ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ_
УДК 372
Е. Л.Рутковская
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: [email protected]
Elena L. Rutkovskaya
PhD (Education), Senior Researcher of the Laboratory of Social and Humanitarian General Education, the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ: ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В статье рассматривается школьное образовательное пространство в контексте его возможностей развития функциональной грамотности учащихся.
Функциональная грамотность представляется основой возможного и целесообразного объединения усилий всех педагогов образовательной организации, включившей данную задачу в число своих приоритетов.
Дается описание межпредметного подхода к организации работы, направленной на решение задач развития функциональной грамотности. Акцентируется вывод, полученный в результате международного исследования PISA, о продемонстрированном в ходе исследования более высоком уровне функциональной грамотности учащихся тех школ, где существует согласованность действий педагогов, интеграция их усилий.
Возможности создания условий, обеспечивающих успешную организацию познавательной деятельности, направленную на развитие функциональной грамотности, показаны на конкретных примерах из опыта работы по развитию финансовой грамотности учащихся.
Приводятся примеры различных учебно-методических пособий по финансовой грамотности для учащихся школьного возраста, в том числе учебных модулей, встраиваемых в программы по отдельным образовательным предметам, и элективных курсов. Описываются состоявшиеся педагогические практики развития функциональной грамотности (на примере финансовой
Как цитировать статью: Рутковская Е. Л. Образовательное пространство школы: возможности развития функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 58-73.
грамотности) в процессе проектной деятельности школьников.
Отмечается значимость введения в образовательную практику контекстных проблемных заданий, отражающих типичные жизненные ситуации, требующие применения осваиваемых учащимися знаний и умений.
Ключевые слова: функциональная грамотность, образовательные результаты, образовательное пространство, интеграция педагогов школы, учебно-методические материалы по финансовой грамотности.
Введение
Задача развития функциональной грамотности учащихся в разной степени актуализируется педагогами, педагогическими коллективами и образовательными организациями. Решение задачи развития у учащихся способности использовать в реальной жизни знания и умения из различных областей, осваиваемых в школе и вне школы,— это принципиально новый ожидаемый от школы образовательный результат. И его принципиальная новизна в настоящее время начинает отражаться прежде всего на уровне формирования нового способа педагогического мышления, нового отношения к тем результатам познания, которые обеспечивают благополучие в жизни, конструктивное решение жизненных проблем.
В каждом случае степень актуализации задачи развития функциональной грамотности зависит от позиции конкретного учителя, методиста, руководителя образовательной организации относительно приоритетов в определении образовательного результата. И определяет эту позицию решение дилеммы: что предпочтительнее — знание фактов и умение решать типовые учебные задачи или способность действовать в реальной жизненной ситуации. Вторая альтернатива, фиксирующая первостепенную важность образовательного результата, связанного со способностью действовать в реальной жизненной ситуации, уже начинает собирать вокруг себя единомышленников, сознательно подчиняющих образовательный процесс рассматриваемой, актуальной для сегодняшнего дня задаче.
Целенаправленное, педагогически организованное развитие функциональной грамотности учащихся целесообразно видеть и моделировать в широком школьном образовательном пространстве, отдельные сегменты которого обладают своим собственным развивающим потенциалом [12]. Данное утверждение проверено практикой разворачивания работ
в образовательных организациях по одному из направлений функциональной грамотности — финансовой грамотности. Это направление с точки зрения вхождения в деятельность образовательных организаций можно рассматривать в качестве пилотного, поскольку работы по нему ведутся в течение ряда лет (с 2011 года) в рамках большого проекта, проводимого Министерством финансов России. За это время накоплен значительный опыт, переносимый на работы и по другим направлениям функциональной грамотности [1].
Задача развития функциональной грамотности может реально стать объединяющим, интегрирующим началом для преподавателей разных предметов, всех педагогов одной образовательной организации, школ, реализующих передовые образовательные практики. И такая интеграция объективно будет способствовать преодолению серьезного, существующего годами противоречия между, с одной стороны, традиционно реализующимся предметным преподаванием и достаточно выраженной разрозненностью образовательных результатов, формирующихся в рамках отдельных предметов, а с другой стороны, задачей целостного и гармоничного развития ребенка в его подготовке к реальной жизни.
В ходе реализации проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности», осуществляемого Институтом стратегии развития образования РАО, в рамках которого акцентируется необходимость введения данного направления в школу, само понятие функциональной грамотности разрабатывается в единстве его составляющих. И инструментарий, создаваемый с учетом подходов международного исследования PISA, дает возможность школам реализовать задачу интеграции учителей [3].
