ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ_
УДК 373 ■
-'
Е. С. Королькова
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: e-korolkova@mail.ru
Evgenia S. Korolkova
PhD (Education), Senior Researcher, the Laboratory of Social and Humanitarian Education, the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
А А. Козлова
Кандидат исторических наук, учитель ГБОУ «Школа № 1273», г. Москва
E-mail: vdance-anna@yandex.ru
Anna A. Kozlova
PhD (History), Teacher, School № 1273, Moscow, Russia
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ: РАБОТА УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ
Статья обращена к проблеме формирования финансовой грамотности у учащихся основной школы. Актуальность данного вопроса определяется тем, что проблема формирования функциональной грамотности у школьников является не только основной международной тенденцией, но и задачей российского образования, сформулированной в ФГОС общего образования. Финансовая грамотность является одним из элементов функциональной грамотности.
В статье представлен опыт использования комплексных заданий по финансовой грамотности на уроках по различным предметам в рамках основного общего образования. На примере опыта московской школы раскрываются возможности формирования финансовой грамотности у учащихся, представлены конкретные методы и приемы включения комплексных заданий в работу учителя обществознания, информатики, математики, иностранного языка и др. В статье рассматриваются возможности использования внеурочной и проектной деятельности для формирования финансовой грамотности.
Статья определяет особенности комплексных заданий и их отличия от традиционных вопросов и задач. Каждый комплекс представляет собой блок заданий, основанный на одной ситуации, связанной с финансовой грамотностью. Каждое задание направлено на формирование определенной компе-
Как цитировать статью: Королькова Е. С., Козлова А. А. Формирование финансовой грамотности учащихся основной школы: работа учителей-предметников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 100-116.
тенции: выявление финансовой информации, анализ информации в финансовом контексте, оценка финансовых проблем, применение знаний и понимания, обоснование финансового выбора. Таким образом, именно комплексные задания благодаря деятельностному подходу успешно способствуют формированию финансовой грамотности.
Авторы акцентируют внимание на том, что успех работы по формированию функциональной грамотности возможен только при условии включения в эту деятельность всего педагогического коллектива и не может стать следствием усилий лишь одного учителя.
Ключевые слова: функциональная грамотность, финансовая грамотность, комплексные задания, опыт учителей, финансовые ситуации, общеучебные действия, метапредметные связи, межпредметное взаимодействие.
Введение
В течение двадцати лет наша страна принимает участие в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Это сравнительное исследование, цель которого — выявление уровня функциональной грамотности пятнадцатилетних школьников. В России учащиеся данного возраста оканчивают 9 класс, то есть получают основное общее образование.
Педагогическому сообществу известно, что функциональная грамотность включает способность учащихся 15-летнего возраста использовать школьные знания для решения различных жизненных задач. Поскольку ситуации, требующие такого решения, могут возникать в разных сферах общественной жизни, исследования функциональной грамотности проводятся по нескольким направлениям, одним из которых является финансовая грамотность.
Российская школа традиционно была нацелена на полноценную и качественную передачу подрастающему поколению основ научных знаний, которые рассматривались как условие для продолжения образования и как условие успешного функционирования в социуме. Но, несмотря на то что одновременно ставилась задача подготовки школьников к активному участию в жизни социума, можно утверждать, что в учебном процессе соответствующая целенаправленная деятельность практически отсутствовала [9].
Вместе с тем многочисленные исследования показывают, что без специально организованного и целенаправленного обучения умения,
выработанные на одном содержательном материале, автоматически на другое содержание не переносятся: «.. .интеллектуальные умения вырабатываются в процессе упражнений. Однако, в отличие от навыков, они не проходят стадию автоматизации, и каждый раз, когда приходится приводить в действие то или иное умение, это осуществляется при полном осознании как самой задачи, так и тех способов, с помощью которых она решается»,— пишет Н. А. Менчинская в работе «Проблемы учения и умственного развития школьников» [6, с. 47].
