ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
УДК 373
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ РЕШЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Статья посвящена проблеме формирования финансовой грамотности учащихся основной школы. В ней рассматривается состояние финансовой грамотности подростков 11-13 лет и возможности формирования финансовой грамотности учащихся этой возрастной группы.
В центре внимания исследования были особенности финансовой грамотности как одной из составляющих функциональной грамотности и подходы к разработке заданий для решения поставленной задачи с учетом познавательных возможностей учащихся 5-х — 7-х классов, их возможного практического опыта в финансовой сфере.
Ключевые слова: функциональная грамотность, финансовая грамотность, особенности познавательной деятельности учащихся основной школы, содержание финансовой грамотности в основной школе, формирование умений финансового грамотного поведения.
В последние годы российская власть уделяет значительное внимание состоянию финансовой грамотности населения страны. Об этом свидетельствует немалое количество государственных нормативных документов и программ. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства
Е. С. Королькова
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва E-mail: e-korolkova@ mail.ru
Evgenia S. Korolkova
PhD (Education), Senior Researcher, Laboratory of Social and Humanitarian Education, Institute for Strategy of Educational Development of the Russian Academy of Education
Как цитировать статью: Королькова Е. С. Формирование финансовой грамотности при решении познавательных заданий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 196-207.
РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [8], финансовая грамотность россиян рассматривается как один из значимых аспектов в формировании инвестиционного климата [6].
В Основных направлениях деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России»,—нормативном акте, принятом в 2009 году [7], обозначен ряд необходимых умений, которыми должны овладеть граждане страны для успешного функционирования в условиях рыночной экономики. В частности, речь идет о таких умениях, как:
«- эффективно управлять личными финансами;
- осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование;
- оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением;
- разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг (в том числе инструментов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций), иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках;
- принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и осознанно нести ответственность за такие решения;
- компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления» [7].
Все перечисленные в документе умения нашли отражение в учебных пособиях, сборниках задач, разработанных для учащихся разных возрастных групп со второго по одиннадцатый класс, а также пособиях для их родителей. Последнее немаловажно, поскольку, как показывают исследования, взрослое население страны — а именно оно в первую очередь осуществляет задачу социализации подрастающего поколения — финансовыми знаниями и умениями владеет далеко не на самом высоком уровне. Об этом свидетельствуют данные пролонгированного исследования, проведенного национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в 2008-2011 годах [8]. Это исследование показало, что количество взрослых, уверенных в своей финансовой компетенции, как это не покажется парадоксальным, снижается. Так, если в 2008 году количество людей, оценивающих свою финансовую подготовку как весьма неплохую, равнялось 55%, а тех, кто оцени-
вал ее неудовлетворительно или говорил о ее полном отсутствии, было 38%, то в 2011 году эти показатели практически сравнялись.
Представляет интерес и другой аспект этого исследования, а именно то, что в ходе анкетирования были выявлены весьма существенные пробелы в финансовых знаниях взрослых, среди которых:
«- плохое владение финансовым понятийным аппаратом;
- отсутствие понимания функционирования рынков;
- недоверие к финансовым институтам;
- отсутствие культуры ведения семейного бюджета;
- участие в сомнительных проектах, направленных на вымогание денег;
- отсутствия знаний о финансовых инструментах, большинство ограничивается накоплением и депозитами и не более того;
- отсутствие знаний по пенсионным программам, страхованию и вкладам;
- незнание базовых юридических законов и многие другие проблемы». [8].
