Научная статья на тему 'Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий'

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8650
834
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / PISA / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СВЯЗЬ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА С ЖИЗНЬЮ КОНКРЕТНОЙ ЛИЧНОСТИ / ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧ / ТИПИЧНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ / ГРАМОТНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рутковская Е. Л.

В статье предъявлен опыт определения и реализации подходов к разработке учебных заданий, направленных на формирование финансовой грамотности учащихся. В основу этих подходов положены концептуальные идеи организаторов международного исследования PISA, их определение области оценки финансовой грамотности в этом исследовании, а также содержание разработанной в нашей стране Системы (рамки) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста.В поле внимания автора статьи современное понимание финансовой грамотности, компонентов, ее составляющих, возможности ее отражения и представления в комплексах заданий для учащихся разного возраста.Отдельно описывается трехмерная модель финансовой грамотности, представленная в исследовании PISA и реализованная в разработанном комплексе заданий.Представлено содержание заданий, созданных для двух возрастных групп учащихся основной школы, способствующих формированию их финансовой грамотности. Приводится характеристика особенностей заданий, разработанных для каждой возрастной группы. Описывается предлагаемый вариант группировки разработанных заданий в варианты, предназначенные для использования в целях развития финансовой грамотности и одновременно для определения динамики ожидаемых образовательных результатов в этой области.Акцентируется личностно ориентированный подход, реализуемый при разработке заданий и определяющий связь учебного материала с жизнью конкретной личности, ее реальным поведением в социуме, заинтересованностью в приобретении знаний и умений, необходимых для принятия грамотных решений в типичных жизненных ситуациях.Раскрывается значимость использования заданий в области финансовой грамотности для достижения новых для педагогической практики образовательных результатов, связанных с формированием функциональной грамотности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL LITERACY AS A COMPONENT OF FUNCTIONAL LITERACY: APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF LEARNING TASKS

The article presents the experience of defining and implementing approaches to the educational tasks aimed at developing the financial literacy of students. These aims are based on the conceptual ideas of the international PISA study organizers, their field definition of financial literacy assessment in this study, as well as the content of the Financial Competency System for school students in our country. In the field of author’s attention is a modern understanding of financial literacy, the components that make it up, the possibility of its reflection and representation in sets of tasks for different ages students. The three-dimensional financial literacy model presented in the PISA study and implemented in the developed set of tasks is described separately. The content of the tasks was created for the two age groups of primary school students and form financial literacy. The characteristic features of the tasks developed for each age group. The article describes the proposed option of grouping the developed tasks into different sets. It can be used for financial literacy development and at the same time accept to determine the dynamics of the expected educational results in this area. Emphasizes the personality-oriented approach, implemented in the development of tasks and determining the relationship of educational material with the life of a particular person, its real behavior in society, interest in acquiring the knowledge and skills necessary to make informed decisions in typical life situations. It reveals the importance of using tasks in the financial literacy field to achieve educational outcomes that are new to the pedagogical practice related to the formation of students’ functional literacy.

Текст научной работы на тему «Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий»

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — ВАЖНЕЙШИЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373

Е. Л.Рутковская

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: elena.rut@mail.ru

Elena L. Rutkovskaya

PhD (Education), Senior Researcher, Laboratory of Social and Humanitarian General Education, Institute for Strategy of Education Development of Russian Academy of Education, Moscow, Russia

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ: ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ

В статье предъявлен опыт определения и реализации подходов к разработке учебных заданий, направленных на формирование финансовой грамотности учащихся. В основу этих подходов положены концептуальные идеи организаторов международного исследования PISA, их определение области оценки финансовой грамотности в этом исследовании, а также содержание разработанной в нашей стране Системы (рамки) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста.

В поле внимания автора статьи — современное понимание финансовой грамотности, компонентов, ее составляющих, возможности ее отражения и представления в комплексах заданий для учащихся разного возраста.

Отдельно описывается трехмерная модель финансовой грамотности, представленная в исследовании PISA и реализованная в разработанном комплексе заданий.

