Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИНОЯЗЫЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК ФАКТОРУ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИНОЯЗЫЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК ФАКТОРУ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНОЯЗЫЧНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНОЯЗЫЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г.

Введение. В статье обосновывается роль иноязычной образовательной среды в развитии функциональной грамотности будущего учителя иностранного языка. Интегральный подход к изучению иноязычной образовательной среды позволяет рассматривать ее как совокупность когнитивного, личностного, социального и культурного аспектов, взаимосвязь которых создает условия для комплексного развития функциональной грамотности обучающегося в педагогическом вузе как образовательного показателя готовности студента к реализации профессиональных функций. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблемам профессиональной грамотности и образовательной среды, систематизация и обобщение полученных результатов, а также педагогическое моделирование. Методологическим основанием является интегральный подход к иноязычной образовательной среде, представляющий собой попытку интеграции различных областей знания. Результаты. Рассмотрены и уточнены понятия функциональной грамотности будущего учителя иностранного языка, иноязычной образовательной среды, представлена интегральная модель иноязычной образовательной среды. Такое междисциплинарное многоаспектное явление, как иноязычная образовательная среда, обеспечивает взаимодействие участников коммуникации с помощью иностранного языка как социального и культурного явления. Обсуждение. С позиций интегрального подхода иноязычная образовательная среда как фактор развития функциональной грамотности будущего учителя иностранного языка представляет собой интегральную сущность, структурные элементы которой детерминируют способы формирования профессиональной компетентности выпускника педагогического вуза. Заключение. Интегральная модель иноязычной образовательной среды в контексте функциональной грамотности будущего учителя иностранного языка направлена на развитие готовности студента к интеграции в профессионально-педагогическое сообщество с целью эффективного осуществления профессиональных функций. Применение интегральной модели в иноязычной образовательной среде способствует развитию функциональной грамотности, а также выявлению её потенциала для развития профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка. Основные положения: - функциональная грамотность будущего учителя иностранного языка определяется как готовность выпускника вуза к реализации профессиональных функций в области иноязычного образования на основе приобретенных профессиональных компетенций; - интегральный подход является методологической основой разработки интегральной модели иноязычной образовательной среды, являющейся фактором развития функциональной грамотности будущего учителя иностранного языка; - секторная структура иноязычной образовательной среды, носящая ассиметричный характер, является условием формирования различных типов личности будущего учителя иностранного языка и развития соответствующих аспектов его функциональной грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INTEGRAL APPROACH TO A FOREIGN LANGUAGE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS TO A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL LITERACY OF A FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHER

Introduction. The article substantiates the role of a foreign language educational environment in the development of functional literacy of a future foreign language teacher. An integral approach to the study of a foreign language educational environment allows us to consider it as a combination of cognitive, personal, social and cultural aspects, the relationship of which creates conditions for the integrated development of the functional literacy of a student in a pedagogical university as an educational indicator of a student's readiness to implement professional functions. Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the problems of professional literacy and the educational environment, the systematization and generalization of the results obtained, as well as pedagogical modeling. The methodological basis is an integral approach to the foreign language educational environment, which is an attempt to integrate various fields of knowledge. Results. The concepts of functional literacy of a future teacher of a foreign language, a foreign language educational environment are considered and clarified, an integral model of a foreign language educational environment is presented. Such an interdisciplinary multidimensional phenomenon as a foreign language educational environment ensures the interaction of communication participants with the help of a foreign language as a social and cultural phenomenon. Discussion . A foreign language educational environment as a factor in the development of functional literacy of a future foreign language teacher is an integral entity, the structural elements of which determine the ways of forming the professional competence of a graduate of a pedagogical university. Conclusion. It is concluded that the integral model of the educational environment in the context of the functional literacy of a future foreign language teacher is aimed at developing the student's readiness for integration into the professional pedagogical community in order to effectively perform professional functions. The application of the integral model in a foreign language educational environment contributes to the development of functional literacy, as well as to the identification of its potential for the development of professional competence of a future foreign language teacher. Highlights: Functional literacy of a future foreign language teacher is defined as the readiness of a university graduate to implement professional functions in the field of foreign language education based on acquired professional competencies; The integral approach is the methodological basis for the development of an integral model of a foreign language educational environment, which is a factor in the development of functional literacy of a future teacher of a foreign language; The sectoral structure of the foreign language educational environment, which is asymmetric in nature, is a condition for the formation of various personality types of the future teacher of a foreign language and the development of the relevant aspects of his functional literacy.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИНОЯЗЫЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК ФАКТОРУ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

