ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
УДК 373
ЗАДАНИЯ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА: ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ОПЫТ АПРОБАЦИИ
Проблема формирования функциональной грамотности у обучающихся может рассматриваться сегодня в качестве тренда развития образования на глобальном международном уровне. Системно-деятельностный подход, зафиксированный как основание формулирования требований действующих ФГОС общего образования, полностью соответствует общей логике развития абсолютного большинства национальных образовательных систем. Статья обращена к проблеме формирования финансовой грамотности учащихся как одного из элементов функциональной грамотности.
Целью статьи является достаточно подробное описание особенностей моделирования заданий по финансовой грамотности, которые были разработаны специалистами Института стратегии развития образования РАО и в настоящее время прошли апробацию в различных регионах страны. Авторы акцентируют внимание именно на том, что разработанные задания, в отличие от большинства современных практик в отечественной системе образования, направлены не только и не столько на диагностику уже достигнутого образовательного результата, сколько на применение их в качестве инструментария для
Как цитировать статью: Половникова А. В., Козлова А. А. Задания по финансовой грамотности в контексте реализации системно-деятельностного подхода: особенности моделирования и опыт апробации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 159-176.
А. В. Половникова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва Е-mail: аур.71@ mail.ru
Anastasia V. Polovnikova
PhD (Education), Associate Professor, Department of Teaching Methods of History, Social Studies and Law, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia E-mail: аvp.71@ mail.ru
А. А. Козлова
Кандидат исторических наук, учитель ГБОУ «Школа № 1273», г. Москва E-mail: [email protected]
Anna A. Kozlova
PhD (History), Teacher of the State Educational Institution «School No. 1273», Moscow, Russia
формирования финансовой грамотности учащихся. Статья наглядно демонстрирует дидактическую значимость заданий и возможности их применения в учебном процессе.
Разработанные задания выстроены в виде блоков. Каждый блок заданий относится к определенному тематическому модулю. Содержание тематических модулей напрямую связано с отбором ситуаций, участниками которых в реальной жизни становятся школьники. Каждый блок включает от двух до четырех заданий. Каждое из заданий сфокусировано на формировании одного из четырех процессов познавательной деятельности: выявление финансовой информации, анализ информации в финансовом контексте, оценка финансовых проблем, применение финансовых знаний.
Основываясь на предварительных итогах апробации, авторы анализируют основные проблемы, с которыми столкнулись учащиеся при выполнении заданий, указывают на дефициты в финансовой грамотности учащихся основной школы и еще раз фокусируют внимание на педагогическом потенциале представленных заданий в контексте восполнения выявленных дефицитов.
Ключевые слова: функциональная грамотность, финансовая грамотность, системно-деятельностный подход, PISA, познавательная деятельность, система заданий как инструмент формирования, социальный опыт, результаты апробации.
Введение. Внедрение системно-деятельностного подхода в современную школу—это уже не только норма, зафиксированная в законе, но и новая образовательная практика. Системно-деятельностный подход, зафиксированный как нормативное требование к реализации образовательных программ общего образования в федеральных государственных образовательных стандартах [12], четко отражает мировые тренды развития образовательных систем и выходит на задачу формирования функциональной грамотности учащихся.
Проблемы формирования функциональной грамотности в целом и финансовой грамотности как элемента функциональной грамотности в частности сегодня активно обсуждаются профессиональным сообществом [1]. По мнению ведущих специалистов, «одним из главных вызовов XXI века современному образованию является осознанная большинством ведущих экспертных сообществ необходимость в формировании функциональной грамотности у всех учащихся независимо от ступени обучения и их дальнейших образовательных или профессиональных планов» [3, с. 31].
Уже первое исследование PISA в области финансовой грамотности 2012 года продемонстрировало, что новое поколение пятнадцатилетних учащихся, воспитанное в условиях рыночной экономики, осознает значимость знаний в области финансовой грамотности, но не всегда умеет применять их при решении практических заданий, максимально приближенных к реальной действительности [2, с. 24-25; 6].
Цель статьи. Функциональная грамотность подразумевает умение ориентироваться в информационном пространстве, формулировать цели и задачи, анализировать и оценивать различные решения [7]. Формирование подобных компетенций может происходить в процессе выполнения заданий определенного типа, главной задачей которых является не столько проверка усвоения учащимися определенного набора знаний, не столько выявление уровня овладения теми или иными умениями, а именно создание условий для развития указанных выше аспектов функциональной грамотности [13]. То есть, выполняя блок заданий, ученик в идеале осваивает определенный аспект финансовой грамотности, который поможет ему в том случае, если он столкнется с подобной ситуацией в реальной жизни. Е. Л. Рутковской сформулированы, пожалуй, ключевые вопросы методики формирования финансовой грамотности учащихся. Перечислим их: «Обеспечивается ли в процессе образования связь теоретических знаний и жизненной практики? Происходит ли на основе изучаемых экономических, финансовых объектов осмысление и переосмысление имеющегося у учащихся опыта? И помогают ли полученные знания вырабатывать модели грамотного финансового поведения?» [9, с. 48].