Цель статьи
Осуществляя в рамках государственного задания разработку материалов для формирования функциональной грамотности учащихся, важно рассмотреть возможности их встраивания в образовательную практику. Для решения этой задачи необходимо целостное представление об образовательном пространстве школы и опыте использования его потенциалов, его различных сегментов для решения конкретных задач развития различных направлений функциональной грамотности.
Целью данной статьи является рассмотрение отдельных сегментов школьного образовательного пространства, их потенциальных возмож-
ностей и складывающихся образовательных практик, направленных на решение задач формирования функциональной грамотности.
Методология и методы исследования
Международное исследование PISA наглядно показало, что функциональная грамотность более успешно развивается на межпредметной основе. Этим исследованием зафиксирована высокая зависимость результатов по одному из направлений функциональной грамотности от результатов по другим ее направлениям. В частности, исследование 2018 года показало высокую зависимость результатов по финансовой грамотности от уровня читательской и математической грамотности учащихся. Причем в 2018 году эта зависимость стала еще более выраженной, чем на предыдущих этапах — 2012 и 2015 годов.
Разнообразные образовательные практики российских школ в свою очередь показывают, что объединение усилий различных учителей, предметников, методистов дает возможность продуктивно решать задачи формирования функциональной грамотности, обеспечивая образовательный результат в виде определенных решений, действий, стратегий реального поведения ребенка в его реальной жизнедеятельности.
Ожидаемые образовательные результаты, зафиксированные во ФГОС, разработанные на основе системно-деятельностного подхода, в своей совокупности тем или иным образом работают на формирование функциональной грамотности.
На уровне основного общего образования на эту работу ориентирует, в частности, личностная характеристика выпускника из «портрета выпускника основной школы», фиксирующая способность применять полученные знания на практике. Кроме того, зафиксированные во ФГОС ООО ожидаемые личностные результаты включают социальные компетенции, а также способность ставить цели и строить жизненные планы. Метапредметные результаты ФГОС ООО включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике [15]. Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-про-
ектных ситуациях. В частности, включают такой зафиксированный во ФГОС результат, как «приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений» (Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. Изучение предметной области «Общественно-научные предметы») [15].
В контексте названных образовательных результатов могут быть рассмотрены задачи развития у учащихся способности использовать знания и умения из различных областей, осваиваемых в школе и вне школы, для решения возникающих в жизни проблем. Развитие этой способности, собственно, и представляет основное содержание работ по формированию функциональной грамотности.
На работу по достижению зафиксированных во ФГОС образовательных результатов ориентированы все сегменты школьного образовательного пространства, имеющие серьезные потенциалы и для развития функциональной грамотности. Первым из этих сегментов назовем основные образовательные программы и предметы, их реализующие. И в этой связи отметим школьные предметы инвариантной части учебного плана.
Рассмотрим этот сегмент на примере реализации задач формирования финансовой грамотности, что во многом обеспечивается непосредственно финансовым образованием. В настоящее время финансовое образование становится в школах частью общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Начальная школа формирует у учащихся первые, наиболее общие, преимущественно фрагментарные представления о мире финансов (в частности, представления о том, что такое деньги, торговля, налоги, личные и семейные финансы). На следующих ступенях обучения данные тематические составляющие в рамках действующих программ представлены более широко и системно. Учебные предметы инвариантной части учебного плана основной и средней школы (обществознание, экономика, право, математика, литература, география, история, технология и др.) предполагают возможность изучения отдельных тем, связанных с финансовыми вопросами и отношениями [10].
Среди предметов инвариантной части учебного плана в практике об-
разовательных организаций, начинающих реализовывать задачи развития функциональной грамотности, стал выделяться системообразующий предмет, вокруг которого может сосредотачиваться работа в контексте развития определенного направления (к примеру, математика — в контексте развития математической грамотности, физика или биология — в контексте развития грамотности естественно-научной и др.).