Представлено содержание заданий, созданных для двух возрастных групп учащихся основной школы, способствующих формированию их финансовой грамотности. Приводится характеристика особенностей заданий, разработанных для каждой возрастной группы. Описывается предлагаемый вариант группировки разработанных заданий в варианты, предназначенные для использования в целях развития финансовой гра-

Как цитировать статью: Рутковская Е. Л. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 98-111.

мотности и одновременно для определения динамики ожидаемых образовательных результатов в этой области.

Акцентируется личностно ориентированный подход, реализуемый при разработке заданий и определяющий связь учебного материала с жизнью конкретной личности, ее реальным поведением в социуме, заинтересованностью в приобретении знаний и умений, необходимых для принятия грамотных решений в типичных жизненных ситуациях.

Раскрывается значимость использования заданий в области финансовой грамотности для достижения новых для педагогической практики образовательных результатов, связанных с формированием функциональной грамотности учащихся.

Ключевые слова: финансовая грамотность, PISA, образовательные результаты, функциональная грамотность, связь учебного материала с жизнью конкретной личности, применение знаний и умений для решения жизненных задач, типичные жизненные ситуации, грамотное финансовое поведение.

Введение. Современные школьники живут и взрослеют в усложняющемся мире, где ответственность за собственное финансовое благополучие лежит на самом человеке. Принятие разумных финансовых решений, среди которых значительное множество связано с выбором варианта поведения при решении типичных проблем в повседневных жизненных ситуациях,— именно это составляет суть финансовой грамотности как личностного навыка человека, проявления его функциональной грамотности.

Доступные молодым людям финансовые продукты и услуги имеют расширяющееся разнообразие, и это усложняет их выбор. Помимо этого, постоянные изменения привносятся в социальные взаимодействия, поведение потребителей и финансовые операции экономическими и технологическими интеграционными тенденциями.

К ситуациям, содержащим запрос на финансовую грамотность, можно, к примеру, отнести планирование личных трат, расчет экономии по покупкам, поиск выгодных условий трудоустройства и др. Финансовая грамотность включает также управление рисками (создание сбережений на случай непредвиденных обстоятельств, обеспечение своей старости и медицинского обслуживания, защита собственных средств от финансовых мошенников и др.).

На уровне действующих ФГОС, определяющих содержание общего образования в нашей стране и ожидаемые образовательные резуль-

таты, понятие «финансовая грамотность» пока отсутствует. Однако в проекте обновленного стандарта основного общего образования, где конкретизированы требования к предметным результатам по каждому учебному предмету, финансовая грамотность появляется, в частности, в положениях, касающихся предмета «Обществознание». Это, безусловно, отражает новый запрос системы образования, связанный с формированием функциональной грамотности учащихся в целом и финансовой грамотности как одного из ее компонентов.

В этой связи актуальным становится введение в массовую образовательную практику учебных заданий, рассматривающих жизненные проблемы, для решения которых необходимо применение социально-гуманитарных знаний и выработанных в ходе их освоения познавательных и практических умений. При этом речь идет о заданиях, в которых не только отражена ситуация социальной жизни, непосредственно касающаяся конкретного человека, но и сам вопрос направлен на решение стоящей перед человеком проблемы, определение своего собственного сознательного финансово грамотного поведения. Не импульсивного действия, не действия на угадывание «повезет-не повезет», а именно сознательного, опирающегося на знание и понимание той социальной реальности, с которой человека сталкивает реальная жизнь.

Задания, о которых мы говорим, призваны играть не проверочную (контрольную) функцию, а функцию обучающую, развивающую, формирующую сознательное, разумное поведение в сфере финансов. Без них невозможна отработка компонентов финансовой грамотности.

Цель статьи. В настоящее время в Институте стратегии развития образования РАО проводится разработка системы заданий, нацеленных на формирование различных компонентов функциональной грамотности. Одно из направлений данной работы — создание комплекса заданий по финансовой грамотности.

Разработка комплекса заданий по направлению «финансовая грамотность» ориентирована на содействие решению мотивирующих и обучающих образовательных задач в области функциональной грамотности, в частности на содействие развитию понимания учащимися ситуаций, требующих финансового решения, освоению ими моделей разумного финансового поведения и умения применять их в ситуациях собственного выбора.