Как уже говорилось, финансовая грамотность является одним из элементов функциональной грамотности, и под ней понимается умение эффективно действовать и принимать целесообразные решения в финансовой сфере. Для формирования данного умения необходимо наличие соответствующих экономических знаний, получаемых в процессе изучения курса «Обществознание», а также на основе социального опыта. Это существенное условие, но при этом недостаточное. Для приобретения означенных умений необходима практическая деятельность, которая в школьном образовании осуществляется при решении различного рода заданий и задач. В данном случае речь идет о заданиях, в которых представлены реальные жизненные ситуации.
Следует отметить, что поставленная проблема несколько шире, нежели научение школьников определенным умениям, поскольку в массовой практике задачи с реальными (возможными) жизненными ситуациями еще не получили достаточно широкого распространения и, как следствие, отсутствует опыт их использования [10, с. 1094].
В последние годы педагогическая лексика пополнилась рядом новых понятий, одним из которых является «функциональная грамотность». Функциональная грамотность, как она определяется в «Новом словаре методических терминов и понятий»,— это «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности, то есть способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [1, с. 342].
Однако данное понятие нельзя назвать абсолютно новым для отече-
ственной педагогической науки и практики. Идея прикладного характера получаемых школьниками знаний, что называется, «витала в воздухе» и активно обсуждалась в педагогической научной среде, ей посвящено достаточно большое количество научных работ. Более того, она нашла отражение в нормативных документах, по которым работает отечественная школа. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010 года среди предметных умений, которые должны быть сформированы в процессе изучения об-ществознания, названо следующее: «приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп» [12].
Более того, о том, что подобная цель образования не является второстепенной и должна быть достигнута, свидетельствует широкое распространение и частое использование афоризма: «не знания для знаний, а знания для жизни».
Однако, несмотря на то, что проблема была поставлена и даже в некоторых учебных курсах, в частности в обществознании, были сделаны попытки включения заданий на использование полученных теоретических знаний в социальных ситуациях, тем не менее подобные задания широкого применения в педагогической практике не получили. И дело здесь не только в том, что заданий подобного типа в различных учебных пособиях крайне мало и многие педагоги не понимают их нужности. Проблема в другом, а именно: в нашей отечественной практике они не включены в реестр заданий по оценке учебных достижений. Можно утверждать, что ни на одном уровне: ни на школьном, ни на уровне городских, региональных и федеральных проверочных работ, в том числе и на ОГЭ, не стоит цель выяснения, насколько учащиеся готовы использовать / применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Отсутствие же означенной цели, равно как и перегруженность учебных предметов второстепенными, подчас излишне детализированными, а иногда и напротив, чрезвычайно обобщенными знаниями, не стимулируют учителя на использование в учебном процессе заданий, связанных с социальной практикой.
Между тем применение полученных знаний в социальной практике в ходе решения подобного типа задач решает не одну, а несколько проблем, одна из которых весьма важна для формирования положительного отношения школьников к учебе. Кто из учителей, родителей не слышал из уст школьников утверждение: «мне химия (литература, история, математика, биология. и т.д.) не нужна, поскольку я не собираюсь поступать на химический (исторический, биологический.) факультет»? Впрочем, это не только детский настрой, это и широко распространенное общественное мнение: школьное образование — это ступень к высшему образованию.
Следует упомянуть и еще об одной проблеме, которая, как это ни покажется странным в связи с вышеизложенным, является весьма значимой. Речь идет о том, что решение задач, связанных с житейскими ситуациями, играет весьма не второстепенную роль в усвоении научного знания. Для всех педагогов альфой и омегой является понимание того, что использование различных методических приемов в процессе обучения — это способ освоения предметного содержания, иными словами способ сделать непонятное понятным. Но есть и другая задача у тех же приемов — проверка уровня усвоения / понимания полученного знания. При этом чем шире номенклатура (и, разумеется, адекватнее осваиваемому знанию) и характер использованных при работе с новым материалом методических приемов, тем более глубоким будет его усвоение. А вот выяснить степень этой глубины можно и с помощью разнообразных заданий, нацеленных на оценку и развитие функциональной, в том числе финансовой, грамотности. При этом задания с незнакомой или малознакомой социальной ситуацией, выдвигающей требующую решения финансовую проблему,— это своего рода интеллектуальный вызов. Такие задания имеют ряд значимых характеристик, а именно: а) выходят за пределы научного содержания, в котором знания передавались при объяснении учебного материала в рамках школьных предметов; б) подразумевают новое содержание по сравнению с тем, в которое были включены полученные знания, требуют осуществления их переноса в иной контекст; в) позволяют проверить уровень овладения учебными умениями, в частности такими, как смысловое чтение, формулирование своей точки зрения, умение приводить аргументы в доказательство своей позиции и так далее [5].