Относительно финансовой грамотности таким предметом зачастую выступает обществознание [11]. Данный факт имеет под собой определенное содержательное основание и подтверждение результатами исследования финансовой грамотности 15-летних учащихся в рамках программы PISA. Исследование финансовой грамотности 2015 года выявило, что финансовое образование в 85% российских школ реализуется именно в рамках курса обществознания. И это не случайно, т.к. школьное обществознание традиционно включает в свое содержание вопросы, связанные с финансовыми отношениями и финансовым поведением граждан. Предлагая к изучению, в частности, такие вопросы, как обмен, потребление, банки, финансовые услуги, налогообложение граждан, финансы и бизнес, семейный бюджет, инвестирование, этот предмет может органично включить в свое содержание альтернативные варианты финансовых решений и модели поведения людей в ситуациях финансового взаимодействия, соотносимые с конкретными возможностями, интересами и целями их участников [4]. Реализовав этот потенциал, учебники обществознания линии Л. Н. Боголюбова с 2016 года предъявляют учащимся материал, целенаправленно разработанный в целях формирования финансовой грамотности. Он включает и учебные тексты, и задания, обращающиеся к социальным реалиям, и представляет различные варианты решения финансовых проблем в ситуациях, требующих от их участников персональных финансовых решений. К примеру, в учебнике «Обществознание» для 7 класса такие материалы представлены по теме «Домашнее хозяйство», а кроме того, в этом учебнике появился новый содержательный фрагмент «Учимся быть финансово грамотными» [6].
Однако, несмотря на значительные потенциалы обществознания, не только этот предмет становится системообразующим в выстраивании работы по финансовой грамотности в образовательной организации. К примеру, в МБОУ «Гимназия № 17» в г. Королеве Московской области таким предметом стал английский язык, и именно от него были
выстроены связи с физикой, информатикой, математикой, географией, русским языком и литературой, мировой художественной культурой и искусством, историей, регионоведением и обществознанием [1]. На ММСО-2020 была представлена практика рассмотрения финансовых ситуаций на самых разных предметах, в том числе использование метода кейсов при рассмотрении финансовых ситуаций на уроках русского языка и литературы, анализ этих ситуаций и поиск путей решения поднятых ими проблем [1].
Следующим сегментом образовательного пространства школы выступают программы вариативной части учебного плана, определяемые непосредственно образовательным учреждением, конкретной школой, формируемые участниками образовательных отношений. Речь, таким образом, идет о той части учебного плана, которую школа выстраивает на основе собственных приоритетов. И если в состав этих приоритетов входят рассматриваемые в статье задачи, то в учебном плане появляются учебные курсы, которые более тесно соприкасаются с предметным полем различных направлений функциональной грамотности. Заметим, что для основного общего образования на вариативную часть учебного плана выделяется 30% учебного времени, и это создает реальную возможность предоставления определенного количества часов на познавательную деятельность, развивающую функциональную грамотность.
Обращение к опыту работ по развитию финансовой грамотности показывает широкое включение целостных самостоятельных курсов по финансовой грамотности в вариативную часть учебных планов образовательных организаций на основе их добровольного выбора при реализации образовательных программ начального, основного и среднего общего образования. Изучение практики реализации российскими школами задач развития финансовой грамотности показало, что достаточно широкое распространение к настоящему времени получили, например, элективные курсы «Финансовая грамотность», «Основы финансовой грамотности», «Дети и деньги», «Управление личными финансами», «Деньги детям». Программы этих курсов предполагают системное, целостное изучение проблематики финансовой грамотности, рассмотрение реальных жизненных проблем из личных практик решения финансовых вопросов, в том числе в их альтернативном выражении.
Отмечая потенциал отдельных предметов учебного плана для развития функциональной грамотности, подчеркнем еще раз важность
межпредметных связей. Опыт показывает, что формирование функциональной грамотности (в частности, финансовой) в рамках одного какого-либо предмета малоэффективно. Эффект дает выход за рамки предмета в более широкое образовательное пространство.
В этой связи остановимся на следующем сегменте образовательного пространства школы, которым является внеурочная деятельность. Она раскрывает свой потенциал развития функциональной грамотности, в частности, в занятиях по интересам, предлагаемых учащимся на выбор, и в различных образовательных событиях в большом разнообразии их форм организации познавательной деятельности. Это сюжетно-ролевые игры, квесты, мастер-классы, творческие конкурсы, олимпиады, инсценировки, экскурсии, презентации самодеятельных видеороликов, сюжетных мультфильмов и многое другое. В рамках внеурочной деятельности проводится работа кружков и клубов, в том числе фокусирующихся на вопросах определенных направлений функциональной грамотности. Кроме того, появляется опыт деятельности самодеятельных объединений учащихся, проявляющих интерес к определенному направлению функциональной грамотности. Например, в МБОУ «СОШ № 93» Барнаула (Алтайский край) в 2019-2020 учебном году действовал волонтерский отряд по финансовой грамотности, опыт которого был представлен на ММСО-2020. Отряд объединил 10 активных и инициативных обучающихся 6-х — 8-х классов и стал организатором познавательной деятельности, включившей не только учащихся, но и их родителей. Результатом стало развитие мотивации учащихся к повышению собственной финансовой грамотности, формирование финансовых установок на управление личным бюджетом, формирование умений решения финансовых задач, а также понимание значимости межпредметных связей (математики, обществознания, экономики) и развития умений работать в команде, коммуникативных компетенций [1].