В настоящее время апробацию прошел банк заданий по функциональной грамотности, разработанный именно в логике системно-де-ятельностного подхода. Один из разделов проведенного мониторинга содержит задания по финансовой грамотности, разработанные для двух возрастных групп — учащихся 5-х и 7-х классов. Целью статьи является описание подходов при составлении заданий, а также краткий анализ успешности выполнения блоков заданий учащимися.
Методология и методы исследования. У достаточного числа взрослых существует стереотип: чем позже начинаешь «приучать» ребенка к деньгам — тем спокойнее; дети не должны иметь дел с финансами и т.д. В реальных же современных условиях дети рано окунаются в мир финансов. И важно, что не всегда этот опыт является позитивным [5].
В рамках апробации было проведено интервьюирование учащихся 5-х — 7-х классов, которое позволило выявить некоторый спектр финансовых вопросов, с которым ученики этого возраста уже сталкиваются в жизни. Школьники констатируют, что они являются активными потребителями товаров и услуг, нередко совершая покупки через Интернет. Так как несовершеннолетние используют для покупки различные способы оплаты, банки все чаще стали предлагать так называемые детские банковские карты. Путешествуя вместе с родителями, дети видят, что приходится обменивать валюту. Учащиеся имеют свои карманные деньги, задумываются о накоплениях, у некоторых есть опыт накопления на достаточно дорогую вещь. Незначительная доля родителей реально привлекают своих детей к составлению семейного бюджета, так как стремятся научить ребят финансовому планированию и бережному отношению к деньгам. Активная реклама финансовых услуг приводит к тому, что многие учащиеся имеют представления о банковских вкладах, депозитах и кредитах. Вместе с тем именно несовершеннолетние зачастую являются объектами финансового мошенничества, ведь злоумышленники надеются, что в силу отсутствия у школьников необходимого опыта и знаний их будет легче обмануть. Результаты интервьюирования подтверждают и контекстную информацию, которую предоставляет международное исследование PISA в области финансовой грамотности [16; 17].
С опорой на результаты интервьюирования и разрабатывался предложенный банк заданий, который можно рассматривать в качестве инструментария формирования финансовой грамотности.
В отличие от привычных для практики отечественной системы образования заданий, в большей мере нацеленных на выявление зна-ниевого компонента, в основу разработки заданий были положены определенные «жизненные» ситуации. При отборе ситуаций ставилась задача использовать социальный опыт учащихся разного возраста. Важным моментом стал при отборе ситуаций анализ их педагогической целесообразности. В большинстве случаев главные герои заданий — сверстники учеников, которые столкнулись с необходимостью принять финансовое решение, или семья, которая решает проблему, знакомую большинству обучающихся. Учащиеся осознают, что имеют дело с конкретной реальной ситуацией, в которой могут применить свои знания и умения (при этом речь идет как о личном социаль-
ном опыте, так и о житейских наблюдениях подростков). Обращение к уже имеющемуся социальному опыту позволяет этот опыт артикулировать, анализировать и фиксировать как определенную модель поведения [10]. Разработчики банка заданий ориентировались на тот факт, что школьникам может быть проще приобретать необходимые умения, если ситуации, которые они рассматривают, будут для них привычны: сверстники и их семьи, актуальные проблемы, знакомые товары. Но помимо обращения к уже имеющемуся социальному опыту выполнение предлагаемых заданий позволяет, что не менее важно, формировать определенный опыт решения финансовых проблем на опыте действующих в ситуации персонажей. Интересное наблюдение: учащиеся зачастую настолько «вживаются» в предлагаемый образ героя ситуации, что как бы «примеривают» эту ситуацию к себе. Так, учащимся была предложена ситуация, в которой герой тратит деньги на те покупки, которые ему не просто не были необходимы, а отчасти были даже вредны, в результате чего герой остается без денег. Отвечая на вопросы, учащиеся пятого класса фиксируют: «Надо тратить деньги с умом, а не как Дима», «Этого делать не стоит, чтобы не попасть в такую же ситуацию, как Дима».
Все ситуации, лежащие в основе заданий, можно сгруппировать в тематические модули. Модулей всего четыре. Первые три носят общее название и для учащихся пятого, и для учащихся седьмого классов. Четвертый модуль трансформируется с учетом возрастных особенностей учащихся.
1) «Деньги»: ситуации касаются различных функций денег, способов оплаты, обмена валют. При составлении заданий учитывается разница в опыте учащихся. Так, пятиклассникам предлагается оценить преимущества и недостатки наличной и безналичной формы оплаты, обсудить признаки фальшивых денег, принять решение о выборе разных форм обмена. Учащиеся 7-го класса уже активнее используют банковские карты, поэтому они могут выполнить задания на знание правил использования карт, бонусов, предоставляемых банками, порядка снятия денег в банкоматах.