Таким образом, использование заданий, разработанных в целях
оценки и развития функциональной финансовой грамотности, естественным образом вписывается в спектр задач, актуальных для школьных преподавателей.
Методология и методы исследования
В средних общеобразовательных школах России, как в старших классах, так и в основной школе, за последние несколько лет наблюдается увеличение числа элективных курсов по финансовой грамотности, включаемых в учебные планы. Это свидетельствует о наличии интереса к данной проблематике и расширении образовательного пространства применения заданий по финансовой грамотности. В то же время вот уже более двадцати пяти лет школьники изучают предмет «Обществознание», получая в рамках курса знания по экономике, необходимые как для дальнейшего продолжения образования, так и для жизни в обществе. Именно этому предмету школьные преподаватели отводят значимую, зачастую первостепенную роль в формировании финансовой грамотности, так как в курсе обществознания изучаются вопросы семейного бюджета, рачительного ведения домашнего хозяйства, вопросы видов и функций денег, изучаются юридические вопросы, связанные с правами потребителей, трудоустройством подростков и т.д. В 7 и 8 классе программа по обществознанию включает широкий спектр экономических вопросов, в 9 классе серьезное внимание уделяется трудовым и гражданским правоотношениям. Названные вопросы рассматриваются в заданиях по финансовой грамотности, и их целесообразно применять в организации разнообразной познавательной деятельности при изучении соответствующих тем.
В 2019 году в новый формат экзаменационной работы ОГЭ по обществознанию было включено задание по финансовой грамотности, и это подтолкнуло учителей к тому, чтобы уделять дополнительное внимание данному вопросу. Но, к сожалению, часто преподаватели ограничиваются тем, что предлагают учащимся некоторое количество заданий из экзаменационных сборников, чтобы приучить ребят к новому формату. Это, разумеется, очень далеко от задач и процесса формирования финансовой грамотности, который, в идеале, должен осуществляться системно и, конечно, не в рамках одного предмета.
Главная проблема заключается в том, что процесс формирования необходимых для развития финансовой грамотности умений занимает
значительное время. И это при том, что каждый педагог ощущает нехватку времени на работу с материалом учебной программы. Кроме того, учащиеся участвуют в различных контрольных мероприятиях. Именно поэтому большинство учителей предпочитают следующую модель урока: объяснение материала, закрепление, проверка усвоения. При такой модели затруднительно обеспечить выполнение различных задач, в том числе и задачи по формированию функциональной грамотности.
Мы рассмотрим несколько примеров применения комплексных заданий по финансовой грамотности на уроках по ряду предметов, чтобы продемонстрировать различные пути ее формирования у учащихся основной школы. Большая часть примеров представляет опыт учителей ГБОУ «Школа № 1273» г. Москвы.
Учебник 7 класса по обществознанию содержит целый ряд тем, которые успешно раскрываются с помощью комплексных заданий по финансовой грамотности. Например, «Экономика семьи» [2, с. 190-198]. При изучении данной темы чаще всего учитель предлагает учащимся теоретический материал, который затем закрепляется с помощью ряда заданий. Но возможно начать урок с рассмотрения конкретной ситуации, представленной в комплексном задании «Доходы семьи». Приводим описание этой ситуации.
«Взволнованный Федя пришел к маме и сказал:
— Мама, у меня сломались лыжи, а скоро соревнования, в которых я хотел участвовать! Какие у нас расходы на этот месяц? Давайте быстро составим список. Мне надо знать, хватает ли денег на лыжи!
— Погоди! Быстро не получится,— ответила мама.— Придется сначала составить список доходов».