Еще один сегмент составляет реализуемая в образовательных организациях общего образования в соответствии с требованиями ФГОС программа внеучебных мероприятий, объединенных по направлениям деятельности. Среди этих направлений — ряд потенциально эффективных в плане развития функциональной грамотности. К ним, в частности, можно отнести научно-познавательное направление и общественно полезную деятельность. Внеучебные мероприятия осуществляются сверх учебного плана и обязательной программы, за пределами класс-
но-урочной организации. Они предполагают добровольный характер, гибкий подход к формированию состава участников и могут организовываться как по инициативе учащихся, так и взрослыми (педагогами, родителями, общественностью).
Значительным потенциалом для развития функциональной грамотности обладает еще один сегмент образовательного пространства — проектная деятельность, вошедшая в федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования. Развивающееся в школах ученическое проектирование включает решение отдельных проектных и исследовательских задач индивидуально, парами, группами, как в формате домашних работ и работ, осуществляемых на уроках, так и в формате протяженных по времени серьезных групповых и индивидуальных проектов, осуществляемых под руководством педагогов-кураторов.
Уже состоявшейся практикой является разработка проектных работ по финансовой грамотности учащимися школ, участвующих в проекте «Содействие повышению финансовой грамотности населения Российской Федерации» [11]. В число проектов, выполненных в 2019-2020 учебном году в рамках различных предметов и на межпредметной основе, вошли, например, проекты: «Учимся финансовой грамотности на ошибках литературных героев», «Рынок ценных бумаг: математические основы различных моделей поведения участников фондового рынка», «Выгодно ли платить налоги», «Обучающая игра „Один день в банке"», «Инвестиционный портфель», «Ландшафтный дизайн участка школы», «Как заработать подростку», «Скидки. Кому они выгодны», «Как рациональнее подготовить первоклассника к школе», «Почему финансы поют романсы».
Опыт показал, что именно в проектно-исследовательской деятельности учащиеся получают возможность самостоятельно применить и обогатить, пополнить свои знания и освоенные способы действия при решении познавательных и практических задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей [7; 8; 9].
В завершение перечня сегментов образовательного пространства, в которых может разворачиваться деятельность по формированию функциональной грамотности, назовем информационно-образовательную среду образовательной организации, в которой, как этого требует ФГОС основного и общего среднего образования, размещаются продукты познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающихся. Информационно-образовательная среда образовательной организации включает информационные ресурсы, обеспечивающие выполнение приоритетных задач, коллекции медиаресурсов на электронных носителях, школьные издания, учебные и методические текстографические и аудиовидеоматериалы, результаты творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, в том числе по тематике, связанной с формированием функциональной грамотности школьников [13].
Изучение практик, направленных на развитие функциональной грамотности, состоявшихся в разных сегментах образовательного пространства школы, позволяет сделать определенные выводы. В частности, практика свидетельствует о том, что в работе учителя, ориентированной на формирование функциональной грамотности, большую роль играют разработанные для этих целей учебно-методические пособия.
Сегодня в школах используются учебно-методические комплексы (УМК) по финансовой грамотности, разработанные для школьников разного возраста различными авторскими коллективами. В их числе УМК «Введение в финансовую грамотность» для начальной школы, созданный по инициативе Банка России разработчиками заданий для мониторинга функциональной грамотности [2]. Этот УМК ориентирует на включение составляющих его материалов по финансовой грамотности в три предмета основной образовательной программы начальной школы: окружающий мир, математику, технологию. В составе УМК учебное пособие, практикум, рабочие тетради и методические рекомендации для педагогов. На основе этих материалов рекомендуется организовывать работу учащихся на занятиях в школе и дома. Основу пособий составляют конкретные сюжеты-ситуации и задания к ним, на которых учитель может выстроить сценарий как целого урока, так и его фрагмента.