2) «Доходы и расходы, семейный бюджет»: с понятием «семейный бюджет» учащиеся знакомятся еще в начальной школе. Однако формирование умения составления семейного бюджета на практике происходит весьма нечасто. В ходе же выполнения предложенных зада-
ний подросткам предлагаются ситуации, максимально приближенные к реальности. Например, семья планирует крупную покупку, и учащимся предлагается проанализировать, сможет ли она позволить себе данное приобретение. Значимой составляющей заданий является выявление ошибок, которые, например, допустили при составлении бюджета герои ситуаций.
3) «Финансовая безопасность» является актуальным модулем в предложенных заданиях, так как в современной действительности практически каждый оказывался в ситуации, когда мошенники угрожали финансовой безопасности. И дети не исключение.
4) «<Покупки» (для учащихся 5-го класса): это очень понятная для данного возраста сфера финансовой деятельности. Учащимся предлагается проанализировать различные предложения товаров, оценить безопасность совершения покупок в тех или иных местах, задуматься о рациональном поведении, например о важности составления списка покупок перед тем, как отправиться в магазин.
«Личные сбережения и финансовое планирование» (для учащихся 7-го класса): сфера покупок существенно расширяется к седьмому классу. Большинство учащихся уже серьезно задумываются о финансах, когда родители начинают давать им деньги на карманные расходы. Накопления, разумные и неразумные траты, планирование личного бюджета — все это становится частью жизни современного школьника. Ученики 14-16 лет уже интересуются такими банковскими услугами, как банковские карты и вклады. Задания позволяют им разобрать реальные ситуации: принять решение о покупке в кредит, выбрать банк для размещения вклада с учетом предъявленной в ситуации цели и пр.
В концепции международного исследования PISA в области финансовой грамотности [14; 15] при разработке заданий предложено в качестве основных элементов (процессов) познавательной деятельности выделять четыре основных действия. В этой же логике моделировались и задания представленного банка:
- выявление финансовой информации;
- анализ информации в финансовом контексте;
- оценка финансовых проблем;
- применение финансовых знаний.
Задания, включенные в отечественный мониторинг, представлены в виде блоков. Блок заданий основан на одной ситуации, которая име-
ет свое собственное название («Велосипед для Коли», «Траты Димы», «ПИН-код»). В блоке представлено от двух до четырех заданий, которые отражают разные элементы (процессы) познавательной деятельности. Остановимся на каждом из процессов подробнее.
Выявление финансовой информации. Современный человек сталкивается с большим объемом информации, из которого ему необходимо извлекать то, что важно для решения конкретной ситуации. Это одно из важных составляющих функциональной грамотности [8]. Откуда можно получить финансовую информацию? Источником финансовой информации может послужить чек о покупке, выписка операций по банковской карте, рекламное объявление, фрагмент статьи. Перечислим действия, которые осуществляет ученик, выполняя задания на выявление финансовой информации. Например, после прочтения учащимся фрагмента статьи, посвященной ценным бумагам, ему предлагается выбрать объяснение, что такое чек. Или в проекте семейного бюджета выделить пункты, отражающие доходы семьи. В заданиях подобного типа активно используются реальные тексты, такие как правила пользования ПИН-кодом банковской карты или условия снятия наличных в банкомате. В основе данной группы заданий разработчики фокусируют внимание учащихся на реальных источниках финансовой информации, с которыми можно встретиться в жизни.
Анализ информации в финансовом контексте. Эта группа включает в себя несколько типов заданий. Сам диагностируемый процесс диктует необходимость использования определенных форматов заданий. Так, задания могут быть представлены в виде суждений, проанализировав которые ученик выбирает позицию «верно/неверно», используя для этого как информацию, предлагаемую в задании, так и свой личный опыт. Например, это могут быть суждения о преимуществе покупки товара в кредит или об оплате покупок с помощью наличных денег. Также в рамках анализа финансовой информации учащимся может быть предложено проследить изменения — показать понимание динамики изменения курса валют. Большое количество заданий этой группы подразумевает сравнение, ведь в жизни мы часто сталкиваемся именно с ситуацией выбора. Допустим, нужно сравнить предложения по вкладам двух банков: требуется не только определить, где выше процент, но и сравнить другие условия предоставления услуги, чтобы понять, какой банк лучше подойдет именно данному герою; несколько
ситуаций связано с выбором товара из ряда предложенных.