Разрабатываемая система заданий, с одной стороны (с той, которая так привычна, когда речь идет о заданиях в целом), позволяет получить исходную информацию об уровне и качестве финансовой грамотности учащихся. С другой стороны (и это видится нами особенно важным в связи с введением в систему ФГОС задач формирования функциональной грамотности), она позволяет представить, что входит в структуру и содержание финансовой грамотности, какие элементы являются приоритетными, на что должен быть направлен процесс совершенствования финансовой грамотности учащихся, а также позволяет в дальнейшем отслеживать динамику развития финансовой грамотности как личностного навыка.

Целью данной статьи является представление общих подходов к разработке этих заданий, методических основ подбора социальных ситуаций, на которых задания выстраиваются, системы дифференциации вопросов, ориентированных на формирование финансовой грамотности учащихся.

Методология и методы исследования. Финансовая грамотность понимается автором как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности. Такое понимание базируется на трактовке этого понятия в исследовании PISA [7; 16] и вытекающем из нее опыте исследования уровня финансовой грамотности [5; 8], а также существующей международной и отечественной практике повышения финансовой грамотности [2; 6]. Отдельно отметим, что понимание финансовой грамотности включает представление том, что разумное финансовое поведение человека способствует увеличению его собственного благосостояния [10].

В результате финансовая грамотность рассматривается как постоянное расширение набора знаний, навыков и стратегий действия, которые люди строят на протяжении своей жизни в соответствии с финансовыми требованиями современного общества и постоянно обновляющимися финансовыми продуктами, а не как некое фиксированное образование, которое можно представить антиподом финансовой неграмотности [13; 15].

Анализ концептуальных основ исследования PISA дает возможность акцентировать немаловажный аспект: финансовая грамотность в целом понимается как личная финансовая грамотность [1]. Это зна-

чит, что она обращается не к теоретическим экономическим понятиям (теория спроса и предложения, теория рыночных структур и др.), а связана с пониманием, управлением и планированием своих собственных личных и семейных финансовых дел [14].

PISA подчеркивает важность хорошего понимания, управления и планирования со стороны физических лиц и отмечает, что это имеет эффект некоторого коллективного воздействия на общество в целом, содействует национальной и даже глобальной стабильности, производительности и развитию [15].

Остановимся более подробно на компонентах финансовой грамотности. Прежде всего, финансовая грамотность включает определенные знания основных элементов финансового мира. Вместе с тем акцент делается не на самих знаниях как таковых, а на способности актуализировать знания и понимание. Это выражается в оценке способности молодых людей передавать и применять то, что они узнали о личных финансах и эффективных решениях в этой области. Термин «эффективное решение» в контексте материалов исследования обозначает взвешенные и ответственные решения в реальных жизненных ситуациях [11]. Они касаются и сегодняшнего опыта учащихся, и их ближайшего будущего. Учащиеся могут в настоящее время принимать относительно простые решения, к примеру по поводу расходования карманных денег. Вскоре они станут принимать более серьезные решения, в частности связанные с вопросами образования и работы, и эти решения будут иметь долгосрочные финансовые последствия [12].

Наряду с этим авторы исследования PISA включают в финансовую грамотность и мыслительные навыки, связанные с распознаванием финансовой информации, ее анализом, выявлением и решением финансовых проблем.

И еще одна важная составляющая финансовой грамотности выделена в исследовании PISA. Это мотивация к поиску информации для эффективного участия в финансовой деятельности. Мотивация рассматривается и как компонент, и как важный фактор формирования финансовой грамотности [15].

Представим далее основания разработки комплекса заданий, ориентированных на развитие финансовой грамотности.

При разработке заданий, ориентированных на развитие финансовой грамотности, применяются выводы, сделанные при изучении

трехмерной модели оценки, используемой в исследовании PISA. Тремя ее составляющими являются: а) содержание (тематическое), б) познавательные процессы (умения и навыки), в) контексты (жизненные ситуации) [15].

Содержание представляет собой широкий спектр личностно значимых финансовых тем, сгруппированных в четыре тематические области: деньги и денежные операции, планирование и управление финансами, риски и вознаграждения, финансовая среда (отдельные вопросы из области финансов).

