Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)'

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / финансовая грамотность / пространственная ориентация / информационная грамотность / математика / начальные классы. / functional literacy / financial literacy / spatial orientation / information literacy / mathematics / primary school.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клешнева Анна Валерьевна

в статье рассказывается о применении учебных задач, направленных на формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках математики. Автор рассматривает теоретический аспект темы и делится практическим опытом использования данной образовательной технологии в работе учителя начальных классов. В статье рассматриваются примеры задач, направленных на формирование функциональной грамотности: финансовой грамотности, пространственной ориентации, информационной грамотности, которые автор успешно использует в своей работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клешнева Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN MATHEMATICS LESSONS (FROM EXPERIENCE)

the article describes the application of educational tasks aimed at the formation of functional literacy of younger students in mathematics lessons.The author considers the theoretical aspect of the topic and shares practical experience of using this educational technology in the work of a primary school teacher. The article discusses examples of tasks aimed at the formation of functional literacy: financial literacy, spatial orientation, information literacy, which the author successfully uses in his work.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Клешнева А.В.

Клешнева Анна Валерьевна - учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 102, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассказывается о применении учебных задач, направленных на формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках математики. Автор рассматривает теоретический аспект темы и делится практическим опытом использования данной образовательной технологии в работе учителя начальных классов. В статье рассматриваются примеры задач, направленных на формирование функциональной грамотности: финансовой грамотности, пространственной ориентации, информационной грамотности, которые автор успешно использует в своей работе.

Ключевые слова: функциональная грамотность, финансовая грамотность, пространственная ориентация, информационная грамотность, математика, начальные классы.

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN MATHEMATICS LESSONS (FROM EXPERIENCE)

Kleshneva A.V.

Kleshneva Anna Valerievna - primary school Teacher, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 102, KRASNODAR

Abstract: the article describes the application of educational tasks aimed at the formation of functional literacy of younger students in mathematics lessons.The author considers the theoretical aspect of the topic and shares practical experience of using this educational technology in the work of a primary school teacher. The article discusses examples of tasks aimed at the formation of functional literacy: financial literacy, spatial orientation, information literacy, which the author successfully uses in his work.

Keywords: functional literacy, financial literacy, spatial orientation, information literacy, mathematics, primary school.

УДК 37.022

В этой статье хочется поделиться опытом, как учебные задачи влияют на формирование функциональной грамотности у детей.

Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач, способностью решать проблемы, связанные с реализацией различных социальных ролей (гражданина, работника, сотрудника, потребителя, клиента и т.д.) [1].

Функциональная грамотность - понятие без возраста. Ежедневно все мы сталкиваемся с необходимостью решения задач в обыденных ситуациях.

Какой же предмет отвечает за формирование функциональной грамотности?

Её смысл - в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета.

Перед нами встают актуальные вопросы: как учить? Чему учить? Чем отличаются задания для формирования функциональной грамотности от традиционных.

Прежде всего,

- в каждом из таких заданий моделируется понятная жизненная ситуация:

- задания носят проблемный характер;

- излагаются простым, «неакадемическим», понятным языком.

Для решения задания учащемуся требуется самостоятельно «перевести» задание на язык предметной области (например, математики).

Предлагаю рассмотреть несколько упражнений по математике, направленных на формирование функциональной грамотности. Главное во всех упражнениях - это решение конкретной бытовой проблемы.

Задача для 4 класса на формирование финансовой грамотности.

Вы пригласили пятерых друзей на чай. Вам надо купить угощение. У вас есть 850 рублей. Цена кулинарных изделий:

Изделие Количество Цена

Торт Сметанник 1шт 380 р

Торт Сникерс 1шт 530 р

Торт Наполеон 1шт 420 р

Пирожное Картошка 1шт 32 р

Пирожное Эклер 1шт 47 р

Пирожное Маковое 1шт 51 р

Порожное Бисквитное 1шт 38 р

Посчитайте все варианты возможной покупки. Сколько денег у вас останется в каждом варианте?

Ученикам предлагается не просто совершить математические действия, а сделать выбор продуктов, посчитать стоимость покупки, посчитать, на что хватит денег, а на что нет, таким образом, справиться с конкретной бытовой ситуацией - сделать покупку в магазине. Так же предлагается найти все возможные варианты покупки.

Дальше хочу предложить геометрическую задачу, как инструмент формирования функциональной грамотности.