Оценка финансовых проблем. Задания этой группы подводят учащихся к пониманию, что принятие того или иного финансового решения имеет свои последствия, кроме того, в реальной жизни не существует готовых однозначных ответов, поэтому приходится оценивать все «за» и «против». Например, семья столкнулась с финансовыми затруднениями и члены семьи предлагают свои варианты решения проблемы. Разработчики заданий моделируют ситуацию, когда, оценивая каждое предложение, учащиеся должны сформулировать выводы о том, что обращение в банк за кредитом позволяет получить сейчас требуемую сумму, но в будущем ее придется отдать с процентами; что изъятие денег с депозита приводит в потере процентов; а вот предложение отказаться от необязательных трат, тем самым экономя требуемую сумму, может быть наиболее приемлемым, так как влечет за собой наименьшие финансовые потери. Учащимся может быть предложено указать на финансовые последствия, с которыми связано хранение денег дома как способ накопления и хранение денег на счете в банке, или дать пояснение об ошибке, которую можно допустить, соглашаясь на бартер.
Применение финансовых знаний. Задания на применение финансовых знаний можно условно разделить на две группы. Первая включает в себя задания из категории «финансовая арифметика»: подсчитать, сколько герой получит по вкладу, каков будет остаток денежных средств после совершения всех обязательных трат, какую сумму в рублях получит герой, совершив обмен валюты. Вторая группа заданий, как правило, подразумевает определение действий, которые следует предпринять герою. Например, школьники указывают, как нужно поступить в случае получения по электронной почте письма, которое содержит выгодное предложение взамен на указание реквизитов банковской карты. Или предлагается сформулировать советы, как рационально потратить остаток семейного бюджета, исходя из условий предложенной ситуации.
Последовательное выполнение заданий блока способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю и приобретают как новые знания, так и функциональные навыки. Сама работа с выполнением заданий происходит в режиме онлайн, что дает к тому же возможность учащемуся двигаться в своей временной траектории, возвращаться к заданиям, которые он, воз-
можно, пропустил. Характеризуя блок заданий, целесообразно понимать, какой тематический модуль представлен в блоке, какой процесс познавательной деятельности отражает каждое из заданий, входящих в блок. Далее все основные характеристики блоков заданий и отдельных заданий, входящих в блок, будут выделяться рамкой.
Примером модели разработанных заданий является блок «Планирование бюджета» для седьмого класса.
Характеристика блока заданий «Планирование бюджета»: Тематический модуль: доходы, расходы, семейный бюджет
По сюжету ситуации мама предлагает девочке Наташепоучаство-ватьв еостуалении семеаного бюджета. Ситуация п^дсттвлена в форме аиалага. Далее гераиня итреаистяет доходы и расходы семьи.
Задание1
Процесс познавательной деятельности: выявление финансовой
знформации
Задан иа представлено а формате, когза учащимся в тексте задания предлагается выделить необходимый фрагмент текста.
В задании а ситуации «Планиреаенре бюджета» (Рис.1) предлага-еатя из спиакаНаташи аыпистти доходы семьи. Паравлелаио с выяв-лергтамфияанстаой инфо^ация учащиеся рще раз фиксируют, что аю»жет — эал паин дрлодоа о семьи на определенный период.
А Планирование бюджета (4 задания)
- Наташа, хочешь помочь нам в составлении семейного бюджета? - предложила мама. Задание 1/4
- Спрашиваешь! Конечно! - Наташа сразу отложила все свои дела. У Наташи получился такой список:
- Садись, будешь составлять список доходов и расходов нашей семьи, - мама дала Наташе лист бумаги. - В первую очередь не забудем про коммунальные платежи и продукты на месяц, особенно детское питание для нашей Сонечки. - Скоро зима, - напомнила бабушка, - нужно будет обновить гардероб. Хорошо, что мне повысили Коммунальные платежи - 5 ООО Продукты питания - 25 ООО Пособие по уходу за ребенком - 6 ООО Обувь и одежда -3000 Пенсия-11 ООО
- Не забудьте про мои занятия в музыкальной школе, - заметила Наташа. Занятия е музыкальной школе -1500 Бензин-3 200
- Бензин подорожал, - вздохнул папа, - но в этом месяце я получу не только зарплату, но и небольшую премию. Может, все-таки купим мне удочку новую? Зарплата и премия - 45 ООО Развлечения и хобби - 3 500
-Да-да, - поддержала Наташа, - и сходим в кино. Телефон и интернет -1 100
- Мы подумаем, - строго сказала мама. - Еще не забудьте, что нам нужны мобильная связь и интернет. Выделите пункты, которые отражают доходы семьи Наташи.
Рисунок 1. Блок «Планирование бюджета». Задание 1
Введением ко второму заданию (Рис. 2) служит предложение мамы подумать о сбдреженидд.