Другой пример учебно-методических пособий — сборники специальных модулей по финансовой грамотности для включения их в предметы основной образовательной программы с пятого по одиннадцатый класс [14]. Эти сборники разработаны в рамках проекта «Содействие повышению финансовой грамотности населения Российской Федерации», который проводится под эгидой Министерства финансов. В их числе шесть сборников по математике (с 5-го по 9-й класс), два сборника по об-ществознанию (для 8-го и 9-го классов), два—по английскому языку (для 10-го и 11-го классов), три по географии (для 7-го, 9-го и 10-11 классов), а также сборники по экономике, праву, истории, информатике и ОБЖ [14].
Еще один пример учебно-методических пособий по финансовой грамотности, созданных в рамках проекта «Содействие повышению финансовой грамотности населения Российской Федерации»,— это полноценные УМК «Финансовая грамотность» для 4-х, 5-х — 7-х, 8-х — 9-х, 10-х — 11-х классов, включающие программы, учебные пособия для учащихся, рабочие тетради, методические рекомендации для педагогов, информационные пособия для родителей [5]. Данные учебно-методические пособия ориентированы на внедрение в образовательный процесс элективных курсов и внеурочных занятий по финансовой грамотности. Они адресованы всем основным субъектам образовательного процесса: учащимся, педагогам и родителям. Отдельно отметим среди адресатов родителей. Именно данный субъект образовательного процесса во многом создает необходимые условия для развития функциональной грамотности, способствуя переносу знаний и умений, получаемых в школе, на другие жизненные практики, на ситуации внешкольной и внеучебной среды.
Рассмотренные сегменты образовательного пространства и их возможности свидетельствуют о разных формах локализации деятельности, направленной на развитие функциональной грамотности. Она может осуществляться на уроке, элективном, факультативном, кружковом занятии, в процессе внеурочной, внеклассной, домашней работы, во время образовательных событий и др. Но где бы и в каком конкретно направлении функциональной грамотности эта деятельность ни осуществлялась, ее содержание прежде всего будет включать обращение к ситуационному (контекстному) материалу, содержащему проблемы, требующие решения. Этот ситуационный (контекстный) материал и будет задавать специфический для функциональной грамотности вектор разворачивания познавательной деятельности — от обнаружения проблемы, проявившейся в той или иной ситуации, и запросу на ее решение к необходимым для ее решения знаниям и умениям. Именно ситуативность заданий адресует учащихся к конкретным практическим решениям и действиям в определенных ситуациях, в том числе и в своей собственной жизненной практике [11].
Предъявление учащимся и выполнение ими контекстных заданий по проблематике различных направлений функциональной грамотности, разработанных на основе проблемных ситуаций, является, таким образом, важным видом познавательной и практической деятельности,
в ходе которой развивается функциональная грамотность. И эта деятельность требует, во-первых, применения осваиваемых школьниками знаний, умений и опыта, а во-вторых, переноса осваиваемых в рамках предметных областей знаний и умений на более широкую познавательную и практическую область — область, расширяющуюся по мере взросления школьников и в конечном счете охватывающую всю их жизнедеятельность. Именно поэтому чрезвычайно важна интеграция усилий всего педагогического сообщества, прежде всего согласованность действий учителей на уровне конкретной образовательной организации, осуществляющей обучение учащихся, и системная работа, охватывающая все школьное образовательное пространство.
В этой связи необходим комплекс условий и механизмов (продуманных стратегий), включающих приоритетное видение данного направления руководством школы, его непосредственную поддержку, а также методическое обеспечение и распространение состоявшихся практик.
В качестве примера можно привести факты из опыта МБОУ «Кривошеинская СОШ имени Героя Советского Союза Ф. М. Зинченко» — школы села Кривошеино Томской области. В этой школе в течение ряда лет проводится работа по формированию финансовой грамотности учащихся, инициатором и организатором которой стал заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Свои усилия объединили шесть преподавателей русского и иностранного (английского) языков, три преподавателя химии и математики, психолог, социальный педагог, три педагога дополнительного образования. В результате было создано методическое объединение по финансовой грамотности, действующее уже несколько лет. В течение 2019-2020 учебного года под руководством педагогов-кураторов было разработано 15 ученических проектов, в рамках которых подготовлены сравнительные таблицы, информационные буклеты и таблички на дома односельчан, игра для младших школьников по финансовой грамотности, финансовый расчет постройки дома в селе, три страницы в социальной сети «ВКонтакте» и другие цифровые продукты, а также два стартапа. Результаты деятельности учащихся школы получили общественное признание, завоевав Гран-при межрегионального конкурса «Я»ФИНАНСЫ»МИР» и межрегиональный кубок проектов «Teens&Project».