Приведенные в исследовании НАФИ данные о «знаниях — незнаниях» российских взрослых интересны тем, что они разительно коррелируют с теми финансовыми компетенциями, которыми в соответствии с приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России должны овладеть наши соотечественники. Одновременно эти же данные демонстрируют проблематичность возможности передачи необходимых знаний и умений в этой сфере человеческой деятельности от старшего поколения поколению подрастающему. Данное утверждение подкрепляется также и тем, что в значительной части российских семей, как свидетельствуют неформальные опросы, проводимые в ходе лекций, семинаров, частных бесед с учителями, родителями и школьниками, отсутствует не только практика составления семейного бюджета, но и практика привлечения детей к обсуждению финансовых вопросов. Также у наших юных соотечественников отсутствует опыт использования некоторых видов финансовых продуктов в повседневной деятельности, например тех же банковских карт.
Таким образом, формирование финансовой грамотности практически ограничивается возможностями школьного обучения и социальным опытом, который включает опыт, приобретенный в процессе взаимоотношений с другими людьми, а также знания, полученные в ходе
наблюдения за действиями других. Правда, социальный опыт предполагает и личное участие человека в тех или иных действиях, но в случае с младшими и средними подростками подобное участие весьма неочевидно. Означенный факт имеет и обратную сторону: формирование финансовой грамотности, осуществляемое в процессе школьного обучения, не переносится в повседневную деятельность и, как следствие, не закрепляется.
И, тем не менее, отсутствие личного практического опыта не означает отсутствия спонтанных или житейских знаний. Эти знания учащиеся основной школы получают из нецеленаправленных наблюдений за действиями и разговорами родителей при решении различных финансовых вопросов, за действиями других взрослых, из информации, почерпнутой из СМИ, Интернета и так далее. Школьники на обыденном уровне имеют знания и о деньгах, и о бюджете, и о необходимых расходах, и о банковской карте, и так далее.
Сказанное можно проиллюстрировать ответами учащихся 5-х классов, полученных в ходе апробации инструментария и технологии мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности учащихся (финансовая грамотность — одна из составляющих функциональной грамотности), которая проводилась с 18 по 21 мая 2019 года в 24 регионах Российской Федерации. В ней приняли участие 10 656 учащихся 5-х и 10 140 учащихся 7-х классов.
Так, немалая часть одиннадцатилетних детей, отвечая на вопрос, как обезопасить себя от получения фальшивых денег, предлагает весьма реальные способы. В частности, решение они видят в использовании банковских карт и электронных кошельков. Кроме того, по их мнению, обезопасить себя можно, если не покупать товары на рынке, а совершать покупки только в торговых центрах и в проверенных местах, в магазинах, «где есть приборы от фальшивых денег», «снимать деньги только в специальных автоматах или в банках», «никому не разменивать купюры» и так далее.
Весьма грамотно многие младшие подростки решают проблемы, связанные с телефонным мошенничеством. В задании была представлена ситуация со звонком с мобильного телефона, в котором абонент просил перезвонить маме на незнакомый номер, якобы ее подруги. Многие пятиклассники дают следующие советы герою сюжета: «перезвонить маме», «нужно было позвонить или написать и удостоверить-
ся, что это мама, если же ответит незнакомый тебе человек, то нужно прекратить общение или отключится», «Сергей мог позвонить маме и спросить правда ли это а если не знал номера он мог не отвечать» (сохранена орфография и пунктуация отвечавших учащихся).
Данные ответы убедительно свидетельствуют о наличии у детей знаний, которые вряд ли были приобретены в личном опыте. Скорее всего, ответы давались на основе социального опыта, знаний, почерпнутых из жизни в социуме. Иными словами, при отсутствии теоретических знаний у младших школьников наличествует немалый багаж житейских представлений, полученных в процессе социализации, при этом данный багаж чаще всего весьма далек от реальности, от того, что из себя в действительности представляет финансовая сфера и, как следствие, что должна собой представлять деятельность, связанная с областью финансов. И, тем не менее, наличие пусть и спонтанных, житейских знаний, знаний ненаучных, уже свидетельствует о возможности целенаправленного обучения.