Мы все имеем представление о геометрическом пространстве, но бывает сталкиваемся с такими проблемами, как правильно разместить мебель в доме, какие варианты плиточной облицовки мы можем выбрать, исходя из имеющихся материалов и их цены.

Ниже показаны два варианта одной задачи для 3 класса.

Слева условие задачи не предполагает решение бытовой проблемы. Учащиеся не знают, зачем им нужно знать формулы нахождения площади и периметра. Условие оторвано от жизни. Поэтому мы можем услышать от учеников такие высказывания, как зачем мне это знать, мне это никогда не пригодится и т.д.

А в задаче справа поставлена конкретная бытовая проблема и ее надо решить. При этом задача представлена неакадемическим языком, ученикам самим надо определить, что найти надо именно площадь и периметр прямоугольника. От учеников требуется связать жизненную ситуацию с конкретными знаниями по математике.

Таким образом мы не только формируем функциональную грамотность, но и мотивируем на обучение. Мы показываем важность математических знаний в обычной жизни.

Длина прямоугольника равна 6 м В вашей комнате решили сделать ремонт.

Ширина прямоугольника равна 4 м Родители попросили вас посчитать сколько

Найдите периметр и площадь прямоугольника. квадратов ламината потребуется купить. И

Сделайте чертеж. сколько надо будет купить метров плинтуса для

вашей комнаты.

Измерив комнату, вы узнали, что ее длина 6 м, а ширина 4 м.

Сделайте расчеты. Сделайте чертеж

Данная задача требуют от учащихся умения:

- умение выполнять математические действия;

- знание формул;

- умение выполнить чертеж;

- справиться с конкретной бытовой ситуацией - посчитать количество нужного материала.

Далее представлены задания, которые формируют пространственную ориентацию. Это задания для 4 класса по теме «План и масштаб».

Практическое задание.

Используя таблицу с размерами, начертите план комнаты в масштабе 1:40. Расставьте на плане мебель.

Длина комнаты - 6 м Ширина комнаты - 4 м

Мебель Длина Ширина

Кровать 200 см 80 см

Тумба прикроватная 40 см 40 см

Шкаф для одежды 120 см 40 см

Шкаф книжный 80 см 40 см

Стол письменный 120 см 40 см

В этом задании даны размеры комнаты и мебели. Учащимся надо начертить план комнаты, расставить на плане мебель. Согласитесь, расставить мебель - это совершенно обыденная ситуация, с которой все мы с вами сталкиваемся.

И здесь мы реализуем, как учебные предметные задачи:

- познакомить учащихся с понятием масштаб;

- научить определять масштаб;

- отработка вычислительных навыков, формируем УУД (универсальные учебные действия):

- привитие интереса к поисковой деятельности;

- воспитание самостоятельности мышления,

но и посредством этого задания мы работаем над формированием функциональной грамотности:

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация, карта);

- умение ориентироваться в пространстве.

Следующая задача так же направлена на решение бытовой проблемы с помощью математических знаний.

Эта задача так же для 4 класса по теме «План и масштаб». Используя уже изученные задачи на движение, мы закрепляем умение рассчитать расстояние, используя карту и масштаб.

Задача.

Работа с картой.

Вы собрались в путешествие на машине из Краснодара в Горячий Ключ. Скорость, с которой вы поедете, равна 60 км в час. Сколько времени займет поездка?

Измерьте на карте расстояние от Краснодара до Горячего Ключа.

1 см на карте равен 3 км пути.

Следующее задание - задача для 2 класса на формирование информационной грамотности: развитие умения читать чертежи, схемы, графики, диаграммы.

Учащиеся по диаграмме годового количества осадков должны определить, какой месяц самый удачный для путешествия.

Вы решили навестить своего приятеля.

Рассмотрите диаграмму. Какие месяца самые благоприятные для поездки? В какие месяцы лучше воздержаться от путешествия?

Диаграмма годового количества осадков

70 -Л

Цели задания - развитие информационной грамотности:

умение читать чертежи, схемы, графики, диаграммы.

Хочу обратить внимание на то, что все задачи соответствуют программе и календарно- тематическому планированию. Я лишь добавляю в задания конкретную жизненную ситуацию, если таковой в задании нет.

Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД (универсальных учебных действий).

Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности Ребенок должен обладать: - готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром ...; -

возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи...; -способностью строить социальные отношения...; - совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.» [2]

Список литературы /References

1. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.

2. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. С. 16-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.