Реальный опыт этой школы является наглядной конкретизацией вывода, сделанного в ходе исследования PISA: результаты по отдельным
направлениям функциональной грамотности в значительной степени зависят от согласованности действий учителей одной образовательной организации. Такое согласование действий может включать, к примеру, совместное планирование уроков, обсуждение результативных способов организации познавательной деятельности, вариантов проведения занятий, в том числе с использованием банка заданий по функциональной грамотности, разработанного в Институте стратегии развития образования РАО, включение этих заданий в систему работы образовательной организации.
Говоря о консолидации усилий, подчеркнем важность интеграции действий разных субъектов образовательного процесса, включая родителей учащихся, обеспечивающих эффект переноса знаний и умений не только из предмета в предмет, но и в реальную жизненную практику.
И, наконец, важна интеграция профессионалов, разрабатывающих учебные, методические, оценочные программы и материалы для общеобразовательных школ, направленные на развитие функциональной грамотности.
Заключение
Функциональная грамотность представляется сегодня важным образовательным результатом целенаправленно организованного процесса познавательной деятельности школьников. Конструктивные подходы к использованию потенциала образовательного пространства школы и объединения педагогических усилий для формирования функциональной грамотности — это серьезный вопрос, заслуживающий пристального внимания и проработки. Современная отечественная школа дает примеры зарекомендовавших себя педагогических практик-ориентиров, каковыми, в частности, являются примеры из опыта работы по развитию финансовой грамотности. Дальнейшие направления исследования могут быть связаны с разработкой учебно-методического обеспечения формирования функциональной грамотности в других ее направлениях, в том числе — на основе интеграции педагогических усилий и с моделированием ее встраивания в органически целостную жизнь школы во всех сегментах ее образовательного пространства.
Литература
1. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. 7 класс: учеб. для обще-образоват. организаций. М.: Просвещение, 2019. 159 с.
2. Городецкая Н. И., РутковскаяЕ. Л. Формирование финансовой грамотности учащихся
основной школы в современных условиях // Преподавание истории и обществознания в школе. 2019. № 3. С. 71-80.
3. Исупова О. Н., Козлова А. А., Лангер М. А. и др. Введение в финансовую грамотность: учебное пособие для начальной школы / под общ. ред. Е. Л. Рутковской. М.: Интеллект-Центр, 2019. 96 с.
4. Лучшие практики обучения детей финансовой грамотности в школе и за ее пределами: круглый стол // Проект Минфина России по финансовой грамотности на ММСО-2020: видеозаписи мероприятий [Электронный ресурс]. URL: https://vashifinancy.ru/upload/for-smi/press_news_ video/ММСО%202020%20-%20Запись%20всех%20вебинаров/29.04/29.04%20-%2009.00%20-%20 Новожилова%20-%20Круглый%20стол%20-Лучшие%20практики%20обучения%20детей%20фи-нансовой%20грамотности%20в%20школе%20и%20за%20ее%20пределами-.тр4 (дата обращения: 28.07.2020).
5. Новые УМК. Учебно-методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций // Дружу с финансами: национальная программа повышения финансовой грамотности граждан [Электронный ресурс]. URL: https://vashifinancy.ru/books/ (дата обращения: 28.07.2020).
6. Организация деятельности обучающихся по созданию индивидуальных проектов в процессе формирования финансовой грамотности в системе основной образовательной программы школы. Методическое пособие для учителя // Дружу с финансами: национальная программа повышения финансовой грамотности граждан [Электронный ресурс]. URL: https://fg.mgpu. ru/napravleniya-proekta/obuchenie-v-sisteme-osnovnoj-programmy/metodicheskoe-posobie-dlya-uchitelej/ (дата обращения: 28.07.2020).
7. Организация проектной деятельности по финансовой грамотности в рамках различных учебных предметов. Материалы вебинара // Дружу с финансами: национальная программа повышения финансовой грамотности граждан [Электронный ресурс]. URL: https://fg.mgpu.ru/ vebinary/direction-one/vebinar-vvodnyj-chast-1-14-08-2018/_(дата обращения: 28.07.2020).