О том, что обучение не только возможно, но и может быть весьма продуктивным, свидетельствует и когнитивное развитие учащиеся 5-х — 7-х классов. Именно к этому периоду относится начало становления понятийного мышления, которое ведет и к другим изменениям в интеллектуальной сфере. Так, Л. С. Выготский отмечал: «Ключом ко всей проблеме развития мышления в переходном возрасте является тот установленный рядом исследований факт, что подросток впервые овладевает процессом образования понятий, что он переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности — к мышлению в понятиях. Это центральное явление всего переходного возраста, ... образование понятий представляет собою в высшей степени сложный процесс, отнюдь не аналогичный простому вызреванию элементарных интеллектуальных функций.» [2, с. 227]
Таким образом, можно констатировать, что младшие подростки готовы к восприятию системных знаний о функционировании финансовой сферы как на уровне имеющегося социального опыта, так и на интеллектуальном уровне. Более того, наличие социального опыта и сформированных благодаря ему спонтанных понятий обеспечивают необходимую базу для формирования научных понятий. Обратимся еще раз к Л. С. Выготскому, выявившему эту закономерность: «. развитие научных понятий предполагает известный уровень высоты
спонтанных, при котором в зоне ближайшего развития появляется осознанность и произвольность, научные понятия преобразуют и подымают на высшую ступень спонтанные» [3, с. 246].
Выше уже отмечалось, что финансовая грамотность в мировой и российской педагогической практике рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности [5]. Однако функциональная грамотность — это не набор неких знаний и компетенций. Если обратиться к содержанию этого понятия, то обнаруживается его отличительная черта, а именно то, что эта грамотность связана не только и столько с получением новых научных знаний, сколько с умением пользоваться полученными знаниями для решения значительного круга задач, с которыми человек сталкивается в различных видах практической деятельности, осуществляемой им в жизни. В этом же русле рассматривается и понятие «финансовая грамотность». «Финансовая грамотность — это способность физических лиц управлять своими финансами и принимать эффективные краткосрочные и долгосрочные финансовые решения» [4]. Таким образом, функциональная грамотность, в том числе и одна из ее составляющих — финансовая грамотность — это знания в действиях, знания для осуществления действия.
Для того чтобы проиллюстрировать различия в подходах к передаче и формированию системы научных знаний у школьников с подходами, используемыми для формирования финансовой грамотности, обратимся к заданиям, которые даются в школьных учебниках. Поскольку речь идет о финансовой грамотности, воспользуемся заданиями из раздела, посвященного вопросам экономики в курсе обществознания [1, с. 136].
Итак, § 12. «Экономика и ее основные участники». Задания в рубрике «Проверь себя»:
«1. Как экономика служит людям?
2. Какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики?
3. Что общего и в чем отличие экономических интересов производителя и потребителя?
4. Каким образом взаимосвязана деятельность основных участников экономики?»
Как видим, вопросы нацелены на осмысление понятия «экономика»
и понимания отличительных признаков участников экономической деятельности. То есть речь идет о формировании теоретических знаний и умений, обеспечивающих усвоение искомого научного понятия. Безусловно, это важные и нужные знания, но они не выходят в сферу реальной практической деятельности. Это знания о знаниях.
А вот задание, используемое для формирования финансовой грамотности:
«- Бабушка! — радостно закричала Маруся, влетая на кухню прямо от входной двери.— Ты еще обед не готовила? Давай сварим грибной суп.
— Но у нас нет грибов!
— Есть! Я их по дешевке купила на свои карманные деньги!
— Где?
— Какая-то тетенька недалеко от школы их продавала.
— Ох, Маруся! Ну, разве можно делать покупки не в магазине и не на рынке, „с рук"?
— Почему?
Как, по-вашему, как объяснила бабушка, почему нельзя делать покупки „с рук"? Приведите не менее двух вероятных объяснений».