а

«о

о £ о

в

а

«о 50 •О SJ

а ж

а

^

Si о

а" ж

S

£ §

£

Si hq

Научная статья

УДК 42/49 (07) : 378.973

ББК 81.2-9 : 74.480.26

DOI 10.25588/CSPU.2022.168.2.010

Е. Ю. Никитина1, О. Ю. Афанасьева2, М. Г. Федотова3

1ORCID № 0000-0001-9550-4700 Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка,

литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: elenaurievna@bk.ru

2ORCID № 0000-0001-9289-1573 Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой английской филологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогическийуниверситет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: afanasevaou@cspu.ru

3ORCID № 0000-0003-2033-1096 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: fedotovamg@cspu.ru

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИНОЯЗЫЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК ФАКТОРУ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация

Введение. В статье обосновывается роль иноязычной образовательной среды в развитии функциональной грамотности будущего учителя иностранного языка. Интегральный подход к изучению иноязычной образовательной среды поз© Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г., 2022

воляет рассматривать ее как совокупность когнитивного, личностного, социального и культурного аспектов, взаимосвязь которых создает условия для комплекс- К

ного развития функциональной грамотности обучающегося в педагогическом 1

р

вузе как образовательного показателя готовности студента к реализации профес- §

сиональных функций. Ы

Й!

Материалы и методы. Основными методами исследования являются ана- я

о

д

лиз научной литературы, посвященной проблемам профессиональной грамотности

тегральный подход к иноязычной образовательной среде, представляющий собой попытку интеграции различных областей знания.

дагогическое сообщество с целью эффективного осуществления профессиональных функций. Применение интегральной модели в иноязычной образовательной

иностранного языка.

Ключевые слова: будущий учитель иностранного языка; педагогический вуз; профессиональное образование; иноязычная подготовка; функциональная грамотность; профессиональная компетентность; образовательная среда; иноязычная образовательная среда; интегральный подход; интегральная модель иноязычной образовательной среды.

и образовательной среды, систематизация и обобщение полученных результатов, а *

к

также педагогическое моделирование. Методологическим основанием является ин- о

Результаты. Рассмотрены и уточнены понятия функциональной грамот- р

ности будущего учителя иностранного языка, иноязычной образовательной среды, °

а

представлена интегральная модель иноязычной образовательной среды. Такое |

ел

междисциплинарное многоаспектное явление, как иноязычная образовательная к

среда, обеспечивает взаимодействие участников коммуникации с помощью иност- Й

С р

ранного языка как социального и культурного явления. д

е

Обсуждение. С позиций интегрального подхода иноязычная образова- а

тельная среда как фактор развития функциональной грамотности будущего учителя ^

а

иностранного языка представляет собой интегральную сущность, структурные эле- т менты которой детерминируют способы формирования профессиональной компе-темности выпускника педагогического вуза.

Заключение. Интегральная модель иноязычной образовательной среды в контексте функциональной грамотности будущего учителя иностранного языка

у

направлена на развитие готовности студента к интеграции в профессионально-пе- нк

и

о н

аль

о* н

ру р

8

№ и

т и

¡0

среде способствует развитию функциональной грамотности, а также выявлению о её потенциала для развития профессиональной компетентности будущего учителя р

уд ду

е 1 о

а в о

Основные положения:

- функциональная грамотность будущего учителя иностранного языка определяется как готовность выпускника вуза к реализации профессиональных функций в области иноязычного образования на основе приобретенных профессиональных компетенций;

- интегральный подход является методологической основой разработки интегральной модели иноязычной образовательной среды, являющейся фактором развития функциональной грамотности будущего учителя иностранного языка;

- секторная структура иноязычной образовательной среды, носящая ас-симетричный характер, является условием формирования различных типов личности будущего учителя иностранного языка и развития соответствующих аспектов его функциональной грамотности.