Обращение к ситуации обеспечивает мотивационную составляющую урока, т.к. ученики видят обычную семью, во многом похожую на их собственную, и понимают, что имеют дело с реальной жизнью. Кроме того, в ситуации участвует ровесник учащихся с вполне повседневной проблемой: срочно понадобились деньги.
Первое задание к данной ситуации предлагает:
«Посмотрите на доходы семьи Феди. Какие из этих доходов постоянные (повторяются в каждом месяце), а какие переменные (не постоянные, могут больше не повториться)?»
ДОХОДЫ СЕМЬИ В ЯНВАРЕ СУММА, РУБ
1 Зарплата папы 30 000
2 Премия, полученная папой на работе 8 000
3 Пенсия бабушки 13 000
4 Зарплата мамы 24 000
5 Деньги, подаренные тетей Леной на день рождения мамы 2 000
6 Гонорар, полученный мамой за статью в медицинском журнале 1 500
Задание позволяет актуализировать имеющиеся у учащихся представления о доходах семьи, конкретизировать и расширить их. Начиная выполнять задание, семиклассники через практическую деятельность усваивают различные виды доходов семьи, осознают, что доходы могут различаться в разные периоды времени. При выполнении задания учитель работает над важным умением, обеспечивающим развитие финансовой грамотности,— умением выявлять финансовую информацию.
Переходим ко второму заданию рассматриваемого комплексного задания.
«— Мама! А почему ты не включила в список деньги, которые вы взяли в долг у тети Лены, а еще сдачу, которую я тебе вчера принес из магазина? — спросил Федя.
Почему мама Феди не включила в список сдачу и деньги, взятые в долг?»
Анализируя представленную финансовую информацию, учащиеся осознают, что доходы семьи — это средства, которые принадлежат семье, ими можно свободно распоряжаться, в отличие от долга, которые придется вернуть. Сдача — это остаток от денег, которые взяли из семейного бюджета на покупки, возможно из зарплаты мамы или папы. При желании учитель может предложить ученикам подумать, что еще может относиться к доходам семьи.
В третьем задании учащиеся встречаются с одним из основных понятий урока — понятием «семейный бюджет».
«— Я не понимаю, что мы сейчас делаем,— возмутился Федя.— Мне нужны лыжи, это же расходы. Зачем мы составляем список доходов?
— Мы должны спланировать весь бюджет нашей семьи,— объяснила мама.
Почему нельзя составлять список расходов без учета доходов?»
Познакомившись с заданием, с помощью учителя семиклассники
легко могут сформулировать определение понятия: семейный бюджет — это финансовый план доходов и расходов семьи. Далее, обсуждая с учащимися варианты ответа на поставленный вопрос, уместно подвести их к пониманию того, зачем семье необходимо составлять бюджет и как это делать правильно. В верно составленном бюджете доходы не превышают расходы, поэтому перед тем, как потратить деньги, семья должна понимать, хватит ли ей средств, не попадет ли она в ситуацию, когда придется занимать деньги. Фокусируя внимание на составлении бюджета, задание дает возможность ввести в обсуждение понятие обязательных расходов семьи.
Выполняя четвертое задание, учащиеся применяют полученные знания на практике и демонстрируют понимание сути финансовой ситуации.
«— Я понял,— сказал Федя маме,— очень важно планировать и доходы, и расходы семьи. Вот, например, определить, какой доход будет у нашей семьи в этом году.
Какой доход, вероятно, будет у семьи Феди в этом году?»
Учитель может использовать это задание в качестве проверки первичного усвоения: если ученики при подсчете доходов за год будут учитывать тот факт, что только часть доходов является постоянной, значит, материал был усвоен.
В процессе работы над заданиями учитель может применять индивидуальную, групповую или фронтальную формы работы в зависимости от задач или особенностей класса.
В итоге в классе проводится серьезная работа, которая, безусловно, вносит вклад в формирование финансовой грамотности школьников. Но будут ли выполнены при этом задачи урока по теме «Экономика семьи» по предмету «Обществознание»?
Обратимся к требованиям, которые предъявляет рабочая программа к уровню знаний и умений учащихся [4, с. 36]:
• Научиться определять, что такое семейный бюджет; на что семьи тратят деньги, источники доходов семьи.