В данном случае предлагается иная логика, а именно использование имеющихся знаний для обоснования и осмысления грамотного поведения потребителя. При этом при выполнении задания ученик должен выйти за пределы собственно экономических знаний и привлечь другие имеющиеся у него знания, например, как в данном случае, правовые. Здесь проявляется еще одна особенность функциональной грамотности, а именно: этот тип грамотности метапредметный и по своему содержанию, и по умениям, которыми необходимо овладеть учащимся. Среди этих умений в международной [9] и отечественной педагогической литературе выделяют четыре группы: а) распознавание финансовой информации; б) анализ информации в финансовом контексте; в) оценка финансовых проблем; г) применение финансовых знаний. В свою очередь, каждая группа умений содержит более частные умения. Например, распознавание финансовой информации предполагает наличие умения смыслового чтения, включающего нахождение необходимой информации, в данном случае финансовой, структурирование этой информации: выделение главного тезиса (мысли) и пояс-
няющей (конкретизирующей) информации, умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, обнаруживать информацию, содержащуюся в тексте имплицитно, и т.д.
Анализ информации в финансовом контексте предполагает умение выделить, например, цели, понять причины и последствия того или иного финансового действия, обнаружить взаимосвязи между различными элементами финансовой информации и т.д. Именно эти умения формируются в процессе выполнения различного рода заданий по финансовой грамотности.
Для иллюстрации способов, которыми осуществляется формирование означенных умений, рассмотрим одно из заданий.
«В воскресенье семья Петровых поехала на экскурсию в другой город. Вдруг набежала тучка и пошел дождь, который, правда, быстро закончился, оставив грязные подтеки на ветровом стекле машины. Папа включил омыватель, но никакой жидкости разбрызгано не было.
— Ну, надо же,— огорчился папа,— кончился стеклоомыватель!
— Тоже мне проблема! — со знанием дела промолвил Петя.—Эти стеклоомыватели продаются на каждом углу в пятилитровых бутылках. Кроме того, они стоят дешевле.
— Петя, на дороге ничего покупать нельзя,— сказала Маруся.
— Еще чего! Много ты понимаешь!
— Ничего ты не понимаешь,—паровал Петя.— „Омывайка" на дороге стоит дешевле, чем в магазине».
Это диалог, причем диалог, происходящий в житейской ситуации, хорошо знакомой детям. Такая подача содержания дает возможность ребенку реально представить себя на месте участников диалога, которые близки им по возрасту. Кроме того, эта форма предъявления ситуации объясняется и познавательными особенностями подростков, в данном случае пятиклассников, у которых уже началось формирование понятийного мышления, но при этом продолжает существовать и даже в некоторых случаях доминировать наглядно-образный предельно конкретный способ мыслительной деятельности.
То есть возникла определенная дуальность: наглядно-образное мышление существует наряду с формально-логическим, определяя своеобразную двойственность интеллектуальной сферы, заключающуюся в том, что конкретное мышление, связанное с действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим
принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны. Поэтому и важно наличие у пятиклассников житейских понятий из финансовой сферы, поскольку благодаря своей конкретности они создают наглядную основу для формирования научных знаний. Все это необходимо учитывать как при передаче знаний, так и при разработке заданий.
Первое задание к данной ситуации требует от школьников умения выделить финансовую информацию: «1) Из-за чего возник спор?
2) Как называется вид торговли, упомянутый в тексте?» Как видим, задание двухсоставное: первый вопрос простой на первый взгляд, тем не менее грамотный ответ требует от пятиклассника не только умения обнаружить в диалоге соответствующую информацию, но переформулировать ее в суждение. Допустим, так: «дети поспорили о том, можно ли покупать омывайку на дороге». То есть требуется привлечь умения, полученные на уроках литературы.
Второй вопрос первого задания — это привлечение знания из финансово-правовой сферы, поскольку предполагается, что дети укажут название этого вида торговли — «торговля на обочине».
Следующее задание к этому сюжету направлено на анализ полученной информации в финансовом контексте и представлено в виде продолжения разговора:
«- Ничего ты не понимаешь,— парировал Петя.— „Омывайка" на дороге стоит дешевле, чем в магазине.