1 Введение (Introduction)

Состояние современного общества, детерминированное геополитическими и социально-экономическими вызовами, определяет вектор поиска эффективных форм и средств обновления профессионально-педагогической подготовки учителя, в том числе учителя иностранного языка, с целью обеспечения одновременно ее стабильности и динамичного развития, заключающегося в создании образовательных сред, в которых задаются условия и возможности самореализации личности инди-

В новых условиях дидактика высшего профессионально-педагогического образования должна быть сориентирована на такой образовательный продукт, как функциональная грамотность выпускника

--§ вида.

в ^

а

50 50 •О О

| педагогического вуза, определяющая его способность к эффективной интеграции в профессиональную деятельность на основе комплекса

^ сформированных профессиональных компетенций, к самостоятельному

О

а- принятию решений в ситуациях неопределенности, к открытости и го-§

товности не только воспринимать, но и внедрять в педагогическую прак-^ тику педагогические инновации, к развитию функциональной грамот-^ ности обучающихся [1]. Исходя из этого, мы рассматриваем функцио-

нальную грамотность как интегрированным результат опыта взаимодействия участников образовательного процесса, как меру или степень 1

S

включения будущих учителей в квазипрофессиональную и профессио- ^ нальную деятельность с целью исполнения профессиональных функ- | ций.

Ориентация на функциональную грамотность как образовательный результат требует организации такой образовательной среды, которая бы гарантировала:

а) становление инновационной социально активной и ответственной личности будущего учителя;

б) сочетание познавательной, научно-исследовательской, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности будущего учителя с предметной специализацией в образовательном процессе;

в) связь автономности личности будущего учителя с различными видами сотрудничества в образовательном процессе; L

г) углубленное понимание будущим учителем всего комплекса средств воздействия на обучающихся с целью формирования необходимого уровня их функциональной грамотности.

Несмотря на то, что вопросы организации образовательной среды в достаточной степени представлены в научной литературе, ее интегральное изучение не получило полного освещения, а потому требует ^ внимательного рассмотрения [2; 3].

2 Материалы и методы (Materials and methods) |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными методами исследования выступают анализ психо- | лого-педагогической литературы по проблемам образовательной среды и функциональной грамотности учителя, обобщение, систематизация

|

о Й о

о

№ а

л *

а

а *

S §

8

№ К

S К

и интерпретация полученных результатов, а также педагогическое мо- о

о

§

делирование.

Методологическим основанием изучения сформулированной У проблемы является интегральный подход, который предполагает рас-

смотрение различных аспектов изучаемого явления как единого целого, дающего новое системное, целостное образование с новым качеством. Данный подход представляет собой попытку интеграции всех областей знания с целью установления истины, в основе которой лежит интегральный плюрализм, базирующийся на трех принципах, выдвинутых американским философом К. Уилбером: неисключения, объединения и оптимального взаимодействия.

На теоретическом уровне интегральная модель К. Уилбера включает пять компонентов: четыре сектора (индивидуальный внутренний, индивидуальный внешний, коллективный внутренний и коллективный внешний, рассматриваемые как четыре базовые точки зрения, которые необходимо учитывать для всестороннего изучения объекта или явления); линии развития объекта (например, развитие способностей или компетенций); уровни развития; состояния; типы. Технологическая составляющая данного подхода предполагает установление взаимодействия между всеми этими компонентами [4; 5]. По мнению авторов, интегральная модель является наиболее полной и точной, так как она позволяет описать любой объект, углубляет междисциплинарное и наддисциплинарное познание и облегчает взаимопонимание между представителями разных наук. ^ В российском педагогическом контексте широкое распростра-