8. Организация проектной деятельности школьников по созданию ими индивидуальных проектов в области финансовой грамотности. Программа // Дружу с финансами: национальная программа повышения финансовой грамотности граждан [Электронный ресурс]. URL: https:// fg.mgpu.ru/napravleniya-proekta/obuchenie-v-sisteme-osnovnoj-programmy/programma-obucheniya/ (дата обращения: 28.07.2020).
9. От жизненной ситуации — к индивидуальному проекту. Информационно-просветительское пособие для обучающихся // Дружу с финансами: национальная программа повышения финансовой грамотности граждан [Электронный ресурс]. URL: https://fg.mgpu.ru/ napravleniya-proekta/obuchenie-v-sisteme-osnovnoj-programmy/posobie-dlya-uchashhihsya/ (дата обращения: 28.07.2020).
10. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования // Реестр примерных основных общеобразовательных программ [Электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/07/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 28.07.2020).
11. РутковскаяЕ. Л. Факторы формирования финансовой грамотности школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 2 (37). С. 44-54.
12. Сорокин А. А., Половникова А. В. Инновационная деятельность школ по созданию единого образовательного пространства в контексте формирования функциональной грамотности обучающихся // Инновационная деятельность в образовании: мат-лы XII Междунар. науч.-практ. конф. Ч. I // под общ. ред. Г. П. Новиковой. Ярославль-Москва: Канцлер, 2018. С. 119-126.
13. Сорокин А. А., Половникова А. В. Образовательное пространство школы в формировании финансовой грамотности // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. Выпуск IV. М.: Книгодел, 2017. С. 11-19.
14. Специальные модули // Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего специального образования» [Электронный ресурс]. URL: https://fmc.hse.ru/spesialmod (дата обращения: 28.07.2020).
15. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc 6e0/ (дата обращения: 28.07.2020).
SCHOOL EDUCATIONAL SPACE: OPPORTUNITIES FOR THE DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL LITERACY
The article examines the school educational space in the context of its opportunities for the development of functional literacy of students.
Functional literacy seems to be the basis for a possible and expedient combination of efforts of all teachers of an educational organization that has included this task among its priorities.
A description of the interdisciplinary approach to the organization of work aimed at solving the problems of developing functional literacy is given.
The article focuses on the conclusion obtained as a result of the international research PISA, about the higher level of functional literacy of students of those schools, where there is a coordination of actions of teachers, the integration of their efforts, demonstrated in the course of the study.
The possibilities of creating conditions that ensure the successful organization of cognitive activities aimed at developing functional literacy are shown using specific examples from the experience of developing students' financial literacy.
Examples of various teaching aids on financial literacy for schoolchildren are given, including training modules built into the curriculum for certain educational subjects, and elective courses. The existing pedagogical practices of the development of functional literacy (using the example of financial literacy) in the process of project activities of schoolchildren are described.
The importance of the introduction into educational practice of contextual problematic tasks reflecting typical life situations requiring the use of knowledge and skills mastered by students is noted.
Keywords: functional literacy, educational outcomes, educational space, integration of school teachers, teaching materials on financial literacy.
References
• Bogolyubov L. N., Gorodeckaya N. I., Ivanova L. F. Obshchestvoznanie. 7 klass: ucheb. dlya obshcheo-brazovat. organizacij. M.: Prosveshchenie, 2019. 159 s. [In Rus].
• Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshchego obrazovaniya. [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (data obrash-cheniya: 28.07.2020). [In Rus].
• Gorodeckaya N. I., Rutkovskaya E. L. Formirovanie finansovoj gramotnosti uchashchihsya osnovnoj shkoly v sovremennyh usloviyah // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2019. № 3. S. 71-80. [In Rus].
• Isupova O. N., Kozlova A. A., Langer M. A. i dr. Vvedenie v finansovuyu gramotnost': uchebnoe posobie dlya nachal'noj shkoly / pod obshch. red. E. L. Rutkovskoj. M.: Intellekt-Centr, 2019. 96 s. [In Rus].
• Luchshie praktiki obucheniya detej finansovoj gramotnosti v shkole i za ee predelami: kruglyj stol // Proekt Minfina Rossii po finansovoj gramotnosti na MMS0-2020: videozapisi meropriyatij [Elektronnyj resurs]. URL: https://vashifinancy.ru/upload/for-smi/press_news_video/MMS0%202020%20-%20 Zapis'%20vsekh%20vebinarov/29.04/29.04%20-%2009.00%20-%20Novozhilova%20-%20Kruglyj%20 stol%20-Luchshie%20praktiki%20obucheniya%20detej%20finansovoj%20gramotnosti%20v%20 shkole%20i%20za%20ee%20predelami-.mp4 (data obrashcheniya: 28.07.2020). [In Rus].