Тут в разговор вступил папа: возможно, и дешевле, но есть опасность купить жидкость неизвестного производителя, которая может быть некачественной. А это угроза для машины, поскольку может выйти из строя система подачи „омывайки". Кстати, ее ремонт может обойтись почти в три тысячи рулей».
Задание: «Подсчитайте, во сколько обойдутся финансовые потери при покупке некачественного омывателя. Укажите, какие затраты необходимо подсчитать».
Ответ предполагает учет явной и имплицитной информации, содержащейся в задании. Должны быть подсчитаны следующие затраты: 1) стоимость омывающей жидкости, купленной на дороге; 2) стоимость омывающей жидкости, которую придется купить в магазине;
3) ремонт системы подачи омывающей жидкости. Чаще всего не учитываются либо покупка новой омывающей жидкости, либо ремонт
автомобиля. То есть часть школьников не принимает в расчет предстоящие траты, учитывая деньги, потраченные в данный конкретный момент.
Изучение финансовой ситуации продолжается в третьем вопросе к этому же заданию, целью которого является оценка финансовых проблем, которая предполагает учет возможных плюсов (если они есть) в разбираемой финансовой ситуации и минусов.
«Маруся сказала, что покупать на дороге нельзя.
Какие проблемы могут возникнуть при покупке товара с рук? Укажите их в приведенном списке.
1 товары на дороге (с рук) стоят дешевле, чем в магазине
2 велика вероятность приобретения некачественной продукции
3 могут возникнуть проблемы со здоровьем
4 есть возможность поторговаться и сбить цену
5 могут обмануть и продать фальшивку
6 потому что продавцы у обочины торгуют без перчаток
7 потому что торговля на обочине выглядит неряшливо
В данном случае в предлагаемом списке нужно выбрать минусы (отрицательные последствия) таких покупок. Нередко ошибки при ответе возникают вследствие путаницы отрицательных и положительных последствий совершения данных сделок, происходящей из-за недостаточно сформированной формальной логики.
Последнее задание требует от учащихся применения имеющихся знаний и понимания.
«В конце разговора папа сказал: „Продажа товаров на обочине запрещена законом. Во-первых, потому, что торговцы не платят налоги".
А как вы думаете, почему еще? Укажите две причины, по которым государство запрещает такую торговлю».
В ответе должны быть указаны две причины: 1) товар при торговле на обочине никто не проверяет; 2) приобретение такого товара может принести вред покупателю.
Этот завершающий вопрос обобщает все знания, которые были получены (если задание было использовано как обучающее) или применены при ответах на другие вопросы к исходной ситуации.
Таким образом, формирование финансовой грамотности — это формирование финансово-целесообразного поведения, которое воз-
никает как результат знаний и развития ранее перечисленных умений, позволяющих принять взвешенное и целесообразно оправданное решение.
Статья выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2018-2019 годы «Создание методологии исследования, анализа и прогноза результатов международных и национальных исследований качества образования. Научное обоснование и проведение работ по оценке качества общего образования на основе методологии и инструментария международных исследований качества подготовки обучающихся».
Литература
1. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2009. 159 с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5-е, испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
3. Выготский Л. С. Педология подростка. Часть III. Психология подростка. Часть IV. Социальные проблемы педологии переходного возраста. Задания №№ 9-16. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931. С. 227 // Московский государственный психолого-педагогический университет. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib. ru/mgppu/VPp-1929/VPp-504.htm#n48 (дата обращения 22.06.2019).
4. Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. М.: ЦИПСиР: КНОРУС, 2012. 112 с.
5. Ковалева Г. С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 2 (37). С. 31-43.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 28.09.2018) // КонсультантПлюс: официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d80 33c66928fa27e527/ (дата обращения 20.06.2019).