Зада ние 2
Процесс познавательной деятельности: анализ информации в финансовой контексте
Учащимся предлагается дать развернутый ответ на поставленный вопрос. В задании школьникам необходимо проанализировать, сможет ли семья позволить себе в этом месяце отложить деньги в качестве сбережений. Ответ необходимо подтвердить расчетами._
- Я хочу напомнить, что мы должны подумать к о сбережениях. - сказала
Коммунальные платежи - 5 ООО Продукты питания — 25 ООО Пособие по уходу зв ребенком - б ООО Обувь и одежда - 3 ООО Пенсия- 11 ООО
Зенятия е музыкальной школе -1 500 Бензин - 3 200 Зарплата и премия — 45 ООО Резепечения и хобби - 3 500 Телефон и интернет - 1 100
Сможет пи семья Наташи в этом месяце сделать сбережения иа случаи непредвиденных расходов
Ответ подтвердите расчётами.
Рисунок 2. Блок «Планирование бюджета». Задание 2
Продолжением развития ситуации становится задание на обращение к аргументам, способствующим осознанию важности составления семейного бюджета (Рис. 3).
Задание 3
Процесс познавательной деятельности: оценка финансовых проблем В процессе выполнения задания учащийся должен выбрать все верные ответы из предложенного списка.
- Составлять бюджет так трудно, так долго. Зачем это делать? -спросила Наташа у своих родителей. - Я вот спрашивала у наших соседей, они никогда не составляют бюджет на месяц.
Выберите аргументы, которые преимущества составления cei Отметьте все верные orneen
С помощью планирования можно сделать необходимые денежные
Составление бюджета п Q Совместное планирование бюджета
г увеличить доходы с
1 ненужные расходы к
Рисунок 3. Блок «Планирование бюджета». Задание 3
Наконец, Наташа вспоминает, что семья давно планировала посещение аквапарка. Мама говорит, что это большая трата и надо понять, от каких расходов придется отказаться, чтобы позволить себе данное развлечение. Это задание (Рис. 4) не только обращает внимание учащихся на обязательные и необязательные расходы семьи, но имеет воспитательную направленность, так как подростки осознают, что для выполнения их желаний нужно отказываться от каких-то других потребностей, так как бюджет семьи ограничен.
Задание 4
Процесс познавательной деятельности: применение финансовых знаний Около каждой позиции предложенных трат учащийся должен обозначить свое решение: «можно отказаться» / «нельзя отказаться._
Рисунок 4. Блок «Планирование бюджета». Задание 4
Таким образом, выполнив четыре задания, учащиеся обращаются к разным когнитивным процессам, задания позволяют актуализиро-ватьи систематизироватьматериал, который, возможно, был у уча-щихсянауровнебытового(житейского)уровня.
Результаты исследования. Полученные в ходе апробации результаты подтвердили, что у учащихся существуют дефициты, которые в первую очередь связаны с тем, что задача развития функциональ-нойграмотности незаявляласькакприоритетная.В учебном процессе (в разработанных ранееУМК абсолютнопо всемпредметам, в практике работы самих учителей) практически нет материалов, которые быпозволяли систематическиработать в этом направлении. Наиболее яркоэти дефициты проявились приработе с заданиями,предполагаю-щимиразвернутыйответучащегося.
Характеристика блока заданий «Велосипед для Коли»: Тематический модуль: личные сбережения и финансовое планирование
По сюжету ситуации Коля выбирает себе велосипед, который должен аютвоттчвовнтт нескольким кочествчнным хараитчтистикам и поиодать в определенный ценовой интервал.
Задание 1
Працесс чмзнавательн во деятельности: выявление финансовой информации Учащимся предлагается в формате развернутого ответа аргументировать выбор товара, который бы совпадал с запросом потенциального покупателя.
Рисунок 5. Блок«Велосипед дляКоли».Задание 1
Верные ответы учащихся могут быть представлены следующим образом:
«Коля может купить велосипед за 7 500 рублей, так как он накопит к лету эту сумму(1 500 рублейнакопилсам + 2 000 — подарокбабуш-ки + 4000 накопит к лету для покупки нового велосипеда). И по опи-саниювелосипеда, которыйхочет мальчик, велосипед за 7 500 рублей подходит».
«1500+2000+4000=7 500; за 7 500 он может выбрать вариант 3, т.к. он соответствуетописанию».
Ответы, которыеполучили 0 баллов,содержат дефицитыразного плана. Наиболее частым ответом в этой группе является ответ «3»: учащиеся осуществляют выбор правильно, но вообще не предоставляют
аргументацию. Чуть в более развернутом виде этот же ответ может выглядеть следующим образом: «Коля может выбрать велосипед 3 за 7 500 рублей».
Реже — наоборот, учащимися представлены некие рассуждения, но нет указания на сделанный выбор: «Коля может выбрать велосипед либо за 7 000 рублей, либо за 7 500 рублей».
Представлена целая группа ответов, которые связаны с простым воспроизведением условия задания. Процесс выявления необходимой информации, в данном случае учащийся не проиллюстрировал: «Велосипед номер 3, стоит он 7 500 тыс. руб., 21 скорость».