нение получило понятие интегративного подхода, сравнение которого

с интегральным подходом свидетельствует о том, что они не исклюй

§ чают, а дополняют друг друга. Интегративный подход в педагогичес-^ ком знании можно рассматривать как частный случай общеинтеграль-

§ О

53

ж а

ной модели К. Уилбера. Интегральный подход носит всеобщий характер, применим к любым объектам и отличается большей детализиро-ванностью, что позволяет учесть большее количество факторов при рас-

|

¡и смотрении объекта исследования. Использование интегрального под-

§

хода открывает перспективу его экстраполяции на иноязычный обра-

зовательный процесс и разработку интегральной модели иноязычной образовательной среды [6]. 1

е

3 Результаты (Results)

g

Иноязычная образовательная среда представляет собой меж- |

£

дисциплинарное многоаспектное явление, которое мы рассматриваем ^ '

од

как комплекс условий и возможностей, обеспечивающий сопряжение О

коммуникативных деятельностей участников образовательного про- *

и|

цесса, вербализующих фрагменты научного знания, культуры, соци- |

ального пространства в их единстве и взаимообусловленности. ч|

о

Центральным звеном иноязычной образовательной среды, как и О любой другой, выступает взаимодействие участников коммуникации, 18

ее специфическую особенность. Следовательно, интегральная модель иноязычной образовательной среды должна опираться на понятия

ж о

к с

ре

языка как социального и культурного явления, вторичной языковой д

е

к а к а к

личности учителя иностранного языка как субъекта образовательной среды и функциональной грамотности будущего учителя как образовательного результата в качестве понятий интегральных объектов.

Исходя из положения о том, что личность, в том числе и вторичная языковая личность, формируется в познании, общении и деятельности, и, опираясь на матрицу К. Уилбера, мы считаем возможным ^ представить иноязычную образовательную среду как сущность и явле-

унк

ио

ние, рассредоточенные по четырем секторам, активизация которых н

ал

происходит в процессе коммуникативной деятельности. Такими секто- К

то

к

рами выступают когнитивный, культурный, социальный и личност- р

а

ный, которые в совокупности обеспечивают развитие функциональной н грамотности обучающегося. При этом стоит отметить, что феномен «иноязычная образовательная среда» не только присутствует во всех

§

секторах, но и пронизывает все уровни и измерения интегральной мо- у

е

дели. О

Когнитивный сектор интегральной модели иноязычной образовательной среды представляет собой фрагмент знания определенной предметной области. В нашем случае — это фрагмент языка как системы, с помощью средств которой - лексики, грамматики, фонетики -выражаются фоновые знания, культурные ценности, социальные события, а также строится сфера языкового сознания, выступающее в качестве инструмента формирования, хранения и переработки языковых знаков и выражаемых ими значений. Кроме основной функции — отражения действительности — языковое сознание осуществляет отбор средств коммуникации, помогающих ориентироваться в окружающей среде, специфика которой типизирует языковую личность как билинг-вальную, поликультурную, вторичную языковую или коммуникативную. Языковое сознание в структуре языковой личности представлено на вербально- семантическом уровне в формировании ощущений и восприятий; на тезаурусном уровне в виде лингвистических структур, где хранится информация; на прагматическом уровне в виде коммуникативных текстов.

Культурный сектор интегральной модели иноязычной образовательной среды связан с осмыслением культурно-специфической информации. Адекватная интерпретация культурно-специфических ^ смыслов является условием достижения взаимопонимания в рамках межкультурной коммуникации. Возникающий в процессе коммуникации межкультурный дискурс отражает всю палитру национально-куль-с

на турных ценностей, которые определяют специфику менталитета носи-^ теля иностранного языка. Однако у будущего учителя иностранного

Ю О

,а н и

языка необходимо формировать такую языковую личность, которая способна выйти за пределы своей культуры и приобрести качества медиатора культур, не утрачивая при этом собственной культурной иден-

ки и

сц тичности.

