложенные проекты и получить опыт самостоятельной деятельности по формированию функциональной грамотности учащихся в части экономической грамотности.

В заключение отметим, что предложенная модель решения проблемы подготовки бу-

дущего учителя начальных классов к формированию финансовой грамотности младших школьников не требует особых финансовых и кадровых ресурсов, а значит, может быть всегда реализована в любом педагогическом вузе.

список литературы

1. Лаборатория функциональной грамотности [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik. ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/ (дата обращения: 03.02.2022).

2. Об утверждении Основных направлений деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения: приказ ФСФР России от 24 сент. 2009 г. № 09-237/пз [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_4845/ (дата обращения: 20.03.2022).

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (зарегистрирован 5 июля 2021 г. № 64100) [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 27.03.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»: приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февр. 2018 г. № 121 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/ 71897858/ (дата обращения: 04.04.2022).

5. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике [Электронный ресурс] // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1(23). С. 179-185. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoriche skom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike (дата обращения: 13.01.2022).

* * *

1. Laboratoriya funkcional'noj gramotnosti [Elekt-ronnyj resurs]. URL: https://rosuchebnik.ru/material/ laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/ (data obrash-cheniya: 03.02.2022).

2. Ob utverzhdenii Osnovnyh napravlenij deya-tel'nosti, napravlennoj na povyshenie urovnya finan-sovoj gramotnosti naseleniya: prikaz FSFR Rossii ot 24 sent. 2009 g. № 09-237/pz [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_4845/ (data obrashcheniya: 20.03.2022).

Наименование фруктов Цена, руб.

г. Волгоград г. Краснодар

Яблоки 80 60

Груши 100 80

Сливы 60 50

Виноград 120 100

Абрикосы 80 65

Всего

педагогические науки

3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya: prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 31 maya 2021 g. № 286 (za-registrirovan 5 iyulya 2021 g. № 64100) [Elektronnyj resurs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu ment/View/0001202107050028 (data obrashcheniya: 27.03.2022).

4. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazova-niya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie»: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 fevr. 2018 g. № 121 (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/71897858/ (data obrashcheniya: 04.04.2022).

5. Frolova P.I. K voprosu ob istoricheskom raz-vitii ponyatiya «Funkcional'naya gramotnost'» v peda-gogicheskoj teorii i praktike [Elektronnyj resurs] // Na-uka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2016. № 1(23). S. 179-185. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyati ya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-te orii-i-praktike (data obrashcheniya: 13.01.2022).

Training of primary school teacher to the development of the students' financial literacy

The article deals with the issue of the teacher's training to the formation of the functional literacy of younger schoolchildren. There is described the possible way of the teacher's training to the formation of the financial literacy of the primary school teacher. The authors define the elements of the content's invariant and the methodology of training of primary school teacher to the formation of the financial literacy of younger schoolchildren.

Key words: functional literacy, financial literacy, primary education, younger schoolchild, teacher's training, applied mathematics, student.

с.р. монгуш

(кызыл)

непрерывное образование в системе «школа - спо», основанное на национальных традициях тувы

Освещен поиск теоретических и практических решений по реализации преемственной образовательной программы по профессионально-прикладной физической подготовке для обучающихся в системе «школа - СПО» в Республике Тува. Предложена республиканская организационно-педагогическая модель, объединяющая возможности профессионального образования, промышленных и социальных партнеров по реализации преемственной образовательной программы в подготовке рабочих кадров в Туве.

Ключевые слова: образовательная программа, преемственность, модуль, профессионально важные качества, мотивация, установка, на-циональныетрадиции.

Особенностью развития Тувы является, с одной стороны, ее удаленность, относительная изолированность и привязанность образовательных учреждений к отдельной территории; с другой - функциональная и организационная приближенность ее к потребителям, востребованность среднего профессионального образования со стороны местного населения и хозяйственных структур. Данные обстоятельства обозначают проблему соответствия данного вида образования требованиям стратегии социально-экономического развития тувы, формируют высокую зависимость образовательного рынка от регионального рынка труда, определяют возможность формирования образовательных программ с учетом запросов работодателей.

На основе концепции «Модернизация российского образования на период до 2020 года» и закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012) Министерством общего и профессионального образования Республики тува разработана «Концепция воспитания человека в общеобразовательных учреждениях в Республике тыва», которая направлена на формирование национального самосознания и традиционной физической культуры; овладение си-

(Статья поступила в редакцию 17.05.2022)

О Монгуш С.Р., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.