• Знать, что такое ресурсы семьи, уметь составлять бюджет семьи.
• Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов.
• Уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать и преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.
• Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Как мы видим, все задачи урока могут быть выполнены на основе обращения к заданиям, развивающим финансовую грамотность. Более того, как показывает практика, остается достаточно времени для закрепления, подведения итогов и рефлексии. В этом учителю могут помочь другие комплексные задания из раздела «Семейный бюджет».
Комплексные задания могут быть использованы и более традиционно на уроках актуализации или комплексного применения знаний и умений. Так, например, обсудив с учащимися 8 класса такой вариант инвестирования, как ценные бумаги [3, с. 208], учитель может предложить для работы следующую ситуацию:
«Потрудившись в летние каникулы в кафе быстрого питания, Лена и Аня заработали по 5 тысяч рублей.
— Я на эти деньги куплю себе что-нибудь хорошее. А ты? — спросила Аня подругу.
— А я не буду тратить. Я их инвестирую, чтобы к окончанию школы скопить приличную сумму. Попрошу родителей дать мне письменное разрешение на покупку ценной бумаги, акции или облигации,— ответила Лена».
Снова обратим внимание на мотивационную составляющую. Благодаря такому подходу учебный материал перестает быть чисто теоретическим, а приобретает актуальность для учащихся: они видят, что их сверстники могут быть вовлечены в процесс инвестирования.
Далее учащимся предлагается серия заданий, каждое из которых подразумевает работу по формированию различных аспектов финансовой грамотности, как и в рассмотренной выше ситуации о семейном бюджете. С точки зрения усвоения материала курса обществознания, задания позволят закрепить понимание различий между акцией и облигацией, а с точки зрения финансовой грамотности — научить оценивать риски инвестиций и просчитывать доходность ценных бумаг.
В подобном формате могут быть организованы занятия в рамках других учебных предметов. Так, например, учителя информатики уделяют большое внимание вопросам безопасности в интернете. Предметом работы на уроках могут стать ситуации с заданиями, в которых фигурируют подозрительные рассылки, сообщения с просьбой перечислить деньги, фальшивые благотворительные фонды, размещение личных данных и пр.
Целая серия заданий по финансовой безопасности, разработанных для учащихся 5-х — 9-х классов, позволит способствовать формированию не только безопасного поведения в Сети, но и финансовой грамотности.
Удачным решением может стать включение тем по финансовой грамотности в курс иностранного языка. Ярким примером служит учебное занятие по теме «Путешествия». Для его проведения одно из комплексных заданий было переведено на английский язык. В ходе работы учащиеся рассматривали типичную жизненную ситуацию: туристы в аэропорту столкнулись с необходимостью обменять валюту. Ситуации варьировались от простого поиска нужной позиции на информационном табло обменного пункта до выбора самого выгодного курса с учетом комиссии. Также была проработана ситуация, когда незнакомец предлагал обменять валюту по очень выгодному курсу лично у него: учащимся было предложено оценить последствия подобного решения. Вся лексика, которую учитель планировал активизировать в ходе урока, была успешно использована учащимися при решении задач по финансовой грамотности.
Важную роль в процессе формирования финансовой грамотности играют уроки математики. Сам курс содержит модуль «Реальная математика», где нередко можно встретить задания, которые включают различные финансовые аспекты. В свою очередь многие комплексные задания содержат вопросы, где нужно произвести математические расчеты. Перспективным видится включение в работу с учащимися не только отдельных заданий-задач, в которых необходимо подсчитать прибыль или цену после скидки [7], а именно комплексных заданий. Так, например, знакомство учащихся 8-х — 9-х классов с понятием «сложные проценты» можно осуществить, анализируя следующую ситуацию:
«Женя пришел домой с тренировки и услышал, как мама и папа беседуют на кухне.
— Видимо, придется брать кредит,— говорила мама.— У нас сейчас нет свободных средств, чтобы быстро сделать ремонт.
— Что случилось? — спросил Женя, входя в кухню.