• Novye UMK. Uchebno-metodicheskie materialy po finansovoj gramotnosti dlya obshcheobrazovatel'nyh organizacij // Druzhu s finansami: nacional'naya programma povysheniya finansovoj gramotnosti grazhdan [Elektronnyj resurs]. URL: https://vashifinancy.ru/books/ (data obrashcheniya: 28.07.2020). [In Rus].
• Organizaciya deyatel'nosti obuchayushchihsya po sozdaniyu individual'nyh proektov v processe formirovaniya finansovoj gramotnosti v sisteme osnovnoj obrazovatel'noj programmy shkoly. Metodicheskoe posobie dlya uchitelya // Druzhu s finansami: nacional'naya programma povysheniya finansovoj gramotnosti grazhdan [Elektronnyj resurs]. URL: https://fg.mgpu.ru/napravleniya-proek-ta/obuchenie-v-sisteme-osnovnoj-programmy/metodicheskoe-posobie-dlya-uchitelej/ (data obrash-cheniya: 28.07.2020). [In Rus].
• Organizaciya proektnoj deyatel'nosti po finansovoj gramotnosti v ramkah razlichnyh uchebnyh pred-metov. Materialy vebinara // Druzhu s finansami: nacional'naya programma povysheniya finansovoj gramotnosti grazhdan [Elektronnyj resurs]. URL: https://fg.mgpu.ru/vebinary/direction-one/vebinar-vvodnyj-chast-1-14-08-2018/ (data obrashcheniya: 28.07.2020). [In Rus].
• Organizaciya proektnoj deyatel'nosti shkol'nikov po sozdaniyu imi individual'nyh proektov v oblasti finansovoj gramotnosti. Programma // Druzhu s finansami: nacional'naya programma povysheniya finansovoj gramotnosti grazhdan [Elektronnyj resurs]. URL: https://fg.mgpu.ru/napravleniya-pro-ekta/obuchenie-v-sisteme-osnovnoj-programmy/programma-obucheniya/ (data obrashcheniya: 28.07.2020). [In Rus].
• Ot zhiznennoj situacii — k individual'nomu proektu. Informacionno-prosvetitel'skoe posobie dlya obuchayushchihsya // Druzhu s finansami: nacional'naya programma povysheniya finansovoj gramot-nosti grazhdan [Elektronnyj resurs]. URL: https://fg.mgpu.ru/napravleniya-proekta/obuchenie-v-sis-teme-osnovnoj-programmy/posobie-dlya-uchashhihsya/ (data obrashcheniya: 28.07.2020). [In Rus].
• Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma srednego obshchego obrazovaniya // Reestr primernyh osnovnyh obshcheobrazovatel'nyh programm [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosreestr. ru/wp-content/uploads/2015/07/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya.pdf (data obrashcheniya: 28.07.2020). [In Rus].
• Rutkovskaya E. L. Faktory formirovaniya finansovoj gramotnosti shkol'nikov // Otechestvennaya i za-rubezhnaya pedagogika. 2017. T. 1, № 2 (37). S. 44-54. [In Rus].
• Sorokin A. A., Polovnikova A. V. Innovacionnaya deyatel'nost' shkol po sozdaniyu edinogo obrazovatel'nogo prostranstva v kontekste formirovaniya funkcional'noj gramotnosti obuchayushchi-hsya // Innovacionnaya deyatel'nost' v obrazovanii: mat-ly XII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ch. I // pod obshch. red. G. P. Novikovoj. Yaroslavl'-Moskva: Kancler, 2018. S. 119-126. [In Rus].
• Sorokin A. A., Polovnikova A. V. Obrazovatel'noe prostranstvo shkoly v formirovanii finansovoj gramotnosti // Aktual'nye voprosy gumanitarnyh nauk: teoriya, metodika, praktika. Vypusk IV. M.: Knigodel, 2017. S. 11-19. [In Rus].
• Special'nye moduli // Centr «Federal'nyj metodicheskij centr po finansovoj gramotnosti sistemy ob-shchego i srednego special'nogo obrazovaniya» [Elektronnyj resurs]. URL: https://fmc.hse.ru/spesial-mod (data obrashcheniya: 28.07.2020). [In Rus].