Первая из этих областей—Деньги и денежные операции. Она охватывает повседневные покупки товаров, платежи, расходы, банковские карты, валюты. Вторая область — Планирование и управление финансами — включает в себя задания, касающиеся семейного бюджета, планируемых расходов и различных видов доходов (например, пособий, заработной платы и др.). Содержательная область Риски и вознаграждения (в исследовании PISA это ключевая область финансовой грамотности) ориентирует на управление финансами с учетом двух видов рисков: первый представляет собой финансовые потери, вызванные непредвиденными обстоятельствами (например, катастрофическим бедствием), второй — риск, присущий финансовым продуктам (например, кредитным соглашениям с переменной процентной ставкой или инвестиционным продуктам) [4].

Предполагается, к примеру, понимание того, что одни способы сбережения денежных средств или их инвестирования связаны с меньшим риском, чем другие. Содержательная область Финансовая среда (Отдельные вопросы из области финансов) включает знание (понимание) правового статуса (прав и обязанностей) потребителей финансовых продуктов, вопросов правового регулирования отношений на финансовом рынке, последствий изменения экономических условий и государственной политики. Например, последствий изменения процентных ставок, инфляции, налогообложения, введения или отмены тех или иных социальных пособий.

Процессы описывают познавательную деятельность и умственные стратегии и подходы, которые актуализируют знание и понимание в области финансов. Исследование PISA выделяет четыре вида познавательной деятельности: распознавание финансовой информации; анализ информации в финансовом контексте; оценка финансовых про-

блем; применение финансовых знаний [3].

Распознавание финансовой информации осуществляется при работе с источниками финансовой информации (к ним, в частности, относятся описания различных жизненных ситуаций, обращающихся к определенным финансовым задачам человека). Анализ информации в финансовом контексте осуществляется также на основе предъявляемых текстов (включая тексты, введенные в иллюстрации, представленные в формате таблиц, рекламных призывов и др.) и включает сравнение, противопоставление, синтез и экстраполяцию (распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть или на все явление в целом). Оценка финансовых проблем сфокусирована на построении финансовых обоснований, объяснений, оценочных суждений, обобщений, основанных на знании и понимании. В когнитивных действиях, составляющих данный вид познавательной деятельности, задействовано критическое мышление, позволяющее учащемуся с помощью логических рассуждений понять смысл и создать представление о проблеме, связанной с финансами. Информация, с которой приходится иметь дело в таких случаях, может быть частично представлена в описании самой ситуации, и учащемуся необходимо связать эту информацию со своими собственными знаниями и пониманием. Применение финансовых знаний акцентирует внимание на эффективных действиях в финансовых ситуациях с помощью использования имеющихся финансовых знаний и понимания моделей поведения, целесообразных для решения определенных задач в определенных условиях.

Контексты представляют собой группы ситуаций, к которым обращаются задания из области финансовой грамотности. В исследовании PISA представлены четыре контекста: образовательный и профессиональный (образование и работа), домашний и семейный (дом и семья), личностный (личные траты, досуг и отдых) и общественный (сообщество и гражданин сообщества) [3].

Образовательный и профессиональный контекст включает финансовые материалы и ситуации, относящиеся к трудоустройству и будущей профессиональной деятельности. Например, частичная занятость, подготовка к дальнейшей работе и карьере посредством школьного образования и обучения, последующее образование. Домашний и семейный контекст включает финансовые проблемы и вопросы, отно-

сящиеся к расходам, связанным с ведением хозяйства. Задания в этом контексте могут касаться покупки предметов домашнего обихода, продуктов, учета расходов, планирования совместных мероприятий, решений о составлении бюджета и приоритетности расходов. Личностный контекст включает вопросы, связанные с потребительскими товарами и розничной торговлей, отдыхом и развлекательными мероприятиями, страхованием (жизни, здоровья, предметов собственности) и другими ситуациями, в которых товары или услуги покупаются для личного пользования. Решения, которые вписываются в этот контекст, включают выбор таких продуктов и услуг, как одежда, туалетные принадлежности, электронное или спортивное оборудование, сезонные билеты, абонементы в спортзал, а также открытие банковского счета и получение кредита. Общественный контекст отражает связь между личным финансовым благополучием и остальным сообществом в современном мире. Данный контекст включает проблемы, связанные с информированностью о правах и обязанностях потребителей, налогах и льготах, сборах и услугах, справедливой торговле, последствиях потребительского выбора, пожертвований некоммерческим организациям, благотворительным фондам и др.