Около 40% учащихся не смогли осуществить правильный выбор, так как не смогли выявить необходимые элементы информации в задании. Обратим внимание, что для успешного выполнения задания учащимся не требуются специальные знания. Так, например, не требуется воспроизводить сущность понятий «товар», «стоимость» и т.д., необходимо решить только поставленную задачу на выявление финансовой информации. Здесь очевидно наблюдаются пробелы именно в области функциональной грамотности.
Обратимся еще к одному заданию.
По сюжету герой, недавно ставший пользователем банковской карты, решил хранить ПИН-код к ней вместе с картой в кошельке.
При выполнении заданий № 1-2 в этом блоке учащиеся изучают прилагаемую инструкцию «Правила использования банковских карт», выявляют в ней главную информацию, выбирают верные суждения о необходимости ПИН-кода. Можно констатировать, что при выполнении первых двух заданий учащиеся достаточно часто игнорируют предложенный документ, стремятся ответить на вопросы, опираясь только на общие знания. Далее учащимся предлагается объяснить, почему опасно хранить банковскую карту вместе с ПИН-кодом.
Затем учащимся предлагается в формате развернутого ответа оценить риски хранения ПИН-кода вместе с банковской картой.
Характеристика блока заданий «ПИН-код»: Тематический модуль: финансовая безопасность
Задание 3
Процесс познавательной деятельности: оценка финансовых проблем Учащимся предлагается в формате развернутого ответа оценить риски хранения ПИН-кода вместе с банковской картой.
Л Задание 3/4
аргументируйте.
% I
Ответ-
Рисунок 6. Блок «ПИН-код». Задание 3
Это задание имеет достаточно высокий показатель выполнения. В правильных ответах учащиеся весьма успешно применяют социальный опыт.Большинствоучастниковапробациисмогли объяснить, в чем опасность хранения ПИН-кода рядом с банковской картой:
«Да,опасно, если карта упадет изкармана,рюкзака воры узнают твой ПИН-коди снимутденьги»;
«Да, ведь тогда карманный вор сможет легко снять деньги с карты».
Однакоесть и очевидныесложностис формулировкойответа.В качестве неверных давались ответы: «Да, опасно», «Опасно, так как карту можно потерять» — в этих ответах отсутствует объяснение.
Ряд ответов говорил о непонимании самой ситуации опасности, с нейсвязанной: «Ядумаю, что нет. Потому чтов случае,если забыл ПИН-код,можно посмотреть вбумажку».
Врядеслучаевучащиесяне отвечаютнавопрос, а переходят в формат «советов» (они знают «теоретический» аспект ситуации, но не могут прокомментировать возникшую реальную опасность):
«Опасно. ПИН-коднужно знать наизусть или написать на листочке испрятать».
«Небезопасно, лучше выучить ПИН-код, чтобы не носить с собой заметку, а то может произойти все, что угодно».
Заключение. Задания по финансовой грамотности, разработанные для мониторинга функциональной грамотности, позволяют акцентировать внимание на развитии индивидуальных умений школьников, позволяющих формировать финансовую грамотность.
Задания предполагают осуществление «многоходовых» мыслительных операций обучающимися, так как процессы, охарактеризованные выше (выявление финансовой информации; анализ информации
в финансовом контексте; оценка финансовых проблем; применение финансовых знаний и понимания), находятся в определенной связи.
Важный аспект — использование банка заданий на практике учителем. Важно, что любой образовательный результат должен стать основанием для выстраивания работы учителя. Как учителю интерпретировать выполнение заданий по функциональной и, в частности, финансовой грамотности? Учащиеся продемонстрировали, что они погружены в контексты и успешно справляются с поставленными заданиями? Если да, то это замечательно, так как с такой достаточно высокой планки может выстраиваться дальнейшая учебная траектория ученика. Задания вызвали затруднения у учащихся? Эту ситуацию необходимо рассматривать как ситуацию развития для учащихся.
Кроме того, обращение к предложенным жизненным ситуациям должно замотивировать учащегося на изучение вопросов финансовой грамотности, показать негативные последствия, которые могут наступить в жизни в случае реальной финансовой безграмотности [4].
Общество не случайно сегодня уделяет столь серьезное внимание формированию финансовой грамотности человека. Можно обратиться еще к одному аспекту оценки финансовой грамотности как элемента безопасности жизнедеятельности общества. В ряде работ отмечается, что «...финансовая грамотность сегодня становится фактически элементом экономической и финансовой стабильности общественного развития. Повышение финансовой грамотности наряду с финансовым образованием и защитой прав потребителей финансовых услуг было признано Комиссией Европейского союза и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) актуальной задачей общественного развития» [11, с. 11-12].
Предложенные учебные материалы могут стать эффективным инструментом для формирования финансовой грамотности обучающихся основной школы.