— Представляешь, из-за сильного ветра крыша нашего дачного дома оказалась повреждена,— объяснил папа.— Нужно быстро сделать ремонт, чтобы от дождя не пострадал весь дом. Но на данный момент денег на это нет.
— Вот мы и думаем, что, возможно, придется брать кредит,— добавила мама.
Женя протянул родителям рекламную листовку.
Нужны деньги? Приходите к нам.
• ставка 1% в день
• сумма от 7 000 до 50 000 рублей
• срок выдачи — день в день
• на любые цели
• документы — только паспорт
• форма выдачи: перечисление на банковскую карту или выдача наличных
— Это предложение микрофинансовой организации,— сказал папа.— Там тоже можно на время взять деньги под проценты.
— Это то же самое, что банк? — уточнил Женя».
Известно, что банковские кредиты и займы в микрофинансовых организациях начисляются по формуле сложных процентов. Учащиеся не только быстрее постигают суть математического понятия, но и успешно работают над формированием финансовой грамотности: анализируют финансовую информацию, оценивают финансовые проблемы, обосновывают финансовые решения.
Разумеется, часто объективно учитель не может потратить весь урок на выполнение комплексных заданий. В этом случае возможно взаимодействие учителей-предметников. Задания, в которых представлены различные финансовые продукты, например вклады и кредиты, могут частично использоваться на уроках обществознания, частично — на уроках информатики.
Уроки математики могут включать задания по финансовой грамотности, рассчитанные на часть занятия. Например, при отработке навыков устного счета возможно применение комплексного задания «Идем в кино».
«- Так хочется скорее попасть в кино! Давайте пойдем в субботу! — предложила Катя.
— Отлично, только в субботу утром у меня тренировка, давайте во второй половине дня,— поддержала Катю Инна.
— А в какой кинотеатр мы пойдем? Может быть в „Сириус", он хоть и далеко находится, но новый, большой и красивый! — поинтересовалась Света.
— Интересно, а сколько же стоят билеты? — Вера озадачила вопросом своих подруг.
Изучите тарифы на продажу билетов в каждом из трех кинотеатров»:
Кинотеатр «Макс» Кинотеатр «Сириус» Кинотеатр «Восток»
Стоимость билетов в будний день 100 руб. С 9:00 до 13:00 — 100 руб. С 13.00 до 24.00 — 130 руб. 100 руб.
Стоимость билетов в выходной день С 9:00 до 13:00 — 110 руб. С 13:00 до 24:00 130 руб. С 9:00 до 13:00 — 130 руб. С 13:00 до 24:00 — 150 руб. С 9:00 до 13:00 — 110 руб. С 13:00 до 24:00 — 130 руб.
Стоимость билетов на сеанс 3D 170 руб. В будний день — 150 руб. В выходной день — 200 руб. 150 руб.
Скидка на детские билеты Для детей в возрасте до 12 лет цена уменьшается на 10% от начального тарифа Отсутствует Для детей в возрасте до 14 лет цена уменьшается на 15% от начального тарифа
Акции на билеты Отсутствуют В будни бывают акции Отсутствуют
По ходу выполнения задания учащиеся определяют самые дешевые и самые дорогие билеты на конкретный день и время, подсчитывают, когда выгоднее всего сходить в кино, и пр.
Кроме представленного подхода к отбору комплексных заданий по принципу общей тематики, учитель может использовать то или иное задание в зависимости от поставленной на урок задачи.
Современные ФГОС предъявляют требования не только к уровню знаний учащихся, но и уровню освоения умений, навыков, компетенций. Рассмотрим несколько общеучебных действий [12], формированию которых также способствует работа с комплексными заданиями по финансовой грамотности:
- освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление, развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам: каждое задание по финансовой грамотности включает в себя данные компетенции, так как любая ситуация, связанная с финансовым выбором, подразумевает осмысление информации
и обоснование решения (например, задание, предполагающее работу с договором об оказании образовательных услуг и юридическими документами о защите прав потребителей с целью принятия решения, как поступить в случае неисполнения образовательным центром своих обязательств по договору);
- применение знаний для решения типичных задач в области социальных отношений: одним из основных принципов составления заданий по финансовой грамотности является максимальное приближение описываемых ситуаций к реальной жизни, в основе ситуаций лежат актуальные финансовые продукты (например, выбор банковской карты с лучшими предложениями для конкретных обстоятельств, правильная реакция на подозрительные сообщения на мобильный телефон и пр.);
- развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки: необходимость обосновать финансовый выбор включена в каждое комплексное задание по финансовой грамотности (например, накопить или взять кредит, выбрать подработку или потратить деньги на учебу и пр.).