Помимо трехмерной модели оценки, используемой в исследовании PISA, в основу разработки заданий по направлению «финансовая грамотность» были положены результаты анализа предметных областей и компонентов финансовой грамотности, зафиксированных в Системе (рамке) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста, разработанной в России [9]. В числе этих предметных областей: доходы и расходы; финансовое планирование и бюджет; личные сбережения; кредитование; инвестирование; страхование; риски и финансовая безопасность; защита прав потребителей; общие знания экономики и азы финансовой арифметики [9].

Использование модели исследования PISA и положений Системы (рамки) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста при разработке заданий отличалось рядом особенностей.

Первоочередное внимание было сосредоточено на создании финансовых задач, с которыми сталкивается школьник и его семья.

Выбор тематики заданий и содержания необходимых для их выполнения умений был обусловлен возрастными особенностями учащихся определенного класса: уровнем имеющихся знаний и умений, формиру-

ющимися психолого-познавательными потребностями. В частности, относительно пятиклассников речь идет об избирательности восприятия, способности к запоминанию и воспроизведению смысловых связей, развивающейся способности к абстрактному мышлению, увеличении периода сохранения внимания, интеллектуализации памяти и других.

Кроме того, выбор тематики заданий и содержания необходимых для их выполнения умений определялся характером и содержанием социального опыта учащихся. Дифференцированные по возрастным группам практические задания учитывали реальные жизненные ситуации, с которыми сталкивается ребенок определенного возраста.

При разработке заданий также учитывалось, что у школьников происходит постепенное формирование образа мира, в котором увеличивается количество значимых персонажей. В частности, помимо «значимых взрослых» (родители, члены семьи, учителя), увеличивается количество «случайных взрослых» (соседи, знакомые родителей, незнакомые люди в транспорте, магазине, поликлинике и др.), с которыми учащиеся вступают во взаимоотношения, в том числе финансовые. Расширяется также круг «обобщенных взрослых» (персонажей фильмов, телепередач, книг). Вместе с этим по мере взросления продолжается становление «образа себя», в частности, глубже осознаются различные социальные роли, как наличествующие в собственном опыте, так и те, которые придется выполнять в будущем.

Результаты исследования. На основе изучения описанных выше теоретико-методических подходов были разработаны контекстные блоки заданий для двух возрастных групп, представленные в шести вариантах для каждой из них. Каждый вариант образуют минимум две личностно значимые жизненные ситуации с комплексом вопросов (заданий) к ним. Всего в варианте предъявлено восемь заданий.

Комплекс заданий, разработанный к представленным в варианте ситуациям, предполагает актуализацию всех познавательных процессов, представляющих принципиальную значимость для формирования финансовой грамотности. При этом в каждом варианте представлено по два задания, требующих выявления финансовой информации (процесс 1), анализа информации в финансовом контексте (процесс 2), оценки финансовой проблемы (процесс 3) и применения финансовых знаний и понимания (процесс 4).

В основу заданий для младших подростков (учащихся 5-6 классов) положены пять тематических составляющих содержания финансовой грамотности: доходы и расходы, семейный бюджет, покупки, деньги, защита от мошенников. Для учащихся 7 класса предложен более широкий охват содержания, включающий в дополнение к названным компонентам личные сбережения и финансовое планирование.

Разнообразие жизненных ситуаций, лежащих в основе заданий, представлено в разработанных материалах близкими и понятными школьникам контекстами. Таких контекстов в материалах для 5-6 классов четыре (учебный, личный, семейный, общественный), для 7 класса — пять (учебный, личный, семейный, общественный и профессиональный). Каждое представленное в комплексах задание может быть отнесено к одному из этих контекстов.