2>

Социальный сектор интегральной модели иноязычной образо-

вательной среды связан с тем, что язык играет важную роль в социализации личности, поскольку в нем отражен социальный опыт предшествующих поколений. Особенность процесса иноязычного общения состоит в том, что дискурсивная деятельность протекает в различных нормативно-ценностных системах, предопределенных гетерогенностью мышления и культуры. Для формирования вторичной языковой личности необходимо создавать условия для взаимодействия культур на основе выстраивания общих позиций и достижения консенсуса по отношению к оценке явлений и событий в родной и иноязычной культурах.

Личностный сектор интегральной модели иноязычной образо-

н т е 1р

аль

о* н

сг К!

а

о

о

К

К и

н ы

сг ч

н о

К о

бр

вательной среды имеет ориентацию на осмысление оценочного отно- а

о

шения к вновь приобретенным знаниям и социокультурному опыту, то а

е

есть на процесс рефлексии и саморефлексии, на процесс развития кри- ль

но

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тического мышления, которое выступает одним из критериев функци- к

с

ре

ональной грамотности и лежит в основе осознанного самосовершен- д

К

ствования личности. а

кК

а

к т оруК Кр

8

№ и

Развитие секторов иноязычной образовательной среды может иметь ассиметричный характер, результатом чего может быть типизация формируемой личности будущего учителя иностранного языка и акцентуация того или иного аспекта его функциональной грамотности.

|

Так, например, превалирование культурного сектора приводит к разви- ^

ун

тию качеств поликультурной личности, социального сектора — черт к

»К

ио

коммуникативной личности, доминирование когнитивного сектора обес- н печивает формирование вторичной языковой личности, а личностный сектор отвечает за развитие характеристик билингвальной личности.

Ассиметричный характер иноязычной образовательной среды является условием ее динамической трансформации в зависимости от поставленной задачи, иными словами, условием педагогического управления развитием того или иного аспекта функциональной грамот- У ности учителя — собственно лингвистического (когнитивного), комму-

у

никативного, социокультурного и т. п. Возвращаясь к компонентам интегральной модели К. Уилбера, следует отметить, что применительно к иноязычной образовательной среде уровнями ее развития как педагогического феномена можно считать локальный (уровень образовательного учреждения), региональный (уровень межкультурного общения), глобальный (уровень поликультурной коммуникации). Что касается линий развития, то под ними подразумевается развитие компетенций, а именно: иноязычной коммуникативной, дискурсивной, социокультурной и т.п., а также глобальных компетенций.

4 Обсуждение (Discussion)

Полученные результаты свидетельствуют о том, что иноязычная образовательная среда как фактор развития функциональной грамотности будущего учителя иностранного языка выступает в качестве сложного многосекторного явления, исследование которого требует учета широкого системного педагогического контекста. Выделенные на основе интегрального подхода структурные элементы данной образовательной среды позволяют определить пути и средства, необходимых для развития профессиональной компетентности будущего учи-

«

§ теля иностранного языка в целом и ее отдельных аспектов.

|

5 Заключение (Conclusion)

в

^ Проведенное исследование приводит нас к следующим выводам.

1. Интегральная модель иноязычной образовательной среды

а

^ обеспечивает развитие функциональной грамотности будущего учи-

ц

а

g теля иностранного языка. ^ 2. Идентифицированные на основе интегрального подхода

Si ci

а" ж s

структурные компоненты иноязычной образовательной среды позволяют выявить потенциал функциональной грамотности будущего учи-

§ теля иностранного языка и наметить направления ее развития.

к

¡и 3. Интегральный подход к построению иноязычной образова-

^ тельной среды позволяет в перспективе разработать критерии и показа-

2019 года. СПб. : Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2019.

тели функциональной грамотности как фактора развития профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка. к

те

6 Благодарности (Acknowledgеments) р

ал

Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО к

ы

«Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева», регистрационный номер заявки № МК-2022/50 от 28.04.2022, тема НИР «Развитие функциональной грамотности будущего учителя иностранного языка».