К списку предметов, в планирование которых возможно включить работу с комплексными заданиями по финансовой грамотности, можно добавить географию, историю, ОБЖ и др. [11]
Возможность работать над формированием финансовой грамотности предоставляют классные часы (особенно по вопросам финансовой безопасности), внеурочная деятельность (квесты, фестивали и др.), проектная деятельность. Важно понимать, что, как любое направление функциональной грамотности, формирование финансовой грамотности не происходит на одном уроке, одном предмете, одним учителем [8, с. 164]. Это командная работа педагогического коллектива в течение значительного периода времени.
Заключение
Представляется возможным утверждать, что формирование функциональной грамотности в целом и финансовой грамотности в частности не только не мешает работе учителя, а напротив, может способствовать достижению многих учебных задач.
Рассмотренные варианты работы с заданиями по финансовой грамотности демонстрируют не только разнообразие способов и методов
организации учебных занятий, но и многоаспектность деятельности: здесь и развитие умения смыслового чтения, и анализ конкретной ситуации с целью поиска способа решения, адекватного возникшей проблеме, и опора на имеющиеся экономические знания, и использование социального опыта.
Предложенные варианты формирования финансовой грамотности, как в урочной, так и во неурочной работе, могут помочь учителям в поиске собственных методов и приемов организации подобной деятельности.
Литература
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.
2. Боголюбов Л. Н., ГородецкаяН. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2013. 159 с.
3. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2014. 255 с.
4. Боголюбов Л. Н., ГородецкаяН. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2014. 63 с.
5. Королькова Е. С. Формирование финансовой грамотности при решении познавательных заданий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 196-207.
6. МенчинскаяН. А. Проблемы учения и умственного развития школьников: избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 224 с.
7. Муравин Г. К. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по алгебре 8 класса. М.: Дрофа, 2017. 38 с.
8. Половникова А. В., Козлова А. А. Задания по финансовой грамотности в контексте реализации системно-деятельностного подхода: особенности моделирования и опыт апробации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 159-176.
9. РутковскаяЕ. Л. Факторы формирования финансовой грамотности школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 2 (37). С. 44-54.
10. Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. Учет познавательного и социального опыта младших школьников при разработке заданий по финансовой грамотности // Образовательное пространство в информационную эпоху — 2019: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (International conference "Education Environment for the Information Age — 2019" / EEIA — 2019) / под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. С. 1092-1106.
11. Специальные модули // Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: https://fmc.hse.ru/spesialmod (дата обращения: 16.07.2020).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) // Новая образовательная среда [Электронный ресурс]. URL: http://window. edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf (дата обращения: 17.07.2020).
13. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, Е. Л. Рутковской. М.; СПб.: Просвещение, 2020. 94 с.
FORMATION OF FINANCIAL LITERACY OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS: THE WORK OF SUBJECT TEACHERS
The article is devoted to the problem of the formation of financial literacy among secondary school students. The relevance of this issue is determined by the fact that the problem of the formation of functional literacy at school is not only the main international trend, but also the task of Russian education, formulated by special regulations. Financial literacy is one of the elements of functional literacy. The article presents the experience of using complex tasks on financial literacy in various subjects within the framework of secondary education. Using the experience of a Moscow school as an example, the possibilities of forming students financial literacy are revealed, specific methods and techniques for including complex tasks in the work of a teacher of social studies, computer science, mathematics, a foreign language, etc. are presented. The article discusses the possibilities of using extracurricular and project activities to form financial literacy.