Материалы, предлагаемые для учащихся разного возраста, различаются по охваченным темам и контекстам, степени сложности предлагаемых заданий, форматам представленности в заданиях процессов познавательной деятельности.

Незыблемым на каждом возрастном этапе остается обращение к личностно значимой жизненной ситуации, что и определяет заинтересованное отношение учащегося, его желание решить актуализированную проблему, найти оптимальную модель приемлемого поведения.

В разработанных комплексах используются задания, предполагающие выбор одного из четырех предложенных ответов. Подобно исследованию PISA эти задания не составляют большинства. Их в разработанных материалах не более четверти. При этом зачастую, подобно исследованию PISA, следом за ними идут задания, требующие объяснения, развернутого обоснования выбора того или иного ответа. Используются также задания с кратким ответом или выбором нескольких ответов, на установление соответствия или последовательности, на выделение фрагмента текста. Используются также задания на анализ суждений, которые требуется оценить как верное или неверное либо рассмотреть в комплексе иных диад-альтернатив.

В отдельную группу можно объединить задания на произведение самостоятельного финансового расчета и запись полученного результата. В вопросах для учащихся разного возраста заложена различная сложность расчетов, но абсолютное большинство заданий связано с произведением простых расчетов.

Задания, связанные с процедурой объяснения и обоснования, представлены достаточно широко. (Следует отметить, что именно эта группа заданий увеличивается количественно с каждым новым этапом исследования PISA). Значительная часть ответов представляет собой развернутые, свободно сконструированные суждения.

Заключение

Система заданий, разработанных специалистами Института стратегии развития образования РАО, отражает актуальные для учащихся определенного возраста темы и контексты, что определяет их личную заинтересованность в их выполнении.

Содержание разработанных комплексов предполагает, что знание и понимание определенных финансовых терминов, понятий, категорий, функций финансовых институтов, процессов, происходящих в финансовой сфере, будет применено к тем конкретным ситуациям и жизненным практикам, которые освоены или осваиваются учащимися определенного возраста.

Задания направлены не столько на проверку содержания знаний и представлений финансово грамотного человека определенного возраста, сколько на развитие финансовой грамотности. Они ориентируются, прежде всего, на формирование ряда умений и стратегий поведения, от которых зависит успех в осуществлении познавательной и практической деятельности, направленной на решение задач, возникающих в финансовой жизни личности.

Предлагаемые задания выстраиваются на конкретных ситуациях реальной социальной жизни, представляющих актуальные для учащихся контексты. Описание ситуации предшествует нескольким заданиям, построенным на ее основе.

Разнообразие тематик, контекстов, познавательных процессов, отличающихся личностной значимостью для учащихся определенного возраста, способствует их мотивации на освоение знаний и умений, необходимых для поиска решений предъявляемых в заданиях задач.

Статья выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2018-2019 годы «Создание методологии исследования, анализа и прогноза результатов международных и национальных ис-

следований качества образования. Научное обоснование и проведение работ по оценке качества общего образования на основе методологии и инструментария международных исследований качества подготовки обучающихся».

Литература

1. Городецкая Н. И., Рутковская Е. Л. Формирование финансовой грамотности учащихся основной школы в современных условиях // Преподавание истории и обществознания в школе. 2019. № 3. С. 71-80.

2. Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. М.: ЦИПСиР, КНОРУС, 2012. 112 с.

3. Ковалева Г. С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 2 (37). С. 31-43.

4. Ковалева Г. С., Рутковская Е. Л., Половникова А. В. Финансовая грамотность российских учащихся: состояние и динамика изменений (по результатам исследования PISA-2015) // Педагогические измерения. 2017. № 2. С. 14-21.

5. Кузина О. Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты анализа в России // Вопросы экономики. 2015. № 8. С. 129-148.

6. Лазебникова А. Ю. Практическая реализация задачи повышения финансовой грамотности школьников: состояние и проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 2 (37). С. 22-30.

7. Новые достижения российских учащихся. Финансовая грамотность (по результатам международной программы PISA-2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.instrao.ru/ images/1Treshka/News/1707/PISA-2015.pdf (дата обращения: 18.06.2019).