Л

ж о Kl о

о

№ а

Библиографический список

1. Юртаева О. А. Функциональная грамотность учителя - основа развития функциональной грамотности ученика // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. С. 316-317. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-uchitelya-osnova- |

о

razvitiya-funktsionalnoy-gramotnosti-uchenika (дата обращения: 25.03.2022). K

л

2. Менг Т. В. Программа образовательной среды как инструмент сопро- е

ее

вождения профессионального становления студентов в педагогическом вузе // к

к

Подготовка педагогов в контексте инновационных изменений в высшем образо- ^ вании : cборник статей научно-практической конференции «Организация опытно- а экспериментальной работы школ в контексте новых вызовов времени», 04 июня у

8

С. 162-169. |

s

3. Гибридная образовательная среда в образовательной подготовке учи- к

а

теля / Афанасьева О. Ю. [и др.] // Вестник Южно-Уральского государственного §

S

гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 6 (159). С. 7-18. к

ж

4. Уилбер К. Краткая история всего. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. - g

448 с. 0

к

5. Уилбер К. Теория всего. Интегральный подход к бизнесу, политике, ^

£

науке и духовности. М. : Рипол-классик, 2017. - 288 с.

6. Гаськова М. И. Эпистемологические ресурсы интегрального подхода о

о

К. Уилбера в применении к изучению иностранного языка // Вестник науки Сибири. 2017. № 4 (27). С. 56-73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/epistemologicheskie- f resursy-integralnogo-podhoda-k-uilbera-v-primenenii-k-izucheniyu-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 23.03.2022).

f

а

-S

е

г о

Ye. Yu. Nikitina1, O. Yu. Afanasjeva2, M. G. Fedotova3

^RCID No. 0000-0001-9550-4700 Professor (Full), Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Russian Language, Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: elenaurievna@bk.ru

2ORCID No. 0000-0001-9289-1573 Docent, Doctor of Pedagogic Sciences, Head of the Department of English Philology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: afanasevaou@cspu.ru

3ORCID No. 0000-0003-2033-1096 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor at the Department of English and Methods of Teaching English, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: fedotovamg@cspu.ru

AN INTEGRAL APPROACH TO A FOREIGN LANGUAGE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS TO A FACTOR 0 IN THE DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL LITERACY

£ OF A FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHER

ej

Abstract

Introduction. The article substantiates the role of a foreign language r educational environment in the development of functional literacy of a future

a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

o

a

50

^ foreign language teacher. An integral approach to the study of a foreign language educational environment allows us to consider it as a combination of cognitive, personal, social and cultural aspects, the relationship of which creates conditions for the integrated development of the functional literacy of a < student in a pedagogical university as an educational indicator of a student's readiness to implement professional functions.

£

Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the problems of professional literacy and the i educational environment, the systematization and generalization of the results obtained, as well as pedagogical modeling. The methodological basis is an integral approach to the foreign language educational environment, which is

ro

an attempt to integrate various fields of knowledge. a

h

Highlights:

Functional literacy of a future foreign language teacher is defined as the readiness of a university graduate to implement professional functions in the field of foreign language education based on acquired professional competencies;

a

Results. The concepts of functional literacy of a future teacher of a foreign language, a foreign language educational environment are considered CC and clarified, an integral model of a foreign language educational environment is presented. Such an interdisciplinary multidimensional phenomenon as a foreign language educational environment ensures the interaction of communication participants with the help of a foreign language as a social and cultural phenomenon. U

Discussion. A foreign language educational environment as a factor in the development of functional literacy of a future foreign language teacher is an integral entity, the structural elements of which determine the ways of form- n ing the professional competence of a graduate of a pedagogical university.

Conclusion. It is concluded that the integral model of the educational environment in the context of the functional literacy of a future foreign language teacher is aimed at developing the student's readiness for integration °

a

into the professional pedagogical community in order to effectively perform professional functions. The application of the integral model in a foreign language educational environment contributes to the development of functional literacy, as well as to the identification of its potential for the development of professional competence of a future foreign language teacher.