The article defines the features of complex tasks and their differences from traditional questions and tasks. Each set is a block of tasks based on one financial literacy situation. Each assignment is aimed at developing a certain competence: identifying financial information, analyzing information in a financial context, assessing financial problems, applying knowledge and understanding, justifying financial choices. Thus, it is complex tasks, thanks to the activity approach, that successfully contribute to the formation of financial literacy.
The authors emphasize that the success of work on the formation of functional literacy is possible only if the entire teaching staff is involved in this activity and cannot be the result of the efforts of only one teacher.
Keywords: functional literacy, financial literacy, complex assignments, teacher experience, financial situations, general educational activities, meta-subject connections, inter-subject interaction.
References
• AzimovE. G., Shchukin A. N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obu-cheniya yazykam). M.: Ikar, 2009. 448 s. [In Rus].
• Bogolyubov L. N., Gorodeckaya N. I., Ivanova L. F. i dr. Obshchestvoznanie. 7 klass: ucheb. dlya obshcheo-brazovat. uchrezhdenij / pod red. L. N. Bogolyubova, L. F. Ivanovoj. M.: Prosveshchenie, 2013. 159 s.
• Bogolyubov L. N., Gorodeckaya N. I., Ivanova L. F. i dr. Obshchestvoznanie. 8 klass: ucheb. dlya obshcheo-brazovat. uchrezhdenij / pod red. L. N. Bogolyubova, L. F. Ivanovoj. M.: Prosveshchenie, 2014. 255 s.
• Bogolyubov L. N., Gorodeckaya N. I., Ivanova L. F. i dr. Obshchestvoznanie. Rabochie programmy. 5-9 klassy: posobie dlya uchitelej obshcheobrazovat. organizacij / pod red. L. N. Bogolyubova. M.: Prosveshchenie, 2014. 63 s. [In Rus].
• Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897) // Novaya obrazovatel'naya sreda [Elektronnyj resurs]. URL: http://window.edu.ru/resource/768/72768/ files/FGOS_OO.pdf (data obrashcheniya: 17.07.2020) [In Rus].
• Finansovaya gramotnost'. Sbornik etalonnyh zadanij. Vypusk 1: ucheb. posobie dlya obshcheobrazovat. organizacij / pod red. G. S. Kovalevoj, E. L. Rutkovskoj. M.; SPb.: Prosveshchenie, 2020. 94 s. [In Rus].
• Korol'kova E. S. Formirovanie finansovoj gramotnosti pri reshenii poznavatel'nyh zadanij // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019. T. 1, № 4 (61). S. 196-207 [In Rus]..
• Menchinskaya N. A. Problemy ucheniya i umstvennogo razvitiya shkol'nikov: izbrannye psiho-logicheskie trudy. M.: Pedagogika, 1989. 224 s. [In Rus].
• Muravin G. K. Sbornik special'nyh modulej po finansovoj gramotnosti dlya UMK po algebre 8 klassa.
M.: Drofa, 2017. 38 s. [In Rus].
• Polovnikova A. V., Kozlova A. A. Zadaniya po finansovoj gramotnosti v kontekste realizacii sistemno-deyatel'nostnogo podhoda: osobennosti modelirovaniya i opyt aprobacii // Otechestvennaya i zaru-bezhnaya pedagogika. 2019. T. 1, № 4 (61). S. 159-176 [In Rus].
• Rutkovskaya E. L. Faktory formirovaniya finansovoj gramotnosti shkol'nikov // Otechestvennaya i za-rubezhnaya pedagogika. 2017. T. 1, № 2 (37). S. 44-54 [In Rus].
• Rutkovskaya E. L., Korol'kova E. S. Uchet poznavatel'nogo i social'nogo opyta mladshih shkol'nikov pri razrabotke zadanij po finansovoj gramotnosti // Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuyu epohu — 2019: sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (International conference "Education Environment for the Information Age — 2019" / EEIA — 2019) / pod red. S. V. Ivanovoj. M.: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO», 2019. S. 1092-1106 [In Rus].
• Special'nye moduli // Centr «Federal'nyj metodicheskij centr po finansovoj gramotnosti sistemy obsh-chego i srednego professional'nogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://fmc.hse.ru/spesi-almod (data obrashcheniya: 16.07.2020) [In Rus].