8. Синельников М. В. Финансовая грамотность населения как основа оптимизации финансового поведения в условиях глобализации // Дискуссия. 2018. № 3 (88). С. 77-84.

9. Система (рамка) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста, разработанная с рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Минфин России: [официальный сайт]. URL: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=63407& area_id=4& page_id=2104& popup=Y#ixzz59SG9VScM (дата обращения: 18.06.2019).

10. Судакова А. Е. Финансовая грамотность: теоретическое осмысление и практическое исследование // Финансы и кредит. 2017. Т. 23, № 26. С. 1563-1582. DOI: https://doi.org/10.24891/ fc.23.26.1563.

11. Folger J. Teaching Financial Literacy to Teens. Updated November 14, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.investopedia.com/university/teaching-financial-literacy-teens (дата обращения: 18.06.2019).

12. Klapper L., Lusardi A., van Oudheusden P. Financial Literacy Around the World: Insights from the Standard & Poor's Ratings Services Global Financial Literacy Survey // GFLEC: Global Financial Literacy Excellence Center [Электронный ресурс]. URL: http://gflec.org/wp-content/uploads/2015/11/ Finlit_paper_16_F2_singles.pdf (дата обращения: 18.06.2019).

13. Lusardi A., Mitchell O. Financial Literacy and Retirement Planning: New Evidence from the Rand American Life Panel [Электронный ресурс]. URL: http://www.dartmouth.edu/~alusardi/Papers/ American_Life_Panel.pdf (дата обращения: 18.06.2019).

14. National Standards in K-12 Personal Finance Education. 4th Edition, 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://bgcutah.org/wp-content/uploads/2014/08/Jumptart-K-12-National-Standards.pdf (дата обращения: 18.06.2019).

15. PISA 2012 Financial Literacy Assessment Framework [Электронный ресурс]. URL: http:// www.oecd.org/pisa/pisaproducts/46962580.pdf (дата обращения: 18.06.2019).

16. Programme for International Student Assessment: an Overview [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/pisa/pisaproducts/PISA%202012%20Technical%20Report_Chapter%201.pdf (дата обращения: 18.06.2019).

FINANCIAL LITERACY AS A COMPONENT OF FUNCTIONAL LITERACY: APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF LEARNING TASKS

The article presents the experience of defining and implementing approaches to the educational tasks aimed at developing the financial literacy of students. These aims are based on the conceptual ideas of the international PISA study organizers, their field definition of financial literacy assessment in this study, as well as the content of the Financial Competency System for school students in our country.

In the field of author's attention is a modern understanding of financial literacy, the components that make it up, the possibility of its reflection and representation in sets of tasks for different ages students.

The three-dimensional financial literacy model presented in the PISA study and implemented in the developed set of tasks is described separately.

The content of the tasks was created for the two age groups of primary school students and form financial literacy. The characteristic features of the tasks developed for each age group. The article describes the proposed option of grouping the developed tasks into different sets. It can be used for financial literacy development and at the same time accept to determine the dynamics of the expected educational results in this area.

Emphasizes the personality-oriented approach, implemented in the development of tasks and determining the relationship of educational material with the life of a particular person, its real behavior in society, interest in acquiring the knowledge and skills necessary to make informed decisions in typical life situations.

It reveals the importance of using tasks in the financial literacy field to achieve educational outcomes that are new to the pedagogical practice related to the formation of students' functional literacy.

Keywords: functional literacy, financial literacy, PISA, educational results, connection of educational material with the life of a particular person, application of knowledge and skills to solve life problems, typical life situations, competent financial behavior.

References

• Folger J. Teaching Financial Literacy to Teens. Updated November 14, 2017. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.investopedia.com/university/teaching-financial-literacy-teens (data obrashcheniya: 18.06.2019).

• Gorodeckaya N. I., Rutkovskaya E. L. Formirovanie finansovoj gramotnosti uchashchihsya osnovnoj shkoly v sovremennyh usloviyah // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2019. № 3. S. 71-80. [In Rus].