Статья выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2018-2019 годы «Создание методологии исследования, анализа и прогноза результатов международных и национальных исследований качества образования. Научное обоснование и проведение работ по оценке качества общего образования на основе методологии
и инструментария международных исследований качества подготовки обучающихся».
Литература
1. Бабушкина О. В. Формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы: теория и практика международных исследований // Преемственность в образовании. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/year-2015/50-nomer-8-04-2015/946-formirovanie-funktsionalnoj-gramotnosti-obuchayushchikhsyaosnovnoj-shkoly-teoriya-i-praktika-mezhdunarodnykh-issledovanij (дата обращения: 18.06.2019).
2. Выбор методологии и проведение базового исследования уровня финансовой грамотности [Электронный ресурс] // Минфин России: [официальный сайт]. URL: https://www.minfin.ru/ ru/om/fingram/directions/programs (дата обращения: 17.06.2019).
3. Ковалева Г. С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 2 (37). С. 31-43.
4. Кошелева Л. А. Дидактические методы и приемы при обучении учащихся финансовой грамотности // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 6. С. 74-80.
5. Кузина О. Е. Россияне ничего не знают о деньгах // Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности: информационный бюллетень проекта. 2016. № 1. С. 22-25.
6. Основные результаты исследования PISA-2012 [Электронный ресурс] // Центр оценки качества образования [официальный сайт]. URL: http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_pub.htm (дата обращения: 20.06.2019).
7. Половникова А. В., Рутковская Е. Л., Сорокин А. А. Участие российских школьников в международном исследовании по финансовой грамотности: результаты и перспективы (или чем может помочь учитель школьнику) // Преподавание истории и обществознания в школе. 2018. № 3. С. 29-36.
8. Рутковская Е. Л. Факторы формирования финансовой грамотности школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 2 (37). С. 44-54.
9. Рутковская Е. Л. Финансовая грамотность как необходимый навык жизни в современном социуме: цели, содержание и первые результаты международного исследования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. № 4. С. 36-45.
10. Соболева О. Б. Педагогические риски обучения обществознанию на основе использования личного социального опыта учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. № 6. С. 34-39.
11. Сорокин А. А., Половникова А. В. Образовательное пространство школы и формирование финансовой грамотности // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. Выпуск IV. М.: Книгодел, 2017. С. 11-19.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=959 (дата обращения: 22.06.2019).
13. Lusardi A., Mitchell O. S. Financial Literacy around the World: An Overview // NBER Working Paper. 2011. № 17107 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nber.org/papers/w17107.pdf (дата обращения: 21.06.2019).
14. PISA 2012 Assessment and Analytical Frameworks: Mathematics, Reading, Science, Problem Solving and Financial Literacy. OECD Publishing, 2013. doi: http//dx.doi.org/10.1787/9789264190511-en.
15. PISA 2012 Financial Literacy Assessment Framework [Электронный ресурс]. URL: http:// www.oecd.org/pisa/pisaproducts/46962580.pdf (дата обращения: 18.06.2019).
16. PISA 2012 Results: Students and Money: Financial Literacy skills for the 21st century (volume
VI). OECD Publishing, 2013. DOI: http//dx.doi.org/10.1787/9789264208094-en.
17. PISA 2015 Assessment and Analytical Frameworks: Science, Reading, Mathematics and Financial Literacy. OECD Publishing, 2016. doi: http//dx.doi.org/10.1787/9789264255425-en.
TASKS ON FINANCIAL LITERACY IN THE CONTEXT
OF THE IMPLEMENTATION OF THE SYSTEM AND ACTIVITY ORIENTATED APPROACH: FEATURES OF MODELING AND TESTING EXPERIENCE
The problem of functional literacy formation among students can be considered as a trend in the education development at the global international level. The system and activity oriented approach, fixed as the basis for formulating the requirements of the existing general education standards, fully corresponds to the development of the absolute majority of national educational systems. The article deals with the problem of students financial literacy formation as one of the functional literacy elements.
The purpose of the article is a detailed description of the modeling tasks features on financial literacy, which were developed by specialists of the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education and are currently being tested in different regions of the country. The authors emphasize that the developed tasks, unlike most modern practices in the domestic education system, are aimed not only at the diagnosis of the achieved educational result, but also at their use as a tool for the formation of students financial literacy. The article demonstrates the didactic significance of the tasks and the possibility of their application in the educational process.
The developed tasks are arranged in blocks. Each block of tasks refers to a specific thematic module. The thematic modules content is directly related to the selection of situations in which students take part in real life. Each block of tasks includes from two to four tasks. Each of the tasks is focused on the formation of one of the four processes of cognitive activity: the identification of financial information, analysis of information in the financial context, the assessment of financial problems, the application of financial knowledge and understanding.
Based on the testing preliminary results, the authors analyze the main problems faced by students in the performance of tasks, point to the deficiencies in the financial literacy of students and once again focus on the pedagogical potential of the presented tasks in the context of overcoming the identified deficiencies.