7. Основные направления деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения: приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России от 24.09.2009 № 09-237 // КонсультантПлюс: официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4845/6ce43fb82a c9c8e91139da10a529ec6a4725d840/ (дата обращения 22.06.2019).
8. Что такое финансовая грамотность: сайт FingramPRO [Электронный ресурс]. URL: http:// fingrampro.ru/finansovaja-gramotnost/ (дата обращения 19.06.2019).
9. PISA 2012 Assessment and Analytical Frameworks: Mathematics, Reading, Science, Problem Solving and Financial Literacy. OECD Publishing, 2013. DOI: http//dx.doi. org/10.1787/9789264190511-en.
FORMATION OF FINANCIAL LITERACY IN THE SOLUTION OF COGNITIVE TASKS
The article is devoted to the problem of the formation of financial literacy of primary school students. The author of the article considers the state of financial literacy of adolescents aged 11-13 years and the possibility of forming financial literacy of students in this age group.
The focus of the author's research was on the specifics of financial literacy as a component of functional literacy. The author considers approaches to the development of tasks for solving the task, taking into account the cognitive abilities of students in grades 5-7, as well as their possible practical experience in the financial sphere.
Keywords: functional literacy, financial literacy, peculiarities of the cognitive activity of students of primary school, content of financial literacy in primary school, formation of skills of financial literate behavior.
References
• Bogolyubov L. N., Gorodeckaya N. I., Ivanova L. F. i dr. Obshchestvoznanie. 7 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij / pod red. L. N. Bogolyubova, L. F. Ivanovoj. M.: Prosveshchenie, 2009. 159 s. [In Rus].
• Chto takoe finansovaya gramotnost': sajt FingramPRO [Elektronnyj resurs]. URL: http://fingrampro. ru/finansovaja-gramotnost/ (data obrashcheniya 19.06.2019).
• Koncepciya dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 g. № 1662-r (red. ot 28.09.2018) // Konsul'tantPlyus: oficial'nyj sajt kompanii «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (data obrashcheniya 20.06.2019).
• Kovaleva G. S. Finansovaya gramotnost' kak sostavlyayushchaya funkcional'noj gramotnosti: mezh-dunarodnyj kontekst // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2017. T. 1, № 2 (37). S. 31-43. [In Rus].
• Osnovnye napravleniya deyatel'nosti, napravlennoj na povyshenie urovnya finansovoj gramotnosti naseleniya: prikaz Federal'noj sluzhby po finansovym rynkam Rossii ot 24.09.2009 № 09-237 // Konsul'tantPlyus: oficial'nyj sajt kompanii «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4845/6ce43fb82ac9c8e91139da10a529ec6a4725d840/ (data obrashcheniya 22.06.2019).
• PISA 2012 Assessment and Analytical Frameworks: Mathematics, Reading, Science, Problem Solving and Financial Literacy. OECD Publishing, 2013. DOI: http//dx.doi. org/10.1787/9789264190511-en.
• Vygotskij L. S. Myshlenie i rech'. Izd. 5-e, ispr. M.: Labirint, 1999. 352 s. [In Rus].
• Vygotskij L. S. Pedologiya podrostka. Chast' III. Psihologiya podrostka. Chast' IV. Social'nye problemy pedologii perekhodnogo vozrasta. Zadaniya №№ 9-16. M.: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogiches-koe izdatel'stvo, 1931. S. 227 // Moskovskij gosudarstvennyj psihologo-pedagogicheskij universitet. Elektronnaya biblioteka [Elektronnyj resurs]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/VPp-1929/VPp-504. htm#n48 (data obrashcheniya 22.06.2019).
• Zelencova A. V., Bliskavka E. A., Demidov D. N. Povyshenie finansovoj gramotnosti naseleniya: mezh-dunarodnyj opyt i rossijskaya praktika. M.: CIPSiR: KNORUS, 2012. 112 s. [In Rus].