• Klapper L., Lusardi A., van Oudheusden P. Financial Literacy Around the World: Insights from the Standard & Poor's Ratings Services Global Financial Literacy Survey // GFLEC: Global Financial Literacy Excellence Center [Elektronnyj resurs]. URL: http://gflec.org/wp-content/uploads/2015/11/ Finlit_paper_16_F2_singles.pdf (data obrashcheniya: 18.06.2019).

• Kovaleva G. S. Finansovaya gramotnost' kak sostavlyayushchaya funkcional'noj gramotnosti: mezh-dunarodnyj kontekst // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2017. T. 1, № 2 (37). S. 31-43. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Kovaleva G. S., Rutkovskaya E. L., Polovnikova A. V. Finansovaya gramotnost' rossijskih uchashchi-hsya: sostoyanie i dinamika izmenenij (po rezul'tatam issledovaniya PISA-2015) // Pedagogicheskie izmereniya. 2017. № 2. S. 14-21. [In Rus].

• Kuzina O. E. Finansovaya gramotnost' i finansovaya kompetentnost': opredelenie, metodiki izmereni-

I Е. n. PyTKOBCKaq

ya i rezul'taty analiza v Rossii // Voprosy ekonomiki. 2015. № 8. S. 129-148. [In Rus].

• Lazebnikova A. Yu. Prakticheskaya realizaciya zadachi povysheniya finansovoj gramotnosti shkol'nikov: sostoyanie i problemy // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2017. T. 1, № 2 (37). S. 22-30. [In Rus].

• Lusardi A., Mitchell O. Financial Literacy and Retirement Planning: New Evidence from the Rand American Life Panel [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.dartmouth.edu/~alusardi/Papers/ American_Life_Panel.pdf (data obrashcheniya: 18.06.2019).

• National Standards in K-12 Personal Finance Education. 4th Edition, 2015 [Elektronnyj resurs]. URL: https://bgcutah.org/wp-content/uploads/2014/08/Jumptart-K-12-National-Standards.pdf (data obrashcheniya: 18.06.2019).

• Novye dostizheniya rossijskih uchashchihsya. Finansovaya gramotnost' (po rezul'tatam mezhdun-arodnoj programmy PISA-2015) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.instrao.ru/images/1Treshka/ News/1707/PISA-2015.pdf (data obrashcheniya: 18.06.2019). [In Rus].

• PISA 2012 Financial Literacy Assessment Framework [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.oecd. org/pisa/pisaproducts/46962580.pdf (data obrashcheniya: 18.06.2019).

• Programme for International Student Assessment: an Overview [Elektronnyj resurs]. URL: https:// www.oecd.org/pisa/pisaproducts/PISA%202012%20Technical%20Report_Chapter%201.pdf (data obrashcheniya: 18.06.2019).

• SinelnikovM. V. Finansovaya gramotnost' naseleniya kak osnova optimizacii finansovogo povedeniya v usloviyah globalizacii // Diskussiya. 2018. № 3 (88). S. 77-84. [In Rus].

• Sistema (ramka) finansovoj kompetentnosti dlya uchashchihsya shkol'nogo vozrasta, razrabotan-naya s ramkah sovmestnogo proekta Minfina Rossii i Vsemirnogo banka «Sodejstvie povysheni-yu urovnya finansovoj gramotnosti naseleniya i razvitiyu finansovogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // Minfin Rossii: [oficial'nyj sajt]. URL: http://minfin.ru/ru/ document/?id_4=63407& area_id=4& page_id=2104& popup=Y#ixzz59SG9VScM (data obrashcheniya: 18.06.2019). [In Rus].

• Sudakova A. E. Finansovaya gramotnost': teoreticheskoe osmyslenie i prakticheskoe issledovanie // Finansy i kredit. 2017. T. 23, № 26. S. 1563-1582. DOI: https://doi.org/10.24891/fc.23.26.1563. [In Rus].

• Zelencova A. V., Bliskavka E. A., Demidov D. N. Povyshenie finansovoj gramotnosti naseleniya: mezh-dunarodnyj opyt i rossijskaya praktika. M.: CIPSiR, KNORUS, 2012. 112 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.