Keywords: functional literacy, financial literacy, system and activity approach, PISA, cognitive activity, system of tasks as a forming tool, social experience, testing results.
References
• Babushkina O. V. Formirovanie funkcional'nojgramotnostiobuchayushchihsyaosnovnoj shkoly: teoriya ipraktika mezhdunarodnyh issledovanij // Preemstvennost' vobrazovanii. 2015. № 8 [Elektronnyj resurs]. URL: http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/year-2015/50-nomer-8-04-2015/946-formirovanie-funktsionalnoj-gramotnosti-obuchayushchikhsyaosnovnoj-shkoly-teoriya-i-praktika-mezhdunarod-nykh-issledovanij (data obrashcheniya: 18.06.2019). [In Rus].
• Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya: utverzh-den prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897 [Elektronnyj resurs]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=959 (data obrashcheniya: 22.06.2019). [In Rus].
• Kosheleva L. A. Didakticheskie metody i priemy pri obuchenii uchashchihsya finansovoj gramotnosti // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2016. № 6. S. 74-80. [In Rus].
• Kovaleva G. S. Finansovaya gramotnost' kak sostavlyayushchaya funkcional'noj gramotnosti: mezh-dunarodnyj kontekst // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2017. T.1, № 2 (37). S. 31-43.
[In Rus].
• Kuzina O. E. Rossiyane nichego ne znayut o den'gah // Sodejstvie v sozdanii kadrovogo potenciala uchitelej, metodistov, administratorov obrazovatel'nyh organizacij v oblasti finansovoj gramotnosti, a takzhe effektivnoj infrastruktury po podderzhke ih deyatel'nosti po rasprostraneniyu finansovoj gramotnosti: informacionnyj byulleten' proekta. 2016. № 1. S. 22-25. [In Rus].
• Lusardi A., Mitchell O. S. Financial Literacy around the World: An Overview // NBER Working Paper. 2011. № 17107 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.nber.org/papers/w17107.pdf (data obrash-cheniya 21.06.2019).
• Osnovnye rezul'taty issledovaniya PISA-2012 [Elektronnyj resurs] // Centr ocenki kachestva obra-zovaniya [oficial'nyj sajt]. URL: http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_pub.htm (data obrashcheniya: 20.06.2019). [In Rus].
• PISA 2012 Assessment and Analytical Frameworks: Mathematics, Reading, Science, Problem Solving and Financial Literacy. OECD Publishing, 2013. DOI: http//dx.doi.org/10.1787/9789264190511-en.
• PISA 2012 Financial Literacy Assessment Framework [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.oecd. org/pisa/pisaproducts/46962580.pdf (data obrashcheniya: 18.06.2019).
• PISA 2012 Results: Students and Money: Financial Literacy skills for the 21st century (volume VI). OECD Publishing, 2013. DOI: http//dx.doi.org/10.1787/9789264208094-en.
• PISA 2015 Assessment and Analytical Frameworks: Science, Reading, Mathematics and Financial Literacy. OECD Publishing, 2016. DOI: http//dx.doi.org/10.1787/9789264255425-en.
• Polovnikova A. V., Rutkovskaya E. L., Sorokin A. A. Uchastie rossijskih shkol'nikov v mezhdunarod-nom issledovanii po finansovoj gramotnosti: rezul'taty i perspektivy (ili chem mozhet pomoch' uchitel' shkol'niku) // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2018. № 3. S. 29-36. [In Rus].
• Rutkovskaya E. L. Faktory formirovaniya finansovoj gramotnosti shkol'nikov // Otechestvennaya i za-rubezhnaya pedagogika. 2017. T. 1, № 2 (37). S. 44-54. [In Rus].
• Rutkovskaya E. L. Finansovaya gramotnost' kak neobhodimyj navyk zhizni v sovremennom sociume: celi, soderzhanie i pervye rezul'taty mezhdunarodnogo issledovaniya // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2014. № 4. S. 36-45. [In Rus].
• Soboleva O. B. Pedagogicheskie riski obucheniya obshchestvoznaniyu na osnove ispol'zovaniya lichno-go social'nogo opyta uchashchihsya // Prepodavanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2005. № 6. S. 34-39. [In Rus].
• Sorokin A. A., Polovnikova A. V. Obrazovatel'noe prostranstvo shkoly i formirovanie finansovoj gramotnosti // Aktual'nye voprosy gumanitarnyh nauk: teoriya, metodika, praktika. Vypusk IV. M.: Knigodel, 2017. S. 11-19. [In Rus].
• Vybor metodologii i provedenie bazovogo issledovaniya urovnya finansovoj gramotnosti [Elektronnyj resurs] // Minfin Rossii: [oficial'nyj sajt]. URL: https://www.minfin.ru/ru/om/fingram/directions/pro-grams (data obrashcheniya: 17.06.2019). [In Rus].