Keywords: Future teacher of a foreign language; Pedagogical university; Professional education; Foreign language training; Functional literacy; n professional competence; Educational environment; Foreign language educa tional environment; Integral approach; Integral model of a foreign language C

educational environment. n

a

3

3 &

C6

s

C6

3

a

S

The integral approach is the methodological basis for the development of an integral model of a foreign language educational environment, which is a factor in the development of functional literacy of a future teacher of a foreign language;

The sectoral structure of the foreign language educational environment, which is asymmetric in nature, is a condition for the formation of various personality types of the future teacher of a foreign language and the development of the relevant aspects of his functional literacy.

References

1. Yurtaeva O.A. (2021), Funkcional'naya gramotnost' uchitelya — osnova razvitiya funkcional'noj gramotnosti uchenika [The functional literacy of the teacher is the basis for the development of the functional literacy of the student], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 72-2, 316-317. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-uchitelya-osnova-razvitiya-funktsionalnoy-gramotnosti-uchenika (Accessed: 25.03.2022). (In Russian).

2. Meng T.V. (2019), Programma obrazovatel'noj sredy kak instrument soprovozhdeniya professional'nogo stanovleniya studentov v pedagog-icheskom vuze [The program of the educational environment as a tool to support the professional development of students in a pedagogical university], Sbornik statey nauchno-prakticheskoy konferentsii "Organizatsiya opytno-ek-sperimental'noy raboty shkol v kontekste novykh vyzovov vremeni" "Podgo-

"§ tovka pedagogov v kontekste innovatsionnykh izmeneniy v vysshem obra-eF

^ zovanii", 04 iyunya 2019 goda [A collection of articles of the scientific and practical conference "Organization of experimental work of schools in the context of new challenges of the time" "Training of teachers in the context of innovative changes in higher education"]. Tsentr nauchno-informatsionnykh

a ,g

a

50

a

R

^ tekhnologiy "Asterion", St. Petersburg, June 04, 162-169. (In Russian). ,s 3. Afanas'eva O.Yu., Smirnova M.V., Fedotova M.G. & Radyuk Yu.G.

Ö (2020), Gibridnaya obrazovatel'naya sreda v obrazovatel'noj podgotovke

J uchitelya [Hybrid learning environment in teacher education], Vestnik Yu-

^ zhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universi-

ß teta, 6 (159), 7-18. (In Russian).

Y

£

4. Uilber K. (2019), Kratkaya istoriya vsego [A brief history of eve-

rything], Mann, Ivanov and Ferber, Moscow, 448 p. (In Russian). i

nt

5. Uilber K. (2017), Teoriya vsego. Integral'nyj podhod k biznesu, poli- g

r

tike, nauke i duhovnosti [Theory of everything: An integral vision for business, S

ap

politics, science and spirituality], Ripol-classik, Moscow, 288 p. (In Russian). p

ro

6. Gas'kova M.I. (2017), Epistemologicheskie resursy integral'nogo a

h

Статья поступила в редакцию 27.04.2022; одобрена после рецен-

28.04.2022; accepted for publication 29.04.2022.

podhoda K. Uilbera v primenenii k izucheniyu inostrannogo yazyka [Epistemo-

logical resources of the integral approach of K. Wilber in application to the o

re

study of a foreign language], Vestnik nauki Sibiri, 4 (27), 56-73. Available at: g

n

l

a

ngua a

https://cyberleninka.ru/article/n/epistemologicheskie-resursy-integralnogo-podhoda-k-uilbera-v-primenenii-k-izucheniyu-inostrannogo-yazyka (Accessed: 23.03.2022). (In Russian). Л

о

a ^

зирования 28.04.2022; принята к публикации 29.04.2022. о'

a

The article was submitted 27.04.2022; approved after reviewing §

о

a

о &

a-

л

л

£ 3

5 л a

a

a

о ^

6

a

a

л

3

a

Pedagogical Sciences 181

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.